Biden Administration and Canada's Economic Interests
Table of contents
Share
Metrics
Biden Administration and Canada's Economic Interests
Annotation
PII
S207054760017049-0-1
DOI
10.18254/S207054760017049-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgeny Khoroshilov 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In the XXI century, there is a slight decline in the importance of the United States for Canada as an economic partner, but the United States remain the main external force influencing the development of the Canadian economy. Canada is interested in unhindered access of its goods to the American market, free flow of capital between the two countries, the development of North American economic integration and, most importantly, in sustainable economic growth in the United States. If the economic policy of the Joe Biden administration ensures the dynamic development of the American economy, then this will have a positive impact on the Canadian economy. At the same time, a number of provisions of Biden's economic strategy, such as raising the corporate income tax, strengthening control over mergers and acquisitions, and the "Buy American" policy, contradict Canadian economic interests. At first glance, the Biden administration's commitment to combating climate change is also negative for Canada. However, a number of Canadian stakeholders may also become beneficiaries of the new "green" course of the American economy. In general, the Canadian establishment believes that Canada’s national interests are in further integration of the US and Canadian economies. The Biden administration's tenure in the White House is unlikely to be an obstacle to this process.

Keywords
Canada, USA, US-Canadian relations, Biden
Received
20.07.2021
Date of publication
13.10.2021
Number of purchasers
1
Views
151
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Победа Джо Байдена на выборах президента США была встречена официальной Оттавой и большей частью канадского истеблишмента с чувством глубокого удовлетворения1. И это несмотря на то, что и для официальной Оттавы, и для канадского истеблишмента было очевидным, что реализация ряда положений предвыборной программы Байдена нанесёт ущерб канадской экономике.

1. Подробнее см.: Комкова Е. Г. Канадско-американские отношения в 2020 г. и перспективы их развития при президенте Дж. Байдене. Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 1 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 20.08.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5
2

Действительно, президент Байден одним из первых своих исполнительных указов отменил разрешение на строительство стратегически важного для Канады инфраструктурного проекта – нефтепровода «Кистоун экс-эль» (Keystone XL). Кроме того, новая администрация Белого дома поддержала протекционистскую политику «Покупай американское» (Buy American), которая несколько ограничивает доступ канадских товаров на американский рынок.

3 Однако и «Кистоун экс-эль», и «Покупай американское» – это хотя и заметные, но частные проблемы американо-канадских экономических отношений. Как же политика администрации Байдена соотносится с экономическими интересами Канады в целом?
4

Экономические интересы Канады и экономика США

 

На протяжении почти всей истории Канады её экономика теснейшим образом связана с экономикой Соединённых Штатов Америки. По точному замечанию российских учёных-канадоведов Е.Г. Комковой и В.И. Соколова, «путь к преуспеянию сопряжён в Канаде» с «постоянным балансированием между национальными интересами и интересами могущественного соседа – США, “присутствие” которого в экономике Канады приносит как позитивные, так и негативные результаты»2. Хотя в XXI веке наблюдается некоторое снижение значения Соединённых Штатов для Канады как экономического партнёра, южный сосед, без всякого сомнения, является самой мощной внешней силой, влияющей на развитие канадской экономики.

2. Канада: взгляд из России / отв. ред. В.И. Соколов. – М.: «Анкил», 2002, 288 с. С. 5.
5 США остаются основным рынком сбыта для канадских товаров. С 2000 по 2020 г. экспорт Канады на американский рынок вырос с 359 млрд до 383 млрд кан. долл. (табл. 1). Однако доля Соединённых Штатов в канадском экспорте за эти годы сократилась с 86,9% до 73,4%.
6 За указанный период заметно упала доля США и в канадском импорте. Если в 2000 г. она составляла 64,4%, то в 2020 г. – только 48,7% (табл. 1). Тем не менее, в абсолютных цифрах поставки американских товаров на рынок Канады в 2000–2020 гг. росли даже более высокими темпами, чем канадский экспорт в США, увеличившись на 14,8%, до 264 млрд кан. долларов.
7 В целом на Соединённые Штаты всё ещё приходится более 60% внешнеторгового оборота Канады, и есть все основания полагать, что в обозримой перспективе США сохранят свой статус главного торгового контрагента Канады.
8

Таблица 1.

Международная торговля Канады

  2000 г. 2020 г. Прирост за период, %
Млрд кан. долл. Доля, % Млрд кан. долл. Доля, %
Экспорт Все страны 413 100,0 522 100,0 26,4
США 359 86,9 383 73,4 6,7
Импорт Все страны 357 100,0 542 100,0 51,8
США 230 64,4 264 48,7 14,8

Рассчитано по: Government of Canada. Trade Data Online. Available at: >>> (дата обращения: 20.08.2021)

9 Соединённые Штаты остаются и ведущим партнёром Канады в сфере обмена прямыми инвестициями. В 2000–2020 гг. накопленные прямые американские инвестиции в Канаде выросли со 194 млрд до 457 млрд кан. долл., или почти в 2,4 раза. При этом доля США в привлечённых Канадой прямых инвестициях за указанный период снизилась – с 60,8% до 43,7% (табл. 2).
10 Накопленные прямые инвестиции Канады в США в XXI веке росли более высокими темпами, по сравнению с американскими в Канаду. С 2000 по 2020 г. вложения канадских компаний в бизнес к югу от американо-канадской границы увеличились почти в 3,3 раза, достигнув 669 млрд кан. долл. (табл. 2). Доля Соединённых Штатов в канадском экспорте прямых инвестиций за указанный период снизилась незначительно – на 4,4 процентных пункта, до 45,5%.
11 Обращает на себя внимание тот факт, что, если в начале этого века США были нетто-экспортёром прямых инвестиций в Канаду, то сегодня накопленные канадские прямые инвестиции в Соединённых Штатах превышают американские накопленные прямые инвестиции в Канаде. Причём положительное сальдо Канады по этому показателю весьма значительно и составляет 212 млрд кан. долл. (табл. 2).
12

Таблица 2.

Международная инвестиционная позиция Канады: накопленные прямые инвестиции

  2000 г. 2020 г. Прирост за период, %
Млрд кан. долл. Доля, % Млрд кан. долл. Доля, %
Исходящие Все страны 357 100,0 1469 100,0 311,5
США 178 49,9 669 45,5 275,8
Входящие Все страны 319 100,0 1046 100,0 227,9
  США 194 60,8 457 43,7 135,6

Рассчитано по: Table 36-10-0008-01 International investment position, Canadian direct investment abroad and foreign direct investment in Canada, by country, annual (x 1,000,000). Statistics Canada. Available at: >>> (дата обращения: 20.08.2021)

13

В целом Канада, с одной стороны, относится, как отмечает отечественный исследователь Л.А. Немова, «к числу стран, наиболее активно участвующих в международной торговле, инвестиционных и технологических обменах»3. С другой стороны, среди ведущих экономик мира зависимость Канады от отношений с одним экономическим партнёром беспрецедентна.

3. Немова Л.А. Внешняя торговля Канады в эпоху глобальной нестабильности. США & Канада: экономика, политика, культура 2020; 50(12): 72-83. DOI: 10.31857/S268667300012649-3
14 В связи с этим, не удивительно, что главный экономический интерес Канады – это устойчивый экономический рост в США. Трудно представить себе ситуацию, когда одновременно американская экономика находится в рецессии или стагнации, а канадская экономика процветает. В то же время именно экономический рост в США традиционно является локомотивом роста канадской экономики.
15

Кроме того, Канада, естественно, весьма заинтересована как в беспрепятственном доступе своих товаров на рынок США, так и в развитии североамериканской экономической интеграции – даже несмотря на всю турбулентность этого процесса при президенте Дональде Трампе и «перекройку» НАФТА в Соглашение США – Мексика – Канада (United States–Mexico–Canada Agreement).

16 И, наконец, не менее чем в свободной торговле с США, Оттава заинтересована в беспрепятственном движении капитала между двумя странами. С одной стороны, канадский бизнес, будучи нетто-экспортёром инвестиций, нуждается в ёмком, понятном и близком для себя во всех отношениях американском рынке для приложения своего капитала. С другой стороны, Канада заинтересована в привлечении американских капиталовложений в передовые отрасли промышленности и сектор высоких технологий.
17

Стратегия Байдена: ключевые аспекты для Канады

 

Сегодня, как подчёркивает российский учёный – специалист по американской экономике В.Б. Супян, «беспрецедентный кризис 2020 г. и приход к власти президента Дж. Байдена кардинально меняют социально-экономическую ситуацию в США, знаменуют переход к резкому усилению роли государства в экономике»4. Если экономическая стратегия президента Байдена с её масштабными бюджетными вливаниями в экономику и сопутствующим ростом бюджетного дефицита и государственного долга сработает и обеспечит США устойчивый экономический рост, то это, скорее всего, позитивным образом скажется и на экономике Канады. Если нет – то канадскую экономику, как и экономику Соединённых Штатов, ожидают тяжёлые времена.

4. Супян В. Б. Экономическая стратегия Дж. Байдена: возвращение «большого государства». США & Канада: экономика, политик, культура. 2021. № 7. C. 5-18. DOI: 10.31857/S268667300015570-7
18

Важную роль для Канады играет приверженность администрации Байдена новому Соглашению США – Мексика – Канада (ЮСМКА). «И администрация Д. Трампа, которая перезаключила ЮСМКА, и администрация Дж. Байдена, которая приняла от неё эстафету, рассматривают это соглашение как американский успех»5, что позволяет Оттаве надеяться на относительную стабильность условий торговли со своим главным экономическим партнёром.

5. Комкова Е.Г. ЮСМКА при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена: сходство и различия в подходах. США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. C. 90-94. DOI: 10.31857/S268667300015579-6
19 Вместе с тем, надо отметить, что ряд положений экономической стратегии Байдена противоречит экономическим интересам Канады.
20 Во-первых, план Байдена предусматривает повышение налога на прибыль корпораций с 21 до 28% и отмену федеральных налоговых вычетов для нефтегазовых компаний. Эти налоговые новации окажут негативное влияние на прибыльность американского бизнеса ведущих канадских финансовых институтов и корпораций, многие из которых располагают крупными дочерними предприятиями в США.
21

Во-вторых, определённые сложности для канадского бизнеса в Соединённых Штатах может создать исполнительный указ президента Байдена от 9 июля 2021 г. о поощрении конкуренции в американской экономике6. Предусмотренные этим документом меры затруднят проведение крупных слияний и поглощений на американском рынке, а в последние годы канадский капитал участвует в такого рода сделках самым активным образом.

6. См. Executive Order on Promoting Competition in the American Economy. July 09, 2021. The White House. Available at: >>> (дата обращения: 20.08.2021).
22

Интересно, что именно сейчас за крупную американскую железнодорожную компанию «Канзас-Сити саузерн» (Kansas City Southern) ожесточённо борются два канадских железнодорожных гиганта – «Кэнэдиен пэсифик рэйлвэй» (Canadian Pacific Railway) и «Кэнэдиен нэшнл рэйлвэй» (Canadian National Railway), причём на первый план в этой схватке выдвинулись проблемы соблюдения антитрестовского законодательства США и вопросы, связанные с необходимостью одобрения сделки, чья стоимость может составить 30–35 млрд долл., регуляторами.

23

В-третьих, на первый взгляд негативна для Канады нацеленность администрации Байдена на борьбу с изменением климата, в том числе и на переход к 2035 г. к углеродно-нейтральной энергетике. Канада экспортирует в США 80% всей добываемой нефти7, и реализация «климатических» планов новой американской администрации может нанести сокрушительный удар по канадской нефтегазовой промышленности.

7. Frustrated Canada presses White House to keep Great Lakes oil pipeline open. Reuters. 28.04.2021. Available at: >>> (дата обращения: 20.08.2021).
24 Попытки Канады увеличить экспорт на американский рынок нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом уже наталкиваются в США на сильное противодействие. Как отмечалось выше, в начале этого года Белым домом было заблокировано строительство трубопровода «Кистоун экс-эль». Несколько ранее штат Мичиган по экологическим соображениям запретил использование соединяющего Канаду с США нефтепровода, который пролегает по дну пролива Макино.
25 Справедливости ради, следует отметить, что целый ряд канадских интересантов могут стать бенефициарами нового «зелёного» курса американской экономики.
26

Например, канадский капитал широко представлен в американской возобновляемой энергетике. В частности, канадская инвестиционная группа «Брукфилд эссет менеджмент» (Brookfield Asset Management) является одним из крупнейших владельцев гидро-, ветро- и солнечных электростанций в США.

27 Одновременно Канада поставляет на американский рынок электроэнергию, вырабатываемую собственными гидроэлектростанциями. В этой связи, от расширения использования «зелёной» электроэнергии в США может получить преимущества, например, провинция Квебек, где особенно развита гидроэнергетика.
28 Кроме того, американские автомобильные компании намерены перепрофилировать ряд своих автозаводов в Канаде на производство электромобилей. Инвестируют в производство электромобилей и канадские фирмы. Благодаря этому Канада может выиграть от политики администрации Байдена по стимулированию продаж электромобилей.
29 Таким образом, «зелёный поворот» американской экономики – это, с одной стороны, крайне негативный сценарий для канадских «нефтегазовых» провинций Альберты и Саскачевана. С другой стороны, провинции Квебек и Онтарио с их мощной гидроэнергетической инфраструктурой и планами развития электромобилестроения могут от «зелёного» курса США даже выиграть. Такое развитие событий вряд ли будет способствовать сглаживанию в Канаде межпровинциальных противоречий и снижению сепаратистских настроений на западе страны.
30 Имеет свои риски для Канады поддерживаемая администрацией Байдена политика «Покупай американское». Однако в Канаде надеются, что в конечном счёте «Покупай американское» не станет существенным препятствием ни для канадского экспорта в США, ни для участия канадских компаний в освоении огромных инвестиций в развитие американской инфраструктуры, предусмотренных экономической стратегией Байдена. Канадские деловые круги полагаются как на здравый смысл Белого дома и понимание им взаимосвязанности американской и канадской экономик, так и на идеологическую близость, в частности по вопросам изменения климата, Байдена с премьер-министром Канады Джастином Трюдо и его наиболее вероятными приемниками на этом посту.
31 Что касается канадских связей с третьими странами, то политика администрации Байдена на китайском направлении будет оказывать негативное влияние на и так ухудшающиеся канадско-китайские отношения, в том числе в сфере торговли, инвестиций и проектов в Арктике. Китай за последние годы стал для Канады очень значимым экономическим партнёром, и канадский бизнес уже несёт существенные убытки из-за деградации отношений Оттавы и Пекина.
32 Одновременно администрация Байдена намерена продолжить начатый ещё при Дональде Трампе курс на обеспечение американской промышленности собственным производством редкоземельных металлов. На этом рынке сегодня доминирует как раз Китай, что перестало устраивать Вашингтон. Под собственным производством в США понимаются проекты как в самой Америке, так и в Канаде. Это обеспечит канадскому горнодобывающему сектору дополнительные инвестиции со стороны южного соседа.
33

Заключение

 

Для Канады с точки зрения её экономических интересов политика администрации Байдена имеет свои плюсы и минусы. На данном этапе вряд ли можно просчитать, выиграет или проиграет канадская экономика от прихода в Белый дом демократов. Многое будет зависеть от того, удастся ли команде президента Байдена вывести Соединённые Штаты на траекторию устойчивого экономического роста, предотвратив коллапс американской экономики под тяжестью огромного бюджетного дефицита, рекордного государственного долга, беспрецедентного увеличения денежной массы, растущих инфляционных ожиданий и возможного сдувания «пузырей» на фондовых рынках.

34 В целом же и при Трампе, и при Байдене канадский истеблишмент связывал и связывает экономические интересы своей страны с дальнейшей интеграцией экономик США и Канады. Пребывание в Белом доме текущей демократической администрации вряд ли станет препятствием для этого процесса. В таком контексте политика администрации Байдена не угрожает долгосрочным экономическим интересам Канады, во всяком случае, в их трактовке канадскими правящими кругами.

References

1. Podrobnee sm.: Komkova E. G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2020 g. i perspektivy ikh razvitiya pri prezidente Dzh. Bajdene. Rossiya i Amerika v XXI veke. – 2021. – Vypusk № 1 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760014735-5-1/ (data obrascheniya: 20.08.2021). DOI: 10.18254/S207054760014735-5

2. Kanada: vzglyad iz Rossii / otv. red. V.I. Sokolov. – M.: «Ankil», 2002, 288 s. S. 5.

3. Nemova L.A. Vneshnyaya torgovlya Kanady v ehpokhu global'noj nestabil'nosti. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura 2020; 50(12): 72-83. DOI: 10.31857/S268667300012649-3

4. Supyan V. B. Ehkonomicheskaya strategiya Dzh. Bajdena: vozvraschenie «bol'shogo gosudarstva». SShA & Kanada: ehkonomika, politik, kul'tura. 2021. № 7. C. 5-18. DOI: 10.31857/S268667300015570-7

5. Komkova E.G. YuSMKA pri administratsiyakh D. Trampa i Dzh. Bajdena: skhodstvo i razlichiya v podkhodakh. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2021. № 7. C. 90-94. DOI: 10.31857/S268667300015579-6

6. Sm. Executive Order on Promoting Competition in the American Economy. July 09, 2021. The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/07/09/executive-order-on-promoting-competition-in-the-american-economy/ (data obrascheniya: 20.08.2021).

7. Frustrated Canada presses White House to keep Great Lakes oil pipeline open. Reuters. 28.04.2021. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/frustrated-canada-presses-white-house-keep-great-lakes-oil-pipeline-open-2021-04-26/ (data obrascheniya: 20.08.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate