2022 Provincial elections in Quebec: consolidation or fragmentation?
Table of contents
Share
QR
Metrics
2022 Provincial elections in Quebec: consolidation or fragmentation?
Annotation
PII
S207054760029527-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yury Akimov 
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Abstract

The article deals with the election campaign and the results of the general elections to the National Assembly of Quebec held on October 3, 2022. The author claims that these elections demonstrated the preservation of fairly broad support for the Coalition avenir Québec (CAQ), a sharp drop in the popularity of the sovereignist project championed by the Parti québécois (PQ), a clear split in electoral preferences between “Big Montreal” consistently voting for the provincial Liberals (PLQ) and “The Rest of Québec”, as well as a certain increase in the polarization of the provincial electorate and its protest moods. It is noted that during these elections, the shortcomings of the existing electoral system became particularly evident. It is stressed that québécois nationalism, to which all the leading political forces of Québec appeal, remains the most important driving force of provincial politics. The author points out that the modern Québec politics is characterized by increased attention to issues of federal-provincial relations, protection of the French language, French-Québec culture and identity, with a clear decline in separatist sentiments and against the background of the expansion of the political spectrum. 

Keywords
Québec, National Assembly elections, electoral system, nationalism, autonomism, separatism, federalism, Coalition avenir Québec, Québec solidaire, Liberal Party of Québec, Parti québécois, Conservative Party of Québec
Received
15.11.2023
Date of publication
29.12.2023
Number of purchasers
7
Views
188
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

На протяжении многих десятилетий выборы в Национальную ассамблею Квебека, то есть в законодательный орган одной из десяти провинций Канады, привлекали внимание жителей Страны Кленового листа в существенно большей степени, нежели общенациональные выборы. Это было связано с тем, что тогда от исхода голосования квебекцев зависела судьба Канады, поскольку политическая борьба в провинции вращалась вокруг вопроса о том, останется ли она в составе федерации или будет двигаться к суверенитету. На сей раз после голосования, состоявшегося 3 октября 2022 г., колумнист «Торонто стар» Рик Салутин с иронией констатировал, что теперь все могут «выдохнуть»1.

1. Salutin R. Quebec’s Election and theReluctant Nationalism of the Left // Toronto Star. 2022. October 7 // Available at: >>> (accessed 02.11.2022).
2 Каковы же результаты этих выборов и почему они вызвали такую реакцию? Какие новые тенденции в развитии квебекского общества они демонстрируют? Можно ли говорить о закате квебекского сепаратизма? Остаётся ли франкоквебекский национализм основной движущей силой провинциальной политики и в чём это проявляется? Поискам ответов на эти вопросы посвящена данная статья.
3

Квебек в конце 2010-х – начале 2020-х годов: пандемия и политика

 

В 2018 г. на выборах в Национальную ассамблею Прекрасной провинции победу впервые одержала Коалиция будущего Квебека (Coalition avenir Québec, CAQ, отсюда «какисты») – новая политическая партия, созданная в 2011 г. Её лидер и «отец-основатель» Франсуа Лего позиционировал себя одновременно как франкоквебекского националиста, озабоченного сохранением французского языка, франкоканадской/франкоквебекской культуры и идентичности, и как прагматика, стремящегося к решению насущных социально-экономических проблем Прекрасной провинции во взаимодействии с федеральными властями. В целом какистов можно охарактеризовать как правоцентристскую партию с очень сильным националистическим уклоном. Их победа завершила почти полувековую эпоху в политической жизни Квебека, связанную с противостоянием провинциальной либеральной партии и Квебекской партии (пекистов). Занимавший центральное место в политических баталиях 1970-х – первой половины 2010-х годов вопрос: «что лучше? – суверенитет пекистов или федерализм либералов?» – явно отошёл на второй, если не на третий план. Суверенистский проект ещё со второй половины 1990-х годов стал заметно терять свою популярность и привлекательность. В известной степени он стал «жертвой» экономического подъёма Прекрасной провинции, который лишил его значительной части социальной базы2. Либералы дольше «держались на плаву», однако они, очевидно, недооценили важность запроса франкоквебекского большинства на ценностно-ориентированную политику, направленную на защиту его коллективных национальных интересов.

2. См., например: Langlois S. Évolution de l’appui à l’indépendance du Québec de 1995 à 2015 // La démocratie référendaire dans les ensembles plurinationaux / Sous la dir. de A.Binette et P.Taillon. Québec: Presses de l’Université Laval, 2018. P. 55–84.
4

Значительная часть первого срока пребывания какистов у власти (2018–2022) пришлась на период пандемии ковид-19. Команда Лего в целом достаточно эффективно справилась с этим вызовом, сумев не только не потерять поддержку квебекцев, но и заработать дополнительные очки. Параллельно какисты провели несколько резонансных мер, нацеленных на ограничение иммиграции, дальнейшее упрочение статуса французского языка и защиту светскости как одной из базовых ценностей квебекского общества. В частности, были приняты закон о светском характере «Квебекского государства» (закон № 21) и новый закон о французском языке (закон № 96)3.

3. Подробнее см.: Акимов Ю.Г. Коалиция будущее Квебека у власти: автономизм, национализм и прагматизм // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 9. С. 87–99. DOI: 10.31857/S2686673023090079;
5

Основные политические оппоненты Лего в это время были заняты преимущественно внутренней реорганизацией и перегруппировкой своих рядов после явно неожиданного для них исхода выборов 2018 г. И у провинциальных либералов, и у пекистов появились новые лидеры – ими стали соответственно Доминик Англад и Поль Сен-Пьер Пламондон. В радикальном Солидарном Квебеке продолжалось укрепление позиций героя студенческих протестов 2012 г. («Кленовой весны») Габриэля Надо-Дюбуа (хотя официально Манон Массе осталась сопредставителем партии). В период пандемии в Прекрасной провинции заметно укрепились позиции Консервативной партии, у которой появился новый лидер – известный радиожурналист Эрик Дюэм4. Именно эти четыре партии могли составить конкуренцию какистам на очередных выборах в Национальную ассамблею. Дата этих выборов – 3 октября 2022 г. – была назначена «автоматически» в соответствии с Законом о фиксированной дате, принятом еще в 2013 г. Это были вторые по счёту выборы, проводившиеся в соответствии с этим законом (выборы 2014 г. были досрочными). Выборы проводились по традиционной для Канады мажоритарной схеме относительного большинства, несмотря на то что незадолго до этого в провинции в очередной раз активно обсуждался вопрос о реформе избирательной системы.

4. См. Акимов Ю.Г. Создание Коалиции будущего Квебека и эволюция партийно-политического ландшафта провинции во второй половине 2010-х – начале 2020-х годов // Россия и Америка в XXI веке. 2023. Вып. 5. DOI: 10.18254/S207054760028358-0
6

Программы ведущих политических партий Квебека на выборах 2022 года

 

В предвыборной кампании, стартовавшей 28 августа 2022 г., в общей сложности приняли участие представители более двадцати политических партий. Однако реально претендовать на места в провинциальном парламенте, помимо правящей Коалиции будущего Квебека, могли только вышеупомянутые пекисты, провинциальные либералы, солидарный Квебек и консерваторы. Поэтому мы остановимся на программах именно этих партий5.

5. Содержание программ см., например: Comparez les plateformes électorales des partis // Radio-Canada. 2022. Le 30 août. Available at: >>> (accessed 14.11.2022);
7

Правящая Коалиция будущего Квебека под руководством Лего выступила под лозунгом «Продолжаем» (“Continuons”), явно подчёркивая, что она будет придерживаться того же курса, которым следовала предшествовавшие четыре года. В её программе значительное внимание было уделено вопросам совершенствования провинциальной системы здравоохранения, развития сети дошкольных учреждений и социальных служб, инфраструктурным проектам, жилищному строительству, борьбе с домашним насилием, налоговым льготам для наименее обеспеченных слоёв населения.

8 В частности, какисты обещали за ближайшие пять лет создать дополнительно 37 тыс. мест в субсидируемых детских садах, «чтобы все семьи Квебека имели доступ к недорогому и качественному уходу за детьми» (заметим в скобках, что Прекрасная провинция ещё с конца 1990-х годов лидирует в данной области; её сеть дошкольных учреждений является самой дешевой в Канаде; соответственно, там самый высокий процент детей, посещающих детские сады). В сфере здравоохранения планировалось создание новой онлайн-платформы для облегчения доступа к медицинским услугам, выделение 400 млн долл. (здесь и далее канадские доллары, CAD) на обучение и набор дополнительно 660 врачей и 5 000 человек вспомогательного персонала, поддержка частных клиник, которые будут оказывать помощь в рамках провинциальных программ медицинского страхования, и т.д. Правящая партия обещала в течение шести лет инвестировать 3,7 млрд долл. в реконструкцию существующего фонда доступного жилья, построить 11 700 единиц нового жилья (для этого предполагалось выделить ещё 1,8 млрд) и просубсидировать жильё ещё для 7 200 семей через Программу доплаты за аренду. На ремонт и модернизацию школ предполагалось выделить 2 млрд долл. за четыре года; 348 млн предполагалось потратить на профессиональное обучение. Какисты подтвердили своё обещание 2018 г. построить новый транспортный тоннель под рекой Св. Лаврентия («Третий путь»), который должен соединить города Квебек и Леви и решить застарелую проблему выезда с южного берега реки.
9 Коалиция заявляла о необходимости снижения числа иммигрантов, ежегодно принимаемых провинцией, до 50 тыс. человек в год как минимум до 2026 г. Также она планировала добиваться от федерального центра полной передачи провинциальным властям контроля над иммиграционной политикой. При этом какисты обходили такие чувствительные вопросы, как суверенитет и статус Квебека в рамках федерации.
10 Либеральная партия Квебека обратилась к избирателям с призывом «Голосуйте реально. Реальные задачи. Реальные решения». Доминик Англад и её однопартийцы обещали снизить на 1,5% подоходный налог для представителей «нижних налоговых категорий», заморозить на год цены на электроэнергию и ввести ряд налоговых и иных льгот для наименее обеспеченных и пожилых граждан. На школы (ремонт существующих и строительство новых) они планировали выделить 4 млрд долл., а кроме того намеревались удвоить пособие на покупку школьных принадлежностей для детей школьного возраста (со 108 до 215 долл.), предоставить налоговый вычет в 500 долл. для покрытия расходов на дополнительные услуги (логопеда, репетитора), недоступные в школах, и выделять учебным заведениям дополнительно по 5 тыс. долл. на ученика, если они дают ему возможность бесплатно пройти цикл спортивных тренировок. В жилищной сфере предполагалось принять ряд стимулирующих мер для снижения стоимости аренды жилья, облегчить гражданам покупку их первого объекта недвижимости и построить 50 тыс. единиц социального жилья за 10 лет.
11 В сфере здравоохранения либералы собирались инвестировать 6 млрд долл. в создание 4 000 новых больничных коек. Они планировали ряд мер для увеличения численности медицинского персонала (в том числе за счёт облегчения процедуры признания иностранных дипломов). Либералы обещали улучшить качество услуг, предоставляемых в домах престарелых, и оказывать дополнительную финансовую, социальную и медицинскую помощь лицам старше 70 лет, которые продолжают жить самостоятельно.
12 В сфере экологии Либеральная партия Квебека намеревалась резко (в 6 раз) увеличить плату за промышленное использование воды, чтобы направить полученные средства на поддержание очистных систем. Она обещала утроить количество зарядных станций для электромобилей и обеспечить ими все муниципалитеты провинции. К 2030 г. либералы планировали сократить выбросы парниковых газов на 45% по сравнению с уровнем 1990 года.
13 Говоря о политике в отношении автохтонного населения, либералы указывали на необходимость бороться с «системным расизмом» (одним из поводов для этого стал инцидент с представительницей коренного населения Джойс Эчакан, которая скончалась в госпитале Ланодьер в Сен-Шарль-Борромэ 28 сентября 2020 г. и перед смертью записала и опубликовала видео, на котором видно и слышно как её оскорбляют медицинские работники, принявшие её за наркоманку. Это было расценено как проявление «системного расизма» и вызвало широкий общественный резонанс) провести общественное расследование деятельности школ для детей «первых наций». Также планировалось принять ряд адресных программ по обеспечению доступа к государственным услугам в северных районах провинции, оказанию помощи алко- и наркозависимым и т.п.
14 Важное место в программных документах квебекских либералов отводилось языковой политике. Они обещали внести существенные изменения в принятый какистами закон № 96 с целью его смягчения. В частности, предполагалось вернуть право выбора языка обучения для студентов колледжей; отменить правило, по которому спустя шесть месяцев после прибытия все лица, прибывшие в Квебек (включая беженцев), должны получать услуги только на французском языке; разрешить оказывать услуги на английском языке и назначать владеющих им должностных лиц, исходя из «реальных» запросов населения. При этом они обещали увеличить финансирование программы «франсизации».
15 В вопросе отношений с центром либералы, оставаясь на федералистских позициях, намеревались добиваться увеличения трансфертных платежей в сфере здравоохранения и установления провинциального контроля над программой привлечения временных работников.
16 Либеральная партия предлагала в первый год действия своего мандата сохранить потолок иммиграции в 70 тыс. человек, а затем корректировать его, исходя из потребностей в рабочей силе. Либералы также обещали поощрять размещение новоприбывших за пределами Большого Монреаля.
17 Солидарный Квебек, занимающий наиболее левые и радикальные позиции по ряду вопросов, призывал избирателей «Сменить эпоху» (Changer l’ère). Кандидатом на пост премьера партия впервые выдвинула Габриэля Надо-Дюбуа. В его предвыборной программе было много привлекательных обещаний. Они касались введения финансовой поддержки родителей с детьми до полутора лет, установления минимального размера пенсии и распространения квебекского пенсионного плана на всех жителей провинции. Солидарный Квебек обещал поднять минимальную заработную плату до 18 долл. в час и оказать поддержку малому и среднему бизнесу для покрытия расходов на наем рабочей силы. Партия планировала заморозить тарифы на электроэнергию и осуществить поэтапный переход к полностью бесплатному общественному транспорту. При этом на его реконструкцию и развитие (включая строительство новых станций и линий метро в Монреале и скоростных трамвайных и автобусных линий в других городах) предполагалось выделить рекордные 47 млрд долларов.
18 В сфере образования Солидарный Квебек обещал увеличить финансирование франкоязычных колледжей и университетов, запустить межрегиональные обменные программы для развития колледжей за пределами больших городов, отменить все платежи в провинциальных школах и пересмотреть их программу с учётом опыта коренных народов. Также предполагалось резко увеличить число преподавателей и законодательно запретить снижение финансирования образовательных учреждений.
19 Особое внимание «оранжевая» партия всегда уделяла вопросам экологии и защиты окружающей среды. В её программе содержались пункты о поддержке перехода к органическому земледелию и введению контроля над качеством воздуха. Она предлагала ввести 15%-й налог на покупку внедорожников и других автомобилей, загрязняющих окружающую среду (с исключениями для многодетных семей и жителей отдалённых труднодоступных районов). Солидарный Квебек намеревался ежегодно увеличивать размер охраняемых зон (особенно на юге провинции) на 1,5%, чтобы к 2030 г. они составили 30% территории Квебека. Доступ во все провинциальные парки и заповедники должен был стать бесплатным, к ним предполагалось провести общественный транспорт.
20 В сфере здравоохранения планировалось увеличить бюджет на 250 млн долл. в год, создать провинциальное управление общественного здравоохранения, подчинённое независимому директору, усилить контроль над действиями правительства в чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемии, создать квебекский центр по производству вакцин, медикаментов-дженериков и медицинского оборудования, обеспечить всеобщий охват стоматологической помощью, резко увеличить число психологов в провинциальных учреждениях и т.д. Все дома престарелых в провинции предлагалось сделать государственными; для обеспечения ухода за пожилыми людьми на дому – ассигновать 750 млн долл. в год и ещё 380 млн долл. на финансовую поддержку лиц, осуществляющих этот уход.
21 Солидарный Квебек обещал построить 50 000 единиц социального жилья, улучшить доступ к нему для представителей «первых наций», а также бороться со спекуляцией и завышением цен на жилищном рынке.
22 Одним из источников финансирования социальных программ, по замыслу партии, должен был стать дополнительный налог на наиболее богатых жителей провинции (с доходом от 1 млн долл. в год).
23 «Оранжевые» – единственные из всех ведущих партий – выступили за увеличение численности ежегодно принимаемых иммигрантов до 80 тыс. человек. Также предлагалось выделить дополнительные средства (370 млн долл.) для содействия тем лицам, которые прибывают в Квебек, спасаясь от гуманитарных и экологических катастроф. Предполагалось облегчить процедуру признания профессиональных документов иммигрантов, а также поощрять их селиться за пределами крупных городов, создавая в регионах специальные сервисные центры («регионализация иммиграции»). Наконец, партия хотела выдавать всем иммигрантам 200-долларовый «культурный билет» для посещения мероприятий, где они могли бы познакомиться с квебекской культурой.
24 В программе говорилось о поддержке автономии автохтонных сообществ, содействии в развитии их культур и языков. Часто подчёркивалось, что Солидарный Квебек выдвинул пять представителей «первых наций» в качестве своих кандидатов.
25 Другой традиционно чувствительной для партии темой является гендерное равенство и защита прав женщин. Здесь предлагалось создать специальный суд по сексуальному насилию и образовать отдельное министерство по делам женщин и гендерному равенству.
26 Говоря о защите французского языка, Солидарный Квебек предлагал ужесточить политику в отношении частных школ (для ограничения доступа к образованию на английском), применять положения Хартии французского языка к предприятиям, где занято более 10 человек (сейчас это требуется от предприятий, где насчитывается более 25 работников) и ограничить право требовать при приёме на работу знания английского.
27 Партия собиралась потребовать от федерального правительства полного запрета на огнестрельное оружие и разрешить государственным служащим Квебека ношение религиозных символов (запрещённых законом № 21) при условии, что их лица будут открыты.
28 Самые радикальные меры предполагалось осуществить в политической сфере. В случае прихода к власти Солидарный Квебек обещал добиться суверенитета провинции в рамках своего первого мандата. Он также обещал созвать Учредительное собрание для разработки проекта конституции независимого Квебека, которую затем должны были вынести на референдум. При этом партия признавала, что только эти мероприятия будут стоить не менее 500 млн долларов.
29 Квебекская партия в своей предвыборной программе обещала провести новый референдум о суверенитете в течение первых четырех лет своего пребывания у власти. Подчёркивалось, что до этого будут тщательно проработаны вопросы, касающиеся таких критически важных сфер жизни суверенного Квебека, как денежно-финансовая система, пенсионное обеспечение, границы, безопасность и т.п. Предвыборный лозунг Поля Сен-Пьера Пламондона и его партии гласил: «Квебек берет на себя ответственность. По-настоящему».
30 Для защиты прав «первых наций» суверенного Квебека планировалось создать постоянную парламентскую комиссию и провести специальный «саммит» между премьером и лидерами автохтонных сообществ. Предлагалось разработать новую формулу «межнациональных» соглашений, которые должны заменить федеральный Закон об индейцах. Пекисты обещали гарантировать соблюдение принципа «социальной приемлемости», предусматривающего компенсации общинам коренных народов при осуществлении любого проекта, касающегося использования ресурсов (полезных ископаемых, лесов, гидроресурсов), находящихся на территории их постоянного проживания.
31 С целью защиты французского языка пекисты предлагали существенно ограничить доступ к обучению в англоязычных колледжах (сохранив его только для «коренных» англо-квебекцев), а во французских колледжах сократить число курсов на английском языке. Для выпускников всех колледжей (как англо-, так и франкоязычных) предполагалось ввести единый стандартный экзамен по французскому, который был бы условием получения диплома.
32 Для лучшей защиты французского языка Квебекская партия предлагала радикально сократить численность прибывающих в провинцию иммигрантов – до 35 тыс. человек в год – и в будущем перейти к «стопроцентной франкоязычной экономической иммиграции». Знание французского должно было стать обязательным условием для допуска в Квебек; для заявителей предлагалось организовать специальные языковые онлайн курсы.
33 В том, что касается социальной политики, пекисты были не столь радикальными. Они предлагали субсидировать переоборудование жилья, чтобы сделать его пригодным для проживания представителей разных поколений. Очевидно, это было связано с другим их предложением – радикально усилить поддержку пожилых людей, не находящихся в домах престарелых (в течение пяти лет утроить количество часов обслуживания на дому, предоставить льготы лицам, осуществляющим уход за пожилыми и т.п.). Всего в программы долгосрочного ухода пекисты собирались вкладывать 3 млрд долл. в год.
34 В здравоохранении планировалось введение «гибридной» модели оплаты семейных врачей, увеличение числа обучающихся по медицинским специальностям, развитие сети многопрофильных медучреждений, расширение автономии специалистов и т.п.
35 Экологическая повестка пекистов предусматривала увеличение налоговых льгот для покупателей электромобилей, расширение полномочий муниципалитетов в природоохранных вопросах, создание региональных советов по поддержанию экологических стандартов.
36 Квебекская партия предлагала создать специальную парламентскую комиссию для оценки состояния системы образования в провинции. Она обещала увеличить финансирование государственных школ и, наоборот, постепенно прекратить субсидирование частных для уменьшения неравенства и поощрения «социального разнообразия». Пекисты также собирались изменить некоторые учебные программы, сделав упор на историю и литературу Квебека, а также языки и культуру «первых наций». Кроме того, они хотели, чтобы школьникам в обязательном порядке преподавались основы «квебекской государственности», где, помимо прочего, подчёркивался бы её светский характер.
37 Пекисты обещали постепенно повышать минимальную заработную плату, чтобы в итоге выйти на уровень 18 долл. в час. Они также обещали в случае «кризиса» или «исключительных обстоятельств» на 6 месяцев заморозить цены на топливо на уровне 1,6 долл. за литр. Пожилым людям, получающим менее 35 тыс. долл. в год, было обещано ежегодное «пособие для поддержания покупательной способности» в сумме 1000 долл. Лиц старше 65 лет также предполагалось освободить от пенсионных взносов и предоставить им дополнительные налоговые льготы. Пекисты собирались довести размер пенсий до 40% заработка и поднять их потолок до 75 тыс. долл. в год.
38 Консервативная партия Квебека, выступавшая под лозунгом «Свободные у себя дома» (Libres chez nous), явно намекавшим на известный лозунг квебекских либералов времён Тихой революции 1960-х годов. «Maîtres chez nous» – «Хозяева у себя дома», по многим социально значимым вопросам она стремилась занять гибкую позицию. Например, консерваторы утверждали, что родители должны иметь возможность сами выбирать ту модель ухода за ребенком, которая им больше подходит. Поэтому вместо субсидирования детских садов (и, соответственно, вместо отмены платы за них), они предлагали выплачивать пособие (200 долл. в неделю) семьям с детьми дошкольного возраста, где хотя бы один родитель работает полный рабочий день, которое можно было бы тратить на оплату услуг дошкольных учреждений. В сфере здравоохранения консерваторы выступали за смешанную децентрализованную систему, где частные структуры конкурировали бы с государственными. Они поддерживали идею дополнительного частного медицинского страхования для населения, а также выступали за право врачей работать одновременно в обоих секторах. В свете «ковидного опыта» консерваторы обещали жестко ограничить возможность правительства объявлять чрезвычайные меры в сфере здравоохранения (не более, чем на 10 дней с возможностью продления только при условии 80%-ной поддержки в Национальной Ассамблее). Как и другие партии, они предлагали развивать программы поддержки пожилых людей, продолжающих жить самостоятельно (в частности, доплачивать по 2000 долл. в год лицам старше 70 лет, развивать медицинское обслуживание на дому, финансировать работающие с ними локальные общественные организации).
39 Наименее обеспеченным категориям населения консерваторы намеревались предоставить существенные налоговые льготы. Также они предлагали полностью отметить провинциальный налог с продаж подержанных потребительских товаров, включая автомобили. Консервативная партия Квебека не обещала субсидировать строительство социального жилья, но зато планировала сократить (а в ряде случаев полностью отменить) налоги для молодых семей, приобретающих жилье, повысить доступность целевых займов и увеличить пособия для наименее обеспеченных арендаторов. Она также планировала отменить контроль над ставками арендной платы и убрать из законодательства положение о том, что арендодатель обязан информировать съемщика о стоимости аренды в течение года, предшествующего заключению сделки.
40 Более гибкой предлагалось сделать систему образования, дав возможность родителям самим выбирать место и способ обучения детей (включая домашнее обучение). Консерваторы обещали качественно улучшить профессиональную подготовку старшеклассников, расширить академические свободы колледжей и университетов и т.п.
41 Говоря об экологии, консерваторы прямо заявили, что хотят понизить углеродный налог до «минимально возможного уровня», а также прекратить субсидирование льготных тарифов на электроэнергию, вырабатываемую с помощью ветра. Они также планировали продолжить реализацию крупных проектов в области энергетики и добычи полезных ископаемых, включая транспортировку и производство СПГ, при условии, что это будет поддержано местными сообществами, и, в том числе, общинами автохтонов. Доходы, полученные от этого, должны были перечисляться в «Фонд поколений», средства которого могли бы в дальнейшем быть использованы для адаптации к климатическим изменениям, «если это было бы оправдано повышением температуры».
42 В отличие от других партий консерваторы объявили, что не рассматривают иммиграцию как долгосрочное средство разрешения проблемы нехватки рабочей силы в провинции. Однако они намеревались продолжить прием иммигрантов, которых предполагалось отбирать на основе «западных ценностей», их способности интегрироваться в квебекскую культуру и уровня владения французским языком. Консерваторы планировали ввести принцип «единого окна» для поощрения «франсизации» иммигрантов, предлагая услуги (курсы, обучение, тестирование) не индивидуально, а семьям. Они также говорили о необходимости обеспечения англоязычных квебекцев бесплатными курсами французского и улучшения качества его преподавания в англоязычных колледжах и университетах.
43

Предвыборные дебаты

 

Лидеры вышеперечисленных пяти партий приняли участие в телевизионных дебатах 15 и 22 сентября 2022 г., проводившихся, естественно, на французском языке (первые были организованы TVA, вторые – Радио-Канада). Предполагалось также организовать дебаты на английском, но они не состоялись, так как Лего и Сен-Пьер Пламондон сразу заявили, что не будут в них участвовать6.

6. En raison du refus de la CAQ et du RQ, le débat des chefs en anglais est annullé // Radio-Canada. 2022. Le 13 septembre. Available at: >>> (accessed 14.11.2022).
44

Основными темами предвыборных дискуссий партийных лидеров стали иммиграция, защита французского языка, экология, антиковидные меры и проблемы здравоохранения в целом, экономическая политика, инфраструктура, образование всех уровне (от дошкольных учреждений до университетов)7.

7. Revoyer le débats des chefs 2022. L’actualité. 2022. Le 22 septembre. Available at: >>> (accessed 15.11.2022).
45

Говоря об иммиграции, лидеры отстаивали каждый свои цифры, предложенные ими в программах, однако при этом все сходились на том, что необходимо уделять большее внимание интеграции иммигрантов во франкоквебекское общество. В ходе дискуссии Доминик Англад упрекнула Лего в том, что в своих выступлениях он связывал рост насилия с увеличением числа иммигрантов. Лидер какистов парировал: «Я думаю, что мы оба согласны с тем, что иммиграция – это богатство», однако лидер либералов неожиданно ответила, что она в этом не уверена8.

8. Les cinq chefs jouent du coude. Le Devoir. 2022. Le 16 septembre. Available at: >>> (accessed 16.11.2022).
46 Весьма резким был обмен мнениями по поводу защиты французского языка. Сен-Пьер Пламондон обвинил Лего в том, что при нём ускорилась «англизация» Квебека, на что тот назвал лидера пекистов «пораженцем». Провинциальные либералы и провинциальные консерваторы, претендующие на голоса не-франкоязычных квебекцев (и борющиеся за них друг с другом) выступали за менее жесткую лингвистическую политику. Отсюда резкие заявления о «предательстве» – у Англад в адрес Солидарного Квебека, который «предал свои принципы», поддержав языковый закон № 96, а у Дюэма в адрес либералов, «предавших англоязычных квебекцев».
47 Как уже отмечалось, на протяжении десятилетий центральное место в ходе избирательных кампаний в Прекрасной провинции занимало обсуждение вопроса о суверенитете. На сей раз этот вопрос также поднимался, но отнюдь не в первую очередь. Во время первых теледебатов в ответ на реплику Сен-Пьера Пламондона и обращение ведущего Лего достаточно жестко высказался в том смысле, что он категорически против нового референдума (хотя и признал, что с точки зрения закона он легитимен). Лидер какистов также подчеркнул, что квебекские либералы «больше не обладают монополией на выступления против суверенитета»9. Во время вторых дебатов, когда обсуждались проблемы здравоохранения и речь зашла о недополучении Квебеком федерального финансирования, Сен-Пьер Пламондон заявил, что выходом из этой ситуации могло бы быть достижение суверенитета. На это Лего коротко ответил, что он предпочитает получать деньги из центра.
9. Ibid.
48 При обсуждении экологической проблематики острая дискуссия развернулась между Лего и Надо-Дюбуа. Представитель Солидарного Квебека отстаивал идею 15%-ого «оранжевого налога» на энергоёмкие транспортные средства. Действующий премьер-министр заявил, что такой налог ударит по массе среднего класса и привёл в качестве примера покупателя бюджетной Toyota Camry, для которого такой налог составил бы 4 800 долл. Его поддержал Дюэм, заметивший с иронией, что у Солидарного Квебека нет других способов решения стоящих перед провинцией проблем, кроме введения по любому поводу новых налогов.
49 Лего назвал нереалистичными предложения Солидарного Квебека снизить выбросы парниковых газов за 8 лет на 55% по сравнению с 1990 г. На это Надо-Дюбуа парировал, что премьер пугает избирателей экологическим радикализмом Солидарного Квебека, но не предлагает собственной внятной программы в сфере охраны окружающей среды. В свою очередь Англад указала на то, что «борьба против климатических изменений ему [Лего] не по силам».
50

Достаточно бурным оказалось обсуждение антиковидных мер правительства Лего. Их главный критик Эрик Дюэм назвал премьер-министра «худшим запретителем на континенте». Лего отстаивал свою позицию, утверждая, что хотя принятые в период пандемии ограничения могли быть обременительными и создавали определенные неудобства, они позволили спасти человеческие жизни. Он заявил Дюэму, что тот «стреляет в дно лодки» ради приобретения голосов избирателей10.

10. Canada : la campagne électorale au Québec après le premier débat // TV5Monde. Available at: >>> . (accessed 17.11.2022).
51

Если говорить о результатах дискуссий и о том впечатлении, которое они произвели на избирателей, то, по мнению экспертов, на первых дебатах увереннее и эффектнее выступил Надо-Дюбуа, в то время как остальные участники смотрелись достаточно блекло. Это привело к тому, что на вторых дебатах Лего в основном «атаковал» именно представителя Солидарного Квебека. Данная тактика оказалась эффективной – действующий премьер выглядел уверенно и оптимистично. Также во второй раз более успешно выступила Англад, сделавшая акцент на положении женщин и социальных проблемах11.

11. Un débat des chefs plus serein // Radio-Canada. 2022. Le 23 septembre. Available at: >>>  (accessed 17.11.2022).
52

В целом дебаты прошли достаточно спокойно (особенно вторые). Они не выявили явного победителя и явного проигравшего. По мнению экспертов, они не содержали никаких открытий и откровений и были ориентированы, главным образом, на неопределившуюся часть электората12. Дальнейшие события показали, что эта часть была не слишком большой.

12. Quoi retenir du débats des chefs ? // Le Devoir. 2022. Le 23 septembre. Available at: >>>  . (accessed 17.11.2022).
53

Голосование 3 октября 2022 г. Итоги выборов

 

В день выборов на избирательные участки пришло 2/3 квебекцев, имеющих право голоса. Примерно 41% из них проголосовал за правящую Коалицию будущего Квебека, что позволило ей не просто повторить успех четырёхлетней давности, но существенно упрочить свои позиции, получив 90 мест в Национальной Ассамблее. Партии, идущей на перевыборы, такое удаётся крайне редко (последний раз аналогичная ситуация имела место в 1973 г., когда провинциальные либералы под руководством Р. Бурраса заметно превзошли свои же показатели 1970 г.). Остальные партии, за исключением Солидарного Квебека, оказались в явном проигрыше. И либералы, и пекисты завоевали существенно меньше мест в провинциальном парламенте, чем в «провальном» для них 2018 г. Для обеих партий полученный результат (21 мандат у либералов и 3 – у пекистов) оказался самым худшим за всю их историю!

54 Консерваторы вообще не смогли обеспечить себе ни одного депутатского кресла, хотя в некоторых округах их кандидаты были близки к победе (в Бос-Нор разрыв между победившим какистом и занявшим второе место консерватором составил 202 голоса). Солидарный Квебек, в свою очередь, продемонстрировал стабильность, проведя в Национальную Ассамблею 11 своих представителей (то есть на одного больше, чем на предыдущих выборах).
55 В то же время, если посмотреть на процентное соотношение голосов, поданных за ту или иную партию, вырисовывается совсем другая картина (см. табл. 1). Эти выборы с ещё большей наглядностью продемонстрировали несовершенство действующей избирательной системы. Получив поддержку примерно 41% избирателей, Коалиция получила 72% мест в Национальной Ассамблее. Либералы, пекисты и Солидарный Квебек, имея достаточно близкие процентные показатели, получили в итоге совершенно разные результаты. Интересы 530 тыс. квебекцев, отдавших свои голоса за консервативных кандидатов, оказались вообще не представлены в провинциальном парламенте.
56

Таблица 1 Результаты 43-х выборов в Национальную ассамблею Квебека 3 октября 2022 г.13

13. Élections Québec. Résultats et statistique Available at: >>>  (accessed 18.11.2022).
57
Партия Лидер Полученные места % поданных голосов
Коалиция будущего Квебека Франсуа Лего 90 40,98
Либеральная партия Квебека Доминик Англад 21 14,37
Солидарный Квебек Габриэль Надо-Дюбуа* 11 15,43
Квебекская партия Поль Сен-Пьер Пламондон 3 14,61
Консервативная партия Квебека Эрик Дюэм 12,91
Прочие партии и независимые кандидаты   1,7

* Официально он является не лидером, а сопредставителем партии, выдвинутым кандидатом на пост премьера.

58

Выборы 2022 г. очень наглядно продемонстрировали различие в политических предпочтениях жителей Монреаля и «Остального Квебека». Если первые отдали большую часть своих голосов либералам и Солидарному Квебеку, то вторые практически безоговорочно поддержали какистов. На сформированной по итогам выборов электоральной карте Прекрасной провинции очень хорошо виден контраст между «красным» (либеральным) и «оранжевым» Монреалем с некоторыми его пригородами и «светло-синей» (какистской) и в существенно меньшей степени «темно-синей» (пекистской) территорией за пределами агломерации14. Либералы традиционно получили поддержку в 12 из 13 преимущественно англоязычных округов Западного Монреаля, а на востоке города, в более интернациональных округах, конкурировали с уже традиционно доминирующим там Солидарным Квебеком. Последний выиграл в Восточном Монреале выборы в 7 округах из 14 (из оставшихся в 4 победили либералы, в 2 – какисты и в одном – кандидат Квебекской партии).

14. En cartes, voici où s’est la jouée l’élection // Radio-Canada. 2022. Le 4 octobre. Available at: >>> (accessed 21.11.2022).
59

Заключение

 

В целом результаты голосования оказались вполне очевидными и предсказуемыми. Они достаточно точно (опять-таки насколько это позволяет существующая избирательная система) отразили настроения квебекского общества. Франсуа Лего и его партия безусловно сумели конвертировать свои достижения предыдущих четырёх лет в электоральный результат. Очевидно, что именно политика какистов, проводившаяся ими в 2018–2022 гг., а вовсе не избирательная кампания Лего, заставила почти 1,7 млн. квебекцев проголосовать за кандидатов Коалиции. Это свидетельствует о том, что её поддержка со стороны значительной части населения Прекрасной провинции носит стабильный и вполне осознанный характер. Как выразился ветеран квебекской журналистики Антуан Робитай, Лего выиграл выборы, проиграв кампанию. Действительно, в предвыборный период он явно допустил ряд промахов, за которые был вынужден извиняться, однако, как отметил политолог Андре Ламурё, его избиратели пропустили это «мимо ушей», поскольку разделяют его базовые установки, в том числе касающиеся квебекской идентичности, французского языка, франкоквебекской культуры. В свою очередь у Лего, по словам Ламурё, есть колоссальная способность чувствовать настроения общества, и «он обладает огромным политическим чутьем, улавливая в каком направлении хотят двигаться люди»15.

15. In Quebec, the real battle now loom for François Legault after an easy election win // Toronto Star. 2022. October 3. Available at: >>> (accessed 21.11.2022).
60

Выборы 2022 г. явно продемонстрировали стремление квебекского общества – и, прежде всего, франкоквебекского большинства – к сохранению Прекрасной провинции в рамках Канадской федерации при условии безусловного принятия квебекской лингвистической и этно-культурной специфики и согласия с тем, что Квебек в определённой степени представляет собой не только «нацию», но и «государство в государстве». Они ещё раз подтвердили правоту тех политологов, которые всегда подчёркивали, что «национальный вопрос играет ключевую роль в структурировании электорального поведения в Квебеке»16.

16. См.: Montigny E., Margineanu-Plante A. D’indépendantiste à autonomiste : une évolution du nationalisme québécois // Recherches sociographiques. 2022. Vol. LXIII. No 1-2. P. 59.
61 Те 30% голосов, которые получили Квебекская партия и Солидарный Квебек, явно были отданы их кандидатам не из-за суверенистских лозунгов, а потому, что именно эти партии занимают все место на левом фланге политического поля Прекрасной провинции и привлекают голоса избирателей, не симпатизирующих правым и центристам. В этом смысле «Остальная Канада» действительно может «выдохнуть». Конечно, политические предпочтения жителей Прекрасной провинции отнюдь не однородны, однако если раньше квебекцы выбирали между жёстко противостоявшими друг другу «федералистами» и «сепаратистами», то теперь имеющийся в их распоряжении выбор стал шире при том, что само противостояние уже не отличается былым напряжением.
62

Второму правительству Лего предстоит столкнуться с достаточно серьёзными вызовами – в том числе с инфляцией, нехваткой рабочей силы, социальными проблемами. Лидер какистов рассчитывает, что ему удастся усилить и сплотить квебекскую нацию. «А сильная нация, – по его словам, – помогает всем, когда случаются несчастья и кризисы»17.

17. Цит. по: Immigration driving an increase in Quebecers who speak only English, census shows // Montreal Gazette. 2022. October 27. Available at: >>> .(accessed 21.11.2022).

References

1. Salutin R. Quebec’s Election and theReluctant Nationalism of the Left // Toronto Star. 2022. October 7 // Available at: https://www.thestar.com/opinion/contributors/quebec-s-election-and-the-reluctant-nationalism-of-the-left/article_8130ca5c-55de-5542-bc7d-4ec6e32e8cc2.html (accessed 02.11.2022).

2. Sm., naprimer: Langlois S. Évolution de l’appui à l’indépendance du Québec de 1995 à 2015 // La démocratie référendaire dans les ensembles plurinationaux / Sous la dir. de A.Binette et P.Taillon. Québec: Presses de l’Université Laval, 2018. P. 55–84.

3. Podrobnee sm.: Akimov Yu.G. Koalitsiya buduschee Kvebeka u vlasti: avtonomizm, natsionalizm i pragmatizm // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2023. № 9. S. 87–99. DOI: 10.31857/S2686673023090079; Isaeva E.V. Zakon 96 i yazykovaya reforma v Kvebeke // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2023. Spetsvypusk 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760027906-3-1 DOI: 10.18254/S207054760027906-3 (accessed 09.11.2023).

4. Sm. Akimov Yu.G. Sozdanie Koalitsii buduschego Kvebeka i ehvolyutsiya partijno-politicheskogo landshafta provintsii vo vtoroj polovine 2010-kh – nachale 2020-kh godov // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2023. Vyp. 5. DOI: 10.18254/S207054760028358-0

5. Soderzhanie programm sm., naprimer: Comparez les plateformes électorales des partis // Radio-Canada. 2022. Le 30 août. Available at: https://ici.radio-canada.ca/info/2022/elections-quebec/comparateur-programmes-plateformes-partis-politiques-promesses-enjeux/ (accessed 14.11.2022); How do the parties compare on these Quebec election issues? Read the policies and promises of the five main parties on this election’s pressing issues // CBC News. 2022, September 2. Available at: https://newsinteractives.cbc.ca/features/2022/quebec-party-platforms/#intro (accessed 14.11.2022).

6. En raison du refus de la CAQ et du RQ, le débat des chefs en anglais est annullé // Radio-Canada. 2022. Le 13 septembre. Available at: https://ici.radio-canada.ca/nouvelle/1883336/debats-chefs-anglais-elections-generales-quebec-2022 (accessed 14.11.2022).

7. Revoyer le débats des chefs 2022. L’actualité. 2022. Le 22 septembre. Available at: https://lactualite.com/politique/debat-des-chefs-2022/ (accessed 15.11.2022).

8. Les cinq chefs jouent du coude. Le Devoir. 2022. Le 16 septembre. Available at: https://www.ledevoir.com/politique/quebec/756162/elections-quebec-2022-face-a-face-des-chefs-tva (accessed 16.11.2022).

9. Ibid.

10. Canada : la campagne électorale au Québec après le premier débat // TV5Monde. Available at: https://information.tv5monde.com/international/canada-la-campagne-electorale-au-quebec-apres-le-premier-debat-1254122#:~:text=Le%20PCQ%20semble%20avoir%20fait,dans%20les%20intentions%20de%20vote.&text=À%20noter%20que%20le%20Parti,%25%20d%27intentions%20de%20vote. (accessed 17.11.2022).

11. Un débat des chefs plus serein // Radio-Canada. 2022. Le 23 septembre. Available at: https://ici.radio-canada.ca/nouvelle/1917989/debat-chefs-caq-plq-qs-pq-pcq-legault-anglade-duhaime-gnd-pspp (accessed 17.11.2022).

12. Quoi retenir du débats des chefs ? // Le Devoir. 2022. Le 23 septembre. Available at: https://www.ledevoir.com/interactif/2022-09-23/debat-des-chefs/index.html#:~:text=Les%20cinq%20leaders%20ont%20croisé,entre%2018%20et%2021%20minutes. (accessed 17.11.2022).

13. Élections Québec. Résultats et statistique Available at: https://www.electionsquebec.qc.ca/francais/provincial/resultats-electoraux/elections-generales.php?e=83#e (accessed 18.11.2022).

14. En cartes, voici où s’est la jouée l’élection // Radio-Canada. 2022. Le 4 octobre. Available at: https://ici.radio-canada.ca/info/2022/elections-quebec/resultats-carte-avant-apres/ (accessed 21.11.2022).

15. In Quebec, the real battle now loom for François Legault after an easy election win // Toronto Star. 2022. October 3. Available at: https://www.thestar.com/news/canada/in-quebec-the-real-battles-now-loom-for-fran-ois-legault-after-an-easy-election/article_4e70e90e-305b-5b26-a3f5-04d50bb2a46b.html (accessed 21.11.2022).

16. Sm.: Montigny E., Margineanu-Plante A. D’indépendantiste à autonomiste : une évolution du nationalisme québécois // Recherches sociographiques. 2022. Vol. LXIII. No 1-2. P. 59.

17. Tsit. po: Immigration driving an increase in Quebecers who speak only English, census shows // Montreal Gazette. 2022. October 27. Available at: https://montrealgazette.com/news/local-news/immigration-driving-an-increase-in-quebecers-who-speak-only-english-census-shows#:~:text=In%20August%2C%20a%20previous%20Statistics,issue%20in%20the%20election%20campaign. (accessed 21.11.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate