The American concepts of the settlement of The Ukraine crisis
Table of contents
Share
QR
Metrics
The American concepts of the settlement of The Ukraine crisis
Annotation
PII
S207054760026342-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Podlesny 
Occupation: Leading research fellow
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The goal of the article is to explore main approaches of the American experts and politicians of the settlements of the Ukrainian crisis, to and analyze their contents and the possible of the extent of their influence on the USA policy on this problem.

Keywords
The USA, Ukraine, conflict, Russia, NATO, negotiations, Europe, arms
Received
11.05.2023
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
12
Views
299
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

«Россия не должна победить»

 

Сегодня на первый план вышли взгляды тех, кто считает, что главное для США и Запада в целом оказать Украине массовую военную поддержку, причём в короткие сроки в целях нанесения стратегического поражения России или, по крайней мере, максимально укрепить позиции Киева на случай переговоров в будущем, которые в настоящее время считаются крайне нежелательными. Именно с таких позиций высказывались известные такие политические деятели и дипломаты, как Г. Киссинджер, М. Макфолл, К. Райтс, Р. Гейтс и др. «После года откровенного вторжения России, – пишет известный американский политолог Ф. Закария в статье «Путь к прекращению войны на Украине», – стало ясно, что ни дна из сторон недостаточно сильна для победы в войне и недостаточно слаба для того, чтобы запросить мира. Конфликт зашёл в тупик. После впечатляющих результатов, украинские вооружённые силы не добились каких-то новых значительных результатов в течение нескольких месяцев. В то же время Россия сумела закрепиться на освобождённых территориях, но её дальнейшие атаки пока принесли скромные результаты»1. Согласно американским данным, до начала специальной военной операции Россия контролировала около 7% территории Украины, а уже через месяц – 22%. Затем украинцы перешли в контрнаступление и к середине 2022 г. отвоевали треть территории, контролируемой российскими военными. Однако в последующий период никаких существенных перемен на фронте не произошло. Россия и Украина подготавливают новые акции, но, как убеждён Ф. Закария, только масштабные победы могут фундаментальным образом изменить ситуацию на фронте. Применительно к Украине, ей необходимо добиться освобождения своей территории в 2 раза больше по сравнению с 2022 годом.

1. Fareed Zakaria. There is a path to ending the Ukrainian war. CNN: Opinion. February 28, 2023.
2

Автор статьи весьма критически оценивает деятельность вооружённых сил России, но признаёт, что ей удалось стабилизировать свою экономику. Согласно данным МВФ, результаты экономического развития России за 2023 г. будут лучшими по сравнению с Германией или Великобританией. РФ ведёт свободную торговлю с такими экономическими гигантами, как Китай и Индия, а также с соседними региональными державами (Иран, Турция). «Благодаря этим и многим другим государствам, – напоминает автор, – находящимся за пределами технологически развитой зоны, Россия имеет доступ к товарам и финансовым ресурсам, которые она утратила из-за санкций Запада. Сейчас существует мощная мировая экономика, которая не включает Запад, и Россия может свободно действовать в её пределах. Долгосрочные издержки войны и санкций будут сказываться, но медленнее. Изоляция и негативные последствия редко приводят к изменению политики авторитарных государств, примером чего являются Северная Корея, Иран, Куба, Венесуэла»2.

