The U.S. “nuclear umbrella” for Taiwan: the DPP campaign rhetoric or a realistic scenario?
Table of contents
Share
QR
Metrics
The U.S. “nuclear umbrella” for Taiwan: the DPP campaign rhetoric or a realistic scenario?
Annotation
PII
S207054760029096-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Voloshina 
Occupation: Researcher
Affiliation: The Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

This article explores the possibility of Taiwan officially joining the American system of extended nuclear deterrence. Examining the evolution of U.S. policy towards the Taiwan issue, the author analyzes the current political and academic debate regarding the use of a “nuclear umbrella” to protect Taiwan, the implications of such a step for the U.S. interests in Asia, and makes a conclusion about the possibility of such a scenario being realized.

Keywords
The United States, Taiwan, “nuclear umbrella”, strategic ambiguity, the Biden administrat
Received
12.11.2023
Date of publication
22.12.2023
Number of purchasers
8
Views
164
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

22 мая 2023 г. глава внешнеполитического ведомства Тайваня У Чжаосе, выступая на заседании Комитета по иностранным делам и обороне Законодательного Юаня, в ходе ответа на вопрос парламентария о том, не стоит ли острову официально обратиться к Вашингтону с просьбой о предоставлении «ядерного зонтика», впервые подтвердил факт наличия у Тайбэя контактов с США касательно подключения острова к системе расширенного ядерного сдерживания1. Хотя конкретное содержание переговоров так и не было оглашено, факт этого заявления заслуживает особого внимания на фоне происходящего в последние годы отхода Вашингтона от ключевых принципов, на которых с 1970-х годов строилась его политика в отношении «тайваньского вопроса».

1. 將台納入美「核保護傘」?吳釗燮:討論不宜公開 [Будет ли Тайвань включен в «ядерный зонтик» США? У Чжаосе: Переговоры не должны стать достоянием общественности]. RTI. 22.05.2023. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
2 Целью данной статьи является анализ возможности официального подключения Тайваня к «ядерному зонтику» США. Для этого, во-первых, исследуется исторический прецедент взятия Китайской Республики (КР) под защиту американского ядерного оружия в годы холодной войны и юридический фундамент, созданный двумя сторонами для реализации такого шага; во-вторых, рассматривается последующая эволюция американской политики по отношению к тайваньскому вопросу и освещаются текущие дебаты представителей политического истеблишмента и научных кругов США по поводу взятия острова под «ядерный зонтик» и соответствия этого шага американским национальным интересам. Автор выдвигает гипотезу о возможной связи появления заявления У Чжаосе с внутриполитическими процессами на острове.
3

Китайская Республика под защитой американского ядерного оружия в годы холодной войны

 

С момента образования «тайваньского вопроса» в 1949 г. в результате бегства войск Чан Кайши на Тайвань Соединённые Штаты играли роль ключевого гаранта безопасности для обосновавшегося там гоминьдановского правительства. Первым серьёзным испытанием приверженности Вашингтона недопущению захвата контролируемых Гоминьданом территорий войсками Народно-освободительной армии Китая (НОАК) стал кризис в Тайваньском проливе 1954–1955 гг. На фоне обстрела войсками КПК прибрежных островов, находящихся под контролем КР, в декабре 1954 г. Вашингтон и Тайбэй подписывают «Договор о взаимной обороне». В том же месяце в Тайваньский пролив был направлен американский авианосец «Мидуэй» с ядерным оружием, были размещены ядерные вооружения на Окинаве2. После занятия 18 января 1954 г. силами НОАК островов Ицзяншань президент Д. Эйзенхауэр обращается к Конгрессу для получения авторизации на использование в конфликте вооружённых сил США. 29 января 1955 г. Конгресс США принимает резолюцию, предоставившую американскому президенту полномочия по использованию вооружённых сил для обеспечения безопасности Тайваня, Пескадорских островов, а также связанных с ними позиций и территорий. После эвакуации войск КР с островов группы Дачэнь в феврале 1955 г. и по мере роста напряжённости в зоне пролива уже к марту администрация Д. Эйзенхауэра озвучила угрозы нанести ядерные удары по КНР в случае попыток НОАК захватить удерживаемые Гоминьданом прибрежные острова Цзиньмэнь, Мацзу, Пескадорские острова или сам Тайвань. Кризис пошёл на спад в апреле 1955 года.

2. Norris, R., Arkin, W., Burr, W. Where They Were. The Bulletin of the Atomic Scientists, 1999, № 6. P. 26-35.
4 В конце 1950-х – начале 1960-х годов американское ядерное оружие начинает размещаться на территории самого Тайваня. В январе 1958 г. были развёрнуты американские тактические крылатые ракеты «Матадор» с ядерными боеголовками, находившиеся на острове по июнь 1962 г. В ходе кризиса в Тайваньском проливе в 1958 г., вызванного артиллерийскими обстрелами НОАК островов Цзиньмэнь, американским руководством вновь рассматривался вопрос о возможности нанесения ядерного удара по территории КНР в случае нападения коммунистических сил на контролируемые КР территории.
5 В январе 1960 г. на военный аэродром Тайнань были завезены атомные бомбы: их количество последовательно увеличивалось, достигнув около 200 штук в 1967 году.
6

Однако с приходом к власти в США администрации президента Р. Никсона в политике Вашингтона начинают происходить коренные изменения. Движимый необходимостью найти пути выхода Америки из войны во Вьетнаме и целью сдерживания СССР Р. Никсон решается на «стратегическое примирение» с Пекином. Визит американского президента в КНР в феврале 1972 г. открыл новую страницу в американо-китайских отношениях и ознаменовал поворот в курсе Вашингтона в отношении Тайваня. Во время или вскоре после этого визита Р. Никсон взял на себя обязательство вывезти ядерное оружие с острова3, что и было сделано к июлю 1974 г. В том же году Конгресс отменяет резолюцию 1955 г., предоставлявшую президенту односторонние полномочия по использованию вооружённых сил США на Тайване. Объявленное президентом США Дж. Картером 15 декабря 1978 г. дипломатическое признание КНР и последовавший разрыв отношений с Тайбэем привели к аннулированию «Договора о взаимной обороне» (его действие окончательно завершилось к декабрю 1979 г.). Реакцией тайваньской стороны на это потрясение стала просьба начальника Генерального штаба КР Сун Чанчжи «взять Тайвань “под ядерный зонтик США”, дав Тайваню письменные гарантии того, что, в случае если КНР будет угрожать Тайваню ядерным оружием, США встанут на защиту Тайваня», сообщал в своей телеграмме от 30 декабря 1978 г. заместитель госсекретаря США У. Кристофер. Американская сторона ответила отказом, заявив об отсутствии «необходимости или возможности для таких письменных гарантий»4. Принятый в 1979 г. закон США «Об отношениях с Тайванем» заявлял лишь о том, что попытки определить будущее Тайваня «какими бы то ни было средствами, кроме мирных» вызовут «глубокую обеспокоенность Соединённых Штатов» и оставлял для Вашингтона свободу самостоятельного определения характера своих действия в случае кризиса в Тайваньском проливе. Более того, под решительным давлением США к концу 1980-х годов. Тайваню пришлось окончательно свернуть собственную программу по созданию ядерного оружия.

3. Ibidem.

4. Foreign Relations of the United States, 1977–1980, Volume XIII, China, eds. David P. Nickles Daniel (Washington: Government Printing Office, 2013), Document 183. Available at: >>> (accessed: 09.11.2023).
7 На протяжении последующих 30 лет Вашингтон балансировал между Пекином и Тайбэем, проводя политику «двойного сдерживания»: КНР – от начала военных действий против острова, а Тайвань – от провоцирования материкового Китая и официального провозглашения своей независимости.
8

Текущая политика США в отношении Тайваня и возможность официального подключения острова к системе расширенного ядерного сдерживания

 

По мере продвижения происходящей в последние годы перестройки американского курса в пользу стратегического соперничества с КНР и беспрецедентного наращивания военного сотрудничества Вашингтона и Тайбэя, поставок вооружений на остров, увеличения контактов на официальном уровне и помощи США в расширении дипломатического пространства Тайваня ситуация в зоне пролива характеризуется ростом кризисного потенциала. Ряд американских политиков и экспертов по международным отношениям выступили с призывами рассмотреть использование «ядерного зонтика» США для Тайваня в целях усиления «сдерживания» Пекина.

9

Внесённый в 2020 г. на рассмотрение в Палату представителей и Сенат США конгрессменами М. Галлахером и Дж. Хоули законопроект «О защите Тайваня» призывал американское правительство оценить использование ядерных сил США в сдерживании КНР и защите Тайваня, в том числе от угрозы ограниченного использования КНР ядерного оружия5. Профессор Чикагского университета Дж. Миршаймер в интервью тайваньскому изданию CommonWealth Magazine в декабре 2022 г. заявил, что подключение острова к «ядерному зонтику» США даст «китайцам хорошо понять, что, если они нападут на Тайвань, это перерастет в ядерную войну»6. К «решительному сдерживанию» КНР с помощью тактического ядерного оружия США призвал Ричард Д. Фишер, старший научный сотрудник Центра международной оценки и стратегии. В своей статье он подчеркнул, что если руководство КНР осознает, что большая часть сил вторжения НОАК будет отправлена на дно Тайваньского пролива с помощью «ста или около того маломощных ядерных боеголовок», «у него, возможно, будет меньше шансов отдать приказ о нападении на Тайвань»7. Примечательно, что бывший заместитель помощника министра обороны США при администрации Д. Трампа Э. Колби, призывая американских чиновников «словом и делом» продемонстрировать готовность вести ограниченные операции с использованием ядерного оружия, утверждал, что в случае применения Соединёнными Штатами тактических боеголовок малой мощности в отношении КНР, Пекин вряд ли отважится на нанесение ответного ядерного удара, так как это приведёт к его «поражению или почти самоубийственной эскалации [конфликта. – А.В.]»8. Подполковник ВВС США C. Лим и упоминавшийся Ричард Д. Фишер в своих публикациях высказались в пользу тайной доставки маломощного ядерного оружия непосредственно на Тайвань9 или в локации в водах поблизости Тайваня10.

5. Gallagher Introduces Taiwan Defense Act. 01.07.2020. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023)

6. John Mearsheimer: US and Taiwan bound to move closer together. CommonWealth Magazine, 26.12.2022. Available at: >>> (accessed: 09.11.2023).

7. Fisher, R. Decisive deterrence requires US tactical nuclear weapons. Taipei Times, 13.03.2023. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).

8. Colby, E. If you want peace, prepare for nuclear war. Foreign Affairs, 2018, № 6. P. 25-32.

9. Lim, S. The nuclearization of Taiwan: A bold strategy for peace // The U.S. Naval War College. 12.05.2023. Available at: >>> (accessed: 07.11.2023).

10. Fisher, R. Op. cit.
10

Вместе с тем перспектива официального взятия Соединёнными Штатами на себя обязательств по защите Тайваня ядерным оружием в ближайшие годы представляется нереалистичной. Юридической основой текущей политики США в отношении острова продолжает выступать закон «Об отношениях с Тайванем» 1979 г., в соответствии с которым Вашингтон придерживается «стратегической неопределённости» относительно характера своих действий, допуская даже вариант бездействия11, в случае кризиса вокруг Тайваня. Это позволяет администрации демонстрировать по крайней мере риторическую приверженность «политике одного Китая» и сохранять «свободу рук» в определении мер, адекватных возникшей ситуации, исходя из своих собственных интересов.

11. Волошина А.В. Конец политики «стратегической неопределённости» США в отношении Тайваня? // Россия и Америка в XXI веке, 2022. № S1. Available at: >>> (accessed: 07.11.2023).
11

Прямые гарантии острову окажутся контрпродуктивными для целей США по сдерживанию Пекина. КНР уже учитывает в своем стратегическом планировании перспективу американского вмешательства в конфликт вокруг Тайваня, в том числе с привлечением ядерных вооружений. Демонстративное подключение Тайваня к системе расширенного ядерного сдерживания будет означать фактическое возобновление оборонного союза между США и КР, аннуляция которого была предварительным условием Пекина для установления дипломатических отношений с Вашингтоном. Такое нарушение статус-кво является красной линией для Пекина и будет воспринято им как провоцирующий, а не сдерживающий фактор. Ведущие американские эксперты по Китаю из Национального комитета по американской внешней политике (Дж. Ли, С. Торнтон)12 и Целевой группы по политике США в отношении Китая (Т. Кристенсен, Б. Глейзер, У. Лорд, Э. Медейрос, О. Шелл, Д. Шамбо, С. Ширк и др.)13 уже подвергали администрацию Дж. Байдена критике за подрыв, а не укрепление механизма сдерживания в Тайваньском проливе. Согласно учёным, для эффективного сдерживания противника от запрещённых действий требуется комбинация как реалистичных угроз, так и заслуживающих доверия гарантий, что его жизненно важные интересы не пострадают, если он воздержится от совершения этих действий. Политика же команды Дж. Байдена в первые два года часто демонстрировала отход от этого принципа и односторонне фокусировалась лишь на вынесении «угроз» Пекину.

12. Lee, J., Thornton, S. De-Escalating Tension and Restoring Reassurances across the Taiwan Strait. National Committee on American Foreign Policy, June 2023. Available at: >>> (accessed: 07.11.2023).

13. Avoiding War over Taiwan. Policy Brief by The Task Force on U.S.-China Policy. Oct. 12, 2022. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
12

Однако за последний год этот курс претерпел корректировку: президент Байден воздерживается от новых заявлений о наличии «обязательств» по защите Тайваня, а помощник министра обороны по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе И. Ратнер недавно подчеркнул, что США не должны отказываться от политики «стратегической неопределённости» в пользу «стратегической ясности», так как это усилит политическую напряжённость и повысит вероятность конфликта. «Сегодня сдерживание Пекина – реальное и сильное», – подчеркнул Ратнер14.

14. Full Committee Hearing: “Defense Cooperation with Taiwan”. House Armed Service Committee, 19.09.2023. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
13 Официальные ядерные гарантии для тайваньской администрации также означали бы подрыв системы сдерживания Тайбэя, не дававшей тайваньским властям на протяжении 30 лет двигаться в сторону объявления независимости Тайваня де-юре, и передачу острову права на втягивание США в ядерный конфликт с КНР.
14

Со своей стороны, заинтересованность Тайваня в том, чтобы заручиться «твёрдыми» гарантиями Вашингтона в последние годы растёт. На фоне геополитической нестабильности и конфликтов на Украине и Ближнем Востоке среди жителей острова набирают силу настроения неуверенности в готовности США вступить в случае необходимости в конфликт с Китаем на стороне Тайваня и жертвовать жизнями своих военных. По данным опросов Тайваньского фонда общественного мнения, если в 2021 г. 65% жителей острова были уверены в том, что в случае конфликта Америка пошлёт свои войска на защиту Тайваня, то теперь – лишь 42,8%15. Активизировавшиеся продажи Соединёнными Штатами вооружений острову и их характер внушают тайваньцам опасения, что основные бои будут разворачиваться у побережья острова и вестись они будут своими силами, в то время как США и их союзники ограничатся дипломатическими и экономическими санкциями в отношении Пекина. Чувство уязвимости подогревают системные проблемы, ставящие под вопрос способность Тайваня к оказанию долгосрочного сопротивления: задержки в поставках закупленного американского оружия на сумму в 19 млрд долл.; нерешенность проблем энергетической, пищевой безопасности острова и уязвимость инфраструктуры, обеспечивающей интернет-связь на территории КР.

15. 如果中共武力犯台,國人對美國派兵協防台灣的信心(2023年2月21日) [Уверенность народа в том, что Соединённые Штаты отправят войска для защиты Тайваня, если войска КПК вторгнутся на Тайвань с применением силы (21.02.2023)]. 台灣民意基金會 [Тайваньский фонд общественного мнения]. Available at: >>> (accessed: 09.11.2023).
15 В преддверии президентских выборов на острове в январе 2024 г. настроения скептицизма среди местного населения в отношении «гарантий безопасности» США стали одной из карт, разыгрываемых оппозиционными политическими силами. В этих условиях одной из возможных причин озвучивания представителем администрации ДПП факта ведения переговоров о гарантиях с США могло стать желание укрепить политический капитал партии, основой которого традиционно является демонстрация крепких отношений с Вашингтоном, и набрать очки в преддверии выборов, поколебав позиции кандидатов-соперников.
16

Заключение

 

Взятие на себя Вашингтоном каких-либо официальных обязательства по защите Тайваня своим ядерным оружием разрушило бы поддерживаемую США систему сдерживания, приведя к дестабилизации ситуации в зоне Тайваньского пролива. Поэтому в ближайшем будущем такой сценарий маловероятен. Администрация Дж. Байдена продолжит придерживаться юридической основы политики США в отношении Тайваня, в качестве которой выступает закон «Об отношениях с Тайванем» 1979 г., и так называемой «стратегической неопределённости» относительно гарантий безопасности острову – это подтверждают недавние выступления ключевых лиц американского правительства. Одной из причин появления данного заявления У Чжаосе могло стать желание Тайбэя заручиться «твёрдыми» гарантиями Вашингтона на фоне растущего чувства неуверенности в готовности США напрямую, с привлечением своих вооружённых сил, участвовать в возможном кризисе в Тайваньском проливе. Более того, озвучивая факт ведения переговоров о гарантиях с США в преддверии выборов 2024 г., ДПП пытается укрепить свой политический капитал, основой которого традиционно является демонстрация крепких отношений с Вашингтоном.

References

1. 將台納入美「核保護傘」?吳釗燮:討論不宜公開 [Budet li Tajvan' vklyuchen v «yadernyj zontik» SShA? U Chzhaose: Peregovory ne dolzhny stat' dostoyaniem obschestvennosti]. RTI. 22.05.2023. Available at: https://www.rti.org.tw/news/view/id/2168508 (accessed: 08.11.2023).

2. Norris, R., Arkin, W., Burr, W. Where They Were. The Bulletin of the Atomic Scientists, 1999, № 6. P. 26-35.

3. Ibidem.

4. Foreign Relations of the United States, 1977–1980, Volume XIII, China, eds. David P. Nickles Daniel (Washington: Government Printing Office, 2013), Document 183. Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v13/d183 (accessed: 09.11.2023).

5. Gallagher Introduces Taiwan Defense Act. 01.07.2020. Available at: https://gallagher.house.gov/media/press-releases/gallagher-introduces-taiwan-defense-act (accessed: 08.11.2023)

6. John Mearsheimer: US and Taiwan bound to move closer together. CommonWealth Magazine, 26.12.2022. Available at: https://english.cw.com.tw/article/article.action?id=3355 (accessed: 09.11.2023).

7. Fisher, R. Decisive deterrence requires US tactical nuclear weapons. Taipei Times, 13.03.2023. Available at: https://www.taipeitimes.com/News/editorials/archives/2023/03/13/2003795999 (accessed: 08.11.2023).

8. Colby, E. If you want peace, prepare for nuclear war. Foreign Affairs, 2018, № 6. P. 25-32.

9. Lim, S. The nuclearization of Taiwan: A bold strategy for peace // The U.S. Naval War College. 12.05.2023. Available at: https://apps.dtic.mil/sti/trecms/pdf/AD1210276.pdf (accessed: 07.11.2023).

10. Fisher, R. Op. cit.

11. Voloshina A.V. Konets politiki «strategicheskoj neopredelyonnosti» SShA v otnoshenii Tajvanya? // Rossiya i Amerika v XXI veke, 2022. № S1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760023892-8-1/ (accessed: 07.11.2023).

12. Lee, J., Thornton, S. De-Escalating Tension and Restoring Reassurances across the Taiwan Strait. National Committee on American Foreign Policy, June 2023. Available at: https://www.ncafp.org/2016/wp-content/uploads/2023/06/NCAFP-2023-Cross-Strait-Report.pdf (accessed: 07.11.2023).

13. Avoiding War over Taiwan. Policy Brief by The Task Force on U.S.-China Policy. Oct. 12, 2022. Available at: https://asiasociety.org/sites/default/files/2022-10/2022-avoiding-war-over-taiwan.pdf (accessed: 08.11.2023).

14. Full Committee Hearing: “Defense Cooperation with Taiwan”. House Armed Service Committee, 19.09.2023. Available at: https://armedservices.house.gov/hearings/full-committee-hearing-defense-cooperation-taiwan (accessed: 08.11.2023).

15. 如果中共武力犯台,國人對美國派兵協防台灣的信心(2023年2月21日) [Uverennost' naroda v tom, chto Soedinyonnye Shtaty otpravyat vojska dlya zaschity Tajvanya, esli vojska KPK vtorgnutsya na Tajvan' s primeneniem sily (21.02.2023)]. 台灣民意基金會 [Tajvan'skij fond obschestvennogo mneniya]. Available at: https://clck.ru/36YWnt (accessed: 09.11.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate