Awkward Partners? The View on The Arctic Dimension of The EU Strategic Autonomy in Denmark and Norway
Table of contents
Share
QR
Metrics
Awkward Partners? The View on The Arctic Dimension of The EU Strategic Autonomy in Denmark and Norway
Annotation
PII
S207054760030446-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikita Belukhin 
Occupation: post graduate; Junior research fellow
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the contradictions between the EU strategic autonomy and the national interests of Denmark and Norway in the Arctic regarding foreign policy priorities, defence cooperation and the "green transition". In national diplomacy Nordic countries want to preserve their own voice and freedom of manoeuvre, also in their relations with Russia and China, while the EU is more interested in keeping and expanding its own Arctic cooperation formats rather than coordinating common diplomatic efforts in the Arctic with Copenhagen or Oslo. European defence cooperation currently does not offer meaningful tools to enhance the Arctic presence of Denmark and Norway, since their largest military modernisation projects are implemented either at the national level or intergovernmentally with select countries. Finally, in the area of climate policy, a long search for compromise is likely to be necessary, as Norway is hesitant to implement EU climate regulations and is in direct opposition to Brussels over deep-sea mining, while Denmark struggles with a powerful farmer lobby that seeks postponements and exemptions from various climate measures.

Keywords
Norway, strategic autonomy, EU, Arctic, climate, Greenland, Denmark
Received
15.02.2024
Date of publication
29.03.2024
Number of purchasers
6
Views
170
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение. Арктика в координатах стратегической автономии ЕС

 

Долгосрочный интерес ЕС к Арктике находит отражение как в арктической стратегии 2021 г., так и Стратегическом компасе 2022 г. (A Strategic Compass), причём по сравнению с 2008 г., когда ЕС впервые принял стратегический документ по арктической тематике, теперь этот регион рассматривается не только с точки зрения климатических угроз и научных исследований, но и как «возможное пространство геополитического соперничества и столкновений»1. В то же время для стран Северной Европы в вопросах арктической безопасности большее место занимает именно НАТО, а место ЕС в оборонном планировании и отношениях с Россией на арктическом векторе пока остаётся неопределённым, что обусловлено рядом противоречий.

1. Cinciripini L. The Arctic within EU Strategies: A Renewed Centrality. IAI Commentary № 37, July 2023, 6 p.
2

В этой связи анализ подходов двух североевропейских стран – Дании и Норвегии – как членов неформального клуба «Арктическая пятёрка», имеющих береговую линию с Северным Ледовитым океаном и имеющих тесные, но различающиеся отношения с ЕС, к установкам стратегической автономии представляет особый интерес. Исландия, которая рассматривается в качестве субарктической страны, не омывающейся водами Северного Ледовитого океана, в ответ на то, что она не была приглашена к подписанию Илулиссатской декларации в 2008 г., создала в 2013 г. собственный форум «Арктический круг», куда регулярно приглашается большое число представителей неарктических государств, в том числе имеющих статус наблюдателей в Арктическом совете2. Противоречия между элементами стратегической автономии ЕС и национальными интересами Дании и Норвегии в Арктике в рамках настоящей статьи будут рассмотрены во внешнеполитической, военно-технической и климатической сферах.

2. Mouritzen H. Danmark og Island: kurrer på tråden mellem arktiske venner. DIIS, Policy Brief, November 2017, 4 p.
3

Проблемы внешнеполитической координации на арктическом направлении

 

Несмотря на общую антироссийскую направленность внешней политики Дании применительно к Арктике, её официальные представители всё же используют более осторожные формулировки. К примеру, в интервью порталу Altinget министр иностранных дел Дании Л.Л. Расмуссен, отвечая на вопрос о том, не принимает ли сама Дания участие в милитаризации Арктики, одновременно обвиняя Россию в аналогичных действиях, сказал, что «речь не идёт об агрессивной обороне национальной территории (aggressivt territorialforsvar)», а о том, «чтобы лучше понимать и следить за тем, что происходит на нашем арктическом пространстве»3. При этом Арктику в целом нынешний министр иностранных дел Дании, который занял пост после парламентских выборов в ноябре 2022 г., описывает как «зону низкого напряжения с потенциальными рисками». В рамках первой частичной договорённости по реализации датского оборонного соглашения на 2024–2033 гг. одним из приоритетов остаются установка радара на Фарерских островах, который в 2007 г. был закрыт, и закупка двух дронов дальнего действия для мониторинга и поддержания суверенитета в Арктике и Северной Атлантике, а оборонные расходы на арктическом направлении должны иметь не только военный эффект, но и гражданское измерение, что подтверждает движение нынешнего правительства Дании навстречу гренландским интересам4. В ходе конференции «Арктические рубежи – 2024», которая проходила с 29 января по 1 февраля 2024 г. представители Норвегии также выступали с довольно прагматичными высказываниями в адрес России, что нетипично для европейской внешнеполитической риторики после 24 февраля 2022 г. К примеру, Солвей Россебю, с августа 2023 г. занимающая должность старшего должностного лица Норвегии в Арктическом совете, на полях конференции заявила, что «Россия является и всегда была очень конструктивным участником арктического сотрудничества», и подтвердила намерение Норвегии добиваться сохранения этого ключевого формата сотрудничества в Арктике5.

3. Krog A. Løkke opfordrer Grønland og Færøerne til at være varsomme over for Kina i Arktis. Altinget, 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

4. Første delaftale under forsvarsforliget 2024-2033. Forsvarsministeriet, 18.01.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

5. Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: «Without Russia, the Arctic Council Will Not Survive». High North News, 02.02.2024. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
4

В этой ситуации, учитывая какой приоритет норвежское председательство отводит работе над сохранением этой организации, Европейский Союз и нынешний Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель не выступали с похожими заявлениями в поддержку норвежской позиции, что выглядит нелогичным, так как, к примеру, отсутствие контактов с российскими учёными и доступа к данным их исследований не позволяет осуществлять долгосрочное и достоверное прогнозирование изменения климата в Арктике, то есть в сущности эффективно нивелировать угрозы климатической безопасности и проводить климатическую адаптацию6. ЕС, как показывает практика, скорее уделяет больше внимания сохранению форматов сотрудничества, которые проходят под его собственной эгидой, в частности Арктического форума ЕС и Диалога коренных народов, который функционирует с 2019 г. и впервые был проведен в Швеции7. В нынешних условиях кризиса арктического сотрудничества эта инициатива ЕС, которая после начала специальной военной операции прошла в феврале 2023 г. в Гренландии и запланирована на май 2024 г. в Брюсселе, может сыграть положительную роль и компенсировать недостаток взаимодействия коренных народов в условиях кризиса Арктического совета, а также вернуть в повестку дня именно климатические изменения как главную угрозу арктической безопасности8. Однако для достижения наибольшей эффективности работы такого формата ЕС мог бы координировать его программу и с Норвегией, и с другими странами Северной Европы, которые выступают с собственными арктическими приоритетами на время председательства в Арктическом совете. На этом направлении, по всей видимости, требуется создание дополнительных механизмов внешнеполитической координации. В то же время ЕС может быть в большей степени озабочен поиском самостоятельного места в арктическом управлении, а не дополнением национальных стратегий арктических государств.

6. Breum M. Krigsskadet klimaforskning. Weekendavisen, 22.01.2024. Available at: >>> (accessed: 14.02.2024).

7. The first EU Arctic Forum 3–4 October in Umeå, Sweden. Northern Sparsely Populated Areas, 06.10.2019. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

8. Debanck L. The EU as an Actor in the Arctic. The Arctic Institute, 25.04.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
5

В вопросе взаимодействия с Китаем, для которого Арктика хотя и не является ключевым внешнеполитическим направлением, страны Северной Европы демонстрируют определённую самостоятельность, которая не вполне вписываются в курс стратегической автономии ЕС, если рассматривать её как усиление внешнеполитической координации государств-членов. В частности, накануне визита в Китай в августе 2023 г. Л.Л. Расмуссен заявил, что «если мы будем говорить только с теми, кто похож на нас самих, тогда мы окажемся в очень маленьком кругу общения»9. В декабре 2023 г. Дания стала соорганизатором одной из крупнейших в Азии выставок морских технологий и судостроения (Marintec China), причём Дания в принципе первая страна в мире, которой за время существования выставки была отведена подобная роль, что, безусловно, ещё больше способствовало росту внимания к этому малому государству в Северной Европе со стороны азиатского бизнеса10. В случае Дании стоит отметить и её необычно активную поддержку предоставления Китаю статуса наблюдателя в Арктическом совете, что состоялось в 2013 г., хотя в тот период, к примеру, соседняя Норвегия, США и Канада как одни из ключевых внешнеполитических партнёров и союзников Дании, занимали неопределённую и нерешительную позицию по этому вопросу. Причины такой нетипично самостоятельной позиции Копенгагена связываются, с одной стороны, с тем, что идея вовлечения Китая в равной степени поддерживалась и Гренландией, и Данией, а с другой – с внешнеполитической идентичностью Дании как малого государства, заинтересованного в развитии многосторонних институтов сотрудничества и в целом международных организаций. К примеру, Дания также поддерживала заявку Республики Корея на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете. Однако другие возможные объяснения состоят в том, что Дания видела в одобрении китайской заявки скорее вопросы статуса и престижа в мировой политике, чем предоставление Китаю реального влияния на арктическое управление, либо опасалась возможного более активного вовлечения ООН в вопросы арктической политики, которые Копенгаген хотел бы решать совместно с другими заинтересованными государствами, а не на глобальном уровне11.

9. Parello-Plesner J. Løkke skal huske, at i Kina spiser de udenrigsministre. Altinget, 16.08.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

10. Larsen S. H. Danmark bliver medvært for stor kinesisk marinemesse. Maritime Direct, 20.10.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

11. Kluth M., Lyngaard K. Small State Strategies in Emerging Regional Governance Structures: Explaining the Danish Advocacy for China’s Inclusion in the Arctic Council. European Politics and Society, Vol. 19, № 1, 2018, pp. 103-119, DOI: >>>
6

В начале февраля 2024 г. министр иностранных дел соседней Норвегии также посетил Китай в рамках празднования 70-летия установления дипломатических отношений между Осло и Пекином, что стало первым подобным визитом за последние пять лет12. Министр иностранных дел Норвегии, в частности, подчеркнул, что сотрудничество с Китаем ведётся Норвегией для «обеспечения национальных норвежских интересов» и «целей глобального развития», а также заявил, что политика Норвегии в отношении Китая должна быть «ясной и предсказуемой»13. Норвегия также в настоящий момент остаётся единственной страной в Европе, которая ведёт с Китаем переговоры по поводу создания зоны свободной торговли, а первой европейской страной, которая заключила договор о ЗСТ с КНР стала Исландия. Договор вступил в силу в июле 2014 года.

12. Eide i Kina: – Stater må klare å være både enige og uenige samtidig. NRK, 06.02.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

13. Viktig dialog med Kina. Regjeringen, 05.02.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).
7

Таким образом, страны Северной Европы в условиях американо-китайской конфронтации, так и рассмотрения Китая как системного конкурента на уровне ЕС стремятся сохранить возможность следования собственной национальной внешнеэкономической и внешнеполитической повестке в отношениях с КНР, хотя и стараются при этом уделять внимание обсуждению прав человека, китайской политической системы и позиции Китая по конфликту на Украине. В то же время важно отметить, что несмотря на указанные расхождения ЕС, как и страны Северной Европы, заинтересован в сохранении Арктики в качестве бесконфликтного пространства или по меньшей мере малой управляемой напряжённости, особенно учитывая растущие риски региональных кризисов на Ближнем Востоке, Балканах и в Балтийском море. Такая позиция ЕС объясняется исследователями перенесением идеи недопустимости повторения общеевропейской войны, которая лежала в основе послевоенного создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) как проекта примирения, прежде всего между Францией и Германией, на другие сферы и регионы, в частности Арктику, где продвижение норм ЕС в области климата и управление океанами воспринимается как основа онтологической безопасности ЕС и предотвращения нового регионального кризиса14. Однако это общее внимание к сохранению арктического мира не приводит к совпадению национальных интересов и стратегических задач ЕС, который больше опирается на применение к Арктике универсальных норм глобального управления, чем выработку уникального арктического режима, который бы соответствовал именно восьми государствам – членам Арктического совета.

14. Gricius G., Raspotnik A. The European Union’s «Never Again» Arctic Narrative. Journal of Contemporary European Studies, 2023, pp. 1-14, DOI: >>>
8

Отсутствие арктического ориентира в оборонном сотрудничестве ЕС

 

Ключевые военные проекты, касающиеся присутствия стран Северной Европы в Арктике, всё же реализуется не в рамках Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам обороны (PESCO), а на двухсторонней или национальной основе. К примеру, строительство подводных лодок класса 212CD, которое официально началось в сентябре 2023 г., осуществляется на двухсторонней – между агентствами военных закупок Норвегии и Германии15. Соответствующий договор о сотрудничестве в области подводных лодок был подписан ещё в 2018 г., а текущий контракт, в рамках которого шесть подлодок нового класса предназначено для Норвегии, а две – для Германии в июле 2021 г., первые подлодки планируется поставить к 2029 году16. Кроме того, Германии как одному из ключевых партнёров Норвегии в сфере оборонного сотрудничества успешно удаётся компенсировать лишь частичное участие последней в Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам обороны, дублируя ряд направлений взаимодействия на двустороннем уровне17. Схожая ситуация наблюдается и в случае Дании, где ещё в августе 2022 г. было заявлено о планах масштабных вложений в модернизацию национальных военно-морских сил, в частности семи новых патрульных кораблей, которые планируется построить в течение следующих десяти лет18. Примечательно, что в Дании заранее был сформирован консорциум для осуществления такой масштабной задачи, и этот проект не выставлялся на общеевропейский или даже внутренний тендер и позиционируется как восстановление и возрождение в первую очередь национальных датских компетенций в области проектирования и постройки военных кораблей, что, по словам тогдашнего министра оборона Дании Мортена Бедскова, «должно пойти на пользу датскому военно-промышленному комплексу, создать новые рабочие места в Дании и, не в последнюю очередь, укрепить безопасность Дании»19.

15. Byggingen av Norges nye ubåt er i gang. Forsvaretsforum, 12.09.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

16. Referat fra foredrag om Ubåtprosjektet 212CD i forbindelse med generalmønstring i september 2022 ved Flaggkommandør Olav Andreas Dahl. Norsk Ubåtforening. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

17. Трунов Ф. О. Германо-норвежские отношения во второй половине 2010-х гг.: политические и военные аспекты. Электронный научно-образовательный журнал «История», Т. 14, Вып. 8 (130), 2023, сс. 1-16, DOI: >>>

18. Jensen C., Juel P. R., Ringsmose J. Dansk Metal, SDU og borgmester: Vi bør genstarte skibsproduktionen og indlede et nyt kapitel i dansk værftshistorie. Altinget, 10.01.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

19. Hansen U. Danske virksomheder skal bygge nye flådeskibe for 40 mia. kr. Dansk Indusrti, 18.08.2022. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
9

Такие крупные оборонные расходы на модернизацию военно-морских сил, которые составят около 40 млрд датских крон в следующие 20 лет, рассматриваются в качестве критических для национальной безопасности Дании, и законодательство ЕС позволяет в таких случаях делать исключения и не проводить общеевропейские тендеры, что позволит сконцентрироваться именно на укреплении, а по сути возрождения датской военно-морской промышленности и соответствующих компетенций20. При такой расстановке приоритетов остаётся немного места для общеевропейских проектов, хотя представители деловых кругов и правительств говорят, что конкурентоспособная датская промышленность принесёт пользу и союзникам по НАТО. Особую роль в этом планируемом «морском возрождении» Дании будет играть роботизация. В конце января 2024 г. также стало известно о том, что Агентство закупок Министерства обороны Дании заключило с 12 датскими верфями договоры об обслуживании и ремонте военных кораблей, что ещё раз демонстрирует, как важно для Копенгагена к поддержанию именно национальных производителей.21

20. Lindqvist A. Interview: Søværnet skal have krigsskibe for 40 milliarder, og forsvarsministeren vil helst købe dansk. Berlingske, 18.08.2022. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

21. Forsvaret underskriver aftaler med 12 danske værfter. Nordiske Medier, 23.01.2024. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
10

В случае Норвегии, однако, необходимо выделить цифровой аспект стратегической автономии, который может иметь важное значение для арктической политики Осло. Норвегия выражает беспокойство, что для её участия в цифровом измерении стратегической автономии ЕС, а именно программе развёртывания телекоммуникационных спутников IRIS2 (Infrastructure for Resilience, Interconnectivity and Security by Satellite), которая постепенно начала реализовываться с 2024 г.22 и может использоваться и для мониторинга арктических территорий, потребуется отдельное двухстороннее соглашение между Норвегией и ЕС23. Это связано с тем, что этот проект не регулируется положениями договора о ЕЭЗ. Кроме того, проблема состоит ещё и в том, что эта крупная программа формировалась без норвежского участия, то есть у Осло не было возможности потенциально адаптировать её под свои интересы. Вместе с тем открытие на территории Северной Европы двух коммерческих космодромов – в январе 2023 г. в Кируне (он стал первым материковым космодромом для запуска спутников на территории Европы, помимо космической базы в Французской Гвиане) и в ноябре 2023 г. на норвежском острове Аннёйа – потенциально создаёт новую сферу сотрудничества для северных стран и ЕС. При этом к концу марта 2024 г. до сих пор остаётся неизвестным, когда эти космодромы точно начнут первые запуски спутников, хотя их инфраструктура уже используется для тестирования ракетных технологий и проведения научных экспериментов. Тем не менее эти тенденции демонстрируют, что цифровое и арктическое измерение стратегической автономии ЕС могут оказаться тесно связаны в будущем24. Норвегия явно заинтересована в участии в спутниковой программе IRIS2; этот проект как одна из составляющих стратегической автономии ЕС демонстрирует, что НАТО и ЕС могут дополнять друг друга в сфере безопасности благодаря различным компетенциям25.

22. В начале марта 2024 г. стало известно, что на базе итальянского космического центра Фучино будет осуществляться управление спутниковой системой IRIS2, её полное развёртывание планируется к 2027 г. Fucino to host Iris2 EU satellite control centre. ANSA, 04.03.2024. Available at: >>> (accessed: 23.03.2024)

23. Guldstad C. Vestre tror Norge kan få en Iris2-avtale med EU i 2024. Altinget, 07.11.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

24. Bennet M. A Look Back At 2023 In The Arctic. Cryopolitics, 21.12.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

25. Rieker P., Friis K. Kronikk: Satser på sikre satellitter – Norge stengt ute. NUPI, 14.03.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
11 В связи с общим кризисом европейской безопасности Норвегия всё чаще задумывается над тем, что членство в НАТО недостаточно для полного обеспечения национальной безопасности и помимо этого необходимо усиление военно-политического сотрудничества с ЕС, которое не гарантируется в достаточной мере договором о ЕЭЗ. То, что Норвегия активно будет стремиться заключить соглашение с ЕС о присоединение к программе IRIS2 в 2024 г. можно считать подтверждением этой тенденции, но в то же время эта программа всё же не напрямую связана с европейским оборонным сотрудничеством как ядром стратегической автономии, а скорее с её цифровыми аспектами.
12

Сохранение общих экономических и политических расхождений

 

Следование зелёному переходу может нанести ущерб стратегическому присутствию Норвегии на Шпицбергене. В 2021 г. Норвегия планировала закрыть как последнюю угольную шахту, так и единственную угольную ТЭЦ на своей территории осенью 2023 г., но в сентябре 2022 г. горнодобывающая компания Store Norske приняла решение о продление добычи до лета 2025 г. в свете роста цен на каменный уголь и ради сохранения запасного источника топлива для энергетического обеспечения Лонгйира (Longyearbyen), которое в будущем планируется гарантировать за счёт ВИЭ26. Перевод Лонгйира на зелёную энергетику по плану должен быть осуществлён до 2030 г. С 1983 г. уголь был главным источником энергии для этого крупнейшего норвежского населённого пункта на архипелаге, осенью 2023 г. в качестве временного решения энергетические потребности города будут обеспечиваться за счёт дизельного топлива27. Несмотря на формальное закрытие угольной ТЭЦ в Лонгйире в октябре 2023 г., возможность экстренного возобновления её работы сохраняется на случай экстремально низких температур28. Однако эти меры, предпринимаемые для снижения выбросов парниковых газов, и, в частности, закрытие угольной промышленности на архипелаге может привести к росту влияния внешних игроков в особой зоне норвежских интересов, которые могут занять оставленные Норвегией месторождения и начать собственную добычу наряду с развитием соответствующей инфраструктуры29.

26. Haram K. Store Norske forlenger gruvedriften på Svalbard. Store Norske, 01.09.2022. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

27. Kan vente seg nesten 20.000 kroner dyrere strømregning. Dagsavisen, 04.06.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

28. Stenberg E. B. Nå er det slutt for Norges eneste kullkraftverk. Energiwatch, 19.10.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

29. Haugli B., Bjøru E. L. Frykter tap av kontroll på Svalbard. Dagsavisen, 30.05.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).
13

Другим примером расхождения позиций ЕС и Норвегии стало одобрение Стортингом (Stortinget – однопалатный парламент страны) 9 января 2024 г. планов привлечения коммерческого сектора к разведке и потенциальной добыче глубоководных негорючих полезных ископаемых на континентальном шельфе, что противоречит позиции ЕС и отдельных европейских государств, которые считают, что такая деятельность может привести к непредсказуемым и необратимым экологическим последствиям для окружающей среды. Норвегия, однако, оправдывает свои действия необходимостью обладания собственными надёжными источниками поставок редкоземельных элементов, которые будут необходимы для осуществления зелёного перехода и обеспечения ресурсной автономии ЕС. На этот шаг Норвегия пошла, даже несмотря на масштабный удар по международной репутации, так как речь идёт о районе континентального шельфа, площадь которого составляет ¾ наземной площади Норвегии30. Таким образом, климатическое измерение стратегической автономии ЕС и экологические опасения могут приходить в противоречие с национальными интересами страны и её видением развития арктических пространств, даже несмотря на то, что в апреле 2023 г. между ЕС и Норвегией был создан «зелёный альянс» по аналогии с соглашением между ЕС и Японией в 2021 году31.

30. Haugan M. N. En havnasjon som er villig til å ødelegge sitt eget hav? Altinget, 15.01.2024. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).

31. European Green Deal: New EU-Norway Green Alliance to Deepen Cooperation on Climate, Environment, Energy and Clean Industry. European Commission, 24.04.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
14

Ещё одной иллюстрацией сложностей в имплементации мер климатической политики ЕС в Норвегии является закрытость и медленные выжидательные темпы этого процесса, который не выносится на широкие общественные обсуждения. К примеру, в Швеции 30 июня 2023 г. правительство поручило экономисту Джону Хасслеру (John Hassler) подготовить анализ и предложения того, какие меры и реформы Швеция может осуществить для достижения целевого показателя ЕС по снижению выбросов на 55% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. и в свете остальных положений климатического регулирования на уровне ЕС, итоговый доклад был представлен в октябре 2023 г. в открытом доступе и содержал 46 предложений для климатической политики Швеции32. В Норвегии же представители профильных министерств отказались комментировать прошедшее 29 июня 2023 г. заседание с Европейской комиссией, где обсуждалась имплементация европейских норм в норвежское законодательство, обосновав это возможной угрозой «внешнеполитическим интересам Норвегии»33.

32. Utredare John Hasslers förslag på hur klimatpolitiken bör utvecklas till följd av EU:s klimatpaket Fit for 55. Regeringskansliet, 18.10.2023. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).

33. Ask A. O. Norge og Sverige innfører EUs klimapolitikk – i Norge skjer det bak lukkede dører. Energi og Klima, 06.07.2023. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).
15

В случае с Гренландией, с которой ЕС в ноябре 2023 г. заключил меморандум о сотрудничестве в сфере критических важных ресурсов, ситуация также выглядит для Дании неоднозначно. С одной стороны, Гренландия и её ресурсный потенциал и военно-стратегической положение в Арктике позволяют Копенгагену использовать её в отношениях с ЕС и США, повышая политическое влияние и возможности такой малой страны, как Дания. Но, с другой стороны, принимая во внимание сближение Гренландии и США, модернизацию космической базы Питуффик (Pituffik Space Base; ранее – авиабаза Туле) на её территории и заключение в декабре 2022 г. нового контракта на её обслуживание, который перешёл к гренландской компании и, тем самым, принёс дополнительные доходы в гренландский бюджет, а также начавшееся уже формальное сближение Гренландии и ЕС, Дания рискует потерять инструменты воздействия на свою арктическую автономию, так как обеспечение её безопасности и, что немаловажно, экономического развития может перейти к более крупным игрокам. В Гренландии также осознают складывающиеся тенденции и пытаются выстраивать отношения с Вашингтоном и Брюсселем на самостоятельной основе, ограничивая возможности Дании по использованию «гренландского фактора».

16

Заключение. Адаптация стратегической автономии ЕС к национальным интересам Дании и Норвегии

 

Проведённый анализ противоречий установок стратегической автономии ЕС и арктических интересов стран Северной Европы демонстрирует, что европейское оборонное сотрудничество может нуждаться в более выраженных региональных проектах, соответствующих специфике стратегических регионов, таких как Средиземноморье, Балтийское море, Арктика и других морских пространств. В случае Дании это особенно актуально, так как стране необходимо осуществлять оборонное планирование, исходя из тесной связи Балтийского региона и Арктики как в сущности единого пространства, так как возникновение конфликта с Россией в Балтийском море потенциально приведёт и к боевым действиям в Арктике и Северной Атлантике, которые, по оценкам датских экспертов, предполагают получение Россией контроля над северными регионами Норвегии и Финляндии, Баренцевым и Норвежскими морями, а также ограничение возможной ответной реакции НАТО в Северной Атлантике вплоть до Фареро-Исландского рубежа34.

34. Theussen A. Arktis og Østersøen skal tænkes sammen i forsvarspolitikken. DIIS, Policy Brief, December 2023, 4 p.
17 С другой стороны, ЕС может разработать дополнительные меры поддержки двустороннего и многостороннего оборонного сотрудничества между государствами-членами, которое организуется за рамками Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation – PESCO) и Европейского оборонного фонда (European Defence Fund, EDF) и зачастую оказывается гибким и более точно соответствующим специфическим потребностям национальных вооружённых сил. В сфере внешней политики и арктической стратегии ЕС требуется создание механизмов координации и выработки совместного видения развития Арктики со странами Северной Европы, для которых этот регион представляет сферу особых интересов и которые всё же стремятся сохранить самостоятельность и свободу действий на этом направлении. В вопросах проведения согласованной внешней политики и имплементации условий «зелёной сделки» на национальном уровне, вероятно, также потребуется создание дополнительных механизмов координации. В сфере климатической политике как между ЕС и отдельными государствами, так и внутри самих государств, особенно в Норвегии, где этот процесс отличается большой закрытостью и длительностью, и Дании, где присутствует сильное аграрное лобби, возможно возникновение новых конфликтов, которые будут препятствовать полноценной реализации стратегической автономии ЕС.

References

1. Cinciripini L. The Arctic within EU Strategies: A Renewed Centrality. ¬ IAI Commentary № 37, July 2023, 6 p.

2. Mouritzen H. Danmark og Island: kurrer på tråden mellem arktiske venner. ¬ DIIS, Policy Brief, November 2017, 4 p.

3. Krog A. Løkke opfordrer Grønland og Færøerne til at være varsomme over for Kina i Arktis. Altinget, 11.04.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/isen-knager-paa-danmarks-nordligste-front (accessed: 09.02.2024).

4. Første delaftale under forsvarsforliget 2024-2033. Forsvarsministeriet, 18.01.2024. Available at: https://www.fmn.dk/da/nyheder/2024/forste-delaftale-sikrer-nye-droner-til-arktis-og-nordatlanten/ (accessed: 09.02.2024).

5. Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: «Without Russia, the Arctic Council Will Not Survive». High North News, 02.02.2024. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/without-russia-arctic-council-will-not-survive (accessed: 11.02.2024).

6. Breum M. Krigsskadet klimaforskning. Weekendavisen, 22.01.2024. Available at: https://www.weekendavisen.dk/2024-4/ideer/krigsskadet-klimaforskning (accessed: 14.02.2024).

7. The first EU Arctic Forum 3–4 October in Umeå, Sweden. Northern Sparsely Populated Areas, 06.10.2019. Available at: https://www.nspa-network.eu/news/2019/10/ (accessed: 11.02.2024).

8. Debanck L. The EU as an Actor in the Arctic. The Arctic Institute, 25.04.2023. Available at: https://www.thearcticinstitute.org/eu-actor-arctic/ (accessed: 11.02.2024).

9. Parello-Plesner J. Løkke skal huske, at i Kina spiser de udenrigsministre. Altinget, 16.08.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/loekke-boer-tage-et-usa-og-nato-orienteret-budskab-med-til-kina (accessed: 09.02.2024).

10. Larsen S. H. Danmark bliver medvært for stor kinesisk marinemesse. Maritime Direct, 20.10.2023. Available at: https://maritime.direct/2023/11/20/danmark-bliver-medvaert-for-stor-kinesisk-marinemesse/ (accessed: 09.02.2024).

11. Kluth M., Lyngaard K. Small State Strategies in Emerging Regional Governance Structures: Explaining the Danish Advocacy for China’s Inclusion in the Arctic Council. European Politics and Society, Vol. 19, № 1, 2018, pp. 103-119, DOI: https://doi.org/10.1080/23745118.2017.1347597

12. Eide i Kina: – Stater må klare å være både enige og uenige samtidig. NRK, 06.02.2024. Available at: https://www.nrk.no/urix/eide-i-kina_-_-viktig-a-snakke-om-uigurene-og-hongkong-1.16749214 (accessed: 09.02.2024).

13. Viktig dialog med Kina. Regjeringen, 05.02.2024. Available at: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/viktig-dialog-med-kina/id3024481/ (accessed: 09.02.2024).

14. Gricius G., Raspotnik A. The European Union’s «Never Again» Arctic Narrative. Journal of Contemporary European Studies, 2023, pp. 1-14, DOI: https://doi.org/10.1080/14782804.2023.2193735

15. Byggingen av Norges nye ubåt er i gang. Forsvaretsforum, 12.09.2023. Available at: https://www.forsvaretsforum.no/bjorn-arild-gram-norge-tyskland/byggingen-av-norges-nye-ubat-er-i-gang/343819 (accessed: 09.02.2024).

16. Referat fra foredrag om Ubåtprosjektet 212CD i forbindelse med generalmønstring i september 2022 ved Flaggkommandør Olav Andreas Dahl. Norsk Ubåtforening. Available at: https://www.norskubaatforening.org/status-pa-prosjekt-212-cd-2022/ (accessed: 09.02.2024).

17. Trunov F. O. Germano-norvezhskie otnosheniya vo vtoroj polovine 2010-kh gg.: politicheskie i voennye aspekty. Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya», T. 14, Vyp. 8 (130), 2023, ss. 1-16, DOI: https://doi.org/10.18254/S207987840027794-2

18. Jensen C., Juel P. R., Ringsmose J. Dansk Metal, SDU og borgmester: Vi bør genstarte skibsproduktionen og indlede et nyt kapitel i dansk værftshistorie. Altinget, 10.01.2023. Available at: https://www.altinget.dk/erhverv/artikel/dansk-metal-sdu-borgmester-vi-boer-genstarte-skibsproduktionen-og-indlede-et-nyt-kapitel-i-dansk-vaerftshistorie (accessed: 11.02.2024).

19. Hansen U. Danske virksomheder skal bygge nye flådeskibe for 40 mia. kr. Dansk Indusrti, 18.08.2022. Available at: https://www.danskindustri.dk/di-business/arkiv/nyheder/2022/8/di-erhvervsliv-vil-bidrage-massivt-til-nye-krigsskibe/ (accessed: 11.02.2024).

20. Lindqvist A. Interview: Søværnet skal have krigsskibe for 40 milliarder, og forsvarsministeren vil helst købe dansk. Berlingske, 18.08.2022. Available at: https://www.berlingske.dk/samfund/interview-soevaernet-skal-have-krigsskibe-for-40-milliarder-og (accessed: 11.02.2024).

21. Forsvaret underskriver aftaler med 12 danske værfter. Nordiske Medier, 23.01.2024. Available at: https://www.nordiskemedier.dk/article/view/1076730/forsvaret_underskriver_aftaler_med_12_danske_vaerfter (accessed: 11.02.2024).

22. V nachale marta 2024 g. stalo izvestno, chto na baze ital'yanskogo kosmicheskogo tsentra Fuchino budet osuschestvlyat'sya upravlenie sputnikovoj sistemoj IRIS2, eyo polnoe razvyortyvanie planiruetsya k 2027 g. Fucino to host Iris2 EU satellite control centre. ANSA, 04.03.2024. Available at: https://www.ansa.it/english/news/2024/03/04/fucino-to-host-iris2-eu-satellite-control-centre_b0c830dc-e1de-410e-91dd-c237c4e92702.html (accessed: 23.03.2024)

23. Guldstad C. Vestre tror Norge kan få en Iris2-avtale med EU i 2024. Altinget, 07.11.2023. Available at: https://www.altinget.no/artikkel/guri-melby-iris2-skal-ogsaa-brukes-til-maritim-overvaakning-i-arktis (accessed: 10.02.2024).

24. Bennet M. A Look Back At 2023 In The Arctic. Cryopolitics, 21.12.2023. Available at: https://www.cryopolitics.com/2023/12/21/2023-in-the-arctic/ (accessed: 10.02.2024).

25. Rieker P., Friis K. Kronikk: Satser på sikre satellitter – Norge stengt ute. NUPI, 14.03.2023. Available at: https://www.nupi.no/nyheter/kronikk-satser-paa-sikre-satellitter-norge-stengt-ute (accessed: 11.02.2024).

26. Haram K. Store Norske forlenger gruvedriften på Svalbard. Store Norske, 01.09.2022. Available at: https://www.snsk.no/nyheter/7845/store-norske-forlenger-gruvedriften-pa-svalbard (accessed: 10.02.2024).

27. Kan vente seg nesten 20.000 kroner dyrere strømregning. Dagsavisen, 04.06.2023. Available at: https://www.dagsavisen.no/nyheter/2023/06/04/kan-vente-seg-nesten-20000-kroner-dyrere-stromregning/ (accessed: 10.02.2024).

28. Stenberg E. B. Nå er det slutt for Norges eneste kullkraftverk. Energiwatch, 19.10.2023. Available at: https://energiwatch.no/nyheter/fornybar/article16527415.ece (accessed: 10.02.2024).

29. Haugli B., Bjøru E. L. Frykter tap av kontroll på Svalbard. Dagsavisen, 30.05.2023. Available at: https://www.dagsavisen.no/nyheter/2023/05/29/frykter-tap-av-kontroll-pa-svalbard/ (accessed: 10.02.2024).

30. Haugan M. N. En havnasjon som er villig til å ødelegge sitt eget hav? Altinget, 15.01.2024. Available at: https://www.altinget.no/artikkel/en-havnasjon-som-er-villig-til-aa-oedelegge-sitt-eget-hav (accessed: 12.02.2024).

31. European Green Deal: New EU-Norway Green Alliance to Deepen Cooperation on Climate, Environment, Energy and Clean Industry. European Commission, 24.04.2023. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_2391 (accessed: 11.02.2024).

32. Utredare John Hasslers förslag på hur klimatpolitiken bör utvecklas till följd av EU:s klimatpaket Fit for 55. Regeringskansliet, 18.10.2023. Available at: https://www.regeringen.se/pressmeddelanden/2023/10/utredare-john-hasslers-forslag-pa-hur-klimatpolitiken-bor-utvecklas-till-foljd-av-eus-klimatpaket-fit-for-55/ (accessed: 12.02.2024).

33. Ask A. O. Norge og Sverige innfører EUs klimapolitikk – i Norge skjer det bak lukkede dører. Energi og Klima, 06.07.2023. Available at: https://www.energiogklima.no/nyhet/brussel/norge-og-sverige-innforer-eus-klimapolitikk-i-norge-skjer-det-bak-lukkede-dorer (accessed: 12.02.2024).

34. Theussen A. Arktis og Østersøen skal tænkes sammen i forsvarspolitikken. DIIS, Policy Brief, December 2023, 4 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate