Пограничный спор между Канадой и США в море Бофорта: проблемы урегулирования
Пограничный спор между Канадой и США в море Бофорта: проблемы урегулирования
Аннотация
Код статьи
S207054760027293-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Спор между Канадой и США о линии разграничения акватории и континентального шельфа в море Бофорта ведётся с середины 1970-х годов. Канада предлагает провести эту линию по 141-му меридиану западной долготы, а Соединённые Штаты – по принципу равного отстояния. В 2000-е годы предмет спора расширился и включает также разграничение расширенного континентального шельфа двух стран в Арктике. На фоне крайне высоких цен на нефть в конце 2000-х – середине 2010-х годов активизировались попытки двух стран решить этот спор, однако последующее падение цен на нефть снизило интерес Канады и США к разрешению данного спора. 

Ключевые слова
Арктика, море Бофорта, континентальный шельф, морские пограничные споры, канадско-американские отношения
Классификатор
Получено
17.07.2023
Дата публикации
30.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
392
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В XXI веке, как и 50 лет назад, обсуждение проблемы суверенитета Канады в Арктике во многом сосредоточено вокруг правового статуса Северо-Западного прохода (СЗП). В последнее десятилетие также много внимания уделяется усилиям этой страны по расширению своего континентального шельфа в регионе. Однако помимо этих двух основных тем существует и ряд более локальных вопросов. Самым большим по затронутой территории и самым важным среди них является канадско-американский спор о границе в море Бофорта.

2

История вопроса в XIX–XX веках

 

Истоки конфликта восходят к англо-русской конвенции 1825 г., в которой две империи разграничили свои владения в Северной Америке. После покупки Соединёнными Штатами Аляски у России в 1867 г. и передачи Великобританией Канаде в 1870 г. Земли Руперта и Северо-Западной территории участниками этого противостояния автоматически стали США и Канада. Согласно конвенции, граница между российскими и британскими владениями начиналась от самой южной точки острова Принца Уэльского (Архипелаг Александра), далее шла на север вдоль Портлендского канала и по хребту гор до 141 западной долготы, а оттуда следовала по этому меридиану «в своём продолжении до Ледовитого моря»1.

1. Полное Собрание Законовъ Россiйской Имперiи съ 1649 года. Т. XL. 1825. СПб.: Печатано въ Типографии II Отдъеленiя Собственной Его Императорского Величества Канцелярiи, 1830, с. 73.
3 Канада считает, что граница по 141-му меридиану должна также продолжаться и в море Бофорта. Соединённые Штаты, однако, настаивают, что указанная граница касается лишь суши, а в море она должна устанавливаться по принципу равного отстояния (equidistance principle), то есть на равном расстоянии от побережья двух стран (см. карту 1).
4

Карта 1. Пограничный спор США и Канады в море Бофорта

5

6

Подготовлено на основе оригинальной карты компании «Соврин джиогрэфик» (>>>)

7

Если исходить только из текста конвенции, позиция США выглядит более обоснованной. Так, в ст. III перед описанием линии разграничения российских и британских владений прямо говорится, что она проводится «по берегу твёрдой земли и по островам Северо-Западной Америки»2, и такая же фраза повторяется в конце статьи. Ссылки на то, что оригинальной текст конвенции написан на французском языке, мало что меняют. Основной спор идёт вокруг того, как понимать фразу «до Ледовитого моря» (jusq'a` la Mer Glaciale). Показательно, что даже такой авторитетный канадский специалист по международному праву, как Д. Фаранд, считал невозможным доказать на основе одной лишь конвенции, что сухопутная граница между Аляской и канадским Юконом продолжается и в Северном Ледовитом океане. В частности, он ссылается на значение предлога jusque в словарях французского языка XIX века, где это слово «обозначает ограничение либо по времени, либо в пространстве, которое достигается, но которое не превышается»3.

2. Там же.

3. Pharand D. Canada’s Arctic Waters in International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, p. 19.
8 Важно, однако, что в течение длительного времени разная трактовка конвенции не имела никакого практического значения, поскольку юрисдикция государств распространялась лишь на трехмильную зону прибрежных вод. Ситуация начала меняться в 1960–1970-е годы. Расширение Канадой и США в середине 1960-х годов своих рыболовных зон с 3 до 12 миль также не вызвало конфликта, поскольку спорный участок оставался еще достаточно мал. Решающую роль сыграли два события:
9 Во-первых, открытие в 1968 г. в Прадхо-Бей, на севере Аляски, гигантского месторождения нефти резко повысило потенциальную ценность шельфа моря Бофорта.
10 Во-вторых, решение Канады и США в 1976 г. расширить свои рыбоохранные зоны с 12 до 200 миль многократно увеличило площадь спорного участка (до 21 436 кв. км).
11 Более того, в это время проходила III Конференция ООН по морскому праву (1973–1982 гг.), где уже получила признание идея о праве прибрежных государств на 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ). Таким образом, было понятно, что «цена вопроса» в споре о границе в море Бофорта это не только рыбные, а и все остальные ресурсы.
12 Резкое расширение Канадой и Соединёнными Штатами своих рыбоохранных зон не только выявило разную трактовку странами прохождения границы в море Бофорта, но и обострило ряд других аналогичных проблем между ними. Соответственно, Оттава и Вашингтон решили одновременно урегулировать четыре морских пограничных спора: в заливе Мэн; у пролива Хуан-де-Фука (Strait of Juan de Fuca); в проливе Диксон-Энтранс (Dixon Entrance) и, наконец, собственно в море Бофорта.
13

В июле 1977 г. канадский премьер-министр П. Трюдо и американский президент Дж. Картер назначили руководителей переговоров, соответственно, М. Кадье и Л. Катлера, перед которыми была поставлена задача к 15 октября 1977 г. достичь всеобъемлющего соглашения о: делимитации морских границ; дополнительных соглашениях о рыболовстве и освоении углеводородов, если в этом возникнет необходимость; любых других вопросах на усмотрение правительств обеих стран4.

4. Wang E. Canada-United States Fisheries and Maritime Boundaries Negotiations: Diplomacy in Deep Water // Behind the Headlines, 1981, No. 6, p. 4;
14

Переговоры, продолжавшиеся с августа 1977 г. по ноябрь 1978 г., закончились неудачей. Главной проблемой стало то, что Канада пыталась решить эти четыре спора в рамках одной пакетной сделки, в то время как США настаивали, что каждый из них должен рассматриваться по отдельности, без увязки с остальными. Так, например, Канада была готова на уступки при установлении границы в море Бофорта при условии аналогичных уступок США в заливе Мэн и у пролива Хуан-де-Фука5. Аналогичную систему увязок канадская сторона предлагала и в отношении создания совместных зон по добыче углеводородов в спорных морских акваториях. В конечном счёте в ноябре 1978 г. Оттава и Вашингтон решили сузить предмет переговоров и сосредоточиться лишь на разграничении акваторий в заливе Мэн. С этого времени разногласие о границе в море Бофорта вновь приобрело малозаметный характер.

5. Kirkey Ch. Op. cit.
15

С точки зрения юристов-международников, у каждой из стран есть как козыри, так и «слабые места» при отстаивании своей позиции в этом вопросе. С одной стороны, уже отмечалось, что текст конвенции скорее благоприятствует точке зрения США. С другой стороны, Оттава может ссылаться на то, что Вашингтон продолжительное время не оспаривал канадский вариант границы по 141 з. д. Так, с января 1965 г. канадские власти начали выдавать разрешения на разведку нефти и газа на шельфе моря Бофорта к востоку от этого меридиана. В 1970 г. правительство П. Трюдо приняло закон «О предотвращении загрязнения арктических вод», в соответствии с которым у северного побережья Канады и её арктических островов была установлена 100-мильная морская зона по контролю за судоходством. Хотя Соединённые Штаты сразу же выступили с протестом против расширения юрисдикции Канады на открытое море, они не стали опротестовывать, что западная граница этой 100-мильной зоны проходит по 141-му меридиану6. Тот факт, что США лишь в 1976 г. впервые выразили протест против использования Канадой этого меридиана в качестве границы в море Бофорта, может трактоваться как согласие США.

6. Pharand D. Op. cit. p. 58;
16 Канада вправе также указать на противоречивость позиции Соединённых Штатов, которые признают договор 1867 г. о продаже Россией Аляски и установленную этим договором западную границу арктических владений США по меридиональному принципу (см. карту 1), но отвергают определённую по такому же принципу восточную границу своих арктических владений.
17 Особого внимания заслуживает возможная ссылка Оттавы на использование спорной акватории в море Бофорта коренными народами Канады. Важнейшее значение в этом плане имеет заключённое в 1984 г. канадским правительством соглашение об урегулировании земельных претензий с инувиалуитами – инуитами, проживающими в западной части арктического побережья Канады (до мыса Батерст) и в дельте реки Маккензи. По условиям этого соглашения, был обозначен район расселения инувиалуитов (Inuvialuit Settlement Region) площадью 435 тыс. кв. км, в котором они отказывались в пользу федерального правительства от прав на бóльшую часть территории традиционного проживания и использования в обмен на признание их прав на землю площадью 90,6 тыс. кв. км и получение денежной компенсации. Инувиалуиты также сохранили право на охоту и рыболовство. Западная граница этого района была проведена по 141-му меридиану (см. карту 2).
18

Карта 2. Район расселения инувиалуитов по соглашению 1984 г. (с поправками 1987 г.)

19

20

Подготовлено на основе официальной карты правительства Канады. См.: The Inuvialuit Final Agreement As Amended. Ottawa: Indian and Northern Affairs Canada, 2005, p. 64.

21

Данное соглашение значительно усложняет будущее разрешение спора между США и Канадой о границе в море Бофорта. Передача инувиалуитами своих прав федеральному правительству к востоку от 141 з. д. не станет решающим аргументом для американской стороны, тем более что данное соглашение было заключено уже после официальных протестов США на использование Канадой этого меридиана как морской границы и после переговоров двух стран в конце 1970-х годов. Однако это соглашение резко сужает свободу манёвра канадского правительства на будущих переговорах с Вашингтоном, поскольку теперь в них фактически появляется третий участник – инувиалуиты. Как отмечают канадские эксперты, хотя по международному праву данное соглашение не ограничивает способность канадского правительства на заключение договора с Соединёнными Штатами о морской границе, однако по национальному законодательству оно должно консультироваться с инувиалуитами с тем, чтобы свести к минимуму возможное нарушение их прав, и вводить такие ограничения через принятие специального закона парламентом, а также выплатить им компенсацию7.

7. Byers M. Op. cit. p. 81;
22

Попытки решения спора в XXI веке

 

Новый интерес у Оттавы и Вашингтона к разрешению пограничного спора в море Бофорта возник в конце 2000-х годов. Поводом стало решение США в августе 2009 г. ввести мораторий на коммерческий вылов рыбы в Чукотском море и море Бофорта, включая и спорный район. Канадское правительство сразу постаралось предупредить негативную реакцию внутри страны на это известие. Представитель МИД А. Какчионе подчеркнул, что американский запрет не меняет правовую позицию Канады в споре с США о делимитации морского пространства в море Бофорта, и что сам этот спор носит «хорошо управляемый характер» (well-managed)8.

8. Boswell R. U.S. Arctic Fishing Policy Latest in Can-Am Dispute // Canwest News Service, 25.08.2009.
23

Однако парламентская оппозиция постаралась использовать новость о моратории для нападок на правительство. Так, депутат от Новой демократической партии (НДП) Д. Бевингтон обвинил премьер-министра С. Харпера в том, что тот никак не отреагировал на нарушение канадского суверенитета в Арктике. Д. Бевингтон призвал, чтобы Оттава отправила официальный протест, а Харпер поднял бы этот вопрос на встрече с американским президентом Б. Обамой 16 сентября 2009 г. в Белом доме9.

9. Boswell R. Arctic MP Left Cold by Tories’ Beaufort Silence // Canwest News Service, 2.09.2009
24

Сразу же после выступления Бевингтона выяснилось, что Канада всё-таки направила такой протест США, причём сделала это еще в апреле 2009 г., когда впервые появились сообщения о возможном введении Соединёнными Штатами запрета на рыболовство. Обнародовав эту информацию, канадский МИД также подчеркнул, что в переданной дипломатической ноте прямо говорилось о непризнании правительством Канады каких-либо мер, предпринимаемых американскими федеральными властями или штатом Аляска к востоку от 141-го меридиана западной долготы10.

10. Boswell R. Canada Files Protest Over U.S. Fishing Ban in Arctic Ocean // Canwest News Service, 3.09.2009.
25 Хотя обострение ситуации в 2009 г. вокруг прохождения границы в море Бофорта выглядит, на первый взгляд, как повторение аналогичного эпизода тридцатилетней давности, возобновившийся спор уже не ограничивается 200-мильной зоной, но и выходит за неё. Речь идёт о праве прибрежных государств предъявлять права на расширенный континентальный шельф. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, для получения права на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны прибрежные государства должны представить в Комиссию по границам континентального шельфа соответствующие научные данные. Конвенция позволяет расширить континентальный шельф до 350 миль (в случае подводных хребтов) и даже дальше этого расстояния (в случае подводных возвышенностей). С конца 1990-х годов все арктические государства активизировали сбор научных данных для обоснования своих заявок на расширение континентального шельфа. Соответственно, теперь решение этого пограничного вопроса включает разграничение континентального шельфа на расстояние 350 миль и более от побережья.
26

То, что новый всплеск интереса к разрешению спора возник в 2009 г., также было неслучайно. С конца 1990-х годов происходил подъём цен на нефть, пока, наконец, они не превысили в 2008 г. 140 долл. за баррель. Высокие цены на нефть сделали экономически оправданными трудные в техническом плане и более дорогостоящие проекты по добыче энергоресурсов в Арктике. Шельф моря Бофорта, где ещё в 1970-е годы были подтверждены запасы нефти и газа, стал объектом повышенного внимания нефтяных компаний в первое десятилетие XXI века. Так, «в 2006 г. компания ʺДевон Кэнадаʺ (Devon Canada) обнаружила месторождение нефти с потенциальными запасами в 240 млн баррелей непосредственно к востоку от спорного района. В следующем году компании ʺИмпериал ойлʺ (Inperial Oil) и ʺЭксон-Мобил Кэнадаʺ (ExxonMobil Canada) согласились потратить 585 млн кан. долл. на покупку прав на разведку нефти в соседнем районе морского дна. А в 2008 г. компания ʺБритиш Петролеумʺ (British Petroleum) согласилась израсходовать 1,2 млрд кан. долл. на покупку прав на разведочное бурение в ещё одном районе в канадской части моря Бофорта»11. Ещё большие инвестиции были выделены на разведку нефти в Арктике к западу от 141 з. д. Готовность нефтяных компаний тратить миллиарды долл. на разведку нефти в этом районе, несомненно, подстегнула стремление политического руководства двух стран разрешить вопрос о границе в море Бофорта.

11. Østhagen A. Lines at the Sea: Why Do States Resolve Their Maritime Boundary Disputes? A Thesis Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of British Columbia (Vancouver). 2019. pp. 126-127.
27 На этом фоне власти штата Аляска объявили в ноябре 2009 г. о проведении аукциона по продаже в аренду участков шельфа в прибрежных водах, включая спорный район в море Бофорта. Хотя подобные эпизоды случались и в прошлом, и власти обеих стран всегда предупреждали потенциальных покупателей о невозможности проводить разведочное бурение в неразграниченной зоне, это также послужило дополнительным стимулом для канадских властей попытаться решить этот пограничный вопрос. С начала 2010 г. резко активизировались соответствующие усилия правительства С. Харпера.
28

В январе 2010 г. руководители дипломатических ведомств двух стран Л. Кэннон и Х. Клинтон договорились о начале диалога правительственных экспертов для изучения возможных способов решения данного спора. Уже в следующем месяце, ссылаясь на результаты совместных экспедиций двух стран с 2007 г. по исследованию дна моря Бофорта, представитель канадского МИД К. Лубье отметила возможность «потенциального наложения (overlap) канадского и американского расширенного континентального шельфа в этом районе. Масштабы этого наложения ещё неизвестны. Возможно, имеет смысл разрешить спор о морской границе и наложении континентальных шельфов одновременно»12.

12. Boswell R. Canada Signals Willingness to Resolving Northern Territorial Dispute // Canwest News Service, 17.02.2010.
29

Намерение правительства консерваторов С. Харпера работать с другими арктическими странами для разрешения пограничных разногласий в регионе было отдельно указано в Тронной речи, зачитанной в парламенте 3 марта 2010 года13.

13. См.: A Stronger Canada. A Stronger Economy. Now and for Future. Speech from the Throne. 3.03.2010. P. 20. Available at: >>> (accessed 10.07.2023).
30

С начала 2010 г. ситуация вокруг пограничного спора с США в море Бофорта начала обсуждаться и на заседаниях парламентских комитетов, где выступали как представители правительства, так и независимые специалисты14. Хотя сторонние эксперты выступали и на парламентских слушаниях, наибольший резонанс в СМИ вызвал вывод ряда таких специалистов на конференции в Анкоридже (март 2010 г.), что продолжение границы в море Бофорта за пределы 200-мильной зоны кардинально меняет всю ситуацию: теперь уже для Канады более выгодным становится проведение границы по принципу равного отстояния, а для США – продолжение её по 141-му меридиану западной долготы. Причиной этого являлся остров Банкс, из-за которого, граница, проводимая по принципу равного отстояния, резко отклонялась бы на запад после 200-мильной зоны (см. карту 1). Данное обстоятельство, как указывал один из участников этой встречи, профессор Университета Британской Колумбии М. Байерс, создавало беспроигрышную ситуацию для обеих стран, поскольку «независимо от того, какой метод будет использован для установления границы, каждая страна получит значительную часть нового спорного района»15.

14. Результаты этой работы нашли отражение в двух докладах. См.: Canada. House of Commons. Canada’s Arctic Sovereignty. Report of the Standing Committee on National Defence. June 2010; Sovereignty and Security in Canada’s Arctic. Interim Report. Standing Senate Committee on National Security. March 2011.

15. Максимова Д.Д. Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. М.: ИСКРАН, 2015, С. 77;
31

Интересно, что канадские официальные лица довольно сдержанно отнеслись к новой схеме по разрешению пограничного спора. Так, А. Какчионе отметил, что наблюдаемая аномалия при продлении границы в северную часть моря Бофорта «не предопределяет то, как вопрос в конечном счёте будет урегулирован»16.

16. Boswell R. Canada Non-Committal Over U.S. Position on Beaufort Sea Dispute // Canwest News Service, 9.03.2009.
32

Дополнительное давление на правительство с тем, чтобы оно решило спор с США в море Бофорта оказало разрешение в апреле 2010 г. во многом аналогичного конфликта России и Норвегии из-за границы в Баренцевом море. По итогам встречи в Осло 27 апреля 2010 г. тогдашние лидеры этих стран, соответственно, Д.А. Медведев и Й. Столтенберг, объявили об урегулировании разногласий по этому вопросу. Россия, выступавшая за проведение границы по меридиональному принципу, и Норвегия, предлагавшая установить границу по принципу равного отстояния, решили поделить поровну спорный район в Баренцевом море17.

17. Граник И. Россия и Норвегия сыграли партию в шельф // Коммерсант, 28.04.2010.
33

Выступая в середине мая 2010 г. на конференции в Вашингтоне, Л. Кэннон официально обратился к США начать серьёзные переговоры о разрешении многолетнего пограничного спора в море Бофорта. Он отдельно упомянул положительный пример, который подали в этом отношении Норвегия и Россия18.

18. Boswell R. Beaufort Sea: Let’s Talk, Cannon Tells U.S. // Canwest News Service, 15.05.2010.
34 В конце июля 2010 г. в Оттаве прошла первая встреча канадских и американских чиновников, посвящённая техническим аспектам урегулирования пограничного спора в море Бофорта. Обсуждение этих вопросов было решено продолжить в следующем году уже в Вашингтоне.
35

В августе 2010 г. канадское правительство опубликовало программное «Заявление о внешней политике Канады в Арктике», в котором разрешение пограничных споров с соседями в регионе было названо первым по важности приоритетом. В документе было названо три таких спора: один – сухопутный (с Данией за остров Ханс) и два – морских (с США о границе в море Бофорта и с Данией о границе в море Линкольна)19.

19. Statement on Canada’s Arctic Policy. Exercising Sovereignty and Promoting Canada’s Northern Strategy Abroad. Ottawa: Government of Canada. 2010. P. 6-7.
36

В отличие от разногласий с Данией, которые в целом были разрешены в последующие годы (в ноябре 2012 г. было объявлено о достижении Канадой и Данией временного соглашения в отношении границы в море Линкольна, а ещё через десять лет об урегулировании ими всех территориальных и пограничных споров между собой в Арктике)20, никакого прогресса не произошло в вопросе о границе в море Бофорта.

20. DFAIT. News Release. 28.11.2012; Canada and the Kingdom of Denmark, together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada. News Release. 14.06.2022.
37

Несомненно, важную роль в том, что положительная динамика, наметившаяся в пограничном споре в море Бофорта в начале 2010 г., не получила дальнейшего развития, сыграла авария на нефтяной буровой платформе «Дипуотер Хорайзн» (Deepwater Horizon) в Мексиканском заливе (20 апреля 2010 г.), в результате которой в течение следующих нескольких месяцев в море вылилось почти 5 млн баррелей нефти. Данная катастрофа резко повысила внимание политиков и общественности в США и Канаде к возможным экологическим рискам при нефтедобыче на арктическом шельфе. Показательно, что в конце марта 2010 г. американский президент Б. Обама объявил о планах открыть для разведочного бурения более 167 млн акров шельфа в прибрежных водах США, включая и море Бофорта, однако уже через два месяца это решение было пересмотрено21. Схожая тревога наблюдалась и в Канаде. На слушаниях 15 июня 2010 г. в Постоянном комитете по природным ресурсам Палаты общин (Canadian House of Commons Standing Committee on Natural Resources) было заявлено, что в настоящее время не существует технологий для очистки от нефти вод, покрытых льдами. Как пояснил Р. Боуден, один из руководителей компании «Аква-Гард Спилл Респонс» (Aqua-Guard Spill Response), традиционные методы ликвидации разливов нефти, такие как использование боновых заграждений, были бы неэффективны в этом случае22.

21. Broder J. Obama to Open Offshore Areas to Oil Drilling // The New York Times, 31.03.2010;

22. Mayeda A. No Way to Clean Up Oil Spill Under Arctic Ice: Expert // Canwest News Service, 15.06.2010.
38 Определённую роль в паузе, наступившей с 2011 г. в урегулировании ситуации с морской границе в море Бофорта, могло сыграть и то, что Л. Кэннон, который курировал этот вопрос в правительстве в качестве министра иностранных дел, не был переизбран депутатом на парламентских выборах 2011 г. и, таким образом, не вошёл в новое правительство консерваторов.
39

Видимо, сказалась и позиция США синхронизировать разграничение акваторий и шельфа в 200-мильной зоне в море Бофорта с определением границ расширенного континентального шельфа в Арктике. На парламентских слушаниях 1 ноября 2010 г. Кэннон отмечал, что он вместе со своей американской коллегой Х. Клинтон согласились с важностью завершения этого процесса двумя странами и особенно в спорном районе до того, как они приступят к более официальному обсуждению или переговорам по пограничному спору в море Бофорта23. В июне 2018 г., выступая в комитете по иностранным делам и международному развитию Палаты общин, юридический советник канадского МИД А. Кессел прямо связал задержку решения пограничного вопроса в море Бофорта с просьбой США отложить этот вопрос до проведения американцами дополнительного картографирования морского дна в Арктике24.

23. Proceedings of the Standing Senate Committee on National Security. Issue 8. Evidence. Meeting of November 1, 2010. Available at: >>> (12.07.2023).

24. Canada. House of Commons. Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. Evidence. 14.06.2018. p. 4. Available at: >>> (accessed 12.07.2023).
40

Решающим фактором стало то, что к середине 2010-х годов вопрос о добыче нефти на шельфе моря Бофорта перестал быть актуальным для США. Так называемая сланцевая революция заново открыла для нефте- и газодобычи в Северной Америке территории, расположенные намного южнее Арктики. Быстрый рост нефтедобычи на сланцевых месторождениях привёл к неизбежному обрушению цен на нефть. В результате резко пропал интерес нефтекомпаний к проектам на шельфе в Арктике. Так, «в декабре 2014 г. компания ʺШевронʺ (Chevron) приостановила ʺна неопределённое времяʺ свои планы на бурение в канадской части моря Бофорта, а в следующем году от бурения в регионе отказалась и компания ʺШеллʺ (Shell)»25.

25. Lackenbauer W. Op. cit. p. 45.
41

Казалось, ситуация может обостриться, когда в марте 2016 г. американское Бюро по управлению океаническими энергоресурссами (U.S. Bureau of Ocean Energy Management) обнародовало план на 2017–2022 гг. по продаже в аренду участков на шельфе Аляски, включая и спорный район в море Бофорта. Это вызвало негативную реакцию в Канаде, причём громче и резче всех протестовали власти Юкона. Так, министр юстиции в правительстве Юкона Б. Казерс назвал продажу участков в спорном районе «нарушением суверенитета Канады». Против подобных действий до урегулирования двумя странами пограничного вопроса высказался и премьер-министр этой канадской территории Д. Паслоски. Федеральное правительство реагировало более сдержанно. Представитель МИД Э. Миллс в очередной раз подтвердила, что спор о границе в море Бофорта носит «хорошо управляемый характер и будет разрешён мирно, в соответствии с международным правом, когда обе стороны будут готовы к этому»26.

26. Windeyer Ch. Proposed U.S. Beaufort Sea Drilling Leases Infringe on Canada’s Sovereignty, Says Yukon. 19.03.2016. Available at: >>> (accessed 11.07.2023).
42 Новый кризис закончился, так толком и не начавшись. Большую роль в этом сыграло синхронное введение двумя странами в декабре 2016 г. моратория на разведочное бурение на своем арктическом шельфе. В отличие от США, установивших бессрочный запрет, аналогичная мера Канады была принята на пять лет, по истечении которых решение могло быть пересмотрено. Однако в 2023 г. канадское правительство продолжало сохранять этот запрет в силе, даже несмотря на недовольство правительства Северо-Западных территорий (СЗТ).
43

Некоторые канадские эксперты отмечают, что снятие ограничений на разведочное бурение в Арктике больше не играет никакой роли, поскольку нефть из этого региона уже не нужна. Считается, что пик спроса на нефть будет достигнут гораздо раньше, чем арктическая нефть попадёт на мировой рынок. В случае с нефтью с шельфа моря Бофорта предполагается, что её добыча в лучшем случае могла бы начаться лишь в конце 2030-х годов27.

27. Pressman N. Feds Extend Restrictions on Arctic Offshore Drilling. 2.01.2023. Available at: >>> (accessed 11.07.2023).
44

Заключение

 

Если говорить в целом, то на данный момент не просматривается перспективы скорого разрешения канадско-американского пограничного спора в море Бофорта.

45 Прежде всего, сам этот спор не создаёт сколько-нибудь серьёзных проблем в отношениях двух стран, что требовало бы его немедленного решения.
46 Кардинально изменилась ситуация и с добычей нефти на арктическом шельфе. С одной стороны, цены на нефть всё ещё сильно отстают от того уровня, на котором они находились в конце 2000-х – середине 2010-х годов. С другой стороны, после взрыва буровой платформы в Мексиканском заливе резко возросли риски – и экологические, и финансовые.
47 Важным итогом неудачной попытки решить этот пограничный спор в 2010 г. стало то, что инициатива теперь полностью находится в руках США, поскольку он теперь увязывается с определением двумя странами границ своего расширенного континентального шельфа. Дело в том, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву, и, соответственно, они не связаны никакими временными рамками для завершения этого процесса и передачи собранных данных в Комиссию по границам континентального шельфа.
48 У Оттавы, со своей стороны, также нет особых причин спешить с урегулированием вопроса о границе в море Бофорта. Помимо традиционных возможных упреков в потере суверенитета страны в Артике в пользу американцев, любое канадское правительство может столкнуться с обвинениями о невыполнении обязательств перед коренными народами. Стоит напомнить, что одним из центральных элементов своей арктической политики правительство Дж. Трюдо объявило улучшение отношений с коренными народами. Таким образом, пограничный спор в море Бофорта, включая требуемый для его решения пересмотр соглашения с инувиалуитами 1984 г., потенциально обладает для правительства Дж. Трюдо двойной токсичностью.

Библиография

1. Полное Собрание Законовъ Россiйской Имперiи съ 1649 года. Т. XL. 1825. СПб.: Печатано въ Типографии II Отдъеленiя Собственной Его Императорского Величества Канцелярiи, 1830, с. 73.

2. Там же.

3. Pharand D. Canada’s Arctic Waters in International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, p. 19.

4. Wang E. Canada-United States Fisheries and Maritime Boundaries Negotiations: Diplomacy in Deep Water // Behind the Headlines, 1981, No. 6, p. 4; Kirkey Ch. Delineating Maritime Boundaries: The 1977-78 Canada-U.S. Beaufort Sea Continental Shelf Delimination Boundary Negotiations // Canadian Review of American Studies, 1995, Issue 2.

5. Kirkey Ch. Op. cit.

6. Pharand D. Op. cit. p. 58; Rothwell D. Maritime Boundaries and Resource Development: Options for the Beaufort Sea. – Calgary: The Canadian Institute of Resources Law, 1988, p. 36; Byers M. International Law and the Arctic. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013, p. 66.

7. Byers M. Op. cit. p. 81; Lackenbauer W. The Beaufort Boundary: A Historical Appraisal of a Maritime Boundary Dispute // Canada and the Maritime Arctic: Boundaries, Shelves, and Waters. 2020, p. 41.

8. Boswell R. U.S. Arctic Fishing Policy Latest in Can-Am Dispute // Canwest News Service, 25.08.2009.

9. Boswell R. Arctic MP Left Cold by Tories’ Beaufort Silence // Canwest News Service, 2.09.2009

10. Boswell R. Canada Files Protest Over U.S. Fishing Ban in Arctic Ocean // Canwest News Service, 3.09.2009.

11. Østhagen A. Lines at the Sea: Why Do States Resolve Their Maritime Boundary Disputes? A Thesis Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of British Columbia (Vancouver). 2019. pp. 126-127.

12. Boswell R. Canada Signals Willingness to Resolving Northern Territorial Dispute // Canwest News Service, 17.02.2010.

13. См.: A Stronger Canada. A Stronger Economy. Now and for Future. Speech from the Throne. 3.03.2010. P. 20. Available at: https://publications.gc.ca/collections/collection_2010/bcp-pco/SO1-1-2010-eng.pdf (accessed 10.07.2023).

14. Результаты этой работы нашли отражение в двух докладах. См.: Canada. House of Commons. Canada’s Arctic Sovereignty. Report of the Standing Committee on National Defence. June 2010; Sovereignty and Security in Canada’s Arctic. Interim Report. Standing Senate Committee on National Security. March 2011.

15. Максимова Д.Д. Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. М.: ИСКРАН, 2015, С. 77; Boswell R. Canada, U.S. Flip-Flop Positions in Beaufort Sea Boundary Dispute // Canwest News Service, 8.03.2010

16. Boswell R. Canada Non-Committal Over U.S. Position on Beaufort Sea Dispute // Canwest News Service, 9.03.2009.

17. Граник И. Россия и Норвегия сыграли партию в шельф // Коммерсант, 28.04.2010.

18. Boswell R. Beaufort Sea: Let’s Talk, Cannon Tells U.S. // Canwest News Service, 15.05.2010.

19. Statement on Canada’s Arctic Policy. Exercising Sovereignty and Promoting Canada’s Northern Strategy Abroad. Ottawa: Government of Canada. 2010. P. 6-7.

20. DFAIT. News Release. 28.11.2012; Canada and the Kingdom of Denmark, together with Greenland, Reach Historic Agreement on Long-Standing Boundary Disputes // Global Affairs Canada. News Release. 14.06.2022.

21. Broder J. Obama to Open Offshore Areas to Oil Drilling // The New York Times, 31.03.2010; Interior Issues Directive to Guide Safe, Six-Month Moratorium on Deepwater Drilling. 30.05.2010. Available at: https://www.doi.gov/news/pressreleases/Interior-Issues-Directive-to-Guide-Safe-Six-Month-Moratorium-on-Deepwater-Drilling (accessed 12.07.2010).

22. Mayeda A. No Way to Clean Up Oil Spill Under Arctic Ice: Expert // Canwest News Service, 15.06.2010.

23. Proceedings of the Standing Senate Committee on National Security. Issue 8. Evidence. Meeting of November 1, 2010. Available at: https://sencanada.ca/en/Content/SEN/Committee/403/defe/08evb-e (12.07.2023).

24. Canada. House of Commons. Standing Committee on Foreign Affairs and International Development. Evidence. 14.06.2018. p. 4. Available at: https://www.ourcommons.ca/Content/Committee/421/FAAE/Evidence/EV9984713/FAAEEV103-E.PDF (accessed 12.07.2023).

25. Lackenbauer W. Op. cit. p. 45.

26. Windeyer Ch. Proposed U.S. Beaufort Sea Drilling Leases Infringe on Canada’s Sovereignty, Says Yukon. 19.03.2016. Available at: https://www.cbc.ca/news/canada/north/proposed-beaufort-licences-infringe-arctic-sovereignty-1.3498469 (accessed 11.07.2023).

27. Pressman N. Feds Extend Restrictions on Arctic Offshore Drilling. 2.01.2023. Available at: https://www.cbc.ca/news/canada/north/arcitc-offshore-drilling-restrictions-extending-1.6699833 (accessed 11.07.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести