Confrontation between the United States and Iran: dynamics and results of nuclear negotiations under the Joe Biden administration
Table of contents
Share
QR
Metrics
Confrontation between the United States and Iran: dynamics and results of nuclear negotiations under the Joe Biden administration
Annotation
PII
S207054760031138-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay Bobkin 
Occupation: Senior Researcher Fellow
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies. Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Election promises made by Joe Biden's team have raised hopes of a US return to the Iran nuclear deal. The article evaluates the initial parameters of a possible resumption of US participation in the nuclear agreement, analyzes the evolution of Biden's approaches to their implementation and examines the reaction of the Iranian side. The key factors that contributed to the change in US policy towards the previous strategy of coercion and pressure on Iran are identified. It concludes that the delay in the start of negotiations and the desire to renegotiate the original nuclear agreement by putting forward additional restrictions on Iran, along with the Biden administration's failure to ease sanctions, were the main reasons for the failure of the negotiations. The Biden administration currently does not have a clear policy regarding Iran and its nuclear program.

Keywords
Iran, USA, Joe Biden, Ebrahim Raisi, JCPOA, negotiations, nuclear agreement, nuclear threshold
Received
28.03.2024
Date of publication
31.05.2024
Number of purchasers
4
Views
188
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

Продвигающаяся ядерная программа Ирана создаёт растущий риск распространения ядерного оружия. Хотя разведывательное сообщество США считает, что Тегеран не предпринимает ключевых действий, связанных с его созданием, сегодня Тегеран ближе к обладанию атомной бомбой, чем когда-либо в своей истории1. Этот пороговый статус в сочетании с растущей региональной напряжённостью увеличивает риск возникновения вооружённого конфликта из-за ядерных амбиций Ирана.

1. Office of the Director of National Intelligence. Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community. February 06, 2023. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
2

С мая 2019 г. Тегеран постепенно нарушает условия ядерного соглашения 2015 г., которое предусматривало строгие ядерные ограничения и мониторинг иранских ядерных исследований. Иранцы начали отказываться от своих обязательств после того, как тогдашний президент США Дональд Трамп вышел в мае 2018 г. из одобренного резолюцией 2231 (2015) Совета Безопасности ООН2 соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)3, и вновь ввел санкции против Ирана.

2. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015. US Department of State. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

3. Resolution 2231 (2015). Adopted by the Security Council at its 7488th meeting, on 20 July 2015. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
3

С приходом в Белый дом Дж. Байдена США подтвердили намерение вернуться к участию в СВПД. В его администрации исходили из того, что «Иран, обладающий ядерным оружием или находящийся на пороге его создания и способный создать его в короткие сроки, будет ещё более опасным, чем он уже есть…»4. США, возвращаясь к участию в ядерном соглашении, рассчитывали помешать Ирану стать пороговым государством, по крайней мере, ещё на восемь лет и уменьшить перспективу региональной военной конфронтации, в которую могут быть втянуты Соединённые Штаты.

4. Senate Foreign Relations Committee. Senate Foreign Relations Committee Holds Hearing on the Nomination of Antony Blinken to be Secretary of State. January 19, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
4

Байден планировал вернуться к политике в отношении Ирана, аналогичную той, которую проводил президент Барак Обама, полагавший, что предотвращение разработки Тегераном ядерного оружия облегчит усилия США по противодействию широкому спектру угроз, исходящих от иранцев. Политику своего предшественника Трампа в отношении СВПД Байден оценивал как «опасный провал»5 и был намерен отказаться от этого курса, чтобы «предложить Тегерану надёжный путь к дипломатии»6.

5. Joe Biden. There’s a smarter way to be tough on Iran. CNN, September 13, 2020. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

6. Ibidem.
5

Первоначальные параметры возможного возобновления участия США в СВПД

 

После вступления в должность Байден столкнулся со многими внутренними проблемами, и иранская политика новой администрации не получила большого приоритета. Внешнеполитическая команда президента США продолжала изучать различные варианты начала переговоров и предварительных условий для повторного присоединения к ядерной сделке, пытаясь выработать позицию по ряду принципиальных вопросов, определяющих допустимые параметры американского возвращения к соглашению.

6

Во-первых, нужно было определиться: следует ли США стремиться изменить и расширить СВПД?

7

Многие члены Конгресса и политики-республиканцы выступали против возврата к существующему соглашению, который при его принятии в 2015 г. они критиковали как недостаточный в плане ограничений на иранскую ядерную деятельность, а также не учитывающий широкий спектр исходящих от Тегерана угроз, включая его ракетную программу и региональную политику. Критики возвращения к СВПД полагали, что администрация Байдена должна продолжать стратегию «максимального давления», проводимую при президенте Трампе, чтобы заставить Иран согласиться на существенно пересмотренный СВПД, который ещё больше ужесточит ядерный контроль и решит вопросы, не включенные в СВПД7.

7. Hannah John. Biden Shouldn’t Rush to Restore the Iran Nuclear Deal. Foreign Policy, December 18, 2020. Available at: >>> (accessed: accessed: 21.03.2024).
8

Первоначально администрация Байдена заняла ту же позицию, что и администрация Обамы: принятые ограничения ядерной программы Ирана являются приоритетом и будут в дальнейшем способствовать усилиям США по смягчению всего спектра нежелательного поведения Тегерана, которое не рассматривается ядерным соглашением. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан в этой связи допустил проведение переговоров с Тегераном по другим вопросам после возрождения СВПД. В частности, он указывал на необходимость международного диалога с участием европейских и региональных союзников с целью установления обязательных ограничений на разработку Ираном баллистических ракет8.

8. Sanger David E. Biden Plans Renewed Nuclear Talks with Russia While Punishing Kremlin, Adviser Says. New York Times, January 3, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
9

Во-вторых, нужно было решить: смягчение каких санкций потребуется для согласия иранцев на возобновление СВПД?

10

В начале 2016 г. президент Обама издал указ9 об отмене санкций, связанных с иранской ядерной программой. Этот указ касался в основном отмены так называемых вторичных санкций, действующих в отношении иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. В результате с октября 2016 г. были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физическим и юридическим лицам США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами.

9. Implementation Day: Obama Lifts Sanctions. The United States Institute of Peace. January 16, 2016. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
11

Решение Обамы имело для иранской стороны первостепенное значение. ВВП страны вырос на 12,5% в 2016 г., в первый год действия СВПД, и продемонстрировал уверенный рост на 3,7% во второй год действия соглашения10. Заметным было влияние на торгово-экономические отношения Ирана с Европейским Союзом. Среднегодовые темпы роста экспорта ЕС в Иран до принятия СВПД составляли 18,7%, после заключения ядерного соглашения в 2016–2017 гг. темпы роста достигли 31,5%. В феврале 2018 г. 40% экспорта иранской нефти пришлось на страны – члены ЕС, включая Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Грецию и Венгрию. Иранский рынок вновь был открыт для европейских компаний и инвестиций. Новые возможности появились также в обрабатывающей промышленности, энергетике и автомобильной промышленности11.

10. Goldberg Richard and Ghasseminejad Saeed. The Impact of Sanctions Two Years After U.S. Withdrawal from the Nuclear Deal. May 6, 2020. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

11. Fiedler Radosław. Iran and the European Union after the Nuclear Deal. Centre for European Studies. Vol. 10, pp. 291-305. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
12 Необходимость смягчения санкций для возвращения Тегерана за стол переговоров была очевидной, однако оставались сомнения в достаточных полномочиях президента Байдена по восстановлению решений администрации Обамы вопреки возражениям Конгресса.
13 В-третьих, нужно было определиться: что нужно сделать Ирану, чтобы США вернулись к обсуждению возвращения к ядерному соглашению?
14

В ответ на решение США о выходе из СВПД Тегеран инициировал определённую ядерную деятельность, которая к началу президентства Байдена превышала установленные пределы. Представители его администрации заявили, что возобновление участия США в СВПД зависит от возвращения Ирана к полному соблюдению первоначальных требований ядерного соглашения, а также принятия дополнительных условий по мониторингу и отчётности. Эти положения дополняют требования, содержащиеся в соглашении о всеобъемлющих гарантиях Ирана перед МАГАТЭ, позволяющим обнаруживать незаявленную ядерную деятельность и материалы в ходе ведомственных инспекций ядерных объектов12.

12. Verification and monitoring in the Islamic Republic of Iran in light of United Nations Security Council resolution 2231 (2015). Report by the Director General, GOV/2020/51. November 11, 2020. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
15 Кроме того, администрации Байдена предстояло найти ответ на вопрос, будет ли Конгресс рассматривать возвращение США в СВПД?
16

Дело в том, что в 2015 г. был принят закон «О пересмотре ядерного соглашения с Ираном» (INARA, PL 114-7), который требует от Конгресса рассмотрения соответствующих соглашений и предусматривает рассмотрение законодательства, потенциально блокирующего их реализацию13. Среди других положений этот закон предписывает президенту представить Конгрессу в течение пяти дней любое соглашение, достигнутое с Ираном относительно его ядерной программы, вместе со всеми соответствующими материалами и приложениями. Закон прямо не рассматривает, что произойдёт, если США выйдут из соглашения и впоследствии снова присоединятся к нему. Однако с большой вероятностью эти требования, предусмотренные законом, продолжат действовать, если президент снова присоединится к СВПД14. Представлялось разумным предположить, что повторное заключение соглашения будет квалифицироваться как «заключение соглашения».

13. Congress and the Middle East, 2011-2020. Congressional Research Service. May 21, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

14. Legislative Attorney. Withdrawal from International Agreements: Legal Framework, the Paris Agreement, and the Iran Nuclear Agreement. May 4, 2018. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
17 Наиболее желаемой для Байдена была бы поддержка повторного вступления США в СВПД. Конгресс мог бы принять резолюцию, выражающую поддержку взаимодействия США с Ираном и возвращения США в СВПД. Худшим вариантом считалось выступление законодателей против повторного участия в ядерном соглашении. В этом случае Конгресс мог бы принять резолюцию против возвращения к СВПД или принять закон, ограничивающий действия исполнительной власти на этом направлении, в том числе путём отмены различных президентских полномочий.
18 Наконец, оставался вопрос: как региональные партнёры могут быть вовлечены в возможное возвращение США к ядерному соглашению?
19

Многие близкие к Америке страны Ближнего Востока (особенно Израиль, ОАЭ, Саудовская Аравия и Бахрейн) выступали против СВПД 2015 г. и приветствовали решение администрации Трампа прекратить участие в нём. Они критиковали ядерное соглашение за то, что оно якобы способствовало попыткам Ирана расширить своё региональное влияние и обеспечило Тегерану потенциальную финансовую выгоду. Кроме того, они опасались, что соглашение является признаком снижения приверженности США к региону. Когда администрация Трампа объявила о выходе США из соглашения, региональная реакция Израиля, а также Саудовской Аравии и её союзников в целом была благоприятной15.

15. . Kalin Stephen and Dadouch Sarah. Gulf Arab allies hail triumph after U.S. quits Iran deal. Reuters, May 8, 2018. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
20 Иранский ядерный кризис происходит не в вакууме. Помимо реального риска того, что продвигающаяся ядерная программа Ирана может спровоцировать конфликт, существуют и более широкие последствия для режима нераспространения. Саудовская Аравия имеет амбициозные планы по наращиванию своей ядерной программы, включая обогащение урана, а её лидеры открыто угрожают создать ядерное оружие. Турция реализует гражданскую ядерную программу и аналогичным образом подняла вопрос о перспективах создания атомной бомбы. Перспектива возрождения американского участия в СВПД побудила некоторых партнёров США настаивать на том, что их также следует пригласить на переговоры.
21

В администрации Байдена утверждали, что консультации с региональными партнёрами будут приоритетом США. Джейк Салливан в этой связи заявил, что в любых будущих американо-иранских переговорах «жизненно важно, чтобы [американцы – Н.Б.] работали на взлёте, а не на приземлении, с нашими союзниками и нашими партнёрами в регионе, включая Израиль и страны Персидского залива»16.

16. Senate Foreign Relations Committee Holds Hearing on the Nomination of Antony Blinken to be Secretary of State. CQ Congressional Transcripts. January 19, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
22

Эволюция подходов администрации Байдена к переговорам

 

Президент Байден официально вступил в должность 20 января 2021 г., но начал переговоры о возрождении СВПД только через четыре месяца, в апреле 2021 г. У этой задержки есть причины.

23 Условия возрождения СВПД вызывали большие споры как в Иране, так и в США. Иранские консерваторы рассматривали повторное обсуждение своей ядерной программы как подчинение администрации президента Роухани Соединённым Штатам. Они полагали, что более жёсткая позиция на переговорах может привести к уступкам со стороны Белого дома, так как администрация Трампа в одностороннем порядке вывела США из СВПД, ввела в действие новые экономические санкции, несмотря на полное соблюдение Ираном СВПД.
24

В США иранский подход не был принят. Госсекретарь Энтони Блинкен10 марта 2021 г. выступил в комитете Палаты представителей по иностранным делам с разъяснениями о внешней политике администрации Байдена. Отвечая на вопрос о перспективах возвращения США в СВПД, госсекретарь заявил: «Если Иран вернётся к соблюдению, мы тоже это сделаем; а затем мы попытаемся поработать над другими вопросами, которые нас разделяют, включая продление и укрепление соглашения»17. Когда его спросили, возьмёт ли он на себя обязательство решать проблему иранских баллистических ракет и прав человека наряду с СВПД и будет ли он консультироваться с Конгрессом США по этим вопросам, госсекретарь ответил: «Да».

17. House Foreign Affairs Committee hearing on Biden Administration foreign policy priorities. 10.03.2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
25 В его ответах были важные элементы, которые указывали на новый меняющийся подход Байдена к ядерному соглашению. Упоминание госсекретарём «более продолжительного и прочного соглашения», по сути, повторяло официальную позицию администрации Трампа, которая хотела пересмотреть СВПД и заключить «лучшую» сделку с Ираном. Этот подход противоречил предвыборным обещаниям президента Байдена вернуться к варианту СВПД, подписанному США в 2015 г. На это указывало появившееся стремление Белого дома обсуждать ракетную программу Ирана и ситуацию с правами человека в ходе переговоров по ядерной программе.
26

Американская сторона объясняла своё решение изменить первоначальную позицию «изменением геополитики в регионе». Об этом было сказано на слушаниях по утверждению Венди Шерман в Сенате США, состоявшихся 3 марта 2021 г. Шерман была одним из главных переговорщиков по ядерным вопросам в администрации Обамы и стала заместителем госсекретаря в администрации Байдена. Когда её спросили о способности СВПД гарантировать, что Иран не приобретёт ядерное оружие, Шерман дала неожиданный ответ: «Я была бы рада поговорить о том, как СВПД действительно создал гарантии, которые вы ищете, но сейчас это действительно не имеет значения, потому что мы находимся в совершенно другом месте. Геополитика в регионе очень разная»18.

18. Hearing on Pending Nominations. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 3 March 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
27

Её заявление вызвало удивление, поскольку она была одним из главных переговорщиков, ответственных за СВПД 2015 г. Занятая Шерман позиция также свидетельствовала о том, что новая администрация больше не заинтересована в возвращении к СВПД 2015 г. и будет добиваться его пересмотра19.

19. Mortazavi N. President Biden must follow the advice of Candidate Biden on Iran. Foreign Policy. March 10, 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
28 Важно отметить, что такой подход кардинально отличался от позиции администрации Обамы, успех которой в отношениях с Ираном во многом был обусловлен готовностью США отделить ядерные переговоры от других вопросов. В 2015 г. американские дипломаты сосредоточили своё внимание исключительно на ядерной деятельности Ирана и, таким образом, смогли добиться заметного прогресса. Поэтому было ожидаемым, что в Тегеране предложенная администрацией Байдена модель возобновления сотрудничества в рамках СВПД, выходящая за рамки ядерной проблемы, встретила сопротивление со стороны аятоллы Хаменеи и иранских консерваторов.
29 В последующие месяцы жёсткая реакция Тегерана и приближающиеся президентские выборы в Иране в июне 2021 г. стали основными факторами, подтолкнувшими администрацию Байдена отказаться от своих первоначальных планов. Явные признаки того, что новый президент Ирана будет менее восприимчив к сотрудничеству с Западом, придали переговорам большую актуальность и вынудили администрацию Байдена попытаться провести переговоры до следующего президентства в Иране. Это оказало давление на переговорщиков, перед которыми теперь стояли приближающиеся сроки.
30

Ключевой фигурой, которая сделала возможным этот сдвиг со стороны администрации Байдена, был Роберт Мэлли, новый специальный посланник США по Ирану20. Он работал при администрации Обамы в качестве одного из ведущих переговорщиков по СВПД и члена Совета национальной безопасности. Его назначение продемонстрировало приверженность Байдена переговорам и стало положительным знаком того, что США готовы попробовать договориться с Тегераном.

20. Rezaian Jason. Opinion: Biden’s pick for Iran envoy is a pro. Deal with it. Washington Post. January 29, 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
31

На таком фоне переговоры за считанные месяцы от почти успеха дошли до тупика. Они начались в апреле 2021 г. и продолжались шесть туров до президентских выборов в Иране в июне. Иран и мировые державы согласовали более 80% вопросов обсуждаемых проблем, был достигнут существенный прогресс в устранении ключевых препятствий, которые ранее тормозили переговоры. «Из основных вопросов, которые остаются спорными, некоторые были решены, а некоторые остались, но они приняли очень точную форму, и совершенно ясно, каковы размеры этих споров», – заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи21.

21. . Jenne Philipp and Grieshaber Kirsten. Diplomats: progress made in Vienna at Iran nuclear talks. AP News. June 20, 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
32

Однако после избрания президентом Эбрахима Раиси (погиб при крушении вертолёта 19 мая 2024 г.) переговоры были приостановлены до его приведения к присяге в августе 2021 г. В этот период он сменил Аббаса Арагчи, главного переговорщика Ирана при президенте Роухани, на Али Багери-Кани в качестве главы иранской делегации на переговорах. Важно отметить, что сам Багери-Кани решительно выступал против СВПД, назвав его «шуткой» на национальном телевидении22. Консерваторы не желали брать на себя ответственность за возрождение СВПД и переименовали переговоры о возрождении СВПД в «переговоры о снятии санкций»23.

22. . Gambrell Jon. Iran starts enriching uranium to 60%, its highest level ever. AP News. April 17, 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).

23. Ronen Bergman and Fassihi Farnaz. Blackout hits Iran nuclear site in what appears to be Israeli sabotage. New York Times. April 11, 2021. Available at: >>> (accessed 21.03.2024).
33

Затем в течение пяти месяцев Иран взял перерыв в ведении переговоров до ноября 2021 г., когда иранская делегация впервые со времени избрания Раиси встретилась с группой P5+1 и ЕС в Вене24. Рост требований Ирана на переговорах, идеологические взгляды новой президентской администрации и опасения Запада по поводу того, что Тегеран тайно наращивает свою ядерную программу, породили чувство пессимизма. К примеру, тогдашний премьер-министр Израиля Нафтали Беннет раскритиковал новоизбранного президента Ирана за усиление ядерной деятельности и призвал США отказаться от переговоров25.

24. Wintour Patrick. Iran nuclear talks to resume with world powers after five-month hiatus. The Guardian, November 28, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

25. Israel’s Bennett warns against nuclear talks with Iran’s ‘hangmen regime. Reuters, June 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
34

Новое правительство президента Раиси заявляло, по крайней мере риторически, что оно возвращается на переговоры не просто для того, чтобы продолжить то, на чём закончились предыдущие раунды переговоров, но и для того, чтобы разыграть новые карты, в том числе потребовать от Вашингтона финансовой компенсации за ущерб от предыдущих санкций, введённых США после заключения СВПД, и получить гарантии того, что Америка не выйдет из соглашения снова26.

26. US would only quit Iran nuclear deal if Tehran were to renege, Biden pledges. The Guardian, October 31, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
35

В феврале 2022 г. 33 сенатора-республиканца написали письмо президенту Байдену, призывая его получить правовое одобрение Конгресса на возрождение СВПД. Это произошло через несколько дней после того, как администрация Байдена выпустила исключения, позволяющие российским, китайским и европейским компаниям работать с ядерной программой Ирана, чтобы продолжить усилия по нераспространению и разработку оружия на иранских ядерных объектах. Несмотря на начало событий на Украине в том же месяце, официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс подтвердил, что США и Россия будут продолжать сотрудничать в ядерных переговорах27.

27. U.S. will continue to engage with Russia over Iran despite invasion of Ukraine – State Dept. Reuters, February 25, 2022. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
36 В ходе восьмого тура переговорного марафона в Вене в начале марта 2022 г. стороны, казалось, подошли к финишной прямой. Однако в этот момент вмешался глобальный дипломатический кризис, порождённый началом Специальной военной операции России на Украине. Переговоры с участием всех сторон тогда прекратились на несколько месяцев.
37

В мае 2022 г. специальный посланник США по Ирану Роберт Мэлли предупредил сенатский комитет по международным отношениям, что без восстановления СВПД Иран потенциально может разработать ядерное оружие, а возврат к соглашению может увеличить время ядерного прорыва Ирана с нескольких недель до одного года28.

28. Robert Malley. U.S. Special Envoy for Iran. May 25, 2022. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
38

Тем временем состоялся обмен предложениями между США и Ираном, а также краткий раунд переговоров при посредничестве ЕС в Катаре. К концу июня прогресс был незначительным, но переговоры продолжались до августа 2022 г. Верховный представитель Европейского Союза Жозеп Боррель написал в Твиттере: «То, о чём можно договориться, уже согласовано, и теперь это находится в окончательном тексте. Однако за каждым техническим вопросом и каждым параграфом стоит политическое решение, которое необходимо принять в столицах. Если эти ответы будут положительными, то мы сможем подписать эту сделку»29.

29. Borrell congratulates Amir-Abdollahian, asks Iran to set date for Vienna talks. The Tehran Times. August 27, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
39

Затем последовали два доклада МАГАТЭ, в которых указывалось, что Иран не объяснил наличие урана на трёх незаявленных объектах и что он обладает 43 кг урана, обогащённого до 60%, и 238 кг урана, обогащённого до 20%30. Мохаммад Эслами, глава Организации по атомной энергии Ирана, категорически отверг эти выводы, Иран не согласился на предложения МАГАТЭ по дальнейшему расследованию существования урана на незаявленных ядерных объектах. Дипломатическая непримиримость Тегерана в отношениях с МАГАТЭ мешала ядерным переговоры, делая продолжение диалога потенциально обреченным на провал.

30. Timeline of Nuclear Diplomacy with Iran, 1967-2023. Last Reviewed: January 2023. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
40

В сентябре 2022 г. в двух отчётах МАГАТЭ пояснялось, что Иран не выполнил требования расследования МАГАТЭ по гарантиям со времени предыдущего квартального отчета и что его запасы обогащенного урана продолжают расти. После требований иранских переговорщиков о том, что любое возвращение к СВПД должно включать прекращение любых текущих расследований МАГАТЭ (которые были инициированы участием Ирана в ДНЯО, а не СВПД), госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что любое краткосрочное соглашение с Ираном теперь представляется маловероятным31.

31. Tirone Jonathan and Marlow Iain. Blinken Says Revival of Iran Nuclear Deal ‘Unlikely’ For Now. Bloomberg. September 12, 2022. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
41

Правительства Франции, Германии и Великобритании также выражали пессимизм и опубликовали совместное заявление, касающееся последних требований Тегерана. «В свете того, что Ирану не удалось заключить соглашение, находящееся за столом переговоров, мы проконсультируемся с нашими международными партнёрами о том, как лучше всего справиться с продолжающейся ядерной эскалацией Ирана», – заявили европейские чиновники32. Поскольку надежды иранского руководства на возвращение к соглашению и снятию Западом санкций становились всё более отдалёнными, руководство Ирана сосредоточило своё внимание на региональной политике и сотрудничестве с Россией и Китаем.

32. Iran - Joint statement by France, Germany and the United Kingdom (10 September 2022). France Diplomacy. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
42

Это привело к тому, что с учётом продолжающихся поставок Ираном БПЛА в Россию, а также подавления иранскими властями внутренних протестов осенью 2022 г., администрация Байдена отложила переговоры. При этом США не исключили перспективы дипломатического сотрудничества с Ираном в будущем. Переговоры США и Ирана по возобновлению соглашения о производстве ядерного топлива могут зайти в тупик, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. «Мы не видим, чтобы соглашение было заключено в ближайшее время», – сказала она, хотя не уточнила эту оценку, отметив, что «двери для дипломатии всегда будут оставаться открытыми». Это признание дало понять, что примерно два года усилий администрации Байдена в конечном итоге не принесли желаемых результатов33.

33. Nazaryan Alexander. Iran nuclear deal not happening ‘anytime soon,’ White House says. October 17, 2022. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
43

Неопределенное будущее СВПД

 

Начальным тупиком, в котором оказались обе страны при возобновлении ядерного соглашения, был вопрос: какая сторона должна будет действовать первой? Соединённые Штаты настаивали на том, чтобы Иран возобновил соблюдение соглашений до того, как Вашингтон отменит любые санкции и снова присоединится к СВПД34. Иран исходил из того, что односторонний выход США из международного ядерного соглашения по умолчанию требует от Вашингтона начать действовать первым35.

34. Macias Amanda. Biden says Iran must return to negotiating table before U.S. lifts sanctions. CNBC. February 07, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

35. Hafezi Parisa. Iran says U.S., not Tehran, should act first to resolve nuclear deal row. Reuters. January 28, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
44

Предложенная американцами возможность компромисса на основе подхода решения спорных проблем «шаг за шагом» рассматривалась обеими сторонами на раннем этапе. Согласно этому подходу, взаимно согласованная «дорожная карта» будет побуждать обе стороны одновременно предпринимать постепенные шаги к возвращению к полному соблюдению обязательств36.

36. Iran’s Zarif proposes coordinated return to nuclear deal with US. Al Jazeera. February 02, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
45

Однако позиция администрации Байдена, ставшая результатом её просчётов, имела неприятные последствия. 21 марта 2021 г. верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи объявил, что постепенного возврата к соглашению не будет. Он исключил «пошаговый подход» и заявил, что Иран вновь вступит в переговоры по СВПД только после того, как Соединённые Штаты полностью откажутся от всех связанных с ядерной программой санкций, а Иран убедится в этом на практике на основе американских действий37. Позиция иранского лидера стала базовой, даже те переговорщики, которые ранее выражали оптимизм в отношении предложенного «пошагового» механизма ответили ужесточением своей риторики и выдвижением требования о полном снятии санкций38. Окно для определённых компромиссов по этому вопросу закрылось.

37. Iran's Khamenei insists US sanctions must be lifted first. France 24. March 22, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

38. Iran rejects “step-by-step” lifting of U.S. sanctions. Reuters. 03.04.2021. Available at: >>> article/us-iran-nuclear-idUSKBN2BQ08I (accessed: 21.03.2024).
46

В апреле 2021 г. в Иране последовало резкое увеличение обогащения урана39, поводом для которого стало нападение Израиля на ядерный объект «Натанз»40. Президент Хасан Роухани объявил, что Иран будет производить уран, обогащённый на 60% (по сравнению с 20% ранее), а также установит 1000 дополнительных центрифуг в «Натанзе» и заменит поврежденные «IR-1» (самые старые и наименее эффективные центрифуги Ирана) усовершенствованными моделями «IR-6». Эти решения иранцев усилили давление на США, требовалось найти быстрое дипломатическое решение иранской ядерной проблемы, но, несмотря на широкие возможности для разворота политики в отношении Ирана на 180 градусов, Байден колебался.

39. Gambrell Jon. Iran starts enriching uranium to 60%, its highest level ever. AP News. April 17, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).

40. Israeli Sabotage of Iran’s Nuclear Program. The Iran Primer. April 12, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
47

Один из доступных Байдену подходов заключался в том, чтобы просто повернуть вспять политику Трампа, решение которого выйти из СВПД было односторонним актом. Его администрация не учитывала строгое соблюдение Ираном требований СВПД, не согласовывала выход из соглашения с союзниками и этот вопрос не обсуждался в ООН. Чтобы Соединённые Штаты приняли (или отменили) одностороннее внешнеполитическое решение, обычно не требуются международные переговоры. Например, в день своей инаугурации президент Байден подписал указ, отменяющий выход Трампа из Парижского соглашения по климату, а менее чем через месяц США официально присоединились к договору41.

41. Milman Oliver. Biden Returns US to Paris Climate Accord Hours after Becoming President. The Guardian. January 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
48 Байден мог бы сделать аналогичный шаг в отношении СВПД, закрепив в указе в первый день своего президентства намерение немедленно вернуть Соединённые Штаты в СВПД. В ходе предвыборной кампании он неоднократно заявлял, что это будет сделано только на основе «соблюдения ради соблюдения», поэтому такой шаг был бы обусловлен тем, что Иран также вернётся к соблюдению в какие-то разумные сроки. СВПД представляет собой подробный, тщательно согласованный документ, в котором чётко изложены обязательства Тегерана, поэтому было бы ясно, что иранцам необходимо сделать, чтобы восстановить своё соблюдение, а положения СВПД по инспекциям дали бы чёткое указание на темпы, с которыми Иран будет выполнять свои обязательства.
49

Однако вместо того, чтобы начать действовать по восстановлению соглашения администрация Байдена стала требовать возвращения Ирана к своим обязательствам, которые он начал отменять через год после того, как Трамп вышел из соглашения42. Хотя переговоры наконец начались в апреле 2021 г., они не достигли финишной черты до того, как июньские президентские выборы в Иране привели к приходу новой жёсткой администрации, которая глубоко скептически относилась к переговорам с Вашингтоном.

42. Costello Ryan. Why talks with Iran have faltered and what Biden can do to revive them. The Quincy Institute. September 14, 2021. SEP 14, 2021. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
50 Почему Байден отказался от своего первоначального замысла восстановить участие США в СВПД и вместо этого включил дополнительные американские интересы в сложный дипломатический процесс? Вероятно, на этот результат повлиял ряд факторов. Прогресс иранской ядерной программы означал, что обстоятельства изменились с момента заключения СВПД, преимущества соглашения в области нераспространения сокращались по мере того, как время шло, а дата истечения срока действия ограничений на иранскую ядерную программу приближалась.
51

К тому же, существовало мнение, что кампания максимального давления Трампа, хотя и ошибочная, и безуспешная, на самом деле оказала значительное давление на Иран, что могло бы стать активом для администрации Байдена. В окружении президента полагали, что давление может сработать, если оно будет связано с разумными целями, а не с требованиями Трампа о капитуляции. Короче говоря, существовала линия анализа, которая предполагала, что просто вернуться к СВПД в его первоначальной форме недостаточно, во внешней политике США требуется более долгосрочное решение иранской проблемы43.

43. Costello Ryan. Iran Nuclear Deal: Senator Menendez is on the Iran Warpath Again. Responsible Statecraft. February 03, 2022. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
52

Тем временем, ядерные достижения Ирана после провала переговоров в августе 2022 г. продолжали подрывать ценность СВПД в области нераспространения. Поскольку Тегеран освоил новые ядерные возможности, полученные знания невозможно обратить вспять, что негативно влияет на силу ядерных ограничений. Хотя иранское руководство продолжает риторически поддерживать возвращение к СВПД, сопротивление восстановлению ядерной сделки укрепляется. Комментарий министра иностранных дел Ирана Хосейна Амирабдоллахиана (погиб вместе с президентом Ирана Ибрахим Раиси при крушении вертолёта 19 мая 2024 года) в декабре 2023 г. о том, что СВПД «становится бесполезным», свидетельствуют об этом сдвиге44.

44. Iran Says Reviving Nuclear Deal ‘Useless’. Agence France-Presse. December 09, 2023. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
53

В США высказывается предположение, что по состоянию на конец 2023 г. Иран мог производить достаточно ядерного материала оружейного качества для одной бомбы примерно за неделю и для пяти бомб примерно за три недели45. Хотя сроки, в течение которых Иран сможет произвести достаточное количество оружейного материала для одной бомбы, вероятно, останутся постоянными, время создания нескольких видов оружия сократится ещё больше, если Иран продолжит накапливать запасы высокообогащенного урана и устанавливать более эффективные центрифуги.

45. Lincy Valerie and Milhollin Gary. Iran’s Nuclear Timetable: The Weapon Potential. Iran Watch, Wisconsin Project on Nuclear Arms Control, December 22, 2023. Available at: >>> . (accessed: 21.03.2024).
54

Можно согласиться с мнением, что крайне маловероятно, что Иран рискнёт создать хотя бы одну бомбу, но, когда он сможет произвести достаточное количество оружейного материала, прежде чем международное сообщество сможет отреагировать, у Тегерана будет больше шансов принять политическое решение о создании ядерного оружия. Вепонизация потребует дополнительного времени – от шести месяцев до одного года – но этот процесс будет происходить на секретных объектах, и его будет сложнее обнаружить по сравнению с производством расщепляющегося материала, которое происходит на известных объектах46.

46. . Kerr Paul. Iran and Nuclear Weapons Production. Congressional Research Service. November 27, 2023. Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
55 Более вероятно, что Иран может решить, что он может сохранить рычаги влияния в качестве порогового государства, одновременно защищая свою экономику от последствий санкций. Согласно этому сценарию, иранское ядерное оружие остаётся экзистенциальной угрозой, и давление на Тегеран, требующее переговоров, уменьшается. В более широком смысле, неспособность вернуть Иран к соблюдению юридических обязательств по ДНЯО ослабит нормы нераспространения. Таким образом, риски, связанные с сохранением нынешней траектории, подчёркивают исключительную важность новой дипломатической стратегии взаимодействия США с Ираном.
56

Важно отметить, что Вашингтон теперь сталкивается с новыми проблемами в обеспечении международной поддержки давления на Иран и его изоляции. Геополитический раскол между НАТО и Россией побудил Тегеран и Москву укрепить свои отношения47. В результате оказывать и поддерживать давление на Иран стало сложнее, чем в прошлом. Ослабление давления лишает Иран стимула искать сделку, которая обеспечит ему смягчение санкций, особенно когда существуют законные опасения по поводу достоверности такого смягчения.

47. Geranmayeh Ellie and Grajewski Nicole. Alone together: How the war in Ukraine shapes the Russian-Iranian relationship. European Council on Foreign Relations. September 06, 2023.) Available at: >>> (accessed: 21.03.2024).
57

Заключение

 

Хотя Соединённые Штаты отвергли СВПД как жизнеспособный дипломатический вариант, администрация Байдена ещё не сформулировала свой подход к решению растущего ядерного кризиса и не продемонстрировала, какую пользу этот подход принесёт Ирану. Неспособность возродить ядерное соглашение с Тегераном до президентских выборов в США в ноябре 2024 г. кажется неоспоримой, администрация Байдена перешла к подходу, основанному на принципе «нет сделки – нет кризиса».

58 Конечно, существует неопределённость относительно последствий выборов в Соединённых Штатах в этом году, как и во многих других областях глобальной политики. Администрация США последовательно давала понять, что не хочет втягиваться в войну с Ираном, и это потенциально может стать основой для расширения взаимопонимания, если Байден будет избран на второй срок. У будущей администрации Трампа может возникнуть соблазн вернуться к политике поддержки смены режима или рассмотрения возможности нанесения военных ударов, особенно если повторно будут назначены лица из его прошлого окружения. И наоборот или даже одновременно, Трамп, возможно, захочет заключить сделку с Ираном, но это не исключит потенциальных принудительных мер, которые он может рассматривать как путь к более сильной переговорной позиции в будущем.
59 В Иране также не исключены политические изменения, которые последуют за выборами, назначенными на 28 июня 2024 г. В результате крушения вертолёта 19 мая погибли президент Ирана Эбрагим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахиян и ещё шесть пассажиров и членов экипажа. Чиновники возвращались с церемонии открытия дамбы на границе с Азербайджаном. И хотя предполагается, что смерть президента мало что изменит, элемент неопределённости во внутренней политике Ирана всё же существует, так как погибшего президента Раиси считали потенциальным преемником аятоллы Али Хаменеи, которому в этом году исполнится 86 лет. Преемственность Верховного лидера является более важным и глубоким вопросом для Ирана, чем президентство, различные фракции будут позиционировать себя так, чтобы влиять на выбор нового главы государства, и это может привести политические элиты страны к обострению конкуренции в борьбе за власть.
60 Между тем, неспособность сохранить или возродить СВПД подорвала веру всех сторон в то, что подобная сделка в настоящее время возможна. Сейчас в Европе и США мало амбиций, когда дело доходит до ядерной дипломатии с Тегераном. Вместо этого Иран всё чаще рассматривается через призму сдерживания как пороговая ядерная держава. В то же время не принято считать, что Иран принял решение о создании оружия.

References

1. Office of the Director of National Intelligence. Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community. February 06, 2023. Available at: https://www.odni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2023-Unclassified-Report.pdf (accessed: 21.03.2024).

2. Joint Comprehensive Plan of Action. Vienna, 14 July 2015. US Department of State. Available at: https://www.state.gov/documents/organization/245317.pdf (accessed: 21.03.2024).

3. Resolution 2231 (2015). Adopted by the Security Council at its 7488th meeting, on 20 July 2015. Available at: http://www.un.org/en/sc/inc/pages/pdf/pow/RES2231E.pdf (accessed: 21.03.2024).

4. Senate Foreign Relations Committee. Senate Foreign Relations Committee Holds Hearing on the Nomination of Antony Blinken to be Secretary of State. January 19, 2021. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-117shrg43890/html/CHRG-117shrg43890.htm (accessed: 21.03.2024).

5. Joe Biden. There’s a smarter way to be tough on Iran. CNN, September 13, 2020. Available at: https://edition.cnn.com/2020/09/13/opinions/smarter-way-to-be-tough-on-iran-joe-biden/index.html (accessed: 21.03.2024).

6. Ibidem.

7. Hannah John. Biden Shouldn’t Rush to Restore the Iran Nuclear Deal. Foreign Policy, December 18, 2020. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/12/18/biden-iran-nuclear-deal-jcpoa-sanctions-weapons-trump/ (accessed: accessed: 21.03.2024).

8. Sanger David E. Biden Plans Renewed Nuclear Talks with Russia While Punishing Kremlin, Adviser Says. New York Times, January 3, 2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/01/03/us/politics/biden-russia-iran.html (accessed: 21.03.2024).

9. Implementation Day: Obama Lifts Sanctions. The United States Institute of Peace. January 16, 2016. Available at: https://iranprimer.usip.org/blog/2016/jan/16/implementation-day-obama-lifts-sanctions (accessed: 21.03.2024).

10. Goldberg Richard and Ghasseminejad Saeed. The Impact of Sanctions Two Years After U.S. Withdrawal from the Nuclear Deal. May 6, 2020. Available at: https://www.fdd.org/analysis/2020/05/06/sanctions-impact-two-years-after-jcpoa-withdrawal/ (accessed: 21.03.2024).

11. Fiedler Radosław. Iran and the European Union after the Nuclear Deal. Centre for European Studies. Vol. 10, pp. 291-305. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/198546/1/ceswp-v10-i3-p291-305.pdf (accessed: 21.03.2024).

12. Verification and monitoring in the Islamic Republic of Iran in light of United Nations Security Council resolution 2231 (2015). Report by the Director General, GOV/2020/51. November 11, 2020. Available at: https://www.iaea.org/sites/default/files/20/11/gov2020-51.pdf (accessed: 21.03.2024).

13. Congress and the Middle East, 2011-2020. Congressional Research Service. May 21, 2021. Available at: https://sgp.fas.org/crs/mideast/R46796.pdf (accessed: 21.03.2024).

14. Legislative Attorney. Withdrawal from International Agreements: Legal Framework, the Paris Agreement, and the Iran Nuclear Agreement. May 4, 2018. Available at: https://www.everycrsreport.com/files/20180504_R44761_aea5a473b3849e1096be89c61dae7b8e44febe76.pdf (accessed: 21.03.2024).

15. . Kalin Stephen and Dadouch Sarah. Gulf Arab allies hail triumph after U.S. quits Iran deal. Reuters, May 8, 2018. Available at: https://www.reuters.com/article/uk-iran-nuclear-gulf-reaction-idUKKBN1I93CC (accessed: 21.03.2024).

16. Senate Foreign Relations Committee Holds Hearing on the Nomination of Antony Blinken to be Secretary of State. CQ Congressional Transcripts. January 19, 2021. Available at: https://www.foreign.senate.gov/hearings/nominations-011921 (accessed: 21.03.2024).

17. House Foreign Affairs Committee hearing on Biden Administration foreign policy priorities. 10.03.2021. Available at: https://www.c-span.org/video/?509633-1/house-foreign-affairs-committee-hearing-biden-administrationforeign-policy-priorities (accessed 21.03.2024).

18. Hearing on Pending Nominations. U.S. Senate Committee on Foreign Relations. 3 March 2021. Available at: https://www.foreign.senate.gov/hearings/nominations-030321 (accessed 21.03.2024).

19. Mortazavi N. President Biden must follow the advice of Candidate Biden on Iran. Foreign Policy. March 10, 2021. Available at: https://foreignpolicy.com/2021/03/10/president-biden-must-follow-the-advice-of-candidatebiden-on-iran (accessed 21.03.2024).

20. Rezaian Jason. Opinion: Biden’s pick for Iran envoy is a pro. Deal with it. Washington Post. January 29, 2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/01/28/rob-malley-iran-envoy-choice/ (accessed 21.03.2024).

21. . Jenne Philipp and Grieshaber Kirsten. Diplomats: progress made in Vienna at Iran nuclear talks. AP News. June 20, 2021. Available at: https://apnews.com/article/donald-trump-joe-biden-vienna-middle-east-iran-b6506eb091550af63b2097c3900bb4bf (accessed 21.03.2024).

22. . Gambrell Jon. Iran starts enriching uranium to 60%, its highest level ever. AP News. April 17, 2021. Available at: https://apnews.com/article/iran-uranium-enrichment-60-percent-ed89e322595004fddc65fd4e31c1131b (accessed 21.03.2024).

23. Ronen Bergman and Fassihi Farnaz. Blackout hits Iran nuclear site in what appears to be Israeli sabotage. New York Times. April 11, 2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/04/11/world/middleeast/iran-nuclear-natanz.html#:~:text=A%20power%20failure%20that%20appeared,been%20carried%20out%20by%20Israel (accessed 21.03.2024).

24. Wintour Patrick. Iran nuclear talks to resume with world powers after five-month hiatus. The Guardian, November 28, 2021. Available at: https://www.theguardian.com/world/2021/nov/28/iran-nuclear-talks-to-resume-with-world-powers-after-five-month-hiatus (accessed: 21.03.2024).

25. Israel’s Bennett warns against nuclear talks with Iran’s ‘hangmen regime. Reuters, June 20, 2021. Available at: https://www.reuters.com/world/middle-east/israels-bennett-calls-election-new-iranian-president-final-wake-up-call-2021-06-20/ (accessed: 21.03.2024).

26. US would only quit Iran nuclear deal if Tehran were to renege, Biden pledges. The Guardian, October 31, 2021. Available at: https://www.theguardian.com/world/2021/oct/31/us-iran-nuclear-deal-tehran-joe-biden-pledge (accessed: 21.03.2024).

27. U.S. will continue to engage with Russia over Iran despite invasion of Ukraine – State Dept. Reuters, February 25, 2022. Available at: https://www.reuters.com/world/middle-east/us-will-continue-engage-with-russia-over-iran-despite-invasion-ukraine-state-2022-02-25/ (accessed: 21.03.2024).

28. Robert Malley. U.S. Special Envoy for Iran. May 25, 2022. Available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/052522_Malley_Testimony.pdf (accessed: 21.03.2024).

29. Borrell congratulates Amir-Abdollahian, asks Iran to set date for Vienna talks. The Tehran Times. August 27, 2021. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/464386/Borrell-congratulates-Amir-Abdollahian-asks-Iran-to-set-date (accessed: 21.03.2024).

30. Timeline of Nuclear Diplomacy with Iran, 1967-2023. Last Reviewed: January 2023. Available at: https://www.armscontrol.org/factsheets/Timeline-of-Nuclear-Diplomacy-With-Iran (accessed: 21.03.2024).

31. Tirone Jonathan and Marlow Iain. Blinken Says Revival of Iran Nuclear Deal ‘Unlikely’ For Now. Bloomberg. September 12, 2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-12/iran-nuclear-talks-in-disarray-as-monitors-meet-to-discuss-probe (accessed: 21.03.2024).

32. Iran - Joint statement by France, Germany and the United Kingdom (10 September 2022). France Diplomacy. Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/iran/news/article/iran-joint-statement-by-france-germany-and-the-united-kingdom-10-sept-22 (accessed: 21.03.2024).

33. Nazaryan Alexander. Iran nuclear deal not happening ‘anytime soon,’ White House says. October 17, 2022. Available at: https://news.yahoo.com/iran-nuclear-deal-not-happening-anytime-soon-white-house-says-210156894.html (accessed: 21.03.2024).

34. Macias Amanda. Biden says Iran must return to negotiating table before U.S. lifts sanctions. CNBC. February 07, 2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/02/07/biden-says-iran-must-return-to-nuke-deal-before-sanction-relief.html (accessed: 21.03.2024).

35. Hafezi Parisa. Iran says U.S., not Tehran, should act first to resolve nuclear deal row. Reuters. January 28, 2021. Available at: https://www.reuters.com/article/idUSKBN29X1ZK/ (accessed: 21.03.2024).

36. Iran’s Zarif proposes coordinated return to nuclear deal with US. Al Jazeera. February 02, 2021. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2021/2/2/eu-official-could-mediate-return-to-iran-nuclear-pact-zarif (accessed: 21.03.2024).

37. Iran's Khamenei insists US sanctions must be lifted first. France 24. March 22, 2021. Available at: https://www.france24.com/en/live-news/20210322-iran-s-khamenei-insists-us-sanctions-must-be-lifted-first (accessed: 21.03.2024).

38. Iran rejects “step-by-step” lifting of U.S. sanctions. Reuters. 03.04.2021. Available at: https://www.reuters.com/ article/us-iran-nuclear-idUSKBN2BQ08I (accessed: 21.03.2024).

39. Gambrell Jon. Iran starts enriching uranium to 60%, its highest level ever. AP News. April 17, 2021. Available at: https://apnews.com/article/iran-uranium-enrichment-60-percent-ed89e322595004fddc65fd4e31c1131b (accessed: 21.03.2024).

40. Israeli Sabotage of Iran’s Nuclear Program. The Iran Primer. April 12, 2021. Available at: https://iranprimer.usip.org/blog/2021/apr/12/israeli-sabotage-iran%E2%80%99s-nuclear-program (accessed: 21.03.2024).

41. Milman Oliver. Biden Returns US to Paris Climate Accord Hours after Becoming President. The Guardian. January 20, 2021. Available at: https://www.theguardian.com/environment/2021/jan/20/paris-climate-accord-joe-biden-returns-us (accessed: 21.03.2024).

42. Costello Ryan. Why talks with Iran have faltered and what Biden can do to revive them. The Quincy Institute. September 14, 2021. SEP 14, 2021. Available at: https://responsiblestatecraft.org/2022/06/09/bidens-iran-policy-has-so-far-been-a-total-failure/ (accessed: 21.03.2024).

43. Costello Ryan. Iran Nuclear Deal: Senator Menendez is on the Iran Warpath Again. Responsible Statecraft. February 03, 2022. Available at: https://responsiblestatecraft.org/2022/02/03/senator-menendez-is-on-the-iran-warpath-again/ (accessed: 21.03.2024).

44. Iran Says Reviving Nuclear Deal ‘Useless’. Agence France-Presse. December 09, 2023. Available at: https://www.voanews.com/a/iran-says-reviving-nuclear-deal-useless-/7391190.html (accessed: 21.03.2024).

45. Lincy Valerie and Milhollin Gary. Iran’s Nuclear Timetable: The Weapon Potential. Iran Watch, Wisconsin Project on Nuclear Arms Control, December 22, 2023. Available at: https://www.iranwatch.org/our-publications/articles-reports/irans-nuclear-timetable-weapon-potential. (accessed: 21.03.2024).

46. . Kerr Paul. Iran and Nuclear Weapons Production. Congressional Research Service. November 27, 2023. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF12106 (accessed: 21.03.2024).

47. Geranmayeh Ellie and Grajewski Nicole. Alone together: How the war in Ukraine shapes the Russian-Iranian relationship. European Council on Foreign Relations. September 06, 2023.) Available at: https://ecfr.eu/publication/alone-together-how-the-war-in-ukraine-shapes-the-russian-iranian-relationship/ (accessed: 21.03.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate