Новейшие изменения во внешней политике Канады: три перспективы
Новейшие изменения во внешней политике Канады: три перспективы
Аннотация
Код статьи
S207054760030153-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Комкова Елена Геннадиевна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В последнее время у Канады испорчены отношения с целым рядом влиятельных государств – и это не только Россия, но и Китай, Индия, Саудовская Аравия, Иран. Выход из этого нехарактерного для державы «среднего ранга» положения Канада ищет в корректировке своей доктрины и внешнеполитического курса. Но в отличие от прежних времён речь идёт не о подготовке Белой книги правительства. С концептуальными оценками и предложениями выступают члены правительства в личном качестве – заместитель премьер-министра Х. Фриланд и министр иностранных дел М. Джоли. Третий участник заочной дискуссии – начальник Штаба обороны Вооружённых сил Канады генерал У. Эйр. Чью сторону примет Дж. Трюдо и будет ли он вообще обозначать свои предпочтения? Ответ пока не очевиден.

Ключевые слова
Канада, внешнеполитическая стратегия, Х. Фриланд, М. Джоли, У. Эйр, френдшоринг, «прагматичная дипломатия»
Классификатор
Получено
02.02.2024
Дата публикации
29.02.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
196
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В последние несколько лет Оттава достаточно неожиданно для себя столкнулась с обострённой реакцией некоторых ключевых стран на свои заявления и действия.

2

Отсчёт можно начать с Саудовской Арав– крупнейшего после США покупателя канадского оружия, которая в ответ на твит Х. Фриланд в августе 2018 г. с призывом к немедленному освобождению гражданских активистов Раифа Бадави (Raif Badawi) и его сестры Самар (Samar Badawi) обвинила Канаду во вмешательстве во внутренние дела, выслала посла этой страны из Эр-Рияда и отозвала своего посла из Оттавы. Также были отменены все рейсы саудовских авиакомпаний в Торонто, прекращена выплата государственных стипендий 16 тыс. саудовских студентов, обучавшихся в канадских университетах, и остановлена вся новая двусторонняя торговля за исключением поставок нефти. Согласно оценке президента неправительственной организации «Центр Кавакиби», это был первый случай, когда Саудовская Аравия в столь жёсткой эмоциональной форме отреагировала на действия западной страны1.

1. Est tu quoque, Trudeau? How Saudi Trolls Slammed Canada in a Diplomatic Spat // CBC News. 10.08.2018. Available at: >>> (accessed 20.01.2024).
3

Затем последовало резкое ухудшение отношений с Китаем из-за задержания Канадой в 2018 г. по просьбе США финансового директора и дочери основателя компании «Хуавей» (Huawei) Мэн Ваньчжоу. В ответ китайцы арестовали и заключили на три года в тюрьму двух канадских граждан по обвинению в шпионаже2.

2. Володин Д.А. Перезагрузка политики Канады в отношении Китая после парламентских выборов 2021 года // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 1. Available at: >>> (дата обращения: 29.11.2023). DOI: 10.18254/S207054760018764-7;
4

После 2014 г. предсказуемо усложнился политический и экономический диалог с Россией, который почти полностью обрушился после начала специальной военной операции в феврале 2022 года3.

3. Исраелян Е.В. Канада и ситуация вокруг Украины // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760019821-0-1/ (дата обращения: 29.11.2023). DOI: 10.18254/S207054760019821-0
5

В состоянии кризиса с сентября 2023 г. находятся отношения с Индией из-за публично озвученных премьер-министром Дж. Трюдо подозрений в возможном участии индийских спецслужб в убийстве канадского сикха Хардипа Сингха Ниджара в Британской Колумбии летом того же года.

6

Можно ещё вспомнить Иран, с которым Канада разорвала дипломатические отношения в сентябре 2012 г. при прежнем консервативном правительстве С. Харпера. Среди официально объявленных причин фигурировали опасения за жизнь и здоровье канадских дипломатов в Иране после нападения в этой стране на посольство Великобритании.

7

Чувствительные имиджевые потери понесла Канада и на международном треке. В самой важной международной организации – ООН, Канада дважды – в 2010 г. и в 2020 г. – при консервативном и либеральном правительствах безуспешно пыталась избраться в Совет безопасности в качестве непостоянного члена. Причём раньше ей это удавалось без особого труда: с 1945 г. Канада шесть раз избиралась в СБ ООН, последний раз на период 1999–2000 годов4.

4. Исраелян Е.В. Канада в ООН: достижения и проблемы // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 9. С. 16. DOI: 10.31857/S268667300010962-8
8

Наконец, нельзя не сказать о том, что в общении с главами других государств и правительств сам премьер-министр Дж. Трюдо несколько раз попадал в неловкое положение и подвергался критике, граничащей с оскорблениями. Здесь можно привести по меньшей мере два неприятных эпизода с участием президента Д. Трампа – на саммите Группы семи в Квебеке в июне 2018 г.5 и на юбилейном собрании НАТО в Лондоне в декабре 2019 г.6. В этом же ряду стоит и выяснение отношений с китайским лидером Си Цзиньпином, прилюдно отчитавшим Трюдо на встрече «Большой двадцатки» на Бали в 2022 г. за то, что тот раскрыл канадским СМИ содержание их приватной беседы.

5. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА к переходу на личности // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск 1. Available at: >>>(дата обращения: 4.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760004628-7

6. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2019 г.: меморандум о «критически важных» минералах, «двуличный» Трюдо // Россия и Америка в XXI веке. 2020. Выпуск № 1. Available at: >>> (дата обращения: 4.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760008993-9
9

В этой связи многие аналитики задаются вопросом: «Что случилось с Канадой, с этой державой среднего ранга, у которой всегда было много друзей и мало врагов?»7.

7. Watt J. Canada Must Start Pulling Its Weight // The Toronto Star. 02.10.2023. Available at: >>>  (accessed 05.10.2023).
10

Исследовательская гипотеза

 

Все эти случаи, вначале казавшиеся недоразумениями и отдельными дипломатическими просчётами, при более пристальном рассмотрении складываются в цельную картину.

11

Общее у них то, что большинство стран, с которыми у Канады не складываются отношения, находится на подъёме, усиливая свой вес и влияние в мире, тогда как сама Канада в силу многих причин – анемичный экономический рост в последнее десятилетие, недостаточное внимание к вопросам внешней политики, уменьшающееся финансирование помощи развитию и эрозия военной мощи – свои международные позиции постепенно утрачивает. Кроме того, исторически и ментально Канада принадлежит к коллективному Западу, чья совокупная мощь в последнее время тоже ослабевает. Согласно оценке американского Совета по международным отношениям, базирующейся на данных Всемирного банка, если в конце холодной войны, в 1991 г., на долю стран Группы семи приходилось 66% мирового ВВП, то в 2023 г. – меньше половины, 44%8.

8. What Does the G7 Do? Council on Foreign Relations. 2023. Available at: >>> (accessed 12.12.2023).
12 Восходящие страны, в которых наблюдается рост национального самосознания и национализма, и которые воспринимают себя как состоявшиеся региональные державы, а некоторые и как претенденты на глобальный статус, более не считают нужным выслушивать нотации и поучения от самопровозглашенных держав «среднего ранга» вроде Канады. Свойственная канадским дипломатам привычка считать свою страну лучше других в силу высокого уровня экономического развития и выгодного географического положения были в своё время едко высмеяны бывшим госсекретарем США Дином Ачесоном (Dean Acheson), который сравнил рассуждающую о международных делах Канаду с суровой дочерью Гласа Божьего ("stern daughter of the voice of God"). Видимо, с тех пор канадская склонность к морализаторству меньше не стала и раздражает всё большее количество государств.
13

Осознание дипломатического неблагополучия в виде испорченных отношений с целым рядом влиятельных государств заняло у Оттавы определённое время. Сначала его пытались лечить косметическими процедурами – переименованием Министерства иностранных дел в Министерство глобальных дел, частой сменой министров иностранных дел (только за время пребывания Трюдо у власти на этом посту успели побывать пять человек, а всего с 2000 г. – пятнадцать9), назначением на должности заместителей министра иностранных дел не карьерных дипломатов, как это было раньше принято, а «эффективных управленцев» из центральных агентств и других правительственных структур.

9. Wherry A. A Messy World Once Again Intrudes on Canada’s Tidy Partisan Debates // CBC News. 22.09.2023. Available at: >>> (accessed 23.09.2023).
14 Затем перешли к более серьёзным манипуляциям – по примеру США занялись в 2022 г. модернизацией канадской дипломатической службы с целью повышения эффективности работы.
15 Одновременно, во весь рост встал главный вопрос: о необходимости корректировки внешнеполитического курса и доктрины Канады в условиях активного формирования полицентричного мира и ослабления лидирующей роли США.
16

Но в отличие от прежних времён, когда такие пересмотры инициировались сверху, премьер-министрами, и заканчивались публикацией Белых книг10, то есть официальных внешнеполитических стратегий, на этот раз не было ни прямого поручения главы правительства, ни финального консенсусного документа.

10. Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады // США Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 8. С. 67-72.
17

От глобализма к френдшорингу

 

Первой своим видением ситуации и рецептами по изменению внешнеполитического поведения Канады поделилась заместитель премьер-министра и человек номер два в руководстве Либеральной партии Христя Фриланд (Chrystia Freeland). Её выступление, последовавшее в октябре 2022 г.11, примечательно не только содержанием, но и временем и местом своего оглашения. Оно на один день опередило публикацию очередной Стратегии национальной безопасности США и состоялось не в Канаде, а в известном вашингтонском «мозговом центре» – Брукингском институте. Кроме американцев посыл Х. Фриланд был адресован широкой международной аудитории, поскольку в это время в Вашингтоне проходили заседания Всемирного банка, Международного валютного фонда, а также встречи министров финансов и председателей Центральных банков стран, входящих в Группу семи («Большую семёрку» – G7) и Группу двадцати («Большую двадцатку» – G20). И только после этого прошла серия выступлений Фриланд на территории Канады.

11. Remarks by the Deputy Prime Minister at the Brookings Institution in Washington, D.C. 11.10.2022. Available at: >>> (accessed 12.10.2022).
18 Канадские СМИ не преминули отметить, что такого рода программные заявления обычно делаются премьер-министрами.
19 Фриланд, бывшая министром международной торговли в 2015–2017 гг., а министром иностранных дел Канады в 2017–2019 гг., констатировала окончание процесса глобализации в том виде, в котором он развивался последние 30 лет после распада СССР.
20 Она поделила все страны на три категории (демократии, промежуточные государства и автократии) и призвала проводить в отношении каждой группы разную политику.
21

Демократические страны, по мнению Фриланд, должны усилить взаимодействие друг с другом. С военно-политической точки зрения это будет происходить в рамках НАТО. С экономической точки зрения в основе углубления связей между демократиями должна лежать концепция «френдшоринга», выдвинутая министром финансов США Дж. Йеллен. Френдшоринг предусматривает преимущественную торговлю со странами, придерживающимися общих демократических ценностей, и призван дополнить традиционную торговую политику, основывающуюся на сравнительных преимуществах, принципом надёжности и безопасности цепочек поставок.

22

Френдшоринг также означает, что демократические страны будут поддерживать друг друга в случае экономического давления на одну из них со стороны мировых автократий. Это – то, что И. Даалдер и А. Фог Расмуссен в публикации на сайте Чикагского совета по глобальным делам назвали «экономическим аналогом статьи 5 Североатлантического договора»12.

12. Daalder I., Rasmussen A.F. Memo on an ‘Economic Article 5’ to Counter Authoritarian Coercion. The Chicago Council of Global Affairs. 9.06.2022. Available at: >>> (accessed 20.01.2024).
23 Вслед за США Фриланд признала за торговыми соглашениями особую функцию – быть индикатором, показывающим, кто является другом твоей страны.
24 Кроме того, богатая ресурсами Канада «должна ускорить ввод в строй энергетические и горнорудные проекты, которые нужны чтобы обогревать дома и производить электромобили». Этим она, во-первых, поможет своим союзникам, прежде всего в Европе, и во-вторых, создаст у себя новые отрасли и инновационные производства, что позволит ей усилить своё международное влияние.
25 Промежуточные страны (in-between countries) – не демократии, входящие в первую группу, но и не автократии, образующие третью.
26 К этой группе отнесены многочисленные страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Постулируется, что френдшоринг не может быть закрытым клубом для богатых государств или для стран с исторически близкой судьбой. Он не должен ограничиваться только странами Группы семи или НАТО, или разведывательного сообщества «Пять глаз». Френдшоринг должен быть открытой концепцией для молодых демократий, которые разделяют западные ценности и признают мир, основанный на правилах.
27 Мировые автократии. Именно в отношении этой группы стран Канаде и Западу в целом предстоит совершить радикальный поворот: «…подход к этим странам должен отличаться от того, каким он был на протяжении последних трёх десятилетий. Вместо того, чтобы ожидать, что по мере роста благосостояния их политические системы будут постепенно, мирно и с успехом всё больше напоминать наши собственные политические системы, следует понять, что авторитарные режимы фундаментально нам враждебны».
28 Такая констатация, по мысли Фриланд, влечёт за собой ряд последствий: во-первых, избавление от иллюзии, что торговля между демократиями и автократиями может быть обоюдно выгодным делом; во-вторых, необходимость проявления осторожности в экономических отношениях с мировыми диктаторами и их элитами; в-третьих, недопустимость появления стратегических уязвимостей в цепочках поставок критически важных товаров и в экономике в целом. «Полагать, что западные страны и западные компании могут вести бизнес с диктаторскими режимами на тех же условиях, что и с демократическими государствами, – это выдавать желаемое за действительное» – отмечает она.
29 При этом демократии не смогут полностью отгородиться от автократий. И тем и другим всё равно придётся взаимодействовать при решении глобальных проблем, среди которых выделены четыре: изменение климата, контроль за вооружениями и разоружение, борьба с болезнями и эпидемиями, а также поддержание стабильности мировой финансовой системы.
30 Таким образом Фриланд ставит перед канадской внешней политикой, по сути, двуединую задачу, схожую с той, которая была у неё в годы холодной войны – сдерживание автократий и их вовлечение (to contain and engage).
31 Одновременно Фриланд признаёт, что переход к френдшорингу не пройдет безболезненно и будет сопровождаться, особенно на первых порах, определёнными издержками для демократических стран. Приводится такая аргументация: если в 1989 г. Запад получил экономические дивиденды от конверсии военной промышленности, то сейчас ему надо застраховаться от шантажа со стороны мировых автократий – «купить себе страховку от войны».
32

После этого выступления, которое канадские журналисты сразу же окрестили манифестом или доктриной Фриланд, и в отсутствие возражений со стороны Дж. Трюдо, что было истолковано некоторыми обозревателями как его молчаливое согласие13, наступила пауза длиною в год.

13. Hébert Ch. Chrystia Freeland Is Trying to Limit Justin Trudeau’s Spending. Will It Only Trigger an Election? // The Toronto Star. 22.10.2022. Available at: >>> (accessed 25.10.2022).
33

«Прагматичная дипломатия»

 

Ответ последовал только в октябре 2023 г., когда сразу два человека, занимающие ответственные посты в канадской властной иерархии, выступили с собственным видением проблемы. Это министр иностранных дел Мелани Джоли (Mélanie Joly) и начальник Штаба обороны Вооружённых сил Канады генерал Уэйн Эйр (Wayne Eyre).

34 М. Джоли было трудно промолчать хотя бы из-за того, что Х. Фриланд фактически высказалась по вопросам, отнесённым к компетенции министра иностранных дел. Кроме того, у Джоли немалые политические амбиции в Либеральной партии, где её, так же как и Х. Фриланд, считают одним из претендентов на пост лидера партии в случае ухода Дж. Трюдо в отставку.
35

В конце октября в Экономическом клубе Канады в Торонто14 и в самом начале ноября в Монреале15 она выступила с практически одинаковыми речами на английском и французском языках, в которых изложила своё понимание ситуации и предложила концепцию «прагматичной дипломатии» (pragmatic diplomacy).

14. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Speech. 30.10.2023. Economic Club of Canada in Toronto, Ontario. Available at: >>> (accessed 1.11.2023).

15. Discours de la ministre Joly sur la diplomatie canadienne au milieu de la incertitude géopolitique. Discours. 1.11.2023. Montréal, Québec. Available at: >>> (accessed 2.11.2023).
36 По словам М. Джоли, в основе канадской внешней политики лежат два принципа – безусловная защита национального суверенитета и следование прагматичному дипломатическому курсу, предполагающему вовлечение в канадскую орбиту «стран с различными перспективами». Она выступает за отказ от идеологизированного подхода к дипломатическим отношениям и от абсолютного противопоставления Запада остальному миру (“West-vs-the Rest” absolutism). Дословно это было сказано так: «Мы не должны поддаваться искушению делить мир на идеологически противостоящие друг другу лагеря. Потому что мир нельзя сводить к демократиям против автократий. К Востоку против Запада. К Северу против Юга».
37 Прагматичная дипломатия в её интерпретации – это когда «союзники держатся вместе, но когда они в то же время открыты различным перспективам. Нельзя позволить себе отгораживаться от тех стран, с которыми мы не согласны. Потому что вовлечение не означает, что мы поддерживаем их или потворствуем политике или действиям других. Следовательно, за редкими исключениями Канада будет взаимодействовать с внешним миром».
38

Комментируя 40-минутное выступление М. Джоли, Ж. Кулон – политический советник С. Диона в бытность последнего министром иностранных дел Канады (в 2015–2017 гг.) высказал мнение, что под этими «редкими исключениями» скорее всего подразумевается Россия16.

16. Цит. по: Moss N. Joly’s ‘Pragmatic Diplomacy’ an Understanding of the Realities of the World, Say some Observers // The Hill Times. 8.11.2023. Available at: >>>(accessed 9.11.2023).
39

От борьбы с терроризмом к участию в затяжном конфликте вместе с союзниками

 

И третья перспектива, которая была обозначена в том же октябре 2023 г. начальником Штаба обороны Вооружённых сил Канады У. Эйром, написавшим предисловие к Концепции использования Вооружённых сил в мультисредах17. Это весьма примечательный 45-тистраничный документ на тему планирования и проведения операций, который предвосхищает появление новой редакции Оборонной стратегии Канады 2017 года.

17. A Pan-Domain Force Employment Concept: Prevailing in a Dangerous World. Minister of National Defence, 2023. – 48 p. Available at: >>> (accessed 12.12.2023).
40 В предисловии У. Эйр отмечает, что Китай и Россия не делают различия между миром и войной в преследовании своих экспансионистских целей и действуют с использованием всех элементов национальной мощи – дипломатических, информационных, военных и экономических.
41 Документ провозглашает переход канадских вооружённых сил от традиционной модели, направленной на отражение нападения на суше, на море и в воздухе, к модели, с самого начала предполагающей ведение боевых действий в пяти средах – сухопутной, морской, воздушной, космической и киберпространстве. «Вместо того, чтобы осуществлять операции как отдельные, реагирующие, эпизодические и сравнительно статичные, настоящая концепция перенацеливает канадские вооружённые силы на использование целостного, проактивного и устойчивого подхода».
42 Задача – адаптация вооружённых сил к новой обстановке и их постепенная переориентация с борьбы против международного терроризма на участие в длительном вооружённом конфликте с враждебными государствами во взаимодействии с союзниками.
43

По мнению военного обозревателя «Оттава ситизен» Д. Паглиза, лексика канадского документа схожа с той, которую в настоящее время используют Министерство обороны США и НАТО18.

18. Pugliese D. Russia and China at War with Canada, Says Gen. Wayne Eyre // Ottawa Citizen. 26.10.2023. Available at: >>> (accessed 27.10.2023).
44 Сравнивая выступления Х. Фриланд, М. Джоли и текст предисловия к Концепции использования Вооружённых сил Канады в мультисредах за подписью У. Эйра, эксперты разошлись в оценках. Одни, как уже упоминавшийся Ж. Кулон, заявили, что «прагматичная дипломатия» М. Джоли противоречит более жёсткой доктрине Фриланд и что сделать между ними выбор предстоит премьер-министру Канады Дж. Трюдо.
45

Другие не увидели между озвученными перспективами особых расхождений. Известный специалист А. Чапник объяснил некоторые нестыковки их разным предназначением: у Фриланд, по его мнению, речь идёт о внешнеэкономической политике, у Джоли – о собственно внешней политике, у У. Эйра – о военной политике19.

19. Цит. по: Moss N. Op. cit.
46

Третьи эксперты отметили созвучность выступления Х. Фриланд Cтратегии национальной безопасности США 2022 г., заявив, что их появление с разницей в один день не было простой случайностью20.

20. Wark W. Two New Global Security Doctrines in Canada and the U.S. // Policy Options. 21.10.2023. Available at: >>> (accessed 28.10.2023).
47

Заключение

 

Все три выше рассмотренных подхода имеют выраженную антироссийскую направленность.

48 Наиболее враждебную позицию по отношению к нашей стране, что в общем-то неудивительно для начальника Штаба обороны Вооружённых сил, демонстрирует генерал У. Эйр. Он прямо объявил Китай и Россию экспансионистскими державами и заявил, что Запад уже находится в состоянии войны с ними.
49 При оценке его высказываний необходимо учитывать два обстоятельства: во-первых, что с такими прямолинейными оценками он выступает не впервые, и во-вторых, что жёсткость его формулировок во многом определяется внутренней обстановкой в Канаде. В настоящее время военные добиваются от правительства дополнительных ассигнований, чтобы довести размер трат на оборону до обещанных НАТО 2% ВВП (сейчас это 1,3%), и, кроме того, пытаются вывести Министерство национальной обороны из-под требования ко всем департаментам урезать расходы на 10% в рамках борьбы с дефицитом федерального бюджета.
50 Ястребиной можно назвать и доктрину Х. Фриланд. Фриланд известна своими украинскими корнями и антироссийскими взглядами, а также близостью к высокопоставленным членам американского истеблишмента. Здесь можно выделить хорошие личные отношения, сложившиеся у неё с министром финансов США Дж. Йеллен, которую некоторые СМИ прямо называют её ментором, и которая выступает с развёрнутым обоснованием необходимости френдшоринга взамен аутшоринга. Регулярный характер носят и рабочие встречи Фриланд с директорами Национального экономического совета, отвечающего за внутри- и внешнеэкономическую политику США, – сначала с Б. Дизом, а с февраля 2023 г. – с Л. Брейнард. Так что её взгляды на мир максимально приближены к американскому мировосприятию. Её кредо – мускульный подход, подкреплённый твёрдой силой, в духе того, что в 2006–2015 гг. демонстрировало консервативное правительство С. Харпера. В понимании Фриланд, чтобы быть успешной, внешняя политика и помощь развитию должны опираться на солидные силовые возможности государства.
51

Более гибким, но тоже антироссийским, является и подход М. Джоли. В чём-то он, на наш взгляд, схож с доктриной «ответственной убеждённости» (responsible conviction), выдвигавшейся в 2016 г. тогдашним министром иностранных дел Канады С. Дионом21. Та его попытка, направленная на то, чтобы в подражание Максу Веберу примирить во внешней политике Канады верность идеалам (этику убеждений) и ответственность за совершаемые действия (этику ответственности), как известно, не прошла проверку временем. Некоторые консервативные аналитики предрекают такой же бесславный конец и доктрине Джоли, в которой усматривают «типичную для либералов смесь хвастовства и романтизма, особенно неуместную на фоне ограниченных возможностей Канады»22.

21. Stephan Dion: On ‘Responsible Conviction’ and Liberal Foreign Policy. For the Record: The Foreign Minister’s Remarks Today on ‘A Guiding Principle for Canada in the World’ // Maclean’s. 29.03.2016. Available at: >>> (accessed 20.01.2024).

22. Ivison J. Joly’s Pragmatic Diplomacy Is Just Another Liberal Foreign Policy Fantasy // National Post. 31.10.2023. Available at: >>> (accessed 1.11.2023).
52 Министр иностранных дел объявила о готовности взаимодействовать со странами, не разделяющими канадские ценности и взгляд на мир, но оставила открытой дверь к отступлению, заявив о неких «редких исключениях» из этого правила, к которым, судя по всему, относит Россию. Активность М. Джоли некоторые СМИ объясняют тем, что с того времени, как в 2021 г. она стала главой внешнеполитического ведомства, у неё нет сколько-нибудь заметных достижений на этом поприще и ей надо себя как-то проявлять.
53

Можно выдвинуть и другое предположение, как это делает известный специалист по международным отношениям К. Робертсон: Джоли готовит почву для нормализации отношений Канады с двумя крупнейшими странами Индо-Тихоокеанского региона – Индией и Китаем23.

23. Цит. по: Moss N. Op. cit.
54 Но не только с ними. В мае 2023 г. Канада без излишней публичности восстановила дипломатические отношения с Саудовской Аравией. А после того, как осенью 2023 г. Вашингтон принял решение ослабить ограничения на импорт нефти из Венесуэлы в обмен на обещание президента Н. Мадуро провести президентские выборы с участием альтернативных кандидатов, Канаде тоже пришлось смягчить свою прежде бескомпромиссную позицию по отношению к этой стране.

Библиография

1. Est tu quoque, Trudeau? How Saudi Trolls Slammed Canada in a Diplomatic Spat // CBC News. 10.08.2018. Available at: https://www.cbc.ca/radio/day6/episode-402-saudi-trolls-vs-canada-alex-jones-s-precarious-empire-losing-earth-pampered-poultry-and-more-1.4777781/et-tu-quoque-trudeau-how-saudi-trolls-slammed-canada-in-a-diplomatic-spat-1.4777792 (accessed 20.01.2024).

2. Володин Д.А. Перезагрузка политики Канады в отношении Китая после парламентских выборов 2021 года // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760018764-7-1/ (дата обращения: 29.11.2023). DOI: 10.18254/S207054760018764-7; Солянова М.В. Новейший этап политики Канады в отношении КНР: переход к противостоянию? // США & Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 12. С. 44-60. DOI: 10.31857/S268667300017540-4

3. Исраелян Е.В. Канада и ситуация вокруг Украины // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760019821-0-1/ (дата обращения: 29.11.2023). DOI: 10.18254/S207054760019821-0 Хорошилов Е.Е. Канадские инвестиции в России в 2014–2023 годах // Россия и Америка в XXI веке. – 2023. – Выпуск № 6. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760029596-2-1/ (дата обращения: 20.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760029596-2

4. Исраелян Е.В. Канада в ООН: достижения и проблемы // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 9. С. 16. DOI: 10.31857/S268667300010962-8

5. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА к переходу на личности // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск 1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760004628-7-1/ (дата обращения: 4.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760004628-7

6. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2019 г.: меморандум о «критически важных» минералах, «двуличный» Трюдо // Россия и Америка в XXI веке. 2020. Выпуск № 1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760008993-9-1/ (дата обращения: 4.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760008993-9

7. Watt J. Canada Must Start Pulling Its Weight // The Toronto Star. 02.10.2023. Available at: https://thestar.com/ (accessed 05.10.2023).

8. What Does the G7 Do? Council on Foreign Relations. 2023. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/what-does-g7-do (accessed 12.12.2023).

9. Wherry A. A Messy World Once Again Intrudes on Canada’s Tidy Partisan Debates // CBC News. 22.09.2023. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/india-canada-nijjar-diplomacy-trudeau-modi-1.6974357 (accessed 23.09.2023).

10. Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады // США  Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 8. С. 67-72.

11. Remarks by the Deputy Prime Minister at the Brookings Institution in Washington, D.C. 11.10.2022. Available at: https://deputypm.canada.ca/en/news/speeches/2022/10/11/remarks-deputy-prime-minister-brookings-institution-washington-dc (accessed 12.10.2022).

12. Daalder I., Rasmussen A.F. Memo on an ‘Economic Article 5’ to Counter Authoritarian Coercion. The Chicago Council of Global Affairs. 9.06.2022. Available at: https://globalaffairs.org/research/policy-brief/memo-economic-article-5-counter-authoritarian-coercion (accessed 20.01.2024).

13. Hébert Ch. Chrystia Freeland Is Trying to Limit Justin Trudeau’s Spending. Will It Only Trigger an Election? // The Toronto Star. 22.10.2022. Available at: https://thestar.com/ (accessed 25.10.2022).

14. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Speech. 30.10.2023. Economic Club of Canada in Toronto, Ontario. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2023/11/address-by-minister-joly-on-canadian-diplomacy-amidst-geopolitical-uncertainty.html (accessed 1.11.2023).

15. Discours de la ministre Joly sur la diplomatie canadienne au milieu de la incertitude géopolitique. Discours. 1.11.2023. Montréal, Québec. Available at: https://www.canada.ca/fr/affaires-mondiales/nouvelles/2023/11/discours-de-la-ministre-joly-sur-la-diplomatie-canadienne-au-milieu-de-lincertitude-geopolitique.html (accessed 2.11.2023).

16. Цит. по: Moss N. Joly’s ‘Pragmatic Diplomacy’ an Understanding of the Realities of the World, Say some Observers // The Hill Times. 8.11.2023. Available at: https://www.hilltimes.com/history/2023/11/08/jolys-pragmatic-diplomacy-an-understanding-of-the-realities-of-the-world-say-some-observers/ (accessed 9.11.2023).

17. A Pan-Domain Force Employment Concept: Prevailing in a Dangerous World. Minister of National Defence, 2023. – 48 p. Available at: https://canadiancyber.substack.com/api/v1/file/f44e030f-7942-40cf-b6f4-07086f2087ae.pdf (accessed 12.12.2023).

18. Pugliese D. Russia and China at War with Canada, Says Gen. Wayne Eyre // Ottawa Citizen. 26.10.2023. Available at: https://ottawacitizen.com/news/national/defence-watch/russia-and-china-at-war-with-canada-says-gen-wayne-eyre (accessed 27.10.2023).

19. Цит. по: Moss N. Op. cit.

20. Wark W. Two New Global Security Doctrines in Canada and the U.S. // Policy Options. 21.10.2023. Available at: https://policyoptions.irpp.org/magazines/october-2022/canada-us-security-doctrine/ (accessed 28.10.2023).

21. Stephan Dion: On ‘Responsible Conviction’ and Liberal Foreign Policy. For the Record: The Foreign Minister’s Remarks Today on ‘A Guiding Principle for Canada in the World’ // Maclean’s. 29.03.2016. Available at: https://macleans.ca/politics/ottawa/stephane-dion-how-ethics-inspires-liberal-foreign-policy/ (accessed 20.01.2024).

22. Ivison J. Joly’s Pragmatic Diplomacy Is Just Another Liberal Foreign Policy Fantasy // National Post. 31.10.2023. Available at: https://nationalpost.com/opinion/john-ivison-joly-pragmatic-diplomacy-liberal-fantasy (accessed 1.11.2023).

23. Цит. по: Moss N. Op. cit.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести