The evolution of Donald Trump's policy towards big business in the United States in 2017-2019
Table of contents
Share
QR
Metrics
The evolution of Donald Trump's policy towards big business in the United States in 2017-2019
Annotation
PII
S207054760029536-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vadim Kozlov 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Donald Trump, who was elected president in 2016, positioned himself as a president who cares about American industry and jobs for Americans. His relations with big businesses during the first period of his presidency in 2017-19 can be described as quite optimistic. The administration has adjusted the work of the Council of Corporations, involving the "captains of business" in discussing the future economic strategy of the republican team. The conclusion of a new trade agreement with Canada and Mexico (USMCA) inspired big business, nevertheless, by the end of 2019, serious problems were outlined. 

Keywords
Trump, big business, reshoring, taxes, USMCA
Received
03.10.2023
Date of publication
29.12.2023
Number of purchasers
7
Views
141
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Избрание Дональда Трампа президентом США в 2016 году явилось важной вехой не только политической, но и экономической истории США. Впервые в американской истории высший пост в стране занял выходец из крупного бизнеса, не имевший политического опыта. Его персональное состояние на начало 2017 года составляло около 3 млрд долл. Как отмечает ведущий российский американист-исследователь В.С. Васильев, «на фоне мультимиллиардера Д. Трампа личные нетто-состояния трёх его предшественников (У. Клинтона, Дж. Буша-младшего и Б. Обамы) заставляют относить их к категории «бедных миллионеров»1. Уникальным стало и то, что представитель потомственной финансово-экономической элиты США, выходец из состоятельной семьи получил голоса многих простых работников «ржавого пояса», недовольных закрытием рабочих мест в США в связи с переводом многих производств в страны третьего мира и Китай. Финансовые элиты США однозначно восприняли победу Д. Трампа на президентских выборах 2016 г. как приход к рулю исполнительной власти в Вашингтоне представителей крупного капитала, которые и поставят во главу угла своей экономической политики интересы американского бизнес-сообщества2. Представляется важным отметить и то, что в ходе избирательной кампании 2016 г. Трамп неоднократно критиковал их за экспорт американских рабочих мест в Китай и другие государства3. Как развивались отношения между хозяином Белого дома и крупным бизнесом в первую половину его президентства, в 2017–2019 годы.

1. Васильев В.С. Экономическая политика администрации Д. Трампа: фактор президента / Феномен Трампа. М., 2020 г. С. 188.

2. Там же. С. 188.

3. Full transcript: Donald Trump's jobs plan speech // Politico. – Mode of access: >>> (Date of access: 21.09.2023).
2

«Медовый месяц» корпоративного бизнеса и Д. Трампа: советы и налоговая реформа

 

Одним из важных нововведений Д. Трампа в направлении координации взаимодействия с представителями крупного бизнеса было создание совета по вопросам бизнеса при министерстве финансов США (малом аналоге российского Совета по делам промышленников и предпринимателей). Совет был создан в декабре 2016 г., ещё до вступления республиканца на президентский пост. В его состав вошли: президент корпорации «Тесла» И. Маск (впрочем, уже в июне 2017 года он покинул его в знак несогласия с решением Трампа выйти из Парижского соглашения по климату), глава IBM Джинни Рометти, основатель «Юбер» (Uber) Трэвис Каланик, исполнительные директора компаний «Кока-Кола» (The Coca Cola Co.), «Дженерал моторс» (General Motors) и ряд других лидеров американских транснациональных корпораций. Целью его работы был рост числа рабочих мест в промышленности и концентрация усилий корпоративной бизнес-элиты в целях ускорения роста американской экономики4. Также в январе 2017 г. был создан Совет по промышленности, призванный скоординировать усилия правительства и бизнеса по решорингу американских компаний из Китая и других стран, а также решению проблем корпоративного бизнеса в различных секторах индустрии США5. Перед первым заседанием Совета по промышленности президент заявил: «Мы возвращаем в страну рабочие места, мы радикально снижаем налоги, мы избавляемся от излишних регуляторных правил и вдохновляющие для бизнеса времена впереди»6. Однако большинство заседаний консультативных советов носило формальный характер и на них обсуждались лишь общие вопросы будущего развития американской экономики. «Медовый месяц» Трампа и лидеров корпоративного бизнеса в США продлился недолго. Уже в августе 2017 года после ухода ряда бизнес-лидеров из советов в знак протеста против позиции Д. Трампа по расовым беспорядкам в г. Шарлотсвилл (штат Вирджиния), возложившего вину на обе стороны конфликта, их собрания прервались. На своем последнем совещании оставшиеся в совете главы компаний объявили о самороспуске. Главы «Дженерал моторс» и «Кока-Кола» пояснили свою позицию, подвергнув критике позицию Белого дома в отношении беспорядков в Шарлотсвилле. Вслед за этим Д. Трамп заявил через «Твиттер» (социальная сеть Twitter, ныне известная как X, заблокирована в России в начале марта 2022 г.): «Вместо того, чтобы давить на представителей бизнеса в советах по вопросам промышленного производства и по стратегии и политике, я прекращаю работу обоих. Спасибо всем!»7.

4. Manufacturing Council. Mode of access: >>> (Date of access: 21.09.2023).

5. Trump launches manufacturing initiative with business leaders. 27.01.2017 // CNN. – Mode of access:

6. Here are the 17 executives who met with Trump for his first business advisory council. 03.02.2017 // The Insider. – Mode of access: >>> (Date of access: 22.05.2021).

7. Консультативные советы Дональда Трампа самораспустились. 17.08.2017 // Коммерсант. Интернет ресурс: >>> (Дата обращения 22.05.2021).
3

Несмотря на политические разногласия, отношения Трампа и крупного бизнеса продолжали развиваться в достаточно конструктивном ключе. Одним из важных предвыборных обещаний 45-го президента США была масштабная реформа налогообложения корпораций и возможности предоставления дополнительных льгот предпринимателям при работе над инфраструктурными проектами. К началу осени администрация президента Д. Трампа в лице помощника президента по экономическим вопросам Г. Кона представила план всеобъемлющего снижения налогового бремени. Законопроект был принят Палатой представителей и Сенатом, контролировавшими обе палаты республиканцами при масштабном сопротивлении демократов. Он предусматривает радикальное снижение налогов на юридических лиц (с 35% до 20), а также налоговые льготы на средства, которые возвращаются в США от деятельности юридических лиц за рубежом: до 15,5% – для наличных средств, а для безналичных – до 8% (вместо 35%). Для корпораций предусматривались налоговые вычеты на инфраструктурные затраты внутри страны – так называемый «корректирующий трансграничный налог на импорт». Президент и его соратники из Республиканской партии рассчитывали, что снижение налогового бремени на состоятельных американцев простимулирует бурное развитие экономики США и приведет к экономическому росту, который будет благом для всех американских налогоплательщиков8. Главными выгодополучателями реформы стали фармацевтические гиганты (компания «Пфайзер», «Джонсон и Джонсон» и ряд других), а также транспортные компании, ритейлеры, нефтегазовые корпорации (Exxon Mobil, Chevron), а также машиностроительный и телекоммуникационный сектора. Продемократическая «Нью-Йорк таймс» (The New York Times» раскритиковала принятый закон, отмечая, что реформа приведёт к тому, что средства перестанут поступать в налоговую казну на социальные программы. В итоге главными её выгодополучателями станут богатейшие семьи США и их наследники9. Российские исследователи отмечают, что «оставляя в стороне пропагандистские аспекты правительственных документов, необходимо признать, что бизнес получил своё снижение налогов и рост (по крайней мере до начала пандемии ковид-19) на финансовом рынке»10.

8. Manufacturing Council. Mode of access: >>> (Date of access: 22.05.2021).

9. Trump Tax Plan Would Shift Trillions from U.S. Coffers to the Richest. 27.04.2017 // The New York Times. – Mode of access: >>> (Date of access: 22.05.2021).

10. Григорьев Л.М., Григорьева Н.Л. Экономическая динамика и электоральные процессы / Феномен Трампа. М., 2020. С. 232.
4

Новые «сделки» Д. Трампа: поддержка американского крупного бизнеса на внешних рынках

 

Другим примером «заботы» 45-го президента США об американском крупном бизнесе в 2017-2019 гг., одновременно приведшей к началу охлаждения его взаимоотношений с рядом бизнес-групп, стало начало торговых войн и курс на пересмотр торговых сделок. Одним из важных предвыборных обещаний Трампа было устранение хронического торгового дефицита во внешней торговле между США и другими государствами. На конец 2016 г. отрицательно сальдо торгового баланса США с внешним миром составляло около 500 млрд долл. в год, из которого около 365,7 млрд составлял дефицит в торговле с КНР. Также в 2016 г. центральные банки КНР, ЕС и ряда развивающихся государств резко понизили курсы своих валют к доллару, что ещё больше снизило конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках. Во многих штатах США (за исключением штатов Мэн, Северная Каролина и ряда других, где есть налог с продаж) НДС на импортные товары полностью отсутствует в то время, как в большинстве стран Европы и Азии американские товары облагаются обязательной пошлиной. Путь к устранению подобного дисбаланса был предложен республиканским кандидатом в президенты ещё во время избирательной гонки 2016 года – заключение выгодных для США двусторонних договоров, введение импортных пошлин (тарифов). Так уже в своём предвыборном манифесте Трамп публично зафиксировал тезис, который затем повторит не единожды о том, что «заключит лучшие сделки с Китаем и другими странами, которые помогут американскому бизнесу повысить конкурентоспособность на мировом рынке»11. Таким образом, в значительной степени интересы американских транснациональных компаний стали мотивирующим фактором для начала переговоров о заключении новых торговых сделок.

11. D. Trump. U.S. - China trade reform. 29.09.2016. // Donald Trump’s blog. – Mode of access: >>> (Date of access: 22.05.2021).
5

Первым успешным примером заключения выгодной для США торговой сделки стало заключение нового договора с Канадой и Мексикой взамен устаревшей НАФТА, получившего название ЮСМКА (USMCA), вступившего в силу 1 января 2020 года. Стремительный разрыв старого соглашения в 2017 г. привёл к началу настоящей тарифной войны между североамериканскими государствами, поэтому оформление сделки 1 января 2018 г. успокоило американский бизнес. Согласно этому договору, режим максимального благоприятствования получили американские транснациональные компании, в частности машиностроительный сектор. Беспрецедентные преференции получили компании «Дженерал моторс» (General Motors) и «Форд» (Ford), так как согласно данному соглашению претендовать на беспошлинную торговлю в Канаде, Мексике и США могли лишь компании, имевшие 75%-ную локализацию своего производства в данных странах12. Лишь американские автомобильные гиганты соответствуют этому критерию, тогда как компании из Мексики и Канады, вынужденные закупать иностранные комплектующие, оказались в неравноправном положении. Другими выигравшими корпорациями стали американские IT-гиганты– «Гугл» (Google), «Эпл» (Apple) и др., получившие свободный доступ на рынки североамериканских государств, так как произошло обнуление торговой пошлины на высокотехнологичные товары13.

12. United States – Mexico – Canada agreement // Office of the United States Trade Representative. – Mode of access: >>> (Date of access 05.06.2021)

13. Ibid.
6

Как пропагандистскую пиар-компанию можно рассматривать попытку представить в положительном свете перед населением американский крупный бизнес путём подписания предложенного Белым домом манифеста «Обязательство перед американскими трудящимися». Летом 2019 г. данная декларация была подписана представителями 320 корпораций. Документ призывал бизнес-сообщество США создать 14 млн новых высокотехнологичных рабочих мест к 2024 г. и обеспечить должные условия для переквалификации и профессиональной подготовки новых работников14.

14. U.S. unemployment rate falls to 50 year low. 04.10.2019 // The White House. – Mode of access: >>> (Date of access 25.09.2023)
7

Заключение

 

Таким образом, первая половина президентства Дональда Трампа, была связана с активными попытками его администрации сотрудничать с крупными американскими корпорациями. Работал Координационный совет, был заключён выгодный для крупных компаний США договор ЮСМКА, заменивший устаревшую НАФТА, стимулировался перевод производств в страну. Тем не менее, уже в конце первой половины его президентства обозначились тревожные для многих крупных компаний тенденции, связанные с началом торговой войны с Китаем и ответными мерами Пекина, ударившими в 2019 г. по деятельности целого ряда металлургических и обрабатывающих компаний, высокотехнологичной IT-отрасли.

References

1. Vasil'ev V.S. Ehkonomicheskaya politika administratsii D. Trampa: faktor prezidenta / Fenomen Trampa. M., 2020 g. S. 188.

2. Tam zhe. S. 188.

3. Full transcript: Donald Trump's jobs plan speech // Politico. – Mode of access: https://www.politico.com/story/2016/06/full-transcript-trump-job-plan-speech-224891 (Date of access: 21.09.2023).

4. Manufacturing Council. Mode of access: https://legacy.trade.gov/manufacturingcouncil/ (Date of access: 21.09.2023).

5. Trump launches manufacturing initiative with business leaders. 27.01.2017 // CNN. – Mode of access: https://money.cnn.com/2017/01/27/news/trump-manufacturing-jobs-initiative/index.html (Date of access: 21.05.2021).

6. Here are the 17 executives who met with Trump for his first business advisory council. 03.02.2017 // The Insider. – Mode of access: https://www.businessinsider.com/who-is-on-trump-business-advisory-council-2017-2 (Date of access: 22.05.2021).

7. Konsul'tativnye sovety Donal'da Trampa samoraspustilis'. 17.08.2017 // Kommersant. Internet resurs: https://www.kommersant.ru/doc/3385914 (Data obrascheniya 22.05.2021).

8. Manufacturing Council. Mode of access: https://legacy.trade.gov/manufacturingcouncil/ (Date of access: 22.05.2021).

9. Trump Tax Plan Would Shift Trillions from U.S. Coffers to the Richest. 27.04.2017 // The New York Times. – Mode of access: https://www.nytimes.com/2017/04/27/us/politics/individual-business-tax-wealth.html?_r=0 (Date of access: 22.05.2021).

10. Grigor'ev L.M., Grigor'eva N.L. Ehkonomicheskaya dinamika i ehlektoral'nye protsessy / Fenomen Trampa. M., 2020. S. 232.

11. D. Trump. U.S. - China trade reform. 29.09.2016. // Donald Trump’s blog. – Mode of access: https://www.donaldjtrump.com/positions/us-china-trade-reform (Date of access: 22.05.2021).

12. United States – Mexico – Canada agreement // Office of the United States Trade Representative. – Mode of access: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement (Date of access 05.06.2021)

13. Ibid.

14. U.S. unemployment rate falls to 50 year low. 04.10.2019 // The White House. – Mode of access: https://trumpwhitehouse.archives.gov/articles/u-s-unemployment-rate-falls-50-year-low/ (Date of access 25.09.2023)

Comments

No posts found

Write a review
Translate