Фильмы как педагогические инструменты: кино и преподавание истории в США
Фильмы как педагогические инструменты: кино и преподавание истории в США
Аннотация
Код статьи
S207054760026353-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Халилов Владимир Мадаминович 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается историко-образовательная ценность кинематографических произведений на примере Соединённых Штатов Америки. Специфические способности кинематографа воздействовать на аудиторию уникальными для него методами, распространять определённые представления и информацию, а также развивать навыки критического и исторического мышления, превратили его, по крайней мере потенциально, в мощный педагогический инструмент. В процессе практической реализации этого потенциала в учебных заведениях, однако, возникает масса препятствий, лишающих фильмы значительной доли их педагогической эффективности. На основе конкретных примеров использования кинопроизведений в американских школах автор демонстрирует каким образом фильмы могут служить действенными и аутентичными педагогическими инструментами, а также выделяет проблемы, появляющиеся при использовании фильмов в качестве средств познания и воспитания.

Ключевые слова
культура США, Голливуд, педагогика, история
Классификатор
Получено
17.05.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
310
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Интерес к кинематографу как к составляющей педагогического инструментария не является новым феноменом. Например, в СССР кинопроектор стал обязательной частью инвентаря учебных заведений с 1970-х годов. Однако низкий уровень технического оснащения, трудности в эксплуатации, консервативность и известная ригидность педагогического персонала, включая опасения учителей встретиться с упрёками в том, что они просто «развлекают» учащихся, отодвинули внедрение аудиовизуальной культуры и воспитания средствами кино на десятилетия1.

1. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Directmedia, 2014, p. 103.
2

Использование фильмов в классной комнате начало возрастать с развитием новых технологий, таких как видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, и со временем они прочно закрепились в качестве одного из наиболее часто задействуемых образовательных средств, в первую очередь в США2.

2. Wagner, David-Alexandre. Teachers’ Use of Film in the History Classroom: A Survey of 19 High School Teachers in Norway. Nordidactica – Journal of Humanities and Social Science Education, 2018:1. электронный ресурс: >>> accessed: 05.05.2023.
3 Произошло это во многом вследствие резкого ускорения цифровой революции с 1990-х годов, благодаря которой серьёзно облегчился доступ к аудиовизуальным ресурсам, а также возросла их популярность среди населения, особенно молодёжи. Исторические фильмы показали себя в качестве особенно востребованных и влиятельных в формировании представлений о прошлом, а также развитии исторического мышления среди учащихся.
4

Отношение к фильмам в контексте сферы исторического познания продолжает оставаться неоднозначным: одни исследователи рассматривают их в качестве ценных и специфичных исторических источников, вносящих существенный вклад в индивидуальные и коллективные воспоминания о прошлом, а также как «исторических агентов», непосредственно участвующих в творении истории и мифотворчестве. Исторические фильмы признаются ими как символические и полисемические реконструкции прошлого, не только репродуцирующие, но также конструирующие реальность, одновременно отражающие, интерпретирующие и формирующие её3.

3. Polenghi, Simonnetta. Film as a source for historical enquiry in education. Research methods and a case study: film adaptations of Pinocchio and their reception in Italy. Educació i Història: Revista d’Història de l’Educació Núm. 31 (gener-juny, 2018), pàg. 89-111. электронный источник: >>> accessed: 05.05. 2023.
5 Остаётся, однако, и значительная доля тех, кто упрекает фильмы в искажении, упрощении, редукции, тривиализации и «вульгаризации» истории, создающими и распространяющими ложные представления о прошлом среди широких кругов аудитории. Апеллируя во многом не столько к логико-рациональным процессам, сколько к эмоциональной стороне натуры и бессознательным побуждениям, фильмы, по мнению их критиков, способны оказывать негативный эффект на впечатлительную публику, особенно явственный в случае детской и подростковой аудитории.
6

Общие принципы использования фильмов как обучающих материалов

7

Общие принципы использования фильмов как обучающих материалов

 

При использовании фильмов как источников ключевую роль безусловно играет время их создания – в частности, господствующие в этот временной отрезок общественные нормы и нарративы. Сравнения изображений отдельных событий и групп в разные десятилетия позволяют проследить преемственность и перемены, способствуя таким образом развитию исторического мышления. Немаловажным является обращение внимания на цели, взгляды и идейные пристрастия авторов фильма, выяснение окружавших процесс создания и выпуска произведения обстоятельств, направленность и отношение аудитории etc.

8 Обязательным является также обращение к другим, более надёжным, источникам – учебникам, монографиям, фотографиям и т.д., представляя фильм как лишь часть исторической головоломки. Благодаря подобной стратегии учащиеся могут сами поучаствовать в создании и изучении истории; в процессе же сравнительного анализа бросается вызов их представлениям о достоверности отдельных источников, трактовок и интерпретаций.
9 Историко-образовательный анализ кинопродукции предусматривает как количественную (например, сколько фильмов на ту или иную историческую тематику было выпущено в разные годы), так и качественную (содержание) оценку материала. При анализе содержания особую важность приобретает не столько внешний слой (место и время действия, повествовательная структура, мотивы персонажей, лежащий на поверхности посыл и т.д.), сколько проникновение и понимание внутренних механизмов, задействованных при производстве картины. Другими словами, исследование не только показанного, но и того, что остаётся за кадром. Это, в частности, период создания, господствующие нормы, идеологические установки и характерные черты менталитета эпохи, в которую были сняты фильмы, выявление несоответствия между изображаемой и фактической реальностью, методы и приёмы манипулирования сознанием и симпатиями зрителя.
10 Для профессиональных историков историческая достоверность является едва ли не главным препятствием для использования фильмов в образовательном процессе. Создатели фильмов склонны предпочитать художественные аспекты в ущерб историческим, не стесняясь жертвовать фактической аккуратностью ради эстетики и творчества. Они также склонны к тенденциозности и драматизации, утверждают скептики.
11

Использование аудиовизуальных материалов в системе образование имеет и другие нюансы. Прежде всего, это проблема удержания внимания учеников. Как показывает практика, в сознании учащихся урок с демонстрацией подобных материалов это всё ещё не «настоящий» урок. Если фильм развлекательный, например, художественный, ученики воспринимают его легкомысленно, если серьёзный документальный, то быстро утрачивают концентрацию. Фильмы способны как стимулировать тягу к углублению познаний (включая чтение), так, по причине своей эффективности и убедительности, и блокировать потребность в дальнейших размышлениях и осмыслениях4. При всех отмечаемых достоинствах, фильмы продолжают рассматриваться в качестве неравноценной замены книгам – по мнению преподавателей, они снижают лингвистическую и читательскую компетентность.

4. Rabb, Theodore K. The Uses of Film in the Teaching of History: Results of a National Workshop. Perspective of History, Mar 1, 1997. электронный ресурс >>> accessed: 21.04.2023.
12

Эмпирические данные также показывают, что фильмы чаще используются для внесения разнообразия в программу, развития эмпатии и закрепления материала, почерпнутого на уроках и из учебников, нежели развития навыков критического и исторического мышления высокого порядка - визуализации прошлого, способности к анализу, синтезу и критическому осмыслению информации, умению разделять первичные и вторичные источники, рассуждать на спорные темы, исследовать различные интерпретации etc. [мы принципиально не станем рассматривать случаи злоупотребления, когда учителя используют фильмы как стратегию управления классом, способ решения проблем с планированием уроков и прочие попытки скрыть собственную некомпетентность]5.

5. Wagner. Ibid. p. 24.
13

Тем не менее, с учётом повсеместной распространённости аудиовизуальных источников - значительную часть исторической информации дети черпают вне школы из телевизионных программ, фильмов и даже видеоигр – роль учителя в выработке исторической грамотности и критического отношения к историческим репрезентациям в культурных продуктах становится ключевой6.

6. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. More Than "Showing What Happened": Exploring the Potential of Teaching History with Film. The High School Journal. 93, 2010. pp. 83-90. электронный ресурс >>> accessed 12.05.2023.
14

Использование фильмов как педагогических инструментов: американский опыт

 

Как показывают отдельные исследования, Соединённые Штаты являются едва ли не единственной страной, где на исторических уроках чаще используются художественные фильмы чем документальные7. На первый взгляд это выглядит парадоксальным – начиная с продолжительности полнометражных голливудских фильмов, которые очевидным образом не вмещаются в отведённый академический час, и заканчивая (не всегда оправданной, как мы продемонстрируем ниже) репутацией документальных фильмов как более исторически достоверных. Однако помимо являющейся притчей во языцех любви американцев к героизации и мифотворчеству, у этого феномена есть и другие объяснения.

7. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Tinsel town as a teacher: Hollywood film in the high school classroom. The History Teacher, 40(3), 2007, pp. 303-330.
15

В первую очередь это констатация повсеместной распространенности художественных фильмов на историческую тематику. Драматические версии прошлого, особенно с кинозвёздами в ролях исторических персонажей и красочными сценами из минувших лет, оказывают значительное воздействие на зрителя, формируя представления у миллионов людей. По замечанию исследователя Роберта Топлина, «фильмы успешно соревнуются со школьным учителем, профессором колледжа и автором исторических книг»8.

8. Toplin, Robert Brent. History by Hollywood: the use and abuse of the American past. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1996. p.ix.
16

Исследователи кинематографа, а за ними и учащиеся, чаще всего фокусируют своё внимание на анализе фильмов с целью получения представления о меняющихся интересах предыдущих поколений; воспринимают фильмы как зеркало отражающее установки и озабоченности создателей и аудитории; рассматривают их как «колодцы» и «слепки» коллективного сознательного (и бессознательного); изучают роль фильмов как «инфлюенсеров» общественного мнения и инструментов пропаганды; прослеживают влияние на киноиндустрию государственных структур и общественных организаций через цензуру и преследования. Киноведы в свою очередь подходят к теме через призму многочисленных отвлечённых концепций – теории авторского кино, семиотики (попытка трактовать кинематограф как знаковую систему), психоанализа, гендерных исследований и феминизма, марксизма и т.д. К этой же категории относятся и исследования роли кинематографа в качестве интерпретатора и популярного проводника исторических интерпретаций.

17

Споры о способах воссоздания кинематографом американского прошлого, начавшиеся ещё на заре развития этой разновидности развлечения, не утихают до сей поры. Со времён «Рождения нации»/Birth of a Nation (1915) Д.У. Гриффита – этой откровенно предубеждённой саги времён Гражданской войны и Реконструкции, историки, киноведы и зрители критикуют кино за те или иные аспекты художественных репрезентаций истории. В последние десятилетия это чаще всего упрощённые, преимущественно левые взгляды в изображении героев и событий и искажение исторической правды для продвижения собственной повестки, но также «побелка» (whitewashing) истории как отказ от признания вклада меньшинств в американскую жизнь.

18

Голливудские эпосы и проблемы достоверности

 

Уникальной и специфичной для кино характерной чертой является его способность визуальными средствами «вернуть к жизни» определённый исторический период, что делает их особенно ценными для преподавателей истории. Несколько лет тому назад исследователи Алан Маркус и Джереми Стоддард эмпирическим методом попытались выяснить наиболее популярные исторические фильмы в американских классных комнатах. Первую шестёрку по популярности составили голливудские эпосы: «Слава»/Glory (1989) режиссёра Эдварда Цвика, «Амистад»/Amistad (1997) Стивена Спилберга, «Список Шиндлера»/Shindler’s List (1993) Стивена Спилберга, «Спасение рядового Райана»/Saving Private Ryan (1998) Стивена Спилберга, «На Западном фронте без перемен»/All Quiet on the Western Front (1930) Льюиса Майлстоуна и «Танцы с волками»/Dancing with Wolves (1990) Кевина Костнера.

19

Как видим, это впечатляющие, как с визуальной, так и с повествовательной точки зрения, эмоционально насыщенные, кинополотна, рисующие масштабную картину знаковых периодов американской истории.

20

Важной объединяющей темой являются человеческие страдания, в частности угнетение и борьбу с ним маргинализированных групп – афроамериканцев, индейцев и евреев. В «Славе» это трудности и лишения чёрных солдат во время Гражданской войны; в «Амистаде» – жестокость транспортировки «живых товаров» во времена трансатлантической работорговли; в «Списке Шиндлера» – ужасы Холокоста; в «Спасении рядового Района» и «На Западном фронте» – чудовищность войны, на примере Второй и Первой мировой; в «Танцах с волками» – несправедливое обращение с коренными американцами со стороны белых колонизаторов.

21

За редкими исключениями подобные фильмы относятся к категории голливудских блокбастеров – высокобюджетных постановок, рассчитанных на максимально широкую аудиторию и извлечение прибыли в прокате. Это вынуждает создателей к максимальной драматизации, романтизации, а также изменению и искажению исторических фактов (особенно если эти факты неудобны, не политически корректны и не вписываются в привычные нарративы). Наиболее популярные фильмы, таким образом, оказываются одними из наименее исторически достоверных.

22

Так, в «Славе» одной из самых эмоционально заряжённых сцен является порка чернокожего солдата белым офицером за самовольное оставление взвода (он отправился на поиски обуви для своих сослуживцев). Историки не преминули заметить, однако, 54-й Массачусетский пехотный добровольческий полк был хорошо экипирован, а избиения плетьми были запрещены в Армии Союза в то время9.

9. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Ibid, p.1.
23

«Амистад», помимо огромного числа анахронизмов и полностью вымышленных сцен, представляет крайне обманчивую версию событий, вводящую в заблуждение относительно исторической важности случая, о котором рассказывает («Соединённые Штаты против Шхуны ˝Амистад˝»/United States v. The Amistad, 1841), попутно подслащая и приукрашивая отношения между американской судебной властью и аболиционизмом. Фильм создаёт устойчивое впечатление, что Верховный суд был убеждён призывами к отмене рабства в пользу естественных прав человека, совершив таким образом значительный шаг в сторону его аболиции. В действительности, однако, дело касалось трансатлантической работорговли (к тому времени уже запрещенной) и никак не затрагивало рабство как внутренний институт. Зеркальным отражением, а также интересной параллелью, случая с «Амистадом» стал произошедший в том же году бунт на бриге «Креол», когда группа рабов, перевозившихся из Вирджинии в Луизиану, захватили судно и отправились на Багамы, британскую колонию, где рабство было отменено. Южане были возмущены «утратой имущества», и последующие 15 лет американские госсекретари безуспешно требовали от британских властей возвращения рабов как убийц и как «признанной собственности» граждан США10.

10. Foner, Eric. The Amistad Case in Fact and Film. электронный источник: >>> accessed 11.05.2023.
24

Не только суды не стояли на передовой борьбы за освобождение рабов, но чаще выступали в качестве главных защитников рабства. Большинство верховных судей, рассматривавших дело «Амистада», включая председателя Роберта Брука Тони, продолжали оставаться на скамье и в то время, когда было вынесено одно из самых противоречивых и скандальных («позорных», по распространённому убеждению) решений – «Дредд Скотт против Сэндфорда»/Dred Scott v. Sandford, 1857, отказавшее чёрным в праве считаться гражданами и утверждавшее их полную зависимость от своих хозяев.

25

При всё при этом «Амистад» был рекомендован к показу в школах США среди материалов по изучению рабства. В сопроводительном пособии учащимся, например, рекомендовалось узнавать об аболиционизме через вымышленного героя фильма Теодора Джоудсона (актёр Морган Фриман) – собирательного образа афроамериканских борцов за расовую справедливость на предвоенном Юге – нежели посредством знакомства с реальными историческими фигурами, стирая таким образом грань между вымыслом и реальностью. Пособие заканчивалось цитатой из продюсера «Амистада» Дебби Аллен, обвиняющей профессиональных историков в «подавлении и замалчивании подлинной истории афроамериканцев и рабства» – при том, что ни одна тема не удостаивается ныне такого внимания исследователей в США, и не один американский учебник по истории не обходится без пространных описаний рабства, где подчёркиваются жестокость системы и героизм борцов с ним.

26

Это не означает, однако, что «Амистад», как и другие голливудские блокбастеры, не несёт никакой историко-образовательной ценности: его вполне можно использовать для создания портрета эпохи, погружения в её атмосферу, обсуждения проблем, предшествовавших Гражданской войне (например, работорговля и определение «собственности») и более широких вопросов о правосудии, власти и политических бурях своего времени. Как отмечает историк Роберт Розенстоун, «голливудские исторические фильмы всегда будут включать образы, являющиеся вымышленными и правдивыми одновременно; правдивыми в том смысле, что символизируют, сжимают или обобщают значительные объёмы данных; правдивые в том, что доносят общий смысл прошлого, которое может быть верифицировано, задокументировано или разумно обосновано/резонно оспорено»11.

11. Rosenstone, Robert A. JFK: Historical Fact / Historical Film. The Films of Oliver Stone. Ed. Don Kunz. Lanham: Scarecrow Press, Inc., 1997. p.509.
27

Сравнивая с серьёзными книжными источниками и указывая на исторические неточности художественных изображений, можно выработать у учащихся скептическое отношение к вымышленным повествованиям и предостеречь от их некритического восприятия в будущем. Кроме того, фильмы могут стать прекрасным первым шагом для углубления в тематику.

28

Обращает на себя внимание, что американские преподаватели предпочитают задействовать фильмы, выпущенные за последние тридцать лет – как более соответствующие современному восприятию12. В то же время часто используются и более «древние», на взгляд современного зрителя «устаревшие», картины – в основном для выявления норм, ценностей, установок и взглядов эпохи своего создания. Среди них, например, подростковая драма «Бунтарь без причины»/Rebel Without a Cause (1955), рисующая послевоенный конфликт поколений, моральный упадок молодёжи, жёсткость родительского воспитания и удушающую ригидность жизни в пригороде потребительской Америки 1950-х13. Или остросатирический фильм режиссёра Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»/Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964), снятый в разгар холодной войны и отражавший страхи перед гонкой вооружений и ядерным конфликтом между США и СССР14.

12. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. Ibid.

13. GCSE Film Studies. Southchurch High School. Rebel Without a Cause revision guide/Study Booklet. электронный ресурс >>> accessed: 12.05.2023.

14. Lowery, J. Vincent. Lesson Plan - Dr. Strangelove. Электронный источник: >>> accessed 12.05.2023.
29

Настоящие проблемы начинаются, однако, когда преподаватели задействуют актуальные произведения «на злобу дня».

30

Случай «Фаренгейта 9/11» и проблема политической пристрастности

 

В 2007 году руководство школьного округа Бомонт, Техас, после многочисленных жалоб родителей наложило временный запрет на показ в своих школах фильма «Фаренгейт 9/11»/Fahrenheit 9/11 провокационного документалиста Майкла Мура по причине его политической пристрастности (а также рейтинга «только для взрослых»). Фильм являлся обличением действий администрации Джорджа Буша-младшего после известных трагических событий, включая её предполагаемые финансовые связи с Саудовской Аравией и семейством бен Ладена. В традиционно «красном», республиканском Техасе подобная демонстрация являлась откровенным вызовом со стороны (внештатного) педагога, поскольку в консервативных кругах его творчество всегда клеймилось как ангажированная и тенденциозная левая пропаганда.

31

Случай отнюдь не стал единичным – ряд учителей по всей стране, включая Северную Каролину, Флориду и Теннесси, получили выговоры, были временно отстранены от занятий или лишились своих позиций за нарушение школьного устава о сохранении политической нейтральности во время выборов, либо под предлогом запрета на демонстрацию материалов с рейтингом R без предварительного согласия родителей15.

15. Rieger, Christy. Teaching the Theatre of Argument in Fahrenheit 9/11. Journal of Dramatic Theory and Criticism, fall 2005, p. 113 электронный ресурс >>> accessed 09.05.2023.
32

Сам творец не скрывал, что выпускал фильм накануне очередных президентских выборов с целью сместить с должности неугодного ему инкумбента, а во время тура в поддержку призывал учителей по всей стране демонстрировать фильм тинейджерам как «будущим жертвам войны в Ираке»16. Накануне выпуска на DVD Мур пошёл ещё дальше и опубликовал на своём сайте пособие для учителей по использованию своего творения на уроках, включавшим провокационные и наводящие вопросы для обсуждения в классе (например, «какие шаги должна предпринять американская администрация для борьбы с терроризмом и окончания войны в Ираке?»).

16. Dahlgren, Robert L. Fahrenheit 9/11 in the classroom. Teacher Education Quarterly, Winter 2009. электронный ресурс >>> accessed 09.05.2023.
33

Наконец, дополнительного масла в огонь подлило решение Национальной ассоциации образования (крупнейшей профсоюзной ассоциации США) поддержать фильм его демонстрацией на своей ежегодной конференции.

34

Случай с «Фаренгейтом 9/11» наглядно высветил несколько проблем. В прогрессивных кругах любой подобный запрет рассматривается как покушение на священный принцип академической свободы. В то же время политическая пристрастность педагогов оказывает прямое влияние на школьную программу. Документальные фильмы не только не более достоверны чем художественные, но зачастую являются откровенной агитацией. По мере углубления политической поляризации и разделения населения США на два непримиримых лагеря возрастает и опасность недобросовестного использования фильмов в школьной программе. Американские школы превратились в площадку так называемых «гуманитарных войн» (The Social Studies Wars) – между реакционными правыми (преимущественно родителями) и «прогрессивными» левыми (педагогами-активистами, отстаивающими собственные понятия о социальной справедливости). В то же время случай с «Фаренгейтом» является классическим образцом «сфабрикованного кризиса» – временным публичным возмущением, преходящим столь же быстро сколь возникающим, только чтобы быть замещённым другим поводом для оживлённых дискуссий.

35

При разумном обращении, однако, даже такие образцы агитации и пропаганды, как фильмы Мура, способны иметь познавательную и образовательную ценность. В рамках возможностей учителя, например, сопроводить показ описанием – или обратиться к учащимся с просьбой о воссоздании – более широкого контекста, культурного и политического: что хотел сказать автор, какие цели он преследовал и методы задействовал, какими доказательствами сопровождал свои утверждения и притязания на истинность etc. Прежде всего стоит определиться с жанровой принадлежностью – несмотря на формально документальный формат, фильмы Мура несут значительную долю сатиры с сопутствующей ей сарказмом, гротеском и гиперболой (учитывая личностный характер выпадов можно обнаружить также признаки памфлета и даже пасквиля). Визуальная подача также весьма характерна: открывающие кадры демонстрируют аудитории процесс «груминга» (персонального ухода) членов администрации Буша (президента, советника по безопасности Кондолизы Райс, госсекретаря Колина Пауэлла) перед телевизионными интервью – макияжа, укладки волос, подходящего освещения, с целью скрытия их физических недостатков. Цель автора не менее очевидна – создать у зрителя впечатление искусственности, некомпетентности, бессердечности и кронизма.

36

Показательно и отношение массовой аудитории: учитывая известные, ни для кого не секретные политические пристрастия Мура, его творчество является по сути «проповедью уже обращённым», что показывали статистические данные: фильм смотрели преимущественно сторонники Демократической партии и скептически настроенные «независимые», в то время как две трети республиканцев высказали категорическое нежелание соприкосновения с одиозным в их представлении опусом17.

17. Rieger, ibid, p. 116.
37

Аргументация Мура, или скорее методы её донесения, при ближайшем рассмотрении не выдерживает сколь-нибудь критического взгляда. Так, Мур активно задействует монтаж, вырывание высказываний из контекста, «обрамление» (framing) доказательств и прочие неэтичные правила цитирования для поддержания своей точки зрения. Преподаватель литературы и английского языка частного католического Университета Мерсихерста Кристина Ригер охарактеризовала «Фаренгейт» как «театр аргументации», отмечая его перформативный, постановочный характер.

38

При всех своих очевидных недостатках в этических, легальных и аргументационных аспектах, нарочито провокационные фильмы Мура значительно менее коварны, чем классические документальные фильмы, презентующие теми же средствами – в первую очередь посредством избирательного подбора представляемого на усмотрение зрителя материала, через сценарий, монтаж, выбор событий и героев, а также озвучания, закадрового повествования и музыкального сопровождения – свою версию иллюзии, выдаваемой за реальность.

39

Заключение

 

В своих энцикликах 1920-х годов папа Римский Пий XI неоднократно затрагивал тему кинематографа, особенно отмечая его важность для образования. Предупреждая об опасностях крушения моральных и религиозных установок и способности новых средств развлечения «пробуждать порочные страсти», особенно среди неопытной молодёжи, Папа тем не менее видел огромные перспективы кино как эффективного инструмента и ценного вспомогательного средства в сфере воспитания и образования, в том случае, если оно будет движимо не жаждой наживы, а «здравыми принципами»18.

18. Divini Illius Magistri on Christian Education. Pope Pius XI, 1929 электронный ресурс: >>> accessed: 06.05.2023.
40

Среди прочего Папа отмечал способность кинематографа к внедрению лучшего знания истории и красот родного отечества и других стран, выработке понимания между нациями, социальными классами и расами, отстаиванию дела справедливости и вклада в развитие справедливого мирового порядка19.

19. Encyclical Letter of Pope Pius Xi on The Motion Picture - Vigilanti Cura. Pope Pius XI, 1930. электронный ресурс: >>> accessed: 06.05.2023.
41

Несмотря на то что с тех пор место религии занял секуляризм, цели использования кинематографа в образовании по большому счёту остаются прежними – внедрять, поучать, прививать. В лучшем случае фильмы используются для иллюстрации, конкретизации и расширения представлений о конкретных эпохах и событиях.

42

Чтобы фильмы служили действительно эффектными инструментами познания, преподавателям необходимо «проходить дополнительную милю», обучая учеников и студентов навыкам критического и исторического мышления высокого порядка – пониманию, применению, анализу, синтезу и оценке; умению обращаться с источниками – сравнивать, анализировать, цитировать, атрибутировать, сопоставлять; осмыслению интерпретаций и альтернативных прочтений истории; а также способностям к аргументации. Таким образом, ключевым для формирования знаний об исторических событиях и проблемах, а также выработки умений и навыков критической «медиаграмотности» является системный анализ кинопродукции, в том числе через дискуссии, обсуждения и письменные изложения. Существующий в США огромный массив учебно-методических пособий по преподаванию фильмов в классе позволяет успешно решать эти задачи, но практическая реализация напрямую зависит от добросовестности, заинтересованности и квалифицированности педагогов.

Библиография

1. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Directmedia, 2014, p. 103.

2. Wagner, David-Alexandre. Teachers’ Use of Film in the History Classroom: A Survey of 19 High School Teachers in Norway. Nordidactica – Journal of Humanities and Social Science Education, 2018:1. электронный ресурс: https://kau.diva-portal.org/smash/get/diva2:1191140/FULLTEXT01.pdf accessed: 05.05.2023.

3. Polenghi, Simonnetta. Film as a source for historical enquiry in education. Research methods and a case study: film adaptations of Pinocchio and their reception in Italy. Educació i Història: Revista d’Història de l’Educació Núm. 31 (gener-juny, 2018), pàg. 89-111. электронный источник: https://www.academia.edu/36130158/Film_as_a_source_for_historical_enquiry_in_education_Research_methods_and_a_case_study_film_adaptations_of_Pinocchio_and_their_reception_in_Italy accessed: 05.05. 2023.

4. Rabb, Theodore K. The Uses of Film in the Teaching of History: Results of a National Workshop. Perspective of History, Mar 1, 1997. электронный ресурс https://www.historians.org/research-and-publications/perspectives-on-history/march-1997/the-uses-of-film-in-the-teaching-of-history-results-of-a-national-workshop accessed: 21.04.2023.

5. Wagner. Ibid. p. 24.

6. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. More Than "Showing What Happened": Exploring the Potential of Teaching History with Film. The High School Journal. 93, 2010. pp. 83-90. электронный ресурс https://www.researchgate.net/publication/236752522_More_Than_Showing_What_Happened_Exploring_the_Potential_of_Teaching_History_with_Film accessed 12.05.2023.

7. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Tinsel town as a teacher: Hollywood film in the high school classroom. The History Teacher, 40(3), 2007, pp. 303-330.

8. Toplin, Robert Brent. History by Hollywood: the use and abuse of the American past. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1996. p.ix.

9. Marcus, A. S., & Stoddard, J. D. Ibid, p.1.

10. Foner, Eric. The Amistad Case in Fact and Film. электронный источник: https://historymatters.gmu.edu/d/74/ accessed 11.05.2023.

11. Rosenstone, Robert A. JFK: Historical Fact / Historical Film. The Films of Oliver Stone. Ed. Don Kunz. Lanham: Scarecrow Press, Inc., 1997. p.509.

12. Stoddard, Jeremy & Marcus, Alan. Ibid.

13. GCSE Film Studies. Southchurch High School. Rebel Without a Cause revision guide/Study Booklet. электронный ресурс http://www.southchurchschool.com/wp-content/uploads/2020/03/Rebel-Without-A-Cause-Study-Booklet-1.pdf accessed: 12.05.2023.

14. Lowery, J. Vincent. Lesson Plan - Dr. Strangelove. Электронный источник: https://1960shistory.files.wordpress.com/2013/01/dr-strangelove.pdf accessed 12.05.2023.

15. Rieger, Christy. Teaching the Theatre of Argument in Fahrenheit 9/11. Journal of Dramatic Theory and Criticism, fall 2005, p. 113 электронный ресурс https://journals.ku.edu/jdtc/article/download/3524/3400/3863 accessed 09.05.2023.

16. Dahlgren, Robert L. Fahrenheit 9/11 in the classroom. Teacher Education Quarterly, Winter 2009. электронный ресурс https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ851025.pdf accessed 09.05.2023.

17. Rieger, ibid, p. 116.

18. Divini Illius Magistri on Christian Education. Pope Pius XI, 1929 электронный ресурс: https://www.papalencyclicals.net/pius11/p11rappr.htm accessed: 06.05.2023.

19. Encyclical Letter of Pope Pius Xi on The Motion Picture - Vigilanti Cura. Pope Pius XI, 1930. электронный ресурс: https://www.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_29061936_vigilanti-cura.html accessed: 06.05.2023.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести