Arctic policy of Türkiye
Table of contents
Share
QR
Metrics
Arctic policy of Türkiye
Annotation
PII
S207054760030775-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alina Vernigora 
Occupation: Junior research fellow
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In 2015, Ankara applied to participate in the work of the Arctic Council as an observer state and was expectedly rejected. The article is devoted to the main directions of Turkey's Arctic policy, as well as the main problems of its implementation. The author concludes that this direction is peripheral in Ankara's foreign policy and serves the general purpose of increasing its own presence in world politics and forming the image of a global power, rather than pursuing any specific goals.

Keywords
Türkiye, Arctic. Antarctic, Arctic policy, science diplomacy, shipbuilding
Received
07.03.2024
Date of publication
30.04.2024
Number of purchasers
5
Views
137
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

В 2015 году Турция подала заявку на членство в Арктическом совете в качестве наблюдателя. Ранее, в 2013-ом, в организацию на тех же правах вступил ряд неарктических государств: Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония. При этом нельзя сказать, что регион занимал весомую позицию во внешней политике страны. Но несмотря на то, что в членстве Анкаре было отказано, это не стало поводом для турецких учёных и политиков поставить крест на своих амбициях.

2

Арктика стала центром политической дискуссии по ряду причин. В первую очередь – это вопросы безопасности: регион стал зоной пересечения интересов США и тогда ещё СССР в годы холодной войны, которая уже подходила к своему завершению. Позднее к проблемам демилитаризации пространства добавилось обсуждение климатических изменений. Вопросы глобального потепления, таяния ледников и влияния на климатические процессы добычи полезных ископаемых и в целом интенсификации деловой экономической активности в регионе волновали уже не только приграничные государства, но и страны, находящиеся далеко за пределами1.

1. Загорский А.В. Безопасность в Арктике. – М.: ИМЭМО РАН, 2019. – 114 с.
3 Изменения в системе безопасности и растущий оптимизм в отношении экономического потенциала региона не могли остаться в стороне внешней политики Турции. Зависимость Анкары от импорта нефтегазовых ресурсов, поэтому полагается и на собственные исследования в регионе с целью потенциальной диверсификации потоков. Сокращение площади ледяного покрова в Арктике позволило активнее развивать морское судоходство. При этом потребность в судах (от рыболовецких до полноценных ледоколов) для исследования региона также открыло окно возможностей для турецких верфей. Наконец, наличие политических и международно-правовых вопросах позволяет выступать Турции в качестве переговорной площадки и позиционировать себя как глобального игрока. Если же углубиться в вопрос, реальное положение дел и действительные возможности, открывающиеся перед Анкарой, сомнительны.
4

При обосновании своей причастности к Арктическому региону турецкая политика в очередной раз прибегает к историческому конструированию и использует нарратив об этнокультурной близости, причём не только с народами, проживающими в Сибири, но и на Американском континенте. Тюркские племена коренных народов Арктики действительно имеют языковое родство. В качестве дополнительных аргументов также используются орудия труда и шаманские верования2, однако использование мобильных жилищ (юрт и типи), а также культ предков, поклонение небесным телам и силам природы являются общими для всех номадических культур.

2. Kaya P. Search for a Probable Linguistic and Cultural Kinship Between the Turkish People of Asia and the Native Peoples of Americas. Dergipark Belleten. 1986, Volume 50. Issue 198. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
5

Нормативное и институциональное оформление Арктической политики Турции

 

До 1990-х годов Арктика фактически не фигурировала во внешнеполитической повестке Анкары. Косвенно Турция была связана с регионом посредством инициатив НАТО, однако и те не касались Турции, а ограничивались арктическими государствами. Тем не менее этот тезис также используется для легитимации собственных интересов3. С ростом популярности вопросов экологии и изменения климата внимание мирового сообщества в большей степени привлекала Антарктика, и Турция не упустила своей возможности активизировать свою политику в этом направлении. В 1995 г. она присоединилась к Договору об Антарктике (вступил в силу 24 января 1996 г.), при этом турецкие представители не посетили ни одного Консультативного совещания по Договору об Антарктиде до 2013 года4. К протоколу по охране окружающей среды Анкара присоединилась в 2017 г., а к другим смежным соглашениям не присоединилась до сих пор5. Однако из-за отсутствия мотивации и институциональной базы (в первую очередь – соответствующего ведомства), должного развития это направление политики также не получило.

3. Limon O. Arctic Interests and Policy of Turkey: Dilemmas, Approaches, and Initiatives. // Arctic Yearbook2021. Defining and Mapping the Arctic: Sovereignties, Policies and Perceptions / Ed. by Heininen L., Barnes J., Exner-Pirot H.

4. T.C. Bilim Sanayi ve Teknoloji Bakanlığı. Ulusal Kutup Bilim Programı (2018-2022). Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

5. Секретариат Договора об Антарктике. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
6

Тем не менее арктическая и антарктическая повестки получили заметный отклик в исследовательских кругах. На базе Стамбульского технического университета в 2015 г. был создан Научно-практический центр полярных исследований (Kutup Araştırmaları Uygulama ve Araştırma Merkezi; PolReC) – первый научно-исследовательский центр по проблематике Арктики и Антарктики. Среди целей его создания перечислялись не только образовательная и научная детальность, но и фактическое представление интересов Турции на международной арене6. С 2017 г. деятельность центра курирует Министерство промышленности и технологий. В 2019 г. под эгидой Исследовательского центра Мраморного моря (Marmara Research Center), курируемого Советом Турции по научно-техническим исследованиям (Türkiye Bilimsel ve Teknolojik Araştırma Kurumu, TÜBİTAK) был создан Полярный научно-исследовательский институт (Kutup Araştırma Enstitüsü; KARE), которому были переданы функции по координации научно-исследовательских экспедиций.

6. İstanbul Teknik Üniversitesi Kutup Araştırmaları Uygulama Ve Araştırma Merkezi Yönetmeliğİ // Resmi Gazete. 17.01.2015. Available at: >>> (accessed: 1.03.2024).
7

Первым (и до сих пор единственным) стратегическим документом в отношении Арктики стала национальная программа полярных исследований, рассчитанная на 2018–2022 гг. В соответствии с ней, Турция «имеет право голоса в будущем Антарктиды и Антарктики, а также в вопросах защиты полюсов». Помимо этого, среди целей значится «создание дорожной карты на вступление страны в Арктический совет» и другие связанные с регионом международные организации и «повышение уровня информированности по проблемам глобального изменения климата»7.

7. T.C. Bilim Sanayi ve Teknoloji Bakanlığı. Ulusal Kutup Bilim Programı (2018-2022). Available at: >>> (accessed:01.03.2024).
8 Создание документа стало лишь символической вехой в развитии арктической повестки страны, поскольку при критическом анализе остаются вопросы о задачах и результатах реализации данной программы. Очевидно, что перспектива членства Анкары в Арктическом совете туманна. Также очевидно и то, что турецкое правительство не разделяет географические регионы Арктики и Антарктики, формируя своего рода «полярное» направление политики, в котором составляющие его векторы не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Остальные цели носят скорее визионерский характер без каких-либо конкретных шагов.
9

Научная дипломатия Турции

 

Однако ошибочно было бы полагать, что никаких действий в данном направлении не предпринимается. Турецкие учёные сотрудничают с зарубежными коллегами в рамках совместных экспедиций: в 2016 г. состоялась первая международная турецкая антарктическая исследовательская миссия в сотрудничестве с украинским Национальным антарктическим научным центром. На базе научно-исследовательского судна «Академик Вернадский» 13 турецких учёных проводили исследования в сферах океанографии, экологии, геологии и здравоохранения8.

8. Turkish Scientists Completed Antarctic Research Expedition 2016 // Turkish Marine Research Foundation. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
10

Свою первую национальную исследовательскую экспедицию Анкара организовала в 2017 г. (Turkish Antarctic ExpeditionI; TAE-I). Средства на неё выделило Министерство науки, промышленности и технологий, координировал работу Научно-практический центр полярных исследований. Правительственным Департаментом по изменению климата, энергетике, окружающей среде и водным ресурсам9был зафрахтовал ледокол «Aurora Australis», построенный специально для обеспечения работы научно-исследовательских станций в Антарктиде. В ходе миссии турецкие учёные также побывали на базах Чили, Аргентины, России и Китая. Подобные экспедиции проводятся непрерывно: даже в 2020 г. миссия состоялась, несмотря на пандемию (февраль-март). Последняя на сегодняшний день, 8-я экспедиция, началась 9 февраля 2024 года10.

9. Yavaşoğlu H.H. et al. Site selection of the Turkish Antarctic Research station using Analytic Hierarchy Process. Polar Science. 22 (2019) [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

10. Turkish research team on 8th national Antarctic expedition finishes stop at Dismal Island // Anadolu Ajansı. 09.02.2024. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
11

Что же касается арктического направления, то первая исследовательская миссия направилась на архипелаг Шпицберген в июле 2019 г. ещё до того, как Анкара присоединилась к Договору11. Средства на исследования выделил турецкий коммерческий «Ишбанк» (İşbank)12 – одно из ведущих банковских учреждений страны. В рамках экспедиции учёные посетили базы Норвегии, Польши, России, Индии и Республики Корея.

11. Committee approves to become party to Spitsbergen Agreement // Hürriyet Daily News. 09.10.2023. Available at: >>> (accessed: 01.03.2023).

12. Arktik’e ilk Türk bilimsel seferi // HaberTürk. 01.08.2019. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
12

В результате своей научной деятельности турецкий Научно-практический центр полярных исследований в 2020 г. стал членом Европейского полярного совета (European Polar Board), а в 2021-м – полноценным членом научного совета антарктических исследований (Scientific Committee on Antarctic Research; SCAR)13. За всё время было опубликовано более двухсот научных работ в международных изданиях (2017 – февраль 2024 г.)14. Таким образом, можно сказать, что популяризация арктических исследований в Турции проходит достаточно успешно. Отчасти реализована цель по увеличению присутствия страны в международных организациях, связанных с регионом, но с оговоркой, что они неправительственные, хотя однозначно способствуют укреплению позиций Анкары в международном научном сообществе.

13. Turkey became a full member of Scientific Committee on Antarctic Research (SCAR) // PolReC. 24.03.2021. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

14. Sceintific Publications // PolReC. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
13

Международное правительственное участие

 

Инициатива Турции о вступлении в Арктический совет ещё в 2015 г. не нашла поддержки не только на международной арене, но и внутри страны. При том что статус наблюдателя в организации не наделяет государство особыми правами в работе форума, он, тем не менее, накладывает определённые обязательства и имеет негласные критерии. В частности, потенциальный член должен продемонстрировать свои арктические интересы и опыт работы, относящийся к деятельности Совета, а также быть готовым нести финансовые обязательства перед организацией и коренными народами региона15. Арктический регион не фигурировал в политике Турции вплоть до 2017 года. Централизованно он не фигурирует и до сих пор, деятельность носит инициативный характер и обеспечивается не только за счёт государственных денег, выделенных на НИОКР (а их доля в бюджете не крупная), но и за счёт частных вложений инвесторов. Наконец, речь о коренных народах Арктики и их поддержке, пусть они и являются представителями тюркского этноса, самостоятельно в общественном дискурсе не фигурирует, но скорее служит лишь подкрепляющим фактом в качестве обоснования политики. С учётом ухудшающейся экономической ситуации внутри страны, едва ли вероятно, чтобы турецкое правительство активизировало данное направление политики.

15. Knecht S. New Observers Queuing Up: Why the Arctic Council should expand – and expel // Arctic Institute. 20.04.2024. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
14

В 2023 г. Анкара присоединилась к Договору о Шпицбергене16. Согласно пресс-релизу, с его ратификацией турецкие граждане получат право жить, рыбачить и охотиться на территории архипелага и в территориальных водах всего в 1000 километрах от Северного полюса17. Комментируя присоединение Анкары к договору, министр иностранных дел Норвегии отметил, что на практике это присоединение будет иметь мало значения, поскольку деятельность на территории архипелага должна проводиться в соответствии с норвежскими законами18. Примечателен тот факт, что во многих новостных источниках документ называется «Арктический договор», а это не является верным. Вероятнее всего, эта информационная кампания должна была «закрыть гештальт» по поводу вступления в Арктический совет и другие организации.

16. TBMM Genel Kurulu’nda uluslararası anlaşmalara ilişkin 3 kanun teklifi kabul edildi // Anadolu Ajansı. 04.10.2023. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

17. Türkiye’nin Spitsbergen Anlaşması’na katılmasını uygun bulan kanun teklifi TBMM’de // Anadolu Ajansı. 28.06.2022. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

18. Svar på spørsmål om Tyrkia og Svalbardtraktaten // Reggeringen Støre. 17.10.2022. Available at: >>> (accessed: 1.03.2024).
15

Сомнительные коммерческие возможности

 

Можно предположить, что действительную выгоду от развития арктического направления Анкара может получить, как не странно, на своей территории. С таянием морских льдов и увеличением объёмов добычи энергоресурсов, развитием рыболовецкого промысла и навигации, растёт спрос на суда ледового и арктического классов (ice-class и polar-class vessels). С имеющимися в Турции мощностями национальные судостроительные компании могли бы занять уверенную нишу.

16

К примеру, Россия пока удовлетворяет собственный спрос на ледоколы, однако не в тех объёмах, которые необходимы для круглогодичного функционирования Северного морского пути. До начала специальной военной операции некоторые проекты развивались совместно с финскими компаниями: сотрудничество развивалось ещё со времён СССР. Теперь же, когда контакты между странами прекратились, альтернативным вариантом могли бы послужить турецкие судостроители. Ранее Москва уже заказывала строительство судов и гидротехнических сооружений для Севморпути у Анкары: в 2018 г. турецкая верфь Kuzey Star Shipyard стала субподрядчиком строительства двух паромов на СПГ для линии Усть-Луга – Балтийск. В июле 2021 г. «Росатом» заключил контракт с этой верфью на строительство плавучего дока. В том же месяце компания Sefine Denizcilik Tersanecilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. выиграла тендер на строительство ледокола средней мощности (18 МВт), предназначенного для работы в северных портах и устьях рек19. Конкурентными преимуществами турецких судостроительных компаний являются скорость и стоимость оказываемых ими услуг. При этом разрыв устоявшихся производственных связей между Северной Европой и Россией позволяет выступить турецким судостроительным компаниям не только в качестве исполнителя (как российских, так и европейских проектов), но и как заказчика.

19. СМИ узнали о передаче Турции контракта на ледокол для Севморпути // РБК. 27.07.2021. Available at: >>>(accessed: 01.03.2024).
17

О важности Севморпути начали говорить после аварии в Суэцком канале, когда контейнеровоз Ever Given cел на мель, в результате чего движение оказалось парализованным на неделю20. Вторая «волна» спроса началась с конца 2023 г. с активизацией йеменских хуситов в Красном море21. Для Турции, по данным Статистического управления которой (Türkiye İstatistik Kurumu) более 50% торговли которой приходится на морские перевозки, оба инцидента стали крайне неприятными. Страна зависима от импорта промежуточных товаров из Китая. Сроки доставок из-за вынужденного крюка через Гибралтар увеличились на месяц, а ставка фрахта контейнеров увеличилась до 2 000 дол. США22.

20. ЧП в Суэцком канале стало сигналом для мировой логистики в пользу Севморпути // Российская газета. 25.03.2021. Available at: >>> (accessed: 01.03.2023).

21. Лихачев сообщил о рекордном объеме транзитных перевозок по Севморпути // РБК. 19.02.2024. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).

22. Attacks in Red Sea likely to impact Turkish consumers // Hürriyet Daily News. 23.12.2023. Available at: >>> (accessed: 01.03.2024).
18 В таких условиях стремление турецких властей коммерциализировать альтернативные пути вполне объяснимо, но и здесь есть свои проблемы. В первую очередь – это проблема имеющихся судов. Хотя у турецких производителей и есть опыт строительства танкеров, газовозов и контейнеровозов, они абсолютно не приспособлены к арктическим условиям. В этой сфере преуспел Китай: первый контейнеровоз отправился по СМП из Шанхая в нидерландский порт Роттердам ещё в 2013 г. Сегодня же едва ли реализуем сценарий, при котором транзитными перевозками из КНР в Западную Европу занимались турецкие компании.
19

Заключение

 

Арктическая политика Турции – симбиоз научной дипломатии и имиджевой политики в отношении не одного конкретного региона, а обоих полюсов. Отказ во вступлении в Арктический совет фактически дал импульс развитию арктической повестки в Турции, однако правительству по-прежнему не удалось сформулировать чёткую всеобъемлющую стратегию в её отношении. Если же тема начинает фигурировать в общественном дискурсе, то для её обоснования приводятся второстепенные причины, что также существенным образом сказывается на целеполагании. При заявляемом родстве с коренным населением региона, вопросах логистики и международной безопасности Турция не может внести существенный вклад в развитие Арктики и связанных с ней организаций из-за территориальной удалённости и нехватки финансовых и технологических средств. Эда Аяйдин (Eda Ayaydin), научный сотрудник Института Лондонского университета в Париже, охарактеризовала политику Анкары как энтризм (entryism), при котором правительство стремится активизировать свою политику во всех возможных направлениях без каких-либо долгосрочных структурированных планов23.

23. Adaydın E. Discussing Arctic Geopolitics in Bosphorus // Arctic Yearbook 2023. Available at: >>> (accessed: 1.03.2024).
20 Арктические исследования же, напротив, способствовали усилению позиций турецких учёных на международной арене. Проведение регулярных экспедиций существенно расширило сеть научных контактов от Новой Зеландии до России. Кульминацией развития научной дипломатии стало решение о создании собственной исследовательской станции на острове Хорсшу в Антарктике.
21 Турецкие политики формируют имидж своей страны как «глобальной» державы внутри и за её пределами. В этом плане арктические амбиции вполне оправданы. Освещение деятельности турецких учёных в средствах массовой информации подпитывает этот образ и помогает правящей Партии справедливости и развития зарабатывать «очки доверия» у населения, учитывая тот факт, что именно в период правление Р.Т. Эрдогана арктические исследования начали активно развиваться. Участие Турции в арктических проектах – элемент международного престижа. Анкара и дальше будет развивать науки, связанные с регионом, однако на этом политика и ограничится.

References

1. Zagorskij A.V. Bezopasnost' v Arktike. – M.: IMEhMO RAN, 2019. – 114 s.

2. Kaya P. Search for a Probable Linguistic and Cultural Kinship Between the Turkish People of Asia and the Native Peoples of Americas. Dergipark Belleten. 1986, Volume 50. Issue 198. Available at: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/1936724 (accessed: 01.03.2024).

3. Limon O. Arctic Interests and Policy of Turkey: Dilemmas, Approaches, and Initiatives. // Arctic Yearbook – 2021. Defining and Mapping the Arctic: Sovereignties, Policies and Perceptions / Ed. by Heininen L., Barnes J., Exner-Pirot H.

4. T.C. Bilim Sanayi ve Teknoloji Bakanlığı. Ulusal Kutup Bilim Programı (2018-2022). Available at: https://www.tubitak.gov.tr/sites/default/files/2204/bstb_btgm_ukbp_kitapcik_195x265_final.pdf (accessed: 01.03.2024).

5. Sekretariat Dogovora ob Antarktike. Available at: https://www.ats.aq/devAS/Parties?lang=r (accessed: 01.03.2024).

6. İstanbul Teknik Üniversitesi Kutup Araştırmaları Uygulama Ve Araştırma Merkezi Yönetmeliğİ // Resmi Gazete. 17.01.2015. Available at: https://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2015/01/20150117-4.htm (accessed: 1.03.2024).

7. T.C. Bilim Sanayi ve Teknoloji Bakanlığı. Ulusal Kutup Bilim Programı (2018-2022). Available at: https://www.tubitak.gov.tr/sites/default/files/2204/bstb_btgm_ukbp_kitapcik_195x265_final.pdf (accessed: 01.03.2024).

8. Turkish Scientists Completed Antarctic Research Expedition 2016 // Turkish Marine Research Foundation. Available at: https://tudav.org/en/our-fields/turkish-antarctic-science-programme/expeditions/turkish-scientist-completed-antarctic-research-expedition/ (accessed: 01.03.2024).

9. Yavaşoğlu H.H. et al. Site selection of the Turkish Antarctic Research station using Analytic Hierarchy Process. Polar Science. 22 (2019) [Ehlektronnyj resurs]. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1873965219300015?via%3Dihub (accessed: 01.03.2024).

10. Turkish research team on 8th national Antarctic expedition finishes stop at Dismal Island // Anadolu Ajansı. 09.02.2024. Available at: https://www.aa.com.tr/en/environment/turkish-research-team-on-8th-national-antarctic-expedition-finishes-stop-at-dismal-island-/3132526 (accessed: 01.03.2024).

11. Committee approves to become party to Spitsbergen Agreement // Hürriyet Daily News. 09.10.2023. Available at: https://www.hurriyetdailynews.com/committee-approves-to-become-party-to-spitsbergen-agreement-177572 (accessed: 01.03.2023).

12. Arktik’e ilk Türk bilimsel seferi // HaberTürk. 01.08.2019. Available at: https://www.haberturk.com/arktike-ilk-turk-bilimsel-seferi-2509742 (accessed: 01.03.2024).

13. Turkey became a full member of Scientific Committee on Antarctic Research (SCAR) // PolReC. 24.03.2021. Available at: https://kare.mam.tubitak.gov.tr/en/news/turkey-became-full-member-scientific-committee-antarctic-research-scar (accessed: 01.03.2024).

14. Sceintific Publications // PolReC. Available at: https://kare.mam.tubitak.gov.tr/en/right-menu/scientific-publications (accessed: 01.03.2024).

15. Knecht S. New Observers Queuing Up: Why the Arctic Council should expand – and expel // Arctic Institute. 20.04.2024. Available at: https://www.thearcticinstitute.org/new-observers-queuing-up/ (accessed: 01.03.2024).

16. TBMM Genel Kurulu’nda uluslararası anlaşmalara ilişkin 3 kanun teklifi kabul edildi // Anadolu Ajansı. 04.10.2023. Available at: https://www.aa.com.tr/tr/politika/tbmm-genel-kurulunda-uluslararasi-anlasmalara-iliskin-3-kanun-teklifi-kabul-edildi/3008050 (accessed: 01.03.2024).

17. Türkiye’nin Spitsbergen Anlaşması’na katılmasını uygun bulan kanun teklifi TBMM’de // Anadolu Ajansı. 28.06.2022. Available at: https://www.aa.com.tr/tr/politika/turkiyenin-spitsbergen-anlasmasina-katilmasini-uygun-bulan-kanun-teklifi-tbmmde/2624389 (accessed: 01.03.2024).

18. Svar på spørsmål om Tyrkia og Svalbardtraktaten // Reggeringen Støre. 17.10.2022. Available at: https://www.regjeringen.no/no/dokumentarkiv/regjeringen-stoere/andre-dokumenter/ud/20222/svar_svalbard/id2935708/ (accessed: 1.03.2024).

19. SMI uznali o peredache Turtsii kontrakta na ledokol dlya Sevmorputi // RBK. 27.07.2021. Available at: https://www.rbc.ru/business/27/07/2021/60ffa9f19a794786edad60a5 (accessed: 01.03.2024).

20. ChP v Suehtskom kanale stalo signalom dlya mirovoj logistiki v pol'zu Sevmorputi // Rossijskaya gazeta. 25.03.2021. Available at: https://rg.ru/2021/03/25/chp-v-sueckom-kanale-stalo-signalom-dlia-mirovoj-logistiki-v-polzu-sevmorputi.html (accessed: 01.03.2023).

21. Likhachev soobschil o rekordnom ob'eme tranzitnykh perevozok po Sevmorputi // RBK. 19.02.2024. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65d2fb929a79471270daabe9 (accessed: 01.03.2024).

22. Attacks in Red Sea likely to impact Turkish consumers // Hürriyet Daily News. 23.12.2023. Available at: https://www.hurriyetdailynews.com/attacks-in-red-sea-likely-to-impact-turkish-consumers-188935 (accessed: 01.03.2024).

23. Adaydın E. Discussing Arctic Geopolitics in Bosphorus // Arctic Yearbook 2023. Available at: https://arcticyearbook.com/arctic-yearbook/2023/2023-briefing-notes/509-discussing-arctic-geopolitics-in-bosphorus (accessed: 1.03.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate