Роль Польши во внешней политике США в 2023 году
Роль Польши во внешней политике США в 2023 году
Аннотация
Код статьи
S207054760029185-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Павлова Мария Сергеевна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются основные итоги развития польско-американских отношений в 2023 г. Проанализированы изменения в восприятии Польши в американском обществе и истеблишменте, а также ожидания польских властей относительно изменения положения Польши в евроатлантической архитектуре безопасности.

Ключевые слова
Польша, США, трансатлантические отношения, НАТО, Украина
Классификатор
Получено
11.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
186
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

На протяжении 2010-х годов роль США во внешней политике и политике безопасности Польши постоянно усиливалась, а после прихода в Польше к власти в 2015 г. национал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) именно США, а не НАТО и тем более не ЕС, стали рассматриваться в качестве основного гаранта национальной безопасности. «Партийно-государственное», по меткому выражению бывшего посла Польши в США Р. Шнепфа1, сближение правительства ПиС с близкой ему идеологически администрацией Д. Трампа, хоть и сопровождалось заявлениями польских политиков об усилении роли Польши в трансатлантических отношениях, на самом деле существенно ослабило её позиции, особенно среди европейских партнёров и в институтах ЕС. Спустя несколько лет после ухода Д. Трампа польские исследователи всё чаще говорят о том, что за период «медового месяца» в отношениях Варшавы и Вашингтона Польша прочно закрепила за собой статус «клиентского государства», использовавшегося администрацией Трампа для реализации американских интересов. Ещё одним негативным последствием этого периода стало то, что польская дипломатия, казалось, совершенно забыла о существовании других, помимо президентской администрации, акторов американской внешней политики – Демократической партии, СМИ, бизнес-лобби и т. д. Закономерным результатом стратегического союза Варшавы и Д. Трампа стала практически полная заморозка официальных политических контактов Вашингтона с Польшей после победы Дж. Байдена в ноябре 2020 г. «Послевкусие» как безоговорочной поддержки поляками Трампа, так и критических высказываний Байдена о политическом режиме Польши довлело над отношениями Варшавы и Вашингтона вплоть до середины 2021 г. Состояние польско-американских отношений к концу 2021 г. было настолько нестабильным, что заставляло многих экспертов говорить о «ледниковом периоде» в контактах между союзниками, а скептицизм Вашингтона относительно внутренней и внешней политики правительства «Право и справедливости» лишь возрастал. Единственной сферой двусторонних отношений, в которой сохранялась некоторая динамика благодаря усилиям заинтересованных в этом американских бизнес-кругов, оставалось экономическое и энергетическое сотрудничество. Тем не менее на протяжении 2021 г. главным определением, прочно закрепившимся в американском истеблишменте за Польшей, стало слово «нетолерантность»2.

1. Shnepf R. Relacje Polska-USA, czyli miłość bez czułości. Gazeta Wyborcza. 17.09.2023. Available at: >>>  (accessed: 08.11.2023).

2. Ibidem.
2

Факторы изменения восприятия Польши в США

 

Кардинальное изменение ситуации для Польши произошло после начала специальной военной операции на Украине (СВО), когда страна оказалась самым крупным и сильным прифронтовым государством НАТО. Кризис евроатлантической архитектуры безопасности и системы международных отношений в целом естественным образом привели к переоценке места Польши в американской внешней политике. Польша буквально в одночасье превратилась из «проблемной демократии» в «объект прагматических действий Вашингтона», которые должны были обеспечить сохранение стратегически важного государства в орбите абсолютного влияния США3. Радикально поменялся образ Польши и в американских СМИ. Если ещё в начале президентского срока Дж. Байдена Польша в основном представлялась как страна, в которой шло наступление на права женщин, меньшинств и на либеральные ценности, то теперь она превратилась в «верного союзника США на восточном фланге НАТО», а проблемы с соблюдением демократических процедур и верховенства закона отошли на второй план4.

3. Ibidem.

4. Jurenczyk Ł. Changing the Importance of Poland in the Security Policy of the United States in the Context of the war in Ukraine. Przegląd Politologiczny. 2023. N. 1. P. 58.
3

По мнению американского политолога Ш. Волчика, несмотря на то что в Вашингтоне оценили усилия Варшавы по оказанию помощи украинским беженцам и её «ястребиную» позицию в отношении России, изменения в оценках Польши всё же следует рассматривать исключительно в военно-техническом аспекте. Значение Польши для США резко возросло именно вследствие её превращения в «прифронтовое государство», которое стало ключевым транзитным пунктом для переброски военной и гуманитарной помощи Киеву5. Среди американских экспертов существуют и другие точки зрения на этот процесс. Так, по мнению С. Биддла, после начала СВО в восприятии Польши администрацией Байдена вновь стала доминировать объективная оценка угроз и возможностей, а не обиды на симпатии польских властей к предыдущей администрации. В высказываниях других аналитиков звучат также тезисы о том, что Польша за первое полугодие 2022 г. действительно смогла улучшить свой имидж в глазах не только американского правительства, но и общества благодаря смягчению миграционной политики в отношении украинских беженцев, риторике о необходимости защиты демократии и свободы в мире, бескомпромиссной позиции в отношении России. Тем не менее все исследователи сходятся в том, что ключевое значение Польша приобрела благодаря своему географическому положению – «только роль Польши как флангового государства НАТО делает её в данный момент особо ценной для США»6.

5. Ibidem.

6. Ibid. P. 60.
4

Польские оценки международного положения страны

 

С точки зрения польского правительства, факторов усиления роли Польши во внешней политике США значительно больше. Польские политики и околоправительственные эксперты часто ссылаются на аналитический центр «Стратфор» (Strategic Forecasting Inc., Stratfor), который в своём прогнозе на 2015–2025 гг. особо подчёеркнул роль Польши как одного из потенциальных лидеров ЕС и антироссийской коалиции, а также ключевого союзника США в Европе7. В этом контексте первостепенное значение в Варшаве придают увеличению собственных военных расходов до 3% ВВП в 2023 г., тогда как конечной целью остаётся достижение 5%-ных трат на оборону8. Хотя, по оценкам польских аналитиков, достижение 5% ВВП кажется на сегодняшний день малореальным, амбициозное стремление к этой цели может позволить Польше обогнать США и выйти на первое место по расходам на оборону в НАТО9. В американском экспертном сообществе согласны, что подобные амбиции серьёзно повышают значение Польши, однако большее значение имеет программа перевооружения польской армии. Рассчитанная до 2035 г. и потребующая вложений в размере 115 млрд долл., она должна превратить польскую армию во вторую по боеспособности в альянсе после США. По словам представителей Министерства национальной обороны Польши, правительство направило «рекордные финансовые ресурсы на новое вооружение и технику для солдат», и эта сумма будет увеличиваться по мере увеличения бюджета10. Если в польских экспертных кругах можно заметить определённую тревожность относительно источников финансирования и возможностей национальной экономики справиться с этой действительно беспрецедентной для Польши кампанией по модернизации вооружённых сил, то в США, наоборот, её приветствуют. По словам Т. Грэма, большую часть современных вооружений Польша закупает у США (также за счёт американских кредитных линий), и это дополнительно укрепляет взаимоотношения двух стран11.

7. Decade Forecast: 2015-2025. Stratfor. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).

8. Ustawa z dnia 29 września 2017 r. o zmianie ustawy o przebudowie i modernizacji technicznej oraz finansowaniu Sił Zbrojnych Rzeczypospolitej Polskiej oraz ustawy - Prawo zamówień publicznych. Baza Internetowy System Aktów Prawnych – ISAP. Available at: >>> (accessed: 09.11.2023).

9. Krzysztoszek A. Poland to spend 5% of GDP on defence. EURACTIVE. 18.07.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).

10. Rekordowe wydatki na obronność. Projekt budżetu ujawniony. Defence 24. 24.08.2023. Available at: >>> (accessed:10.11.2023).

11. Jurenczyk Ł. Op.cit. P. 59.
5

Ещё одной амбициозной целью в процессе предполагаемого ПиС превращения Польши в ключевого европейского игрока НАТО остаётся присоединение страны к программе Nuclear Sharing. Хотя подобные заявления польские политики делали и ранее, только с 2022 г. первые лица страны стали открыто говорить о необходимости получить ядерное оружие. Одним из давних сторонников нуклеаризации Польши является лидер ПиС и неформальный «начальник государства» Я. Качиньский. Если в 2017 г. он предлагал превратить в ядерную сверхдержаву весь Евросоюз для сдерживания России, то в 2022 г. признался, что хотел бы, чтобы Польша обладала ядерным оружием, хотя «это пока нереально»12. Наконец, осенью 2022 г. идею «серого кардинала» польской политики поддержал и президент Польши А. Дуда, заявив, что отсутствие ядерного оружия у страны является серьёзным пробелом в национальной системе безопасности13. Тогда же появились заявления и других официальных польских лиц о том, что тема присоединения Польши к программе Nuclear Sharing является «открытой» в контактах с американцами. Однако дважды прозвучавшие осенью 2022 г. и летом 2023 г. официальные комментарии из Вашингтона пока не позволяют говорить о положительном отношении администрации Байдена к этой идее. Представитель Белого дома по стратегическим коммуникациям Дж. Кирби, отвечая на призыв польского премьера М. Моравецкого разместить в Польше ядерное оружие, заявил, что позиция США относительно ядерного сдерживания не изменилась14.

12. Ibid. P. 58.

13. Duda: Polska rozmawia z USA o udostępnieniu broni jądrowej w ramach NATO. Rzeczpospolita. O5.10.2022. Available at: >>> (accessed:10.11.2023).

14. Biały Dom komentuje słowa premiera Morawieckiego o broni jądrowej w Polsce. Money.pl. 30.06.2023. Available at: >>>(accessed: 08.11.2023).
6

В Варшаве, однако, эти заявления Вашингтона предпочитают не слышать и не комментировать. По заверениям польских аналитиков, из всех стран восточного фланга НАТО именно Польша остаётся главным претендентом на то, чтобы получить ядерные боеголовки. Среди основных аргументов – прямая угроза Польше из-за размещения российского ядерного оружия на территории Белоруссии, а также наличие у Польши достаточного количества самолётов F-16 C/D и F-35A (начнут поставляться в Польшу с 2026 г.), которые могут быть оснащены ядерными боезарядами15.

15. Broń jądrowa NATO na wschód od Niemiec, może w Polsce? To byłby nuklearny chaos. Polityka. 20.11.2021. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
7

Подобная тактика властей приносит определённый эффект. Если раньше большинство жителей Польши высказывались даже против строительства атомных электростанций в стране, то по последним соцопросам, 54,1% респондентов высказалось за участие Польши в программе Nuclear Sharing, и лишь 29,5% выступили против размещения ядерного оружия на польской территории16. При этом обращает на себя внимание, что самое большое количество сторонников нуклеаризации страны среди молодёжи до 29 лет (93%) и электората правящей партии (68%). Можно говорить и об определённом межпартийном консенсусе, который сложился вокруг этой идеи. Если в 2015 г. заявления о подключении к программе раскритиковали многие ведущие политики, то сейчас представители всех партий её поддерживают и не демонстрируют готовности смириться с нежеланием США пересматривать стратегии ядерного сдерживания17.

16. Sondaż: Większość Polaków chce broni atomowej w Polsce. Rzeczpospolita. 11.10.2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).

17. Broń jądrowa NATO na wschód od Niemiec, może w Polsce? To byłby nuklearny chaos. Polityka. 20.11.2021. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
8

Несмотря на определённое разочарование отказом Вашингтона обсуждать с Польшей ядерную проблематику, в Польше не отказались от самопрезентации в качестве нового «главного союзника» США в Европе. Ключевым моментом для подтверждения этой новой роли Польши должен был стать, по представлениям польских политических и экспертных кругов, визит президента США в Варшаву 21–22 февраля 2023 г. Ожидания от визита были очень высоки, тем более, что они были поддержаны ведущими мировыми СМИ. Для польской политической сцены заявления о том, что «Польша встаёт с колен» (один из ключевых предвыборных лозунгов ПиС) и становится новым политическим и интеграционным центром ЕС за время правления «Права и справедливости» стали довольно привычными. Но в этот раз польским властям вторили многие западные аналитики, практически дословно повторявшие слова Я. Качиньского и М. Моравецкого, о том, что франко-германский тандем утратил свой авторитет, а «сердце и мозг» ЕС и НАТО – в силу географических и стратегических факторов – всё больше смещаются в страны восточного фланга18. Итоги визита, однако, оказались неоднозначными. С одной стороны, сложно не согласиться с мнением многих польских исследователей, что визит американского президента в Варшаву (уже второй после начала СВО) стал важнейшей политической победой правящей партии, которая смогла переломить тренд на охлаждение польско-американских отношений при администрации Байдена. Однако в широко анонсированной «исторической» речи Байдена в центре Варшавы основное место было отведено России, Украине и даже Молдавии и Белоруссии, но отнюдь не Польше. Ожидавшиеся слова поддержки польским союзникам, конечно, прозвучали, но решений о дальнейшем укреплении стратегического союза с Польшей принято не было и, помимо «символической победы», практических внешнеполитических результатов этого визита не последовало. Представляется, что по итогам парламентских выборов в октябре 2023 г. (которые правящая партия выиграла, но утратила парламентское большинство), сложно говорить и о внутриполитической конвертируемости этого визита. На протяжении 2023 г. как посольство США в Польше, так и Белый дом продолжали критически высказываться о внутриполитических реформах ПиС и нарушениях верховенства закона в стране, а двусторонние отношения омрачались такими беспрецедентными скандалами, как вызов американского посла М. Бжезинского в польский МИД19.

18. Павлова М.С. «Вот приедет барин»: о некоторых итогах визита Джо Байдена в Варшаву. Российский совет по международным делам. 09.03.2023. Available at: >>> (дата доступа: 09.11.2023).

19. Ambasador USA „zaproszony” do MSZ. W tle dokument TVN24 o Janie Pawle II. Rzeczpospolita. 09.03.2023. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
9

Заключение

 

Хотя отношения на двустороннем треке в экономической и энергетической областях продолжают интенсивно развиваться, говорить о кардинальном изменении роли Польши во внешней политике США представляется преждевременным. Температура двусторонних политических отношений к концу года определенно понизилась, о чём, по наблюдениям политологов, говорит отсутствие Польши в группе стран, с которыми Вашингтон обсуждает свои стратегические внешнеполитические решения20. Польскую политику продолжает характеризовать не только мифологизация США, которая «заключается в принятии Польшей парадигмы безопасности, основанной на союзе с американским государством вследствие неправильного понимания польскими политическими элитами международной системы после холодной войны»21, но и определённая мифологизация своего собственного положения. Во внешней политике США роль Польши по-прежнему зависит не от польских усилий по превращению в главный «ударный» кулак НАТО и наиболее преданного союзника Вашингтона на восточном фланге, а от американских военно-политических интересов. В Варшаве также переоценивают свою роль в евроатлантической архитектуре безопасности, ставя знак равенства между действительно возросшим техническим и логистическим значением страны как прифронтового государства и её политическим и экономическим потенциалом.

20. Shnepf R. Relacje Polska-USA, czyli miłość bez czułości. Gazeta Wyborcza. 17.09.2023. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).

21. Скворцова Е. М. Сотрудничество Польши с Соединенными Штатами Америки в оборонной сфере : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 5.5.4 / Скворцова Екатерина Михайловна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - Санкт-Петербург, 2023. С. 63.

Библиография

1. Shnepf R. Relacje Polska-USA, czyli miłość bez czułości. Gazeta Wyborcza. 17.09.2023. Available at: https://wyborcza.pl/7,75968,30198245,jak-wyglada-teraz-polityka-miedzy-polska-a-usa-to-jest-milosc.html (accessed: 08.11.2023).

2. Ibidem.

3. Ibidem.

4. Jurenczyk Ł. Changing the Importance of Poland in the Security Policy of the United States in the Context of the war in Ukraine. Przegląd Politologiczny. 2023. N. 1. P. 58.

5. Ibidem.

6. Ibid. P. 60.

7. Decade Forecast: 2015-2025. Stratfor. Available at: https://worldview.stratfor.com/forecast/decade-forecast-2015-2025 (accessed: 08.11.2023).

8. Ustawa z dnia 29 września 2017 r. o zmianie ustawy o przebudowie i modernizacji technicznej oraz finansowaniu Sił Zbrojnych Rzeczypospolitej Polskiej oraz ustawy - Prawo zamówień publicznych. Baza Internetowy System Aktów Prawnych – ISAP. Available at: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU20170002018 (accessed: 09.11.2023).

9. Krzysztoszek A. Poland to spend 5% of GDP on defence. EURACTIVE. 18.07.2022. Available at: https:// www.euractiv.com/section/politics/short_news/poland-to-spend-5-of-gdp-on-defence/ (accessed: 08.11.2023).

10. Rekordowe wydatki na obronność. Projekt budżetu ujawniony. Defence 24. 24.08.2023. Available at: https://defence24.pl/polityka-obronna/rekordowe-wydatki-na-obronnosc-projekt-budzetu-ujawniony (accessed:10.11.2023).

11. Jurenczyk Ł. Op.cit. P. 59.

12. Ibid. P. 58.

13. Duda: Polska rozmawia z USA o udostępnieniu broni jądrowej w ramach NATO. Rzeczpospolita. O5.10.2022. Available at: https://www.rp.pl/polityka/art37184211-duda-polska-rozmawia-z-usa-o-udostepnieniu-broni-jadrowej-w-ramach-nato (accessed:10.11.2023).

14. Biały Dom komentuje słowa premiera Morawieckiego o broni jądrowej w Polsce. Money.pl. 30.06.2023. Available at: https://www.money.pl/gospodarka/bialy-dom-komentuje-slowa-premiera-morawieckiego-o-broni-jadrowej-w-polsce-6914646445050592a.html (accessed: 08.11.2023).

15. Broń jądrowa NATO na wschód od Niemiec, może w Polsce? To byłby nuklearny chaos. Polityka. 20.11.2021. Available at: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/swiat/2144128,1,bron-jadrowa-nato-na-wschod-od-niemiec-moze-w-polsce-to-bylby-nuklearny-chaos.read (accessed: 08.11.2023).

16. Sondaż: Większość Polaków chce broni atomowej w Polsce. Rzeczpospolita. 11.10.2022. Available at: https://www.rp.pl/konflikty-zbrojne/art37221001-sondaz-wiekszosc-polakow-chce-broni-atomowej-w-polsce (accessed: 08.11.2023).

17. Broń jądrowa NATO na wschód od Niemiec, może w Polsce? To byłby nuklearny chaos. Polityka. 20.11.2021. Available at: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/swiat/2144128,1,bron-jadrowa-nato-na-wschod-od-niemiec-moze-w-polsce-to-bylby-nuklearny-chaos.read (accessed: 08.11.2023).

18. Павлова М.С. «Вот приедет барин»: о некоторых итогах визита Джо Байдена в Варшаву. Российский совет по международным делам. 09.03.2023. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/europeanpolicy/vot-priedet-barin-o-nekotorykh-itogakh-vizita-dzho-baydena-v-varshavu/ (дата доступа: 09.11.2023).

19. Ambasador USA „zaproszony” do MSZ. W tle dokument TVN24 o Janie Pawle II. Rzeczpospolita. 09.03.2023. Available at: https://www.rp.pl/dyplomacja/art38096901-ambasador-usa-zaproszony-do-msz-w-tle-dokument-tvn24-o-janie-pawle-ii (accessed: 08.11.2023).

20. Shnepf R. Relacje Polska-USA, czyli miłość bez czułości. Gazeta Wyborcza. 17.09.2023. Available at: https://wyborcza.pl/7,75968,30198245,jak-wyglada-teraz-polityka-miedzy-polska-a-usa-to-jest-milosc.html (accessed: 08.11.2023).

21. Скворцова Е. М. Сотрудничество Польши с Соединенными Штатами Америки в оборонной сфере : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 5.5.4 / Скворцова Екатерина Михайловна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - Санкт-Петербург, 2023. С. 63.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести