Роль АУКУС в Индо-Тихоокеанской политике США
Роль АУКУС в Индо-Тихоокеанской политике США
Аннотация
Код статьи
S207054760029091-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бушов Александр Сергеевич 
Должность: Ассистент
Аффилиация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация. Нижний Новгород
Выпуск
Аннотация

Новые вызовы в зоне ИТР, побудили США в 2021 инициировать создание АУКУС (AUKUS). Несмотря на малое присутствие в уставных документах Вашингтона, американское экспертное сообщество высоко оценило перспективы альянса. Их оценки нашли подтверждение в расширении спектра задач военно-технического сотрудничества блока. Вместе с этим расширения этого членства является маловероятным ввиду сложной системы договорённостей, на которых построен блок. Наиболее вероятным сценарием видится интеграция блока в гибкую систему существующих институтов США в ИТР с целью сдерживания КНР.

Ключевые слова
АУКУС, Индо-Тихоокеанский регион, США, военно-техническое сотрудничество, минилатерализм
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
172
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

15 сентября 2021 г. лидеры трёх стран – Соединённых Штатов Америки, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Австралийского Союза в совместном заявлении о создании нового стратегического оборонительного объединения, получившего название АУКУС (AUKUS). Три государства, разделяющих долгую совместную историю сотрудничества по широкому спектру вопросов, согласились ещё сильнее углубить взаимодействия в таких сферах, как безопасность, оборона, обмен информацией и технологиями, интеграции научной, технологической, промышленной баз и цепочек поставок. Отдельно отмечается сторонами разделение идеалов «морской демократии» и общей приверженностью международному порядку, основанному на правилах, решимости углублять дипломатическое сотрудничество, сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе путём сотрудничества с партнёрами, для решения задач, стоящих перед лицом двадцать первого века1.

1. Joint Leaders Statement on AUKUS, SEPTEMBER 15, 2021.White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
2

Идеи о создании нового объединения в Индо-Тихоокеанском регионе как средство обеспечения и продвижения американских интересов в регионе Тихого океана была на повестке обсуждений в кругах американского экспертного сообщества. США и их союзники и ранее предпринимали важные шаги по снижению разделяющих их барьеров, а именно подписание, ратификацию и имплементацию договоров о сотрудничестве в области торговли в оборонной сфере. АУКУС же начинает этот процесс на уровне совместного многостороннего соглашения, в котором первым трёхсторонним соглашением «экспериментом» между Соединёнными Штатами, Австралией и Соединённым Королевством стало решение, которое позволит предоставить атомные подводные лодки Австралии к 2039 году2.

2. Mix D.E., Vaughn B. AUKUS and Indo-Pacific Security. //Congressional Research Service. May 19, 2022. IF12113 Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
3

АУКУС в стратегических документах США

 

Однако непосредственная роль АУКУС в глобальной стратегии США в сфере безопасности хотя и обозначена в ряде уставных документов для американской внешней политики, роль организации всё же не является чётко выраженной. В Стратегии национальной обороны США, опубликованной 27 октября 2022 года, альянс упоминается лишь однажды в контексте общего стремления Вашингтона к созданию многосторонних структур, целью которых является продвижение технологического и военного сотрудничества, а также формированию коалиции, направленной на поддержку свободного судоходства и сдерживанию попыток достижения своих целей другими игроками посредству конфликта3.

3. National Defense Strategy of the United States of America 2022. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
4

В Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Байдена, вышедшей 24 февраля 2021 года АУКУС упомянут уже дважды. Во-первых, подтверждается весомая роль блока как инструмента поиска и достижения новых возможностей для военно-технического и научного сотрудничеств между странами Индо-Тихоокеанского региона, а также более тесной интеграции военно-промышленного сектора, что позволит расширить потенциал союзников. Отдельно отмечается стремление США связать евро-атлантическую и индо-тихоокеанскую безопасность в единую систему (это направление и было закреплено в уже ранее упомянутой Стратегии национальной обороны США 2022 года). Во-вторых, описывается конкретная программа действий организации альянса, на тот момент ещё ограниченной реализацией совместной программой по развитию атомного подводного флота к 2039 году4.

4. Indo-Pacific Strategy of the United States of America. White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
5

Концепция национальной безопасности США от 12 октября 2022 г. упоминает АУКУС 4 раза. Из данного документа видно, что администрация Байдена рассматривает блок не просто как доказательство того, что США могут не просто создавать новые организации в Индо-Тихоокеанском регионе, а собирать коалиции разных типов объединений (например, «Четвёрка» (Quad), I2-U2 и т.д.) для обеспечения национальных интересов Вашингтона, прежде всего в этом регионе. Повторяется роль АУКУС в развитии военно-технического сотрудничества, кооперации в рамках оборонной промышленности и его роли в обеспечении безопасности в регионе5.

5. National Security Strategy 2022. White House. URL: >>> (accessed: 29.10.2023).
6

Мнение об инициативе АУКУС американского экспертного сообщества

 

Американское экспертное сообщество придаёт альянсу более весомое значение. Так, по мнению старшего политолога корпорации РЭНД (RAND Corporation) Дженнифер Моронни и её коллеги Алана Тидвелла, соглашение могло бы не только способствовать технологическому обмену между тремя заявленными членами, но и совершить революцию в подходах к тому, как США работают с избранной группой своих наиболее «способных» союзников. Аналитики отмечают, что Австралия является лишь второй страной в мире после Великобритании, с кем Вашингтон готов поделиться такими чувствительными технологиями, как ядерные энергетические установки для подводных лодок. АУКУС может создать условия для укрепления суверенного потенциала австралийской и британской оборонной промышленности путём предоставления доступа к американским технологиям. К тому же подобная инициатива создаёт прочные связи для США со своими союзниками, что наиболее важно в лице противостояния Белого дома с Китайской Народной Республикой в Индо-Тихоокеанском регионе. На примере этого объединения, эксперты выдвигают гипотезу о том, что модель мини-латерального взаимодействия, которую из себя представляет альянс, может быть распространена на другие сферы американской внешней политики6.

6. Moroney J., Tidwell A. Making AUKUS Work // RAND Corporation. March 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
7 Развивая идею авторов, можно заметить, что модель минилатерализма могла бы послужить «компромиссом» между радикально противоположными подходами предыдущих администрациями Б. Обамы, который являлся сторонником формирования широких интеграционных объединений в регионе, и Д. Трампа, стремившегося обеспечить США максимальную свободу рук в регионе, делавшую ставку на систему двухсторонних соглашений.
8

Другие отмечают важность АУКУС как инициативы, которая объединяет ключевых союзников США в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, что можно интерпретировать, как попытку создания ситуации, при которых региональные вызовы будут решаться на глобальном уровне. По мнению Луиса Симона из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS), укрепление связей между возглавляемыми США альянсами в указанных регионах в области оперативного планирования могло бы выработать более адаптивные стратегические и тактические приёмы США и их союзников, полученные из практического опыта в двух абсолютно разных уголках земного шара, тем самым получив преимущества при планировании и выполнении различных заданий, а также укрепило бы совокупное могущество Вашингтона и его партнёров во всём мире7.

7. Simon L. Bridging U.S.-Led Alliances in the Euro-Atlantic and Indo-Pacific: An Inter-theater Perspective // Center for Strategic and International studies. May 12, 2022. Available at: >>>(accessed: 29.10.2023).
9

Pillar II – новая веха для АУКУС

 

На начало 2023 года альянс сам по себе оставался в большей степени инициативой, направленной на военно-техническое сотрудничество. В Совместном заявлении от 13 марта 2023 г. указываются подробные шаги формирования австралийского атомного подводного флота, в которых чётко расписаны обязательства и сроки исполнения для сторон8.

8. Joint Leaders Statement on AUKUS, March 13, 2023. White House. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
10

Запуском второго этапа в развитии АУКУС можно считать испытание искусственного интеллекта (ИИ) и автономии в рамках компонента «Расширенных Возможностей» (этап получил название Pillar II) 28 апреля в Великобритании. Участниками было осуществлены совместные учения с применением передовых средств с поддержкой искусственного интеллекта. Ускорение разработки подобных технологий окажет огромное влияние на военный потенциал партнёрства9. Сам же второй этап развития можно охарактеризовать как углубление технического сотрудничества по самым перспективным разработкам в области военных технологий. На данный момент деятельность правительств США, Великобритании и Австралии осуществляется в восьми рабочих группах, направленных на изучение в таких областях, как:

9. AUKUS Partners Demonstrate Advanced Capabilities. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
11 1) технологии необходимые для подводных операций; 2) квантовые технологии; 3) развитие искусственного интеллекта и исследование автономных систем; 4) кибернетика; 5) гиперзвуковое оружие и меры его противодействия; 6) радиоэлектронная борьба; 7) перспективные разработки общего характера; 8) обмен информацией.
12

Между союзниками также будут прорабатываться меры по дальнейшему снижению барьеров и устранению юридических проволочек для проведения совместной работы в данных направлениях10.

10. Parrish P. Niscastro L.A. AUKUS Pillar 2: Background and Issues for Congress //Congressional Research Service June 20, 2023. R47599. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
13

Первые итоги

 

В ходе 33-х австралийско-американских консультациях на уровне министров (AUSMIN), прошедшей 29 июля 2023 г. в Брисбене, Энтони Блинкен и Ллойд Остин совместно с их коллегами из Австралии в рамках диалога по расширению военного сотрудничества отметили большую регулярность и длительность экспедиционных визитов подводных лодок США в Австралию, что является важной вехой на оптимальном пути АУКУС. Был подчёркнут прогресс в рамках партнёрства в приобретении Австралией атомных подводных лодок с обычным вооружением и развитием передовых возможностей для обеспечения стабильности и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе11.

11. Australia-US Joint Press Conference Following the Australia-US Ministerial Consultations (AUSMIN), July 29, 2023. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
14 В своём выступлении 15 сентября 2023 г. министр обороны США Л. Остин отметил окончание первой группой австралийских офицеров совместной программы подготовки в сфере ядерной энергетики с американскими моряками. Была высоко оценена совместная работа в разработках перспективных системах вооружениях, в частности в сферах таких технологий, как применение искусственного интеллекта для разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также атомной промышленности для подводного флота.
15

Министр выделил роль АУКУС в преодолении барьеров для укрепления сотрудничества между Великобританией и Австралией и оборонной промышленностью трёх стран. По мнению Остина, партнёрство также подтверждает основополагающую приверженность трёх демократических государств-участников (США, Великобритании и Австралии) международной системе, основанной на «верховенство закона и настаивающей на мирном разрешении споров, свободном от принуждения, угроз или насилия»12. Подобную риторику возможно воспринимать как некую попытку придания идеологического статуса противостояния альянса с потенциальными противниками, одним из которых является Китайская Народная Республика.

12. Secretary of Defense Lloyd J. Austin III Statement on Two-Year Anniversary of AUKUS. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
16

Перспективы расширения партнёрства остаются сомнительными. Ряд американских союзников в регионе поддерживают нынешнюю политику по военно-техническому сотрудничеству США в целом и мероприятия в рамках АУКУС в частности. Например, согласно Совместному заявлению по итогам трёхсторонней встречи министров обороны США, Японии и Австралии, прошедшей 3-го июня 2023 г. в Сингапуре, было отмечено единство по вопросу намерения Австралии приобрести атомные подводные лодки с обычным вооружением, а Япония вновь заявила о своей последовательной поддержке проекта13. Вместе с этим включение новых игроков в данное партнёрство может осложнить и без того комплексную систему чувствительных соглашений по передаче информации в сфере вооружения и военно-технического материального сотрудничества.

13. United States-Japan-Australia Trilateral Defense Ministers' Meeting (TDMM) 2023 Joint Statement. U.S. Department of Defense. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
17

Заключение

 

Если рассматривать более глобальную стратегию Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе, и АУКУС, будучи элементом широкой архитектуры соглашений в этом регионе («Четвёрка», Пять глаз, АНЗЮС, а также перспективное соглашение между США, Южной Кореей и Японией по безопасности), то перед нами предстаёт сложная система, целью которой является сдерживание потенциальных конкурентов Вашингтона в регионе, первым из которых является КНР. Перед АУКУС стоят непростые задачи. Одной из них является снижение барьеров, препятствующих ещё большему углублению научно-технического сотрудничества между странами. Страны-участницы, в первую очередь Соединённые Штаты, пытаются найти оптимальный баланс между широкой кооперацией и сохранностью чувствительной информацией о перспективные военных разработках. К тому же, совместные военные разработки предполагают тесное взаимодействие предприятий военно-промышленного комплекса, предприятие которого опасаются возможных экономических издержек в условиях формирования «единого рынка военных технологий» внутри АУКУС. Подобные аспекты являются причинами, по котором включение новых стран в объединение в ближайшей перспективе кажутся маловероятными. Однако факт расширения и углубления военно-технического сотрудничества, начавшегося с совместного проекта в рамках подводного флота с применением ядерных технологий, переходящего на данном этапе в совместные разработки в сферах искусственного интеллекта и потенциально биотехнологий, может свидетельствовать о больших перспективах взаимодействия партнёров по организации, что в свою очередь укрепит положение США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Библиография

1. Joint Leaders Statement on AUKUS, SEPTEMBER 15, 2021.White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (accessed: 29.10.2023).

2. Mix D.E., Vaughn B. AUKUS and Indo-Pacific Security. //Congressional Research Service. May 19, 2022. IF12113 Available at: http://lib.sseu.ru/sites/default/files/2017/01/primery_oformleniya_ssylok_v_dissertacii_gost_r_7.0.5-2008_bibliogr.ssylka_0.pdf (accessed: 29.10.2023).

3. National Defense Strategy of the United States of America 2022. U.S. Department of Defense. Available at: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (accessed: 29.10.2023).

4. Indo-Pacific Strategy of the United States of America. White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed: 29.10.2023).

5. National Security Strategy 2022. White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 29.10.2023).

6. Moroney J., Tidwell A. Making AUKUS Work // RAND Corporation. March 22, 2022. Available at: https://www.rand.org/pubs/commentary/2022/03/making-aukus-work.html (accessed: 29.10.2023).

7. Simon L. Bridging U.S.-Led Alliances in the Euro-Atlantic and Indo-Pacific: An Inter-theater Perspective // Center for Strategic and International studies. May 12, 2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/bridging-us-led-alliances-euro-atlantic-and-indo-pacific-inter-theater-perspective (accessed: 29.10.2023).

8. Joint Leaders Statement on AUKUS, March 13, 2023. White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/13/joint-leaders-statement-on-aukus-2/ (accessed: 29.10.2023).

9. AUKUS Partners Demonstrate Advanced Capabilities. U.S. Department of Defense. Available at: URL://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3408870/aukus-partners-demonstrate-advanced-capabilities-trial/ (accessed: 30.10.2023).

10. Parrish P. Niscastro L.A. AUKUS Pillar 2: Background and Issues for Congress //Congressional Research Service June 20, 2023. R47599. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R47599 (accessed: 30.10.2023).

11. Australia-US Joint Press Conference Following the Australia-US Ministerial Consultations (AUSMIN), July 29, 2023. U.S. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/3476106/australia-us-joint-press-conference-following-the-australia-us-ministerial-cons/ (accessed: 30.10.2023).

12. Secretary of Defense Lloyd J. Austin III Statement on Two-Year Anniversary of AUKUS. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3526808/secretary-of-defense-lloyd-j-austin-iii-statement-on-two-year-anniversary-of-au/ (accessed: 30.10.2023).

13. United States-Japan-Australia Trilateral Defense Ministers' Meeting (TDMM) 2023 Joint Statement. U.S. Department of Defense. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3415881/united-states-japan-australia-trilateral-defense-ministers-meeting-tdmm-2023-jo/15 (accessed: 30.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести