Особенности арктической политики Республики Корея
Особенности арктической политики Республики Корея
Аннотация
Код статьи
S207054760030460-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ким Ен Ун 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Особенности политики Республики Корея (Южной Кореи) в Арктике нельзя правильно оценить без понимания принципов и методов внешней политики страны в целом, а также без учёта влияния исторических традиций. Все направления внешней политики РК реализуются в рамках союзнических отношений с США. Внешне много аспектов дипломатии, которые кажутся имеющими национальную окраску по содержанию и целям, в частности, так называемая стратегическая автономия её внешней политики. Но в конечном счёте они направлены не только и часто не столько в национальных интересах страны, а реализуются в обёртке, похожем на национальные особенности, но в реальности служат интересам США. И они постольку реализуются, поскольку интересны США и поскольку США дают молчаливое согласие на кажущиеся самостоятельные действия РК. Правильнее сказать, что внешняя политика Южной Кореи самостоятельна настолько, насколько это разрешается Соединёнными Штатами Америки. При этом часто РК готовит своими действиями условия, облегчающие США проведение политики в сферах и регионах, где Вашингтону не всегда желательно показывать свои интересы. Это касается экономики, космической сферы, ядерной энергетики, фармацевтики, военно-технической сферы, спорта, шоу-бизнеса. В полной мере эти особенности ярко проявляются также и в арктической политике РК. 

Ключевые слова
Южная Корея, арктическая политика, активное сопряжение с политикой США, от скромного рядового участника объединения к руководящей роли в нём и проведение выгодных для США решений
Классификатор
Получено
28.02.2024
Дата публикации
29.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
171
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Формирование государственности Республики Корея происходило под контролем США. Как известно, американцы вступили на территорию южной части Кореи уже после подписания Акта о капитуляции Японии, когда японские войска давно были разгромлены в боях в северной части страны Красной армией, а на юге вообще не было никаких уже военных действий. Если советские войска пришли в Корею как освободители, то главнокомандующий американскими войсками на Дальнем Востоке генерал Дуглас Макартур, не стесняясь, заявил корейцам, что американская армия пришла как оккупационная и вся власть будет принадлежать американским войскам. Никаких корейских органов власти не предполагалось иметь.

2 В течение 3 лет оккупации, с сентября 1945 г. по июль 1949 г., США очистили политическую жизнь своей зоны оккупации от всех демократических, левых деятелей, кого нужно руками наёмных киллеров убили, как, например, выдающихся деятелей национально-освободительного движения левого деятеля Е Ун Хена (1946 г.) и консерватора Ким Гу (1949 г.), составили государственный аппарат, особенно полицейский и армейский, из числа корейских сотрудников японской колониальной администрации, полиции и офицеров вооружённых сил Японии, в частности, Квантунской армии, то есть прояпонских коллаборантов. Натура коллаборантов всегда одна – служить своим или чужим властям. Поэтому они с таким же рвением служили американцам, как ранее японцам. И они всегда знали, что своим присутствием в органах власти они обязаны американцам, так как в любой другой стране после Второй мировой войны коллаборанты подверглись уголовному преследованию и, как например, в Северной Корее, практически навсегда были отстранены от работы в органах власти и образования.
3

Поэтому с самого начала взаимоотношений между США и Республикой Корея их отношения были отношениями сюзерена и вассала с особенностями XX и XXI веков. В связи нужно так же иметь исторические традиции Кореи, которые закрепились в одной из её частей. Это готовность вассала пожертвовать собой в целях демонстрации верноподданничества. Отсюда вытекает важнейшая особенность внешней политики Южной Кореи – всегда согласовывать свою внешнюю политику с США, помогать США в проведении её политики, при войнах США в Азии помогать им не только политически, но и военной силой, а не только поставляя необходимые амуниции для армии, ремонтировать повреждённое вооружение, лечить в своей стране американских раненых солдат, обеспечивать в своей стране отдых американских военнослужащих, находящихся в отпусках или на реабилитации. Именно поэтому Южная Корея не только политически поддержала американскую интервенцию против Вьетнама в 1964–1973 гг., обеспечивала производство для американских войск амуниции, боеприпасов, обеспечивала транспортные и продовольственные поставки, оказывала медицинские и рекреационные услуги отправляемых в краткосрочные отпуска американских военнослужащих, но и отправила две боевые дивизии армии РК, которые отличились не столько в боях, сколько в карательных операциях против местного населения, поддерживавших партизан и вьетнамских воинов, в том числе работавших на «тропе Хо Ши Мина» для снабжения вооружённых отрядов патриотов. По этой же причине уже в другое время, в XXI веке, даже правительства таких миротворцев, как Нобелевский лауреат Ким Дэ Джун, а затем и его преемник на посту президента Но Му Хен отправили хоть и не боевые, но оказывавшие поддержку вооружённым силам США при их долгой войне в Афганистане с 2001 г. и в Ираке с 2003 г. Именно с этим связан отказ РК от установления дипломатических отношений с Сирийской Арабской Республикой и длительное время отказ от дипломатических отношений с Кубой, несмотря на развитие экономических связей и даже выпуск почтовой марки, посвящённой электроэнергетике на Кубе. И только в феврале 2024 г., через несколько лет после нормализации официально отношений между Кубой и США, пошло на установление дипломатических отношений с островной республикой. Кроме того, когда вначале неоконсерваторы (Р. Рейган и его последователи, включая двух Бушей, а затем неолиберально-демократические силы США (У. Клинтон, Б. Обама, Дж. Байден) взяли курс на конфронтацию с СССР и Россией, отказавшись от проводившейся в конце 60–70-х годов XX века политики разрядки, потому что мирное сосуществование, один из важнейших принципов международного миропорядка, оказался более выгодным для социалистических стран и освободившихся от колониальной зависимости государств. Этот момент нужно всегда иметь в виду при оценке международной политики и обстановки. Мирные условия, сотрудничество, взаимовыгодное сотрудничество не выгодны империалистическим странам1. Южная Корея недолго пыталась хотя бы продемонстрировать «стратегическую автономию» во внешней политике, точнее, в геополитике. И эта ориентация на позицию США будет продолжаться и в последующие годы. При этом, как известно, коллаборационисты с большим рвением пытаются угадать тайные и явные пожелания своих патронов и готовы понести и часто даже репутационные материальные издержки и расходы, чтобы угодить им. Кроме того, среди коллаборационистов существует явное и негласное соперничество, чтобы выслужиться перед сюзереном, чтобы он больше похвалил одного, чем другого. В Восточной Азии можно наблюдать, как лидеры некоторых стран пытаются показать себя самыми верными союзниками США. И вспоминаются незабываемые слова Гюльчатай: «Господин меня назвал своей любимой женой!».

1. Niall Ferguson. Kissinger and the True Meaning of Détente// >>>.
4 Экономика Южная Корея благодаря упорному высокопроизводительному труду корейских работников и бизнеса медленно, но всё же вышла в число крупных экономик мира. По мере роста экономики и превращения в высокоразвитую страну РК пыталась сгладить сложившееся в мире мнение о ней как сателлите США, верно следующей линии США. Вначале это проявлялось в отношениях с менее развитыми, менее богатыми странами, где южнокорейский бизнес и политики благодаря финансам и достижениям своей страны могли показать себя как благотворители, проявляющие заботу об их развитии. Наглядным примером может быть работа Южной Кореи в рамках так называемой Новой северной политики, главным образом направленной на развитие сотрудничества со странами Центральной Азии. Южная Корея под предлогом развития экономических и культурных связей с новыми государствами организовала саммиты РК – страны СНГ Центральной Азии, участвовала в некоторых инвестиционных проектов и постепенно стала институционализировать эти саммиты. Был создан секретариат этой формы сотрудничества в Южной Корее, которая пыталась взять на себя координацию экономического и культурного сотрудничества этих стран. В своё время Южная Корея построила новый международный аэропорт в г. Навои (Узбекистан), способный принимать самолёты всех типов. Самое интересное, что южнокорейские пассажирские самолёты, тем более военные, да и транспортные, не используют этот аэропорт. Он был в своё время нужен США для снабжения американских войск, проводивших военные действия в Афганистане. Сейчас Южная Корея проводит регулярно саммиты по проблемам развития дельты Меконга. Причём, Китай, где находится исток этой реки, не приглашён в проект развития долины Меконга. В своё время пытались американцы осчастливить страны бассейна Меконга, ничего у них не вышло, решила этим заняться Южная Корея. Понятно, что весь этот проект в конечном счёте направлен против Китая, то есть осуществляется в интересах США, которым выгодно распространить в Азиатско-Тихоокеанский регион военную структуру НАТО, Южная Корея тут как тут, направила посла в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, президент принимает участие в саммитах альянс, планируется, что в этом году примет участие в мероприятиях, связанных с 74-й годовщиной создания этого блока, сотрудничает в структурах, которые связаны с АУКУС (AUKUS), «четвёркой» (QUAD), Индо-Тихоокеанской стратегией США, опубликовав собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию, чтобы камуфлировать свою роль пристяжного коня в американской упряжке. Все военные учения на территории РК (а их в год только совместных американо-южнокорейских насчитывается более 80) проводятся в рамках планов Индо-Тихоокеанского Командования Вооружённых сил США.
5 Особенности исследовательской работы учёных и вообще научных работников РК: браться за исследование популярных тем, пусть это будут мелкие, непосредственно не имеющий отношения к делам страны. Политикам и учёным важно проникнуть во все международные объединения и постепенно пытаться в них играть весомую, а затем и решающую роль. Например, в Южной Корее болотистой местности меньше чем в одной Московской области, но это не стало помехой для вступления РК в конвенцию о биоразнообразии и в Международную организацию водно-болотных угодий (Wetlands International), охране фауны, обитающей в этих местах и провести несколько международных конференции по этим проблемам.
6

Реальная арктическая политика Южной Кореи началась с 1999 г., когда на о. Шпицберген по согласованию с правительством Норвегии была создана полярная станция Южной Кореи под названием «Дасан». До этого страна имела опыт работы в Антарктиде, где в ноябре 1986 г. при президенте Чон Ду Хване она стала 33-ой страной в мире и создала полярную станцию, названную именем 4-го короля династии Чосон Седжона Великого. Поэтому можно сказать, что Южная Корея к тому же стала ещё и 8-й страной в мире, которая создала полярные станции в Антарктиде и в Арктике. В 2004 г. РК создала Корейский институт полярных исследований (KORPI), а в 2009 г. при содействии России было спущено на воду ледокольное научно-исследовательское судно «Араон», и РК стала первой из стран Азии обладателем собственного ледокола. Тогда же она подала заявку на сотрудничество с Арктическим советом в качестве официального наблюдателя. Но этот статус она получила с большой группой стран только в 2013 г. В том же году было издано первое постановление правительства о деятельности в Арктике. Впоследствии последовательно (в 2018 и 2023 г.) были приняты новые пятилетние планы деятельности РК в полярной среде. Причём, было отмечено, что если применительно Антарктиде (она в Корее именуется как Южнополярная область) и отсчёт границы полярной зоны идёт от 60 градуса южной широты, то Арктикой считается территория севернее 66 градуса 30 минут северной широты2. В развитие закона о поощрении полярной деятельности 29 ноября того же 2018 года была обнародована Министерством по морским делам и рыболовству РК «Стратегия деятельности в Арктике до 2050 года», содержащую видение будущей деятельности в Арктике. Она была утверждена на следующий день решением Государственного совета РК под председательством президента Мун Чжэ Ина.

2. 극지활동 진흥법. 제18055호,2021. 4. 13. (Закон о поощрении полярной деятельности Закон № 18055, принят 13 апреля 2021 г., вступил в силу 14.10.2021.)/), Сеул, 법제처 국가법령정보센터 (Агентство законопроектов РК. Центр государственной правовой информации, 2021, с. 2.
7

В документе поставлена амбициозная задача достижения Южной Кореей «Лидерства в управлении Арктикой к 2050 году за счёт расширения инфраструктуры и систем деятельности в Арктике» и подчёркивалось, что в этом заключена воля правительства к рывку вперед как нации3. Стоит, наверное, напомнить, что Южная Корея просилась в состав Арктического совета как наблюдатель, без права решающего голоса. И в постановлении правительства 2013 г. говорилось только об участии в исследованиях по экологическим проблемам, содействие логистике и оказание содействия в развитии коренных малочисленных народами Севера. Сейчас уже ставится задача – постепенное занятие позиции лидера в решении арктических проблем. Это значит, что сами арктические страны будут, по-видимому, только соглашаться с лидерством Южной Кореи. Хотя нужно сделать поправку на то, что США даже в дурном сне не снилось, что в какой-то сфере Южная Корея будет лидером, а США ведомым. Скорее всего речь идёт о том, что РК таким образом будет помогать США верховодить в арктических длахе.

3. 2050 북극 활동 전략 (Стратегия деятельности в Арктике до 2050 года)/해양 수산부. 보도자료. 2021.11.19. (Министерство по морским делам и рыболовству. 29.11.2021.- с. 2
8 Уже сделана заявка на ведущие позиции РК, так как в документе указано, по каким вопросам РК будет сотрудничать с каждым из членов Арктического совета. Так, например, с Россией предполагается сотрудничество в сфере экологически чистой энергетики, развитие арктических морских путей и портов, автономных судов. С Канадой – поддержка коренных народов этой страны, управление морской средой, с Исландией – возобновляемые источники энергии, морепродукты, с Данией – арктические исследования (вечная мерзлота), арктический маршрут, аквакультура. В России вечная мерзлота занимает на порядок больше территорию. И непревзойдённый в мире опыт строительства жилых домов, крупных горнообогатительных комбинатов и металлургических предприятий, а также развитие овощеводства в закрытом грунте. Но самое примечательное в оценке этой же арктической программы Южной Кореи состоит в том, что она наотрез отказалась участвовать в создании крупного предприятия по получению сжиженного водорода в Сахалинской области. Что касается сотрудничества в развитии морских путей в Арктике и автономных судов, то РК полностью отсутствует как в проектах развития портовой инфраструктуры в Арктике, так и сотрудничестве в создании судов. Покупать у них суда ледового класса разрешают. РК решила к 2026 г. построить новый ледокол дедвейтом 15,5 тыс. т, стоимостью 277 млрд вон (примерно 240 млн долл.). Он будет использоваться только в Арктике, но, если учитывать, что он способен преодолеть льды толщиной до полутора метров, он не будет в состоянии обеспечивать проводку судов по всему Севморпути. Как известно, новые ледоколы России будут способны преодолевать льды толщиной до трёх метров. Тогда какие у южнокорейского ледокола будут задачи? В основном наблюдательно-разведывательные. В чьих интересах? Во всяком случае не в интересах России.
9

Заявленные РК намерения действовать в духе сотрудничества с арктическим странами на многосторонней и двухсторонней основе также не выдерживаются в результате давления США. Так, например, как отмечает О. Кирьянов «Республика Корея без публичных деклараций, но последовательно стала сворачивать программы сотрудничества с Россией, которые велись по линии государственных структур и на средства госбюджета. Кроме того, южнокорейские судостроительные корпорации вынуждены были прекратить исполнение заказов на строительство судов и прочих конструкций для РФ, которые могли быть ею использованы в процессе добычи и транспортировки энергоносителей в полярных условиях4. И это будет продолжаться столько, сколько США будет угодно.

4. Кирьянов О.В. Новые аспекты арктической политики Республики Корея//Корееведение, 2023, №2, с. 83.

Библиография

1. Niall Ferguson. Kissinger and the True Meaning of Détente// https://www.foreignaffairs.com/united-states/kissinger-and-true-meaning-detente?utm_medium=newsletters&utm_source= fatoday&utm_campaign= Kissinger%20and%20the%20True%20Meaning%20of%20D%C3%A9tente&utm_content=20240227&utm_term=FA%20Today%20-%20112017.

2. 극지활동 진흥법. 제18055호,2021. 4. 13. (Закон о поощрении полярной деятельности Закон № 18055, принят 13 апреля 2021 г., вступил в силу 14.10.2021.)/), Сеул, 법제처 국가법령정보센터 (Агентство законопроектов РК. Центр государственной правовой информации, 2021, с. 2.

3. 2050 북극 활동 전략 (Стратегия деятельности в Арктике до 2050 года)/해양 수산부. 보도자료. 2021.11.19. (Министерство по морским делам и рыболовству. 29.11.2021.- с. 2

4. Кирьянов О.В. Новые аспекты арктической политики Республики Корея//Корееведение, 2023, №2, с. 83.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести