Films as pedagogical tools: Cinema and the Teaching of History in the USA
Table of contents
Share
QR
Metrics
Films as pedagogical tools: Cinema and the Teaching of History in the USA
Annotation
PII
S207054760026353-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Khalilov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for the U.S. and Canada Studies Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article explores the historical and educational value of cinematic works drawing on the experience of the United States. The specific abilities of cinema to influence the audience in unique ways, to distribute certain information, and to develop skills of critical and historical thinking have turned it, at least potentially, into a powerful pedagogical tool. However, in the process of practical realization of this potential in educational institutions, many obstacles and challenges arise, depriving films of a significant portion of their pedagogical efficacy. By examining a number of films used in American schools, the author demonstrates how they can serve as effective and authentic pedagogical instruments, while also highlighting the issues that emerge when motion pictures are deployed as tools for learning and education.

Keywords
US culture, Hollywood, pedagogy, history
Received
17.05.2023
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
12
Views
311
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Интерес к кинематографу как к составляющей педагогического инструментария не является новым феноменом. Например, в СССР кинопроектор стал обязательной частью инвентаря учебных заведений с 1970-х годов. Однако низкий уровень технического оснащения, трудности в эксплуатации, консервативность и известная ригидность педагогического персонала, включая опасения учителей встретиться с упрёками в том, что они просто «развлекают» учащихся, отодвинули внедрение аудиовизуальной культуры и воспитания средствами кино на десятилетия1.

1. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Directmedia, 2014, p. 103.
2

Использование фильмов в классной комнате начало возрастать с развитием новых технологий, таких как видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, и со временем они прочно закрепились в качестве одного из наиболее часто задействуемых образовательных средств, в первую очередь в США2.

2. Wagner, David-Alexandre. Teachers’ Use of Film in the History Classroom: A Survey of 19 High School Teachers in Norway. Nordidactica – Journal of Humanities and Social Science Education, 2018:1. электронный ресурс: >>> accessed: 05.05.2023.
3 Произошло это во многом вследствие резкого ускорения цифровой революции с 1990-х годов, благодаря которой серьёзно облегчился доступ к аудиовизуальным ресурсам, а также возросла их популярность среди населения, особенно молодёжи. Исторические фильмы показали себя в качестве особенно востребованных и влиятельных в формировании представлений о прошлом, а также развитии исторического мышления среди учащихся.
4

Отношение к фильмам в контексте сферы исторического познания продолжает оставаться неоднозначным: одни исследователи рассматривают их в качестве ценных и специфичных исторических источников, вносящих существенный вклад в индивидуальные и коллективные воспоминания о прошлом, а также как «исторических агентов», непосредственно участвующих в творении истории и мифотворчестве. Исторические фильмы признаются ими как символические и полисемические реконструкции прошлого, не только репродуцирующие, но также конструирующие реальность, одновременно отражающие, интерпретирующие и формирующие её3.

3. Polenghi, Simonnetta. Film as a source for historical enquiry in education. Research methods and a case study: film adaptations of Pinocchio and their reception in Italy. Educació i Història: Revista d’Història de l’Educació Núm. 31 (gener-juny, 2018), pàg. 89-111. электронный источник: >>> accessed: 05.05. 2023.
5 Остаётся, однако, и значительная доля тех, кто упрекает фильмы в искажении, упрощении, редукции, тривиализации и «вульгаризации» истории, создающими и распространяющими ложные представления о прошлом среди широких кругов аудитории. Апеллируя во многом не столько к логико-рациональным процессам, сколько к эмоциональной стороне натуры и бессознательным побуждениям, фильмы, по мнению их критиков, способны оказывать негативный эффект на впечатлительную публику, особенно явственный в случае детской и подростковой аудитории.
6

Общие принципы использования фильмов как обучающих материалов

7

Общие принципы использования фильмов как обучающих материалов

 

При использовании фильмов как источников ключевую роль безусловно играет время их создания – в частности, господствующие в этот временной отрезок общественные нормы и нарративы. Сравнения изображений отдельных событий и групп в разные десятилетия позволяют проследить преемственность и перемены, способствуя таким образом развитию исторического мышления. Немаловажным является обращение внимания на цели, взгляды и идейные пристрастия авторов фильма, выяснение окружавших процесс создания и выпуска произведения обстоятельств, направленность и отношение аудитории etc.

8 Обязательным является также обращение к другим, более надёжным, источникам – учебникам, монографиям, фотографиям и т.д., представляя фильм как лишь часть исторической головоломки. Благодаря подобной стратегии учащиеся могут сами поучаствовать в создании и изучении истории; в процессе же сравнительного анализа бросается вызов их представлениям о достоверности отдельных источников, трактовок и интерпретаций.
9 Историко-образовательный анализ кинопродукции предусматривает как количественную (например, сколько фильмов на ту или иную историческую тематику было выпущено в разные годы), так и качественную (содержание) оценку материала. При анализе содержания особую важность приобретает не столько внешний слой (место и время действия, повествовательная структура, мотивы персонажей, лежащий на поверхности посыл и т.д.), сколько проникновение и понимание внутренних механизмов, задействованных при производстве картины. Другими словами, исследование не только показанного, но и того, что остаётся за кадром. Это, в частности, период создания, господствующие нормы, идеологические установки и характерные черты менталитета эпохи, в которую были сняты фильмы, выявление несоответствия между изображаемой и фактической реальностью, методы и приёмы манипулирования сознанием и симпатиями зрителя.
10 Для профессиональных историков историческая достоверность является едва ли не главным препятствием для использования фильмов в образовательном процессе. Создатели фильмов склонны предпочитать художественные аспекты в ущерб историческим, не стесняясь жертвовать фактической аккуратностью ради эстетики и творчества. Они также склонны к тенденциозности и драматизации, утверждают скептики.
11

Использование аудиовизуальных материалов в системе образование имеет и другие нюансы. Прежде всего, это проблема удержания внимания учеников. Как показывает практика, в сознании учащихся урок с демонстрацией подобных материалов это всё ещё не «настоящий» урок. Если фильм развлекательный, например, художественный, ученики воспринимают его легкомысленно, если серьёзный документальный, то быстро утрачивают концентрацию. Фильмы способны как стимулировать тягу к углублению познаний (включая чтение), так, по причине своей эффективности и убедительности, и блокировать потребность в дальнейших размышлениях и осмыслениях4. При всех отмечаемых достоинствах, фильмы продолжают рассматриваться в качестве неравноценной замены книгам – по мнению преподавателей, они снижают лингвистическую и читательскую компетентность.

4. Rabb, Theodore K. The Uses of Film in the Teaching of History: Results of a National Workshop. Perspective of History, Mar 1, 1997. электронный ресурс >>> accessed: 21.04.2023.
12

Эмпирические данные также показывают, что фильмы чаще используются для внесения разнообразия в программу, развития эмпатии и закрепления материала, почерпнутого на уроках и из учебников, нежели развития навыков критического и исторического мышления высокого порядка - визуализации прошлого, способности к анализу, синтезу и критическому осмыслению информации, умению разделять первичные и вторичные источники, рассуждать на спорные темы, исследовать различные интерпретации etc. [мы принципиально не станем рассматривать случаи злоупотребления, когда учителя используют фильмы как стратегию управления классом, способ решения проблем с планированием уроков и прочие попытки скрыть собственную некомпетентность]5.

5. Wagner. Ibid. p. 24.
13

Тем не менее, с учётом повсеместной распространённости аудиовизуальных источников - значительную часть исторической информации дети черпают вне школы из телевизионных программ, фильмов и даже видеоигр – роль учителя в выработке исторической грамотности и критического отношения к историческим репрезентациям в культурных продуктах становится ключевой6.

6. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. More Than "Showing What Happened": Exploring the Potential of Teaching History with Film. The High School Journal. 93, 2010. pp. 83-90. электронный ресурс >>> accessed 12.05.2023.
14

Использование фильмов как педагогических инструментов: американский опыт

 

Как показывают отдельные исследования, Соединённые Штаты являются едва ли не единственной страной, где на исторических уроках чаще используются художественные фильмы чем документальные7. На первый взгляд это выглядит парадоксальным – начиная с продолжительности полнометражных голливудских фильмов, которые очевидным образом не вмещаются в отведённый академический час, и заканчивая (не всегда оправданной, как мы продемонстрируем ниже) репутацией документальных фильмов как более исторически достоверных. Однако помимо являющейся притчей во языцех любви американцев к героизации и мифотворчеству, у этого феномена есть и другие объяснения.

7. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Tinsel town as a teacher: Hollywood film in the high school classroom. The History Teacher, 40(3), 2007, pp. 303-330.
15

В первую очередь это констатация повсеместной распространенности художественных фильмов на историческую тематику. Драматические версии прошлого, особенно с кинозвёздами в ролях исторических персонажей и красочными сценами из минувших лет, оказывают значительное воздействие на зрителя, формируя представления у миллионов людей. По замечанию исследователя Роберта Топлина, «фильмы успешно соревнуются со школьным учителем, профессором колледжа и автором исторических книг»8.

8. Toplin, Robert Brent. History by Hollywood: the use and abuse of the American past. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1996. p.ix.
16

Исследователи кинематографа, а за ними и учащиеся, чаще всего фокусируют своё внимание на анализе фильмов с целью получения представления о меняющихся интересах предыдущих поколений; воспринимают фильмы как зеркало отражающее установки и озабоченности создателей и аудитории; рассматривают их как «колодцы» и «слепки» коллективного сознательного (и бессознательного); изучают роль фильмов как «инфлюенсеров» общественного мнения и инструментов пропаганды; прослеживают влияние на киноиндустрию государственных структур и общественных организаций через цензуру и преследования. Киноведы в свою очередь подходят к теме через призму многочисленных отвлечённых концепций – теории авторского кино, семиотики (попытка трактовать кинематограф как знаковую систему), психоанализа, гендерных исследований и феминизма, марксизма и т.д. К этой же категории относятся и исследования роли кинематографа в качестве интерпретатора и популярного проводника исторических интерпретаций.

17

Споры о способах воссоздания кинематографом американского прошлого, начавшиеся ещё на заре развития этой разновидности развлечения, не утихают до сей поры. Со времён «Рождения нации»/Birth of a Nation (1915) Д.У. Гриффита – этой откровенно предубеждённой саги времён Гражданской войны и Реконструкции, историки, киноведы и зрители критикуют кино за те или иные аспекты художественных репрезентаций истории. В последние десятилетия это чаще всего упрощённые, преимущественно левые взгляды в изображении героев и событий и искажение исторической правды для продвижения собственной повестки, но также «побелка» (whitewashing) истории как отказ от признания вклада меньшинств в американскую жизнь.

18

Голливудские эпосы и проблемы достоверности

 

Уникальной и специфичной для кино характерной чертой является его способность визуальными средствами «вернуть к жизни» определённый исторический период, что делает их особенно ценными для преподавателей истории. Несколько лет тому назад исследователи Алан Маркус и Джереми Стоддард эмпирическим методом попытались выяснить наиболее популярные исторические фильмы в американских классных комнатах. Первую шестёрку по популярности составили голливудские эпосы: «Слава»/Glory (1989) режиссёра Эдварда Цвика, «Амистад»/Amistad (1997) Стивена Спилберга, «Список Шиндлера»/Shindler’s List (1993) Стивена Спилберга, «Спасение рядового Райана»/Saving Private Ryan (1998) Стивена Спилберга, «На Западном фронте без перемен»/All Quiet on the Western Front (1930) Льюиса Майлстоуна и «Танцы с волками»/Dancing with Wolves (1990) Кевина Костнера.

19

Как видим, это впечатляющие, как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения, эмоционально насыщенные, кинополотна, рисующие масштабную картину знаковых периодов американской истории.

20

Важной объединяющей темой являются человеческие страдания, в частности угнетение и борьбу с ним маргинализированных групп – афроамериканцев, индейцев и евреев. В «Славе» это трудности и лишения чёрных солдат во время Гражданской войны; в «Амистаде» – жестокость транспортировки «живых товаров» во времена трансатлантической работорговли; в «Списке Шиндлера» – ужасы Холокоста; в «Спасении рядового Района» и «На Западном фронте» – чудовищность войны, на примере Второй и Первой мировой; в «Танцах с волками» – несправедливое обращение с коренными американцами со стороны белых колонизаторов.

21

За редкими исключениями подобные фильмы относятся к категории голливудских блокбастеров – высокобюджетных постановок, рассчитанных на максимально широкую аудиторию и извлечение прибыли в прокате. Это вынуждает создателей к максимальной драматизации, романтизации, а также изменению и искажению исторических фактов (особенно если эти факты неудобны, не политически корректны и не вписываются в привычные нарративы). Наиболее популярные фильмы, таким образом, оказываются одними из наименее исторически достоверных.

22

Так, в «Славе» одной из самых эмоционально заряжённых сцен является порка чернокожего солдата белым офицером за самовольное оставление взвода (он отправился на поиски обуви для своих сослуживцев). Историки не преминули заметить, однако, 54-й Массачусетский пехотный добровольческий полк был хорошо экипирован, а избиения плетьми были запрещены в Армии Союза в то время9.

9. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Ibid, p.1.
23

«Амистад», помимо огромного числа анахронизмов и полностью вымышленных сцен, представляет крайне обманчивую версию событий, вводящую в заблуждение относительно исторической важности случая, о котором рассказывает («Соединённые Штаты против Шхуны ˝Амистад˝»/United States v. The Amistad, 1841), попутно подслащая и приукрашивая отношения между американской судебной властью и аболиционизмом. Фильм создаёт устойчивое впечатление, что Верховный суд был убеждён призывами к отмене рабства в пользу естественных прав человека, совершив таким образом значительный шаг в сторону его аболиции. В действительности, однако, дело касалось трансатлантической работорговли (к тому времени уже запрещенной) и никак не затрагивало рабство как внутренний институт. Зеркальным отражением, а также интересной параллелью, случая с «Амистадом» стал произошедший в том же году бунт на бриге «Креол», когда группа рабов, перевозившихся из Вирджинии в Луизиану, захватили судно и отправились на Багамы, британскую колонию, где рабство было отменено. Южане были возмущены «утратой имущества», и последующие 15 лет американские госсекретари безуспешно требовали от британских властей возвращения рабов как убийц и как «признанной собственности» граждан США10.

10. Foner, Eric. The Amistad Case in Fact and Film. электронный источник: >>> accessed 11.05.2023.
24

Не только суды не стояли на передовой борьбы за освобождение рабов, но чаще выступали в качестве главных защитников рабства. Большинство верховных судей, рассматривавших дело «Амистада», включая председателя Роберта Брука Тони, продолжали оставаться на скамье и в то время, когда было вынесено одно из самых противоречивых и скандальных («позорных», по распространённому убеждению) решений – «Дредд Скотт против Сэндфорда»/Dred Scott v. Sandford, 1857, отказавшее чёрным в праве считаться гражданами и утверждавшее их полную зависимость от своих хозяев.

25

При всё при этом «Амистад» был рекомендован к показу в школах США среди материалов по изучению рабства. В сопроводительном пособии учащимся, например, рекомендовалось узнавать об аболиционизме через вымышленного героя фильма Теодора Джоудсона (актёр Морган Фриман) – собирательного образа афроамериканских борцов за расовую справедливость на предвоенном Юге – нежели посредством знакомства с реальными историческими фигурами, стирая таким образом грань между вымыслом и реальностью. Пособие заканчивалось цитатой из продюсера «Амистада» Дебби Аллен, обвиняющей профессиональных историков в «подавлении и замалчивании подлинной истории афроамериканцев и рабства» – при том, что ни одна тема не удостаивается ныне такого внимания исследователей в США, и не один американский учебник по истории не обходится без пространных описаний рабства, где подчёркиваются жестокость системы и героизм борцов с ним.

26

Это не означает, однако, что «Амистад», как и другие голливудские блокбастеры, не несёт никакой историко-образовательной ценности: его вполне можно использовать для создания портрета эпохи, погружения в её атмосферу, обсуждения проблем, предшествовавших Гражданской войне (например, работорговля и определение «собственности») и более широких вопросов о правосудии, власти и политических бурях своего времени. Как отмечает историк Роберт Розенстоун, «голливудские исторические фильмы всегда будут включать образы, являющиеся вымышленными и правдивыми одновременно; правдивыми в том смысле, что символизируют, сжимают или обобщают значительные объёмы данных; правдивые в том, что доносят общий смысл прошлого, которое может быть верифицировано, задокументировано или разумно обосновано/резонно оспорено»11.

11. Rosenstone, Robert A. JFK: Historical Fact / Historical Film. The Films of Oliver Stone. Ed. Don Kunz. Lanham: Scarecrow Press, Inc., 1997. p.509.
27

Сравнивая с серьёзными книжными источниками и указывая на исторические неточности художественных изображений, можно выработать у учащихся скептическое отношение к вымышленным повествованиям и предостеречь от их некритического восприятия в будущем. Кроме того, фильмы могут стать прекрасным первым шагом для углубления в тематику.

28

Обращает на себя внимание, что американские преподаватели предпочитают задействовать фильмы, выпущенные за последние тридцать лет – как более соответствующие современному восприятию12. В то же время часто используются и более «древние», на взгляд современного зрителя «устаревшие», картины – в основном для выявления норм, ценностей, установок и взглядов эпохи своего создания. Среди них, например, подростковая драма «Бунтарь без причины»/Rebel Without a Cause (1955), рисующая послевоенный конфликт поколений, моральный упадок молодёжи, жёсткость родительского воспитания и удушающую ригидность жизни в пригороде потребительской Америки 1950-х13. Или остросатирический фильм режиссёра Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»/Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964), снятый в разгар холодной войны и отражавший страхи перед гонкой вооружений и ядерным конфликтом между США и СССР14.

12. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. Ibid.

13. GCSE Film Studies. Southchurch High School. Rebel Without a Cause revision guide/Study Booklet. электронный ресурс >>> accessed: 12.05.2023.

14. Lowery, J. Vincent. Lesson Plan - Dr. Strangelove. Электронный источник: >>> accessed 12.05.2023.
29

Настоящие проблемы начинаются, однако, когда преподаватели задействуют актуальные произведения «на злобу дня».

30

Случай «Фаренгейта 9/11» и проблема политической пристрастности

 

В 2007 году руководство школьного округа Бомонт, Техас, после многочисленных жалоб родителей наложило временный запрет на показ в своих школах фильма «Фаренгейт 9/11»/Fahrenheit 9/11 провокационного документалиста Майкла Мура по причине его политической пристрастности (а также рейтинга «только для взрослых»). Фильм являлся обличением действий администрации Джорджа Буша-младшего после известных трагических событий, включая её предполагаемые финансовые связи с Саудовской Аравией и семейством бен Ладена. В традиционно «красном», республиканском Техасе подобная демонстрация являлась откровенным вызовом со стороны (внештатного) педагога, поскольку в консервативных кругах его творчество всегда клеймилось как ангажированная и тенденциозная левая пропаганда.

31

Случай отнюдь не стал единичным – ряд учителей по всей стране, включая Северную Каролину, Флориду и Теннесси, получили выговоры, были временно отстранены от занятий или лишились своих позиций за нарушение школьного устава о сохранении политической нейтральности во время выборов, либо под предлогом запрета на демонстрацию материалов с рейтингом R без предварительного согласия родителей15.

15. Rieger, Christy. Teaching the Theatre of Argument in Fahrenheit 9/11. Journal of Dramatic Theory and Criticism, fall 2005, p. 113 электронный ресурс >>> accessed 09.05.2023.
32

Сам творец не скрывал, что выпускал фильм накануне очередных президентских выборов с целью сместить с должности неугодного ему инкумбента, а во время тура в поддержку призывал учителей по всей стране демонстрировать фильм тинейджерам как «будущим жертвам войны в Ираке»16. Накануне выпуска на DVD Мур пошёл ещё дальше и опубликовал на своём сайте пособие для учителей по использованию своего творения на уроках, включавшим провокационные и наводящие вопросы для обсуждения в классе (например, «какие шаги должна предпринять американская администрация для борьбы с терроризмом и окончания войны в Ираке?»).

16. Dahlgren, Robert L. Fahrenheit 9/11 in the classroom. Teacher Education Quarterly, Winter 2009. электронный ресурс >>> accessed 09.05.2023.
33

Наконец, дополнительного масла в огонь подлило решение Национальной ассоциации образования (крупнейшей профсоюзной ассоциации США) поддержать фильм его демонстрацией на своей ежегодной конференции.

34

Случай с «Фаренгейтом 9/11» наглядно высветил несколько проблем. В прогрессивных кругах любой подобный запрет рассматривается как покушение на священный принцип академической свободы. В то же время политическая пристрастность педагогов оказывает прямое влияние на школьную программу. Документальные фильмы не только не более достоверны чем художественные, но зачастую являются откровенной агитацией. По мере углубления политической поляризации и разделения населения США на два непримиримых лагеря возрастает и опасность недобросовестного использования фильмов в школьной программе. Американские школы превратились в площадку так называемых «гуманитарных войн» (The Social Studies Wars) – между реакционными правыми (преимущественно родителями) и «прогрессивными» левыми (педагогами-активистами, отстаивающими собственные понятия о социальной справедливости). В то же время случай с «Фаренгейтом» является классическим образцом «сфабрикованного кризиса» – временным публичным возмущением, преходящим столь же быстро сколь возникающим, только чтобы быть замещённым другим поводом для оживлённых дискуссий.

35

При разумном обращении, однако, даже такие образцы агитации и пропаганды, как фильмы Мура, способны иметь познавательную и образовательную ценность. В рамках возможностей учителя, например, сопроводить показ описанием – или обратиться к учащимся с просьбой о воссоздании – более широкого контекста, культурного и политического: что хотел сказать автор, какие цели он преследовал и методы задействовал, какими доказательствами сопровождал свои утверждения и притязания на истинность etc. Прежде всего стоит определиться с жанровой принадлежностью – несмотря на формально документальный формат, фильмы Мура несут значительную долю сатиры с сопутствующей ей сарказмом, гротеском и гиперболой (учитывая личностный характер выпадов можно обнаружить также признаки памфлета и даже пасквиля). Визуальная подача также весьма характерна: открывающие кадры демонстрируют аудитории процесс «груминга» (персонального ухода) членов администрации Буша (президента, советника по безопасности Кондолизы Райс, госсекретаря Колина Пауэлла) перед телевизионными интервью – макияжа, укладки волос, подходящего освещения, с целью скрытия их физических недостатков. Цель автора не менее очевидна – создать у зрителя впечатление искусственности, некомпетентности, бессердечности и кронизма.

36

Показательно и отношение массовой аудитории: учитывая известные, ни для кого не секретные политические пристрастия Мура, его творчество является по сути «проповедью уже обращённым», что показывали статистические данные: фильм смотрели преимущественно сторонники Демократической партии и скептически настроенные «независимые», в то время как две трети республиканцев высказали категорическое нежелание соприкосновения с одиозным в их представлении опусом17.

17. Rieger, ibid, p. 116.
37

Аргументация Мура, или скорее методы её донесения, при ближайшем рассмотрении не выдерживает сколь-нибудь критического взгляда. Так, Мур активно задействует монтаж, вырывание высказываний из контекста, «обрамление» (framing) доказательств и прочие неэтичные правила цитирования для поддержания своей точки зрения. Преподаватель литературы и английского языка частного католического Университета Мерсихерста Кристина Ригер охарактеризовала «Фаренгейт» как «театр аргументации», отмечая его перформативный, постановочный характер.

38

При всех своих очевидных недостатках в этических, легальных и аргументационных аспектах, нарочито провокационные фильмы Мура значительно менее коварны, чем классические документальные фильмы, презентующие теми же средствами – в первую очередь посредством избирательного подбора представляемого на усмотрение зрителя материала, через сценарий, монтаж, выбор событий и героев, а также озвучания, закадрового повествования и музыкального сопровождения – свою версию иллюзии, выдаваемой за реальность.

39

Заключение

 

В своих энцикликах 1920-х годов папа Римский Пий XI неоднократно затрагивал тему кинематографа, особенно отмечая его важность для образования. Предупреждая об опасностях крушения моральных и религиозных установок и способности новых средств развлечения «пробуждать порочные страсти», особенно среди неопытной молодёжи, Папа тем не менее видел огромные перспективы кино как эффективного инструмента и ценного вспомогательного средства в сфере воспитания и образования, в том случае, если оно будет движимо не жаждой наживы, а «здравыми принципами»18.

18. Divini Illius Magistri on Christian Education. Pope Pius XI, 1929 электронный ресурс: >>> accessed: 06.05.2023.
40

Среди прочего Папа отмечал способность кинематографа к внедрению лучшего знания истории и красот родного отечества и других стран, выработке понимания между нациями, социальными классами и расами, отстаиванию дела справедливости и вклада в развитие справедливого мирового порядка19.

19. Encyclical Letter of Pope Pius Xi on The Motion Picture - Vigilanti Cura. Pope Pius XI, 1930. электронный ресурс: >>> accessed: 06.05.2023.
41

Несмотря на то что с тех пор место религии занял секуляризм, цели использования кинематографа в образовании по большому счёту остаются прежними – внедрять, поучать, прививать. В лучшем случае фильмы используются для иллюстрации, конкретизации и расширения представлений о конкретных эпохах и событиях.

42

Чтобы фильмы служили действительно эффектными инструментами познания, преподавателям необходимо «проходить дополнительную милю», обучая учеников и студентов навыкам критического и исторического мышления высокого порядка – пониманию, применению, анализу, синтезу и оценке; умению обращаться с источниками – сравнивать, анализировать, цитировать, атрибутировать, сопоставлять; осмыслению интерпретаций и альтернативных прочтений истории; а также способностям к аргументации. Таким образом, ключевым для формирования знаний об исторических событиях и проблемах, а также выработки умений и навыков критической «медиаграмотности» является системный анализ кинопродукции, в том числе через дискуссии, обсуждения и письменные изложения. Существующий в США огромный массив учебно-методических пособий по преподаванию фильмов в классе позволяет успешно решать эти задачи, но практическая реализация напрямую зависит от добросовестности, заинтересованности и квалифицированности педагогов.

References

1. Chelysheva I.V. Teoriya i istoriya rossijskogo mediaobrazovaniya. Directmedia, 2014, p. 103.

2. Wagner, David-Alexandre. Teachers’ Use of Film in the History Classroom: A Survey of 19 High School Teachers in Norway. Nordidactica – Journal of Humanities and Social Science Education, 2018:1. ehlektronnyj resurs: https://kau.diva-portal.org/smash/get/diva2:1191140/FULLTEXT01.pdf accessed: 05.05.2023.

3. Polenghi, Simonnetta. Film as a source for historical enquiry in education. Research methods and a case study: film adaptations of Pinocchio and their reception in Italy. Educació i Història: Revista d’Història de l’Educació Núm. 31 (gener-juny, 2018), pàg. 89-111. ehlektronnyj istochnik: https://www.academia.edu/36130158/Film_as_a_source_for_historical_enquiry_in_education_Research_methods_and_a_case_study_film_adaptations_of_Pinocchio_and_their_reception_in_Italy accessed: 05.05. 2023.

4. Rabb, Theodore K. The Uses of Film in the Teaching of History: Results of a National Workshop. Perspective of History, Mar 1, 1997. ehlektronnyj resurs https://www.historians.org/research-and-publications/perspectives-on-history/march-1997/the-uses-of-film-in-the-teaching-of-history-results-of-a-national-workshop accessed: 21.04.2023.

5. Wagner. Ibid. p. 24.

6. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. More Than "Showing What Happened": Exploring the Potential of Teaching History with Film. The High School Journal. 93, 2010. pp. 83-90. ehlektronnyj resurs https://www.researchgate.net/publication/236752522_More_Than_Showing_What_Happened_Exploring_the_Potential_of_Teaching_History_with_Film accessed 12.05.2023.

7. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Tinsel town as a teacher: Hollywood film in the high school classroom. The History Teacher, 40(3), 2007, pp. 303-330.

8. Toplin, Robert Brent. History by Hollywood: the use and abuse of the American past. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1996. p.ix.

9. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Ibid, p.1.

10. Foner, Eric. The Amistad Case in Fact and Film. ehlektronnyj istochnik: https://historymatters.gmu.edu/d/74/ accessed 11.05.2023.

11. Rosenstone, Robert A. JFK: Historical Fact / Historical Film. The Films of Oliver Stone. Ed. Don Kunz. Lanham: Scarecrow Press, Inc., 1997. p.509.

12. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. Ibid.

13. GCSE Film Studies. Southchurch High School. Rebel Without a Cause revision guide/Study Booklet. ehlektronnyj resurs http://www.southchurchschool.com/wp-content/uploads/2020/03/Rebel-Without-A-Cause-Study-Booklet-1.pdf accessed: 12.05.2023.

14. Lowery, J. Vincent. Lesson Plan - Dr. Strangelove. Ehlektronnyj istochnik: https://1960shistory.files.wordpress.com/2013/01/dr-strangelove.pdf accessed 12.05.2023.

15. Rieger, Christy. Teaching the Theatre of Argument in Fahrenheit 9/11. Journal of Dramatic Theory and Criticism, fall 2005, p. 113 ehlektronnyj resurs https://journals.ku.edu/jdtc/article/download/3524/3400/3863 accessed 09.05.2023.

16. Dahlgren, Robert L. Fahrenheit 9/11 in the classroom. Teacher Education Quarterly, Winter 2009. ehlektronnyj resurs https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ851025.pdf accessed 09.05.2023.

17. Rieger, ibid, p. 116.

18. Divini Illius Magistri on Christian Education. Pope Pius XI, 1929 ehlektronnyj resurs: https://www.papalencyclicals.net/pius11/p11rappr.htm accessed: 06.05.2023.

19. Encyclical Letter of Pope Pius Xi on The Motion Picture - Vigilanti Cura. Pope Pius XI, 1930. ehlektronnyj resurs: https://www.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_29061936_vigilanti-cura.html accessed: 06.05.2023.

Comments

No posts found

Write a review
Translate