The Reset of the U.S. - Philippines Alliance
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Reset of the U.S. - Philippines Alliance
Annotation
PII
S207054760027312-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor O. Mishin 
Occupation: Junior research fellow
Affiliation: Institute of World Economy and International Relations Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The Philippines is one of the United States’ oldest allies in Asia-Pacific and the long-lasting defense relationship is at the heart of U.S. policy in the region. Under R. Duterte's presidency, the US-Philippines alliance underwent serious strength tests. The coming to power in the Philippines of the new President F. Marcos Jr. marked a new page in relations between the two countries. The article analyzes new bilateral initiatives in the field of military-technical cooperation, and first of all, the project to expand the American military presence in the Philippines, announced in early 2023.

Keywords
US foreign policy, Indo-Pacific region, J. Biden, South China Sea, China-United States relations
Received
03.07.2023
Date of publication
30.08.2023
Number of purchasers
12
Views
222
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Начиная с объявленного в 2011 г. администрацией Барака Обамы «поворота США к Азии» (Pivot to Asia), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стал занимать ведущее положение в американских внешнеполитических концепциях. Бесперспективность и усталость от многолетних войн на Ближнем Востоке, динамичное развитие ряда стран АТР, экономическое и военное «возвышение» КНР – всё это заставило американское руководство по-новому взглянуть на этот огромный регион. В те же годы было объявлено о так называемой «перебалансировке» (rebalancing) и планах США о передислокации 60% своих ВМС на Тихий океан. По мнению идеологов политики «перебалансирования», при президенте Дж. Буше-младшем Вашингтон слишком много внимания уделял делам на Ближнем Востоке и слишком мало в Азии, в результате чего возник риск утратить своё влияние в этом регионе, где, по словам тогдашнего заместителя госсекретаря Курта Кэмпбелла, «будет написана большая часть истории XXI века»1.

1. Транстихоокеанская безопасность: иерархия силы и ответственности / Отв. ред.: В. Михеев, В. Швыдко. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 16
2

Уже при президентстве Д. Трампа в американские доктринальные документы прочно вошла концепция «Индо-Тихоокеанского региона» – геополитического пространства, объединяющего страны Индийского и Тихого океанов в единую стратегическую область. При этом одним из важнейших американских национальных интересов оставалось стремление сохранить своё военно-политическое доминирование в АТР и не допустить роста любой державы, готовой бросить стратегический вызов Вашингтону. В конечном счёте появление концепта «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» в трамповской интерпретации было связано с обострением американо-китайского экономического и политического соперничества, исход которого США хотят решить за счёт собственного увеличения военного присутствия и мобилизации поддержки региональных стран2.

2. Володин А. Г., Рогожина Н.Г. Индо-Тихоокеанский регион: концепция Д. Трампа. Феномен Трампа: монография / под ред. А. В. Кузнецова; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. Москва: ИНИОН, 2020. С. 579.
3

Филиппины в системе американских оборонных союзов в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

Главным фактором поддержания и укрепления региональной безопасности в АТР США традиционно считают оборонные альянсы со своими союзниками, большинство которых из заключённых в период холодной войны действует и поныне.

4 В отличие от ситуации в Европе, где с началом холодной войны был создан военно-политический блок НАТО, изначально объединивший 12 государств и основанный на принципе коллективной обороны, в Юго-Восточной Азии попытка построения эффективного проамериканского многостороннего альянса (Организация договора Юго-Восточной Азии (South-East Asia Treaty Organization, СЕАТО, он же Манильский пакт 1954 г.), по сути, обернулась неудачей. В начале 1950-х годов основой для укрепления своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе для Соединённых Штатов стало подписание ряда договоров с союзниками о взаимной обороне на двусторонней или трехсторонней основе (ANZUS Security Treaty – Australia, New Zealand, United States), или «Тихоокеанский пакт безопасности» – военный союз трёх государств – Австралия, Новая Зеландия и США, АНЗЮС). Подобная стратегия заключения альянсов получила название системы «Оси и спиц» (Hub-and-spoke), в рамках которой США выступают в роли оси или центрального звена, связывая государства региона союзническими договорами. В более широкой трактовке система включает в себя:
5
  • одностороннее наращивание американского военного присутствия в АТР;
  • поддержание и укрепление 5 двусторонних союзнических альянсов – с Австралией, Таиландом, Филиппинами, Южной Кореей, Японией;
  • не альянс, но весомое стратегическое партнёрство в сфере безопасности с Сингапуром, Новой Зеландией и Индией (и всё в большей степени с Малайзией, Монголией, Вьетнамом);
  • участие в широком спектре многосторонних мер по обеспечению безопасности, учениях, обмене разведданными и профессиональной военной подготовке3.
6

Особое положение в системе американских альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе исторически занимает Республика Филиппины.

7

Главным соглашением, ставшим основополагающим для двусторонних отношений в течение последних 70 лет, стал Договор о взаимной обороне – Mutual Defense Treaty (U.S. – Philippines), подписанный между США и Филиппинами в 1951 г. Согласно этому документу, если одна из сторон Договора подвергнется агрессии со стороны третьей державы, другая сторона Договора обязана будет оказать помощь. На протяжении практически всего периода холодной войны Филиппины оставались в ближайшей орбите влияния Соединённых Штатов, предоставляя свою территорию для американских военных баз и выступая в качестве одной из проамериканских сил во время войны во Вьетнаме и антикоммунистического «оплота» в противостоянии с СССР и КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1986 г. от власти был отстранён авторитарный президент Филиппин Фердинанд Маркос. Новое демократическое правительство изначально подготовило компромиссный вариант договора о сохранении американских баз на филиппинской территории, который отодвигал срок их перехода под контроль Манилы на 10 лет (срок старого истекал в 1991 г.). Однако в сентябре 1991 г. сенат Филиппин большинством в один голос отказался ратифицировать этот договор и вывод американских вооружённых сил с авиабазы Кларк (Clark) и крупнейшей базы ВМС США в Юго-Восточной Азии Субик-Бэй (Subic Bay) завершился 24 ноября 1992 года4.

4. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945–1995). М.: Конверт - МОНФ, 1997. С.211.
8

Впрочем, ко второй половине 1990-х годов филиппинское руководство вновь вынуждено было обратиться за помощью к американцам, столкнувшись с серьёзными внутренними угрозами, такими как сепаратизм и исламистский терроризм, на юге страны. Ситуация усугублялась низким уровнем подготовки филиппинских полицейских частей и слабой боеспособностью армии. В 1998 г. между двумя странами было заключено «Соглашение о военных визитах» (Visiting Force Agreement), которое позволяло Соединённым Штатам пользоваться филиппинскими военными базами. При этом речь не шла об использовании старых баз США и их одностороннем американском владении. Соглашение устраивало обе стороны: Манила, с одной стороны, оставалась под гарантиями безопасности США, а с другой стороны, не попадала в излишнюю зависимость от американцев, по-прежнему стараясь придерживаться многовекторной политики в регионе после окончания холодной войны. Вашингтон же не тратил огромные ресурсы на поддержание своих собственных объектов на территории Филиппин5. В рамках Соглашения о военных визитах США обучали филиппинские вооружённые силы, оказывали масштабную военно-техническую помощь, в том числе помогали с модернизацией филиппинского флота, имели возможность проводить политику по защите морских границ страны. Также Соглашение юридически регламентировало порядок пребывания американских военнослужащих на Филиппинах.

5. Панарина Д. С. Политика США на Филиппинах на современном этапе: за и против // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XXIX. № 29, 2015. С.166.
9 События 11 сентября 2001 г. и последовавшая вслед за ними американская глобальная война с терроризмом придали новый импульс двусторонним отношениям в сфере безопасности. Исламистская военизированная группировка «Абу Сайяф», действующая на юге Филиппинского архипелага, а точнее на островах Минданао, Сулу и Басилан, была заподозрена американцами в связях с международной террористической организацией «Аль-Каида». 10 октября 2001 г. Вашингтоном была объявлена военная операция «Несокрушимая свобода» – Филиппины (Operation Enduring Freedom – Philippines, OEF-P), ставшая одной из частей всех глобальных военных мероприятий США по борьбе с терроризмом после 11 сентября 2001 г. В рамках данной операции практически 14 лет американские военные советники обучали и консультировали филиппинскую армию. В 2003 г. Филиппины получили статус «Основного союзника США вне НАТО» (Major Non-NATO Ally), который позволил получать стране дополнительные военные и финансовые выгоды. Несмотря на отдельные вылазки (например, захвата исламистскими боевиками г. Марави в 2017 г. и последовавшего там полугодичного противостояния), итогом операции «Несокрушимая свобода» – Филиппины стоит признать значительное сокращение террористической активности на филиппинском юге.
10

Тем не менее, Тихоокеанское командование США совместно с Государственным департаментом, Министерством юстиции и агентством США по международному развитию (АМР США, (United States Agency for International Development USAID) продолжает оказывать большую помощь правительству Филиппин в противостоянии террористической угрозе. На территории страны действует американская Объединённая тактическая группа сил специального назначения, задача которой – поддержка филиппинских военных, которые проводят контртеррористические операции на юге Филиппинского архипелага (Южное Минданао, архипелаг Сулу) против исламских радикалов6. Для этих нужд американцы предоставили дополнительно три катера Береговой охраны США в распоряжение филиппинских ВМС7.

6. Батюк В.И. Американская военная политика в АТР: проблема конфликтов низкой интенсивности. Конфликты низкой интенсивности в американской военно-политической стратегии в начале XXI века / Под ред. В.И. Батюка; Институт США и Канады РАН. М.: Издательство “Весь Мир”, 2018. С. 140.

7. Statement of Admiral Harry B. Harris jr., U.S. Navy Commander, U.S. Pacific Command before the Senate Armed Services Committee on U.S. Pacific Command Posture 23 feb. 2016. P. 1–5.
11 Второй существенной проблемой, оказывающей большое влияние на развитие американо-филиппинских отношений, остаётся неразрешённый конфликт в Южно-Китайском море и как часть этого конфликта, противостояние между КНР и Филиппинами. В начале 2010-х годов Пекин взял курс на активную милитаризацию акватории, включающий намыв и укрепление искусственных островов, их военное обустройство. Корабли ВМФ НОАК и Береговой охраны Китая регулярно вторгаются в филиппинскую исключительную экономическую зону (ИЭЗ), провоцируя конфликтные ситуации и балансируя на грани вооружённого столкновения. Имея несоизмеримо меньший флот, Манила остаётся практически беззащитной перед лицом китайского ползучего наступления в ЮКМ. На протяжении нескольких лет филиппинское руководство настаивает на том, чтобы статьи договора о коллективной обороне между США и Филиппинами распространялись и на наступательные действия КНР в ИЭЗ своего государства в Южно-Китайском море, трактуя их как агрессию против страны.
12

В 2016 г. Постоянный третейский суд – ПТС (The Permanent Court of Arbitration) в Гааге вынес решение по делу, инициированному Филиппинами против КНР. По абсолютному большинству пунктов ПТС согласился с позицией Манилы, признав политику и притязания Пекина в данной акватории незаконными8. США поддержали решение суда. Китай не только не признал это решение, но и официально отказал суду в правомочности выносить вердикт. В последующие годы КНР продолжила наращивать своё военное присутствие в акватории.

8. Гудев П.А. Конфликтная ситуация в Южно-Китайском море: Московско-Пекинская ось? // Пути к миру и безопасности. № 2(51) 2016. С. 148.
13

Президенство Маркоса-младшего и Дж. Байдена: новая эра в отношениях

 

В президентство Родриго Дутерте (2016–2022) внешнеполитический курс стал неоднозначным. С одной стороны, предпринимались попытки несколько дистанцироваться от Вашингтона в регионе, используя возможности политического и экономического сближения с Китаем и третьими странами. Общее ухудшение американо-филиппинских отношений было связано с внутриполитическим курсом Дутерте, грубо нарушающем права человека и последовавшими оскорбительными высказываниями филиппинского руководителя в адрес президента США Барака Обамы, а также желанием Манилы частично переориентироваться в военно-техническом сотрудничестве на другие страны (Израиль, Южная Корея, Россия). В феврале 2020 г. Филиппины заявили об одностороннем расторжении Соглашения о военных визитах 1998 года.

14

С другой стороны, неразрешённый конфликт в Южно-Китайском море, продолжающаяся милитаризация Пекином оспариваемых с Филиппинами островов и провокационные действия КНР в акватории не оставляли Дутерте другого выбора, как вновь развернуться в сторону Соединённых Штатов. В начале филиппинское руководство разрешило военным США остаться в стране ещё на 6 месяцев, а затем в июле 2021 г. после состоявшегося визита в Манилу министра обороны США Ллойда Остина было объявлено о восстановлении договора между Соединёнными Штатами и Филиппинами о присутствии в стране американских военных9. При этом продолжились обсуждения закупок ряда американских вооружений.

9. Евтодьева М. Г., Крамник И. А., Стефанович Д. В. Военно-техническое сотрудничество стран Юго-Восточной Азии / Отв. ред. Евтодьева М. Г. М.: ИМЭМО РАН, 2021. С. 87-88.
15 К окончанию каденции Дутерте американское руководство с настороженностью ожидало результата президентских выборов. Тревога оказалось напрасной: приход к власти на Филиппинах в июне 2022 г. Фердинанда Маркоса-младшего быстро придал новую динамику двусторонним отношениям с США, причём новый президент, сын авторитарного филиппинского правителя 1960–1980-гг., практически сразу взял курс на укрепление оборонного сотрудничества между Манилой и Вашингтоном. В свою очередь Соединённые Штаты были крайне заинтересованы в перезагрузке двусторонних отношений с новой президентской администрацией, увидев в Ф. Маркосе-младшем более надёжного и предсказуемого партнёра, чем Дутерте.
16

В ноябре 2022 г. с трёхдневным официальным визитом Филиппины посетила вице-президент США К. Харрис. Тогда было объявлено о выделении 66,5 млн долл. на расширение военного присутствия Соединённых Штатов на островном государстве, а сама Харрис заявляла, что американские обязательства перед Филиппинами остаются «непоколебимыми» и обе страны совместно будут «отстаивать международные нормы в Южно-Китайском море»10.

10. Kamala Harris Says US Commitment to Philippines ‘Unwavering’ // The Diplomat. 22.11.2022. Available at: >>> (accessed: 04.02.2023).
17

1 февраля 2023 г. в рамках своего азиатского турне министр обороны США Ллойд Остин прибыл с визитом на Филиппины. Он встретился с президентом Филиппин и министром национальной обороны республики. На конференции по итогам переговоров стороны отметили важность сохранения союзнических отношений, подчеркнув, что совместными силами проводится более 500 специальных операций ежегодно (помощь при стихийных бедствиях, безопасность на море, борьба с терроризмом)11. Прозвучали и ставшие дежурными фразы об общем видении развития «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». В совместном американо-филиппинском заявлении было отмечено, что страны договорились ускорить полную реализацию двустороннего Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве (Enhanced Defense Cooperation Agreement, EDCA), подписанного в 2014 г. Чуть позже прозвучало уточнение, ставшее главной новостью по итогам визита – армия США получит доступ к 4 дополнительным филиппинским военным базам в рамках заявленного расширения Соглашения, которое подписывалось на фоне резкого обострения ситуации в Южно-Китайском море и ухудшения китайско-филиппинских отношений.

11. U.S.- Philippine Alliance Strengthens as it Enters New Phase. U.S. Department of Defense. 02.02.2023. Available at: >>> (accessed: 04.02.2023).
18 Филиппинская конституция запрещает размещение на территории своей страны иностранных войск на постоянной основе, но Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве позволило Вашингтону с согласия Манилы временно строить и использовать объекты на филиппинских военных базах, заблаговременно их оснащать, производить между ними ротацию личного состава. Также США брали на себя обязательства содействовать модернизации вооружённых сил Филиппин в долгосрочной перспективе. В 2016 г. правительства двух стран согласовали первоначальный список из пяти военных баз: 
19
  • Авиабаза Антонио Баутиста (Antonio Bautista Air Base) (о. Палаван, ближайшей к спорным островам Спратли в Южно-Китайском море);
  • Авиабаза Баса (Пампанга) (Cesar Basa Air Base) (о. Лусон);
  • Аэропорт Лумбия (Cagayan de Oro) Lumbia Air Base (о. Минданао);
  • Форт Магсайсай ( Nueva Ecija ) Fort Magsaysay (крупнейшая военная база и полигон ВС Филиппин, о. Лусон);
  • Авиабаза Бенито Эбуэн (о. Себу) Mactan-Benito Ebuen Air Base (Висайские острова)12.
12. U.S., Philippines announce five military bases for EDCA // CNN Philippines. 21.03.2023. Available at: >>> (accessed: 05.02.2022).
20

Реализация Соглашения была отложена из-за юридических сложностей до 2016 г., когда Верховный суд Филиппин одобрил его. В феврале 2023 г. министры обороны двух стран не конкретизировали расположение четырёх филиппинских военных баз, разрешённых к совместной эксплуатации с ВС США, уточнив лишь, что они будут находиться в «стратегических областях». Вероятно, новые объекты связаны с базами ВМС и морской пехоты Филиппин – так, например, давно рассматривается вариант с использованием американцами Оустер-Бей (Oyster Bay) недавно построенной филиппинской военно-морской базой на острове Палаван, учитывая её близость к оспариваемым территориям в Южно-Китайском море13. Кроме того, речь может идти о базе на острове Минданао для укрепления сотрудничества в области борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на море на юге Филиппинского архипелага. Ещё одним потенциальным вариантом может стать бухта Субик-Бэй острова Лусон, где ранее уже располагалась одна из крупнейших военных баз США в Тихом океане.

13. Keck Z., The Philippines is Building a New Naval Base in South China Sea // The Diplomat. 08.10.2013. Available at: >>> (accessed: 22.06.2023).
21

В апреле 2023 г. состоялось ещё одно знаковое событие в области военного сотрудничества между двумя странами. С 11 по 28 апреля прошли крупнейшие в истории американо-филиппинские совместные учения «Баликатан-2023» (Balikatan-2023, от тагальского «плечом к плечу») в водах Южно-Китайского моря и Тайваньского пролива14. В совместных манёврах приняло участие более 17 600 военнослужащих, включая 12 200 американских и 5 400 филиппинских солдат и офицеров. Кроме того, в учениях участвовали 111 военных из Австралии. В качестве наблюдателей выступали представители 12 стран.

14. U.S., Philippines Kick off Largest-ever Balikatan Exercise as Defense, Foreign Affairs Leaders Meet in Washington // USNI News. 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 02.05.2023).
22

Проведение «Баликатан-2023» интерпретировалось как ответ на прошедшие трёхдневные учения ВМС КНР возле Тайваня (8–10 апреля 2023 г.), в ходе которых симулировались китайские удары по острову15. Основными целями американо-филиппинских манёвров стали обеспечение безопасности на море, тренировка десантных операций, а также развитие оперативной совместимости. Кроме того, отрабатывались городские и авиационные операции, учения, связанные с оказанием гуманитарной помощи, киберзащитой, борьбой с терроризмом и ликвидацией последствий стихийных бедствий. Впервые на учениях «Баликатан-2023» были проведены боевые стрельбы в море. Временная поверенная в делах посольства США на Филиппинах Хизер Вариава подчеркнула, что «проходящие учения свидетельствуют о росте нашего альянса и о том, как он продолжает развиваться для достижения наших общих целей»16.

15. China ends military drills after simulating strikes on Taiwan // The Guardian. 10.04.2023. Available at: >>>  (accessed: 02.06.2023). 16. На Филиппинах начались крупнейшие маневры с участием 12,2 тыс. военнослужащих США // ТАСС. 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 02.06.2023).
23

Начало крупнейших манёвров совпало со встречей в Вашингтоне госсекретаря США Энтони Блинкена и министра обороны Ллойда Остина с главой МИД Филиппин Энрике Манало и министром национальной обороны республики Карлито Гальвесом-младшим, на которой также обсуждалась перспектива укрепления двустороннего сотрудничества в военно-политической сфере17. Сторонами было объявлено о завершении разработки «дорожной карты» американской помощи Филиппинам в сфере безопасности в течение следующих 5–10 лет. Помощь США будет включать поставки «приоритетных оборонных платформ», включая радары, беспилотные летательные аппараты, военно-транспортные самолёты, береговые и противовоздушные системы. В соответствии с Соглашением о расширенном оборонном сотрудничестве стороны также будут нацелены на улучшение военной оперативной совместимости, устранение потенциальных гуманитарных катастроф, а кроме этого, на «решение других проблем в сфере безопасности». Западные эксперты, в том числе бывшие представители министерства обороны США, отмечают, что Соединённые Штаты рассматривают территорию Филиппин как потенциальное место размещения ракет и артиллерийских систем для противодействия возможному китайскому десантному вторжению на Тайвань18. В то же время 10 апреля президент Филиппин Ф. Маркос-младший заверил Пекин, что военные базы, используемые ВС США, не будут использоваться в наступательных действиях, подчеркнув, что новые договорённости с Вашингтоном были достигнуты исключительно для обороны страны.

17. Secretary Antony J. Blinken, Secretary of Defense Lloyd J. Austin III, Philippine Secretary of Foreign Affairs Enrique Manalo, and Philippine Senior Undersecretary and Officer in Charge of the Department of National Defense Carlito Galvez at a Joint Press Availability. U.S. Department of State. 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 02.06.2023).

18. US, Philippines Agree to Finish Security Road Map Within 10 Years // VoaNews. 11.04.2023. Available at: >>> (accessed: 02.06.2023).
24

Вашингтон – Манила – Токио: рост трёхстороннего сотрудничества

 

Отдельно стоит отметить ускоренное развитие неформального альянса США, Филиппин и Японии, которое можно наблюдать в 2023 году. В целом, идея трёхстороннего партнёрства в области безопасности между этими странами не нова, Вашингтон, Манила и Токио активно начали развивать сотрудничество с 2010-х годов. Главная причина сближения была очевидной – морская экспансия КНР в Восточно-Китайском море (где Пекин имеет территориальный спор с Японией) и Южно-Китайском море (спор с Филиппинами), уже упоминавшееся строительство Китаем баз на искусственных островах, милитаризация акваторий, включая продолжающиеся китайские операции в так называемой «серой зоне» против Филиппин и Японии. Также особую тревогу у трёх стран вызывает возможный широкомасштабный конфликт с участием КНР вокруг Тайваня.

25

Эти процессы подтолкнули Вашингтон и Токио к наращиванию военного присутствия в регионе, проведению военно-морских учений, а также инициировали заходы кораблей в порты дружеских стран Юго-Восточной Азии. В последние годы США и Япония усилили своё сотрудничество с Филиппинами, одними из главных китайских оппонентов в ЮКМ, что привело к созданию неформального трёхстороннего сообщества. Подобная форма сотрудничества также рассматривается в рамках американской концепции «Оси и спиц» с главенствующей и связующей ролью Вашингтона в противовес росту Китая19. Примеров подобных неформальных трёхсторонних альянсов во главе с Соединёнными Штатами в АТР немало: трёхсторонний диалог по вопросам безопасности между США, Южной Кореей и Японией, который сформировался в ответ на милитаристскую угрозу со стороны КНДР; тесные отношения США и Японии вместе с Австралией для обеспечения безопасности в западной части Тихого океана; а теперь и совместные усилия Японии и США по укреплению военно-морского потенциала Филиппин в Южно-Китайском море.

19. Cruz de Castro R. The US-Japan-Philippines triad: Part of the US's trilateral security networks around China // Think China. 21.02.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).
26

Токио также активно участвует в модернизации филиппинской армии и флота. В своих ключевых оборонных документах, обновлённых в декабре 2022 г., Япония изложила планы по созданию новой программы предоставления помощи странам-партнёрам. Экономическая часть помощи будет включать пакет поддержки от государственного и частного секторов Японии на сумму 600 млрд иен ($4,6 млрд) в течение двух лет (до марта 2024 года)20. Отмечается, что Филиппины станут первой страной-получателем японской помощи в рамках нового формата, как путём предоставления от Токио финансовых средств, так и оборонных технологий и содействия в улучшении инфраструктуры аэропортов и морских портов, которые используются местными вооружёнными силами21. Так, рассматривается возможность предоставления Маниле новых радарных систем, которые помогут с отслеживанием действий Китая в ЮКМ22. Стороны также готовятся к заключению так называемого Соглашения о взаимном доступе (Reciprocal Access Agreement), документу, который упростит проведение совместных учений и визитов вооружённых сил в страны друг друга.

20. Japan, Philippines to boost economic, security ties amid China rise // Kyoda News. 09.02.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).

21. Japan eyes Philippines as first recipient of security grant // Nikkei Asia. 09.02.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).

22. От нашего ствола вашему: как Япония меняет формат военной помощи партнёрам // Известия. 06.04.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).
27

С 1 по 7 июня 2023 г. США, Филиппины и Япония провели первые в истории трёх стран учения сил Береговой охраны. Учения прошли в водах Южно-Китайского моря, близ филиппинского города Маривелес, провинция Батаан. Корабли береговых охран трёх стран выполняли учебные задачи по связи и маневрированию, развитию навыков в сфере обеспечения соблюдения международного морского права и отработки действий при проведении поисково-спасательных работ23.

23. «Элемент стратегии по давлению на Китай»: США, Филиппины и Япония начинают трёхсторонние военно-морские учения // RT. 01.06.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).
28

Очевидно, что дальнейшее развитие формата трёхстороннего сотрудничества может привести к вероятному увеличению масштаба совместных учений или операций по защите свободы судоходства в спорных акваториях. Подобные мысли уже высказываются на официальном уровне. В июне 2023 г. помощник министра обороны США по вопросам безопасности Индо-Тихоокеанского региона Эли Ратнер заявил, что американо-филиппинский союз рассматривается Вашингтоном как равный альянсам США с Австралией, Южной Кореей и Японией24. Ратнер также подчеркнул, что попытки Китая вбить клин между Соединёнными Штатами и Филиппинами «не работают», а возврат к более тесным двусторонним связям в области безопасности предусматривает расширение военных учений и поддержку Соглашения о военных визитах, как основу американо-филиппинского альянса.

24. Pentagon Official Emphasizes Washington’s Ties to the Philippines // USNI News. 09.06.2023. Available at: >>> (accessed: 29.06.2023).
29

Заключение

 

Несмотря на все трудности в отношениях между США и Филиппинами при президентстве Родриго Дутерте, двум странам удалось достаточно быстро восстановить сотрудничество при новоизбранном филиппинском президенте Ф. Маркосе-младшем. Курс Манилы на стратегическое партнёрство с Вашингтоном сохраняется. Основа американо-филиппинского сотрудничества – Договор о взаимной обороне 1951 г. остаётся незыблемым даже в сложные периоды двусторонних отношений. Филиппинское политическое руководство прагматично осознаёт, что в условиях нарастания напряжённости в Южно-Китайском море и имея несопоставимый с Пекином военный потенциал, союзнический альянс с Вашингтоном остаётся единственным противовесом КНР и гарантией безопасности для Манилы. Кроме того, увеличение американского военного присутствия на Филиппинах в рамках Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве также соответствует общей стратегии США на сдерживание Китая в АТР.

30 Трансформация американо-филиппинских отношений в сфере безопасности открывает и новые форматы взаимодействия, в первую очередь многосторонние, с подключением к ним Японии. В дальнейшей перспективе вероятно присоединение Филиппин к операциям по защите свободы судоходства, проводимым ВМС США в отношении КНР в акватории Южно-Китайского моря, частота и масштабы которых в водах ЮКМ и Тайваньского пролива планомерно увеличиваются со времён президентства Дональда Трампа.
31 В рамках трансформации двустороннего альянса происходит укрепление сотрудничества в других сферах, включая поддержку здравоохранения, борьбу с пандемией ковид-19, бедностью, терроризмом и сепаратизмом на юге страны, наркоторговлей.
32 При этом стоит помнить, что Филиппины по-прежнему тесно связаны экономически с Китаем, своим крупнейшим торговым партнёром и одним из главных иностранных инвесторов в свою экономику. Это означает, что, несмотря на более тесные связи с Вашингтоном, Манила всячески постарается избежать излишнего антагонизма по отношению к Пекину.

References

1. Transtikhookeanskaya bezopasnost': ierarkhiya sily i otvetstvennosti / Otv. red.: V. Mikheev, V. Shvydko. M.: IMEhMO RAN, 2016. S. 16

2. Volodin A. G., Rogozhina N.G. Indo-Tikhookeanskij region: kontseptsiya D. Trampa. Fenomen Trampa: monografiya / pod red. A. V. Kuznetsova; In-t nauch. inform. po obschestv. naukam. Moskva: INION, 2020. S. 579.

3. Solomentseva A. «Kitajskij vopros» v otnosheniyakh SShA s soyuznikami // Mezhdunarodnye protsessy. Tom 14, №3, 2016. S. 118.

4. Bogaturov A. D. Velikie derzhavy na Tikhom okeane. Istoriya i teoriya mezhdunarodnykh otnoshenij v Vostochnoj Azii posle vtoroj mirovoj vojny (1945–1995). M.: Konvert - MONF, 1997. S.211.

5. Panarina D. S. Politika SShA na Filippinakh na sovremennom ehtape: za i protiv // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. Vypusk XXIX. № 29, 2015. S.166.

6. Batyuk V.I. Amerikanskaya voennaya politika v ATR: problema konfliktov nizkoj intensivnosti. Konflikty nizkoj intensivnosti v amerikanskoj voenno-politicheskoj strategii v nachale XXI veka / Pod red. V.I. Batyuka; Institut SShA i Kanady RAN. M.: Izdatel'stvo “Ves' Mir”, 2018. S. 140.

7. Statement of Admiral Harry B. Harris jr., U.S. Navy Commander, U.S. Pacific Command before the Senate Armed Services Committee on U.S. Pacific Command Posture 23 feb. 2016. P. 1–5.

8. Gudev P.A. Konfliktnaya situatsiya v Yuzhno-Kitajskom more: Moskovsko-Pekinskaya os'? // Puti k miru i bezopasnosti. № 2(51) 2016. S. 148.

9. Evtod'eva M. G., Kramnik I. A., Stefanovich D. V. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo stran Yugo-Vostochnoj Azii / Otv. red. Evtod'eva M. G. M.: IMEhMO RAN, 2021. S. 87-88.

10. Kamala Harris Says US Commitment to Philippines ‘Unwavering’ // The Diplomat. 22.11.2022. Available at: https://thediplomat.com/2022/11/kamala-harris-says-us-commitment-to-philippines-unwavering/ (accessed: 04.02.2023).

11. U.S.- Philippine Alliance Strengthens as it Enters New Phase. U.S. Department of Defense. 02.02.2023. Available at: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3286055/us-philippine-alliance-strengthens-as-it-enters-new-phase/ (accessed: 04.02.2023).

12. U.S., Philippines announce five military bases for EDCA // CNN Philippines. 21.03.2023. Available at: https://www.cnnphilippines.com/news/2016/03/19/edca-bases-philippines-us.html (accessed: 05.02.2022).

13. Keck Z., The Philippines is Building a New Naval Base in South China Sea // The Diplomat. 08.10.2013. Available at: https://thediplomat.com/2013/10/the-philippines-is-building-a-new-naval-base-in-south-china-sea/ (accessed: 22.06.2023).

14. U.S., Philippines Kick off Largest-ever Balikatan Exercise as Defense, Foreign Affairs Leaders Meet in Washington // USNI News. 11.04.2023. Available at: https://news.usni.org/2023/04/11/u-s-philippines-kick-off-largest-ever-balikatan-exercise-as-defense-foreign-affairs-leaders-meet-in-washington (accessed: 02.05.2023).

15. China ends military drills after simulating strikes on Taiwan // The Guardian. 10.04.2023. Available at: https://amp.theguardian.com/world/2023/apr/10/china-simulates-strikes-on-taiwan-from-aircraft-carriers-as-drills-enter-third-day (accessed: 02.06.2023).

16. Na Filippinakh nachalis' krupnejshie manevry s uchastiem 12,2 tys. voennosluzhaschikh SShA // TASS. 11.04.2023. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17493143 (accessed: 02.06.2023).

17. Secretary Antony J. Blinken, Secretary of Defense Lloyd J. Austin III, Philippine Secretary of Foreign Affairs Enrique Manalo, and Philippine Senior Undersecretary and Officer in Charge of the Department of National Defense Carlito Galvez at a Joint Press Availability. U.S. Department of State. 11.04.2023. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-secretary-of-defense-lloyd-j-austin-iii-philippine-secretary-of-foreign-affairs-enrique-manalo-and-philippine-senior-undersecretary-and-officer-in-charge-of-the-departm/ (accessed: 02.06.2023).

18. US, Philippines Agree to Finish Security Road Map Within 10 Years // VoaNews. 11.04.2023. Available at: https://www.voanews.com/a/us-philippines-agree-to-finish-security-road-map-within-10-years/7046637.html (accessed: 02.06.2023).

19. Cruz de Castro R. The US-Japan-Philippines triad: Part of the US's trilateral security networks around China // Think China. 21.02.2023. Available at: https://www.thinkchina.sg/us-japan-philippines-triad-part-uss-trilateral-security-networks-around-china (accessed: 29.06.2023).

20. Japan, Philippines to boost economic, security ties amid China rise // Kyoda News. 09.02.2023. Available at: https://english.kyodonews.net/news/2023/02/c58ba722a1bd-philippines-marcos-in-japan-for-talks-with-pm-kishida.html (accessed: 29.06.2023).

21. Japan eyes Philippines as first recipient of security grant // Nikkei Asia. 09.02.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Japan-eyes-Philippines-as-first-recipient-of-security-grant (accessed: 29.06.2023).

22. Ot nashego stvola vashemu: kak Yaponiya menyaet format voennoj pomoschi partnyoram // Izvestiya. 06.04.2023. Available at: https://iz.ru/1494005/nataliia-portiakova/ot-nashego-stvola-vashemu-kak-iaponiia-meniaet-format-voennoi-pomoshchi-partneram (accessed: 29.06.2023).

23. «Ehlement strategii po davleniyu na Kitaj»: SShA, Filippiny i Yaponiya nachinayut tryokhstoronnie voenno-morskie ucheniya // RT. 01.06.2023. Available at: https://russian.rt.com/world/article/1156054-ucheniya-filippiny-yaponiya-ssha (accessed: 29.06.2023).

24. Pentagon Official Emphasizes Washington’s Ties to the Philippines // USNI News. 09.06.2023. Available at: https://news.usni.org/2023/06/09/pentagon-official-emphasizes-washingtons-ties-to-the-philippines (accessed: 29.06.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate