Russia and Canada in the Arctic against the backdrop of the Ukraine crisis
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russia and Canada in the Arctic against the backdrop of the Ukraine crisis
Annotation
PII
S207054760027887-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Viakhireva 
Occupation: expert; program manager
Affiliation: Russian International Affairs Council (RIAC)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article analyzes Russian-Canadian relations in the Arctic in the period from 2014 to 2022. Cooperation in the Arctic and the North was considered a priority area of Russian-Canadian relations in 2014-2021. However, it was repeatedly noted that despite the significant potential for interaction, there are risks due to growing negative trends in other spheres of bilateral relations and against the background of a general crisis in relations between Russia and the West. These concerns have met the reality.  In the period of the Russian Presidency of the Arctic Council (2021-2023), political changes beyond the Arctic agenda took place, and marked a turning point for the Arctic Council, international cooperation in the Arctic, Russian-Canadian relations in the region. Against the background of the deepening of the Ukrainian crisis, the Arctic Council has suspended its full-scale activities, many formats of multilateral cooperation with the participation of Russia were ceased. 

The results of previous years of investment and economic interaction between Russia and Canada were “cancelled”, the rethinking the security issues in the Arctic region is in process. These trends influence the future nature of Russia-Canada relations in the Arctic.

 
Keywords
Russia-Canada relations, Arctic, Arctic Council, Ukraine crisis
Received
06.07.2023
Date of publication
17.10.2023
Number of purchasers
11
Views
428
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Развитие политических отношений между Москвой и Оттавой с 2014 г. показывает, что кризис в отношениях России и Запада оказал влияние на двустороннее взаимодействие; оно ограничено санкционной войной и обвинительной риторикой с обеих сторон. Политика Канады в отношении России формируется как ответ на глобальные действия России, не соответствующие канадскому видению, базирующемуся на идее «мирового порядка, основанного на правилах». В своём внешнеполитическом курсе в отношении России Канада учитывает взгляды США и союзников по НАТО. Украинский фактор также оказывает влияние на формирование внешнеполитической стратегии Канады. Политика России в отношении Канады на двустороннем уровне, скорее, носит ответный характер на меры, предпринимаемые Канадой в отношении России1.

1. См. подробнее: Viakhireva, Natalia. 2021. “Russia-Canada Relations in the Period of Crisis, 2014-20” // Canadian Journal of European and Russian Studies (CJERS) 14(1) 2020: 30-54, ISSN 2562-8429. URL: >>>
2 Одним из немногих направлений двусторонних отношений, стоявших до недавнего времени «особняком» от данной логики, и практически не попадавших под влияние перечисленных факторов, было взаимодействие России и Канады по арктическим вопросам.
3 Сотрудничество в Арктике и на Севере считалось приоритетным направлением российско-канадских отношений с 2014 по 2021 г. Тем не менее, уже тогда отмечалось, что, несмотря на значительный потенциал для взаимодействия, существуют риски сокращения связей под влиянием нарастающих негативных тенденций в других сферах двусторонних отношений и общего кризиса отношений России и Запада.
4 Эти опасения оправдались. В период председательства России в Арктическом совете (2021-2023 гг.) произошли политические изменения, выходящие за рамки арктической повестки, которые стали поворотным моментом для Арктического совета, международного сотрудничества в Арктике, отношений России и Канады в регионе. События 2022 года, связанные с обострением украинского кризиса, оказали негативное влияние на международное сотрудничество в Арктике, включая взаимодействие между Россией и Канадой в регионе.
5

Арктический совет на паузе

 

Вскоре после начала российской специальной операции на Украине семь стран-участниц Арктического совета, 3 марта 2022 г., объявили о приостановке участия своих представителей во всех официальных мероприятиях Арктического совета и его вспомогательных органах, а также об отказе направлять своих представителей на заседания Совета, проходящие на территории России2. 8 июня 2022 года страны АС выпустили заявление о намерении осуществлять ограниченное возобновление работы в Арктическом совете по проектам, не связанным с участием Российской Федерации3.

2. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia’s Invasion of Ukraine // The U.S. State Department, March 3, 2022. URL: >>>

3. Joint statement on limited resumption of Arctic Council cooperation //Government of Canada. June 8, 2022. >>>
6 Общеполитические разногласия на глобальном уровне ранее уже оказывали некоторое влияние на взаимодействие в рамках Арктического совета. Так, в апреле 2014 г. Канада, на тот момент председатель в Арктическом совете, в знак несогласия с российской политикой в отношении Крыма и Украины отказалась направлять в Москву своих представителей на встречу Целевой группы Арктического совета по проблемам выбросов метана и сажи. В тот момент речь шла об отказе от участия лишь в одной из рабочих групп совета, а не о министерской встрече, поэтому значение данного эпизода по его итогам не стоит преувеличивать – оно несопоставимо с текущей ситуацией. Данный случай служит примером, когда украинский фактор оказал непосредственное влияние на принятие внешнеполитического решения Канадой в отношении России.
7 Несмотря на санкции и отсутствие прозрачности в вопросах «жёсткой безопасности», с 2014 по 2021 год оставались области, в которых у двух арктических государств было больше общих интересов, чем разногласий, и в которых с 2014 года произошли некоторые позитивные сдвиги. Однако в 2022 году многие результаты оказались заморожены.
8

Так, например, в 2015 году был создан Арктический форум береговых охран (Arctic Coast Guard Forum). Россия и Канада развивали активное взаимодействие по данному направлению. Однако после начала российской специальной операции Канадская береговая охрана (Canadian Coast Guard, CCG) поставила на паузу своё участие в деятельности Форума4.

4. Canadian Coast Guard “suspends” its participation in Arctic Coast Guard Forum // Maritime Magazine. March 14, 2022. URL:>>> 
9

До 2022 г. осуществлялось взаимодействие между российскими и канадскими университетами по линии Университета Арктики (The University of the Arctic, UArctic) – это сеть, в которую входили более 150 университетов всех арктических государств. В 2022 г. университет выпустил заявление о приостановке членства России, то есть 55 российских университетов и институтов, «до тех пор пока ситуация не позволит возобновить работу»5.

5. Russian Membership Paused // The University of the Arctic (UArctic). 2022. URL: >>>
10 С 2018 г действовало многостороннее Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества. Сложившаяся в 2022 г. ситуация наносит значительный урон научному сотрудничеству в Арктике, так как многие проекты с участием России поставлены на паузу.
11

Схожая ситуация и по линии взаимодействия в рамках Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море и центральной части Северного Ледовитого океана, которое также было подписано в годы кризиса, в 2018 году. Практическая реализация договорённостей в рамках данного соглашения столкнётся с трудностями при инициировании комплексных исследований без прямого участия России6.

6. Ten ways Russia’s invasion of Ukraine impacts the Arctic and the world // The Hill. November 15, 2022. URL: >>>
12 Остаётся в силе Международный кодекс для судов, работающих в полярных водах, или Полярный кодекс (International Code for Ships Operating in Polar Waters), который вступил в силу в 2017 г. Он разрабатывался под эгидой Международной морской организации при ООН (International Maritime Organization).
13

Вероятнее всего, в условиях, когда Арктический совет действует в ограниченном режиме, возрастёт роль других организаций по решению вопросов безопасности деятельности, природоохраны, таких как Морская международная организация, Международная гидрографическая организация и Всемирная метеорологическая организация, так как по их линии техническое взаимодействие с участием России продолжается7.

7. Ibidem.
14

Прерывание экономического сотрудничества

 

Усиление разногласий между Россией и Западом в 2022 г. сказалось и на двустороннем инвестиционно-экономическом сотрудничестве России и Канады. Режим взаимных санкций уже с 2014 г. затрагивал сотрудничество этих стран в Арктике. В декабре 2014 г. Канада объявила об ограничениях на экспорт технологий и финансовых услуг, используемых в России для разведки и добычи нефти, что усложнило ситуацию для российской нефтегазовой отрасли. Эти меры по-прежнему остаются в силе.

15

В 2022 г. на фоне специальной военной операции (СВО) России на Украине и последовавших за ней антироссийских санкций корпорация «Кинросс Голд» (Kinross Gold) сообщила о приостановке своей деятельности, а затем о продаже её российских активов компании «Хайлэнд Голд Майнинг» (Highland Gold Mining)8. Таким образом, из России ушёл крупнейший канадский инвестор в золотодобывающую отрасль, который вёл деятельность в России с 1995 года.

8. Kinross продала свои российские активы за $340 млн // Ведомости. 15 июня 2022. URL: >>>
16 Стоит отметить, что ущерб от низкого уровня развития российско-канадских экономических отношений как для российской, так и для канадской экономики оценивается как незначительный.
17

Переосмысление военной безопасности

 

Помимо неопределённости на фоне приостановки полноценного функционирования Арктического совета и продолжения режима санкций, в 2022 г. происходит переосмысление вопросов безопасности в Арктике, пересмотр стратегии НАТО и США в этом регионе. И это имеет непосредственное отношение к будущему канадской политики в регионе и взаимодействию с Россией.

18 Низкий уровень доверия и транспарентности в вопросах безопасности усиливали разногласия между Россией и Канадой с 2014 г., до этого арктические государства поддерживали сотрудничество по военно-политическим вопросам. Однако оно было прервано в связи с обострением отношений России и Запада на фоне украинского кризиса. Перестали проводиться встречи начальников генеральных штабов. В результате Россия больше не была представлена на многосторонних площадках, где обсуждаются вопросы региональной безопасности. С 2014 по 2021 год оценка военных и невоенных угроз в Арктике практически не менялась. Однако сохранялось ощущение неопределённости относительно того, в каком направлении будет развиваться в дальнейшем военно-политическая обстановка в регионе. Сейчас становится ясно, что напряжённость в Арктическом регионе возрастает.
19

Политика НАТО в Арктике претерпевает изменения. Альянс намерен расширить своё присутствие в регионе. В августе 2022 г. генеральный секретарь НАТО впервые посетил канадскую арктическую зону, отметив, что высокий Север стратегически важен для евроатлантической безопасности и что рост военной активности России в регионе является стратегическим вызовом для всех членов НАТО9. Сотрудничество России и Китая в Арктике также оценивается членами НАТО как вызов интересам альянса.

9. In the face of Russian aggression, NATO is beefing up Arctic security // The Globe and Mail. August 24, 2022. URL: >>>
20 По российским оценкам, одним из главных вызовов в сфере безопасности в Арктике является возрастающая военная активность НАТО, в том числе в контексте вступления в блок Финляндии и возможного вступления Швеции, т.е. двух арктических государств. Также отмечается усиление военной активности в Заполярье и неарктических стран НАТО, в частности, Великобритании. Современная тенденция несёт в себе риски возникновения непреднамеренных инцидентов, которые могут осложнить военно-политическую обстановку в Арктике.
21 Североатлантическим альянсом роль Канады в Арктике рассматривается как ключевой фактор для укрепления обороноспособности НАТО на Севере. В центре внимания находится вопрос о модернизации американо-канадской оборонной системы НОРАД, которая представляет собой объединённую систему аэрокосмической обороны этих сторон.
22 Канада воспринимает НАТО как организацию, вносящую весомый вклад в обеспечение международного мира и безопасности, а членство в НАТО рассматривает как основу канадской политики безопасности и обороны. США является важнейшим партнёром и союзником Канады.
23

В октябре 2022 г. США утвердили Национальную стратегию для Арктического региона, в ней говорится о необходимости укрепления отношений с союзниками и партнёрами в Арктике10. В частности, о намерении сотрудничать с Канадой в деле модернизации НОРАД. Планы по модернизации НОРАД упоминались в Стратегии Канады по обороне 2017 г. под названием «Сильная, безопасная и вовлечённая» (Strong, Secure and Engaged)11. Практическая договорённость об этом между Дж. Трюдо и Дж. Байденом была достигнута ещё в начале 2021 г., но до недавнего момента активных действий со стороны администрацией Дж. Трюдо не было. Первые практические шаги в этом направлении стали предприниматься в 2022 г., когда министр национальной обороны Канады Анита Ананд объявила о намерении направить 4,9 млрд долл. в течение следующих шести лет на модернизацию НОРАД12, и в целом Канадой взят курс увеличения расходов на оборону.

10. The United States’ National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 2022. URL: >>>

11. Canada’s defence policy, Strong, Secure, Engaged (SSE) // Government of Canada. 2017. URL: >>>

12. Defence minister cites Russian aggression as factor in $5B upgrade to continental defence // Canadian Broadcasting Corporation. June 20, 2022. URL: >>>
24

Если говорить о планах официальной канадской политики в отношении России и о существующей в настоящей момент риторике, то они суммированы в интервью канадского министра иностранных дел Мелани Джоли, опубликованном в октябре 2022 года. Она подчёркнула, что цель Канады на данный момент – максимально усилить давление на Россию в дипломатическом, экономическом и политическом плане. Это будет стратегией Канады до тех пор, пока Россия не изменит свой курс. В отношении Арктического совета она отметила, что «Россия поставила себя в ситуацию самоизоляции, в том числе, от общих проблем, с которыми сталкивается Арктика»13.

13. Canadian Foreign Minister Joly: Ukraine ‘core policy,’ also seek G-7 cooperation on China issues // The Asahi Shimbun. October 19, 2022. URL: >>>
25

Экспертная дискуссия в Канаде

 

Имеет ли значение для канадской внешней политики приостановка деятельности Арктического совета? Вероятнее – да, чем нет, учитывая, что Канада была причастна к формированию самой идеи создания АС в 1996 году.

26

Как отмечает канадский политолог Майкл Байерс, то, что происходит с Арктическим советом, – «Это печальная ирония для форума, который был основан при активном участии канадских лидеров, чтобы помочь постсоветской России войти в международное сообщество»14.

14. Canada, 6 other countries leave Arctic Council over Russia’s war in Ukraine // Global News. March 3, 2022. URL: >>>
27 В канадских экспертных кругах обсуждается будущий формата Арктического совета и вопрос отношений с Россией по арктическим вопросам.
28

По мнению Джереми Кинзмана, бывшего посла Канады в России, следует «сохранить Арктический совет в "нетронутом" виде, а также продолжить взаимодействие с Россией»15.

15. Russia’s Invasion of Ukraine: Short- and Long-Term Implications for Canada // The Institute for Peace & Diplomacy. March 21, 2022. URL: >>>
29

Канадский эксперт по арктическим вопросам Уитни Лакенбауэр комментирует, что Циркумполярный форум, не включающий Россию, трудно себе представить, с учетом размера российских арктических территорий. Однако единственный способ возобновления работы Арктического совета – прекращение Россией спецоперации16.

16. Canada, 6 other countries leave Arctic Council over Russia’s war in Ukraine // Global News. March 3, 2022. URL >>>
30

Как отмечает канадский политолог Роб Хюберт, профессор Университета Калгари, одним из важнейших направлений внешней политики Канады в Арктике является всесторонняя поддержка деятельности Арктического совета. Так было с момента его создания. Таким образом, всё, что может нанести вред Арктическому совету как форуму и его работе на основе сотрудничества, будет рассматриваться как серьёзный удар по канадской внешней политике в Арктическом регионе. Р. Хюберт уверен в том, что Канада поддержит скорейшее возвращение к работе в обычном режиме в деятельности Совета, однако, маловероятно, что это произойдёт в ближайшее время17.

17. Huebert R. Canada, The Arctic and The Russian Invasion of Ukraine // Polar Research and Policy Initiative. March 12, 2022. URL: >>>
31 Остановимся подробнее на анализе Роба Хюберта. Он видит два варианта развития ситуации: либо возобновление работы Совета без участия России, как это сделала Группа семи (G-7), либо продолжение паузы в надежде на то, что отношения будут восстановлены.
32

Также он полагает, что Россия впоследствии может самостоятельно отказаться от дальнейшего участия в деятельности АС, если вслед за Финляндией в НАТО будет принята Швеция и 7 из 8 стран – участников Арктического совета будут членами альянса. По мнению Р. Хюберта, если Россия выйдет из Совета, она может попытаться создать собственную арктическую международную организацию в противовес новому Арктическому совету в формате АС-7, предложив Китаю роль, выходящую за рамки функций наблюдателя в Арктическом совете, что усилило бы его позиции в Арктике. Есть вероятность присоединения Индии к такому союзу. Независимо от состава членов, создание альтернативы Арктическому совету будет способствовать институционализации раскола в Арктике18.

18. Huebert R. Canada, The Arctic and The Russian Invasion of Ukraine // Polar Research and Policy Initiative. March 12, 2022. URL: >>>
33

8 июня 2022 г. Страны АС выпустили заявление о намерении осуществить ограниченное возобновление работы в Арктическом совете по проектам, не связанным с участием Российской Федерации. Россия, в свою очередь, сконцентрировалась на внутринациональных целях и проектах председательства. Таким образом, к моменту завершения председательства России в АС сотрудничество России и западных стран в Арктике, включая взаимодействие с Канадой, было практически сведено к нулю. Дальнейшая судьба Арктического совета будет решаться уже в рамках председательства Норвегии, которое началось по истечении периода председательства России в мае 2023 года. Как отмечает Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации, Россия заинтересована в эффективной работе Арктического совета. Председательствующая в организации Норвегия заявила о нацеленности возобновить деятельность рабочих групп «уже этой осенью». Однако норвежскому председательству это сделать непросто ввиду соответствующей позиции некоторых других арктических стран19.

19. В МИД РФ заявили о продолжении участия России в работе Арктического совета // ТАСС. 11 августа 2023 г. URL: http:// >>>
34

Заключение

 

В политике Канады на арктическом направлении будет происходить смена акцентов от социальных и экологических проблем на Крайнем Севере к вопросам обороны и безопасности, учитывая растущую важность региона для ближайшего союзника Канады – США и для НАТО, членом которой является Канада. Усиление разногласий между Россией и США, Россией и НАТО, обновлённая роль Канады как форпоста безопасности в Арктике, будут диктовать будущий характер отношений Канады с Россией в этом регионе.

35 Под влиянием международной ситуации претерпевает изменения и политика России в Арктике. Если раньше Россия в региональных проектах отдавала приоритет взаимодействию с арктическими государствами, то в новых условиях акцент смещается на взаимодействие с азиатскими государствами в Арктике. В то же время Россия по-прежнему заинтересована в эффективной деятельности Арктического совета, учитывая, что многие возникающие в регионе вызовы, в первую очередь, климатические, имеют глобальный характер и их последствия ощущают на себе все регионы мира.

References

1. Sm. podrobnee: Viakhireva, Natalia. 2021. “Russia-Canada Relations in the Period of Crisis, 2014-20” // Canadian Journal of European and Russian Studies (CJERS) 14(1) 2020: 30-54, ISSN 2562-8429. URL: https://ojs.library.carleton.ca/index.php/CJERS/article/view/2671

2. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia’s Invasion of Ukraine // The U.S. State Department, March 3, 2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-of-ukraine/

3. Joint statement on limited resumption of Arctic Council cooperation //Government of Canada. June 8, 2022. https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2022/06/joint-statement-on-limited-resumption-of-arctic-council-cooperation.html

4. Canadian Coast Guard “suspends” its participation in Arctic Coast Guard Forum // Maritime Magazine. March 14, 2022. URL:https://maritimemag.com/en/canadian-coast-guard-suspends-its-participation-in-arctic-coast-guard-forum/

5. Russian Membership Paused // The University of the Arctic (UArctic). 2022. URL: https://ru.uarctic.org/front-articles/russian-membership-paused/

6. Ten ways Russia’s invasion of Ukraine impacts the Arctic and the world // The Hill. November 15, 2022. URL: https://thehill.com/opinion/international/3736434-ten-ways-the-russia-ukraine-war-impacts-the-arctic-and-the-world/

7. Ibidem.

8. Kinross prodala svoi rossijskie aktivy za $340 mln // Vedomosti. 15 iyunya 2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/06/15/926633-kinross-rossiiskie-aktivi

9. In the face of Russian aggression, NATO is beefing up Arctic security // The Globe and Mail. August 24, 2022. URL: https://www.theglobeandmail.com/opinion/article-in-the-face-of-russian-aggression-nato-is-beefing-up-arctic-security/

10. The United States’ National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf

11. Canada’s defence policy, Strong, Secure, Engaged (SSE) // Government of Canada. 2017. URL: https://www.canada.ca/content/dam/dnd-mdn/documents/reports/2018/strong-secure-engaged/canada-defence-policy-report.pdf

12. Defence minister cites Russian aggression as factor in $5B upgrade to continental defence // Canadian Broadcasting Corporation. June 20, 2022. URL: https://www.cbc.ca/radio/asithappens/as-it-happens-the-monday-edition-1.6495076/defence-minister-cites-russian-aggression-as-factor-in-5b-upgrade-to-continental-defence-1.6495078

13. Canadian Foreign Minister Joly: Ukraine ‘core policy,’ also seek G-7 cooperation on China issues // The Asahi Shimbun. October 19, 2022. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14742784

14. Canada, 6 other countries leave Arctic Council over Russia’s war in Ukraine // Global News. March 3, 2022. URL: https://globalnews.ca/news/8656811/canada-arctic-council-russia-ukraine-war/

15. Russia’s Invasion of Ukraine: Short- and Long-Term Implications for Canada // The Institute for Peace & Diplomacy. March 21, 2022. URL: https://peacediplomacy.org/2022/03/10/march-21-panel-russias-invasion-of-ukraine-short-and-long-term-implications-for-canada/

16. Canada, 6 other countries leave Arctic Council over Russia’s war in Ukraine // Global News. March 3, 2022. URL https://globalnews.ca/news/8656811/canada-arctic-council-russia-ukraine-war/

17. Huebert R. Canada, The Arctic and The Russian Invasion of Ukraine // Polar Research and Policy Initiative. March 12, 2022. URL: https://polarconnection.org/canada-arctic-russia-ukraine

18. Huebert R. Canada, The Arctic and The Russian Invasion of Ukraine // Polar Research and Policy Initiative. March 12, 2022. URL: https://polarconnection.org/canada-arctic-russia-ukraine/

19. V MID RF zayavili o prodolzhenii uchastiya Rossii v rabote Arkticheskogo soveta // TASS. 11 avgusta 2023 g. URL: http:// https://tass.ru/politika/18492735

Comments

No posts found

Write a review
Translate