Неудобные партнёры? Восприятие арктического измерения стратегической автономии ЕС в Дании и Норвегии
Неудобные партнёры? Восприятие арктического измерения стратегической автономии ЕС в Дании и Норвегии
Аннотация
Код статьи
S207054760030446-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белухин Никита Евгеньевич 
Должность: Аспирант; младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена противоречиям между курсом стратегической автономии ЕС и национальными интересами Дании и Норвегии в Арктике в сфере внешней политики, оборонного сотрудничества и «зелёного перехода». Дипломатические расхождения заключаются в стремлении стран Северной Европы сохранить самостоятельность и свободу для манёвра, в том числе в отношениях с Россией и Китаем, в то время как ЕС скорее заинтересован в сохранении и развитии форматов арктического сотрудничества под своей эгидой, а не координации действий с Копенгагеном или Осло. Европейское оборонное сотрудничество в настоящий момент также не играет значимой роли для арктического присутствия Дании и Норвегии, так как их наиболее крупные проекты модернизации вооружённых сил реализуется либо на национальном уровне, либо на межгосударственном с отдельными партнёрами. Наконец, в сфере климатической политики, скорее всего, потребуется долгий поиск компромисса, так как Норвегия проявляет нерешительность в имплементации климатических норм ЕС и в вопросе возможной добычи негорючих полезных ископаемых на морском дне идёт на конфликт с Брюсселем, а в Дании присутствует аграрное лобби, которое добивается исключений и отсрочек по различным климатическим вопросам.

Ключевые слова
Норвегия, стратегическая автономия, ЕС, Арктика, климат, Гренландия, Дания
Классификатор
Получено
15.02.2024
Дата публикации
29.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
169
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение. Арктика в координатах стратегической автономии ЕС

 

Долгосрочный интерес ЕС к Арктике находит отражение как в арктической стратегии 2021 г., так и Стратегическом компасе 2022 г. (A Strategic Compass), причём по сравнению с 2008 г., когда ЕС впервые принял стратегический документ по арктической тематике, теперь этот регион рассматривается не только с точки зрения климатических угроз и научных исследований, но и как «возможное пространство геополитического соперничества и столкновений»1. В то же время для стран Северной Европы в вопросах арктической безопасности большее место занимает именно НАТО, а место ЕС в оборонном планировании и отношениях с Россией на арктическом векторе пока остаётся неопределённым, что обусловлено рядом противоречий.

1. Cinciripini L. The Arctic within EU Strategies: A Renewed Centrality. IAI Commentary № 37, July 2023, 6 p.
2

В этой связи анализ подходов двух североевропейских стран – Дании и Норвегии – как членов неформального клуба «Арктическая пятёрка», имеющих береговую линию с Северным Ледовитым океаном и имеющих тесные, но различающиеся отношения с ЕС, к установкам стратегической автономии представляет особый интерес. Исландия, которая рассматривается в качестве субарктической страны, не омывающейся водами Северного Ледовитого океана, в ответ на то, что она не была приглашена к подписанию Илулиссатской декларации в 2008 г., создала в 2013 г. собственный форум «Арктический круг», куда регулярно приглашается большое число представителей неарктических государств, в том числе имеющих статус наблюдателей в Арктическом совете2. Противоречия между элементами стратегической автономии ЕС и национальными интересами Дании и Норвегии в Арктике в рамках настоящей статьи будут рассмотрены во внешнеполитической, военно-технической и климатической сферах.

2. Mouritzen H. Danmark og Island: kurrer på tråden mellem arktiske venner. DIIS, Policy Brief, November 2017, 4 p.
3

Проблемы внешнеполитической координации на арктическом направлении

 

Несмотря на общую антироссийскую направленность внешней политики Дании применительно к Арктике, её официальные представители всё же используют более осторожные формулировки. К примеру, в интервью порталу Altinget министр иностранных дел Дании Л.Л. Расмуссен, отвечая на вопрос о том, не принимает ли сама Дания участие в милитаризации Арктики, одновременно обвиняя Россию в аналогичных действиях, сказал, что «речь не идёт об агрессивной обороне национальной территории (aggressivt territorialforsvar)», а о том, «чтобы лучше понимать и следить за тем, что происходит на нашем арктическом пространстве»3. При этом Арктику в целом нынешний министр иностранных дел Дании, который занял пост после парламентских выборов в ноябре 2022 г., описывает как «зону низкого напряжения с потенциальными рисками». В рамках первой частичной договорённости по реализации датского оборонного соглашения на 2024–2033 гг. одним из приоритетов остаются установка радара на Фарерских островах, который в 2007 г. был закрыт, и закупка двух дронов дальнего действия для мониторинга и поддержания суверенитета в Арктике и Северной Атлантике, а оборонные расходы на арктическом направлении должны иметь не только военный эффект, но и гражданское измерение, что подтверждает движение нынешнего правительства Дании навстречу гренландским интересам4. В ходе конференции «Арктические рубежи – 2024», которая проходила с 29 января по 1 февраля 2024 г. представители Норвегии также выступали с довольно прагматичными высказываниями в адрес России, что нетипично для европейской внешнеполитической риторики после 24 февраля 2022 г. К примеру, Солвей Россебю, с августа 2023 г. занимающая должность старшего должностного лица Норвегии в Арктическом совете, на полях конференции заявила, что «Россия является и всегда была очень конструктивным участником арктического сотрудничества», и подтвердила намерение Норвегии добиваться сохранения этого ключевого формата сотрудничества в Арктике5.

3. Krog A. Løkke opfordrer Grønland og Færøerne til at være varsomme over for Kina i Arktis. Altinget, 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

4. Første delaftale under forsvarsforliget 2024-2033. Forsvarsministeriet, 18.01.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

5. Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: «Without Russia, the Arctic Council Will Not Survive». High North News, 02.02.2024. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
4

В этой ситуации, учитывая какой приоритет норвежское председательство отводит работе над сохранением этой организации, Европейский Союз и нынешний Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель не выступали с похожими заявлениями в поддержку норвежской позиции, что выглядит нелогичным, так как, к примеру, отсутствие контактов с российскими учёными и доступа к данным их исследований не позволяет осуществлять долгосрочное и достоверное прогнозирование изменения климата в Арктике, то есть в сущности эффективно нивелировать угрозы климатической безопасности и проводить климатическую адаптацию6. ЕС, как показывает практика, скорее уделяет больше внимания сохранению форматов сотрудничества, которые проходят под его собственной эгидой, в частности Арктического форума ЕС и Диалога коренных народов, который функционирует с 2019 г. и впервые был проведен в Швеции7. В нынешних условиях кризиса арктического сотрудничества эта инициатива ЕС, которая после начала специальной военной операции прошла в феврале 2023 г. в Гренландии и запланирована на май 2024 г. в Брюсселе, может сыграть положительную роль и компенсировать недостаток взаимодействия коренных народов в условиях кризиса Арктического совета, а также вернуть в повестку дня именно климатические изменения как главную угрозу арктической безопасности8. Однако для достижения наибольшей эффективности работы такого формата ЕС мог бы координировать его программу и с Норвегией, и с другими странами Северной Европы, которые выступают с собственными арктическими приоритетами на время председательства в Арктическом совете. На этом направлении, по всей видимости, требуется создание дополнительных механизмов внешнеполитической координации. В то же время ЕС может быть в большей степени озабочен поиском самостоятельного места в арктическом управлении, а не дополнением национальных стратегий арктических государств.

6. Breum M. Krigsskadet klimaforskning. Weekendavisen, 22.01.2024. Available at: >>> (accessed: 14.02.2024).

7. The first EU Arctic Forum 3–4 October in Umeå, Sweden. Northern Sparsely Populated Areas, 06.10.2019. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

8. Debanck L. The EU as an Actor in the Arctic. The Arctic Institute, 25.04.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
5

В вопросе взаимодействия с Китаем, для которого Арктика хотя и не является ключевым внешнеполитическим направлением, страны Северной Европы демонстрируют определённую самостоятельность, которая не вполне вписываются в курс стратегической автономии ЕС, если рассматривать её как усиление внешнеполитической координации государств-членов. В частности, накануне визита в Китай в августе 2023 г. Л.Л. Расмуссен заявил, что «если мы будем говорить только с теми, кто похож на нас самих, тогда мы окажемся в очень маленьком кругу общения»9. В декабре 2023 г. Дания стала соорганизатором одной из крупнейших в Азии выставок морских технологий и судостроения (Marintec China), причём Дания в принципе первая страна в мире, которой за время существования выставки была отведена подобная роль, что, безусловно, ещё больше способствовало росту внимания к этому малому государству в Северной Европе со стороны азиатского бизнеса10. В случае Дании стоит отметить и её необычно активную поддержку предоставления Китаю статуса наблюдателя в Арктическом совете, что состоялось в 2013 г., хотя в тот период, к примеру, соседняя Норвегия, США и Канада как одни из ключевых внешнеполитических партнёров и союзников Дании, занимали неопределённую и нерешительную позицию по этому вопросу. Причины такой нетипично самостоятельной позиции Копенгагена связываются, с одной стороны, с тем, что идея вовлечения Китая в равной степени поддерживалась и Гренландией, и Данией, а с другой – с внешнеполитической идентичностью Дании как малого государства, заинтересованного в развитии многосторонних институтов сотрудничества и в целом международных организаций. К примеру, Дания также поддерживала заявку Республики Корея на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете. Однако другие возможные объяснения состоят в том, что Дания видела в одобрении китайской заявки скорее вопросы статуса и престижа в мировой политике, чем предоставление Китаю реального влияния на арктическое управление, либо опасалась возможного более активного вовлечения ООН в вопросы арктической политики, которые Копенгаген хотел бы решать совместно с другими заинтересованными государствами, а не на глобальном уровне11.

9. Parello-Plesner J. Løkke skal huske, at i Kina spiser de udenrigsministre. Altinget, 16.08.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

10. Larsen S. H. Danmark bliver medvært for stor kinesisk marinemesse. Maritime Direct, 20.10.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

11. Kluth M., Lyngaard K. Small State Strategies in Emerging Regional Governance Structures: Explaining the Danish Advocacy for China’s Inclusion in the Arctic Council. European Politics and Society, Vol. 19, № 1, 2018, pp. 103-119, DOI: >>>
6

В начале февраля 2024 г. министр иностранных дел соседней Норвегии также посетил Китай в рамках празднования 70-летия установления дипломатических отношений между Осло и Пекином, что стало первым подобным визитом за последние пять лет12. Министр иностранных дел Норвегии, в частности, подчеркнул, что сотрудничество с Китаем ведётся Норвегией для «обеспечения национальных норвежских интересов» и «целей глобального развития», а также заявил, что политика Норвегии в отношении Китая должна быть «ясной и предсказуемой»13. Норвегия также в настоящий момент остаётся единственной страной в Европе, которая ведёт с Китаем переговоры по поводу создания зоны свободной торговли, а первой европейской страной, которая заключила договор о ЗСТ с КНР стала Исландия. Договор вступил в силу в июле 2014 года.

12. Eide i Kina: – Stater må klare å være både enige og uenige samtidig. NRK, 06.02.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

13. Viktig dialog med Kina. Regjeringen, 05.02.2024. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).
7

Таким образом, страны Северной Европы в условиях американо-китайской конфронтации, так и рассмотрения Китая как системного конкурента на уровне ЕС стремятся сохранить возможность следования собственной национальной внешнеэкономической и внешнеполитической повестке в отношениях с КНР, хотя и стараются при этом уделять внимание обсуждению прав человека, китайской политической системы и позиции Китая по конфликту на Украине. В то же время важно отметить, что несмотря на указанные расхождения ЕС, как и страны Северной Европы, заинтересован в сохранении Арктики в качестве бесконфликтного пространства или по меньшей мере малой управляемой напряжённости, особенно учитывая растущие риски региональных кризисов на Ближнем Востоке, Балканах и в Балтийском море. Такая позиция ЕС объясняется исследователями перенесением идеи недопустимости повторения общеевропейской войны, которая лежала в основе послевоенного создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) как проекта примирения, прежде всего между Францией и Германией, на другие сферы и регионы, в частности Арктику, где продвижение норм ЕС в области климата и управление океанами воспринимается как основа онтологической безопасности ЕС и предотвращения нового регионального кризиса14. Однако это общее внимание к сохранению арктического мира не приводит к совпадению национальных интересов и стратегических задач ЕС, который больше опирается на применение к Арктике универсальных норм глобального управления, чем выработку уникального арктического режима, который бы соответствовал именно восьми государствам – членам Арктического совета.

14. Gricius G., Raspotnik A. The European Union’s «Never Again» Arctic Narrative. Journal of Contemporary European Studies, 2023, pp. 1-14, DOI: >>>
8

Отсутствие арктического ориентира в оборонном сотрудничестве ЕС

 

Ключевые военные проекты, касающиеся присутствия стран Северной Европы в Арктике, всё же реализуется не в рамках Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам обороны (PESCO), а на двухсторонней или национальной основе. К примеру, строительство подводных лодок класса 212CD, которое официально началось в сентябре 2023 г., осуществляется на двухсторонней – между агентствами военных закупок Норвегии и Германии15. Соответствующий договор о сотрудничестве в области подводных лодок был подписан ещё в 2018 г., а текущий контракт, в рамках которого шесть подлодок нового класса предназначено для Норвегии, а две – для Германии в июле 2021 г., первые подлодки планируется поставить к 2029 году16. Кроме того, Германии как одному из ключевых партнёров Норвегии в сфере оборонного сотрудничества успешно удаётся компенсировать лишь частичное участие последней в Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам обороны, дублируя ряд направлений взаимодействия на двустороннем уровне17. Схожая ситуация наблюдается и в случае Дании, где ещё в августе 2022 г. было заявлено о планах масштабных вложений в модернизацию национальных военно-морских сил, в частности семи новых патрульных кораблей, которые планируется построить в течение следующих десяти лет18. Примечательно, что в Дании заранее был сформирован консорциум для осуществления такой масштабной задачи, и этот проект не выставлялся на общеевропейский или даже внутренний тендер и позиционируется как восстановление и возрождение в первую очередь национальных датских компетенций в области проектирования и постройки военных кораблей, что, по словам тогдашнего министра оборона Дании Мортена Бедскова, «должно пойти на пользу датскому военно-промышленному комплексу, создать новые рабочие места в Дании и, не в последнюю очередь, укрепить безопасность Дании»19.

15. Byggingen av Norges nye ubåt er i gang. Forsvaretsforum, 12.09.2023. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

16. Referat fra foredrag om Ubåtprosjektet 212CD i forbindelse med generalmønstring i september 2022 ved Flaggkommandør Olav Andreas Dahl. Norsk Ubåtforening. Available at: >>> (accessed: 09.02.2024).

17. Трунов Ф. О. Германо-норвежские отношения во второй половине 2010-х гг.: политические и военные аспекты. Электронный научно-образовательный журнал «История», Т. 14, Вып. 8 (130), 2023, сс. 1-16, DOI: >>>

18. Jensen C., Juel P. R., Ringsmose J. Dansk Metal, SDU og borgmester: Vi bør genstarte skibsproduktionen og indlede et nyt kapitel i dansk værftshistorie. Altinget, 10.01.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

19. Hansen U. Danske virksomheder skal bygge nye flådeskibe for 40 mia. kr. Dansk Indusrti, 18.08.2022. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
9

Такие крупные оборонные расходы на модернизацию военно-морских сил, которые составят около 40 млрд датских крон в следующие 20 лет, рассматриваются в качестве критических для национальной безопасности Дании, и законодательство ЕС позволяет в таких случаях делать исключения и не проводить общеевропейские тендеры, что позволит сконцентрироваться именно на укреплении, а по сути возрождения датской военно-морской промышленности и соответствующих компетенций20. При такой расстановке приоритетов остаётся немного места для общеевропейских проектов, хотя представители деловых кругов и правительств говорят, что конкурентоспособная датская промышленность принесёт пользу и союзникам по НАТО. Особую роль в этом планируемом «морском возрождении» Дании будет играть роботизация. В конце января 2024 г. также стало известно о том, что Агентство закупок Министерства обороны Дании заключило с 12 датскими верфями договоры об обслуживании и ремонте военных кораблей, что ещё раз демонстрирует, как важно для Копенгагена к поддержанию именно национальных производителей.21

20. Lindqvist A. Interview: Søværnet skal have krigsskibe for 40 milliarder, og forsvarsministeren vil helst købe dansk. Berlingske, 18.08.2022. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).

21. Forsvaret underskriver aftaler med 12 danske værfter. Nordiske Medier, 23.01.2024. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
10

В случае Норвегии, однако, необходимо выделить цифровой аспект стратегической автономии, который может иметь важное значение для арктической политики Осло. Норвегия выражает беспокойство, что для её участия в цифровом измерении стратегической автономии ЕС, а именно программе развёртывания телекоммуникационных спутников IRIS2 (Infrastructure for Resilience, Interconnectivity and Security by Satellite), которая постепенно начала реализовываться с 2024 г.22 и может использоваться и для мониторинга арктических территорий, потребуется отдельное двухстороннее соглашение между Норвегией и ЕС23. Это связано с тем, что этот проект не регулируется положениями договора о ЕЭЗ. Кроме того, проблема состоит ещё и в том, что эта крупная программа формировалась без норвежского участия, то есть у Осло не было возможности потенциально адаптировать её под свои интересы. Вместе с тем открытие на территории Северной Европы двух коммерческих космодромов – в январе 2023 г. в Кируне (он стал первым материковым космодромом для запуска спутников на территории Европы, помимо космической базы в Французской Гвиане) и в ноябре 2023 г. на норвежском острове Аннёйа – потенциально создаёт новую сферу сотрудничества для северных стран и ЕС. При этом к концу марта 2024 г. до сих пор остаётся неизвестным, когда эти космодромы точно начнут первые запуски спутников, хотя их инфраструктура уже используется для тестирования ракетных технологий и проведения научных экспериментов. Тем не менее эти тенденции демонстрируют, что цифровое и арктическое измерение стратегической автономии ЕС могут оказаться тесно связаны в будущем24. Норвегия явно заинтересована в участии в спутниковой программе IRIS2; этот проект как одна из составляющих стратегической автономии ЕС демонстрирует, что НАТО и ЕС могут дополнять друг друга в сфере безопасности благодаря различным компетенциям25.

22. В начале марта 2024 г. стало известно, что на базе итальянского космического центра Фучино будет осуществляться управление спутниковой системой IRIS2, её полное развёртывание планируется к 2027 г. Fucino to host Iris2 EU satellite control centre. ANSA, 04.03.2024. Available at: >>> (accessed: 23.03.2024)

23. Guldstad C. Vestre tror Norge kan få en Iris2-avtale med EU i 2024. Altinget, 07.11.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

24. Bennet M. A Look Back At 2023 In The Arctic. Cryopolitics, 21.12.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

25. Rieker P., Friis K. Kronikk: Satser på sikre satellitter – Norge stengt ute. NUPI, 14.03.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
11 В связи с общим кризисом европейской безопасности Норвегия всё чаще задумывается над тем, что членство в НАТО недостаточно для полного обеспечения национальной безопасности и помимо этого необходимо усиление военно-политического сотрудничества с ЕС, которое не гарантируется в достаточной мере договором о ЕЭЗ. То, что Норвегия активно будет стремиться заключить соглашение с ЕС о присоединение к программе IRIS2 в 2024 г. можно считать подтверждением этой тенденции, но в то же время эта программа всё же не напрямую связана с европейским оборонным сотрудничеством как ядром стратегической автономии, а скорее с её цифровыми аспектами.
12

Сохранение общих экономических и политических расхождений

 

Следование зелёному переходу может нанести ущерб стратегическому присутствию Норвегии на Шпицбергене. В 2021 г. Норвегия планировала закрыть как последнюю угольную шахту, так и единственную угольную ТЭЦ на своей территории осенью 2023 г., но в сентябре 2022 г. горнодобывающая компания Store Norske приняла решение о продление добычи до лета 2025 г. в свете роста цен на каменный уголь и ради сохранения запасного источника топлива для энергетического обеспечения Лонгйира (Longyearbyen), которое в будущем планируется гарантировать за счёт ВИЭ26. Перевод Лонгйира на зелёную энергетику по плану должен быть осуществлён до 2030 г. С 1983 г. уголь был главным источником энергии для этого крупнейшего норвежского населённого пункта на архипелаге, осенью 2023 г. в качестве временного решения энергетические потребности города будут обеспечиваться за счёт дизельного топлива27. Несмотря на формальное закрытие угольной ТЭЦ в Лонгйире в октябре 2023 г., возможность экстренного возобновления её работы сохраняется на случай экстремально низких температур28. Однако эти меры, предпринимаемые для снижения выбросов парниковых газов, и, в частности, закрытие угольной промышленности на архипелаге может привести к росту влияния внешних игроков в особой зоне норвежских интересов, которые могут занять оставленные Норвегией месторождения и начать собственную добычу наряду с развитием соответствующей инфраструктуры29.

26. Haram K. Store Norske forlenger gruvedriften på Svalbard. Store Norske, 01.09.2022. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

27. Kan vente seg nesten 20.000 kroner dyrere strømregning. Dagsavisen, 04.06.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

28. Stenberg E. B. Nå er det slutt for Norges eneste kullkraftverk. Energiwatch, 19.10.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).

29. Haugli B., Bjøru E. L. Frykter tap av kontroll på Svalbard. Dagsavisen, 30.05.2023. Available at: >>> (accessed: 10.02.2024).
13

Другим примером расхождения позиций ЕС и Норвегии стало одобрение Стортингом (Stortinget – однопалатный парламент страны) 9 января 2024 г. планов привлечения коммерческого сектора к разведке и потенциальной добыче глубоководных негорючих полезных ископаемых на континентальном шельфе, что противоречит позиции ЕС и отдельных европейских государств, которые считают, что такая деятельность может привести к непредсказуемым и необратимым экологическим последствиям для окружающей среды. Норвегия, однако, оправдывает свои действия необходимостью обладания собственными надёжными источниками поставок редкоземельных элементов, которые будут необходимы для осуществления зелёного перехода и обеспечения ресурсной автономии ЕС. На этот шаг Норвегия пошла, даже несмотря на масштабный удар по международной репутации, так как речь идёт о районе континентального шельфа, площадь которого составляет ¾ наземной площади Норвегии30. Таким образом, климатическое измерение стратегической автономии ЕС и экологические опасения могут приходить в противоречие с национальными интересами страны и её видением развития арктических пространств, даже несмотря на то, что в апреле 2023 г. между ЕС и Норвегией был создан «зелёный альянс» по аналогии с соглашением между ЕС и Японией в 2021 году31.

30. Haugan M. N. En havnasjon som er villig til å ødelegge sitt eget hav? Altinget, 15.01.2024. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).

31. European Green Deal: New EU-Norway Green Alliance to Deepen Cooperation on Climate, Environment, Energy and Clean Industry. European Commission, 24.04.2023. Available at: >>> (accessed: 11.02.2024).
14

Ещё одной иллюстрацией сложностей в имплементации мер климатической политики ЕС в Норвегии является закрытость и медленные выжидательные темпы этого процесса, который не выносится на широкие общественные обсуждения. К примеру, в Швеции 30 июня 2023 г. правительство поручило экономисту Джону Хасслеру (John Hassler) подготовить анализ и предложения того, какие меры и реформы Швеция может осуществить для достижения целевого показателя ЕС по снижению выбросов на 55% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. и в свете остальных положений климатического регулирования на уровне ЕС, итоговый доклад был представлен в октябре 2023 г. в открытом доступе и содержал 46 предложений для климатической политики Швеции32. В Норвегии же представители профильных министерств отказались комментировать прошедшее 29 июня 2023 г. заседание с Европейской комиссией, где обсуждалась имплементация европейских норм в норвежское законодательство, обосновав это возможной угрозой «внешнеполитическим интересам Норвегии»33.

32. Utredare John Hasslers förslag på hur klimatpolitiken bör utvecklas till följd av EU:s klimatpaket Fit for 55. Regeringskansliet, 18.10.2023. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).

33. Ask A. O. Norge og Sverige innfører EUs klimapolitikk – i Norge skjer det bak lukkede dører. Energi og Klima, 06.07.2023. Available at: >>> (accessed: 12.02.2024).
15

В случае с Гренландией, с которой ЕС в ноябре 2023 г. заключил меморандум о сотрудничестве в сфере критических важных ресурсов, ситуация также выглядит для Дании неоднозначно. С одной стороны, Гренландия и её ресурсный потенциал и военно-стратегической положение в Арктике позволяют Копенгагену использовать её в отношениях с ЕС и США, повышая политическое влияние и возможности такой малой страны, как Дания. Но, с другой стороны, принимая во внимание сближение Гренландии и США, модернизацию космической базы Питуффик (Pituffik Space Base; ранее – авиабаза Туле) на её территории и заключение в декабре 2022 г. нового контракта на её обслуживание, который перешёл к гренландской компании и, тем самым, принёс дополнительные доходы в гренландский бюджет, а также начавшееся уже формальное сближение Гренландии и ЕС, Дания рискует потерять инструменты воздействия на свою арктическую автономию, так как обеспечение её безопасности и, что немаловажно, экономического развития может перейти к более крупным игрокам. В Гренландии также осознают складывающиеся тенденции и пытаются выстраивать отношения с Вашингтоном и Брюсселем на самостоятельной основе, ограничивая возможности Дании по использованию «гренландского фактора».

16

Заключение. Адаптация стратегической автономии ЕС к национальным интересам Дании и Норвегии

 

Проведённый анализ противоречий установок стратегической автономии ЕС и арктических интересов стран Северной Европы демонстрирует, что европейское оборонное сотрудничество может нуждаться в более выраженных региональных проектах, соответствующих специфике стратегических регионов, таких как Средиземноморье, Балтийское море, Арктика и других морских пространств. В случае Дании это особенно актуально, так как стране необходимо осуществлять оборонное планирование, исходя из тесной связи Балтийского региона и Арктики как в сущности единого пространства, так как возникновение конфликта с Россией в Балтийском море потенциально приведёт и к боевым действиям в Арктике и Северной Атлантике, которые, по оценкам датских экспертов, предполагают получение Россией контроля над северными регионами Норвегии и Финляндии, Баренцевым и Норвежскими морями, а также ограничение возможной ответной реакции НАТО в Северной Атлантике вплоть до Фареро-Исландского рубежа34.

34. Theussen A. Arktis og Østersøen skal tænkes sammen i forsvarspolitikken. DIIS, Policy Brief, December 2023, 4 p.
17 С другой стороны, ЕС может разработать дополнительные меры поддержки двустороннего и многостороннего оборонного сотрудничества между государствами-членами, которое организуется за рамками Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation – PESCO) и Европейского оборонного фонда (European Defence Fund, EDF) и зачастую оказывается гибким и более точно соответствующим специфическим потребностям национальных вооружённых сил. В сфере внешней политики и арктической стратегии ЕС требуется создание механизмов координации и выработки совместного видения развития Арктики со странами Северной Европы, для которых этот регион представляет сферу особых интересов и которые всё же стремятся сохранить самостоятельность и свободу действий на этом направлении. В вопросах проведения согласованной внешней политики и имплементации условий «зелёной сделки» на национальном уровне, вероятно, также потребуется создание дополнительных механизмов координации. В сфере климатической политике как между ЕС и отдельными государствами, так и внутри самих государств, особенно в Норвегии, где этот процесс отличается большой закрытостью и длительностью, и Дании, где присутствует сильное аграрное лобби, возможно возникновение новых конфликтов, которые будут препятствовать полноценной реализации стратегической автономии ЕС.

Библиография

1. Cinciripini L. The Arctic within EU Strategies: A Renewed Centrality. ¬ IAI Commentary № 37, July 2023, 6 p.

2. Mouritzen H. Danmark og Island: kurrer på tråden mellem arktiske venner. ¬ DIIS, Policy Brief, November 2017, 4 p.

3. Krog A. Løkke opfordrer Grønland og Færøerne til at være varsomme over for Kina i Arktis. Altinget, 11.04.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/isen-knager-paa-danmarks-nordligste-front (accessed: 09.02.2024).

4. Første delaftale under forsvarsforliget 2024-2033. Forsvarsministeriet, 18.01.2024. Available at: https://www.fmn.dk/da/nyheder/2024/forste-delaftale-sikrer-nye-droner-til-arktis-og-nordatlanten/ (accessed: 09.02.2024).

5. Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: «Without Russia, the Arctic Council Will Not Survive». High North News, 02.02.2024. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/without-russia-arctic-council-will-not-survive (accessed: 11.02.2024).

6. Breum M. Krigsskadet klimaforskning. Weekendavisen, 22.01.2024. Available at: https://www.weekendavisen.dk/2024-4/ideer/krigsskadet-klimaforskning (accessed: 14.02.2024).

7. The first EU Arctic Forum 3–4 October in Umeå, Sweden. Northern Sparsely Populated Areas, 06.10.2019. Available at: https://www.nspa-network.eu/news/2019/10/ (accessed: 11.02.2024).

8. Debanck L. The EU as an Actor in the Arctic. The Arctic Institute, 25.04.2023. Available at: https://www.thearcticinstitute.org/eu-actor-arctic/ (accessed: 11.02.2024).

9. Parello-Plesner J. Løkke skal huske, at i Kina spiser de udenrigsministre. Altinget, 16.08.2023. Available at: https://www.altinget.dk/forsvar/artikel/loekke-boer-tage-et-usa-og-nato-orienteret-budskab-med-til-kina (accessed: 09.02.2024).

10. Larsen S. H. Danmark bliver medvært for stor kinesisk marinemesse. Maritime Direct, 20.10.2023. Available at: https://maritime.direct/2023/11/20/danmark-bliver-medvaert-for-stor-kinesisk-marinemesse/ (accessed: 09.02.2024).

11. Kluth M., Lyngaard K. Small State Strategies in Emerging Regional Governance Structures: Explaining the Danish Advocacy for China’s Inclusion in the Arctic Council. European Politics and Society, Vol. 19, № 1, 2018, pp. 103-119, DOI: https://doi.org/10.1080/23745118.2017.1347597

12. Eide i Kina: – Stater må klare å være både enige og uenige samtidig. NRK, 06.02.2024. Available at: https://www.nrk.no/urix/eide-i-kina_-_-viktig-a-snakke-om-uigurene-og-hongkong-1.16749214 (accessed: 09.02.2024).

13. Viktig dialog med Kina. Regjeringen, 05.02.2024. Available at: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/viktig-dialog-med-kina/id3024481/ (accessed: 09.02.2024).

14. Gricius G., Raspotnik A. The European Union’s «Never Again» Arctic Narrative. Journal of Contemporary European Studies, 2023, pp. 1-14, DOI: https://doi.org/10.1080/14782804.2023.2193735

15. Byggingen av Norges nye ubåt er i gang. Forsvaretsforum, 12.09.2023. Available at: https://www.forsvaretsforum.no/bjorn-arild-gram-norge-tyskland/byggingen-av-norges-nye-ubat-er-i-gang/343819 (accessed: 09.02.2024).

16. Referat fra foredrag om Ubåtprosjektet 212CD i forbindelse med generalmønstring i september 2022 ved Flaggkommandør Olav Andreas Dahl. Norsk Ubåtforening. Available at: https://www.norskubaatforening.org/status-pa-prosjekt-212-cd-2022/ (accessed: 09.02.2024).

17. Трунов Ф. О. Германо-норвежские отношения во второй половине 2010-х гг.: политические и военные аспекты. Электронный научно-образовательный журнал «История», Т. 14, Вып. 8 (130), 2023, сс. 1-16, DOI: https://doi.org/10.18254/S207987840027794-2

18. Jensen C., Juel P. R., Ringsmose J. Dansk Metal, SDU og borgmester: Vi bør genstarte skibsproduktionen og indlede et nyt kapitel i dansk værftshistorie. Altinget, 10.01.2023. Available at: https://www.altinget.dk/erhverv/artikel/dansk-metal-sdu-borgmester-vi-boer-genstarte-skibsproduktionen-og-indlede-et-nyt-kapitel-i-dansk-vaerftshistorie (accessed: 11.02.2024).

19. Hansen U. Danske virksomheder skal bygge nye flådeskibe for 40 mia. kr. Dansk Indusrti, 18.08.2022. Available at: https://www.danskindustri.dk/di-business/arkiv/nyheder/2022/8/di-erhvervsliv-vil-bidrage-massivt-til-nye-krigsskibe/ (accessed: 11.02.2024).

20. Lindqvist A. Interview: Søværnet skal have krigsskibe for 40 milliarder, og forsvarsministeren vil helst købe dansk. Berlingske, 18.08.2022. Available at: https://www.berlingske.dk/samfund/interview-soevaernet-skal-have-krigsskibe-for-40-milliarder-og (accessed: 11.02.2024).

21. Forsvaret underskriver aftaler med 12 danske værfter. Nordiske Medier, 23.01.2024. Available at: https://www.nordiskemedier.dk/article/view/1076730/forsvaret_underskriver_aftaler_med_12_danske_vaerfter (accessed: 11.02.2024).

22. В начале марта 2024 г. стало известно, что на базе итальянского космического центра Фучино будет осуществляться управление спутниковой системой IRIS2, её полное развёртывание планируется к 2027 г. Fucino to host Iris2 EU satellite control centre. ANSA, 04.03.2024. Available at: https://www.ansa.it/english/news/2024/03/04/fucino-to-host-iris2-eu-satellite-control-centre_b0c830dc-e1de-410e-91dd-c237c4e92702.html (accessed: 23.03.2024)

23. Guldstad C. Vestre tror Norge kan få en Iris2-avtale med EU i 2024. Altinget, 07.11.2023. Available at: https://www.altinget.no/artikkel/guri-melby-iris2-skal-ogsaa-brukes-til-maritim-overvaakning-i-arktis (accessed: 10.02.2024).

24. Bennet M. A Look Back At 2023 In The Arctic. Cryopolitics, 21.12.2023. Available at: https://www.cryopolitics.com/2023/12/21/2023-in-the-arctic/ (accessed: 10.02.2024).

25. Rieker P., Friis K. Kronikk: Satser på sikre satellitter – Norge stengt ute. NUPI, 14.03.2023. Available at: https://www.nupi.no/nyheter/kronikk-satser-paa-sikre-satellitter-norge-stengt-ute (accessed: 11.02.2024).

26. Haram K. Store Norske forlenger gruvedriften på Svalbard. Store Norske, 01.09.2022. Available at: https://www.snsk.no/nyheter/7845/store-norske-forlenger-gruvedriften-pa-svalbard (accessed: 10.02.2024).

27. Kan vente seg nesten 20.000 kroner dyrere strømregning. Dagsavisen, 04.06.2023. Available at: https://www.dagsavisen.no/nyheter/2023/06/04/kan-vente-seg-nesten-20000-kroner-dyrere-stromregning/ (accessed: 10.02.2024).

28. Stenberg E. B. Nå er det slutt for Norges eneste kullkraftverk. Energiwatch, 19.10.2023. Available at: https://energiwatch.no/nyheter/fornybar/article16527415.ece (accessed: 10.02.2024).

29. Haugli B., Bjøru E. L. Frykter tap av kontroll på Svalbard. Dagsavisen, 30.05.2023. Available at: https://www.dagsavisen.no/nyheter/2023/05/29/frykter-tap-av-kontroll-pa-svalbard/ (accessed: 10.02.2024).

30. Haugan M. N. En havnasjon som er villig til å ødelegge sitt eget hav? Altinget, 15.01.2024. Available at: https://www.altinget.no/artikkel/en-havnasjon-som-er-villig-til-aa-oedelegge-sitt-eget-hav (accessed: 12.02.2024).

31. European Green Deal: New EU-Norway Green Alliance to Deepen Cooperation on Climate, Environment, Energy and Clean Industry. European Commission, 24.04.2023. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_2391 (accessed: 11.02.2024).

32. Utredare John Hasslers förslag på hur klimatpolitiken bör utvecklas till följd av EU:s klimatpaket Fit for 55. Regeringskansliet, 18.10.2023. Available at: https://www.regeringen.se/pressmeddelanden/2023/10/utredare-john-hasslers-forslag-pa-hur-klimatpolitiken-bor-utvecklas-till-foljd-av-eus-klimatpaket-fit-for-55/ (accessed: 12.02.2024).

33. Ask A. O. Norge og Sverige innfører EUs klimapolitikk – i Norge skjer det bak lukkede dører. Energi og Klima, 06.07.2023. Available at: https://www.energiogklima.no/nyhet/brussel/norge-og-sverige-innforer-eus-klimapolitikk-i-norge-skjer-det-bak-lukkede-dorer (accessed: 12.02.2024).

34. Theussen A. Arktis og Østersøen skal tænkes sammen i forsvarspolitikken. DIIS, Policy Brief, December 2023, 4 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести