Summit of the Americas: Reformatting the Agenda
Table of contents
Share
QR
Metrics
Summit of the Americas: Reformatting the Agenda
Annotation
PII
S207054760023897-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Goliney 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for Latin America of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article examines the origins of the formation and evolution of negotiation platforms between the countries of the Western Hemisphere. These platforms cover security and economic development issues. The Summit of the Americas, which is a contemporary format, showed the lack of a coordinated position of the participants to the agenda proposed by the USA, as well as the actualization of the “Pink Tide” in 2022. Some experts regard the non-appearance of 11 heads of state as a kind of call for fair treatment, as a manifestation of an independent foreign policy course rejecting pressure from the United States.

Keywords
Summit of the Americas, USA, Latin America, Pan-Americanism, “Pink Tide”
Received
15.11.2022
Date of publication
25.12.2022
Number of purchasers
6
Views
339
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Саммит Америк – это платформа обсуждения текущих политических, экономических, социальных и иных вопросов между странами, которые располагаются в Западном полушарии. Сам саммит начал функционировать с 1994 г., однако истоки формата встреч, подобных ему, уходят в XIX век, когда испаноговорящие страны Южной и Центральной Америки собирались на полях различных конгрессов с целью обсуждения противоречий, не позволяющих создать единое конфедеративное государство в обеих Америках, а также решение общих проблем, с которыми сталкивались страны региона.

2 Всего с 1824 по 1865 гг. испаноговорящие страны предприняли до 11 попыток созыва подобных объединительных конгрессов, из которых состоялись 5: в Панаме и Такубае в 1824–1826 гг., в Лиме 1847–1848 и 1864–1865 гг., а также в 1856–1857 гг. в Сантьяго-де-Чили. На проводимых встречах страны пытались выработать солидарную позицию против внешних интервенций (США, Франции, Великобритании и Испании), а также достигнуть цель, провозглашённую Симоном Боливаром, – подписать экономические договоры и объединиться в конфедерацию. Там не менее ни один из конгрессов так и не закончился созданием единой «американской семьи», хотя, казалось, что им для этого оставался буквально один шаг (тема общей безопасности позволила значительно сплотиться, что привело к возникновению понятий Латинская Америка и латиноамериканцы).
3

Политика панамериканизма США

 

Несмотря на то что ни один из конгрессов, проводимых испаноговорящими республиками, не привёл к единению, имевшийся опыт значительно облегчил реализацию инициатив США по созданию новой «американской семьи», но уже не под стягом Симона Боливара и наследников его идей, а под знаменем США в виде политики панамериканизма. К 1889 г. данная политика позволила сформулировать некоторую общую повестку: достижение мира среди его государств-членов, способствование солидарности; укрепление сотрудничества; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости. То есть мы можем увидеть, что США попытались отойти от экономической повестки, сосредоточившись на теме безопасности.

4

Поэтапное закрепление данной повестки конкретными договорами и обязательствами между странами привело к тому, что «панамериканизм, пропагандируемый США, послужил в 1889–1890 гг. основой для создания Международного союза американских республик и продолжал действовать вплоть до Второй мировой войны»1, когда получил институциональную форму в виде Организации американских государств (ОАГ). В течение обозначенного периода времени состоялось 9 панамериканских конференций, на которых страны-участницы обсуждали различные вопросы сотрудничества в военно-политической и социальной сферах. Встречи на данных конференциях не всегда завершались положительно для США, так как латиноамериканские страны нуждались в экономической поддержке, что заставляло США периодически возвращаться к экономической повестке, например, создание таможенного союза во всём Западном полушарии. Однако именно в экономической плоскости США не удалось сплотить страны Латинской Америки.

1. Espinosa, C. The origins of the Union of South American Nations: a Multicausal Account of South American Regionalism / Exploring the New South American Regionalism (NSAR). New York: Routledge, 2016. P.33.
5

Как видно из повестки тех конференций, можно считать, что только сфера безопасности стала реальным местом смыкания интересов и ожиданий сотрудничества латиноамериканцев, что позволило США реализовать объединительную политику панамериканизма. Институциональной основой общей «американской семьи» стало создание ОАГ, которую невозможно представить без Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., известного как Пакт Рио, в рамках которого страны создавали некоторую «зону безопасности»2.

2. Inter-American Treaty of Reciprocal Assistance. Available at: >>> (accessed 11.10.202.2)
6

По мере институционального становления ОАГ США почувствовали необходимость укрепления межамериканских отношений с соседями по Западному полушарию, а также переформатирования своей внешней политики по отношению к ним. В качестве подобного укрепления был выбран формат президентских и правительственных встреч. В подобном формате состоялись две встречи: в 1956 г. в Панаме (итог – создание Межамериканского банка развития, МБР) и в 1967 г. в Уругвае (итог – попытка создания Общего латиноамериканского рынка3). Однако экономические инициативы США не реализовались в полной мере, а ввиду отсутствия систематического и регулярного характера встреч, политика панамериканизма начала давать некоторый сбой.

3. Declaration of the Presidents of the America States in Uruguay. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
7

Саммиты Америк

 

Реанимация политики панамериканизма произошла после распада биполярной системы международных отношений, когда весь мир начал массово «разоружаться». Тема безопасности стала отходить на второй план, а на первый вышла экономическая повестка интеграций в виде различных блоков. В этот момент как раз появляется новый формат встреч глав государств (который продолжает логическую историческую линию от конгрессов испаноамериканских стран и панамериканских конференций) в виде саммита Америк, когда состоялась новая встреча президентов стран Западного полушария в Майами. С 1994 г. до настоящего времени прошло 11 подобных саммитов, два из которых были специальными.

8

«Саммит, открытый в 1994 г., впервые в значительной степени работал над углублением экономических связей посредством планируемого создания соглашения о свободной торговле в полушарии»4, известном как зона свободной торговли Америк (Área de Libre Comercio de las Américas, ALCA, АЛКА). В основе АЛКА лежала «Компания для инициативы Америк»5, запущенная в США в 1990 г. Для реализации этого проекта США использовали подход двусторонних договорённостей с каждой отдельной страной всей Латинской Америки по созданию ЗСТ к 2005 г. Помимо этого, на саммите страны провозгласили «Партнёрство в интересах развития и процветания на основе демократии, свободной торговли и устойчивого развития»6. В дополнение к различным конкретным действиям, первый саммит признал, что Западное полушарие практически избавилось от своей истории авторитарных режимов, военных переворотов и внутренних конфликтов, и теперь страны должны сохранять и укреплять демократию в Северной и Южной Америке, чтобы принять будущее демократического управления и открытых рынков.

4. The Summit of the Americas: Half Full or Half Empty? Available at: >>> (accessed 23.10.2022).

5. Enterprise for the Americas Initiative. Available at: >>>   (accessed 23.10.2022).

6. Declaration of the First Summit of the Americas, Miami, Florida, 1994. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
9

В 1996 г. в Боливии состоялся специальный саммит по устойчивому развитию. Цели той встречи на высшем уровне заключались в выработке общего видения будущего в соответствии с концепциями устойчивого развития. Общий консенсус в отношении включения экономических, социальных и экологических элементов в понимание устойчивого развития был, пожалуй, самым важным достижением боливийской встречи на высшем уровне7.

7. Declaration of Santa Cruz de la Sierra, 1996. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
10

Второй саммит состоялся в 1998 г. в Чили. Признавая необходимость оказания поддержки региональным целям в области образования, лидеры учредили «Региональный проект по показателям образования». Лидеры также достигли консенсуса в отношении учреждения специального докладчика по вопросу о свободе выражения мнений при Межамериканской комиссии по правам человека8.

8. Santiago Declaration of the Second Summit of the Americas, 1998. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
11

Третий саммит состоялся в 2001 г. в Канаде. Саммит в Квебеке привёл к принятию Межамериканской демократической хартии – основополагающего документа, в котором признаётся, что демократия и социально-экономическое развитие взаимозависимы и укрепляют друг друга и что «народы Северной и Южной Америки имеют право на демократию, а их правительства обязаны поощрять и защищать её»9. США создали региональные центры передового опыта в области подготовки учителей для обеспечения обучения чтению и управления школами в Центральной Америке, Карибском бассейне и Андах.

9. Declaration of Quebec City: Third Summit of the Americas, 2001. Available at: >>> (accessed 23.10.2022)
12

В 2004 г. в Мексике состоялся специальный саммит стран Северной и Южной Америки. На нём лидеры заявили о трёхкратном увеличении кредитования частным сектором МБР малых и средних предприятий и об отказе в предоставлении убежища коррумпированным должностным лицам, тем, кто их коррумпирует, и их активам10.

10. Declaration of Nuevo León, 2004. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
13

Четвёртый саммит Америк прошёл в Аргентине в 2005 г. Главная тема саммита в Мар-дель-Плата была посвящена окончательной реализации проекта АЛКА11. Но данный проект не реализовался и был приостановлен в виду того, что ключевые региональные страны Латинской Америки «торпедировали» его, хотя с рядом стран США к этому времени удалось заключить двусторонние договоры о ЗСТ.

11. Declaration of Mar del Plata, 2005. Available at: >>> (accessed 23.10.2022)
14

Пятый саммит стран Америк состоялся в 2009 г. на территории Тринидада и Тобаго. Главы государств и правительств поддержали создание Межамериканской сети социальной защиты, которая позволяет странам воспроизводить инновационные и ответственные социальные программы, такие как, например, «Инициатива по безопасности Карибского бассейна»12.

12. Declaration of Commitment of Port of Spain, 2009. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
15

Центральная тема шестого саммита «Соединение Америки: партнёры во имя процветания»13, прошедшего в 2012 г. в Колумбии, определила сферы сотрудничества в пяти областях: интеграция физической инфраструктуры, безопасность граждан, нищета и неравенство, помощь в случае стихийных бедствий и доступ к технологиям. Этот саммит запомнился более широкими возможностями, предоставляемыми для участия частного сектора, гражданского общества; обсуждением глобальной проблемы наркотиков и потенциальным участием Кубы (которая исключена из ОАГ) в будущих саммитах. «Все латиноамериканские участники поддержали идею пригласить Кубу на очередной саммит в Панаме в 2015 г., однако США и Канада вновь категорически отвергли эту инициативу»14.

13. Mandates arising from the Sixth Summit of the Americas, Cartagena de Indias, 2012. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).

14. Пятаков А.Н. VI Саммит Америк в Колумбии / Латиноамериканская панорама, ИЛА РАН. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
16

Седьмой саммит, состоявшийся в Панаме в 2015 г., уделил особое внимание таким темам, как демократия и гражданское общество; экономический рост и экономические возможности; вопросы изменения климата; выдвинута образовательная инициатива «100 000 человек в Америках»15, в результате которой стало создание Межамериканской образовательной системы.

15. Mandates for action “Prosperity with equity: the challenge of cooperation in the Americas”, Panama City, 2015. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
17

Восьмой саммит, состоялся в Перу в 2018 г. Именно на нём впервые за историю саммитов среди участников отсутствовал президент США. В центре обсуждения оказались важные вопросы, стоящие перед регионом: борьба с коррупцией и накалённая обстановка вокруг Венесуэлы. По итогам саммита была выпущена декларация Лимы, которая призвала государства-члены повысить прозрачность за счёт использования новых технологий и поощрять участие частного сектора в разработке государственной антикоррупционной политики16.

16. Lima commitment “Democratic governance against corruption”, Lima, 2018. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
18

Главы государств, участвовавшие в саммите, отдельно выступили с призывом к правительству Венесуэлы провести президентские выборы с необходимыми демократическими гарантиями для участия всех венесуэльских политических деятелей, и заявили, что выборы, не отвечающие этим условиям, не будут легитимными и авторитетными17.

17. Joint Declaration on Venezuela Lima, Peru, April 14, 2018. Available at: >>> (accessed 23.10.2022).
19

В связи с пандемией коронавируса девятый саммит некоторое время откладывался, после чего лидеры стран наконец собрались летом 2022 г. в США. Данный саммит отметился тем, что на нём под различными предлогами отсутствовали 11 глав государств. «Стоит аккуратно интерпретировать отказ ряда латиноамериканских лидеров от личного участия. Зачастую такое решение выглядело как желание громко заявить Вашингтону свою позицию, создать информационный повод. Тем более, почти все проигнорировавшие мероприятие главы стран прислали обширные делегации и за всем происходящим внимательно следили»18.

18. Разумовский Д.В. Итоги IX Саммита Америк 2022 в Лос-Анджелесе // РСМД, 15.06.2022. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
20

Основной причиной неявки стали претензии по составу участников – США не пригласили на саммит глав Венесуэлы, Кубы и Никарагуа, что вызвало недовольство таких стран, как Мексика и Аргентина, посчитавших, что каждый голос должен быть услышан и что нужно перестать дискредитировать левые политические режимы подобно тому, как это делают США. Необходимо отметить, что не только латиноамериканские страны критикуют США за постоянное давление на Кубу – «экономическое эмбарго со стороны США долгие годы вызывает неодобрение ЕС, который на ежегодных голосованиях Генеральной Ассамблеи ООН выступает против блокады»19.

19. Гриценко И.А. США и ЕС в Латинской Америке: контуры конкурентного взаимодействия // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2021, Спецвыпуск. Available at: >>> (accessed 20.10.2022). DOI: 10.18254/S207054760018158-0
21

Очевидными темами обсуждений стала борьба с пандемией и последующий процесс восстановления экономик государств Западного полушария; защита демократии и прав человека, включая ликвидацию механизмов финансовой и институциональной коррупции; ускорение перехода к возобновляемой энергетике20 и миграция. Именно последняя тема стала единственной, вокруг чего США удалось развернуть дискуссию и как-то найти точки соприкосновения с соседями.

20. Accelerating the Clean, Sustainable, Renewable, and Just Energy Transition 2022. Available at: >>> (accessed 30.10.2022).
22 В итоге прошедший девятый саммит оказался достаточно противоречивым, финальная декларация по миграции была подготовлена, но не подписана всеми участниками, что также было расценено экспертами как некоторый раскол «американской семьи». Истоки подобного раскола стоит искать не на самом саммите или в событиях вокруг него, а в расстановке сил, которая начала складываться в Латинской Америке.
23 После того, как в регионе начался экономический спад и череда коррупционных скандалов, произошедшая волна «левого поворота» (когда к власти во многих странах пришли политики из левого политического лагеря) сменилась на «правый». Но правые политики также не смогли решить проблемы в своих странах, поэтому в 2021–-2022 г. наблюдается очередной разворот налево – разворот, который гипотетически способствует единению стран региона, отходу от США и формированию собственной диалоговой площадки. Подобной переговорной платформой ранее были регулярные встречи глав государств только Латинской Америки на полях Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC, СЕЛАК), призванного сплотить все страны региона и уменьшить влияние в Западном полушарии ОАГ и США. Но в период «правого поворота» такие институты, как СЕЛАК перестали функционировать в полной мере, особенно, когда из него вышла Бразилия. Теперь же у стран Латинской Америки появился шанс перехода к своей собственной повестке дня без США (как это было 200 лет назад в период конгрессов испаноязычных республик).
24 Сами же США, столкнувшись с рядом внутренних проблем, в преддверии 200-летия доктрины Монро, имеют два вероятных варианта изменения ситуации: возвращение к теме угроз безопасности (как можно увидеть, именно эта тема была самой успешной по сплочению стран ранее, в XIX и ХХ веках, или некоторый изоляционизм (забытая традиционная политика США, которая практиковалась до середины ХХ века). В первом случае представляется, что угрозу для безопасности США будут искать в России, Китае и среди «левых» политических сил. Во втором случае США, вероятно, займутся решением внутренних проблем, отойдя на некоторое время от «заднего двора», позволив латиноамериканским странам «поиграть» в независимую политику. Как показала практика XIX века и позже, «левые» политические силы возвращаются к вопросам экономического взаимодействия и постоянно натыкаются на проблемы, то есть экономическая повестка не приводит к единению. В связи с возможной «самоизоляцией» не предвидится агрессия и вмешательства со стороны США, что также не позволит странам Латинской Америки сплотиться против северного соседа, то есть в этом случае не может быть задействована и повестка безопасности.
25 Именно на такой интересной политической многовариантной дороге находятся страны Западного полушария после саммита Америк 2022 года.

References

1. Espinosa, C. The origins of the Union of South American Nations: a Multicausal Account of South American Regionalism / Exploring the New South American Regionalism (NSAR). New York: Routledge, 2016. P.33.

2. Inter-American Treaty of Reciprocal Assistance. Available at: http://www.oas.org/juridico/english/Treaties/b-29.html (accessed 11.10.2022).

3. Declaration of the Presidents of the America States in Uruguay. Available at: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rls/59676.htm (accessed 23.10.2022).

4. The Summit of the Americas: Half Full or Half Empty? Available at: https://theglobalamericans.org/reports/the-summit-of-the-americas/ (accessed 23.10.2022).

5. Enterprise for the Americas Initiative. Available at: https://www.usaid.gov/biodiversity/TFCA/enterprise-for-the-americas-initiative#:~:text=the%20Americas%20Initiative-,Enterprise%20for%20the%20Americas%20Initiative,Latin%20America%20and%20the%20Caribbean (accessed 23.10.2022).

6. Declaration of the First Summit of the Americas, Miami, Florida, 1994. Available at: http://www.summit-americas.org/i_summit/i_summit_dec_en.pdf (accessed 23.10.2022).

7. Declaration of Santa Cruz de la Sierra, 1996. Available at: http://www.summitamericas.org/summit_sd/summit_sd_dec_en.pdf (accessed 23.10.2022).

8. Santiago Declaration of the Second Summit of the Americas, 1998. Available at: http://www.summit-americas.org/ii_summit/ii_summit_dec_en.pdf (accessed 23.10.2022).

9. Declaration of Quebec City: Third Summit of the Americas, 2001. Available at: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rls/59660.htm (accessed 23.10.2022)

10. Declaration of Nuevo León, 2004. Available at: http://www.summitamericas.org/sp_summit/sp_summit_dec_en.pdf (accessed 23.10.2022).

11. Declaration of Mar del Plata, 2005. Available at: http://www.summitamericas.org/iv_summit/iv_summit_dec_en.pdf (accessed 23.10.2022)

12. Declaration of Commitment of Port of Spain, 2009. Available at: http://www.summitamericas.org/V_Summit/decl_comm_pos_en.pdf (accessed 23.10.2022).

13. Mandates arising from the Sixth Summit of the Americas, Cartagena de Indias, 2012. Available at: http://www.summit-americas.org/SIRG/2012/041412/mandates_sc_en.pdf (accessed 23.10.2022).

14. Pyatakov A.N. VI Sammit Amerik v Kolumbii / Latinoamerikanskaya panorama, ILA RAN. Available at: http://www.ilaran.ru/?n=810 (accessed 23.10.2022).

15. Mandates for action “Prosperity with equity: the challenge of cooperation in the Americas”, Panama City, 2015. Available at: http://www.summit-americas.org/vii/docs/mandates_en.pdf (accessed 23.10.2022).

16. Lima commitment “Democratic governance against corruption”, Lima, 2018. Available at: http://www.summit-americas.org/viii/compromiso_lima_en.pdf (accessed 23.10.2022).

17. Joint Declaration on Venezuela Lima, Peru, April 14, 2018. Available at: https://uy.usembassy.gov/joint-declaration-on-venezuela-on-the-occasion-of-the-viii-summit-of-the-americas/ (accessed 23.10.2022).

18. Razumovskij D.V. Itogi IX Sammita Amerik 2022 v Los-Andzhelese // RSMD, 15.06.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/itogi-ix-sammita-amerik-2022-v-los-andzhelese/ (accessed 30.10.2022).

19. Gritsenko I.A. SShA i ES v Latinskoj Amerike: kontury konkurentnogo vzaimodejstviya // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal], 2021, Spetsvypusk. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760018158-0-1/ (accessed 20.10.2022). DOI: 10.18254/S207054760018158-0

20. Accelerating the Clean, Sustainable, Renewable, and Just Energy Transition 2022. Available at: http://summit-americas.org/documentos_oficiales_ixsummit/CMBRS02293e02.pdf (accessed 30.10.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate