The Changing Role of the United States in the Global Agricultural Trade
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Changing Role of the United States in the Global Agricultural Trade
Annotation
PII
S207054760031174-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla Korotkikh 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The agriculture sector in the United States depends upon exports for its vitality. Sales of U.S. agricultural products abroad are responsible for 20 percent of U.S. farm income, supporting more than one million American jobs on and off the farm, according to the U.S. Department of Agriculture. 

The U.S. Government pays great attention to supporting exports as an important factor in the stability of agriculture and the well-being of American farmers. The U.S. Department of Agriculture implements more than 20 state programs for financial, informational, educational and technical support for exports; its representative offices abroad are actively working to promote American agricultural products and search for new markets. Free Intergovernmental Trade Agreements help expand foreign markets for U.S. producers and exporters by reducing or eliminating trade barriers, protecting U.S. economic interests.

The ХХ1st century has brought increased competition in the world market due to the entry of new exporters. The competitive prices they offer and the high quality of products for many importers became significant factors that determined the choice in favor of these countries. As a result, the U.S. position in the world market has noticeably deteriorated. The country has lost its leadership in exporting a number of major agricultural products, and for the first time in 60 years, the United States has become a net importer of agricultural products.

 

Keywords
foreign trade, agricultural products, world market, exporters, trade partners, competition
Received
05.04.2024
Date of publication
31.05.2024
Number of purchasers
4
Views
146
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

ХХI век оказался насыщенным событиями глобального масштаба, которые во многом определили развитие мировой экономики и международных торговых отношений. Экономический кризис 2008–2009 годов, пандемия вирусной инфекции Ковид-19, военный конфликт России и Украины, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, инициировавший рост стоимости морских перевозок. Противостояние России и Украины привело к росту мировых цен на сельскохозяйственную продукцию из-за ключевой роли, которую эти страны играют в международных поставках зерна и других товаров–- на них приходится около 30% мирового экспорта пшеницы (в натуральном выражении), 20% кукурузы и почти 70% подсолнечного масла.

2

Сочетание факторов, порождённых пандемией и военными конфликтами, включая введение экономических ограничительных мер, сбои в глобальных цепочках поставок, нарушение транспортного сообщения и повышение транспортных расходов, рост цен на сельскохозяйственную продукцию сдерживает экономическое развитие. Согласно прогнозам МВФ, рост мирового валового внутреннего продукта (ВВП) замедлился. В 2022 г. данный показатель составил 3,4%, в 2023 г., по предварительным данным, 2,8%, в 2024 г. не поднимется выше 3%. При этом прогнозы роста ВВП в странах-ведущих мировых экспортёрах и импортёрах продукции сельского хозяйства также не отличаются оптимизмом. В США рост ВВП в 2023 г. составил 1,6%, в 2024 г. не превысит 1,1%; в Еврозоне – 0,8% в 2023 г. и до 1,4% в 2024 г. Замедляется экономика Китая – до 5,2% 2023 г. и до 4,5% в 2024 г. Ожидается, что в течение следующих пяти лет рост мировой экономики не превысит 3% , что делает данный прогноз МВФ самым пессимистичным за более чем 50 лет1. А замедлившаяся экономическая активность не создаёт условий для развития торговли.

1. World Economic Outlook, April 2023: A Rocky Recovery (imf.org) International Monetary Fund. Available at: >>> (дата обращения 07.03.2024).
3

Место США в мировой торговле

 

США многие десятилетия занимали монопольное положение на мировом рынке аграрной продукции и продовольствия. Являясь крупнейшим в мире экспортёром основных сельскохозяйственных продуктов, страна вплоть до XXI века контролировала рынок кормового и продовольственного зерна, соевых бобов. В 1980е годы на США приходилось почти по 80% мирового экспорта сои и кукурузы и 45% пшеницы (в натуральном выражении), а доля страны в стоимости мирового экспорта сельскохозяйственной продукции превышала 18%. Даже несмотря на то, что к 2000 г. все перечисленные показатели снизились (доля в экспорте сои до 55%, кукурузы – до 65%, пшеницы – до 25%, а доля в мировом экспорте до 14%)2, США продолжали доминировать на мировом сельскохозяйственном рынке.

2. The State of Agricultural Commodity Markets 2018. Agricultural trade, climate change and food security. FAO. 2018. Rome. Available at: >>> (дата обращения: 03.03.2024).
4 Своё привилегированное положение США использовали в качестве эффективного инструмента в международных отношениях и мощного средства политического и экономического давления. Именно этим, видимо, следует объяснить тот факт, что в 1996 г. они отказались подписать ряд решений Всемирной конференции по вопросам питания, а в 2017 г. вышли из Транстихоокеанского партнёрства (TPP) – торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, заявив, что все вопросы продовольственных взаимоотношений с другими странами они будут решать по своему усмотрению на основе двусторонний соглашений.
5 В новом веке позиции США на мировом сельскохозяйственном рынке заметно ухудшились. Во-первых, страна утратила лидерство в экспорте ряда основных сельскохозяйственных продуктов, столкнувшись с сильной конкуренцией со стороны Бразилии, Аргентины, ЕС, Украины и России, а во-вторых, потеряла часть рынка крупнейшего мирового импортера – Китая. Так, в 2005 г. Бразилия вытеснила США на второе место в экспорте мяса птицы, затем в 2013 г. обошла США в экспорте соевых бобов, в 2023 г. – кукурузы. Причём масштабы падения американского экспорта кукурузы огромны – за три года, с 2021 по 2023 г., объёмы поставок снизились на 27 млн т, что сопоставимо с экспортом кукурузы таких стран, как Аргентина или Украина.
6 Ещё хуже ситуация на рынке пшеницы. В 2014 г. страны ЕС обошли США по объёму и стоимости экспорта пшеницы. Затем, в 2018 г., позиции мирового лидера заняла и удерживает до сих пор Россия, оставив позади и ЕС, и США. Наконец, в 2023 г. Канада и Австралия обошли США по объёму экспортных поставок, и страна опустилась на 5-е место среди ведущих мировых экспортёров пшеницы (табл.1).
7 Таблица 1 Место США в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции
8
Сельскохозяйственная продукция 2000 г. 2005 г. 2014 г. 2018 г. 2023 г.
Пшеница 1 1 2 3 5
Кукуруза 1 1 1 1 2
Соевые бобы 1 1 2 2 2
Мясо птицы 1 2 2 2 2

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>> (дата обращения 07.02.2024).

9

Выход на мировой рынок новых экспортёров, предложивших большие объёмы качественной продукции по конкурентоспособным ценам, привёл к снижению доли США в мировом аграрном экспорте до 10%, их доля в мировом экспорте кукурузы и сои снизилась до 26%, пшеницы – до 9%3.

3. USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>> (дата обращения 07.02.2024);
10 Ослабление позиций США в экспорте аграрной продукции стало результатом падения мирового спроса на американскую сельскохозяйственную продукцию, что связывают с высокими экспортными ценами и растущим курсом доллара. По расчётам американских специалистов, повышение курса доллара на 1% ведёт к снижению реальной стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции США на 3,14%. Согласно материалам МСХ США, цены ФОБ (термин Free on Board”, FOB) на американскую пшеницу в 2023 г. были на 30–40 долл. выше, чем на пшеницу из Бразилии и Аргентины и на 100 долл. выше, чем на российскую.
11 Кроме того, в США сокращается производство пшеницы, что связывают с нестабильностью урожаев из-за участившихся засух в основных районах производства и переходом фермеров на выращивание более прибыльных кукурузы и сои. За последние 20 лет сборы пшеницы снизились почти на треть, а площади сократились на 3 млн га.
12 На этом фоне Бразилия, страны ЕС, Украина и Россия укрепляют свои позиции на мировом экспортном рынке, уверенно наращивая поставки мяса, зерна, соевых бобов. Например, в Бразилии сборы кукурузы и соевых бобов за последние 10 лет выросли в 1,5 раза, что позволило в 2 раза увеличить их экспорт: кукурузы до 52,0 млн т в 2023 г., соевых бобов до 103 млн т, что является абсолютным мировым рекордом.
13 Заметим, что Бразилия обеспечена необходимыми агроклиматическими и земельными ресурсами, чтобы занять лидирующие позиции в мировом аграрном экспорте. Более того, правительство страны последние десятилетия инвестирует в модернизацию экспортной инфраструктуры, включая железные дороги, портовые терминалы и баржевый флот. И теперь доставка соевых бобов в Китай из бразильского штата Мату-Гросу – основного производителя сои, стоит примерно столько же, сколько транспортировка из американского штата Айова, что существенно повышает конкурентоспособность бразильской сои.
14 Дополнительным стимулом расширения поставок кукурузы и соевых бобов стал растущий спрос на бразильскую сельскохозяйственную продукцию со стороны Китая, который сократил их закупки в США из-за «торговой войны» 2018 года.
15 При этом Россия к 2023 г. увеличила экспорт пшеницы до 51 млн т, что составляет ¼ мировых объёмов, её зерно закупают 126 стран. Сильные экспортные позиции страны обеспечивают более низкая себестоимость производства, относительно низкие экспортные цены, в том числе за счёт снижения курса рубля, близость ключевых импортёров пшеницы на мировом рынке – стран Ближнего Востока и Северной Африки.
16 Таким образом, одной из наиболее важных тенденций во внешней торговле США в новом веке стало ослабление доминирующего положения страны в системе международной торговли сельскохозяйственной продукцией, выход на мировой рынок новых экспортёров и неспособность США противостоять усилившейся конкуренции.
17

Динамика и тенденции внешней торговли США

 

США занимают второе после ЕС место в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении) и третье в импорте после ЕС и Китая. В число торговых партнёров США сегодня входят 189 стран. По данным Зарубежной сельскохозяйственной службы МСХ США, в 2022 г. экспорт достиг рекордных показателей – 195,8 млрд долл., что в 3,8 раза больше, чем в 2000 г., импорт вырос в 5 раз, до 199,3 млрд долл. (табл. 2). Рост экспорта обеспечили поставки сои и соевого шрота, кукурузы, плодоовощной и мясомолочной продукции. За 2000–2022 гг. стоимость экспорта кукурузы увеличилась в 4,2 раза, соевых бобов и шрота – в 6,5 раз, молочных продуктов – в 9,5, орехов – в 10 раз. В основе роста стоимости экспорта лежат два фактора – увеличение объёмов поставок и повышение мировых цен, которые в 2022 г. достигли пиковых показателей. Однако в случае с кукурузой главную роль сыграло повышение цен, поскольку объёмы поставок сократились на 14,4%.

18

По данным ФАО, в 2022 г. индексы мировых цен на продовольствие относительно уровня 2014–2016 гг., принятого за 100%, выросли на 44 п.п., в том числе на зерно – на 54 п.п, на молочные продукты – на 49 п.п., на растительные масла - почти на 88 п.п., на мясо – на 19 п.п. Затем началось движение вниз. В 2023 г. индекс мировых цен на продовольствие снизился до 124,1%, в феврале 2024 г. – до 117,3%4. Вместе с ценами снижается стоимость экспорта сельскохозяйственной продукцией. В частности, в США этот показатель за год уменьшился до 174,9 млрд долл., или на 11%, а в 2024 г., по прогнозам, сократится ещё на 3%, до 169,6 млрд долл. (табл.2).

4. Индекс продовольственных цен ФАО. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (fao.org). Available at: >>> (дата обращения 12.03.2024).
19 При этом стоимость импорта продолжает расти, хотя в последние годы рост замедлился до 0,1% в год по сравнению с 5,8% в предыдущие 5 лет. Колебания цен не отразились на объёмах ввозимой в США продукции. После 2022 г. они растут в среднем на 3,5% в год.
20 Результатом опережающего роста импорта в последние годы стал дефицит торгового баланса, и США впервые за последние 60 лет стали нетто-импортёром сельскохозяйственной продукции.
21 Таблица 2 Баланс внешней торговли США с.х. продукцией в 2000-2024 гг., млрд долл.
22
Годы Экспорт Импорт Торговый баланс
2000 51,3 39,0 12,3
2002 53,1 41,9 11,2
2004 61,4 54,0 7,4
2006 70,9 65,3 5,6
2008 114,8 80,5 34,3
2010 115,8 81,9 33,9
2012 141,5 102,9 38,6
2014 149,9 111,8 38,1
2016 134,7 114,5 20,2
2018 144,7 138,8 5,9
2019 140,1 141,4 -1,3
2020 149,7 146,8 2,9
2021 176,6 171,1 5,5
2022 195,8 199,3 -3,5
2023 174,9 195,9 -21,0
2024* 169,5 200,0 -30,5

* Прогноз. USDA. Foreign Agricultural Service. Global Agricultural Trade System (GATS) (usda.gov) Available at: >>> (дата обращения 15.02.2024); USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>> (дата обращения 04.03.2024).

23

Это произошло в 2019 г., когда сальдо торгового баланса снизилось до минус 1,3 млрд долл. В 2020–2021 гг. этот показатель вернулся к положительным значениям, затем началось его падение. В 2022 г. дефицит торговли составил 3,5 млрд долл., в 2023 г. – 21, а в 2024 г., согласно прогнозам МСХ США, этот показатель достигнет рекордных 30,5 млрд долл. (табл. 2). Американские специалисты предполагают, что к 2025 г. дефицит сократится до 25,6 млрд долл. и до 14,7 млрд долл. к 2028 году5.

5. Three Factors Shifting the 2023 Agricultural Trade Outlook. AgAmerica. Available at: >>>  (дата обращения 11.01.2024);
24 МСХ США уже начало принимать меры для решения этой проблемы. Основной упор сделан на развитии новых стратегий продвижения американской сельскохозяйственной продукции на международном рынке и на расширении числа экспортных рынков. В частности, планируется укрепление торговых отношений с Китаем, странами Африки и др.
25

Экспорт: товарная структура и основные направления торговых потоков

 

Согласно данным МСХ, США в 2023 г. поставляли на экспорт более 150 наименований сельскохозяйственной продукции в свежем (например, фрукты), охлаждённом (мясо), живом (например, скот) и в переработанном виде (например, сосиски, колбасы или фруктовые соки). Они объединены в 11 продуктовых групп (диагр.1).

26 Основу аграрного экспорта США формируют четыре группы – маслосемена и продукты переработки, зерно и корма, плодоовощная продукция, красное мясо и скот. Их позиции в аграрном экспорте страны укрепляются, о чём говорит рост совокупной доли до 80%, или на 4 п.п. относительно уровня 2000 г. (диагр.1). Оставшиеся 20% приходятся на молочные продукты, сахар и тропические продукты (кофе, какао-бобы, чай и др.), мясо птицы, хлопок-сырец, табак, семена и посадочный материал, этанол.
27

Диаграмма 1 Товарная структура аграрного экспорта США в 2000 и 2023 годах, млрд долл.

28

29

30

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>>(дата обращения 21.03.2024).

31 Утрата США монопольного положения на рынке пшеницы не прошла бесследно, и в товарной структуре экспорта произошли изменения. Зерно и корма – лидирующая продуктовая группа американского экспорта в 2000 г., переместились на третье место. Сегодня список ведущих экспортных продуктов возглавляют маслосемена и продукты их переработки. На втором месте – плодоовощная продукция.
32 Основными статьями аграрного экспорта США являются кукуруза и соевые бобы. Они превосходят все другие сельскохозяйственные продукты и по объёму поставок, и по стоимости. Их суммарная доля в стоимости аграрного экспорта США составляет 26%.
33 К товарам второго порядка относятся пшеница, мясо (говядина, свинина, мясо бройлеров), хлопок-сырец, орехи и соевый шрот, суммарная доля которых составляет 26% экспорта. Таким образом, названные девять видов продукции обеспечивают более половины американского экспорта (табл. 3).
34 Таблица 3 Ведущие статьи сельскохозяйственного экспорта США в 2000 и 2023 гг.
35
  Товары Стоимость экспорта, млрд долл. Объём экспорта сырьевых товаров, млн т
    2000 г. 2023 г. 2000 г. 2023 г.
1 Соевые бобы 5,2 32,7 26,9 54,6
2 Кукуруза 4,5 13,1 47,7 42,7
3 Говядина 2,9 8,9 0,8 1,0
4 Орехи 1,1 8,8 0,4 1,8
5 Соевый шрот 1,3 6,9 6,6 13,3
6 Свинина 1,1 6,7 0,4 2,2
7 Пшеница 3,4 6,4 27,6 17,9
8 Хлопок-сырец 1,9 6,0 Н.д. 2,8
9 Мясо бройлеров 1,5 4,1 2,2 3,3
  С/х экспорт, всего 55,9 178,7 158,0 190,4

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (дата обращения 21.03.2024)

36

Согласно данным МСХ США, страна поставляет на экспорт около 20% произведённой в стране сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении)6. В некоторых отраслях аграрного сектора этот показатель значительно выше. Так, доля экспорта в производстве соевых бобов, пшеницы и риса колеблется от 50 до 54%. В то же время в производстве кукурузы этот показатель не превышает 15%, что объясняется огромными масштабами переработки зерна кукурузы в биоэтанол, часть которого США экспортируют. Рекордно высокая доля экспорта в производстве сорго, хлопка-сырца и орехов – около 70%.

6. USDA’s Foreign Agricultural Service: An Overview. Congressional Research Service. November 16, 2023. Available at: >>> (дата обращения 25.02.2024).
37 Экспортная ориентация производства делает аграрный сектор США чувствительным к колебаниям поставок. Даже незначительное сокращение экспорта негативно отражается на положении фермеров, производящих эту продукцию. При таких условиях проблема расширения экспортных рынков и увеличения объёма поставок является краеугольным камнем американской внешнеторговой политики.
38 География экспортных потоков постоянно меняется. В начале 1980-х годов ЕС и Восточноазиатский регион были главными направлениями американского экспорта сельскохозяйственной продукции. Их доля в общей стоимости поставок превышала 50%. После отказа от закупки американского зерна двух крупных торговых партнёров – ЕС (в середине 1980-х в связи с реформированием Единой сельскохозяйственной политики ЕС, введением квот на импорт американского зерна и переходом к экспорту собственного зерна) и СССР (в начале 1990-х годов в связи с масштабным экономическим кризисом и последующим распадом страны) экспортные потоки были перенаправлены в страны Северной Америки. В результате Восточная Азия в течение 20 последующих лет оставалась основным направлением американского экспорта, принимающим почти 35–40% поставок. Страны Северной Америки вышли в лидеры лишь в первой половине нулевых годов.
39 Так сформировались два ключевых направления аграрного экспорта – Северная Америка и Восточная Азия. Сегодня на них приходится 2/3 экспортных поставок, причём их вес во внешнеторговых операциях стремительно растёт. Если в начале века их совокупная доля составляли лишь треть стоимости экспорта, то сегодня на каждый из этих регионов приходится треть американского экспорта сельскохозяйственной продукции.
40

Основными экспортными рынками в этих регионах являются:

  • в Восточноазиатском регионе – Китай с объёмом поставок в 2023 г. 29,1 млрд долл., Япония – 11,9 млрд долл. и Южная Корея – 7,5 млрд долл. Главными статьями экспорта в данный регион являются соевые бобы, зерно (кукуруза, пшеница, сорго), мясомолочная продукция и хлопок-сырец;
  • в Североамериканском регионе – Канада – 28,2 млрд долл. и Мексика – 28,6 млрд долл., закупающие преимущественно полуфабрикаты, кондитерские изделия, продукты переработки фруктов и овощей, мясомолочные продукты, безалкогольные напитки, лёгкие закуски и орехи, в небольших объёмах соевые бобы и шрот7.
7. Outlook for U.S. Agricultural Trade: November 2023, AES-126. USDA, Economic Research Service and USDA, Foreign Agricultural Service. Available at: >>> (дата обращения 11.03.2024).
41 С огромным отрывом за ними следуют страны ЕС и Юго-Восточной Азии. На каждый из названных регионов приходится по 7% стоимости американского аграрного экспорта. Страны ЕС закупают более сотни наименований сельскохозяйственных товаров и продовольствия. Однако большая часть экспорта приходится на орехи, кондитерские изделия, продукты переработки фруктов и овощей, соевые бобы, семена, полуфабрикаты, вино, пиво, этанол. В страны Юго-Восточной Азии поставляют преимущественно соевые бобы и шрот, пшеницу, хлопок и молочные продукты (диагр.2).
42

Диаграмма 2 Региональная структура аграрного экспорта США в 2023 г., млрд долл.

43

44

45

USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: >>> (дата обращения 03.03.2024).

46 Далее по мере убывания доли в аграрном экспорте США следуют страны Южной Америки – 8,3%, Ближнего Востока – 3,6%, Центральной Америки – 3,5%, Карибского бассейна – 3%, Южной Азии – по 2,2%, европейские страны, не входящие в ЕС, – 1,3%, страны Африки и Океании – по 1%. Замыкают круг импортёров американской аграрной продукции бывшие республики СССР. Сегодня на них приходится 0,2% стоимости экспорта (табл. 4).
47 Таблица 4 Региональная структура американского аграрного экспорта, млрд долл.
48
Регионы 2000 г. 2023 г. Основные торговые партнёры и статьи экспорта
Северная Америка 14,3 56,8  
  7,8 28,2 Канада – продукты переработки фруктов и овощей, корма, безалкогольные напитки, легкие закуски, готовые к употреблению продукты, соевый шрот
  6,5 28,6 Мексика – кукуруза, корма, пшеница, соевые бобы и шрот, мясо птицы и красное, обезжиренное молоко и сыр
Восточная Азия 19,3 53,9  
  11,5 11,9 Япония – кукуруза, красное мясо и мясопродукты, соевые бобы, пшеница
  1,7 29,1 Китай – соевые бобы, кукуруза, сорго, хлопок, говядина
  2,7 7,5 Южная Корея – красное мясо и мясопродукты, пшеница, кукуруза
  2,1 3,6 Тайвань – соевые бобы, кукуруза, пшеница, говядина, мясо птицы
ЕС 27 6,2 12,8  
  1,5 3,1 Нидерланды – орехи, продукты переработка фруктов и овощей, соевые бобы, этанол
  1,1 2,8 Германия – соевые бобы, орехи
  0,7 1,5 Испания – орехи, соевые бобы
  0,6 1,8 Италия – соевые бобы, орехи
Югоосточная Азия 2,7 13,0  
  0,01 3,3 Вьетнам – хлопок, соевые бобы и шрот
  0,9 3,6 Филиппины- соевый шрот, пшеница, молочные продукты
  0,7 3,0 Индонезия - соевые бобы, хлопок
Южная Америка 1,7 8,3  
  0,2 1,0 Чили – корма, пшеница
  0,4 3,7 Колумбия – кукуруза, соевый шрот
Ближний Восток 2,3 6,3  
  0,8 1,7 Турция – хлопок, продукты переработки овощей, корма
  0,7 1,3 Арабские эмираты - орехи
Центральная Америка 1,1 6,2  
  0,3 1,6 Гватемала – кукуруза, соевый шрот
Карибский бассейн 1,4 5,2  
  0,5 2,0 Доминиканская Республика – мясо и мясопродукты, соевый шрот
Южная Азия 0,4 3,8  
  0,05 0,9 Пакистан – хлопок
  0,4 1,9 Индия – орехи, этанол, хлопок
  0,08 0,8 Бангладеш – соевые бобы, хлопок
Океания 0,5 2,1  
  0,4 1,5 Австралия – продукты переработки фруктов и овощей, свинина, молочные продукты
Другие страны Европы 0,5 2,3 Орехи, этанол, соевые бобы и шрот
Северная Африка 1,6 2,0  
  1,1 0,8 Египет – соевые бобы
Сахель 0,7 1,8 Мясо птицы, пшеница
Бывший СССР-12 0,7 0,3 Мясо птицы, семена
Всего 51,3 174,9  

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (дата обращения: 17.03.2024).

49

Импорт: товарная структура и основные направления торговых потоков

 

Половина всего сельскохозяйственного импорта США приходится на плодоовощную продукцию. В 2023 г. её стоимость составила 97,2 млрд долл. (диагр.3). Причём одна половина этой суммы приходится на фрукты и овощи (в свежем, замороженном виде и продукты их переработки), другая – на вино, пиво, алкогольные напитки, эфирные масла. В 2023 г. США ввезли рекордные объёмы плодоовощной продукции – 13,6 млн т свежих фруктов и 9,4 млн т овощей. В 2024 г. ожидается дальнейший рост закупок.

50 Второе место занимают сахар и тропические продукты. На них приходится 14% стоимости. Основными статьями импорта продукции данной группы являются кофе, какао-бобы и продукты их переработки.
51 Затем по мере убывания идут зерно и кормовые добавки – 11%, мясо и скот – 10%, маслосемена и продукты их переработки – менее 10%, молочная продукция – около 3%, табак и табачные изделия – 1,3%, семена – 1%, мясо птицы и яйца – 0,5%, этаном – 0,1%, хлопок-сырец – 0,01%.
52

Диаграмма 3 Товарная структура импорта США аграрной продукции, 2023 г.

53

54

55

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (дата обращения: 17.03.2024)

56 Заметим, что в США доля импорта в потреблении свежих фруктов составляет в среднем 45% (бананов, ананасов, киви и лайма – 99%), свежих овощей – 36%, переработанной плодоовощной продукции – более 26%. Высокий внутренний спрос стимулирует импорт, объёмы которого быстро растут, а относительно низкие цены на ввозимую плодоовощной продукции при растущих производственных затратах в США вынуждают американских фермеров отказываться от выращивания ряда культур. Так, в США прекращено коммерческое производства авокадо, бананов, папайи, ананасов и лаймов ввиду его убыточности. При этом в 2024 г. МСХ США ожидает увеличение импорта плодоовощной продукции до 98,2 млрд долларов.
57 Приоритетным направлением американского импорта являются страны Северной Америки, на которые приходится 44% поставок, в том числе 21% – на Канаду (40,2 млрд долл. в 2023 г.) и 23% – на Мексику (45,6 млрд долл.). Географическая близость торговых партнёров, развитая транспортная инфраструктура способствуют развитию торговых отношений. К 2023 г. стоимость импорта из региона выросла до 85,8 млрд. долл. и в 6 раз превысила уровень 2000 года.
58 Из Канады США вывозят мясо, растительные масла, скот, твёрдые сорта пшеницы, солодовые сорта ячменя для производства пива, из Мексики – преимущественно фрукты и овощи в свежем и переработанном виде, продукты переработки кофе и какао-бобов, охлаждённую и замороженную говядину, скот, кормовые добавки, вино и орехи.
59 Заметную роль в поставках сельскохозяйственной продукции в США играют страны ЕС. На них приходится 17% стоимости импорта. Поставляют преимущественно вино, пиво, эфирные и растительные масла, сыр, мясные продукты, а также фрукты и овощи в переработанном виде. Стоимость импорта в 2023 г. составила 33,3 млрд долл. Крупными поставщиками являются Италия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Испания и Германия, на которые приходится 80% поставок из региона (диагр. 4).
60 Третью строчку в рейтинге основных направлений американского импорта аграрной продукции занимают страны Южной Америки, откуда США ввозят, главным образом, фрукты и овощи в свежем и переработанном виде. Доля этого региона в импорте в 2023 г. составляла 11%, стоимость ввезённой продукции – 21,4 млрд долл. 75% импорта приходится на пять стран: из Бразилии везут кофе, какао-бобы, говядина, фрукты и продукты их переработки, из Колумбии – фрукты, овощи, кофе и продукты их переработки, из Перу – фрукты, овощи, специи, кофе, из Чили – фрукты и овощи.
61 Замыкает список ведущих направлений американского импорта регион Юго-Восточной Азии. На него приходится 7% стоимости импорта, или 14,4 млрд долл. Наиболее крупными поставками выделяются Сингапур, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, откуда США вывозят фрукты и овощи в переработанном виде (включая соки), орехи, эфирные, тропические и растительные масла, а также каучук.
62 Диаграмма 4 Региональная структура аграрного импорта США, 2023 г., млрд долл.
63

64

65

USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online (GATS) Standard Query. Available at: >>> (дата обращения: 17.03.2024).

66 Названные четыре региона вместе обеспечивают 80% аграрного импорта США (диагр. 4). Оставшиеся 20% поставок приходятся на 10 второстепенных регионов – Океанию, Центральную Америку, Восточную и Южную Азию, европейские страны, не входящие в ЕС, Северную Африку и зону Сахель, Ближний Восток, Карибский бассейн, замыкают список республики бывшего СССР.
67

Меры государственной поддержки внешней торговли сельскохозяйственной продукцией

 

Торговля аграрной продукцией играет важную роль в экономике США. Импорт наполняет прилавки магазинов разнообразной, порой экзотической, продукцией, восполняет дефицит фруктов и овощей, возникающий в межсезонье. Экспорт обеспечивает прилив капитала в экономику, создаёт рабочие места в аграрном секторе и промышленности, поддерживает доходы и покупательную способность. По оценкам Служба экономических исследований МСХ США, каждый доллар, полученный от сельскохозяйственного экспорта в 2021 г., стимулировал деловую активность ещё на 1,07 доллара, а каждый миллиард долларов обеспечивал примерно 6 939 рабочих мест в экономике США8.

8. USDA’s Foreign Agricultural Service: An Overview…
68

Государство уделяет большое внимание поддержке экспорта как важному фактору стабильности сельского хозяйства и благополучия фермерства в США. В этой связи расширение существующих рынков сбыта сельскохозяйственной продукции за рубежом и поиск новых – задача, выполнение которой возложено на Зарубежную сельскохозяйственную службу (ЗСС), представляющую МСХ США в зарубежных странах. Филиалы ЗСС действуют в 60 государствах. В качестве примера приведём результаты деятельности ЗСС в 2023 г.:

69
  • открыто 5 торговых миссий в странах Центральной и Южной Америки, в Европе, Восточной и Юго-Восточной Азии, в которые США намерены увеличить экспорт,
  • проведено более 1 600 деловых встреч, организация и оформление павильонов американской продукции на 25 международных выставках в 15 странах, на которых были заключены сделки на поставку сельскохозяйственной продукции на сумму 1,5 млрд долларов.
70 Другим важным направлением государственной поддержки и стимулирования экспорта являются государственные программы. МСХ США реализует более 20 программ, которые обеспечивают экспортёрам финансовую, информационную, юридическую, организационную, техническую, образовательную и другие виды поддержки.
71 Наиболее известные программы финансирования экспорта осуществляются при поддержке Товарно-кредитной корпорацией (ТКК), действующей в рамках МСХ США. Эти программы снижают риск неплатежей для банков США за счёт предоставления экспортёру гарантий в реализации товара, а также дают возможность иностранному импортёру осуществить закупку на условиях отсроченного платежа.
72 Например, Программа гарантий кредитования экспорта (Export Credit Guarantee Program, GSM-102), предназначенная для стран с высокой ёмкостью рынка и высокой вероятностью погашения кредита. Американские банки предоставляют иностранному покупателю кредиты (на коммерческих условиях) на покупку американской сельхозпродукции на срок от 90 дней до 3 лет, а ТКК выступает гарантом, что снижает риск неплатежей для банков США, но непосредственно экспорт товаров не финансирует. На 2024 г. на эти цели предусмотрено выделение 2,4 млрд долларов.
73 Другой пример Программа гарантий сооружений (Facility Guarantee Program), в рамках которой ТКК предоставляет гарантии кредитов на модернизацию объектов инфраструктуры в странах, где спрос на сельскохозяйственную продукцию США ограничен из-за дефицита мощностей по хранению, переработке и распределению продукции. Максимальный срок возврата кредита – 10 лет. Программа действует в 118 странах, бюджет программы на 2023 г. составил 489,7 млн долларов.
74 В стране также действует система программ информационно-технической поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции. Основная задача – предоставление информации американским экспортёрам (в том числе потенциальным) о внешних рынках, а зарубежным покупателям – об американских товарах. Одна из них Программа отчётности по экспортным продажам (Export Sales Reporting Program) отслеживает экспортные продажи сельскохозяйственной продукции США, обеспечивая постоянный поток актуальной рыночной информации, охватывающей более 40% аграрного экспорта США.
75 Назовём ещё несколько наиболее распространенных программ: Программа гарантий кредитования экспорта GSM-103 (Export Credit Guarantee Program, GSM-103), Программа развития внешнего рынка (Foreign Market Development Program, FMD), Программа развития новых рынков (Emerging Market Program, EMP), Программа доступа к рынку (Market Access Program, MAP).
76 В октябре 2023 г. МСХ США приняла к реализации новую программу – Региональную программу продвижения аграрной продукции (Regional Agricultural Promotion Program, RAPP), в которой особое внимание уделяется рынкам в развивающихся странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и в Юго-Восточной Азии, где увеличивается доля среднего класса, за счёт чего формируется спрос на более дорогие и высококачественные продукты питания. Годовой бюджет программы составляет 1,2 млрд долларов.
77 Одним из инструментов расширения рынков сбыта и диверсификации экспорта американской продукции служат региональные межправительственные соглашения о свободной торговле, которые призваны упростить доступ американской продукции на зарубежные рынки за счёт снижения или полной отмены торговых барьеров. Как правило, тарифы на большинство товаров отменяют сразу после вступления соглашения в силу, оставшиеся – либо отменяют постепенно, либо снижают. Взаимная отмена пошлин способствует снижению цен на ввозимые в США товары и стимулирует экспорт американской продукции.
78 В настоящее время у США 14 действующих соглашений о свободной торговле (ССТ) с 20 странами. В этих странах проживает 8% населения планеты, а суммарный ВВП составляет 10% общемирового уровня. На эти 20 страны в 2023 г. приходилось 47% аграрного экспорта США и 60% импорта. Для сравнения: доля этих стран в американском экспорте в 1990 г., до того как было подписано большинство ССТ, составляла всего 29%. Причём большую часть товарооборота в рамках ССТ, более 60%, и сегодня, и в 1990 г. обеспечивают Мексика и Канада – два крупнейших торговых партнёра США по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА/ЮСМКА) (табл. 5).
79 Об эффективности региональных соглашений говорит тот факт, что рост торговли США со странами – партнёрами по ССТ значительно опережает торговлю с остальными странами. Так, с 1990 по 2023 г. экспорт США в страны ССТ увеличивался на 17,1% в год, в остальные страны мира – на 5,2%. Рост обеспечивали поставки кукурузы (стоимость экспорта которой увеличилась в 20 раз), красного мяса (в 14,4 раза), соевых бобов и шрота (в 8,5 раза).
80 Ещё более стремительно растёт импорт из стран ССТ – в среднем на 28,3% в год, тогда как с остальным миром – на 13,9%. Главными статьями импорта из стран ССТ являются фрукты и овощи, поставки которых выросли в 15 раз, говядины – в 6 раз, живого скота, кофе и какао-бобов – в 14 раз. В результате дефицит торгового баланса в 2023 г. достиг рекордных 33,9 млрд долларов.
81 Таблица 5 Торговля сельскохозяйственной продукцией США с партнёрами по ССТ, млн долл.
82
  Страны партнёры по соглашению о свободной торговле Год вступления ССТ в силу Экспорт США Импорт США
      За год до подписания ССТ 2023 г. 2023 г.
1 Израиль 1985 308,8 452,9 476,4
2 НАФТА / ЮСМКА 1994 / 2020 8928,6 56809,0 85782,2
       Канада 1989 / 2020 2019,0 28640,4 40210,3
       Мексика 1994 / 2020 3618,6 28168,6 45571,9
3 Иордания 2001 95,4 234,9 37,0
4 Чили 2004 144,1 1024,6 3096,5
5 Сингапур 2004 266,3 922,9 3174,5
6 Австралия 2005 410,2 1490,6 4411,0
7 Марокко 2006 164,4 612,4 202,7
8 Бахрейн 2006 14,8 68,2 4,8
9 КАФТА (CAFTA) 2006–2009 1883,5 7274,7 9462,9
      Гватемала 2006 455,3 1647,4 2874,2
      Гондурас 2006 248,7 1301,2 1289,5
  Сальвадор 2006 238,6 792,5 374,9
      Никарагуа 2006 125,1 471,3 1285,4
      Доминик. республика 2007 629,0 2033,6 1629,2
      Коста-Рика 2009 608,0 1028,7 2009,7
10 Перу 2009 424,5 867,5 3806,5
11 Оман 2009 76,8 83,7 6,3
12 КОРУС, Южная Корея 2012 6976,3 7517,7 1316,4
13 Колумбия 2012 1123,4 3711,1 3916,4
14 Панама 2012 493,7 867,5 89,5
  Всего     81931,8 115783,5

USDA. FAS. Free Trade Agreements and U.S. Agriculture. Available at: >>> (дата обращения: 14.03.2024); USDA FAS Global Agricultural Trade System Standard Query (usda.gov) Available at: >>> (дата обращения: 10.03.2024).

83 США продолжают предпринимать разносторонние усилия по расширению своего экспорта. В 2020 г. вступило в силу Торговое соглашение с Японией, переговоры с которой, инициированные США, затянулись на десятилетия. Сегодня Япония является одним из ключевых торговых партнёров США и четвёртым экспортным рынком американской сельскохозяйственной продукции.
84

За последние три года МСХ США вложили более 18 млрд долл. в открытие новых рынков для своей продукции и облегчение доступа на уже существующие посредством активного взаимодействия с правительствами иностранных государств9. МСХ США ведёт активную работу по продвижению своей сельскохозяйственной продукции в странах Африки. Один из путей – расширение сотрудничества и техническая поддержка в реализации Африканского континентального соглашения о свободной торговле (African Continental Free Trade Agreement), а также расширение ассортимента товаров и объёма торговли через торговые миссии, открытые в Кении и Танзании в 2022 г., в Анголе и Марокко в 2024 г. С Кенией уже начались переговоры о Стратегическом торговом и инвестиционном партнёрстве (Strategic Trade and Investment Partnership).

9. USDA. Foreign Agricultural Service. Newsroom Available at: >>> (дата обращения 31.03.2024).
85 Можно отметить и другие успехи МСХ США и его Зарубежной сельскохозяйственной службы, которые в 2023 г. открыли рынок грейпфрутов во Вьетнаме, договорились об увеличении поставок этанола в Японию, добились отмены пошлин на нут, чечевицу, миндаль, грецкие орехи и яблоки в Индии. В результате американские экспортёры получили доступ к потенциальным рынкам стоимостью почти 6,4 млрд долларов.
86

Заключение

 

Таким образом, доминирование США в мировой торговле продуктами сельского хозяйства, которое было одной из основ послевоенной политики США, подходит к концу. Несмотря на принятое в США утверждение, что американское сельское хозяйство обладает уникальными преимуществами за счёт масштаба и эффективности производства, передовых технологий и инвестиций, которые делали их лидером в мировом экспорте на протяжении десятилетий, страна теряет своё привилегированное положение. Доля США в мировом экспорте к настоящему времени упала до 10%, и нет оснований полагать, что эта тенденция поменяет вектор.

87 Имеется ряд других индикаторов, указывающих на закат США как продовольственной державы. Это прежде всего утрата доминирования на мировых рынках сельскохозяйственной продукции. Поставки пшеницы, кукурузы и сои когда-то были мощным инструментом американского государственного давления. Сегодня страна занимает только пятое место среди ведущих экспортёров пшеницы, второе – среди экспортёров сои, кукурузы, мяса птицы. Более того, США, которые на протяжении последних 60 лет были крупнейшим в мире экспортёром сельскохозяйственной продукции, сегодня столкнулись с существенным дефицитов внешней торговли, который стремительно растёт.
88 При этом конкурентная борьба на мировом рынке сельскохозяйственной продукции усиливается. Новые экспортёры наращивают объёмы поставок и успешно осваивают новые и освободившиеся зарубежные экспортные рынки. На долю США в настоящее время приходится лишь четверть мирового экспорта сои, что составляет половину объёма экспорта Бразилии. По экспорту пшеницы США находятся на пятом месте, с большим отставанием от России, которая лидирует по этому показателю. А потеря США значительной части китайского рынка в результате «торговой войны» 2018 года стала «счастливым билетом» для Бразилии, которая заполнила эту нишу. Данная страна располагает всеми возможностями для того, чтобы стать ведущим производителем и экспортёром сельскохозяйственной продукции в мире, включая значительные площади пахотных земель, благоприятный климат, развитую экспортную инфраструктуру. Все эти факторы существенно подрывают позиции США как мировой продовольственной державы.

References

1. World Economic Outlook, April 2023: A Rocky Recovery (imf.org) International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2023/04/11/world-economic-outlook-april-2023 (data obrascheniya 07.03.2024).

2. The State of Agricultural Commodity Markets 2018. Agricultural trade, climate change and food security. FAO. 2018. Rome. Available at: http://www.fao.org/3/I9542EN/i9542en.pdf (data obrascheniya: 03.03.2024).

3. USDA. Foreign Agricultural Service / Production, Supply & Distribution Online – Custom Query. Available at: http://apps.fas.usda.gov/psdonline/psdQuery.aspx (data obrascheniya 07.02.2024); Trade of agricultural commodities 2005–2022. Analytical Brief 80. Trade: Crops and livestock products. FAOSTAT. FAO. 2023. Rome. Available at: https://www.fao.org/3/cc9206en/cc9206en.pdf (data obrascheniya 23.02.2024).

4. Indeks prodovol'stvennykh tsen FAO. Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyajstvennaya organizatsiya Ob'edinyonnykh Natsij (fao.org). Available at: https://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru (data obrascheniya 12.03.2024).

5. Three Factors Shifting the 2023 Agricultural Trade Outlook. AgAmerica. Available at: https://agamerica.com/blog/q1-2023-agricultural-trade-outlook (data obrascheniya 11.01.2024); https://agamerica.com/blog/2024-u-s-agriculture-trade-balance/ (data obrascheniya 11.01.2024).

6. USDA’s Foreign Agricultural Service: An Overview. Congressional Research Service. November 16, 2023. Available at: https://sgp.fas.org/crs/misc/R47836.pdf (data obrascheniya 25.02.2024).

7. Outlook for U.S. Agricultural Trade: November 2023, AES-126. USDA, Economic Research Service and USDA, Foreign Agricultural Service. Available at: https://fas.usda.gov/data/trade (data obrascheniya 11.03.2024).

8. USDA’s Foreign Agricultural Service: An Overview…

9. USDA. Foreign Agricultural Service. Newsroom Available at: https://fas.usda.gov/newsroom/biden-harris-administration-prioritizes-agricultural-trade (data obrascheniya 31.03.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate