Peacekeeping Nation, Sociocultural Economics, and Institutional Development in Canada
Table of contents
Share
QR
Metrics
Peacekeeping Nation, Sociocultural Economics, and Institutional Development in Canada
Annotation
PII
S207054760032196-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Timofeev 
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St Petersburg
Edition
Abstract

The paper examines how the “peacekeeping nation” identity of Canadians influenced institutional development in Canada. The author concludes that the culture of liberalism and peacemaking created an inclusive institutional environment and ensured political stability in Canada. Canadian peacemaking evolved in the context of institution building. Political stability in Canada was interconnected with the development of liberal values and a shared identity that united Canadian society in the age of dramatic social, cultural, and political shifts. Bradley–Terry model is used to analyze the Canadian peacemaking. The author systematizes the development of Canada’s peace support activities. It is found that the evolution of Canada’s engagement in peacekeeping operations fits into the business life cycle of “Childhood – Youth – Maturity – Old Age”. The stages of development of Canadian peacemaking are chronologically compared with the levels of stability in the context of secessionist and destabilizing trends in Quebec. The results of the comparison suggest that Canadian peacekeeping was driven by the desire of Canada’s political establishment to ensure country’s stability and national welfare. In other words, an economic interest influenced Canada’s engagement in peacekeeping activities. Applying one-way ANOVA helped to find that Canada’s gross national product could grow because of the stabilizing effects of the Canadian peacekeeping culture. Thus, the economic effect produced by sociocultural variables in general and the Canadian culture of peacemaking in particular is proven.

Keywords
Canadian peacekeeping, Sociocultural Economics, institutions, Quebec separatism, peacekeeping nation, liberalism, business life cycle
Received
25.06.2024
Date of publication
30.08.2024
Number of purchasers
0
Views
77
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

На фоне происходящей глобальной конфронтации можно наблюдать существенные изменения в характере ведения войны. Проявившая себя «война дронов» становится импульсом новых тенденций, которые можно рассматривать в свете доктрины Дуэ1. В действительности это означает, что будут появляться новые возможности подавления воли к борьбе в массовых масштабах (особенно при групповом применении дронов), что и предполагает использование доктрины Дуэ2. Под влиянием новых условий формируются новые методы обороны. Российские войска в рамках специальной военной операции стали применять защитные экраны и покрывать ими траншеи для маскировки передвижения личного состава3. Такая технология напоминает продемонстрированную канадцами, но не вполне использованную технологию невидимых щитов на основе лентикулярного растра, преломляющего свет и скрывающего таким образом объекты4. Маскировка – естественный ответ на новые вызовы, который в данном случае модифицированно отражает то, что ещё описывали разные фундаментальные труды по воинскому искусству: от средневековых японских трактатов, предлагавших приёмы маскировки5, до «Господства в воздухе» Джулио Дуэ6. Таким образом, можно предположить, что развитие «войны дронов» будет развиваться согласно естественной логике противоборства, но при этом новыми волнами технологизации. Кроме того, групповое применение дронов (как малых, так и ударных), которое, в частности, теоретически может реализовываться и операторами дронов, и искусственным интеллектом на основе нормы управляемости7, уже формирует новую реальность. Весь описываемый контекст (потенциал БПЛА в контексте доктрины Дуэ, новые средства маскировки, групповое применение дронов) и другие факторы говорят о возможностях новых витков конфронтационности, которая проявилась, в частности, на фоне отхода Канады от политики участия в операциях по поддержанию мира8, и поднимают вопросы миротворчества и влияния конфликтогенности на экономику. Это актуализирует и канадский кейс взаимосвязи экономики и миротворчества.

1. Тимофеев В. В. Дроны в стратегическом контексте // Мир перемен. 2023. №3. С. 171-189. DOI: 10.51905/2073-3038_2023_3_171

2. Там же.

3. Гирлин А. Business Insider сообщил о новом средстве защиты от дронов ВСУ // Газета.Ru. Available at: >>>  (accessed: 16.12.2023).

4. Maw I. How Guy Cramer Invented “Invisibility” with Quantum Stealth--and His Advice for Inventors. This Canadian inventor has interesting ideas about innovation and invisibility. // engineering.com. Available at: >>> (accessed: 16.12.2023).

5. Cummins A., Minami Y. The Book of Ninja: The first complete translation of the Bansenshukai. London: Watkins Publishing, 2013. 544 p.

6. Douhet G. The Command of the Air / Transl. by D. Ferrari. Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 2019. P. 124.

7. Тимофеев В. В. Указ. соч.

8. Там же.
2

При анализе корреляций между миротворчеством и экономическими показателями, было выявлено, что операции ООН по поддержанию мира способствуют обеспечению стабильного экономического роста в глобальной перспективе9. Реализация миротворческих операций обеспечивает политическую стабилизацию и восстановление социальных институтов, являющихся главным залогом привлечения инвестиций и оживления экономики. Обеспечение стабильности на региональном уровне создаёт стимулы для деятельности крупных корпораций, что отражается на глобальных экономических перспективах10. Канада, участвуя в миротворческих миссиях, выполняет функцию содействия поддержанию глобального экономического порядка. По сути, выявленный эффект миротворчества, в котором Канада прежде была лидером, свидетельствует о том, что внешняя политика может выступать в качестве инструмента регулирования экономических процессов. При этом данный эффект может присутствовать не только на глобальном уровне, но и на внутриполитическом.

9. Тимофеев В. В. Миротворческие операции ООН как прогностический фактор экономических процессов // Свободная мысль. 2022. №2. С. 199-208.

10. Там же.
3

Если миротворчество оказывает воздействие на стабилизацию и институты и таким образом способствует экономическим перспективам, тогда возникает вопрос: «Было ли миротворчество Канады движимо необходимостью обеспечения стабилизации и создания институтов как факторов экономического роста?» Данный вопрос определяет цель исследования: выявить, определялось ли развитие канадской миротворческой деятельности логикой обеспечения экономического роста в Канаде. Этот вопрос в рамках канадских исследований имеет важное значение, так как позволяет объяснить динамику канадской миротворческой деятельности, которая в новых стратегических условиях уже претерпевает изменения, если не эрозию. В частности, в стратегии «Сила, защита, взаимодействие» 2017 года можно проследить сразу два параллельных тренда: формирование фокуса внимания на геополитической конкуренции11 и акцентирование на роли дронов в войне12. Ввязывание Канады в геополитическую игру может иметь экономические последствия, природу которых можно прояснить, достигнув цели исследования. Данное исследование поможет лучше определить, как внешняя, военная и внутренняя политика влияет на экономические процессы, что в свою очередь позволит лучше прогнозировать и регулировать экономические тенденции (в том числе кризисные).

11. Strong, Secure, Engaged. Canada’s Defence Policy. P. 50. Available at: >>> (accessed: 01.02.2022).

12. Ibid. P. 73.
4 В соответствии с данной целью сформулированы следующие задачи:
5 Задача №1. Охарактеризовать роль, которую играло миротворчество в политике и общественной жизни Канады.
6 Задача №2. Выявить, влияла ли культура миротворчества на политическую стабилизацию.
7 Задача №3. Определить, влияла ли культура миротворчества на экономические показатели.
8

Обзор литературы

9

Канадская миротворческая деятельность рассматривалась в контексте социального конструктивизма (что просматривается в работах таких авторов, как Дж. Э. Литтл13, Э. Хауэлл14, К. Мак-Кечни15, Б. У. Грин 16 и Л. Уильямс17), так как фактор канадской идентичности «нации миротворцев» проявлялся в качестве значимого компонента канадской политики18. Это общественно-политическое явление связано также с идеей мирного царства, согласно которой вырисовывается картина идеальной страны19. Канада предстаёт в виде политически стабильной западной демократии, реализующей на своём примере практически библейское пророчество о «мирном царстве» из книги пророка Исаии20.

13. Little G. E. Serving the National Interest or the National Identity?: Explaining Member State Participation in United Nations Peace Operations. PhD diss. Washington, D.C.: Georgetown University. 2000. P. 301.

14. Howell A. Peaceful, Tolerant and Orderly: Post-Cold War Foreign Policy and ‘Canadian’ Subjectivity. Master’s thesis. Ottawa: Carleton University, 2002. P. 111.

15. McKechney K. Canada’s Military Intervention in Afghanistan: Combining Realism and Constructivism in the Analysis of Canadian Foreign Policy Decision-Making. Master’s thesis. Saskatoon: University of Saskatchewan, 2009. P. 26.

16. Greene B. W. State Identity, Foreign Policy, and Systemic Norm Diffusion: Towards Humanitarian Intervention. PhD diss. Montreal: McGill University. 2003. P. 77.

17. Williams L. Manoeuvring the Peacekeeping Myth: Canadian News Media Reports on the Canadian Forces in Afghanistan. Master’s thesis. Toronto: York University. 2009. P. 17.

18. Summerfield I. The Canadian Peacekeeping Identity – Myth or Reality. Canadian Forces College – Collège des forces canadiennes. Jcsp 44 – Pcemi 44. 2017 – 2018. Exercise Solo Flight – Exercice Solo Flight. Available at: >>> (дата обращения: 08.11.2023).

19. Kilbourn W. The Peaceable Kingdom Still // Daedalus. 1988. Vol. 117. No. 4. P. 27-28.

20. Ibid.
10

Миротворчество в современном мире приобретает небанальную теоретическую актуальность. Хотя в сфере поддержания мира исследователи признают существование противоречий, ооновский формат миротворчества рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов стабилизации на международной арене21. Миротворческая деятельность уже рассматривалась в контексте и «мягкой силы»22, и «умной силы»23. При этом как описываемое явление, так и упомянутые теоретические конструкции не проводились через призму социокультурной экономики. Таким образом, «мягкая сила» пока не интерпретировалась в рамках социокультурной экономики. Либеральные культурные нормы миротворчества, обеспечивающие рыночные принципы, теоретически должны содействовать возможностям реализации эффективной хозяйственной деятельности. При этом статистический анализ канадского миротворчества в свете экономического эффекта его социокультурного измерения ещё не проводился. Кроме того, хотя существует огромное количество работ, посвящённых военному моделированию, а также имеется исследование, моделирующее канадское миротворчество как внешнюю политику24, сложно сказать, что для целей анализа миротворческой деятельности Канады применялась модель Брэдли–Терри25. Данное исследование является попыткой заполнить вышеупомянутые теоретические лакуны.

21. Заемский В. Ф. ООН и миротворчество: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения. 2022. С. 6.

22. Исраелян Е. В., Соколов В. И. Канада: «мягкая сила» как основа внешней политики державы «среднего ранга» // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. №2. С. 72-94.

23. Mendelson Forman J. 2009. Investing in a New Multilateralism. A Smart Power Approach to the United Nations. 14 p. Available at: >>> (accessed: 17.06.2023).

24. Abraha S. Modeling Peacekeeping: The Case of Canada Examined. PhD diss. Kennesaw: Kennesaw State University. 2015.

25. Holmes B., McHale I. G., Żychaluk K. A Markov chain model for forecasting results of mixed martial arts contests // International Journal of Forecasting. 2023. Vol. 39(2). P. 632.
11

Методология

12 Для решения первой задачи используется модель Брэдли–Терри. Она обычно применяется для построения моделей, позволяющих сопоставить силы соперников в спорте и оценивать вероятность победы соперника i над соперником j 26 . Маловероятно, что данная модель применялась ранее для военного моделирования (особенно в контексте анализа миротворчества). В данном исследовании определяется вероятность условной победы военного контингента канадских миротворцев над военным контингентом миротворцев из других стран для сопоставления уровней активности миротворческой деятельности (численность полицейских и военных наблюдателей не учитывается).
26. Ibid.
13

Для решения второй задачи автор осуществляет хронологическое обобщение исторических процессов. Была систематизирована эволюция канадского миротворчества по этапам. Данная модель основывается на модели жизненного цикла бизнеса, которая включает в себя четыре этапа: «Детство», «Юность», «Зрелость», «Старость»27. Методика поэтапного описания жизненного цикла распространена в экономике и в менеджменте и призвана систематизировать хронологию развития социального явления по признакам жизненной эволюции. Подобное рассмотрение «жизни» организации или явления представляет собой наиболее понятную аналогию, удобство и эпистемологическая простота которой обеспечили распространение её применения в экономической науке. В рамках используемой модели автор соотносит эволюцию канадского миротворчества с такой ключевой проблемой политической и институциональной стабильности в Канаде, как историческое развитие квебекского сепаратизма.

27. Зябриков В. В. Стратегия, культура и структура организации // Российское предпринимательство. 2010. № 1-1. С. 45.
14 Для решения третьей задачи автор применяет дисперсионный анализ. Рассмотрим валовой национальный продукт Канады как количественный признак, который, как мы в данном исследовании предполагаем, имеет нормальное распределение. Будем исходить из того, что на данный признак воздействует фактор F , а именно культура «нации миротворцев». Данный фактор имеет три постоянных уровня, а именно этапы «Юность», «Зрелость», «Старость», в рамках которых канадское миротворчество формировалось как внешняя политика и культура.
15

Исследование

Решение первой задачи

16 С момента начала миротворческой операции традиционного формата «Чрезвычайные силы ООН» (UNEF), реализацию которой предложил Лестер Б. Пирсон28, миротворчество являлось долгое время одним из ключевых направлений военно-политической деятельности Канады. Как будет видно далее из исследования, с 1956 года по 2022 год Канада инициировала участие в 55 миссиях. Чтобы определить уровень реальной вовлечённости Канады в ОПМ, сопоставим численность солдат двух миротворческих контингентов (Канады и другой страны), то есть, по сути, условный боевой потенциал соперничающих сторон на апрель 1993 года, когда общая численность канадского миротворческого контингента (включая военных, полицейских и военных наблюдателей) достигла максимума, в рамках модели Брэдли – Терри, определяющей вероятность победы соперника i над соперником j :
28. McCullough C. We Are the Blue Berets:” Problematizing Peacekeeping in Postwar Canada. PhD dissertation. Toronto, Ontario: York University. 2013. P. 23.
17 pij=πiπij,
18 где pij – вероятность того, что i победит j , πi и πj – исчисляемые силы соперников. πi и πj в рамках данного исследования – численность личного состава миротворческого контингента (человек). Для сопоставления условного боевого потенциала будем учитывать только военных (без полицейских и наблюдателей).
19 При прочих равных условиях вероятность условной победы канадского контингента над американским составляет pКА0,9 , то есть около 90% (при силе Канады πК=3222 , силе США πА=360 )29.
29. Summary of United Nations Peace-keeping Forces by Countries. As of 30 April 1993. Available at: >>>> (accessed: 05.01.2022).
20 При прочих равных условиях вероятность условной победы канадского контингента над французским контингентом (тогдашним лидером по численности) составляет pКФ0,3 , то есть около 30% (при силе Канады πК=3222 , силе Франции πФ=6725 )30. Иными словами, условный боевой потенциал канадского миротворческого контингента на апрель 1993 года был достаточно серьёзным.
30. Ibid.
21

Более того, в глазах канадского общества миротворчество приобрело особую значимость, став в определённой степени «визитной карточкой» канадского государства на международной арене и сформировав уникальный элемент канадской идентичности – самовосприятие как нации миротворцев. Суть данной идеи заключается в том, что канадцы являются пионерами в деле поддержания мира, а также народом, чьими фундаментальными ценностями являются толерантность, уважение индивидуальных прав, мультикультурализм, посредничество, коммуникация, сотрудничество31 – иными словами, миролюбие. Идентичность миротворцев создала новую культуру, которая, основываясь на ооновском либерализме, стала обеспечивать ценностную платформу для демократизации и формирования стабильной экономической среды. Таким образом, миротворчество играла значительную роль в политике и общественной жизни Канады.

31. McCullough C. Op. cit. P. 25.
22

Решение второй задачи

 

В данном случае возникает вопрос о том, насколько культура и экономика взаимоувязаны. Согласно идеям социокультурной экономики, которая активно разрабатывается А. А. Аузаном и группой исследователей, культура влияет на потенциал экономического развития, воздействуя на поведенческие установки и характер реализации экономических отношений32. Ключевым аспектом является разделение инклюзивных институтов, способствующих эффективной реализации творческого потенциала индивидуума, и экстрактивных институтов, поддерживающих благосостояние за счёт экстенсивной эксплуатации ресурсов33. При этом развитие как инклюзивных, так и экстрактивных институтов связано с культурными изменениями.

32. Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А., Золотов А. В., Никишина Е. Н., Припузова Н. А., Ставинская А. А. Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 76.

33. Аузан А. А., Никишина Е. Н. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика – на культуру? М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. С. 76-77.
23

Культурные источники и маркеры стабильности институтов могут быть разными. Религия и образование как факторы, воспроизводящие идентичности, – одни из ключевых социокультурных переменных, но кроме них исследователи отмечают и другие – даже архитектуру. Отмечается, что желательно обращать внимание на культуру в контексте культурных ценностей, а не в виде отраслей культуры34. Однако массовая культура (например, музыка, фильмы) может являться ретранслятором, источником и вдохновителем ценностей, доходя до уровня религии и образования в деле построения идентичности, и может помочь в объяснении природы социокультурных переменных в экономике. О связи институтов и культуры свидетельствуют примеры того, как при помощи, в частности, боевых искусств дискриминируемые социальные группы боролись за гражданские права и даже реализовывали «ментальную и культурную деколонизацию»35. Гражданские права – ключевой инклюзивный институт, и, следовательно, описываемая социокультурная практика, будучи связанной с борьбой за равные права, воздействовала на социокультурное измерение институтов. Миротворчество же воспроизводит культуру мира, основывающуюся на пестовании достоинства личности. Культурная практика, содействующая изменению ценностных установок людей, может обеспечивать социальные нормы, связанные с развитием свободы, и проецироваться на экономическую сферу. Ценности примирения и свободы, свойственные культуре канадского миротворчества и имеющие либеральную природу, становились основой для более инклюзивной и стабильной среды, что позволяет говорить о социокультурном характере экономического эффекта рассматриваемой политической деятельности.

34. Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А., Золотов А. В., Никишина Е. Н., Припузова Н. А., Ставинская А. А. Указ. соч.

35. Aziz M. K. Built with Empty Fists: The Rise and Circulation of Black Power Martial Artistry During the Cold War. PhD diss. Ann Arbor: University of Michigan. 2003. P. 10.
24

Теперь возникает вопрос: «Какую институциональную проблему решало канадское миротворчество?» В 1960-х годах стали активно проявляться острые социальные проблемы в виде низкого уровня жизни36 и институционализированного расизма, который спровоцировал борьбу коренных жителей Канады37, а также франкоканадцев за свои права38. Особую угрозу представлял квебекский сепаратизм, ставший результатом национального подъёма на фоне нереализованных прав франкоканадцев в социальном, экономическом и политическом планах. Отдельная квебекская идентичность стала движителем и результатом подъёма протестных настроений против устаревшей системы организации многокультурного канадского сообщества и выдвинула на повестку дня вопросы идентификации и политической стабильности, которые переплелись в проблеме формирования нового устойчивого канадского общества.

36. Минкова К. В., Цветков И. А. История стран Северной Америки: учебное пособие. СПб: Скифия-принт, 2018. С. 191.

37. Стельмах, В. Г., Тишков, В. А., Чешко, С. В. Тропою слез и надежд: (Книга о современных индейцах США и Канады). М.: Мысль, 1990. С. 82-83.

38. Коленеко, В. А. Французская Канада в прошлом и настоящем. Очерки истории Квебека в XVII-XX века. М.: Наука, 2006. С. 97.
25

Ключевой категорией анализа можно назвать политическую стабильность, так как именно этот фактор объединяет вопросы межнациональных отношений, экономической зависимости и социальных проблем. Для обеспечения политической стабильности необходимо было сформировать общую идентичность, которая могла бы стать интегрирующей платформой для пёстрого в социальном и этническом планах канадского общества. О связи миротворчества и единства канадской нации пишет К. МакКалла, утверждая, что либеральное правительство Л. Б. Пирсона стремилось символически связать миротворческую деятельность с идентичностью канадцев, уравнивая вопросы национального единства и международного мира39.

39. McCullough C. “We Are the Blue Berets:” Problematizing Peacekeeping in Postwar Canada. PhD dissertation. Toronto, Ontario: York University. 2013. P. 66-67.
26

Если участие Канады в миротворческих операциях связано с формированием стабильной политической среды, то хронологическое обобщение данных исторических процессов должно показать, что они протекают параллельно. Обобщим ход развития канадского миротворчества в свете институционального развития. Вначале определим число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, на каждый год за 1945–2022 годы (Табл. 1)40.

40. Past operations // Government of Canada. [Электронный ресурс]. – Available at: >>> (accessed: 15.09.2021); Peacekeeping // canadiansoldiers.com. Available at: >>> (accessed:12.08.2022).
27 Таблица 1 Число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие
28
Год Число Год Число Год Число Год Число Год Число
1945 0 1961 0 1977 0 1993 5 2009 0
1946 0 1962 1 1978 1 1994 0 2010 1
1947 1 1963 1 1979 0 1995 1 2011 1
1948 1 1964 1 1980 0 1996 2 2012 0
1949 1 1965 2 1981 0 1997 3 2013 0
1950 0 1966 0 1982 0 1998 2 2014 0
1951 0 1967 0 1983 0 1999 6 2015 0
1952 0 1968 0 1984 0 2000 1 2016 0
1953 0 1969 0 1985 0 2001 0 2017 1
1954 0 1970 0 1986 0 2002 1 2018 1
1955 0 1971 0 1987 0 2003 1 2019 0
1956 1 1972 0 1988 2 2004 3 2020 0
1957 0 1973 1 1989 2 2005 0 2021 0
1958 1 1974 1 1990 0 2006 1 2022 0
1959 0 1975 0 1991 5 2007 0    
1960 1 1976 0 1992 4 2008 1    
29 Систематизируем историю эволюции канадского миротворчества по хронологическим периодам. Возьмём хронологические точки, характеризующие создание ООН как платформы миротворческой деятельности, начало участия Канады в миротворческой операции традиционного формата, достижение пика численности канадского миротворческого контингента и начало отхода от миротворчества. Эти точки характеризуют начало соответствующих этапов в развитии канадского миротворчества.
30

1945 год – создание ООН.

31

1956 год – канадская сторона выступила с инициативой по созданию миротворческих сил для реализации операции по поддержанию мира в условиях Суэцкого кризиса41. По сути, Лестер Б. Пирсон предложил реализовать первую традиционную миротворческую миссию ООН (Чрезвычайные силы ООН) и, таким образом, стал «отцом» ооновского миротворчества в целом и канадской миротворческой деятельности в частности.

41. Покровская Д. М. Принципы либерального интернационализма в дипломатической деятельности Л. Б. Пирсона // Genesis: исторические исследования. 2020. № 3. С. 107.
32

1993 год – достигнут пик численности канадского миротворческого контингента: 3336 канадских миротворцев участвуют в миссиях42.

42. Summary of United Nations Peace-keeping Forces by Countries. As of 30 April 1993. Available at: >>> (accessed: 05.01.2022).
33

2006 год – приход к власти в Канаде Стивена Харпера, отказавшегося от миротворчества как направления военно-политической и внешнеполитической деятельности43.

43. Минкова К. В., Цветков И. А. Указ. соч. С. 199.
34

Таким образом, можно выделить 4 исторических периода:

35
  1. 1945–1955 годы (этап «Детство»)
  2. 1956–1992 годы (этап «Юность»)
  3. 1993–2005 годы (этап «Зрелость»)
  4. 2006–2022 годы (этап «Старость»)
36 Определим число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, для каждого из данных четырёх этапов в виде шкалы (рис. 1).
37

Рисунок 1 Этапы развития канадского миротворчества

38

39 Следует отметить, что сопоставление полученных результатов (рис. 1) с существующей теоретической схемой осуществляется с учётом того, что используемые названия периодов довольно точно передают смысл протекавших в сфере канадского миротворчества тенденций, и, кроме того, данные тенденции соответствуют поэтапным процессам, протекающим в контексте развития бизнеса (табл. 2). Данные концептуальные рамки представляют собой методологический инструмент, позволяющий описывать исторические процессы.
40 Таблица 2 Этапы жизненного цикла бизнеса, тенденции в рамках жизненного цикла бизнеса и тенденции в сфере канадской миротворческой деятельности
41
Временной период Тенденции в рамках жизненного цикла бизнеса Тенденции в сфере канадской миротворческой деятельности (на основе анализа числа миссий)
1945–1955 гг. Выход компании на рынок, то есть начало деятельности. Участие Канады в миротворческих операциях минимально. (3 миссии)
1956–1992 гг. Активный рост фирмы. Миротворческая активность резко возрастает. (24 миссии)
1993–2005 гг. «Сбор урожая». При этом происходит стабилизация деятельности компании44. Число операций увеличивается, но незначительно. (25 миссий)
2006–2022 гг. Истощение ресурсов компании и спад её деятельности. За данным этапом следует либо «смерть» компании, либо её обновление в новом формате. Интенсивность канадского миротворчества снизилась до минимума. Не исключается возврат к активному миротворчеству, что тем не менее представляется маловероятным, учитывая общий тренд спада. (6 миссий)

Составлено автором.

44. Зябриков В. В. Указ. соч. С. 45.
42 Определив, что развитие канадского миротворчества укладывается в рамки жизненного цикла «Детство – юность – зрелость – старость», сопоставим изменения уровня стабильности и тенденции в сфере участия Канады в операциях по подержанию мира в границах периодов, определённых ранее (рис. 1). Для оценки уровня стабильности опишем основные события, связанные с квебекским сепаратизмом как наиболее дестабилизирующей для территориальной целостности Канады тенденцией, и на этой основе дадим характеристику ситуации в сфере политической стабильности (низкий, средний или высокий уровень стабильности). Для оценки трендов в сфере канадской миротворческой деятельности проанализируем в процентном отношении изменения числа миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие. Так как учитываются изменения, для этапа «Детство» процентная характеристика не даётся.
43 Если исходить из того, что миротворческая деятельность служила инструментом стабилизации политической ситуации, то:
44 При низком уровне стабильности число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, должно существенно увеличиться, так как канадские власти должны активно реагировать на риски.
45 При достижении среднего уровня стабильности число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, должно остаться прежним, так как данная ситуация требует дальнейшего закрепления достигнутых результатов.
46 При достижении высокого уровня стабильности число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, должно существенно уменьшиться, так как потребности в реагировании на риски уже нет.
47 Таблица 3 Тренды в сфере канадского миротворчества, этапы модели развития канадского миротворчества
48
Тренд в сфере канадского миротворчества Уровень политической стабильности в Канаде Рост числа миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, %
Восходящий тренд Высокий уровень стабильности («Детство): Квебекский сепаратизм ещё себя не проявляет.
  Низкий уровень стабильности («Юность»): Начало межэтнической напряжённости (Тихая революция – 1960 год45; Антикоролевские бунты – 1964 год46). Радикализация (Октябрьский кризис – 1970 год47, победа Квебекской партии на провинциальных выборах – 1976 год48, первый референдум об отделении Квебека – 1980 год.49) +700%
Нисходящий тренд Средний уровень стабильности («Зрелость»): Всплески напряжённости (победа Квебекской партии на провинциальных выборах – 1994 год50; второй референдум об отделении Квебека – 1995 год51). Однако затем стабилизация (сепаратистские настроения во второй половине 1990-х годов минимальны; действия правительства по недопущению отделения Квебека: принятие закона «О ясности», создавшего правовые препятствия для реализации сецессии Квебека на основании результатов референдума – 2000 год52; Потом некоторые всплески напряжённости (создана комиссия Гомери, которая раскрыла коррупционные схемы в федеральных спонсорских программах, направленных на нивелирование сепаратистских настроений в Квебеке, и дискредитировала либеральную партию, федеральное правительство, канадских политиков и политику обеспечения национального единства – 2004 год53). +4%
  Высокий уровень стабильности («Старость»): Стабильность при всплесках напряжённости (Студенческие бунты – 2012 год54) -76%
45. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Generational and lifecycle effects on support for Quebec Independence // French Politics. 2019. Vol. 17. P. 59.

46. Ibid.

47. Ibid.

48. Ibid.

49. Ibid.

50. Quebec: 1994-1998 Provincial Elections. URL: >>> (accessed:01.05.2022).

51. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Generational and lifecycle effects on support for Quebec Independence // French Politics. 2019. Vol. 17. P. 59.

52. An Act to give effect to the requirement for clarity as set out in the opinion of the Supreme Court of Canada in the Quebec Secession Reference. S.C. 2000, c. 26. Assented to 2000-06-29. Available at: >>> (accessed: 15.08.2022).

53. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Op. cit.

54. Ibidem.
49 Таким образом, как следует из табл. 3, на этапе «Детство», характеризуемом высоким уровнем стабильности внутри Канады, само миротворчество ООН находилось в зачаточном состоянии: реализовывалось три миссии. Затем на следующем этапе в условиях низкого уровня стабильности число миротворческих миссий, в которых Канада инициировала своё участие, увеличилось на 700% по сравнению с предыдущим периодом. В рамках третьего этапа при средней стабильности рост составил 4%. На финальном этапе, при котором стабильность вновь достигла высокого уровня, количество канадских миротворческих операций сократилось на 76%.
50 Таким образом, прогноз был полностью оправдан в случае с этапами «Юность» и «Старость». Отклонение от прогнозируемого результата наблюдается в случае с этапом «Зрелость»: число операций увеличилось, а не осталось на прежнем уровне. Тем не менее данный результат отклоняется от прогнозируемого незначительно: число операций увеличилось только на 4% по сравнению с предыдущим периодом (то есть на одну миссию), что позволяет говорить о погрешности.
51

Вывод: прогноз оправдан.

52

Решение третьей задачи

53 Теперь определим, влияла ли культура миротворчества на экономические показатели. Если миротворческая культура оказывала позитивное влияние на политическую и институциональную стабильность, которая является залогом экономического роста, то данный эффект должен отражаться на макроэкономических показателях Канады. Применим однофакторный дисперсионный анализ для того, чтобы выявить, влияет ли фактор F (культура «нации миротворцев») на такой показатель, как валовой национальный продукт Канады. Возьмём этапы «Юность», «Зрелость» и «Старость» как периоды, в рамках которых миротворчество как деятельность и культура проявляло себя, и найдём годовые значения ВНП Канады для каждого этапа. Так как официальные значения ВНП Канады на правительственном сайте Канады указаны с 1961 года до 2011 год, информация берётся в рамках данного периода55. Затем проверим нулевую гипотезу о равенстве групповых средних трёх этапов, учитывая то, что каждый этап характеризуется разной степенью миротворческой активности Канады.
55. Archived - Gross domestic product (GDP) and Gross National Product (GNP) at market prices and net national income at basic prices, annual, 1961 - 2011 (x 1,000,000) // Statistics Canada / Canada Statistique. Available at: >>>> (accessed:05.01.2022).
54 В соответствии с однофакторным дисперсионным анализом находим средние значения ВНП x-юн , x-зр и x-ст для трёх этапов, факторную дисперсию sфакт2 , остаточную дисперсию sост2 , а также наблюдаемое значение критерия Фишера – Снедекора Fнабл и критическую точку критерия Фишера – Снедекора Fкрит . Уровень значимости α=0,05 . Были получены следующие результаты.
55 Таблица 4 Результаты дисперсионного анализа
56
x-юн x-зр x-ст sфакт2 sост2 Fнабл Fкрит
274422,03 982358,00 1553312,67 5355668313225 43411690919 123,37 3,15
57 Согласно правилам применения однофакторного дисперсионного анализа, если sфакт2>sост2 , то делается вывод о том, что фактор оказывает влияние на случайную величину. Если Fнабл>Fкрит , то делается вывод о том, что различие групповых средних значимое. Таким образом, в нашем случае влияние фактора статистически значимо. Средние значения увеличиваются по мере стабилизации, что в контексте других вышеприведённых доводов позволяет говорить о том, что политическая стабилизация, движимая в том числе культурой миротворчества, создавала благоприятные условия для развития национального бизнеса Канады.
58

Заключение

 

Согласно значениям миротворческой активности, а также в соответствии с моделью Брэдли – Терри, миротворческая деятельность имела большую значимость для канадской политики. Кроме того, миротворчество – это основа конструирования канадской идентичности, которая связана не только с национальной гордостью канадцев, но и с либеральной парадигмой, ставшей фундаментом современного канадского общества. Экономическое развитие Канады не в последнюю очередь зиждется на сильных институтах и политической стабильности. Квебекский сепаратизм, подъём национальных движений коренных народов, зависимость от американской экономики, которая могла вылиться в поглощение Канады Америкой, социально-экономические проблемы могли сотрясти здание канадской государственности. Уверенность в незыблемости и справедливости политической системы Канады и национальная консолидация были необходимы для сохранения национального благосостояния. Либерализация обеспечила создание инклюзивных институтов. Политическая стабильность была достигнута, в частности, посредством мультикультурной демократизации. Либерализм заложил основу для благополучия Канады, а миротворческая деятельность являлась таким же равнозначным и неотъемлемым компонентом канадской либеральной парадигмы, как и формирование институтов и политика мультикультурализма. Кроме того, политическая стабильность обеспечивалась благодаря тому, что идея о канадском народе как «нации миротворцев» пробуждала в канадцах патриотические чувства.

59 В целом, согласно полученным результатам, образ нации миротворцев и идеи о важности миротворчества использовались для политической стабилизации в Канаде и построения либеральных институтов. Таким образом, логика обеспечения политической стабильности и, следовательно, гарантий для экономического развития Канады двигала эволюцию канадского миротворчества. Дисперсионный анализ показал, что достижение стабильности в Канаде позитивно отразилось на возможностях национального бизнеса. Таким образом, по сути, доказан экономический эффект, производимый социокультурными переменными в целом и канадской культурой миротворчества в частности.

References

1. Timofeev V. V. Drony v strategicheskom kontekste // Mir peremen. 2023. №3. S. 171-189. DOI: 10.51905/2073-3038_2023_3_171

2. Tam zhe.

3. Girlin A. Business Insider soobschil o novom sredstve zaschity ot dronov VSU // Gazeta.Ru. Available at: https://www.gazeta.ru/army/news/2023/12/16/21941383.shtml?ysclid=lrjaqbgc25709202916 (accessed: 16.12.2023).

4. Maw I. How Guy Cramer Invented “Invisibility” with Quantum Stealth--and His Advice for Inventors. This Canadian inventor has interesting ideas about innovation and invisibility. // engineering.com. Available at: https://www.engineering.com/story/how-guy-cramer-invented-invisibility-with-quantum-stealth--and-his-advice-for-inventors (accessed: 16.12.2023).

5. Cummins A., Minami Y. The Book of Ninja: The first complete translation of the Bansenshukai. London: Watkins Publishing, 2013. 544 p.

6. Douhet G. The Command of the Air / Transl. by D. Ferrari. Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 2019. P. 124.

7. Timofeev V. V. Ukaz. soch.

8. Tam zhe.

9. Timofeev V. V. Mirotvorcheskie operatsii OON kak prognosticheskij faktor ehkonomicheskikh protsessov // Svobodnaya mysl'. 2022. №2. S. 199-208.

10. Tam zhe.

11. Strong, Secure, Engaged. Canada’s Defence Policy. P. 50. Available at: http://publications.gc.ca/collections/collection_2017/mdn-dnd/D2-386-2017-eng.pdf (accessed: 01.02.2022).

12. Ibid. P. 73.

13. Little G. E. Serving the National Interest or the National Identity?: Explaining Member State Participation in United Nations Peace Operations. PhD diss. Washington, D.C.: Georgetown University. 2000. P. 301.

14. Howell A. Peaceful, Tolerant and Orderly: Post-Cold War Foreign Policy and ‘Canadian’ Subjectivity. Master’s thesis. Ottawa: Carleton University, 2002. P. 111.

15. McKechney K. Canada’s Military Intervention in Afghanistan: Combining Realism and Constructivism in the Analysis of Canadian Foreign Policy Decision-Making. Master’s thesis. Saskatoon: University of Saskatchewan, 2009. P. 26.

16. Greene B. W. State Identity, Foreign Policy, and Systemic Norm Diffusion: Towards Humanitarian Intervention. PhD diss. Montreal: McGill University. 2003. P. 77.

17. Williams L. Manoeuvring the Peacekeeping Myth: Canadian News Media Reports on the Canadian Forces in Afghanistan. Master’s thesis. Toronto: York University. 2009. P. 17.

18. Summerfield I. The Canadian Peacekeeping Identity – Myth or Reality. Canadian Forces College – Collège des forces canadiennes. Jcsp 44 – Pcemi 44. 2017 – 2018. Exercise Solo Flight – Exercice Solo Flight. Available at: https://www.cfc.forces.gc.ca/259/290/405/305/summerfield.pdf?ref=readthemaple.com (data obrascheniya: 08.11.2023).

19. Kilbourn W. The Peaceable Kingdom Still // Daedalus. 1988. Vol. 117. No. 4. P. 27-28.

20. Ibid.

21. Zaemskij V. F. OON i mirotvorchestvo: kurs lektsij. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2022. S. 6.

22. Israelyan E. V., Sokolov V. I. Kanada: «myagkaya sila» kak osnova vneshnej politiki derzhavy «srednego ranga» // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsij. 2014. T. 9. №2. S. 72-94.

23. Mendelson Forman J. 2009. Investing in a New Multilateralism. A Smart Power Approach to the United Nations. 14 p. Available at: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/090128_mendelsonforman_un_smartpower_web.pdf (accessed: 17.06.2023).

24. Abraha S. Modeling Peacekeeping: The Case of Canada Examined. PhD diss. Kennesaw: Kennesaw State University. 2015.

25. Holmes B., McHale I. G., Żychaluk K. A Markov chain model for forecasting results of mixed martial arts contests // International Journal of Forecasting. 2023. Vol. 39(2). P. 632.

26. Ibid.

27. Zyabrikov V. V. Strategiya, kul'tura i struktura organizatsii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2010. № 1-1. S. 45.

28. McCullough C. “We Are the Blue Berets:” Problematizing Peacekeeping in Postwar Canada. PhD dissertation. Toronto, Ontario: York University. 2013. P. 23.

29. Summary of United Nations Peace-keeping Forces by Countries. As of 30 April 1993. Available at: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/apr-1993.pdf (accessed: 05.01.2022).

30. Ibid.

31. McCullough C. Op. cit. P. 25.

32. Auzan A. A., Bakhtigaraeva A. I., Bryzgalin V. A., Zolotov A. V., Nikishina E. N., Pripuzova N. A., Stavinskaya A. A. Sotsiokul'turnye faktory v ehkonomike: projdennye rubezhi i aktual'naya povestka // Voprosy ehkonomiki. 2020. № 7. S. 76.

33. Auzan A. A., Nikishina E. N. Sotsiokul'turnaya ehkonomika: kak kul'tura vliyaet na ehkonomiku, a ehkonomika – na kul'turu? M.: Ehkonomicheskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2021. S. 76-77.

34. Auzan A. A., Bakhtigaraeva A. I., Bryzgalin V. A., Zolotov A. V., Nikishina E. N., Pripuzova N. A., Stavinskaya A. A. Ukaz. soch.

35. Aziz M. K. Built with Empty Fists: The Rise and Circulation of Black Power Martial Artistry During the Cold War. PhD diss. Ann Arbor: University of Michigan. 2003. P. 10.

36. Minkova K. V., Tsvetkov I. A. Istoriya stran Severnoj Ameriki: uchebnoe posobie. SPb: Skifiya-print, 2018. S. 191.

37. Stel'makh, V. G., Tishkov, V. A., Cheshko, S. V. Tropoyu slez i nadezhd: (Kniga o sovremennykh indejtsakh SShA i Kanady). M.: Mysl', 1990. S. 82-83.

38. Koleneko, V. A. Frantsuzskaya Kanada v proshlom i nastoyaschem. Ocherki istorii Kvebeka v XVII-XX veka. M.: Nauka, 2006. S. 97.

39. McCullough C. “We Are the Blue Berets:” Problematizing Peacekeeping in Postwar Canada. PhD dissertation. Toronto, Ontario: York University. 2013. P. 66-67.

40. Past operations // Government of Canada. [Ehlektronnyj resurs]. – Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/military-history/history-heritage/past-operations.html (accessed: 15.09.2021); Peacekeeping // canadiansoldiers.com. Available at: http://www.canadiansoldiers.com/history/peacekeeping/peacekeeping.htm (accessed:12.08.2022).

41. Pokrovskaya D. M. Printsipy liberal'nogo internatsionalizma v diplomaticheskoj deyatel'nosti L. B. Pirsona // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2020. № 3. S. 107.

42. Summary of United Nations Peace-keeping Forces by Countries. As of 30 April 1993. Available at: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/apr-1993.pdf (accessed: 05.01.2022).

43. Minkova K. V., Tsvetkov I. A. Ukaz. soch. S. 199.

44. Zyabrikov V. V. Ukaz. soch. S. 45.

45. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Generational and life cycle effects on support for Quebec Independence // French Politics. 2019. Vol. 17. P. 59.

46. Ibid.

47. Ibid.

48. Ibid.

49. Ibid.

50. Quebec: 1994-1998 Provincial Elections. URL: https://pdba.georgetown.edu/Elecdata/Canada/Qbcprov94_98.html (accessed:01.05.2022).

51. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Generational and life cycle effects on support for Quebec Independence // French Politics. 2019. Vol. 17. P. 59.

52. An Act to give effect to the requirement for clarity as set out in the opinion of the Supreme Court of Canada in the Quebec Secession Reference. S.C. 2000, c. 26. Assented to 2000-06-29. Available at: https://laws.justice.gc.ca/eng/acts/c-31.8/fulltext.htm (accessed: 15.08.2022).

53. Dufresne Y., Tessier C., Montigny E. Op. cit.

54. Ibidem.

55. Archived - Gross domestic product (GDP) and Gross National Product (GNP) at market prices and net national income at basic prices, annual, 1961 - 2011 (x 1,000,000) // Statistics Canada / Canada Statistique. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3610026801&cubeTimeFrame.startYear=1961&cubeTimeFrame.endYear=2011&referencePeriods=19610101%2C20110101 (accessed:05.01.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate