Альтернативные варианты политического статуса Пуэрто-Рико: компаративный анализ и перспективы
Альтернативные варианты политического статуса Пуэрто-Рико: компаративный анализ и перспективы
Аннотация
Код статьи
S207054760029611-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Черных Марина Андреевна 
Должность: Лаборант-исследователь
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Проблема вокруг политического статуса Пуэрто-Рико существует в США на протяжении многих десятилетий. В течение этого времени в Конгрессе США было выдвинуто 12 законопроектов. Большинство из них остались на первой стадии рассмотрения, что свидетельствует о расстановке приоритетов конгрессменов. В нынешнем 118-ом созыве Конгресса рассматривается законопроект, подразумевающий три альтернативы политическому статусу территории. В статье проанализирован данный законопроект, выделены принципиальные особенности альтернативных вариантов и определены перспективы их принятия. Доказано, что присоединение к США в качестве штата является наиболее логичным завершением продолжительной проблемной ситуации.

Ключевые слова
Пуэрто-Рико, политический статус, предоставление статуса штата, независимость, свободное ассоциированное государство, Конгресс США, референдумы
Классификатор
Получено
11.10.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
229
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

С 1898 г. остров является неинкорпорированной организованной территорией США. Это подразумевает, что Пуэрто-Рико не является штатом, но в то же время не обладает суверенитетом, в Пуэрто-Рико функционируют свои органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а также собственная конституция. В 1952 г. территория получила официальный статус «Содружество Пуэрто-Рико», который носит по сей день1. Пуэрто-Рико представляет собой самое густонаселённое и большое владение из контролируемых территориях США.

1. См.: Черных М. А. Предоставление Пуэрто-Рико статуса 51-го штата: перспективы при администрации Дж. Байдена. Россия и Америка в XXI веке, 2022, Выпуск № 5. Available at: >>> DOI: 10.18254/S207054760022755-7
2

Сложность политического положения Пуэрто-Рико связана с его продолжительной неоднозначностью, что вызывает далеко идущие негативные последствия. Остров входит в состав США, но не в качестве штата, что существенно ограничивает его возможности с точки зрения политики и экономики по сравнению с 50-ю штатами. В качестве примеров можно привести выделение федеральной помощи в случае чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, а также доступность федеральных программ помощи для жителей Пуэрто-Рико, которые получают американское гражданство по факту рождения. С политической точки зрения, граждане США, проживающие на острове, не имеют право голосовать в федеральных промежуточных и президентских выборах, а их представительство в Конгрессе США выражено одним неголосующим членом, который имеет право участвовать в голосовании лишь в комитетах, в которых служит. Более того, американская конституция не относится к лицам, рождённым на территориях США. К ним не применяются Билль о правах, который содержит основные права и свободы человека и гражданина, и 14-ая поправка, которая гласит: «...Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии или льготы граждан США; равно как ни один штат не может лишить человека жизни, свободы или собственности без надлежащего судебного разбирательства; либо отказать человеку в равной защите перед законом». Иначе говоря, Конституция США не защищает американское гражданство резидентов Пуэрто-Рико. Фактически, Конгресс может лишить их данной привилегии, так как остров не имеет статуса штата. Таким образом, лица, рождённые в Пуэрто-Рико, являются своего рода американскими гражданами второго класса. Комиссар-резидент территории придерживается позиции о том, что нынешний статус ограничивает возможности острова в плане процветания и лишает граждан тех же прав и обязанностей, что и их сограждан в 50 штатах и округе Колумбия2. В то же время Пуэрто-Рико не обладает независимостью, что также препятствует его полномасштабному развитию на протяжении десятилетий.

2. Statehood, U.S. Congresswoman Jenniffer González-Colón. Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).
3

История обсуждения проблемы политического статуса Пуэрто-Рико в Конгрессе США

 

Вопрос политического статуса владения обсуждается в Конгрессе США многие десятилетия. За эти годы было предложено 12 законопроектов. Как представлено в табл. №1, первый закон, H.R.856, был выдвинут в ходе работы 105-го созыва. Он был одобрен Палатой представителей, то есть прошёл две стадии из пяти3. Далее следуют одобрение Сенатом, направление президенту и вступление в законную силу. Второй и третий, H.R.24994 и H.R.83935 соответственно, инициированные в период 111-го и 117-го созывов, также получили поддержку нижней палаты. Все остальные имеют статус «выдвинут», то есть были и сейчас находятся на первой стадии рассмотрения. Это свидетельствует о том, что данная проблема не входит в круг приоритетных задач федерального правительства США. В то же время в Конгрессе США выдвигается всё больше законопроектов, направленных на решение данного вопроса. Если с 105-го по 115-й созывы было предложено по одному проекту за созыв с перерывами между ними, то в ходе 116-го уже два, в период 117-го – четыре, а в текущем, который будет работать до 2024 г., пока два (на 30.09.2023). Это указывает на рост актуальности проблемы6.

3. H.R.856 United States-Puerto Rico Political Status Act, Congress.gov. Available at: >>> (accessed: 30.09.2023).

4. H.R.2499 Puerto Rico Democracy Act of 2010, Congress.gov Available at: >>> (accessed: 30.09.2023).

5. H.R. 8393 (117th): Puerto Rico Status Act // GovTrack. Available at: >>> (accessed: 12.09.2023).

6. Черных М. А. Указ. соч.
4

Таблица 1

Законопроекты в Конгрессе США, направленные на решение вопроса политического статуса Пуэрто-Рико

5
Созыв Название законопроекта Статус Демократы Республиканцы
118-й (2023-2024) H.R.2757 Закон о статусе Пуэрто-Рико Выдвинут 75 6
S.2944 Законопроект, позволяющий народу Содружества Пуэрто-Рико определить его политический статус Выдвинут 0 0
117-й (2021-2022) H.R.8393 Закон о статусе Пуэрто-Рико Одобрен нижней палатой 53 9
H.R.1522 Закон о принятии Пуэрто-Рико в качестве штата Выдвинут 62 19
S.780 Закон о принятии Пуэрто-Рико в качестве штата Выдвинут 6 0
H.R.2070 Закон о самоопределении Пуэрто-Рико 2020 г. Выдвинут 76 0
116-й (2019-2020) H.R.4901 Закон о принятии Пуэрто-Рико в качестве штата Выдвинут 42 18
H.R.1965 Закон о принятии Пуэрто-Рико в качестве штата Выдвинут 16 5
115-й (2017-2018) H.R.260 Закон о принятии Пуэрто-Рико в качестве штата Выдвинут 1 0
113-й (2013-2014) H.R.2000 Закон об урегулировании статуса Пуэрто-Рико Выдвинут 119 12
111-й (2009-2010) H.R.2499 Закон о демократии Пуэрто-Рико 2010 года Одобрен нижней палатой 123 58
110-й (2007-2008) H.R.900 Закон о демократии Пуэрто-Рико 2007 года Выдвинут 72 57
105-й (1997-1998) H.R.856 Закон США о политическом статусе Пуэрто-Рико Одобрен нижней палатой 63 24

Онлайн-база данных законодательной информации Конгресса США. Congress.gov // Congress.gov. Available at: >>> 2030.09.2023).

6 Из всех инициатив пять подразумевало предоставление Пуэрто-Рико статуса штата, а восемь – право на самоопределение будущего устройства. В последнем случае было предусмотрено несколько вариантов развития события, в том числе вхождение в состав США в качестве 51-го штата, получение независимости, создание свободного ассоциированного с США государства или сохранение нынешнего статуса. Именно такие законопроекты получили одобрение в Палате представителей. Это во многом связано с позицией демократов, которые более склонны голосовать за законопроекты, предусматривающие выбор. Из этого следует, что законопроект, который нацелен на предоставление острову только статуса штата, будет иметь меньше поддержки демократов, а значит вероятность его принятия будет существенно ниже, чем того, который будет включать несколько вариантов. Республиканцы всегда были менее склонны голосовать по данной проблеме. Что касается предпочтений относительно типа законопроекта среди тех, кто голосовал, то они в целом занимали менее жёсткую позицию относительно крайней важности наличия альтернатив. Это может быть связано с практической стороной вопроса. Процесс одобрения предложения, которое предусматривает несколько опций, всегда будет более продолжительным и сложным.
7 В определённые моменты, а именно в период работы 105-го, 110-го, 111-го и 113-го созывов относительно большая доля конгрессменов поддерживала данные инициативы. В последние годы эта доля снижается, причём как среди членов Демократической партии, так и среди Республиканской. Если в ходе 111-го созыва за законопроект проголосовали 181 член, что стало рекордом, то начиная со 115-го созыва показатель не превышал 81 голоса. Иначе говоря, в минувшие годы появляется всё больше проектов, нацеленных на данную проблему, однако она не является приоритетной, из-за чего они не набирают достаточное количество голосов.
8

Альтернативы политического статуса Пуэрто-Рико, рассматриваемые в нынешнем созыве Конгресса

 

В ходе действующего 118-го созыва в Конгрессе рассматриваются два законопроекта, посвящённые будущему Пуэрто-Рико. Первый законопроект, позволяющий народу Содружества Пуэрто-Рико определить его политический статус, был предложен 27.09.2023 г.7 Второй закон «О статусе Пуэрто-Рико» был выдвинут 20.04.20238. Он предусматривает три варианта будущего статуса острова, который будет выбран в ходе плебисцита. Первый – независимость – подразумевает, что США отказываются от всех прав владения, надзора, юрисдикции, контроля и суверенитета над территорией и жителями Пуэрто-Рико и признают независимость нации и власти, избранной народом в соответствии с его собственной конституцией. После объявления независимости резиденты острова перестанут получать гражданство США по факту рождения, а лица, планирующие подать на американское гражданство, будут попадать под действие иммиграционных законов страны. Если же цель въезда рабочая или туристическая, то они будут пользоваться определёнными привилегиями. Кроме того, некоторые категории резидентов, в частности ветераны, которые внесли вклад в развитие США, их родственники, государственные служащие на пенсии и другие, сохранят свои права и льготы, предоставленные им в соответствии с американскими законами.

7. S.2944 A bill to enable the people of the Commonwealth of Puerto Rico to determine the political status of the Commonwealth of Puerto Rico, and for other purposes // Congress.gov. Available at: >>> (accessed: 30.09.2023).

8. H.R.2757 Puerto Rico Status Act // Congress.gov. Available at: >>> (accessed: 30.09.2023).
9 Второй вариант – свободное ассоциированное с США государство – подразумевает отказ Америки от прав владения и контроля и обретение Пуэрто-Рико некоторой доли независимости. Если в ходе плебисцита большинство избирателей проголосуют за этот вариант, то будет организована совместная комиссия США и Пуэрто-Рико, которая будет вести переговоры по созданию устава нового государства. Также комиссия будет обсуждать темы, касающиеся двух стран, в том числе вопросы внешней политики, торговли, финансов, налогообложения, валюты, экономической помощи, безопасности и обороны, разрешения споров и иммиграции. Устав вступит в силу по обоюдному согласию. Договор может быть расторгнут по желанию одной из сторон в любое время. По вопросам гражданства, иммиграции и посещения США в рабочих и туристических целях ситуация аналогична. Однако данная альтернатива предусматривает так называемый переходный период, в ходе которого лица, рождённые на острове, всё ещё будут получать гражданство при рождении. Определённые категории лиц также сохранят привилегии. Кроме того, в течение 10 лет после объявления нового статуса США сохранят свои обязательства по ряду федеральных программ.
10 Третья альтернатива предусматривает предоставление статуса штата. Она подразумевает, что территория будет принята в состав США в качестве штата на равной во всех отношениях основе с остальными 50-ю штатами и будет именоваться как «штат Пуэрто-Рико». Если в ходе плебисцита большинство избирателей выберут этот вариант, то на острове будут проведены выборы, чтобы избрать голосующих представителей в нижнюю и верхнюю палаты Конгресса США.
11

Перспективы альтернатив политического статуса Пуэрто-Рико

 

Присоединение Пуэрто-Рико в качестве штата представляет собой наиболее логичное завершение продолжительной проблемной ситуации вокруг его политического статуса. Это вызвано многими факторами. Во-первых, традицией. Остров является частью США на протяжении 125-ти лет. Его жители получают американское гражданство по факту рождения. Они, их родственники и предки считают себя американцами и дорожат своим гражданством. Об этом свидетельствуют многочисленные референдумы, проходящие на острове, которые, однако, не имеют юридической силы, так как не санкционированы Конгрессом. Вариант «штат» был представлен в шести из шести плебисцитах в отличие от других альтернатив, причём в 2012 г., 2017 г. и 2020 г., когда состоялись референдумы, большинство избирателей голосовало за то, чтобы Пуэрто-Рико стал штатом9. Проблемы заключается в том, что многие избиратели не принимают участия в голосовании, к чему апеллирует Конгресс США. Во-вторых, власти американской территории, в частности губернатор Педро Пьерлуиси и комиссар-резидент Пуэрто-Рико в Конгрессе Дженнифер Гонсалес-Колон, твёрдо выступают за присоединение к США в качестве штата. Пьерлуиси всегда поддерживал равные права для американских граждан, проживающих на острове, включая упорную борьбу за статус штата10. Гонсалес-Колон также считает, что единственно правильным решением является достижение «полного равенства, которое может быть достигнуто только через получение статуса штата. И избиратели в Пуэрто-Рико согласны с этим»11.

9. Черных М. А. Указ. соч.

10. Puerto Rico, National Governors Association. Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).

11. Statehood, Op. cit.
12 В-третьих, жители острова являются составной частью сплочённой пуэрториканской общины США. Имея американское гражданство, жители острова пользуются правом свободного передвижения на основной территории государства, а многие иммигрируют. Это привело к тому, что в 50-ти штатах и округе Колумбия проживает больше пуэрториканцев, чем в самом Пуэрто-Рико. Пуэрториканская община США наращивает свой вес в политическом и экономическом плане, а её избиратели играют особенно важную роль в Нью-Йорке и Флориде. Сегодня они вносят огромный вклад в экономическое развитие государства. Решение об отделении острова, будь это получение независимости или создание свободного ассоциированного государства, что влечёт за собой полное или значительное ограничение в плане иммиграции и посещения основной территории, с большей долей вероятности, вызовет серьёзные политические протесты пуэрториканцев по обе стороны.
13

В-четвёртых, мужчины Пуэрто-Рико являются неотъемлемой частью Вооружённых сил США. По закону все лица мужского рода, достигшие совершеннолетия, обязаны регистрироваться в системе выборочной военной службы12. С 1898 г. более 235 тыс. пуэрториканцев прошли службу13. Они сражались на стороне США в Первой и Второй мировых войнах, в ходе корейской и вьетнамской войн, а также в войне в Персидском заливе и операциях в Афганистане и в Ираке. Они внесли огромный вклад в тяжёлые для страны времена. Сам остров также представляет важность в военном плане. На протяжении десятилетий он служит в качестве одного из главных американских военных аванпостов в Западном полушарии. На нём располагаются военные базы, объекты, учебные военно-морские центры и действующий форт.

12. Fact Sheet: Puerto Rican Participation in the U.S. Armed Forces. February 2021, Puerto Rico 51st Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).

13. Statehood, U.S. Congresswoman Jenniffer González-Colón. Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).
14 В-пятых, политическая система Пуэрто-Рико устроена похожим образом. Наконец, равенство внутри государства соответствует демократическим основам американского общества, необходимо для дальнейшего благополучия США и является ключевым для социально-экономического и политического процветания острова.
15

Перспектива получения независимости маловероятна. Подавляющее большинство избирателей не поддерживают этот вариант. В ходе проведения шести референдумов он не набирал выше 6%14. Это обуславливается двумя основными причинами. Во-первых, резиденты территории дорожат своим американским гражданством и возможностью беспрепятственно посещать своих родственников и друзей, проживающих на основной территории США, а также иммигрировать в страну. Во-вторых, Пуэрто-Рико находится в экономическом кризисе на протяжении десятилетий. Более того, за последние несколько лет остров столкнулся с многими природными катаклизмами, которые привели к гуманитарной катастрофе, затем с пандемией COVID-19, что ещё более усугубило экономическое положение. В 2022 г. более 40% жителей жили в нищете15. Это с учётом того, что территория получает федеральную помощь США. Для сравнения, в 2022 г. показатель на основной территории составлял 11,5%, то есть был примерно в 4 раза меньше16. Таким образом, если бы Пуэрто-Рико обрёл независимость, страна бы лишилась финансовой помощи США, в которой остров критически нуждается, и была бы крайне слабой в экономическом плане, а также и в политическом. На острове довольно серьёзные проблемы с коррупцией.

14. Черных М. А. Указ. соч.

15. QuickFacts Puerto Rico, United States Census Bureau, July 1, 2022. Available at: >>>(accessed: 01.10.2023).

16. Emily A. Shrider, John Creamer. Poverty in the United States: 2022, United States Census Bureau, September 12, 2023. Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).
16

Альтернатива свободного ассоциированного с США государства вряд ли возможна. Во-первых, этот вариант отсутствовал в четырёх из шести референдумов, что свидетельствует о его непопулярности среди властей территории, а в те плебисциты, когда он присутствовал, не набирал широкую поддержку среди избирателей17. Всё потому, что граждане, проживающие на острове, не готовы на разрыв или существенное сокращение связей с США. Во-вторых, данная альтернатива несёт определённую неоднозначность. Свободное ассоциированное государство – это «маленькая страна, которая возлагает на США ответственность за свою национальную безопасность и предоставляет им военные права в пределах своих границ»18. Более того, такие страны получают ограниченную финансовую помощь от США, а также имеют некоторый доступ к федеральным программам19. Фактически, если бы Пуэрто-Рико стал таким типом государства, то, с одной стороны, не получил бы полной независимости, а с другой стороны, многие сферы остались бы без изменений. Иначе говоря, такой статус не сильно отличается от нынешнего положения острова, за исключением того, что подразумевает лишение американского гражданства через некоторое время и частичное сокращение помощи США, что в перспективе ещё более ухудшило бы положение Пуэрто-Рико, а проблема вокруг его политического статуса не была бы решена. Кроме того, такие действия также вызвали бы серьёзные недовольства пуэрториканской общины по обе стороны.

17. Черных М. А. Указ. соч.

18. What’s a Freely Associated State? Puerto Rico Report URL: >>> (accessed: 01.10.2023).

19. Ibidem.
17

Таким образом, у Пуэрто-Рико существует несколько альтернатив будущего политического статуса. Среди них получение независимости, то есть полное отделение от США, становление свободным ассоциированным с США государством, которое фактически не несёт положительных изменений в положение территории или же присоединение в качестве штата, что является наиболее рациональным и в то же время вероятным исходом для острова, учитывая мнения народа, властей, а также социально-экономическое и политическое положение Пуэрто-Рико. Несмотря на это, существует ряд препятствий на пути становления Пуэрто-Рико 51-м штатом США. Они освещены в статье20.

20. Черных М. А. Указ. соч.

Библиография

1. См.: Черных М. А. Предоставление Пуэрто-Рико статуса 51-го штата: перспективы при администрации Дж. Байдена. Россия и Америка в XXI веке, 2022, Выпуск № 5. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760022755-7-1/. DOI: 10.18254/S207054760022755-7

2. Statehood, U.S. Congresswoman Jenniffer González-Colón. Available at: https://gonzalez-colon.house.gov/issues/statehood (accessed: 01.10.2023).

3. H.R.856 United States-Puerto Rico Political Status Act, Congress.gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/856 (accessed: 30.09.2023).

4. H.R.2499 Puerto Rico Democracy Act of 2010, Congress.gov Available at: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/house-bill/2499/committees (accessed: 30.09.2023).

5. H.R. 8393 (117th): Puerto Rico Status Act // GovTrack. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/117/hr8393 (accessed: 12.09.2023).

6. Черных М. А. Указ. соч.

7. S.2944 A bill to enable the people of the Commonwealth of Puerto Rico to determine the political status of the Commonwealth of Puerto Rico, and for other purposes // Congress.gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/118th-congress/senate-bill/2944?q=%7B%22search%22%3A%22H.R.2944%22%7D&s=5&r=3 (accessed: 30.09.2023).

8. H.R.2757 Puerto Rico Status Act // Congress.gov. Available at: https://www.congress.gov/bill/118th-congress/house-bill/2757/text?s=4&r=9&q=%7B%22search%22%3A%22Puerto+Rico%22%7D (accessed: 30.09.2023).

9. Черных М. А. Указ. соч.

10. Puerto Rico, National Governors Association. Available at: https://www.nga.org/governor/pedro-pierluisi/ (accessed: 01.10.2023).

11. Statehood, Op. cit.

12. Fact Sheet: Puerto Rican Participation in the U.S. Armed Forces. February 2021, Puerto Rico 51st Available at: http://www.pr51st.com/wp-content/uploads/2022/03/Fact-Sheet-Puerto-Rican-Participation-in-the-U.S.-Military-February-2021.pdf (accessed: 01.10.2023).

13. Statehood, U.S. Congresswoman Jenniffer González-Colón. Available at: https://gonzalez-colon.house.gov/issues/statehood (accessed: 01.10.2023).

14. Черных М. А. Указ. соч.

15. QuickFacts Puerto Rico, United States Census Bureau, July 1, 2022. Available at: https://www.census.gov/quickfacts/fact/table/PR# (accessed: 01.10.2023).

16. Emily A. Shrider, John Creamer. Poverty in the United States: 2022, United States Census Bureau, September 12, 2023. Available at: https://www.census.gov/library/publications/2023/demo/p60-280.html#:~:text=The%20official%20poverty%20rate%20in,decreased%20between%202021%20and%202022. (accessed: 01.10.2023).

17. Черных М. А. Указ. соч.

18. What’s a Freely Associated State? Puerto Rico Report URL: https://www.puertoricoreport.com/whats-free-associated-state-2/ (accessed: 01.10.2023).

19. Ibidem.

20. Черных М. А. Указ. соч.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести