India and the Arctic: searching partners for sustainable development
Table of contents
Share
QR
Metrics
India and the Arctic: searching partners for sustainable development
Annotation
PII
S207054760030787-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexey V. Kupriyanov 
Occupation: Head of Centre for Indo-Pacific Region
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article is devoted to the analysis of the transformation of Indian Arctic policy. The author points out that the active phase of the policy began in 2007, and identifies three main drivers: science, geopolitical and economic issues. Indian expert and scholars formed a conceptual framework that made it possible to justify the possible Indian expansion to the region, and the Indian leadership started the discussion and subsequent adoption of a new Arctic policy in 2022.

Keywords
Arctic, India, Northern Sea route, China
Received
10.04.2024
Date of publication
30.04.2024
Number of purchasers
5
Views
199
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

Вопрос наличия и определения индийских интересов в Арктике обсуждается в рамках российского экспертно-политического дискурса уже давно. До начала специальной военной операции (СВО), однако, он имел преимущественно теоретическое значение: ключевыми партнёрами в освоении арктических ресурсов Москве виделись страны Запада, в первую очередь Европы, заинтересованные в разработке северных месторождений углеводородов и занимавших в целом понятную, хотя не всегда совпадающую с российской, позицию по вопросам международного права применительно к Арктическому региону. Индия и Китай представлялись второстепенными партнёрами, сотрудничество с которыми важно развивать в рамках формирования более справедливого многополярного миропорядка, но которые при этом внушали подозрение из-за своих неопределённых арктических амбиций и призывов предоставить Арктике статус достояния всего человечества, что в корне противоречило позиции всех арктических государств, включая Россию. При этом ни Запад, ни новые восточные игроки не были заинтересованы в развитии социальной инфраструктуры Севера, за исключением той, что необходима для обеспечения добычи полезных ископаемых и обслуживания портов, и очевидно было, что России придётся развивать её самостоятельно.

2 Сам факт наличия индийских интересов в Арктике не подвергался сомнению ни российскими, ни западными, ни индийскими учёными. Имплицитно предполагалось, что великая держава, каковой себя видит Индия, не может не иметь интересов во всех регионах мира, включая Арктику. При этом нередко в качестве источников, анализ которых способствовал бы пониманию индийских амбиций, приводились публикации экспертов, в минимальной степени влияющих на принятие решений индийским руководством. Дополнительно затрудняло понимание индийской политики то, что для неё, как и для многих иных держав, характерна известная несогласованность внешнеполитических и экономических приоритетов. То, что определённое направление или инициатива регулярно упоминаются в выступлениях первых лиц, отнюдь не означает, что декларируемый политический интерес будет подкреплён реальным экономическим присутствием; обратное столь же верно. Арктический регион является характерным примером такой несогласованности. Редкий индийский аналитический центр и мало кто из индийских политиков, претендующих на стратегическое видение, не касался в своих материалах и выступлениях арктической темы, при этом реальное индийское экономическое и политическое присутствие в Арктике было и остаётся минимальным.
3 Однако после начала СВО картина полностью изменилась. Во-первых, прежние потенциальные стратегические партнёры в развитии арктической инфраструктуры в одночасье превратились в противников или открытых врагов, а сама Арктика, хотя и оказалась вне зоны непосредственных боевых действий, стала фактически одним из фронтов новой холодной войны. Учитывая, что для успешной обороны на этом фронте необходимо обеспечить не только военное, но и экономическое развитие территорий, Россия оказалась перед необходимостью найти новых партнёров, причём фактор национальной безопасности, до того игравший важную роль, стал первостепенным. Во-вторых, начавшийся поворот российской экономики на Восток привёл к оживлению российских торгово-экономических связей со странами Азии. Если прежде ключевыми торговыми и технологическими партнёрами России были западные страны, то теперь устойчивость российской экономики зависит как от готовности Китая и Индии закупать большие объёмы российской нефти, так и от их способности выступать поставщиками или транзитёрами технологий и инвесторами. В этих условиях изучение интересов стратегических партнёров России, их взглядов на весь спектр вопросов двустороннего и многостороннего взаимодействия, включая развитие Арктики, приобретает важное значение.
4

Исторические корни индийской арктической политики

 

Первым из индийских интеллектуалов интерес к Арктике проявил видный деятель национального движения Бал Гангадхар Тилак: под его пером полярные исследования парадоксальным образом связывались с борьбой за независимость Индии. Он стал одним из основоположников так называемой «арктической теории», в соответствии с которой предки нынешнего населения Северной Индии, арии, пришли на территорию Индостана из Гипербореи, находившейся за Полярным кругом; часть их двинулась в Европу, где, смешавшись с варварскими племенами, заложила основу современной западной цивилизации. Таким образом Тилак демонстрировал, что индийцы – потомки древней цивилизации, стоявшие некогда на высокой ступени развития и потому имеющие не меньшее, если не большее, чем европейцы, право на независимость1. «Арктическая теория» подвергалась впоследствии обоснованной критике и в итоге была признана ненаучной, но сыграла важную роль в росте интереса индийских интеллектуалов к полярному региону. В значительной степени поддержанию этого интереса способствует сама фигура Тилака, входящего в пантеон выдающихся индийских мыслителей.

1. Tilak B.G. 1903. The Arctic Home in the Vedas. Pune. 340 p.
5

Начало формального присутствия Индии в Арктике относится к 1923 г., когда Британский Радж присоединился к Шпицбергенскому трактату2. В последующие десятилетия, однако, Индия сперва в качестве британской колонии, а затем независимого государства уделяла арктическому направлению мало внимания, концентрируясь в основном на антарктическом. За время, прошедшее с обретения Индией независимости, в Антарктику была направлена 43 экспедиции и основана постоянная антарктическая исследовательская станция3.

2. Ramesh, R. India’s Arctic Engagement: Shifting from Scientific to Strategic Interests? // South Aian Voices. 25.09.2018. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

3. 43rd Indian Antarctic Expedition embarks with international team: A leap in climate research and global collaboration // India News Network. 11.01.2024. Available at: >>> (accessed 05.04.2024).
6

Начало реального присутствия Индии в Арктике относится к 2007 г., когда в рамках XI пятилетнего плана была организована первая индийская арктическая экспедиция4. В её составе было пять учёных из Национального центра антарктических и океанологических исследований, Центра клеточной и молекулярной биологии, Индийского института тропической метеорологии и Университета Лакхнау. В качестве целей Индийской арктической программы в 2007–2012 гг. были заявлены исследование морского льда в Арктике для оценки последствий глобального потепления, исследования динамики и баланса арктических ледников и влияния их таяния на изменения уровня моря и опреснение фьордов и заливов, изучение флоры и фауны Арктики с целью выявления их реакции на антропогенную деятельность, исследования донных отложений с целью изучения предыдущих изменений климата, атмосферные измерения. В качестве отдельной задачи было выделено «Обеспечение ощутимого присутствия Индии в Арктике и отстаивание стратегических интересов страны в полярных регионах и окружающих океанах».

4. First Scientific Expedition to Arctic // Press Information Bureau, Government of India, Ministry of Earth Science. 03.03.2011. Available at: >>> . (accessed 02.04.2024).
7

С этой целью в 2008 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между Национальным центром антарктических и океанологических исследований Индии (NCAOR) и Норвежским полярным институтом (NPI)5. 1 июля того же года была основана индийская исследовательская станция «Химадри» в Ню-Олесунне на Шпицбергене. Так как исследования велись на сезонной и поэтапной основе, то круглогодичного присутствия учёных на базе не требовалось. Развёрнутая в 2014 г. мультисенсорная подводная плавучая обсерватория IndArc в Конгсфьорде также собирала данные в автоматическом режиме. Наконец, в 2016 г. была открыта атмосферная лаборатория в Грувебадете, а в 2023 г. Индия организовала первую зимнюю научную экспедицию в Арктику, впервые обеспечив таким образом проведение круглогодичных наблюдений6. В общей сложности к настоящему моменту Индия провела 13 арктических экспедиций и реализует 23 масштабных научных проекта, участвуя в различных арктических исследовательских форматах. Индийские учёные наращивают публикационную активность в сфере арктических исследований, и подтверждением растущего интереса Дели к Арктике стало принятие в 2013 г. в Кируне Индии в состав Арктического совета в качестве государства-наблюдателя7.

5. Зайков К.С., Бхагват Дж. 2022. Арктическая политика Индии: исторический контекст // Арктика и Север. № 48. С. 261–274. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

6. Marar, A. India flags off first winter expedition to the Arctic // The Indian Express. 18.12.2023. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

7. Giri, C. India at the Arctic Council // Gateway House. 22.04.2021. Available at: >>> (accessed 05.04.2024).
8

При этом Индия в плане проведения арктических исследований сталкивается с рядом проблем, ключевой из которых остаётся инфраструктурная. В отличие от многих других государств, организующих полярные экспедиции, Индия не имеет собственных ледоколов и исследовательских судов ледового класса, что вынуждает её либо договариваться об организации совместных экспедиций, что неизбежно ведёт к компромиссам и сокращению исследовательских программ, либо арендовать суда у других стран. Это затрудняет поддержание реального присутствия в регионе. Вскоре после присоединения к Арктическому совету власти Индии заявили, что планируется строительство собственного ледокола8, а в октябре 2014 г., через полгода после первого избрания Нарендры Моди на пост премьер-министра, комитет Кабинета министров по экономике предварительно одобрил приобретение ледокола для полярных исследований. Но рассмотрение практических аспектов сделки затянулось, к тому же в процессе рассмотрения проекта было предложено внести в конструкцию ряд изменений и соответственно скорректировать технические характеристики. Всё это привело к удорожанию проекта, сделка была отменена9.

8. India eyes icebreaker to use in Arctic // Nutatsiaq News. 03.06.2013. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

9. India is in the process of getting its own polar research vehicle to support studies in Antarctica // PTI. 16.08.2023. Available at: >>> (accessed 15.04.2024).
9 Повторно вопрос приобретения ледокола был поднят Комитетом парламента Индии по науке и технологиям, вопросам охраны окружающей среды, лесов и изменению климата. Было предложено выделить средства на 2021–2022 гг. на приобретение транспортных средств для проведения полярных исследований. Хотя это предложение так и не было реализовано, очевидная необходимость иметь собственный ледокол либо судно ледового класса для проведения антарктических и арктических исследований подтолкнула индийские власти к тому, чтобы внести вопрос о ледоколах в готовящиеся программные документы.
10

Императивы индийской арктической политики

 

Индийская арктическая политика определяется набором интересов в различных областях.

11

Первая из них – научно-практическая. Индийские учёные заинтересованы в исследовании процесса таяния арктических морских льдов и ледников, исходя из того, что полученные знания могут быть использованы для прогнозирования таяния снегов и льдов в Гималаях10. Помимо этого, предполагается, что поскольку климат Земли представляет собой единую систему, все элементы которой связаны друг с другом, то процесс таяния арктических льдов влияет на силу и время прихода муссонов11. В последнее время в системе муссонов наблюдается всё больший дисбаланс, что вызывает тревогу у индийских учёных и политиков. Система ведения сельского хозяйства в Индии привязана к режиму муссонов: так, основные продовольственные культуры делятся на культуры хариф (произрастания которых необходима влага, получаемая благодаря муссонам) и раби («сухие» культуры), и любой климатический сбой (поздний, слишком ранний или затянувшийся муссон, слишком жаркая весна) означает потерю части урожая12. Учитывая, что в аграрном секторе заняты более 50% всех работающих индийцев, есть риск возрастания социального недовольства и возникновения волнений, которые в перспективе могут привести к политическому кризису.

10. Venkatesh, Shr. Indian scientists study dust holes that dot the Himalayas for the first time // DownToEarth. 30.04.2018. Available at: >>> (accessed 15.04.2024).

11. Indian monsoon, Arctic ice melt linked // The Times of India. 26.11.2021. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

12. Mukherjee, S. Monsoon break threatens kharif crop yields; may delay rabi sowing // Business Standard. 29.08.2023. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
12

Повод для тревоги есть: в течение последних лет власти Индии вынуждены были ввести сначала запрет на экспорт пшеницы, урожай которой существенно пострадал из-за жаркой весны 2022 г., а затем, в 2023 г., и на экспорт дробленого риса из-за позднего и слабого муссона13. Оба решения для Индии оказались достаточно болезненными: после начала конфликта на Украине и наметившихся перебоев с поставками пшеницы она рассматривалась как перспективный экспортёр, могущий частично заместить Украину и Россию на мировых рынках, а до 2023 г. была крупнейшим экспортёром риса в мире. Тем не менее власти Индии пошли на жёсткие меры, чтобы сдержать начавшуюся продовольственную инфляцию. Это придаёт вопросу продовольственной безопасности особую остроту, так как индийское общество воспринимает гипотетическую проблему нехватки собственного зерна и необходимости импортировать его из-за границы через призму исторической травмы – волн голода во время британского правления, приведших к гибели десятков миллионов индийцев.

13. Kumar, Dh. India feeds strategic partners despite ban on rice exports // Mint. 02.01.2024. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
13

Вторая – геополитическая. Она напрямую связана с базовыми предположениями в области безопасности, лежащими в основе ключевого индийского внешнеполитического конструкта – концепции Индо-Тихоокеанского региона. Её создатели (Гурприт Кхурана14 и Премвир Дас15) исходили из того, что Индия благодаря своему географическому положению, в случае если она обзаведётся мощным флотом, будет обладать важным стратегическим преимуществом, будучи в состоянии при необходимости угрожать как маршруту, через который в Европу поступают товары из КНР, так и путям, по которым в КНР доставляются углеводороды из стран Залива и которые связывают Китай с Африкой. Дополнительно задача Индии облегчается тем, что оба маршрута проходят через ряд узких мест (прежде всего Малаккский пролив), контролируемых игроками, заинтересованными в сотрудничестве с Индией в целях сдерживания амбиций Пекина. Таким образом, Индия обретает имплицитное влияние на китайскую внешнюю политику; в случае же начала масштабного конфликта она сможет рассчитывать на помощь США, Сингапура, Японии и ряда других стран.

14. Khurana G.S. 2007. Security of Sea Lines: Prospects for India–Japan Cooperation // Strategic Analysis, Vol. 31, No. 1, pp. 139-153. DOI: 10.1080/09700160701355485

15. Indo-Japan Dialogue on Ocean Security, October 13, 2006 // Ocean Policy Research Foundation. Available at: >>> (accessed 05.02.2021).
14

Интенсивное таяние арктических льдов, однако, поставило под угрозу само предположение о стратегическом преимуществе Индии в ИТР. В 2012 г. министр обороны Энтони заявил, что этот процесс будет иметь для безопасности Индии колоссальное значение16, так как в перспективе китайские перевозчики смогут воспользоваться Северным морским путём для экспорта грузов в Европу, и Индия утратит возможность влиять на китайскую политику. Кроме того, потепление означает интенсификацию добычи нефти и газа на шельфовых месторождениях, что, в свою очередь, побудит КНР диверсифицировать источники импорта углеводородов и уменьшит её зависимость от стран Залива, тем самым способствуя разрешению пресловутой «Малаккской дилеммы». Индия сможет влиять лишь на торговлю КНР со странами Африки, которая не является для китайской экономики критически важной.

16. Dutta, A., Banerjee, St. The Changing Arctic and India’s Strategy for the Circumpolar North. New Delhi Paper 11 // Centre for Air Power Studies, November 2022. Available at: >>> (accessed 22.04.2024).
15

Кроме того, индийских экспертов и политиков, очевидно, обеспокоила формулировка «околоарктическая держава» применительно к КНР. В случае если Китай продолжит расширять инфраструктурное и торговое проникновение в Арктику, это может привести к тому, что он превратится в полноценного арктического игрока. Ситуация усугубляется спецификой индийского восприятия китайских действий: традиционно индийские эксперты и политики максимально широко трактуют невоенное присутствие, полагая, что оно может в любой момент в будущем перерасти в военное. Дели регулярно обвиняет Пекин в том, что тот стремится к «многополярному миру, но однополярной Азии»17; очевидно, что если Китай превратится в полноценного арктического игрока, его позиции в Евразии существенно усилятся, и он сможет претендовать на статус азиатского гегемона.

17. Das, P. China in South Asia: New Delhi countering Beijing in unipolar Asia // Observer Research Foundation. 13.10.2007. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
16 После начала СВО у индийского руководства появился новый повод для беспокойства. Индийские политические элиты и экспертное сообщество давно с тревогой следят за сближением Москвы и Пекина, опасаясь, что стратегическое партнёрство перерастёт в полноценный формализованный союз, в котором Китай будет играть главную роль. Это, в свою очередь, может привести к тому, что Россия превратится в младшего партнёра или вассала Китая; в этом случае КНР усилится настолько, что о паритете с ним Индии придётся забыть. Дальнейшее обострение отношений России и Запада превратить Арктику в новый фронт холодной войны, и тогда масштаб китайского присутствия там возрастёт многократно, а Индия, не имея доступа к северным морям, не сможет ничего ему противопоставить.
17

Наконец, Индия имеет интересы и в экономической сфере. До начала СВО индийские компании активно инвестировали в разработку нефтегазовых месторождений в Сибири. Появлялась информация и о том, что индийские фирмы заинтересованы в участии в проектах «Арктик СПГ-2»18 и «Ямал СПГ»19. Однако риски и неочевидная выгода от инвестирования привели к затягиванию и отказу индийских компаний от покупки доли в этих проектах, а после начала украинского конфликта информации о новых переговорах не появлялось. Это происходит по двум причинам. Во-первых, крупный индийский бизнес прочно интегрирован в мировую торговую систему, тесно связан с западными компаниями и опасается попасть под вторичные санкции; во-вторых, на данный момент Россия заинтересована в продаже нефти Индии, она готова предоставить большой дисконт, самостоятельно организует добычу и транспортировку нефти на индийские НПЗ. Это позволяет избежать рискованных в политическом плане инвестиций в проекты по добыче углеводородов в Российской Арктике.

18. Пятин, А. Индийские компании задумались о покупке у «Новатэка» доли в «Арктик СПГ 2» // Forbes. 06.09.2021. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).

19. СМИ сообщили об отказе индийской ONGC от планов покупки доли в «Ямал СПГ» // RBC. 29.09.2014. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
18

Похищение третьего полюса

 

Индийское экспертное и научное сообщество внесло важный вклад в обеспечение интересов Индии в Арктике и в парирование потенциальных угроз. Как и в случае с Индо-Тихоокеанским регионом, оно разработало концептуальную базу для расширения экономического и политического присутствия Индии в регионе. Любопытно, что для этого была использована концепция «трёх полюсов», разработанная около 2009 г. по инициативе независимой некоммерческой организации «Китайский диалог» (China Dialogue Trust)20 и использовавшаяся для обоснования действий КНР в Арктике21. Индийские учёные использовали её в национальных интересах, пользуясь тем, что «Третий полюс» в общепризнанной интерпретации включает в себя и горы, находящиеся на территории Индии. Благодаря такому «заимствованию концепции» Индия, постулирующая, что у неё есть исследовательские базы и в Арктике, и в Антарктике, обосновывает своё право на присутствие в полярных областях.

20. The Third Pole // Dialogue Earth. Available at: >>> (accessed 15.04.2024);

21. Alexeeva, O.V., Lasserre, F. China and the concept of the Third Pole // Politique étrangère. Issue 2, pp. 177-189.
19 Это не первая иностранная концепция, заимствованная и переработанная индийским научным сообществом в своих интересах: аналогичным образом индийские экспертные круги трансформировали американскую «Нить жемчуга», которая в изначальной своей трактовке не имела выраженного посыла о необходимости неявного сдерживания Китая путём наращивания Индией морской мощи. Аналогичным образом предложенная в своё время индийскими экспертами концепция Индо-Тихоокеанского региона была переработана экспертами, политиками и военными США, Японии и ряда других стран. Представляется, что подобная практика заимствования геополитических конструктов и наполнения их нужным заимствующей стороне содержанием заслуживает более пристального изучения.
20

В марте 2022 г. Индия обнародовала свою арктическую доктрину. Документ получил название «Индия и Арктика: построение партнёрства для устойчивого развития»22. До того проект активно и публично обсуждался, причём к дискуссиям привлекались чиновники, бизнесмены, учёные и общественные деятели. Важным элементом новой доктрины является широкий состав участников, которых планируется задействовать в её реализации: академические, экспертные и политические круги, представители бизнеса и промышленности. Для координации и дополнительного стимулирования их усилий планируется создать межминистерскую группу, наделенную широкими полномочиями. В ходе реализации новой доктрины планируется сформировать всеобъемлющий подход Индии к региону, который, в свою очередь, станет базой для проведения политики в последующие десятилетия.

22. India's Arctic Policy - Building a Partnership for Sustainable Development. 2022. Available at: >>> (accessed 15.04.2024).
21

Всего в документе выделены шесть столпов индийской политики в Арктике: наука и исследования, защита окружающей среды, экономическое и человеческое развитие, транспорт и связь, управление и международное сотрудничество, наращивание национального потенциала в арктических исследованиях. Особое внимание уделено вопросу приобретения или строительства ледокола либо полярного исследовательского судна ледового класса. Так как опыта строительства ни тех, ни других у Индии нет, их постройка станет нетривиальной задачей. Это означает, что в любом случае, будь то покупка или строительство, Индии с большой вероятностью придётся сотрудничать с Россией как со страной, корабелы которой обладают в этом плане наибольшими компетенциями23. Покупка ледокола или заказ его на российских верфях позволили бы решить эту задачу в кратчайшие сроки; но индийское руководство озабочено вопросом повышения промышленного потенциала страны, что требует увеличения загруженности имеющихся верфей и освоения новых технических решений, так что, вероятно, Индия попробует построить ледокол или судно ледового класса самостоятельно в рамках инициатив «Атманибхар Бхарат» («Самостоятельная Индия») и «Делай в Индии» (Make in India). Помимо прочего, это поможет повысить статус Индии на фоне негласного соперничества с Китаем и Японией.

23. Linganna, G. Charting Arctic Waters: Russia and India’s Icebreaker Alliance // Raksha Anirveda. 18.09.2023. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
22

Будущее индийской арктической политики

 

Внешнеполитические амбиции

23

В целом и опубликованные документы, и действия индийского руководства свидетельствуют о том, что индийская политика в Арктике в значительной степени нацелена на решение внешнеполитических задач. Индийское руководство рассматривает успешную реализацию арктической программы как демонстрацию готовности и возможности Индии выступить в качестве ответственной великой державы, имеющей интересы по всему земному шару. Статусные цели в данном случае тесно связаны с научными: как заявил замминистра по науке и технологиям Джитендра Сингх, арктическая политика Индии должна сыграть важную роль в подготовке страны к будущему, в котором человечество сможет коллективными усилиями решать вопросы изменения климата24. Сама публикация Индией своей арктической стратегии была в значительной степени вызвана действиями других внешних азиатских игроков – Китая, Японии, Южной Кореи.

24. Union Minister Dr. Jitendra Singh releases India’s Arctic Policy in New Delhi today // Ministry of External Affairs, Government of India. 17.03.2022. Available at: >>> (accessed 02.04.2024).
24 Помимо этого, в индийском политическом дискурсе популярна идея о том, что Индии необходимо получить доступ к Северному морскому пути в условиях глобального потепления. Объём перевозок по СМП, в случае если таяние льдов продолжится нынешними темпами, будет продолжать расти в геометрической прогрессии. Также изучается возможность соединения коридора Север – Юг с Единой глубоководной системой Европейской части России (ЕГТС) и его дальнейшего расширения в Арктику. Ожидается, что это приведёт к снижению транспортных расходов; показательно, что развитие этого маршрута увязывается также с развитием внутренних районов и проживающих в них коренных народностей, что подчёркивает комплексный подход Нью-Дели к разработке арктической политики.
25

Внутренняя политика

 

Ещё одним драйвером реализации арктической политики являются внутриполитические соображения. Рост численности индийского среднего класса, его запрос на увеличение веса Индии в мировой политике приводит к тому, что правительство стремится продемонстрировать внешнеполитические успехи внутреннему потребителю. Так, в ходе предвыборной кампании в 2023–2024 гг. индийское Министерство иностранных дел неоднократно подчёркивало, что Индия в годы правления Нарендры Моди достигла результатов, которыми можно гордиться, и вошла в состав элитной группы стран, осуществляющих деятельность в Арктическом регионе. Активное продвижение арктической повестки формирует, таким образом, гордость за державу, демонстрирует успешность политики правящей партии и лично премьера и становится значимым внутриполитическим фактором.

26 Специфическим для правительства «Бхаратия джаната парти» (БДП – Индийская народная партия) является повышенный интерес к продвижению традиционной медицины, лежащий в русле общего интереса правых к цивилизационным основам индийской культуры. Индийские власти проводят параллели между развитием малых народов в Гималаях и Арктике и постулируют необходимость изучения их опыта в развитии и использовании традиционных медицинских средств. Это лишний раз подчёркивает, что интерес к развитию традиционной медицины составляет важную часть политической программы БДП и остаётся важной частью индийской повестки на международных площадках.
27

Наука и бизнес

 

Индийских учёных, как и прежде, интересуют в первую очередь вопросы изменения климата, но научная повестка арктических исследований постоянно расширяется. К настоящему моменту ключевым направлением исследований остаётся проблема таяния ледников, но Индия также активно участвует в исследованиях в сфере океанографии, метеорологии и микробиологии. Арктикой в той или иной степени занимаются 25 институтов и университетов, важнейшим из них является Национальный центр полярных и океанических исследований (NCPOR) в Гоа.

28 Параллельно готовится к возвращению в регион и индийский бизнес; на сей раз, очевидно, оно будет осуществляться в форме государственно-частного партнёрства и концентрироваться на ряде перспективных направлений, выходящих за рамки традиционных инвестиций в инфраструктуру добычи и транспортировки углеводородов.
29 Так, одним из возможных направлений сотрудничества является наращивание индийской спутниковой группировки в полярном районе с целью обеспечения навигационной безопасности. Индийская организация космических исследований (Indian Space Research Organisation, ISRO) планирует использовать в качестве базы уже работающую Индийскую региональной навигационной спутниковой системы (Indian Regional Navigation Satellite System, IRNSS). Помимо этого, ISRO намерена использовать опыт, наработанный в ходе реализации медицинских и образовательных программ в отдалённых районах Индии и на островах Тихого океана, создав цифровые сети, которые позволят обеспечить предоставление образовательных и медицинских услуг для малых народов Севера и поддержку функционирования объектов инфраструктуры. Наконец, планируется обеспечить более плотное покрытие отдалённых регионов спутниковой и цифровой связью на коммерческой основе. Помимо этого, ISRO готова предоставлять учёным спутниковые карты региона, по которым можно проследить процесс и динамику таяния ледников.
30 Также планируется использовать опыт Индии в развитии цифровой экономики для создания региональных центров обработки данных, поощрять инвестиции в разведку и добычу полезных ископаемых, развитие транспортной инфраструктуры (прежде всего портов, железных дорог и аэропортов). Очевидно, однако, что работы в этой сфере будут отложены до окончания СВО России на Украине.
31 Ещё одно потенциальное направление экономического взаимодействия – обмен зелёными технологиями с арктическими государствами. Индия позиционирует себя как одного из лидеров в области устойчивого развития и внедрения новых технологий, сформировав вместе с Францией «Солнечный альянс». При этом именно Арктика является регионом, где в силу господства в общественно-научном дискурсе идеи о крайней хрупкости её экосистемы реализуется ряд зелёных технологий; более того, все арктические государства активно поддерживают внедрение новых решений в этой сфере.
32 Наконец, в Индии достаточно популярна идея экспорта человеческого капитала в Арктический регион. Индия – страна с избыточным населением и значительной скрытой безработицей; её экономика не в состоянии поглотить весь объём трудовых ресурсов, ежегодно появляющийся на рынке. Как следствие, индийское руководство заинтересовано в том, чтобы эти ресурсы направлялась на экспорт, создавали диаспору на временной или постоянной основе и обеспечивали бы приток средств в индийскую экономику. Этот пункт, впрочем, представляется наиболее сомнительным: ни одна из арктических стран не испытывает сейчас недостатка в неквалифицированной рабочей силе для реализации арктических проектов.
33

Заключение

 

Таким образом, Индия в настоящий момент преследует в Арктике цели, отчасти определяемые геополитическими и статусными соображениями и в значительной степени – соображениями научными, так как изучение арктического климата и процесса таяния ледников имеет важное практическое значение для индийской экономики. Собственно экономические соображения присутствия в Арктическом регионе пока отодвинуты на второй план, но в обозримом будущем могут стать если не определяющими, но важными.

34 В этих условиях для России представляется целесообразным сотрудничать с Индией в научной сфере, пытаться найти точки соприкосновения в экономической с прицелом на будущее и проводить максимально аккуратную внешнюю политику, по возможности не ссорясь ни с кем из азиатских игроков, чтобы в полной мере использовать потенциал стратегического партнёрства с Индией и Китаем.

References

1. Tilak B.G. 1903. The Arctic Home in the Vedas. Pune. 340 p.

2. Ramesh, R. India’s Arctic Engagement: Shifting from Scientific to Strategic Interests? // South Aian Voices. 25.09.2018. Available at: https://southasianvoices.org/indias-arctic-engagement-shifting-from-scientific-to-strategic-interests/ (accessed 02.04.2024).

3. 43rd Indian Antarctic Expedition embarks with international team: A leap in climate research and global collaboration // India News Network. 11.01.2024. Available at: https://www.indianewsnetwork.com/en/20240111/43rd-indian-antarctic-expedition-embarks-with-international-team-a-leap-in-climate-research-and-global-collaboratio (accessed 05.04.2024).

4. First Scientific Expedition to Arctic // Press Information Bureau, Government of India, Ministry of Earth Science. 03.03.2011. Available at: https://pib.gov.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=70423#:~:text=First%20Scientific%20Expedition%20to%20Arctic&text=India%20launched%20its%20first%20scientific,endeavor%20in%20the%20Arctic%20region. (accessed 02.04.2024).

5. Zajkov K.S., Bkhagvat Dzh. 2022. Arkticheskaya politika Indii: istoricheskij kontekst // Arktika i Sever. № 48. S. 261–274. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskaya-politika-indii-istoricheskiy-kontekst (accessed 02.04.2024).

6. Marar, A. India flags off first winter expedition to the Arctic // The Indian Express. 18.12.2023. Available at: https://indianexpress.com/article/india/india-flags-off-first-winter-expedition-to-the-arctic-9072581/ (accessed 02.04.2024).

7. Giri, C. India at the Arctic Council // Gateway House. 22.04.2021. Available at: https://www.gatewayhouse.in/india-at-the-arctic/ (accessed 05.04.2024).

8. India eyes icebreaker to use in Arctic // Nutatsiaq News. 03.06.2013. Available at: https://nunatsiaq.com/stories/article/65674india_eyes_icebreaker_to_use_in_arctic/ (accessed 02.04.2024).

9. India is in the process of getting its own polar research vehicle to support studies in Antarctica // PTI. 16.08.2023. Available at: https://www.news9live.com/science/india-is-in-the-process-of-getting-its-own-polar-research-vehicle-to-support-studies-in-antarctica-2251919 (accessed 15.04.2024).

10. Venkatesh, Shr. Indian scientists study dust holes that dot the Himalayas for the first time // DownToEarth. 30.04.2018. Available at: https://www.downtoearth.org.in/news/climate-change/indian-scientists-study-dust-holes-that-dot-the-himalayas-for-the-first-time-60287 (accessed 15.04.2024).

11. Indian monsoon, Arctic ice melt linked // The Times of India. 26.11.2021. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/city/kochi/indian-monsoon-arctic-ice-melt-linked/articleshow/87918304.cms (accessed 02.04.2024).

12. Mukherjee, S. Monsoon break threatens kharif crop yields; may delay rabi sowing // Business Standard. 29.08.2023. Available at: https://www.business-standard.com/industry/agriculture/monsoon-break-threatens-kharif-crop-yields-may-delay-rabi-sowing-123082900676_1.html (accessed 02.04.2024).

13. Kumar, Dh. India feeds strategic partners despite ban on rice exports // Mint. 02.01.2024. Available at: https://www.livemint.com/industry/agriculture/india-feeds-strategic-partners-despite-ban-on-rice-exports-11704211003997.html (accessed 02.04.2024).

14. Khurana G.S. 2007. Security of Sea Lines: Prospects for India–Japan Cooperation // Strategic Analysis, Vol. 31, No. 1, pp. 139-153. DOI: 10.1080/09700160701355485

15. Indo-Japan Dialogue on Ocean Security, October 13, 2006 // Ocean Policy Research Foundation. Available at: https://www.spf.org/en/_opri_media/publication/pdf/200703_061105_02.pdf (accessed 05.02.2021).

16. Dutta, A., Banerjee, St. The Changing Arctic and India’s Strategy for the Circumpolar North. New Delhi Paper 11 // Centre for Air Power Studies, November 2022. Available at: https://capsindia.org/wp-content/uploads/2023/01/Stuti-Banerjee-Ankita-Dutta_The-Changing-Arctic-and-Indias-Strategy-2-1-23.pdf (accessed 22.04.2024).

17. Das, P. China in South Asia: New Delhi countering Beijing in unipolar Asia // Observer Research Foundation. 13.10.2007. Available at: https://www.orfonline.org/research/china-south-asia-delhi-countering-beijing-unipolar (accessed 02.04.2024).

18. Pyatin, A. Indijskie kompanii zadumalis' o pokupke u «Novatehka» doli v «Arktik SPG 2» // Forbes. 06.09.2021. Available at: https://www.forbes.ru/milliardery/439229-indijskie-kompanii-zadumalis-o-pokupke-u-novateka-doli-v-arktik-spg-2 (accessed 02.04.2024).

19. SMI soobschili ob otkaze indijskoj ONGC ot planov pokupki doli v «Yamal SPG» // RBC. 29.09.2014. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/542961c9cbb20f91b915fb7e (accessed 02.04.2024).

20. The Third Pole // Dialogue Earth. Available at: https://dialogue.earth/en/tag/the-third-pole/ (accessed 15.04.2024); Gray, A. There is a third pole on earth, and it's melting quickly // World Economic Forum. 18.08.2016. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2016/08/the-third-pole-what-it-is-and-how-it-could-affect-the-lives-of-a-billion-people/ (accessed 15.04.2024).

21. Alexeeva, O.V., Lasserre, F. China and the concept of the Third Pole // Politique étrangère. Issue 2, pp. 177-189.

22. India's Arctic Policy - Building a Partnership for Sustainable Development. 2022. Available at: https://library.arcticportal.org/2015/ (accessed 15.04.2024).

23. Linganna, G. Charting Arctic Waters: Russia and India’s Icebreaker Alliance // Raksha Anirveda. 18.09.2023. Available at: https://raksha-anirveda.com/charting-arctic-waters-russia-and-indias-icebreaker-alliance/ (accessed 02.04.2024).

24. Union Minister Dr. Jitendra Singh releases India’s Arctic Policy in New Delhi today // Ministry of External Affairs, Government of India. 17.03.2022. Available at: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/34983/Union_Minister_Dr_Jitendra_Singh_releases_Indias_Arctic_Policy_in_New_Delhi_today (accessed 02.04.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate