От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы)
От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы)
Аннотация
Код статьи
S207054760030124-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В 1970-е годы между Канадой и Данией возникли два территориальных спора в Арктике: о принадлежности острова Ханс и о границе в море Линкольна. В 2005 г. две страны договорились не допускать провокационных действий при переговорах об острове Ханс. В 2012 г. они достигли предварительного соглашения о границе в море Линкольна, которая была проведена по принципу равного отстояния. В 2022 г. страны согласились поделить остров Ханс, а также решили возникший в 2010-е годы вопрос о разграничении континентального шельфа в море Лабрадор. Важную роль в успешном разрешении споров сыграла созданная двумя странами в 2018 г. Рабочая группа по пограничным вопросам.

Ключевые слова
канадско-датские отношения, Арктика, спор за остров Ханс, спор о границе в море Линкольна, принцип равного отстояния
Классификатор
Получено
29.01.2024
Дата публикации
29.02.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
156
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

После урегулирования в 1920 г. ситуации вокруг возможных претензий Дании на канадский остров Элсмир между двумя странами не было территориальных конфликтов на протяжении пятидесяти лет. Однако в начале 1970-х годов между ними вспыхнул спор из-за крошечного острова Ханс (на языке инуитов – Тартупалук), расположенного в проливе Кеннеди, ровно посередине между Элсмиром и входящей в Данию на правах автономии Гренландии.

2

На первый взгляд, трудно было понять, в чём заключается ценность острова площадью всего 1,3 кв. км. Собственно, во многом из-за таких микроскопических размеров до сих пор неизвестен год его открытия. Причём если раньше обычно указывалась более-менее точная дата (1871 г. или 1873 г.1), то в настоящее время говорят более осторожно, что «остров был открыт во второй половине XIX века»2.

1. The Canadian Encyclopedia. In IV Vols. 2nd Edition. Vol. II. – Edmonton: Hurtig Publishers, 1988, p. 960;

2. Lackenbauer W., Nielsen R. “Close, Like-Minded Partners Committed to Democratic Principles”: Setting the Hans Island/Tartupaluk Territorial Dispute // Arctic Yearbook 2022, p. 2. Available at: >>>> (accessed 29.01.2024)
3 Сохраняющаяся (и даже увеличивающаяся) неясность с датой открытия острова во многом объясняется биографией Ханса Хендрика, в честь которого и был назван этот остров. Дело в том, что гренландец Ханс Хендрик нанимался на работу в американские арктические экспедиции на протяжении нескольких десятилетий. Хотя остров Ханс был нанесён на карту и получил своё название в ходе экспедиции под руководством американца Ч. Холла в 1871–1873 гг., однако Хендрик принимал участие и в американской экспедиции Э. Кейна 1853–1855 гг., которая также действовала рядом с островом Ханс.
4

Впервые о существовании спора между Канадой и Данией за этот остров стало известно в 1971 г., когда власти двух стран начали переговоры о разграничении континентального шельфа между Элсмиром и Гренландией3. В этот момент остров Ханс, необитаемый клочок суши, который никого не интересовал на протяжении 100 лет, вдруг приобрёл неожиданную важность, поскольку владение островом позволяло дополнительно получить сотни квадратных километров морского дна и (как тогда считалось) залегающие в его недрах полезные ископаемые. Обе страны ссылались на то, что остров находится ближе к их территории. Канада также ссылалась на то, что остров Ханс традиционно изображается на её картах как часть территории страны и обозначен канадским на международной карте – Мировой аэронавигационной карте № 2088 1956 г. – против чего ранее Дания никогда не протестовала4. В конечном счёте сторонам так и не удалось прийти к компромиссу по острову, однако они постарались максимально снизить остроту этой проблемы на будущее. В подписанном двумя странами в декабре 1973 г. соглашении единственным неразграниченным участком остался только отрезок, проходивший через сам остров (менее 1 км из 2685 км)5. Более того, стороны договорились, что линия разграничения континентального шельфа станет одновременно и морской границей между ними. С этого времени победа в споре за остров Ханс уже ничего не давала с точки зрения приращения континентального шельфа.

3. Danes Claim “Our Island” // The Vancouver Sun, 29.06.1971; Kenner J. Canada, Denmark Wrangle Over a Tiny Arctic Isle // The Toronto Star, 29.09.1971.

4. Kenner J. Op. cit.

5. Agreement Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Between Greenland and Canada (with Annexes). Signed at Ottawa. 17 December 1973. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
5

В начале 1980-х годов спор за остров вновь обострился в связи с разрешением, выданным официальной Оттавой канадской нефтяной компании «Доум петролеум» (Dome Petroleum) на использование острова для проведения научных исследований в этом районе. Ежегодные (с 1981 г.) приезды канадских геологов на остров вызывали растущее беспокойство у датских властей. Дело дошло до того, что в августе 1983 г. датский министр по делам Гренландии Т. Хёйем был вынужден заявить канадскому министру по делам индейцев и развитию Севера Дж. Мунро, что в интересах обеих стран воздержаться от деятельности на острове, которая могла бы усложнить вопрос о его суверенитете6.

6. Canada, Denmark Face Territorial Dispute // The North Bay Nugget, 11.08.1984.
6

Возможно, последней каплей для датских властей и лично для Хёйема стала статья канадского историка К. Харпера, опубликованная в одной из гренландских газет в 1984 г., в которой он утверждал, что позиция Канады в споре за остров Ханс усилится в результате деятельности на этом острове канадских геологов из «Доум петролеум». Харпер указывал, что по международному праву страна должна демонстрировать эффективную оккупацию, чтобы поддерживать претензию на суверенитет над территорией. Причём степень активности не должна быть большой, а лишь должна превышать степень активности конкурирующей державы. Соответственно, по мнению Харпера, претензии Дании на остров Ханс слабеют с каждым годом, когда канадские специалисты проводят научные исследования поблизости от него7. В ответ на эту статью Хёйем в июле 1984 г. посетил остров и водрузил там датский флаг, что тут же вызвало протест со стороны Канады8. После этого вновь наступило длительное затишье.

7. Ibidem.

8. Dane’s Visit to Arctic Irks Canada // The Globe and Mail, 15.08.1984.
7 Последнее (и самое сильное) обострение спора за остров Ханс произошло в начале 2000-х годов. С одной стороны, именно в это время происходил общий подъём интереса к Арктике на фоне глобального потепления. С другой стороны, для канадских и датских политиков в силу повышенного интереса общественности и СМИ к этому региону тема защиты суверенитета страны на Крайнем Севере становится важной и во внутриполитическом плане.
8 С 2002 г. датские власти начали ежегодно направлять на остров Ханс военный корабль и устанавливать там датский флаг. Первоначально официальная Оттава реагировала на это лишь нотами протеста. Ситуация изменилась после парламентских выборов в июне 2004 г., в результате которых правительство П. Мартина утратило большинство в парламенте и стало более уязвимо для критики оппозиции и СМИ, что оно слишком пассивно защищает суверенитет страны в Артике.
9

Уже в августе 2004 г., будучи проездом на одном из канадских арктических островов, П. Мартин заявил, что одной из целей его правительства является защита суверенитета страны в этом регионе. При этом он выразил обеспокоенность действиями тех стран, которые оспаривают суверенитет Канады над Арктикой9. Это был прямой намёк на установку датчанами своего флага на острове Ханс.

9. Panetta A. PM Reaffirms Sovereignty Over Arctic During Visit // The Globe and Mail, 12.08.2004.
10

Кульминация произошла в июле 2005 г., когда остров Ханс с разницей в несколько дней посетили канадские военные и министр обороны Канады У. Грэм. Появление на острове канадцев вызвало раздражение и в Дании, и в Гренландии. В СМИ активно цитировались слова вице-премьера правительства Гренландии Дж. Моцфелда, что действия канадских военных и их министра «нельзя трактовать иначе как оккупацию»10.

10. Laghi B. Danes Call Graham’s Hans Visit “Occupation” // The Globe and Mail, 27.07.2005;
11 Обострение ситуации вокруг острова заставило канадских и датских чиновников вновь повторить аргументы о принадлежности острова именно их стране. Так, датский посол в Канаде П. Кристенсен и уже упоминавшийся Т. Хёйем в своих статьях в канадских газетах, приводили несколько аргументов в пользу принадлежности острова Дании.
12 Во-первых, остров Ханс был открыт в 1853 г. экспедицией, проводившейся с согласия датских властей и с участием знаменитого гренландского путешественника Ханса Хендрика.
13 Во-вторых, принадлежность острова Ханс Гренландии, а, следовательно, и Дании подтверждается геологическими и геоморфологическими данными.
14 В-третьих, в 1933 г. Постоянная палата международного правосудия признала суверенитет Дании над Гренландией, сославшись в том числе на ноту британского правительства 1920 г. (действовавшего от имени Канады), в которой оно признавало суверенитет Дании над Гренландией.
15

В-четвёртых, остров Ханс в течение сотен лет использовался гренландскими инуитами для наблюдения за ледовой обстановкой и выслеживания дичи. Канадские же инуиты никогда не использовали этот остров11.

11. Kristensen P. Sorry Canada, Hans Island Is Danish // The Ottawa Citizen, 28.07.2005;
16 В то же время главная мысль Кристенсена, скорее, заключалась в том, что ущерб от этого спора для каждого из участников намного превышает потенциальные выгоды. Речь шла не только о том, что Канада и Дания являлись союзниками по НАТО и занимали схожие позиции по многим международным проблемам. Кристенсен напоминал, что в июне 2005 г., за месяц до визита Грэма на остров Ханс, две страны подписали меморандум о совместной работе по исследованию континентального шельфа к северу от острова Элсмир и Гренландии. В этом смысле спор из-за острова Ханс грозил сорвать такое сотрудничество, что ставило под вопрос своевременное представление этими странами своих заявок на расширение континентального шельфа за пределы 200 миль от берега.
17

Первоначально канадские власти давали понять, что настроены бескомпромиссно в споре за остров Ханс. В ответ на просьбу Кристенсена, чтобы каждая из стран предупреждала другую заранее о поездке своих граждан на остров, представитель канадского МИД Р. Дойрон заявил, что канадские власти не обязаны это делать, поскольку считают остров канадским12. В свою очередь министр иностранных дел Канады П. Петтигрю заявил в августе 2005 г., что претензии его страны на остров Ханс покоятся «на очень прочном основании». В частности, министр сослался на то, что остров был передан Канаде Великобританией вместе с остальными островами Арктического архипелага, нанесён на канадские карты и тот факт, что на острове в 1940-е годы работала канадская научная станция13.

12. Laghi B. Graham Visit to Arctic Island Causes Icy Spat with Denmark // The Globe and Mail, 26.07.2005.

13. Brewster M. Hans Claim Rock Solid, Pettigrew Argues // The Globe and Mail, 19.08.2005.
18

Несмотря на демонстративную уверенность в своей победе, решающим аргументом для канадских властей, видимо, стал довод датчан о невыгодности для двух стран дальнейшей эскалации спора за остров Ханс. В сентябре 2005 г. на полях ГА ООН в Нью-Йорке тот же Петтигрю и его датский коллега П. Мёллер приняли совместное заявление, что Канада и Дания продолжат усилия для достижения долгосрочного решения в споре за остров Ханс. Чтобы соответствующие переговоры велись в максимально спокойной обстановке, стороны договорились предупреждать друг друга о любых своих действиях, касающихся острова, а также чтобы все посещения острова осуществлялись «в непубличной и сдержанной форме» (in a low key and restrained manner)14.

14. Canada and Denmark Issue Statement on Hans Island // DFAIT News Release No. 165, 19.08.2005.
19

Договорённость в отношении острова позволила двум странам в 2006–2009 гг. провести несколько совместных экспедиций по исследованию подводного хребта Ломоносова к северу от острова Элсмир и Гренландии. Важное значение для ситуации вокруг острова Ханс имело и решение правительства С. Харпера форсировать решение территориальных споров Канады с другими странами. Впервые об этом было сказано в Тронной речи, зачитанной в парламенте в марте 2010 г., а несколько месяцев спустя в «Заявлении о внешней политике Канады в Арктике» было пояснено, что речь идёт о территориальном споре с Данией за остров Ханс и пограничных спорах – с США в море Бофорта и с Данией в море Линкольна15.

15. A Stronger Canada. A Stronger Economy. Now and for Future. Speech from the Throne. 3.03.2010. P. 20. Available at: >>> (accessed 10.07.2023);
20

В январе 2011 г. стало известно, что переговоры между Канадой и Данией по острову Ханс идут весьма успешно и что обсуждаются уже только два варианта: либо совместная юрисдикция двух стран над островом, либо проведение границы посередине острова. При этом канадские и датские переговорщики выражали уверенность, что соглашение будет достигнуто до конца 2013 года16.

16. Ibbitson J. Canada and Denmark Make Headway in Dispute Over Hans Island // The Globe and Mail, 27.01.2011.
21

В апреле 2012 г. влиятельная канадская газета «Нэшнл пост» и вовсе сообщила, что соглашение достигнуто, и стороны согласились провести границу посередине острова, устранив таким образом тот единственный неразграниченный участок в 875 м, который оставался после 1973 года17. Официальные представители обеих стран поспешили опровергнуть эту информацию. Эксперты же напоминали, что подобные решения могут быть болезненными для властей с политической точки зрения. Как отмечал У. Лакенбауэр из Университета Уотерлоо, «оба правительства публично заявляли о суверенитете их страны над островом. Прежние обещания “об отстаивании интересов Канады” (standing up for Canada) ставят правительство С. Харпера в трудное положение»18. То, что задержка с разрешением спора вокруг острова Ханс происходит уже на политическом уровне, подтверждали и слова тогдашнего датского посла в Канаде Э. Лорензена, который отмечал: «… когда команды переговорщиков придумывают конкретные схемы, эти схемы затем должны получить одобрение на политическом уровне»19.

17. Humpreys A. Negotiators Reach Agreement to Divide Contested Arctic Island with Denmark // The National Post, 11.04.2012.

18. Ibidem.

19. Campbell J. Tale of Hans Island Deal Downplayed // The Ottawa Citizen, 18.04.2012.
22 Зная теперь, что С. Харпер лично настоял, чтобы в канадскую заявку на расширение континентального шельфа в Арктике был включён участок вокруг Северного полюса, он мог посчитать также крайне нежелательным для своего имиджа защитника суверенитета страны передачу части канадского арктического острова другой державе. Соответственно, последний, политический, шаг для разрешения спора за остров Ханс правительство Харпера так и не сделало.
23

Видимо, по той же самой причине – серьёзных внутриполитических рисках от любой договорённости с Данией по острову Ханс – правительство Дж. Трюдо также старалось действовать крайне осмотрительно в этом вопросе. В мае 2018 г. канадские и датские власти согласились создать совместную рабочую группу для рассмотрения существующих территориальных и пограничных споров между двумя странами, включая и вопрос с островом Ханс. По каждому такому спору Группа должна была представить свои рекомендации20. Рабочая группа активно функционировала в 2018–2019 гг., причём переход её работы в виртуальный формат из-за эпидемии ковида-19 позволил ещё больше увеличить интенсивность этих переговоров21.

20. Canada and the Kingdom of Denmark (with Greenland) Announce the Establishment of a Joint Task Force on Boundary Issues // Global Affaires Canada, News Release, 23.05.2018.

21. Lackenbauer W., Nielsen R. Op. cit. p. 5.
24

Тем не менее, новость о разрешении Канадой и Данией спора из-за острова Ханс в какой-то степени стала неожиданной. По условиям соглашения, подписанного в Оттаве 14 июня 2022 г. министром иностранных дел Канады М. Джоли, министром иностранных дел Дании Й. Кофодом и премьер-министром Гренландии М. Эгеде, остров Ханс был поделен между Канадой и Данией, причём сама граница проведена по ущелью, которое тянется через весь остров с севера на юг. В результате датская часть оказалась несколько больше канадской (см. карту 2). Соглашение также подтверждает право инуитов канадского Нунавута и северной части Гренландии на передвижение по всему острову и его использование для охоты и рыболовства22.

22. Canada and the Kingdom of Denmark, Together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada. News Release. 14.06.2022; Boundary Dispute // Global Affairs Canada. Backgrounder. 14.06.2022.
25

Пограничный спор в море Линкольна

 

Как и в случае с островом Ханс, пограничный спор между Канадой и Данией в море Линкольна берёт своё начало в 1970-е годы. Морская граница, установленная странами по соглашению 1973 г., не включала море Линкольна. Тем не менее, стороны тогда договорились, что будущая граница между ними в море Линкольна будет представлять собой линию равного отстояния (equidistance line) от побережья двух стран. Стоит отметить, что в ходе работы III Конференции ООН по морскому праву (1973–1982 гг.) широкую поддержку получили идеи о праве прибрежных государств осуществлять определённую юрисдикцию в достаточно широкой (до 200 миль) морской зоне у своего побережья.

26 С учётом такого развития морского права канадские власти 1 марта 1977 г. установили 200-мильную рыболовную зону у побережья страны, включая и ту часть, которая выходила к Северному Ледовитому океану. Как и было оговорено ранее, морская граница с Данией была установлена по принципу равного отстояния.
27 1 июня 1980 г. датское правительство последовало примеру Канады, расширив рыболовную зону вокруг Гренландии с 12 до 200 миль. Соответственно, оно также было вынуждено обозначить границу рыболовной зоны Гренландии в море Линкольна. При этом для отсчёта этой 200-мильной зоны датские власти воспользовались методом прямых исходных линий (метод прямых исходных линий предусматривает отсчёт ширины территориальных вод не от линии наибольшего отлива, а от прямых линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки побережья). Тогда же канадское правительство выразило протест против установленных Данией прямых исходных линий. Возражения официальной Оттавы касались не самого этого метода, а лишь использования острова Бомон (Beaumont Island) – маленького островка у северо-западного побережья Гренландии – при проведении прямых исходных линий (см. карту 1). В частности, в канадской ноте указывалось, что:
28 во-первых, остров Бомон находится несколько к западу от других островов и таким образом не является частью цепи островов;
29 во-вторых, прямые исходные линии, проложенные к острову, являются слишком длинными;
30 в-третьих, эти прямые линии не следуют направлению берега;
31

в-четвёртых, прямые исходные линии не проходят через устья фьордов, но расположены дальше от берега23.

23. Gray D. Canada’s Unresolved Maritime Boundaries // IBRU Boundary and Security Bulletin, Autumn 1997, p. 65.
32

Использование острова Бомон, самого западного в цепи островов у северного побережья Гренландии, привело к тому, что датский вариант линии равного отстояния в море Линкольна оказался несколько западнее канадского. В результате в море Линкольна появились два спорных района площадью 31 кв. миля и 34 кв. мили (см. карту 1).

33

Карта 1

Пограничный спор в море Линкольна

34

35

Подготовлено из: Gray D. Canada’s Unresolved Maritime Boundaries // IBRU Boundary and Security Bulletin. Autumn 1997.

36 Показательно, что официальную канадскую позицию разделяли далеко не все даже в самой Канаде. В частности, М. Байерс из Университета Британской Колумбии привёл контрдоводы на утверждения канадских чиновников о незаконности использования острова Бомон для проведения прямых исходных линий. Он указывал, что:
37

1) остров Бомон, хоть и находится несколько западнее других островов вдоль северо-западного побережья Гренландии, является одним из четырёх островов, вытянутых цепью более или менее параллельно Гренландии. Важно, что он находится менее чем в 24 милях от другого датского острова и менее чем в 24 милях от побережья Гренландии. Таким образом, остров Бомон можно считать расположенным «в непосредственной близости от берега»24;

24. Байерс ссылался в данном случае на решение Международного суда ООН по делу о морской границе в Чёрном море в 2009 году. См.: Case Concerning Maritime Delimitation in the Black Sea (2009). Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
38 2) ни Конвенция ООН по морскому праву, ни другие документы ООН не устанавливают максимальную длину прямых исходных линий;
39 3) установленные Данией прямые исходные линии соответствуют общему направлению берега, ссылаясь на требования, установленные в одном из исследований Госдепартамента США;
40

4) датские прямые исходные линии не пересекают устья фьордов. Байерс указывал на ст. 7 п.1 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой прямые исходные линии используются «в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеются вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов»25. Как отмечал по этому поводу Байерс, «в тех случаях, где эти две географические ситуации сосуществуют, у прибрежного государства, по-видимому, есть выбор, и Данию нельзя обвинять в том, что она выбрала наиболее выгодный для себя вариант»26.

25. Конвенция ООН по морскому праву. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).

26. Byers M. International Law and the Arctic. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013, p. 50
41

Как уже отмечалось при рассмотрении ситуации с островом Ханс, в начале 2010 г. резко активизировались усилия Канады по урегулированию всех территориальных и пограничных споров с Данией в Арктике. 3 марта 2010 г. в Тронной речи правительство Харпера пообещало работать с другими северными странами для разрешения пограничных разногласий с ними, а уже в конце этого же месяца стало известно о встрече в Копенгагене канадских и датских экспертов для разрешения спора о границе в море Линкольна. Речь шла о специалистах из Канадской гидрографической службы и их датских коллегах из аналогичного ведомства. По словам представителя канадского МИД К. Лубье, «цель встречи заключалась в том, чтобы обменяться преимущественно технической информацией о морской границе которая будет изучена официальными лицами с целью определения возможных следующих шагов»27.

27. Boswell R. Canada, Denmark Start Talks to Resolve Border Dispute // The Edmonton Journal, 27.03.2010.
42

Примечательно, что этот диалог между канадскими и датскими специалистами состоялся за несколько дней до состоявшейся 28 марта 2010 г. встречи министров иностранных дел пяти арктических прибрежных стран в Челси (провинция Квебек). Уже на первой подобной встрече в Илулиссате (Гренландия) в мае 2008 г. эти государства подтвердили, что будут решать возникающие в регионе проблемы, включая и территориальные споры, в рамках существующих международно-правовых норм и прежде всего морского права28.

28. См.: The Ilulissat Declaration. 28.05.2008. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
43

В ноябре 2012 г. в ходе встречи в Оттаве министры иностранных дел Канады и Дании, Дж. Бэрд и В. Сёвндаль, а также министр здравоохранения Канады Л. Аглуккак объявили о достижении предварительного соглашения о границе в море Линкольна. Граница была согласована на протяжении 200 миль от побережья Элсмира и Гренландии, а сама она, как и договорились ещё в 1970-е годы, была проведена по принципу равного отстояния. Было объявлено, что теперь стороны будут работать над тем, чтобы преобразовать это техническое соглашение в юридический договор. В пресс-релизе канадского МИД отмечалось, что данный успех был достигнут в том числе и благодаря тесному сотрудничеству Канады и Дании при работе над определением границ их расширенного континентального шельфа29. Имелись в виду совместные экспедиции двух стран по изучению морского дна в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах в 2006–2009 годах.

29. Canada and Kingdom of Denmark Reach Tentative Agreement on Lincoln Sea Boundary // DFAIT, News Release, 28.11.2012.
44

Установление границы в море Линкольна входило в число тех задач, которые должна была решить созданная двумя странами в мае 2018 г. совместная Рабочая группа по пограничным вопросам. Логично, что объявление о делимитации границы в море Линкольна было объявлено одновременно с разрешением других территориальных и пограничных разногласий, которыми занималась эта группа. Как отмечалось в пресс-релизе канадского МИД в июне 2022 г., «нынешнее соглашение инкорпорирует предварительное соглашение 2012 г. и устанавливает модернизированную единую морскую границу в пределах 200 морских миль (от берега) от моря Линкольна на севере до моря Лабрадор на юге протяжённостью почти 3 тыс. км»30.

30. Canada and the Kingdom of Denmark, Together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada, News Release, 14.06.2022; Boundary Dispute // Global Affairs Canada, Backgrounder, 14.06.2022.
45

Карта 2

Разграничение острова Ханс, морской акватории и континентального шельфа между Канадой и Данией (2022 г.)

46

47

Подготовлено из: Boundary Dispute // Global Affairs Canada. Backgrounder. Annex 1. 14.06.2022.

48

Вопрос о разграничении континентального шельфа в море Лабрадор

 

По сравнению со спорами за остров Ханс и о прохождении границы в море Линкольна, тянувшихся с 1970-х годов, вопрос о разграничении континентального шельфа в море Лабрадор стал темой переговоров Канады и Дании лишь в 2010-е годы и был связан с подачей этими странами заявок на расширение своего континентального шельфа в Атлантическом океане. Как известно, каждая страна – участник Конвенции ООН по морскому праву, претендующая на континентальный шельф за пределами 200 миль от своего побережья, должна подать соответствующую заявку в Комиссию по границам континентального шельфа (КГКШ) «не позднее десяти лет со времени вступления в силу Конвенции для этого государства»31.

31. Конвенция ООН по морскому праву. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
49 Две страны практически одновременно подали заявки на расширение своего континентального шельфа в море Лабрадор: Дания в июне 2012 г. подала заявку на расширение континентального шельфа у южного побережья Гренландии, а ровно через год Канада подала заявку на расширение континентального шельфа в Атлантическом океане. В результате подачи этих заявок выявился участок шельфа в море Лабрадор, на который претендовали обе страны.
50 После создания в 2018 г. странами Рабочей группы по пограничным вопросам она также стала заниматься этой проблемой.
51

В июне 2022 г. одновременно с разрешением споров за остров Ханс и о границе в море Линкольна было объявлено и об установлении странами линии разграничения континентального шельфа в спорном районе в море Лабрадор, что было преподнесено Канадой и Данией как «справедливое решение в соответствии со ст. 83 Конвенции ООН по морскому праву»32.

32. Boundary Dispute // Global Affairs Canada, Backgrounder, 14.06.2022.
52

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что пограничные и территориальные споры Канады с Данией в Арктике развивались по одинаковой схеме: обострение – затишье – обострение. Причём вплоть до начала XXI века эти споры во многом имели свою внутреннюю динамику, слабо не связанную с другими составными частями проблемы суверенитета Канады в Арктике. Вполне возможно, что те попытки, которые стали предпринимать в 2010-е годы Канада и Дания для разрешения этих споров оказались бы такими же безрезультатными, как и в 1970-е, если бы не обострение ситуации на Украине в 2022 году. На фоне острого кризиса между странами НАТО и Россией по украинскому вопросу потеряли свою остроту те разногласия, которые существовали между членами альянса.

Библиография

1. The Canadian Encyclopedia. In IV Vols. 2nd Edition. Vol. II. – Edmonton: Hurtig Publishers, 1988, p. 960; Барановский К.Ю. Территориальный спор между Канадой и Данией // США  Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 12, С. 76; Максимова Д.Д., Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. – М.: ИСКРАН, 2015. С. 78.

2. Lackenbauer W., Nielsen R. “Close, Like-Minded Partners Committed to Democratic Principles”: Setting the Hans Island/Tartupaluk Territorial Dispute // Arctic Yearbook 2022, p. 2. Available at: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2022/Briefing-Notes/3BN_-_AY2022_Lackenbauer_Nielsen.pdf (accessed 29.01.2024)

3. Danes Claim “Our Island” // The Vancouver Sun, 29.06.1971; Kenner J. Canada, Denmark Wrangle Over a Tiny Arctic Isle // The Toronto Star, 29.09.1971.

4. Kenner J. Op. cit.

5. Agreement Relating to the Delimitation of the Continental Shelf Between Greenland and Canada (with Annexes). Signed at Ottawa. 17 December 1973. Available at: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%20950/volume-950-I-13550-English.pdf (accessed 29.01.2024).

6. Canada, Denmark Face Territorial Dispute // The North Bay Nugget, 11.08.1984.

7. Ibidem.

8. Dane’s Visit to Arctic Irks Canada // The Globe and Mail, 15.08.1984.

9. Panetta A. PM Reaffirms Sovereignty Over Arctic During Visit // The Globe and Mail, 12.08.2004.

10. Laghi B. Danes Call Graham’s Hans Visit “Occupation” // The Globe and Mail, 27.07.2005; Также см.: Барановский К.Ю. Указ. соч. С. 77.

11. Kristensen P. Sorry Canada, Hans Island Is Danish // The Ottawa Citizen, 28.07.2005; Kristensen P. Let Law Decide Hans Island // The Toronto Star, 31.07.2005; Høyem T. Mr. Graham, You Should Have Told Us You Were Coming // The Globe and Mail, 29.07.2005.

12. Laghi B. Graham Visit to Arctic Island Causes Icy Spat with Denmark // The Globe and Mail, 26.07.2005.

13. Brewster M. Hans Claim Rock Solid, Pettigrew Argues // The Globe and Mail, 19.08.2005.

14. Canada and Denmark Issue Statement on Hans Island // DFAIT News Release No. 165, 19.08.2005.

15. A Stronger Canada. A Stronger Economy. Now and for Future. Speech from the Throne. 3.03.2010. P. 20. Available at: https://publications.gc.ca/collections/collection_2010/bcp-pco/SO1-1-2010-eng.pdf (accessed 10.07.2023); Statement on Canada’s Arctic Policy. Exercising Sovereignty and Promoting Canada’s Northern Strategy Abroad. Ottawa: Government of Canada. 2010. P. 6-7. Также см.: Володин Д.А. Пограничный спор между Канадой и США в море Бофорта // Россия и Америка в XXI веке. 2023. № 4. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760027293-9-1/?sl=ru (accessed 29.01.2024). DOI: 10.18254/S207054760027293-9

16. Ibbitson J. Canada and Denmark Make Headway in Dispute Over Hans Island // The Globe and Mail, 27.01.2011.

17. Humpreys A. Negotiators Reach Agreement to Divide Contested Arctic Island with Denmark // The National Post, 11.04.2012.

18. Ibidem.

19. Campbell J. Tale of Hans Island Deal Downplayed // The Ottawa Citizen, 18.04.2012.

20. Canada and the Kingdom of Denmark (with Greenland) Announce the Establishment of a Joint Task Force on Boundary Issues // Global Affaires Canada, News Release, 23.05.2018.

21. Lackenbauer W., Nielsen R. Op. cit. p. 5.

22. Canada and the Kingdom of Denmark, Together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada. News Release. 14.06.2022; Boundary Dispute // Global Affairs Canada. Backgrounder. 14.06.2022.

23. Gray D. Canada’s Unresolved Maritime Boundaries // IBRU Boundary and Security Bulletin, Autumn 1997, p. 65.

24. Байерс ссылался в данном случае на решение Международного суда ООН по делу о морской границе в Чёрном море в 2009 году. См.: Case Concerning Maritime Delimitation in the Black Sea (2009). Available at: https://www.icj-cij.org/sites/default/files/case-related/132/132-20090203-JUD-01-00-EN.pdf (accessed 29.01.2024).

25. Конвенция ООН по морскому праву. Available at: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (accessed 29.01.2024).

26. Byers M. International Law and the Arctic. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013, p. 50

27. Boswell R. Canada, Denmark Start Talks to Resolve Border Dispute // The Edmonton Journal, 27.03.2010.

28. См.: The Ilulissat Declaration. 28.05.2008. Available at: https://arcticportal.org/images/stories/pdf/Ilulissat-declaration.pdf (accessed 29.01.2024).

29. Canada and Kingdom of Denmark Reach Tentative Agreement on Lincoln Sea Boundary // DFAIT, News Release, 28.11.2012.

30. Canada and the Kingdom of Denmark, Together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada, News Release, 14.06.2022; Boundary Dispute // Global Affairs Canada, Backgrounder, 14.06.2022.

31. Конвенция ООН по морскому праву. Available at: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (accessed 29.01.2024).

32. Boundary Dispute // Global Affairs Canada, Backgrounder, 14.06.2022.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести