The Conflict Potential of the Arctic: Myth or Reality?
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Conflict Potential of the Arctic: Myth or Reality?
Annotation
PII
S207054760030780-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Gudev 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Primakov Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO RAS)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The paper examines the dialectic of interstate relations in the Arctic. It is shown that this process has always been characterized by a certain dualism, which includes both cooperation and confrontation. On the one hand, a unique interaction has been established in the Arctic region, concerning not only scientific research, but also specifically applied issues related to ensuring the safety of navigation, protecting the marine environment, and regulating the catch of aquatic biological resources. On the other hand, there have been and remain unresolved disputes regarding the delimitation of maritime spaces, the imposition of claims regarding the definition of the outer limits of the continental shelf, and the legal status of shipping routes. In recent years, the Russian Federation has faced the fact that the level of interstate cooperation has actually been frozen here, and the Arctic is turning into a zone of confrontation, as in the Cold War era. However, despite the fundamental change in circumstances, these two trends – cooperation and confrontation – will persist here, with the only difference that the former will temporarily prevail over the latter. 

Keywords
The Arctic, the Northern Sea Route, the 1982 UN Convention on the Law of the Sea, the Arctic Council, Svalbard, the Baker-Shevardnadze Agreement, the outer limits of the continental shelf, the Commission on the Limits of the Continental Shelf
Received
12.03.2024
Date of publication
30.04.2024
Number of purchasers
5
Views
171
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

В предшествующие десятилетия Арктика рассматривалась исключительно как зона мира и сотрудничества, взаимодействия и кооперации. Такое восприятие было во многом простимулировано Мурманскими инициативами Генсека ЦК КПСС М.С. Горбачёва от 1 октября 1987 года, среди которых значились: ограничение военно-морской активности; мирное сотрудничество; научное изучение; охрана окружающей среды; открытие Северного морского пути (СМП). Никакие перипетии в отношениях между Россией и странами Запада, казалось, не могут изменить этот вектор развития. Последние события свидетельствуют о том, что дальнейшее сотрудничество в Арктике находится под угрозой заморозки, конфликтный потенциал региона вновь может вернуться ко временам Холодной войны. Однако, не стоит забывать, что серьезные межгосударственные противоречия, споры и конфликты (в том числе до сих пор не урегулированные) в Арктике существовали и в предшествующие годы, но их разрастание в «горячую» фазу купировалось доминированием тренда на сотрудничество. В сегодняшних условиях этот дуализм взаимоотношений в Арктике, как представляется, всё же будет сохраняться, с той лишь разницей, что международная кооперация будет иметь гораздо меньшие масштабы и вестись по ограниченному спектру областей, имеющих интернациональное значение.

2

Сотрудничество: старые формы и новые форматы

 

Мы все помним, что наиболее активно межгосударственное взаимодействие в Арктике развивалось в рамках Арктического совета. И хотя его часто критиковали за то, что многие его решения носят исключительно рекомендательный характер, тем не менее, как представляется, заключение трёх юридически обязывающих соглашений – о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания (2011); о сотрудничестве в области обеспечения готовности и реагирования на загрязнение морской среды нефтью (2013); Соглашение о расширении международного научного сотрудничества (2017)1 – было огромным прогрессом и достижением в его работе.

1. International Cooperation in the Arctic [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
3

Сотрудничество развивалось также и на двухстороннем уровне: в 2018 г. Российская Федерация и США провели через Международную морскую организацию (ИМО)2 Резолюцию об установлении судоходных маршрутов (добровольных) и зон безопасности в Беринговом проливе и Беринговом море.

2. Sub-Committee on Navigation, Communications and Search and Rescue (NCSR), 5th session, 19-23 February 2018. New shipping routes in Bering Sea and Bering Strait to be established [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
4

Региональные и внерегиональные страны (Исландия, Япония, Южная Корея, Китай) и ЕС в 2017 г. заключили обязательное соглашение3, направленное на борьбу с нерегулируемым выловом водных биологических ресурсов в центральной части Северного Ледовитого океана, в рамках которого введён временный мораторий на коммерческое рыболовство.

3. Agreement to prevent unregulated high seas fisheries in the Central Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
5 Несмотря на то что сотрудничество в рамках Арктического совета было фактически приостановлено, Российская Федерация приостановила выплату взносов в Арктический совет до возобновления его полноценной работы, а в его рамках введена новая формула 7+1, направленная на международную «изоляцию» Российской Федерации, последняя обладает в Арктике самой протяжённой береговой линией. На деле это означает, что Россия проецирует свой суверенитет, то есть режим внутренних вод и территориального моря, суверенные права и юрисдикцию, то есть режим исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального шельфа на обширные морские пространства. Очевидно, что многие задачи универсального характера – например, защита морской среды и биоразнообразия, борьба с загрязнениями и другие – не могут быть решены в Арктике без участия нашей страны.
6 И хотя Северный Ледовитый океан лишь условно может быть приравнен к замкнутым или полузамкнутым морям в рамках статьи 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Конвенция 1982 года), неизбежность сотрудничества здесь между региональными странами в большей степени обусловлена его похожестью на Балтийское, Чёрное и Средиземное моря, нежели на Атлантический, Тихий и Индийский океаны в силу его размеров, особых климатических условий и экологической уязвимости.
7

Можно, в частности, прогнозировать, что межгосударственное взаимодействие будет продолжено по линии обсуждения и принятия новой обновленной версии Полярного Кодекса4 в рамках Международной морской организации, так как его первоначальная версия не распространяется на целую серию судов (например, рыбопромысловые суда, прогулочные яхты и другие), а часть его положений носит не обязательный, а рекомендательный характер5.

4. International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) [Электронный ресурс]. Available at: >>>  (accessed: 25.02.2024).

5. Вылегжанин А.Н., Иванов Г.Г., Дудыкина И.П. Полярный кодекс (оценки и комментарии в зарубежных правовых источниках) // Московский журнал международного права. 2015; (4):43-60.  >>>
8

В сентябре 2023 года было открыто для подписания (вплоть до сентября 2025 года) Соглашение на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции6. Оно направлено на регулирование доступа к морским генетическим ресурсам (так называемая биоразведка) и предполагает широкое внедрение механизмов создания морских охраняемых районов в открытом море. Пока позиция Российской Федерации по этому Соглашению скорее предельно скептическая, она основана на том, что создание таких районов может привести к ущемлению права прибрежного государства на использование ресурсов континентального шельфа (в данном случае речь идёт о той части континентального шельфа, который находится за пределами 200-мильной зоны от исходных линий) или ведения другой законной деятельности, а главное содержит в себе риск политизации7.

6. Соглашение на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).

7. Meetings Coverage . General Assembly . Intergovernmental Conference onMarine Biodiversity . Fifth Session, 71ST & 72ND Meetings (AM & PM), SEA/2181, 19 June 2023, Demonstrating ‘the Power of Multilateralism’, Intergovernmental Conference Adopts Historic New Maritime Biodiversity Treaty [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
9

Тем не менее в перспективе по итогам вступления этого Соглашения в законную силу у Российской Федерации всегда будет оставаться возможность пересмотра своей изначальной позиции, так как формирование морских охраняемых районов в центральной части Северного Ледовитого океана с целью ограничения/регулирования тех или иных видов морехозяйственной деятельности может отвечать её собственным национальным интересам. Механизм же принятия соответствующих решений, предусмотренный Соглашением, основан на достижении консенсуса или же при его отсутствии – поддержки со стороны квалифицированного большинства в ¾ голосов сторон, при сохранении права выдвижения возражений, что свидетельствует о возможности непосредственного влияния на ход принимаемых решений.

10

Существующие конфликты и перспективы их развития

 

Наряду с сотрудничеством в Арктике были и остаются неурегулированные противоречия. Так, здесь до сих пор существуют споры относительно делимитации морских пространств. Наиболее хрестоматийный пример среди них – американо-канадские противоречия относительно модели проведения морской границы (территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа) в море Бофорта8. В зависимости от того, как будет проведена эта граница – по методу срединной (равноудалённой) линии (позиция США) или же на основе линии разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке 1825 года (позиция Канады) – будет решён вопрос доступа к потенциальным запасам углеводородных ресурсов морского дна в этом районе.

8. Буник И.В. Спор между США и Канадой о разграничении в море Бофорта (международно-правовой анализ) // Московский журнал международного права. 2018;(2):126-137. DOI: 10.24833/0869-0049-2018-2-126-137
11

Наиболее острый характер носит и, видимо, будет носить российско-американский спор относительно правового статуса акваторий Северного морского пути. Напомним, что Российская Федерация ввела разрешительный порядок прохода гражданских (торговых) судов по трассе СМП, зафиксировав эти правила в рамках национального законодательства (Правила плавания9, Кодекс торгового мореплавания – КТМ). Затем в декабре 2022 года президентом был подписан федеральный закон10, который введён разрешительный порядок прохода в отношении военных кораблей и других государственных судов (запрос по дипломатическим каналам за 90 дней), но только для тех из них, которые намереваются пройти через акваторию российских внутренних вод на трассе СМП. К категории внутренних вод на трассе Северного морского пути отнесены акватории российских арктических проливов Новосибирских островов, архипелага Северная Земля и пролив Карские ворота, которые традиционно используются для судоходства. Проход через внутренние воды никогда не может носить никакой иной характер, кроме как разрешительный, так как они находятся под полным государственным суверенитетом11.

9. Правила плавания в акватории Северного морского пути. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 января 2013 г. N 7 г. Москва "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).

10. Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 510-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).

11. Гудев П.А. Северный морской путь: проблемы легитимизации национального статуса в рамках международного права: часть 1 // Арктика и Север: сетевое издание. 2020. № 40. С. 142-164. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.40.142. Available at: >>>  (accessed: 03.11.2023).
12

США, со своей стороны, считают, что предмет регулирования в данном случае находится не в сфере национального законодательства, а международного права – отсюда и апелляция к утверждению всех принимаемых Россией мер через ИМО. Более того, они настаивают на том, что российское арктические проливы полностью попадают под конвенционную категорию «Проливы, используемые для международного судоходства» в силу соответствия двум критериям: географическому (соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой такой же частью) и функциональному (используются для международного судоходства), а значит здесь должно действовать право транзитного прохода, в одинаковой степени применимое к гражданским судам и военных кораблям, причём это право никем и никогда не должно быть приостановлено. Более того, зарубежные эксперты оспаривают применение статуса внутренних вод на исторических правооснованиях к российским арктическим проливам, считая, что они ранее не рассматривались как таковые, а значит в рамках ст. 8.2 Конвенции 1982 года здесь должно действовать право мирного прохода, а не разрешительный порядок12.

12. Гудев П.А. Северный морской путь: перспективы легитимизации национального статуса в рамках международного права (часть 2) // Арктика и Север сетевое издание. 2020. № 41. С. 130-147. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.41.130. Available at: >>>  (accessed: 24.12.2023).
13 Напомним, что идентичный спор существует между США и Канадой в отношении правового статуса акваторий Канадского Арктического архипелага, через которые проходит маршрут Северо-Западного прохода.
14

При этом нельзя сказать, что те или иные противоречия в регионе, даже длившиеся десятилетиями, не получали со временем должного урегулирования. Так, например, летом 2022 года был урегулирован давний спор между Канадой и Данией относительно спорного острова Ханс13, расположенного между побережьями Канады и Гренландии14. Решение этого вопроса одновременно привело и к разрешению спорного вопроса о небольшом участке границы в акватории моря Линкольна между двумя странами15. Канадские эксперты с воодушевление отмечали уникальность данной ситуации: на острове теперь будет проходить граница между ЕС (Гренландия входит в Шенгенскую зону) и Канадой16.

13. Володин Д.А. От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы) // Россия и Америка в XXI веке [Электронный ресурс]. 2024, № 2. DOI 10.18254/S207054760030124-3

14. The Hans Island “Peace” Agreement between Canada, Denmark, and Greenland [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

15. Close, like-minded partners committed to democratic principles: Settling the Hans Island/Tartupaluk Territorial Dispute [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

16. Canada, Denmark agree on a landmark deal over disputed Hans Island [Электронный ресурс] Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
15

Проблемные морские регионы

 

В Арктике всегда были и остаются «проблемные» морские регионы, как, например, акватория Баренцева моря. Так, в частности, наши норвежские «коллеги» всегда выступали за необходимость рассмотрения всей его акватории в качестве единой большой экосистемы, что требовало, как минимум, согласования форматов и моделей осуществления тех или иных видов морехозяйственной деятельности между странами. Концепция больших морских экосистем (БМЭ), действительно, получила своё распространение на рубеже 1970-1980-х годов, однако экосистемный подход не был зафиксирован в Конвенции 1982 года, так как он в большей степени опирается на признание неких условных экосистемных/экологических границ, нежели государственных. В Конвенции есть только одна статья – статья 194 «Меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды», где сказано о том, что «меры, принимаемые в соответствии с настоящей Частью, включают меры, необходимые для защиты и сохранения редких или уязвимых экосистем (курсив мой. – Г.П.), а также естественной среды видов рыб и других форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности».

16 Принимая во внимание сосредоточение военно-морского и военно-стратегического потенциалов Российской Федерации в Мурманской области и районе Кольского залива, достаточно сложно говорить о возможности, например, согласования интересов военных и экологов. В равной степени это относится к трудностям нахождения компромиссов между интересами рыбопромысловой отрасли и нефтегазодобывающей, интересами крупного бизнеса и коренных народов Севера. Эти сферы должны находится в сфере регулирования национального государства, а экологически ориентированные подходы зачастую используются в качестве элементов конкурентной борьбы.
17 Регион Баренцева моря сохраняет свой конфликтный потенциал и за счёт российско-норвежских противоречий в отношении правового режима архипелага Шпицберген и прилегающих к нему морских районов. Норвежская сторона исходит из того, что развитие современного международного морского права позволило ей установить все предписанные Конвенцией по морскому праву 1982 года морские зоны суверенитета, суверенных прав и юрисдикции вокруг архипелага. Речь идёт о правовых режимах территориального моря, рыбоохранной зоны (аналог исключительной экономической зоны с определёнными изъятиями) и континентального шельфа, где все виды деятельности регулируются исключительно на основе норвежского национального законодательства.
18

Позиция Российской Федерации, основанная на советской правовой доктрине, исходит из того, что установление таких зон возможно, как минимум, с согласия всех других участников Парижского Договора о Шпицбергене 1920 года или же, как максимум, в ходе проведения новой международной конференции о Шпицбергене. Существует и иная точка зрения, ранее выраженная целым рядом стран Запада (официально – Исландией и Великобританией, на экспертном уровне – Соединёнными Штатами), что норвежские действия по установлению таких морских зон являются полностью легитимными, однако все государства – участники Парижского соглашения должны обладать здесь равными правами по ведению различных видов экономической деятельности, включая доступ к разведке и разработке живых и неживых ресурсов17.

17. Torbj⊘rn Pedersen (2006) The Svalbard Continental Shelf Controversy: Legal Disputes and Political Rivalries // Ocean Development & International Law, Vol. 37. Issue 3-4, pp. 339-358, DOI:  10.1080/00908320600800960
19

Такие подходы активно отвергаются Норвегией, которая считает, что принцип «равноправия» применим исключительно к территории архипелага и поясу его территориальных вод. Более того, Осло считает, что у Шпицбергена нет собственного континентального шельфа, а это – шельф, простирающийся от материковой части Норвегии, где лишь она обладает исключительными правами по доступу к живым (так называемые сидячие виды) и неживым ресурсам морского дна и его недр. Среди практических шагов Норвегии в этом плане – представление в Стортинг летом 2023 года правительственной Стратегии разработки негорючих полезных ископаемых (металлов, включая редкоземельные) континентального шельфа, включая его шпицбергеновскую часть18. Для Российской Федерации, высказавшей свои возражения относительно нарушения буквы и духа Парижского соглашения 1920 года, этот шаг будет, безусловно, очередным вызовов для российско-норвежских взаимоотношений.

18. Mineralverksemd på norsk kontinentalsokkel – opning av areal og strategi for forvaltning av ressursane [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
20

Новые противоречия

 

Определённое напряжение в экспертном сообществе вызвали односторонние действия Соединённых Штатов, которые в декабре 2023 года без обращения в профильную Комиссию по границам континентального шельфа установили внешние границы своего континентального шельфа в различных районах Мирового океана (Арктика, Берингово море, Мексиканский залив, Марианские острова, Атлантика и Тихий океан)19. Обоснованием такого шага стала как раз ссылка на то, что нормы и положения ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года на сегодняшний день стали нормами международного обычного права, а значит США могут использовать методологию установления внешние границы своего континентального шельфа, прописанную как в Конвенции 1982 года, так и более подробно раскрытую в Правилах процедуры и Научно-техническом руководстве Комиссии по границам континентального шельфа20, для определения участков своего «расширенного» (extended), как они его называют, континентального шельфа21. При этом американские эксперты ссылаются на то, что положения ст. 76 пункта 8, касательно механизма их установления путём обращения в Комиссию, не обязательно должны рассматриваться как устоявшиеся нормы международного обычного права, а значит они могут действовать в одностороннем порядке22.

19. Announcement of U.S. Extended Continental Shelf Outer Limits [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

20. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Selected documents of the Commission [Электронный ресурс]. Available at: >>>  (accessed: 25.02.2024).

21. Executive Summary – Regional Summaries and List of Geographic Coordinates [Электронный ресурс] Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

22. Baumert, Kevin A. The Outer Limits of the Continental Shelf Under Customary International Law. // The American Journal of International Law, vol. 111, no. 4, 2017, pp. 827–872. JSTOR, >>> Accessed 29 Feb. 2024.
21

Проблема заключается в том, что за всё время её существования в Комиссию было подано более 90 заявок, по целому ряду из них уже даны рекомендации, и позиция международного экспертного сообщества состоит в том, что на сегодняшний день это единственный легитимный механизм установления внешних границ своего континентального шельфа. В этой связи рискнём высказать несколько предположений23.

23. Гудев П.А. Стоит ли рвать Конституцию морей? // Монокль. 2024. №11 (1334). 11-17 марта [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).
22 Предположение первое: США потенциально готовят почву для подписания и ратификации Конвенции 1982 года, решение по установлению внешних границ своего континентального шельфа – это всего лишь прелюдия для такого шага. Учитывая, что большая часть американской политической, военной, научной и бизнес-элиты настроена в пользу присоединения, такого варианта событий полностью исключать нельзя.
23 Предположение второе, более вероятное: США будут ждать реакции международного экспертного сообщества (доктрина права – мнения наиболее квалифицированных специалистов в этой области является вспомогательным средством для определения правовых норм) на свои действия. Вряд ли можно ожидать, что действия Соединённых Штатов будут полностью расценены как абсолютно легитимные. Вероятнее всего, часть экспертного сообщества, включая российское, будет склоняться в пользу того, что США обязаны присоединиться к Конвенции, чтобы на легальных основаниях обратиться в Комиссию для установления внешних границ своего континентального шельфа. Однако не исключена и другая оценка, которая в принципе полностью устроит Вашингтон: США могут установить внешние границы, оставаясь вне рамок Конвенции 1982 года, но получив одобрение Комиссии.
24

Российская Федерация стала первой не только из всех арктических, но и прибрежных, кто решил воспользоваться положениями ст. 76 для определения внешних границ своего континентального шельфа, в том числе в Северном Ледовитом океана. Мы подали нашу заявку ещё в 2001 году24, получили рекомендации её доработать, представили в 2015 году обновленный вариант25, который в 2021 году получил два дополнения26. 6 февраля 2023 года Россия получила рекомендации подкомиссии Комиссии27, в рамках которых значительная часть российских претензий заявки 2015 года были фактически признаны бесспорными, но с рекомендацией предоставить дополнительные данные по бассейнам Амундсена и Нансена, а также хребту Гаккеля. Соответствующие частично пересмотренные представления были подготовлены Российской Федерацией в феврале28 и октябре29 2023 года.

24. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Submission by the Russian Federation 2001 [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

25. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Partial revised Submission by the Russian Federation 2015 [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

26. Gakkel Ridge, Nansen and Amundsen Basins [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024); Lomonosov Ridge, Alpha Ridge, Mendeleev Rise, Amundsen and Makarov Basins, and the Canadian Basin [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

27. Recommendations of the Commission on the Limits of the Continental Shelf In Regard to the Partial Revised Submission Made by the Russian Federation in Respect of the Arctic Ocean On 3 August 2015 With Addenda Submitted On 31 March 2021 [Электронный ресурс]. Available at: ( >>> ). (accessed: 25.02.2024).

28. Russian Federation  - partial revised Submission in respect of the southeastern part of the Eurasia Basin in the Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).

29. Russian Federation  - partial revised Submission in the Area of the Gakkel Ridge in the Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: >>> . (accessed: 25.02.2024).
25

При этом существует достаточно распространённая точка зрения, согласно которой механизм обращения в Комиссию по границам континентального шельфа является всегда обязательным, только если речь идёт о проведение отграничения внешнего континентального шельфа от Международного района морского дна (МРМД), который вместе с его ресурсами имеет статус общего наследия человечества. Если же речь идёт о делимитации континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны от исходных линий между государствами с противолежащими или смежными побережьями в рамках ст. 83 Конвенции 1982 года, как это потенциально могло быть сделано в Северном Ледовитом океане между всеми арктическими странами30, то обращение в Комиссию не является необходимым. При этом в отношении разграничения континентального шельфа в Арктике мог бы быть использован так называемый секторальный подход. Правовым основанием для этого могли быть стать ссылки на особый правовой режим региона, сложившийся задолго до принятия Конвенции 1982 года, его уникальность (особые климатические условия и экологическая уязвимость) и др. Однако для такого решения в Арктике, как нам представляется, требуется согласие всех остальных арктических государств. Более того, односторонние действия Российской Федерации могут привести к существенным репутационным издержкам и усилить уровень конфликтности в регионе.

30. Жудро И.С. Международно-правовое обоснование границ арктического шельфа Российской Федерации . Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук. 2021.
26 В этой связи достаточно спорными выглядят призывы к тому, чтобы пересмотреть Соглашение с Соединёнными Штатами о линии разграничения в Беринговом море 1990 года, известное как Соглашение Бейкера – Шеварднадзе, которое сейчас исполняется нами на временной основе.
27

Сторонники такого подхода в российской экспертной среде существуют уже давно31. Ранее они предлагали несколько вариантов действий: 1) отклонить ратификацию Соглашения 1990 года в рамках Федерального Собрания, как не отвечающую национальным интересам Российской Федерации (потери традиционного районы вылова водных биологических ресурсов; проведение линии разграничения в Беринговом море в большей степени в интересах США, а не СССР; превышение со стороны США в определённой части Берингова моря максимального лимита внешней границы исключительной экономической зоны в 200 морских миль от исходных линий; передача США участка морского дна, который потенциально может рассматриваться как их внешний континентальный шельф), известить об этом Соединённые Штаты и предложить последним новые переговоры по всему комплексу спорных вопросов; 2) ратифицировать Соглашение при условии урегулирования с США большей части спорных вопросов (как минимум, предоставление квот на вылов водных биологических ресурсов в отошедшем районе; восстановление 200-мильной зоны РФ, где она была уменьшена).

31. Кисловский В. Ратифицировать нельзя отказаться // Морские вести России. 2018. 18 октября [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).
28

Очевидно, что в текущих международно-политических условиях достижение каких-либо компромиссов по этим вопросам с США крайне маловероятно. Более того, официальный отказ от ратификации Соглашения с российской стороны не будет автоматически означать, что США будут готовы возобновить переговоры; перестанут считать линию разграничения действующей; не станут задерживать российские рыбопромысловые суда за вылов в их потенциальной зоне суверенных прав и юрисдикции (ИЭЗ); позволять проводить сейсмологические или иные научные исследования на их внешнем континентальном шельфе, который они уже определили как свой. Наконец, сами оппоненты Соглашения справедливо отмечают, что период такого его длительного применения, хоть и на временной основе, может привести, или уже привело, к его попаданию под международно-правовую норму «эстоппель»32. Последняя означает, что государство, которое молчаливо согласилось с текущим положением дел, лишается в последующем права выдвигать какие-либо возражения.

32. Зиланов В.К. «Линия предательства»: Россия и наследие СССР на границе России и США [Электронный ресурс]. Available at: >>> (дата обращения: 22.02.2024).
29

В этой связи справедливо будет вспомнить и те плюсы, которое данное Соглашение дало нашей стране33. Во-первых, оно окончательно закрыло вопрос о государственной принадлежности о. Врангеля и целой группы островов Чукотского моря, которые американцы считали открытыми ими. Во-вторых, линия разграничения между нашими странами – это линия разграничения таких морских пространств, как территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, включая подводную окраину материка за пределами 200-мильной зоны от исходных линий (так называемый расширенный континентальный шельф по американской терминологии). Соответственно, российское представление в Комиссию по границам континентального шельфа исходит именно из того, что никакого спора относительно морской границы между Россией и США в Северном Ледовитом океане не существует. Именно это обстоятельство в том числе позволило Комиссии, не обладающей полномочиями по урегулированию вопросов делимитации, рассматривать российскую заявку. Отказ от ратификации (или же временного исполнения), и возрождение спора о границе, может вновь поставить вопрос об окончательной судьбе российских претензий на установление внешние границы континентального шельфа в Арктике.

33. Вылегжанин А.Н. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года: разные оценки «временного применения» [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).
30

Именно это обстоятельство, кстати, отмечал Р. Колодкин, анализируя необходимость урегулирования вопроса о границе между Российской Федерацией и Королевством Норвегия в 2010 году. В частности, он констатировал, что: «Разграничение позволяет определить северо-западные внешние границы исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, что вносит ясность в пространственные пределы суверенных прав и юрисдикции нашей страны как прибрежного государства. А поскольку конечная точка линии российско-норвежского разграничения установлена в привязке к самой западной точке внешней границы континентального шельфа Российской Федерации, то завершение делимитации с Норвегией поможет продвижению российской заявки в комиссию по границам континентального шельфа»34.

34.  Колодкин Р. Договор с Норвегией: разграничение для сотрудничества // Международная жизнь. 2011. №1. [Электронный ресурс]. Available at: >>>  (accessed: 22.02.2024).
31

Соответственно, Договор 2010 года является критически важным с точки зрения одобрения российской заявки по обоснованию внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, так как зафиксировал в том числе и линию разграничения внешнего континентального шельфа между двумя странами. При этом сам Договор 2010 года не содержит в себе пункта о возможности его расторжения/денонсации. В соответствии со ст. 56 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года «Договор, который не содержит положений о его прекращении и который не предусматривает денонсации или выхода из него, не подлежит денонсации и выход из него не допускается, если только: a) не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; или b) характер договора не подразумевает права денонсации или выхода». Положения ст. 62 говорят о том, что «на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него: a) если договор устанавливает границу…»35. Таким образом, любые разговоры о необходимости денонсации Договора 2010 являются достаточно спекулятивными.

35. Венская конвенция о праве международных договоров [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 22.02.2024).
32

Заключение

 

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что Арктика, как и другие морские регионы – Балтийское или же Чёрное море – полна конфликтов и противоречий. Некоторые из них были успешно урегулированы, история развития других уже насчитывает несколько десятилетий. В перспективе здесь могут как обостриться старые споры, так и появится новые. Многое, безусловно, будет зависеть от общего фона отношений между Россией и странами коллективного Запада, развития с их стороны тренда на милитаризацию региона. Хотелось бы надеяться, что задача по решению общих проблем региона, которые невозможно урегулировать ни в каком одностороннем порядке, вновь возьмёт верх над остальными противоречиями.

References

1. International Cooperation in the Arctic [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://arctic-council.org/explore/work/cooperation/ (accessed: 25.02.2024).

2. Sub-Committee on Navigation, Communications and Search and Rescue (NCSR), 5th session, 19-23 February 2018. New shipping routes in Bering Sea and Bering Strait to be established [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.imo.org/en/MediaCentre/MeetingSummaries/Pages/NCSR5.aspx (accessed: 25.02.2024).

3. Agreement to prevent unregulated high seas fisheries in the Central Arctic Ocean [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/agreement-to-prevent-unregulated-high-seas-fisheries-in-the-central-arctic-ocean.html (accessed: 25.02.2024).

4. International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.imo.org/en/ourwork/safety/pages/polar-code.aspx (accessed: 25.02.2024).

5. Vylegzhanin A.N., Ivanov G.G., Dudykina I.P. Polyarnyj kodeks (otsenki i kommentarii v zarubezhnykh pravovykh istochnikakh) // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2015; (4):43-60. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-4-43-60

6. Soglashenie na baze Konventsii OON po morskomu pravu o sokhranenii i ustojchivom ispol'zovanii morskogo biologicheskogo raznoobraziya v rajonakh za predelami dejstviya natsional'noj yurisdiktsii. [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://treaties.un.org/doc/Treaties/2023/06/20230620%2004-28%20PM/Ch_XXI_10.pdf (accessed: 22.02.2024).

7. Meetings Coverage. General Assembly. Intergovernmental Conference on Marine Biodiversity. Fifth Session, 71ST & 72ND Meetings (AM & PM), SEA/2181, 19 June 2023, Demonstrating ‘the Power of Multilateralism’, Intergovernmental Conference Adopts Historic New Maritime Biodiversity Treaty [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://press.un.org/en/2023/sea2181.doc.htm (accessed: 25.02.2024).

8. Bunik I.V. Spor mezhdu SShA i Kanadoj o razgranichenii v more Boforta (mezhdunarodno-pravovoj analiz) // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2018;(2):126-137. DOI: 10.24833/0869-0049-2018-2-126-137

9. Pravila plavaniya v akvatorii Severnogo morskogo puti. Prikaz Ministerstva transporta Rossijskoj Federatsii (Mintrans Rossii) ot 17 yanvarya 2013 g. N 7 g. Moskva "Ob utverzhdenii Pravil plavaniya v akvatorii Severnogo morskogo puti" [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://rg.ru/documents/2013/04/19/pravila-dok.html (accessed: 22.02.2024).

10. Federal'nyj zakon ot 5 dekabrya 2022 g. N 510-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O vnutrennikh morskikh vodakh, territorial'nom more i prilezhaschej zone Rossijskoj Federatsii" [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://rg.ru/documents/2022/12/09/inostrannie-korabli-sevmorput-site-dok.html (accessed: 22.02.2024).

11. Gudev P.A. Severnyj morskoj put': problemy legitimizatsii natsional'nogo statusa v ramkakh mezhdunarodnogo prava: chast' 1 // Arktika i Sever: setevoe izdanie. 2020. № 40. S. 142-164. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.40.142. Available at: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=348129 (accessed: 03.11.2023).

12. Gudev P.A. Severnyj morskoj put': perspektivy legitimizatsii natsional'nogo statusa v ramkakh mezhdunarodnogo prava (chast' 2) // Arktika i Sever setevoe izdanie. 2020. № 41. S. 130-147. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.41.130. Available at: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=350784 (accessed: 24.12.2023).

13. Volodin D.A. Ot morya Labrador do morya Linkol'na: territorial'nye i pogranichnye spory mezhdu Kanadoj i Daniej (1970–2020-e gody) // Rossiya i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj resurs]. 2024, № 2. DOI 10.18254/S207054760030124-3

14. The Hans Island “Peace” Agreement between Canada, Denmark, and Greenland [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://blogs.loc.gov/law/2022/06/the-hans-island-peace-agreement-between-canada-denmark-and-greenland/ (accessed: 25.02.2024).

15. Close, like-minded partners committed to democratic principles: Settling the Hans Island/Tartupaluk Territorial Dispute [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2022/Briefing-Notes/3BN_-_AY2022_Lackenbauer_Nielsen.pdf (accessed: 25.02.2024).

16. Canada, Denmark agree on a landmark deal over disputed Hans Island [Ehlektronnyj resurs] Available at: https://www.arctictoday.com/canada-denmark-agree-on-a-landmark-deal-over-disputed-hans-island/ (accessed: 25.02.2024).

17. Torbj⊘rn Pedersen (2006) The Svalbard Continental Shelf Controversy: Legal Disputes and Political Rivalries // Ocean Development & International Law, Vol. 37. Issue 3-4, pp. 339-358, DOI: 10.1080/00908320600800960

18. Mineralverksemd på norsk kontinentalsokkel – opning av areal og strategi for forvaltning av ressursane [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.regjeringen.no/contentassets/e0d0706a51274b598e4ef832545e59d3/nn-no/pdfs/stm202220230025000dddpdfs.pdf (accessed: 25.02.2024).

19. Announcement of U.S. Extended Continental Shelf Outer Limits [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits-2/ (accessed: 25.02.2024).

20. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Selected documents of the Commission [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/commission_documents.htm#Rules%20of%20Procedure (accessed: 25.02.2024).

21. Executive Summary – Regional Summaries and List of Geographic Coordinates [Ehlektronnyj resurs] Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/12/ECS_Executive_Summary.pdf (accessed: 25.02.2024).

22. Baumert, Kevin A. The Outer Limits of the Continental Shelf Under Customary International Law. // The American Journal of International Law, vol. 111, no. 4, 2017, pp. 827–872. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/26568898. Accessed 29 Feb. 2024.

23. Gudev P.A. Stoit li rvat' Konstitutsiyu morej? // Monokl'. 2024. №11 (1334). 11-17 marta [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://monocle.ru/monocle/2024/11/stoit-li-rvat-konstitutsiyu-morey/ (accessed: 22.02.2024).

24. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Submission by the Russian Federation 2001 [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus.htm (accessed: 25.02.2024).

25. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Partial revised Submission by the Russian Federation 2015 [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev1.htm (accessed: 25.02.2024).

26. Gakkel Ridge, Nansen and Amundsen Basins [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/Addendum_1_2021_Executive_Summary_Gakkel_Ridge_Russian.pdf (accessed: 25.02.2024); Lomonosov Ridge, Alpha Ridge, Mendeleev Rise, Amundsen and Makarov Basins, and the Canadian Basin [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/Addendum_2_2021_Executive_Summary_Lomonosov_Ridge_Russian.pdf (accessed: 25.02.2024).

27. Recommendations of the Commission on the Limits of the Continental Shelf In Regard to the Partial Revised Submission Made by the Russian Federation in Respect of the Arctic Ocean On 3 August 2015 With Addenda Submitted On 31 March 2021 [Ehlektronnyj resurs]. Available at: (https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf). (accessed: 25.02.2024).

28. Russian Federation - partial revised Submission in respect of the southeastern part of the Eurasia Basin in the Arctic Ocean [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev2.htm (accessed: 25.02.2024).

29. Russian Federation - partial revised Submission in the Area of the Gakkel Ridge in the Arctic Ocean [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev3.htm. (accessed: 25.02.2024).

30. Zhudro I.S. Mezhdunarodno-pravovoe obosnovanie granits arkticheskogo shel'fa Rossijskoj Federatsii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoj stepeni doktora yuridicheskikh nauk / Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2021.

31. Kislovskij V. Ratifitsirovat' nel'zya otkazat'sya // Morskie vesti Rossii. 2018. 18 oktyabrya [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://morvesti.ru/analitika/1692/74945/ (accessed: 22.02.2024).

32. Zilanov V.K. «Liniya predatel'stva»: Rossiya i nasledie SSSR na granitse Rossii i SShA [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://regnum.ru/article/2308239 (data obrascheniya: 22.02.2024).

33. Vylegzhanin A.N. Soglashenie mezhdu SSSR i SShA o linii razgranicheniya morskikh prostranstv 1990 goda: raznye otsenki «vremennogo primeneniya» [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/124210/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (accessed: 22.02.2024).

34. Kolodkin R. Dogovor s Norvegiej: razgranichenie dlya sotrudnichestva // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2011. №1. [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/381 (accessed: 22.02.2024).

35. Venskaya konventsiya o prave mezhdunarodnykh dogovorov [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (accessed: 22.02.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate