The role of AUKUS in the Indo-Pacific policy of the USA
Table of contents
Share
QR
Metrics
The role of AUKUS in the Indo-Pacific policy of the USA
Annotation
PII
S207054760029091-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Aleksandr Bushov 
Occupation: Assistant
Affiliation: National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
Address: Russian Federatioт, Nizhny Novgorod
Edition
Abstract

New challenges in the Indo-Pacific prompted the United States to initiate the creation of AUKUS in 2021. Despite the small presence in Washington's statutory documents, the American expert community highly appreciated the prospects of AUKUS. Their assessments were confirmed in the expansion of the range of tasks of the military-technical cooperation of the bloc. At the same time, the expansion of AURUS membership is unlikely due to the complex system of agreements on which the block is built. The most likely scenario seems to be the integration of AUKUS into the flexible system of existing US institutions in The Indo-Pacific in order to deter the PRC.

Keywords
AUKUS, Indo-Pacific region, USA, military-technical cooperation, minilateralism
Received
10.11.2023
Date of publication
22.12.2023
Number of purchasers
8
Views
174
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

15 сентября 2021 г. лидеры трёх стран – Соединённых Штатов Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австралийского Союза в совместном заявлении о создании нового стратегического оборонительного объединения, получившего название АУКУС (AUKUS). Три государства, разделяющих долгую совместную историю сотрудничества по широкому спектру вопросов, согласились ещё сильнее углубить взаимодействия в таких сферах, как безопасность, оборона, обмен информацией и технологиями, интеграции научной, технологической, промышленной баз и цепочек поставок. Отдельно отмечается сторонами разделение идеалов «морской демократии» и общей приверженностью международному порядку, основанному на правилах, решимости углублять дипломатическое сотрудничество, сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе путём сотрудничества с партнёрами, для решения задач, стоящих перед лицом двадцать первого века1.

1. Joint Leaders Statement on AUKUS, SEPTEMBER 15, 2021.White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
2

Идеи о создании нового объединения в Индо-Тихоокеанском регионе как средство обеспечения и продвижения американских интересов в регионе Тихого океана была на повестке обсуждений в кругах американского экспертного сообщества. США и их союзники и ранее предпринимали важные шаги по снижению разделяющих их барьеров, а именно подписание, ратификацию и имплементацию договоров о сотрудничестве в области торговли в оборонной сфере. АУКУС же начинает этот процесс на уровне совместного многостороннего соглашения, в котором первым трёхсторонним соглашением «экспериментом» между Соединёнными Штатами, Австралией и Соединённым Королевством стало решение, которое позволит предоставить атомные подводные лодки Австралии к 2039 году2.

2. Mix D.E., Vaughn B. AUKUS and Indo-Pacific Security. //Congressional Research Service. May 19, 2022. IF12113 Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
3

АУКУС в стратегических документах США

 

Однако непосредственная роль АУКУС в глобальной стратегии США в сфере безопасности хотя и обозначена в ряде уставных документов для американской внешней политики, роль организации всё же не является чётко выраженной. В Стратегии национальной обороны США, опубликованной 27 октября 2022 года, альянс упоминается лишь однажды в контексте общего стремления Вашингтона к созданию многосторонних структур, целью которых является продвижение технологического и военного сотрудничества, а также формированию коалиции, направленной на поддержку свободного судоходства и сдерживанию попыток достижения своих целей другими игроками посредству конфликта3.

3. National Defense Strategy of the United States of America 2022. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
4

В Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Байдена, вышедшей 24 февраля 2021 года АУКУС упомянут уже дважды. Во-первых, подтверждается весомая роль блока как инструмента поиска и достижения новых возможностей для военно-технического и научного сотрудничеств между странами Индо-Тихоокеанского региона, а также более тесной интеграции военно-промышленного сектора, что позволит расширить потенциал союзников. Отдельно отмечается стремление США связать евро-атлантическую и индо-тихоокеанскую безопасность в единую систему (это направление и было закреплено в уже ранее упомянутой Стратегии национальной обороны США 2022 года). Во-вторых, описывается конкретная программа действий организации альянса, на тот момент ещё ограниченной реализацией совместной программой по развитию атомного подводного флота к 2039 году4.

4. Indo-Pacific Strategy of the United States of America. White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
5

Концепция национальной безопасности США от 12 октября 2022 г. упоминает АУКУС 4 раза. Из данного документа видно, что администрация Байдена рассматривает блок не просто как доказательство того, что США могут не просто создавать новые организации в Индо-Тихоокеанском регионе, а собирать коалиции разных типов объединений (например, «Четвёрка» (Quad), I2-U2 и т.д.) для обеспечения национальных интересов Вашингтона, прежде всего в этом регионе. Повторяется роль АУКУС в развитии военно-технического сотрудничества, кооперации в рамках оборонной промышленности и его роли в обеспечении безопасности в регионе5.

5. National Security Strategy 2022. White House. URL: >>> (accessed: 29.10.2023).
6

Мнение об инициативе АУКУС американского экспертного сообщества

 

Американское экспертное сообщество придаёт альянсу более весомое значение. Так, по мнению старшего политолога корпорации РЭНД (RAND Corporation) Дженнифер Моронни и её коллеги Алана Тидвелла, соглашение могло бы не только способствовать технологическому обмену между тремя заявленными членами, но и совершить революцию в подходах к тому, как США работают с избранной группой своих наиболее «способных» союзников. Аналитики отмечают, что Австралия является лишь второй страной в мире после Великобритании, с кем Вашингтон готов поделиться такими чувствительными технологиями, как ядерные энергетические установки для подводных лодок. АУКУС может создать условия для укрепления суверенного потенциала австралийской и британской оборонной промышленности путём предоставления доступа к американским технологиям. К тому же подобная инициатива создаёт прочные связи для США со своими союзниками, что наиболее важно в лице противостояния Белого дома с Китайской Народной Республикой в Индо-Тихоокеанском регионе. На примере этого объединения, эксперты выдвигают гипотезу о том, что модель мини-латерального взаимодействия, которую из себя представляет альянс, может быть распространена на другие сферы американской внешней политики6.

6. Moroney J., Tidwell A. Making AUKUS Work // RAND Corporation. March 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
7 Развивая идею авторов, можно заметить, что модель минилатерализма могла бы послужить «компромиссом» между радикально противоположными подходами предыдущих администрациями Б. Обамы, который являлся сторонником формирования широких интеграционных объединений в регионе, и Д. Трампа, стремившегося обеспечить США максимальную свободу рук в регионе, делавшую ставку на систему двухсторонних соглашений.
8

Другие отмечают важность АУКУС как инициативы, которая объединяет ключевых союзников США в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, что можно интерпретировать, как попытку создания ситуации, при которых региональные вызовы будут решаться на глобальном уровне. По мнению Луиса Симона из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS), укрепление связей между возглавляемыми США альянсами в указанных регионах в области оперативного планирования могло бы выработать более адаптивные стратегические и тактические приёмы США и их союзников, полученные из практического опыта в двух абсолютно разных уголках земного шара, тем самым получив преимущества при планировании и выполнении различных заданий, а также укрепило бы совокупное могущество Вашингтона и его партнёров во всём мире7.

7. Simon L. Bridging U.S.-Led Alliances in the Euro-Atlantic and Indo-Pacific: An Inter-theater Perspective // Center for Strategic and International studies. May 12, 2022. Available at: >>>(accessed: 29.10.2023).
9

Pillar II – новая веха для АУКУС

 

На начало 2023 года альянс сам по себе оставался в большей степени инициативой, направленной на военно-техническое сотрудничество. В Совместном заявлении от 13 марта 2023 г. указываются подробные шаги формирования австралийского атомного подводного флота, в которых чётко расписаны обязательства и сроки исполнения для сторон8.

8. Joint Leaders Statement on AUKUS, March 13, 2023. White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
10

Запуском второго этапа в развитии АУКУС можно считать испытание искусственного интеллекта (ИИ) и автономии в рамках компонента «Расширенных Возможностей» (этап получил название Pillar II) 28 апреля в Великобритании. Участниками было осуществлены совместные учения с применением передовых средств с поддержкой искусственного интеллекта. Ускорение разработки подобных технологий окажет огромное влияние на военный потенциал партнёрства9. Сам же второй этап развития можно охарактеризовать как углубление технического сотрудничества по самым перспективным разработкам в области военных технологий. На данный момент деятельность правительств США, Великобритании и Австралии осуществляется в восьми рабочих группах, направленных на изучение в таких областях, как:

9. AUKUS Partners Demonstrate Advanced Capabilities. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
11 1) технологии необходимые для подводных операций; 2) квантовые технологии; 3) развитие искусственного интеллекта и исследование автономных систем; 4) кибернетика; 5) гиперзвуковое оружие и меры его противодействия; 6) радиоэлектронная борьба; 7) перспективные разработки общего характера; 8) обмен информацией.
12

Между союзниками также будут прорабатываться меры по дальнейшему снижению барьеров и устранению юридических проволочек для проведения совместной работы в данных направлениях10.

10. Parrish P. Niscastro L.A. AUKUS Pillar 2: Background and Issues for Congress //Congressional Research Service June 20, 2023. R47599. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
13

Первые итоги

 

В ходе 33-х австралийско-американских консультациях на уровне министров (AUSMIN), прошедшей 29 июля 2023 г. в Брисбене, Энтони Блинкен и Ллойд Остин совместно с их коллегами из Австралии в рамках диалога по расширению военного сотрудничества отметили большую регулярность и длительность экспедиционных визитов подводных лодок США в Австралию, что является важной вехой на оптимальном пути АУКУС. Был подчёркнут прогресс в рамках партнёрства в приобретении Австралией атомных подводных лодок с обычным вооружением и развитием передовых возможностей для обеспечения стабильности и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе11.

11. Australia-US Joint Press Conference Following the Australia-US Ministerial Consultations (AUSMIN), July 29, 2023. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
14 В своём выступлении 15 сентября 2023 г. министр обороны США Л. Остин отметил окончание первой группой австралийских офицеров совместной программы подготовки в сфере ядерной энергетики с американскими моряками. Была высоко оценена совместная работа в разработках перспективных системах вооружениях, в частности в сферах таких технологий, как применение искусственного интеллекта для разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также атомной промышленности для подводного флота.
15

Министр выделил роль АУКУС в преодолении барьеров для укрепления сотрудничества между Великобританией и Австралией и оборонной промышленностью трёх стран. По мнению Остина, партнёрство также подтверждает основополагающую приверженность трёх демократических государств-участников (США, Великобритании и Австралии) международной системе, основанной на «верховенство закона и настаивающей на мирном разрешении споров, свободном от принуждения, угроз или насилия»12. Подобную риторику возможно воспринимать как некую попытку придания идеологического статуса противостояния альянса с потенциальными противниками, одним из которых является Китайская Народная Республика.

12. Secretary of Defense Lloyd J. Austin III Statement on Two-Year Anniversary of AUKUS. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
16

Перспективы расширения партнёрства остаются сомнительными. Ряд американских союзников в регионе поддерживают нынешнюю политику по военно-техническому сотрудничеству США в целом и мероприятия в рамках АУКУС в частности. Например, согласно Совместному заявлению по итогам трёхсторонней встречи министров обороны США, Японии и Австралии, прошедшей 3-го июня 2023 г. в Сингапуре, было отмечено единство по вопросу намерения Австралии приобрести атомные подводные лодки с обычным вооружением, а Япония вновь заявила о своей последовательной поддержке проекта13. Вместе с этим включение новых игроков в данное партнёрство может осложнить и без того комплексную систему чувствительных соглашений по передаче информации в сфере вооружения и военно-технического материального сотрудничества.

13. United States-Japan-Australia Trilateral Defense Ministers' Meeting (TDMM) 2023 Joint Statement. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
17

Заключение

 

Если рассматривать более глобальную стратегию Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе, и АУКУС, будучи элементом широкой архитектуры соглашений в этом регионе («Четвёрка», Пять глаз, АНЗЮС, а также перспективное соглашение между США, Южной Кореей и Японией по безопасности), то перед нами предстаёт сложная система, целью которой является сдерживание потенциальных конкурентов Вашингтона в регионе, первым из которых является КНР. Перед АУКУС стоят непростые задачи. Одной из них является снижение барьеров, препятствующих ещё большему углублению научно-технического сотрудничества между странами. Страны-участницы, в первую очередь Соединённые Штаты, пытаются найти оптимальный баланс между широкой кооперацией и сохранностью чувствительной информацией о перспективные военных разработках. К тому же, совместные военные разработки предполагают тесное взаимодействие предприятий военно-промышленного комплекса, предприятие которого опасаются возможных экономических издержек в условиях формирования «единого рынка военных технологий» внутри АУКУС. Подобные аспекты являются причинами, по котором включение новых стран в объединение в ближайшей перспективе кажутся маловероятными. Однако факт расширения и углубления военно-технического сотрудничества, начавшегося с совместного проекта в рамках подводного флота с применением ядерных технологий, переходящего на данном этапе в совместные разработки в сферах искусственного интеллекта и потенциально биотехнологий, может свидетельствовать о больших перспективах взаимодействия партнёров по организации, что в свою очередь укрепит положение США в Индо-Тихоокеанском регионе.

References

1. Joint Leaders Statement on AUKUS, SEPTEMBER 15, 2021.White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (accessed: 29.10.2023).

2. Mix D.E., Vaughn B. AUKUS and Indo-Pacific Security. //Congressional Research Service. May 19, 2022. IF12113 Available at: http://lib.sseu.ru/sites/default/files/2017/01/primery_oformleniya_ssylok_v_dissertacii_gost_r_7.0.5-2008_bibliogr.ssylka_0.pdf (accessed: 29.10.2023).

3. National Defense Strategy of the United States of America 2022. U.S. Department of Defense. Available at: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (accessed: 29.10.2023).

4. Indo-Pacific Strategy of the United States of America. White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed: 29.10.2023).

5. National Security Strategy 2022. White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 29.10.2023).

6. Moroney J., Tidwell A. Making AUKUS Work // RAND Corporation. March 22, 2022. Available at: https://www.rand.org/pubs/commentary/2022/03/making-aukus-work.html (accessed: 29.10.2023).

7. Simon L. Bridging U.S.-Led Alliances in the Euro-Atlantic and Indo-Pacific: An Inter-theater Perspective // Center for Strategic and International studies. May 12, 2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/bridging-us-led-alliances-euro-atlantic-and-indo-pacific-inter-theater-perspective (accessed: 29.10.2023).

8. Joint Leaders Statement on AUKUS, March 13, 2023. White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/13/joint-leaders-statement-on-aukus-2/ (accessed: 29.10.2023).

9. AUKUS Partners Demonstrate Advanced Capabilities. U.S. Department of Defense. Available at: URL://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3408870/aukus-partners-demonstrate-advanced-capabilities-trial/ (accessed: 30.10.2023).

10. Parrish P. Niscastro L.A. AUKUS Pillar 2: Background and Issues for Congress //Congressional Research Service June 20, 2023. R47599. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R47599 (accessed: 30.10.2023).

11. Australia-US Joint Press Conference Following the Australia-US Ministerial Consultations (AUSMIN), July 29, 2023. U.S. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/3476106/australia-us-joint-press-conference-following-the-australia-us-ministerial-cons/ (accessed: 30.10.2023).

12. Secretary of Defense Lloyd J. Austin III Statement on Two-Year Anniversary of AUKUS. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3526808/secretary-of-defense-lloyd-j-austin-iii-statement-on-two-year-anniversary-of-au/ (accessed: 30.10.2023).

13. United States-Japan-Australia Trilateral Defense Ministers' Meeting (TDMM) 2023 Joint Statement. U.S. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3415881/united-states-japan-australia-trilateral-defense-ministers-meeting-tdmm-2023-jo/15 (accessed: 30.10.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate