Canada-U.S. Relationship in the First Year of Biden’s Presidency: Expectations and Reality
Table of contents
Share
QR
Metrics
Canada-U.S. Relationship in the First Year of Biden’s Presidency: Expectations and Reality
Annotation
PII
S207054760018847-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena G. Komkova 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The beginning of the Biden’s presidency caused inflated expectations in Canada, not all of which were destined to come true. 

The main event of 2021 in Canada-U.S. relations was the signing of a Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership, which was seriously damaged during the presidency of Donald Trump.

The past year has shown that J. Biden, like his predecessor D. Trump, is an economic nationalist committed to "Buy American", who is not inclined to make trade and economic concessions even to the closest allies.

 

Keywords
Canada-U.S. relations, Biden’s Presidency, Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership, American protectionism, "Buy American"
Received
15.01.2022
Date of publication
28.02.2022
Number of purchasers
13
Views
893
Readers community rating
5.0 (1 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1

Введение

 

2021 год войдёт в историю канадско-американских отношений как первый год президентства демократа Дж. Байдена. Его приход к власти после проблемного четырёхлетия республиканца Д. Трампа был встречен в Канаде с надеждой и энтузиазмом1. Однако не всем этим ожиданиям суждено было сбыться.

1. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2020 г. и перспективы их развития при президенте Дж. Байдене // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 1 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 18.05.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5 [Komkova E. Canada-U.S. Relations in 2020 and Beyond // Russia and America in the 21st Century. – 2021. – Issue 1 [Electronic resource]. URL: >>> (circulation date: 18.05.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5].
2 Смена президентской администрации в США – даже с проблемной на дружественную – это всегда переломный момент, требующий полного напряжения сил и средств. Оттава должна постоянно напоминать Вашингтону о своей значимости и важности, в противном случае о её интересах будут просто забывать при принятии решений.
3 В 2021 г. установление контактов с демократической администрацией осложнялось двумя обстоятельствами: непризнанием президентом Д. Трампом победы Дж. Байдена на ноябрьских (2020 г.) выборах и пандемией коронавируса.
4 Члены команды Байдена не вступали в официальные отношения с представителями иностранных государств до дня инаугурации 20 января 2021 г. Канадская сторона была вынуждена посылать сигналы избранному президенту через дружественных Дж. Байдену сенаторов и конгрессменов. И только после 20 января Оттава получила возможность установить прямые контакты с членами команды Байдена.
5 Из-за пандемии короновируса, вылившейся в закрытие канадско-американской границы и ужесточение мер безопасности, не было никакой вереницы поездок премьер-министра и федеральных министров в Вашингтон, как это обычно бывает при смене администраций. Преобладающее значение в этих условиях приобрели контакты иного рода – по электронной почте, телефону и зуму.
6

Баланс достижений и неудач

 

Отношения двух стран в 2021 г. представляли собой причудливую смесь позитивных и негативных событий. При этом большая часть достижений ассоциировалась с политической сферой, а большая часть неудач – с торгово-экономической.

7 С одной стороны, администрация Дж. Байдена дала чётко понять, что она чтит сложившиеся за долгие годы традиции двусторонних отношений и считает Канаду ближайшим военно-политическим союзником. Можно привести следующие примеры действий в духе «особых отношений»:
8 – Дж. Трюдо стал первым зарубежным лидером, которому позвонил Дж. Байден после инаугурации;
9 – он также оказался первым зарубежным лидером, с которым президент США провёл свою первую виртуальную встречу, завершившуюся подписанием Дорожной карты по восстановлению двустороннего партнёрства (Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnershp) (февраль 2021 г.). Это – план развития двустороннего сотрудничества на все четыре года президентства Дж. Байдена (подробнее см. ниже);
10

– на состоявшейся в ноябре 2021 г. в Вашингтоне первой очной встрече лидеров двух стран Дж. Байден ещё раз повторил, «что отношения США с Канадой – одни из самых необременительных. Одни из самых лучших»2.

2. Panetta A. Trudeau U.S. Visit Delivers Wake-Up Call About New North American Reality // CBC News. 19.11.2021 URL: >>> (accessed 20.11.2021).
11

Помимо подписания Дорожной карты среди заметных событий в двусторонних отношениях в 2021 г. можно отметить следующие:

12 – совместное заявление о модернизации НОРАД (Объединённое командование аэрокосмической обороны Северной Америки), сделанное министерствами обороны двух стран (август);
13 – открытие с августа 2021 г. Канадой и с ноября месяца США государственной границы для полностью вакцинированных «неосновных» путешественников, то есть обычных граждан, следующих в соседнюю страну по личным делам или на отдых;
14 – проведение в Вашингтоне первой за последние пять лет Североамериканской встречи в верхах с участием премьер-министра Канады и президентов США и Мексики (ноябрь 2021 г.), которая призвана символизировать возрождение регионального сотрудничества.
15 Кроме того, при прямом содействии президента Дж. Байдена и после достижения Министерством юстиции США соглашения об отсрочке уголовного преследования финансового директора и дочери основателя компании «Хуавей» (Huawei) Мэн Ваньчжоу в сентябре 2021 г. в Канаду вернулись двое канадских граждан – бизнесмен Майкл Спейвор и бывший дипломат Майкл Ковриг. Оба провели в китайской тюрьме больше 2,5 лет по обвинению в шпионаже. Оттава считает их «политическими заложниками», которые были взяты для того, чтобы заставить её отказаться от экстрадиции в США задержанной в Канаде Мэн Ваньчжоу. Пекин же утверждает, что у него есть доказательства вины обоих «Майклов» (их дела были рассмотрены китайским судом в закрытом режиме) и признательные показания самих арестованных.
16 Дорожная карта по восстановлению партнёрства между США и Канадой – весьма примечательный документ. Он, во-первых, был разработан и принят в рекордные сроки – всего через месяц после вступления Дж. Байдена в должность президента, а во-вторых, представляет собой тщательно прописанный план работы на следующие четыре года. В Дорожной карте 6 разделов и 40 конкретных пунктов, и она охватывает не только двусторонние отношения, но и основные направления взаимодействия Канады и США на международной арене. На виртуальной встрече, в рамках которой эта дорожная карта принималась, помимо первых лиц присутствовали ещё два десятка членов кабинетов, включая министров финансов, транспорта, внутренней безопасности, спецпредставитель президента по климату, координатор по вопросам пандемии коронавируса, директор Национального экономического совета – всего 10 человек со стороны США и 11 со стороны Канады.
17 В числе наиболее заметных инициатив можно отметить следующие:
18
  • Начало реализации стратегии по укреплению безопасности канадско-американских цепочек поставок. Организация новой цепочки поставок по производству аккумуляторных батарей для электромобилей в Северной Америке. Подтверждение действия и расширение охвата объявленного в январе 2020 г. Совместного плана действий по сотрудничеству в области производства критически важных минералов (Canada-U.S. Critical Minerals Action Plan).
19
  • Модернизация Меморандума о взаимопонимании в области энергетики (Memorandum of understanding on energy) между Министерством энергетики США и Министерством природных ресурсов Канады с целью углубления сотрудничества в области «энергетического перехода», развития низкоуглеродного транспорта и внедрения инноваций в производство чистой энергии. Продолжение взаимодействия в рамках осуществляемой с июня 2019 г. Государственным департаментом США Инициативы в области управления энергетическими ресурсами (Energy Resource Governance Initiative).
20
  • Расширение сотрудничества в области континентальной обороны и в Арктике, включая модернизацию НОРАД; создание в этих целях нового формата 2+2 встреч министров иностранных дел и обороны двух стран.
21
  • Запуск американо-канадского Арктического диалога, призванного решать вопросы обеспечения континентальной безопасности, социально-экономического развития и управления Арктикой.
22
  • Возрождение ежегодных встреч лидеров США, Канады и Мексики в рамках Североамериканских саммитов (North American Leaders’ Summit).
23
  • Развитие взаимодействия в области продвижения демократии, защиты прав человека и обеспечение свободы СМИ в Западном полушарии и мире; обязательство Канады принять участие в Саммите за демократию (Summit for Democracy) и в Коалиции за свободу СМИ (Media Freedom Coalition).
24
  • Сближение подходов двух стран в отношении Китая.
25
  • Выражение общей озабоченности в связи с жестоким обращением с Алексеем Навальным, подавлением демократии в России, нарушением Россией суверенитета и территориальной целостности Украины, а также дестабилизацией положения в мире.
26
  • Выражение общей озабоченности в связи с глобальным миграционным кризисом, включая нестабильность и нерегулярную миграцию в Центральной Америке3.
3. Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership. 23.02.2021. URL: >>>  (accessed 24.02.2021).
27 Всё это несколько напоминает ситуацию пятидесятых–шестидесятых годов прошлого века, когда между Канадой и США действовали Совместный комитет по торгово-экономическим делам (1953–1970 гг.) (Joint Canada-United States Committee on Trade and Economic Affairs) и Комитет по совместной обороне (1958–1964 гг.) (Committee on Joint Defenсe). В работе первого комитета, собиравшегося на ежегодной основе, принимали участие министры иностранных дел, торговли, финансов, сельского хозяйства и природных ресурсов, в заседаниях второго – министры обороны, иностранных дел и финансов. Обе эти структуры представляли собой главные звенья межправительственного консультативного механизма.
28 Ещё одна уместная ассоциация – сравнение с тремя другими важными межгосударственными инициативами, выдвигавшимися в последние два десятилетия. Это канадско-американская Декларация об «умной границе» (Smart Border Declaration) – реакция на трагические события 11 сентября 2001 г. (декабрь 2001–2004 гг.); Североамериканское партнёрство в области безопасности и процветания (Security and Prosperity Partnership) – детище Дж. Буша-младшего и канадского премьер-министра П. Мартина (2005–2009 гг.); Декларация о периметре безопасности в Северной Америке и гармонизации некоторых регулирующих правил и норм (Beyond the Border and Regulatory Cooperation Council) – рамочное соглашение периода С. Харпера и Б. Обамы (2011 г.).
29

С другой стороны, администрация Дж. Байдена сразу же приняла ряд болезненных для Канады торгово-экономических решений. В числе самых первых были: отзыв выданного администрацией Трампа разрешения на строительство трансграничного нефтепровода Кистоун-XL (Keystone-XL), исполнительный указ президента об ужесточении применения принципа «Покупай американское», учреждение в Белом доме Управления «Сделано в Америке», призванного следить за тем, чтобы по госконтрактам закупалась только отечественная продукция. На горизонте и другие угрозы: претензии к Канаде по поводу ущемления прав американских экспортёров молочной продукции, чья расширенная доля на канадском рынке была зафиксирована в соглашении ЮСМКА (United States-Mexico-Canada Agreement, USMCA); попытки губернатора штата Мичиган запретить прокачку по своей территории нефти и газа по трубопроводу «Лайн-5» (Line 5) канадской компании «Энбридж» (Enbridge) по экологическим соображениям; предложение администрации Дж. Байдена, включённое в законопроект «Построим лучшую Америку» (Build Back Better Act), компенсировать отечественным покупателям электромобилей в дополнение к 7,5 тыс. долл. ещё 4,5 тыс. долл., если автомобиль произведён американскими рабочими, объединёнными в профсоюз. Последнюю меру Канада и Мексика считают противоречащей вступившему в силу в 2020 г. «новому НАФТА» – торговому соглашению ЮСМКА и ставящей под удар глубоко интегрированное автомобильное производство в Северной Америке. Экономический эффект от введения таких субсидий, по оценке заместителя премьер-министра Х. Фриланд и министра международной торговли Мэри Ын, может быть сравним с 34%-ной американской пошлиной на канадские электромобили4.

4. Цит. по: Zimonjic P. Canada Threatens U.S. with Tariffs, Partial Suspension of USMCA Over Electric Vehicle Tax Credit // CBC News 10.12.2021 URL: >>> (accessed 11.12.2021).
30 Остаётся в подвешенном состоянии длящийся уже четыре десятилетия спор о канадском экспорте в США пиломатериалов из деревьев хвойных пород. В ноябре 2021 г. Министерство торговли США приняло решение установить на этот вид продукции комбинированную (антидемпинговую и компенсационную) пошлину в размере 17,9%, что вдвое больше прежней.
31 США, со своей стороны, выражают недовольство намерением Канады ввести новый налог на цифровые услуги, если к 2024 г. на этот счёт не будет достигнута международная договорённость в рамках ОЭСР или «Двадцатки». Считается, что этот налог направлен против американских стриминговых сервисных компаний, таких как «Амазон» (Amazon) и «Нетфликс» (Netflix).
32

Технологии продвижения канадских интересов в США

 

За долгую историю отношений с США Канада как, наверное, никакая другая страна, научилась вести дела с доминантным соседом и получать от такого проблемного соседства максимальную пользу5.

5. Подробнее см.: Комкова Е.Г. Дипломатическая культура во взаимоотношениях США – Канада // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 7. С. 98–106. [Komkova E. Diplomatic Culture in the Canada-U.S. Model of Asymmetrical Relationship // World Economy and International Relations (Moscow)]. 2014. No. 7 (July). P. 98-106. (In Russ.).
33

Во времена президентства Д. Трампа эти навыки и умения, с одной стороны, прошли проверку боём, а с другой стороны, были подняты на новый, более высокий уровень6.

6. Комкова Е.Г. Первая встреча Дж. Трюдо и Д. Трампа в Вашингтоне: слагаемые канадского успеха // США & Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 6. С. 57-64. [Komkova E.G. First Washington Meeting between J. Trudeau and D. Trump: Components of Canadian Success // USA & Canada: economics, politics, culture]. 2017. № 6. P. 57–64.
34 Опыт первого года взаимодействия с администрацией Дж. Байдена показал, что из богатого арсенала мер по продвижению канадских интересов в США либеральное правительство Дж. Трюдо использовало следующие технологии:
35 – работа в США по многим каналам: премьер-министр – президент, МИД – Госдепартамент, Исполнительное управление президента США – Управление премьер-министра Канады, постоянное взаимодействие канадских официальных лиц с ключевыми членами американского Конгресса, использование наработанных контактов между канадскими провинциями и сопредельными американскими штатами, связи по линии приграничных городов, национальных бизнес-ассоциаций, объединённых североамериканских профсоюзов;
36 – «игра одной командой» (Team Canada), включающей в себя членов федерального кабинета, представителей провинций и территорий, бизнеса, профсоюзов. Цель такого формата – синергия месседжей, возможность говорить с американцами «одним голосом», чтобы исключить противоречия в высказываниях главных канадских игроков при лоббировании интересов в США;
37 – попытка переиначить популярные американские лозунги «Покупай американское» (Buy American) и «Построим лучшую Америку» (Build Back Better) в «Покупай североамериканское» (Buy North American) и «Построим лучшую Америку вместе» (Build Back Better Together);
38

– использование в качестве рычага на переговорах нового аргумента: Канада может стать для США альтернативным Китаю поставщиком редкоземельных и «критически важных» для «новой экономики» элементов7. Уже сегодня 13 из 35 минералов, которые США определяют как критически важные для своей национальной и экономической безопасности, импортируются из Канады. А в перспективе, согласно оценкам Министерства обороны США, Канада может развить свой ресурсный потенциал и стать поставщиком 23-х таких минералов8. (Напомним, что в годы премьерства С. Харпера (2006–2015 гг.) Канада позиционировала себя как великую энергетическую державу, но после достижения США энергетической самообеспеченности и начавшегося перевода экономики на «зелёные рельсы» эта аргументация потеряла былую актуальность);

7. Хорошилов Е.Е. Политика администрации Байдена и экономические интересы Канады // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 3 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 01.12.2021) [Khoroshilov E. Biden Administration and Canada's Economic Interests // Russia and America in the 21st Century. – 2021. – Issue 3 [Electronic resource]. DOI: 10.18254/S207054760017049-0

8. Building Resilient Supply Chains, Revitalizing American Manufacturing, and Fostering Broad-Based Growth. 100-Day Reviews under Executive Order 14017. A Report by White House. June 2021. P. 162. URL: >>> (accessed 01.07.2021).
39 – поиск точек соприкосновения в тех областях, где интересы двух стран совпадают и где Канада может быть полезной США. При Д. Трампе такими консенсусными направлениями считались поддержка среднего класса, малого и среднего бизнеса, женщин-предпринимательниц. При Дж. Байдене на первый план выходят защита демократических ценностей и противостояние авторитарным режимам, климатическая повестка, борьба с пандемией, запрет на использование принудительного труда при производстве товаров для мирового рынка;
40

– стремление возродить старые и/или создать новые механизмы взаимодействия, действующие на регулярной основе, чтобы постоянно оставаться в фокусе внимания действующей администрации. Примеры: инициация ежегодных встреч министров торговли Канады и Мексики с торговым представителем США в рамках Комиссии по свободной торговли ЮСМКА (май), запуск ежеквартальных встреч между канадским министром по делам инноваций, науки и промышленности и американским министром торговли (ноябрь)9, возобновление ежегодных североамериканских саммитов, которые не проводились с 2016 года (ноябрь 2021 г.);

9. Joint Readout on Cooperation between the U.S. Department of Commerce and Innovation, Science and Economic Development Canada. 03.11.2021 URL: >>> (accessed 04.11.2021).
41 – поиск влиятельных американских игроков, преследующих схожие с канадцами цели при возникновении споров и конфликтов, с которыми можно солидаризироваться при отстаивании интересов. Свежий пример – декабрьский (2021 г.) публичный отказ обладающего решающим голосом в Сенате демократа от штата Западная Вирджиния Джо Мэнчина от поддержки ключевого для байденовской администрации законопроекта «Построим лучшую Америку». Именно в этот обширный социально-экономический законопроект в качестве довеска было включено положение о государственном субсидировании покупок американцами отечественных электромобилей;
42

– готовность Канады выступать в торгово-экономических спорах с США не только в качестве просителя, но и истца в торговых арбитражах и трибуналах, а также использовать угрозу введения ответных импортных пошлин и/или применения других репрессалий. Так, в 2018 г. в ответ на установление администрацией Д. Трампа 25%-ной импортной пошлины на канадскую сталь и 10%-ной на алюминий по «соображениям национальной безопасности», Канада ввела точно такие же встречные пошлины на американскую сталь и алюминий плюс 10%-ную пошлину на отдельные американские товары потребительского назначения. Всего на сумму в 12,8 млрд долл.10 О намерении поступить таким же образом в ответ на повышение Вашингтоном комбинированной пошлины на импорт канадской древесины хвойных пород уже заявила заместитель премьер-министра и министр финансов Х. Фриланд11.

10. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА к переходу на личности // Россия и Америка в XXI веке. 2019. № 2. С. 2. [Komkova E. Canada-U.S. Relations in 2018: from NAFTA Re-Negotiation to Personal Insult // Russia and America in the 21st Century. 2019. Issue 1 (Electronic resource)]. URL: >>> (circulation date: 14.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7

11. Blanchfield M. Freeland Says Canada May Retaliate Against U.S. Softwood Lumber Duty Rate // Global News. 25.11.2021. URL:  >>>  (accessed 26.11.2021).
43

После безрезультатных торгово-экономических переговоров Дж. Трюдо с Дж. Байденом в Вашингтоне в ноябре Канада, судя по всему, сменила тактику и стала вести себя более решительно. Уже через неделю после возвращения Дж. Трюдо в Оттаву американской авиастроительной компании «Боинг» было объявлено, что её заявка на поставку истребителей «Супер хорнет» (Super Hornet) взамен устаревших канадских самолетов CF-18 на сумму в 19 млрд долл. не соответствует параметрам, указанным в правительственном тендере12. Были ужесточены некоторые формулировки в письмах-поручениях (mandate letters), которые Управление премьер-министра традиционно рассылает федеральным министрам. Ряд использованных в них оборотов («политика госзакупок на взаимной основе», «сбалансированность возможностей при осуществлении госзакупок», необходимость «более активного взаимодействия с США при разрешении двусторонних проблем в области торговли и протекционистских мер») были расценены американским агентством «Блумберг» как «заметная перемена в тоне премьер-министра, известного своей поддержкой системы “открытой торговли”» и «завуалированные угрозы политике “Покупай американское”, продвигаемой Дж. Байденом»13. В декабре 2021 г. Канада в соответствии с процедурой разрешения торговых споров, предусмотренной соглашением ЮСМКА, подала жалобу на решение США вдвое повысить импортную пошлину на канадские хвойные пиломатериалы14.

12. Berthiaume L. Boeing Told Its Bid to Sell Fighter Jets to Canada Did Not Meet Ottawa’s Requirements // The Globe and Mail. 25.11.2021 URL: >>> (accessed 26.11.2021).

13. Platt B. Trudeau Orders Ministers to Take Harder Line on U.S. Trade // Bloomberg. 16.12.2021. URL: >>> (accessed 17.12.2021).

14. Major D. Canada Challenging U.S. Softwood Tariffs under the New NAFTA Agreement // CBC News. 21.12.2021 URL: >>> (accessed 22.12.2021).
44

Заключение

 

В затяжном торге с Вашингтоном Оттава стремится обменять свою военно-политическую лояльность и поддержку инициатив США на международной арене на уступки в более важной для неё торгово-экономической области.

45

Главные приоритеты администрации Дж. Байдена связаны с внутренними социально-экономическими проблемами. В условиях низкого рейтинга президента, отсутствия единства внутри Демократической партии и усиления позиций республиканцев нынешняя администрация озабочена приближением промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2022 г., по итогам которых демократы рискуют потерять контроль над одной или даже двумя палатами Конгресса. Такая перспектива, как подметил один канадский обозреватель, «заставляет Байдена фокусироваться на внутренних проблемах, проводить протекционистскую политику и больше беспокоится о позициях демократов в Конгрессе, чем о сохранении дружеских отношений со своим ближайшим соседом»15.

15. Delacourt S. Donald Trump is on the Comeback Trail. Can Justin Trudeau Help Joe Biden Stop Him? // The Toronto Star. 7.12.2021. URL: >>>  (accessed 08.12.2021).
46

На международной арене США делают упор на противодействие таким угрозам, как изменение климата и пандемия, а также на противостояние Китаю. В региональном плане в центре внимания Вашингтона находится Мексика, куда, как считается, по-прежнему утекают американские инвестиции и рабочие места и через территорию которой в Америку попадают караваны нелегальных мигрантов. По мнению одного хорошо информированного обозревателя, «задача Канады сегодня заключается в том, чтобы прокладывать курс в мире, в котором американцы формулируют свою политику с фокусировкой на Китай и Мексику, а Канаде наносится сопутствующий ущерб, который Вашингтон либо не замечает, либо оказывается слишком занятым, чтобы беспокоиться»16.

16. Panetta A. Op. cit.
47 Некоторые эксперты полагают, что Канада сама виновата в том, что её влияние в Вашингтоне сокращается и что с ней считаются меньше, чем раньше.
48 Одни обвиняют её в том, что она недостаточно участвует в таких прежде знаковых для неё сферах деятельности, как операции по поддержанию мира, оказание помощи развивающимся странам или континентальная оборона.
49 Другие, как бывший премьер-министр С. Харпер, упрекают её в том, что она не воспользовалась переговорами по перезаключению НАФТА для того, чтобы вернуться в отношениях с США на стезю двусторонней, без Мексики, свободной торговли.
50 Третьи полагают, что Оттава разочаровала Вашингтон своей беззубой политикой в отношении Китая и тем, что затянула с решением о запрете участия компании «Хуавей» в создании системы пятого поколения (5G) в Канаде.
51

Подводя итоги, можно констатировать, что мировоззренческая близость канадских либералов и американских демократов, а также хорошие личные отношения между премьер-министром Канады и президентом США не привели автоматически к безоблачным отношениям между двумя странами. Даже после ухода Трампа, «для Америки Байдена Канада всё равно остаётся далёкой страной»17.

17. Clark C. After Trump, Canada is Still a Faraway Place to Joe Biden’s America // The Globe and Mail. 12.11.2021. URL: >>>  (accessed 13.11.2021).
52 При президенте Дж. Байдене политические контакты между двумя соседними государствами стали более уважительными, предсказуемыми и ровными, но противоречия в торговле никуда не исчезли, а по ряду вопросов и обострились.

References

1. Komkova E.G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2020 g. i perspektivy ikh razvitiya pri prezidente Dzh. Bajdene // Rossiya i Amerika v XXI veke. – 2021. – Vypusk № 1 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760014735-5-1/ (data obrascheniya: 18.05.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5 [Komkova E. Canada-U.S. Relations in 2020 and Beyond // Russia and America in the 21st Century. – 2021. – Issue 1 [Electronic resource]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760014735-5-1/ (circulation date: 18.05.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5].

2. Panetta A. Trudeau U.S. Visit Delivers Wake-Up Call About New North American Reality // CBC News. 19.11.2021 URL: https://www.cbc.ca/news/world/trudeau-us-analysis-nals-1.6254958 (accessed 20.11.2021).

3. Roadmap for a Renewed U.S.-Canada Partnership. 23.02.2021. URL: https://pm.gc.ca/en/news/statements/2021/02/23/roadmap-renewed-us-canada-partnership (accessed 24.02.2021).

4. Tsit. po: Zimonjic P. Canada Threatens U.S. with Tariffs, Partial Suspension of USMCA Over Electric Vehicle Tax Credit // CBC News. 10.12.2021 URL: https://www.cbc.ca/news/politics/freeland-ng-threatens-us-senators-1.6281713 (accessed 11.12.2021).

5. Podrobnee sm.: Komkova E.G. Diplomaticheskaya kul'tura vo vzaimootnosheniyakh SShA – Kanada // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 7. S. 98–106. [Komkova E. Diplomatic Culture in the Canada-U.S. Model of Asymmetrical Relationship // World Economy and International Relations (Moscow)]. 2014. No. 7 (July). P. 98-106. (In Russ.).

6. Komkova E.G. Pervaya vstrecha Dzh. Tryudo i D. Trampa v Vashingtone: slagaemye kanadskogo uspekha // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 6. S. 57-64. [Komkova E.G. First Washington Meeting between J. Trudeau and D. Trump: Components of Canadian Success // USA & Canada: economics, politics, culture]. 2017. № 6. P. 57–64.

7. Khoroshilov E.E. Politika administratsii Bajdena i ehkonomicheskie interesy Kanady // Rossiya i Amerika v XXI veke. – 2021. – Vypusk № 3 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760017049-0-1/ (data obrascheniya: 01.12.2021) [Khoroshilov E. Biden Administration and Canada's Economic Interests // Russia and America in the 21st Century. – 2021. – Issue 3 [Electronic resource]. DOI: 10.18254/S207054760017049-0 URL: https://rusus.jes.su/s207054760017049-0-1/ (circulation date: 01.12.2021). DOI: 10.18254/S207054760017049-0

8. Building Resilient Supply Chains, Revitalizing American Manufacturing, and Fostering Broad-Based Growth. 100-Day Reviews under Executive Order 14017. A Report by White House. June 2021. P. 162. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/06/100-day-supply-chain-review-report.pdf (accessed 01.07.2021).

9. Joint Readout on Cooperation between the U.S. Department of Commerce and Innovation, Science and Economic Development Canada. 03.11.2021 URL: https://www.commerce.gov/news/press-releases/2021/11/joint-readout-cooperation-between-us-department-commerce-and-innovation (accessed 04.11.2021).

10. Komkova E.G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2018 g.: ot peresmotra NAFTA k perekhodu na lichnosti // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. № 2. S. 2. [Komkova E. Canada-U.S. Relations in 2018: from NAFTA Re-Negotiation to Personal Insult // Russia and America in the 21st Century. 2019. Issue 1 (Electronic resource)]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760004628-7-1/ (circulation date: 14.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7

11. Blanchfield M. Freeland Says Canada May Retaliate Against U.S. Softwood Lumber Duty Rate // Global News. 25.11.2021. URL: https://globalnews.ca/news/8403137/softwood-lumber-canada-retaliate/ (accessed 26.11.2021).

12. Berthiaume L. Boeing Told Its Bid to Sell Fighter Jets to Canada Did Not Meet Ottawa’s Requirements // The Globe and Mail. 25.11.2021 URL: https://www.theglobeandmail.com/business/article-boeing-told-its-bid-to-sell-fighter-jets-to-canada-did-not-meet/ (accessed 26.11.2021).

13. Platt B. Trudeau Orders Ministers to Take Harder Line on U.S. Trade // Bloomberg. 16.12.2021. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-12-16/trudeau-orders-top-ministers-to-take-harder-line-on-u-s-trade?sref=7iNjhqyV (accessed 17.12.2021).

14. Major D. Canada Challenging U.S. Softwood Tariffs under the New NAFTA Agreement // CBC News. 21.12.2021 URL: https://www.cbc.ca/news/politics/canada-challenging-u-s-softwood-tariffs-new-nafta-1.6293535 (accessed 22.12.2021).

15. Delacourt S. Donald Trump is on the Comeback Trail. Can Justin Trudeau Help Joe Biden Stop Him? // The Toronto Star. 7.12.2021. URL: https://www.thestar.com/politics/political-opinion/2021/12/07/donald-trump-is-on-the-comeback-trail-can-justin-trudeau-help-joe-biden-stop-him.html (accessed 08.12.2021).

16. Panetta A. Op. cit.

17. Clark C. After Trump, Canada is Still a Faraway Place to Joe Biden’s America // The Globe and Mail. 12.11.2021. URL: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-three-amigos-meeting-biden-trudeau/ (accessed 13.11.2021).

Comments

Write a review
Translate