2. Ibid.
3

Выход из создавшейся ситуации в краткосрочном плане для США и их союзников один – предоставление Украине массивной военной и финансовой помощи, причём как можно быстрее и без всяких проволочек. При этом, полагает Ф. Закария, ближайшие месяцы будут решающими, поскольку с наступлением весны передвижение войск будет облегчено. Обращает, правда, на себя внимание, что он не верит в тотальную победу Запада в духе Второй мировой войны. «Задача для Запада, – считает он, – должно стать достижение Украиной достаточных успехов на поле боя с тем, чтобы она пришла на переговоры с весьма сильными позициями. Только драматические победы Украины, например, возвращение Крыма, наверняка усадят В. Путина за стол переговоров»3. В теоретическом плане, Ф. Закария допускает достижение соглашения о прекращении огня, в соответствии с которым Украине возвращаются все территории, освобождённые Россией после 24 февраля 2022 года. Что же касается других земель, в частности Крыма, то они подлежат международному арбитражу, включая и проведение местных референдумов, но не правительством России, а некими международными группами. Кроме того, Украина могла бы рассчитывать на получение гарантий безопасности со стороны НАТО, хотя они не распространялись бы на спорные территории. Предполагаемую сделку – Крым и часть Донбасса становятся де-факто членами НАТО и ЕС – можно «продать» украинцам, поскольку это означало бы достижение ими давно искомой цели стать частью Запада. Но она могла бы быть приемлемой и для России, поскольку она могла бы представить себя в качестве защитницы прав части русского и русскоязычного населения Украины». Совершенно очевидна полная неприемлемость для России подобного рода идей, ибо это и было бы, в сущности, полной победой Украины, в достижении которой Ф. Закария сам же глубоко сомневается. В 2021 г. численность населения России в 3 раза превосходила украинское население, а ВВП России в 15 раз превосходил украинский. Военный бюджет России в 10 раз больше бюджета Украины. Исторические населения России нередко стойко переносило лишения и потери военных лет. И хотя развитие экономики России слегка замедлилось, то экономика Украины рухнула с высокой скалы – ВВП страны сократился в 2022 г. на 30%, правительственные расходы увеличились вдвое, и то благодаря внешней помощи. 13 млн человек покинули свои места проживания, причём 8 млн выехали за рубеж. Многие города и предприятия разрушены, а люди сталкиваются с лишениями и бедствиями. «Если, – ставит вопрос автор, – война будет продолжаться годами при таких потерях, то вполне правомерен вопрос: готовы ли мы разрушить Украину с тем, чтобы её спасти?»4. Вопрос правомерен, но его надо обратить нынешнему руководству Украины и коллективному Западу, готовых воевать до последнего украинца.

3. Ibid.

4. Ibid.
4

Весьма схожие мысли содержатся и в статье, опубликованной в январе 2023 г. под знаменательным названием «Время не на стороне Украины». Её авторами являются К. Райс, занимавшая пост госсекретаря США в 2005–2009 гг., и Р. Гейтс, министр обороны США в 2006–2011 годы. Во-первых, предупреждают авторитетные политики, поражение не является выбором для президента России. Он не намерен возвращать Украине четыре восточные области, ставшие частью России. Если он не добьётся военных успехов в 2023 году, президент В. Путин намерен сохранить контроль над Восточной и Южной Украиной, позволяющей предпринимать новые атаки с целью захвата черноморского побережья Украины, установления контроля над всей территорией Донбасса, а затем и продвижения на Запад5. Прошло восемь лет со дня присоединения Крыма, уже больше года длится специальная операция, что наглядно свидетельствует о настойчивости и терпении российского президента в достижении поставленных целей. Во-вторых, хотя украинцы проявили героизм, а вооружённые силы действовали блестяще, но экономика страны разрушена, миллионы жителей стали мигрантами и беженцами, разрушается инфраструктура страны, а большая часть её минеральных ресурсов, промышленного потенциала и значительная доля сельскохозяйственных земель находятся под контролем России. Военный потенциал и экономика в настоящее время почти полностью зависят от западной помощи, в основном американской. При отсутствии новых успехов и прорывов в борьбе с российской армией, давление на Украину со стороны Запада с целью понудить её к переговорам о прекращении огня будет возрастать на протяжении периода военных неудач. В сложившейся ситуации любое прекращение огня путём переговоров будет достигаться при сильных позициях вооружённых сил России, достаточных для нового вторжения, если Москва примет такое решение6. В-третьих, единственное средство, которое поможет избежать подобного сценария, – срочное «драматическое» увеличение Соединёнными Штатами поставок вооружений и оборудования, достаточного для сдерживания возобновившегося наступления России и отбрасывания её вооружённых сил на юге и востоке Украины. И прежде всего мобильных бронетанковых средств, тяжёлых танков, ракет дальнего радиуса действия, новейших беспилотников, артиллерии и разного рода обмундирования. Причём это надо сделать в течение недель, а не месяцев. Остановить В. Путина надо именно сейчас с тем, чтобы в будущем избежать новых усилий США и НАТО в целом, и пока имеется надёжный партнёр в лице Украины, готовой нести тяготы войны. В-четвёртых, авторы согласны с намерением администрации Дж. Байдена избежать прямой конфронтации с Россией. «Однако, – полагают они, – приободрённый В. Путин может и не предоставить США такой возможности. Наилучший путь избежать конфронтации с Россией в будущем – оказать помощь Украине с тем, чтобы отбросить противника сейчас. Это и есть исторический урок, который Америка должна усвоить, и он требует срочных действий сейчас, ибо в противном случае будет поздно»7.

5. Condoreezza Rice and Robert M. Gates Time is not on Ukraine side. Washington Post: Opinion. January 8, 2023.

6. Ibid.

7. Ibid.
5

Концепция длительного конфликта

 

Американские эксперты не обошли и вопросы, связанные с оценкой последствия для США и Запада в целом возможного военного поражения России. Такие оценки, в частности, содержатся в статье «Последний рубеж Путина. Предвестие поражения России и связанные с ним угрозы». Статья написана сотрудником Совета по международным делам Л. Фикс и сотрудником Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета М. Киммэджем8.

8. Liana Fix and Michael Kimmage. Putin’s Last Stand. The Promise and Peril of Russian Defeat. Foreign Affairs. January/February 2023.
6

Главным ключом для США стало бы появление новых возможностей для завершения формирования натоцентричной системы безопасности в Европе. Такие соседи России как Грузия, Молдова и Украина могли бы совместно постепенно продвигаться по пути присоединения к ЕС и, возможно, к НАТО. Возможно, удалось бы покончить с диктаторским режимом в Белоруссии и провести свободные выборы. Но авторы выражают озабоченность тем, что поражение России наверняка повлечёт за собой глобальные и региональные потрясения в Азии, Европе, на Ближнем Востоке. Военные столкновения на Украине могут продолжаться, а отношения между двумя странами останутся напряжёнными. Угроза поражения может подтолкнуть Россию к использования тактического ядерного оружия. Но даже если удастся избежать ядерной эскалации, то возникнет мир с возросшей угрозой распространения оружия массового поражения. Для США и Запада стабилизация Восточной и Центральной Европы и Балкан будет «геркулесовой» задачей, Западу по-прежнему придётся искать ответы на острые вопросы, которые он не смог дать после 1991 года. Является ли Россия частью Европы? Если она – часть Европы, то каким образом и где она должна быть в неё встроена? И где начинается и кончается сама Европа? При этом даже ослабевшая Россия не утратит полностью свой потенциал ядерных и обычных вооружений. Дважды на протяжении 106 лет Россия распадалась, но вновь возвращалась и восстанавливала свою мощь. «Поражение России, – считают авторы, – породит множество возможностей и соблазнов. Один из них состоит в том, что потерпевшая поражение Россия, в сущности, исчезнёт из Европы. Но однажды Россия вновь возродится и станет отстаивать свои интересы на её условиях. Западу следует политически и морально быть готовым как к поражению Росси, так и к ее возвращению»9.

9. Ibid.
7

Иво Даалдер, президент Чикагского совета по глобальным вопросам, и Джеймс Голдгейер, сотрудник Бруклинского института, признавая определённые успехи в 2022 г. украинских вооружённых сил, тем не менее, убеждены, что изгнание российских войск со всех контролируемых ими украинских территорий, включая Крым, будет исключительно трудным делом даже при условии массового расширения поставок западного оружия. Это потребовало бы уничтожения большого количества российских войск и вообще военного потенциала России, чревато риском прямой военной конфронтацией Россия-НАТО, избежать которой стремятся трезво мыслящие политики и военные Запада. К тому же Россия не отказывается от достижения целей специальной военной операции, а нынешнее руководство в Киеве не намерено отказываться от части своей территории в обмен на неясные выгоды достижения мира. «Учитывая существование сильного намерения обеих сторон продолжать войну, – пишут они в статье «Длительная война на Украине», – то возникает более вероятный третий сценарий – длительная, изнурительная война, которая постепенно станет замороженной вдоль линий контроля, с которыми не согласны ни та, ни другая сторона»10. Отсюда вытекает неотложная необходимость в разработке более долгосрочной политики как в отношении России, так и Украины с упором на формирование новой реальности – военный конфликт будет продолжаться по формуле – ни победы, ни мира. США и их союзникам придётся продолжать оказывать Украине военную помощь и одновременно принимать меры по сдерживанию России в более широком плане, в том числе сохраняя экономические и финансовые санкции и дипломатические усилия по её изоляции, избегая при этом дальнейшей изоляции конфликта до уровня масштабной военной конфронтации. Авторы признают и потребность выработки Западом долгосрочного видения системы безопасности и стабильности в Европе, что, в их понимании, потребует полноценной интеграции Украины с Западом, и поддержания минимума контактов с Россией в целях предотвращения дальнейшего нарастания напряжённости: «Сбалансирование политики касательно Украины с курсом на российском направлении будет вызовом для Запада на протяжении длительного времени, но обе составляющие важны для будущего европейской безопасности»11.

10. Ivo H. Daalder and James Yoldyeier. The Long War in Ukraine the West Needs to Plan for a Protracted Conflict with Russia. Foreign Affairs, January 9, 2023.

11. Ibid.
8 И. Даалдер и Дж. Голдгейер напоминают о том, что в 2023 г. Украина вступила весьма истощённой и потрёпанной, не в последнюю очередь в результате постоянных ракетных ударов по её военным и энергетическим объектам со стороны России. Согласно данным ряда западных экспертов, потери Украине составляют около 180 тыс. человек. Киеву будет всё труднее прорывать российскую оборонительную систему при приемлемых для неё новых потерь. Вооружённые силы Украины могут проводить более или менее успешные наступательные действия, например, к югу от Мелитополя в направлении Азовского моря только при условии полного разрушения российских оборонительных действий. Свои локальные успехи Киев может закрепить, не ставя под угрозу своим позициям от контрнаступательных акций России в других местах.
9 Они также придерживаются мнения, что для США и их союзников возникают проблемы в том, что касается возможностей поставок вооружений Киеву. Массирование поставок различного типа вооружений за истекший период военных действий, обнаружившиеся нехватки некоторых видов оружия, его поток на Украину может сократиться в ближайшем будущем. Объём предоставления вооружений сдерживается необходимостью обучения украинских военных и риском их попадания в руках российской армии в ходе боевых действий, что позволит России точнее и глубже оценивать реальную военную мощь Соединённых Штатов. Речь идёт, в частности, о самолётах F-16, современных беспилотников Yray Eagle. Вашингтон пока воздерживается от предоставления Киеву ракет дальностью до 300 км, полагая, что это может привести к риску прямой военной конфронтации НАТО с Россией, включая применения ею тактического ядерного оружия. Соединённым Штатам следует относиться к этому серьёзно и постоянно сопоставлять риски не делать достаточно в деле предоставления помощи Украине с издержками делать слишком много. Правда, на деле Вашингтон расширяет список вооружений, о чём говорит готовность поставлять системы «Пэтриот». Военная помощь коллективного Запада, конечно, будет затягивать конфликт, создавать для России дополнительные трудности, но вряд ли повлечёт изменения баланса сил на поле боя в масштабах, которые принудят Москву прекратить специальную военную операцию. Следовательно, если полная победа Украины в ближайшее время не просматривается, то перспектива установления мира путём переговоров выглядит куда более мрачной. Россия никогда не согласится, в сущности, с ультимативным требованием Украины: конечный мир возможен только с возвращением к границам 1991 года. Истощение сил, нехватка военнослужащих и боеприпасов могут приводить к длительному прекращению огня и даже к частичным договорённостям, но в целом конфликт примет замороженный характер.
10 В такой ситуации Западу необходимо разработать долгосрочную стратегию, которая не означала бы отказа от заботы об Украине, но и предусматривала бы поддержание контактов с Россией по вопросам, представляющим общий интерес. Более того, американские специалисты признают, что в долгосрочном плане у Запада не остаётся иного выбора кроме контактов с В. Путиным, позиции которого остаются прочными и после операции на Украине и революции снизу не предвидится. Но если даже В. Путин оставит пост президента, то немало экспертов в Вашингтоне убеждены, что новый лидер, наверняка, будет не только разделять его взгляды, но, и возможно, даже будет упрекать В Путина в том, что он был недостаточно твёрд в отношениях с Украиной и Западом в целом.
11 Успешное проведение стратегии «длительной войны» потребует от Запада и дальше оказывать достаточной поддержки Украине в защите контролируемой ею территории и освобождении, по мере возможности, регионов, отошедших России. Хотя экономические связи Украины и ЕС будут с годами расширяться, но США и страны НАТО следуют оказывать ей военную помощь на долгосрочной основе в целях защиты от России. Как это делает Америка касательно Израиля уже в течение многих десятилетий. Вашингтону совместно с союзниками следует подтверждать возможность Украины вступить в ЕС и постепенного присоединения к НАТО.
12 Но, как полагают сторонники затяжной войны, коллективному Западу необходимо как бы заново переосмыслить политику сдерживания России. Естественно, что будут сохранены финансовые, торговые и экономические санкции, введённые Западом против России после 2014 года. По западным данным, речь идёт о 14 тыс. такого рода ограничительных мер. Должны продолжаться усилия по дальнейшему сокращению зависимости от российских энергоносителей. Особое внимание будет уделено принятию всяческих мер по недопущению доступа России к технологиям, помогающим развитию её экономики, включая оборонный сектор.
13 Западу следует добиваться международной изоляции России. в том числе путём исключения её из международных спортивных и культурных мероприятий, принятия антироссийских резолюций в рамках ООН. Но нужны более продуманные усилия Запада, которые демонстрировали бы Глобальному Югу, что блокировка с Москвой или, наоборот, отсутствие таковой, в конечном счёте, подрывают основы существующего миропорядка. Необходимо убедить страны Юга в том, что поведение России, а не экономическая стратегия Запада, и есть фундаментальная причина их ухудшившегося экономического положения. Вашингтону и его союзникам необходимо прилагать усилия по решению продовольственных, экономических и энергетических кризисов, начиная с облегчения долга и оказания продовольственной помощи наиболее нуждающимся государствам. Сдерживание России в целом потребует от коллективного Запада наращивания мощного потенциала для противодействия не только военным угрозам со стороны России, но и угрозам его собственным институтам и обществам. Отсюда вывод: Европе придётся ещё больше наращивать военные расходы по сравнению с тем, что она делала после 2014 года. США же придётся сохранять своё военное присутствие на континенте даже в ситуации, когда они тратят всё больше и больше усилий по противодействию китайскому вызову в Индо-Тихоокеанском регионе, отвечать на другие действия России в её гибридной войне против Америки. И, несмотря на потери в ходе украинского кризиса, Россия остаётся значительной угрозой Западу.
14 Проводя расширенный вариант политики «сдерживания» и изоляции России, Запад, в понимании приверженцев длительного конфликта, должен поддерживать хотя бы минимальный уровень общения с Кремлем в целях предотвращения прямой военной конфронтации Россия-НАТО и поддержание стратегической стабильности.
15

Конечно, сейчас речь не может идти о каких-либо серьёзных договорённостях в условиях широкомасштабных военных действий и высокого накала напряжённости. «Как и его советским предшественникам, – подчёркивают, в частности, И. Даалдер и Дж. Голдлейер, – Путину нельзя позволять расширять свою дьявольскую империю, но Россия не исчезнет с лица Земли. Западу нужна политика как в отношении Москва, так и Киева. Она не может иметь одно, не имея другого. Свободная Украина важна для Запада, но имперская Россия остаётся угрозой Европе. Но даже имперская Россия будет отстаивать интересы своей безопасности. Признание этой реальности не будет проявлением слабости со стороны Запада. Россия в состоянии защитить себя с помощью ядерного оружия, но она заинтересована в снижении гонки вооружений, и, следовательно, и потенциала конфликта вдоль границ Россия-НАТО, как, впрочем, и страны этого союза. С течением времени США и их союзникам придётся выработать серию соглашений наподобие тех, которые заключались с СССР в 1975–1990 годах в целях избежать худшего. Такие соглашения в долгосрочном плане остаются единственно возможными для взаимодействия с Россией даже в ситуации, когда Вашингтон хочет защитить себя и помочь Украине в условиях длительной и трудной войны»12.

12. Ibid.
16

Избежать длительной войны в интересах США

 

Среди работ, посвящённых данной проблеме, особого внимания заслуживает аналитический доклад авторитетной исследовательской организации «РЭНД корпорейшн» – «Как предотвратить затяжную войну. Политика США и траектория российско-украинского конфликта», опубликованный в январе 2023 года. Конечно, доклад, как и другие работы, пронизан антироссийском духом, но в нём всё же присутствует реалистическое понимание опасностей, в том числе и для США, дальнейшей эскалации украинского конфликта. Авторы исследования, прежде всего, С. Чаран, и ранее публиковали статьи, в которых высказывались за диалог США с Россией в целях поиска взаимоприемлемого решения кризисной ситуации13.

13. Sanuel Charap, Miranda Priebe. Avoiding a Long War. US Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict. RAND Corporation. January, 2023, pp. 1-31.
17 В докладе выражается озабоченность по поводу негативных и весьма тяжёлых последствиях затянувшейся войны на Украине. Налицо риски её эскалации, поскольку масштабы вмешательства США и НАТО, по словам авторов, «поражает воображение». Иными словами, длительность конфликта и опасность его эскалации связаны напрямую. Растёт экономический ущерб для Украины, Европы, мировой экономики в целом. Собственно, для Соединённых Штатов затягивание конфликта повлечёт за собой увеличение прямых затрат в смысле оказания военной и финансовой помощи Украине, а также сужение их возможностей для решения других важнейших внешнеполитических задач и, прежде всего, в деле противостояния с Китаем. Аргумент о том, что война будит вести к дальнейшему ослаблению России и нарастания возможности Украины в деле освобождению её территорий, контролируемых Москвой не очень убедителен. Россия уже понесла огромные экономические и военные потери, хотя в длительной перспективе может добиваться новых успехов, а выгоды от освобождения части захваченных украинских территорий не перевешивают губительные последствия затяжной войны. Поэтому составители доклада попытались выявить ряд препятствий для организации мирных переговоров сторон, а также оценить возможности Вашингтона подтолкнуть стороны в этом направлении.
18

Военная сила Украины, её способность продолжать конфронтацию с Россией в огромной мере зависят от одного, и притом непредсказуемого фактора – военной и финансовой помощи Запада. За время специальной военной операции она получила такой помощи от Запада на сумму более 150 млрд. долларов. Но никто не может испытывать уверенности, что так будет и впредь. Иными словами, не вполне ясно, насколько будет сильной Украина в ближайший исторический период. В результате и после более года военных действий, и Россия, и Украина настроены оптимистически касательно своих способностей продолжать войну. В Киеве надеются, что помощь Запада будет нарастать. В России, наоборот, полагают, что в США и среди их союзников будут усиливаться сомнения в целесообразности продолжения помощи Киеву, прежде всего в силу нарастания расходов на войну в условиях обострения внутренних проблем. Если Украина, в конечном счёте, лишится помощи или станет получать её в меньших объёмах, то окажется не в состоянии добиваться военных успехов на поле боя. «Короче говоря, – приходят к выводу авторы доклада, – обе стороны придерживаются мнения, что их относительная мощь и способности держать верх с течением времени будут нарастать»14.

14. Ibid., p.18.
19 Длительности конфликта может содействовать пессимизм относительно устойчивости выгод от установления мира. Речь идёт о сомнениях в способности каждой из сторон на деле соблюдать взятие на себя обязательства, и об опасениях России по поводу того, что западные санкции сохранятся и после завершения войны. Украинское руководство, в свою очередь, убеждено, что Россия – хищническое государство, которое нарушает любое достигнутое соглашение после восстановления своей военной мощи и наносит новый военный удар. В Киеве также опасаются, что Украина утратит поддержку Запада в ходе любого перерыва в боевых действиях, в результате достигнутого перемирия или политического урегулирования, позволяющего российским военным восстановить свои силы быстрее и существеннее, нежели украинцам. Такие опасения окажут воздействие на готовность Киева к переговорам в независимости от того, какая часть территории будет находиться под его контролем. Если даже Украине удастся вернуть контроль территории в рамках законно международно признанных границ, эти же самые опасения будут ограничивать возможности прекращения войны.
20 Ещё одна проблема доверия касается возможного изменения внешнеполитических предпочтений Киева, что усиливает пессимизм России касательно выгод мирного урегулирования. Как известно, Россия уже давно прилагала усилия с тем, чтобы Украина оставалась вне НАТО. В начале военной операции Украина вроде бы посылала сигнал о том, что она может согласиться с нейтралитетом в качестве составной части урегулирования. Но Россия мало верит, что Киев будет придерживаться любого заявления о приверженности нейтралитета. Москва ранее сталкивалась с переменами во внешней политике Украины, а потому придерживается мрачного взгляда касательно способности украинских элит соблюдать свои обещания в долгосрочном плане. Следовательно, Кремль будет испытывать озабоченность по поводу того, что в Киеве придёт к власти правительство, которое откажется от ранее взятых Украиной обязательств не вступать в НАТО в качестве части мирных соглашений.
21 Ещё одним фактором, который может усиливать пессимистический настрой Кремля относительно дивидендов мира, – это сохранение западных санкций после прекращения войны. Ведь очевидно, что США и их союзники не проявят желания поучаствовать в многосторонних переговорах, в ходе которых они выработают меры по ослаблению антироссийских санкций. Пессимизм России может усилиться под воздействием заявлений официальных лиц в Вашингтоне о том, что целью США является ослабление России в долгосрочной перспективе. Иными словами, у Кремля достаточно оснований считать, что санкции сохранятся даже Киев и Москва достигнут двустороннего соглашения о прекращении войны.
22 Перечисленные выше далеко не все препятствия на пути организации переговоров. Но они те из них, на которые США могут повлиять своей внешней политикой непосредственным образом.
23 Первое, что должен сделать Вашингтон, – это прояснить будущее военной помощи Украине. Главное – это лишало бы Москву уверенности в проведениях операций в будущем. США уже сделали первые шаги в данном направлении в рамках инициативы помощи Украине в области безопасности. Но поставки вооружений ещё не стали регулярными и какой-либо долгосрочный план отсутствует. К тому же помощь по-прежнему соотносится с действиями России, а, следовательно, становится неясным будущий военный потенциал Украины.
24 США могли бы принимать решения об условиях предоставления военной помощи в зависимости от готовности украинского руководства к организации переговоров. Это затрагивало бы один из важнейших источников оптимизации Киева, относительно продолжению военного конфликта. Там убеждены, что Запад будет по-прежнему предоставлять помощь в течение неопределённо длительного времени или что её количество и качество будут возрастать. Наряду с этим Вашингтон мог бы обещать предоставлять большую помощь в послевоенный период, тем самым содействую снижению опасений Киева по поводу длительности и устойчивости мирных договорённостей. Такой подход уже использовался после подписания известных Кэмп-Дэвидских соглашений между Палестиной и Израилем, а также двустороннего мирного договора. Египет – Израиль, это укрепляло уверенность израильского государства в том, что его возможности превосходят таковые соседей. И хотя случай с Украиной отличается от приведённых примеров, но показывал бы, что Америка располагает средствами формировать свои долгосрочные обязательства, которые укрепляли бы уверенность её партнёров относительно способностей защитить самих себя. В данном случае подавая сигнал о пределах помощи в период войны, могло бы увеличивать уверенность Киева в жизнеспособности любых договорённостей в прекращении военных действий.
25 Второе. США и их союзникам следует выработать долгосрочные обязательства касательно обеспечения безопасности Украины в случае достижения договорённостей с Москвой. Гарантии могут предоставляться во многих формах, начиная с обещания оказать ограниченную поддержку во время войны и кончая завершениями вмешательства военным образом в целях защиты Украины, если она будет атакована. Предоставление Киеву таких гарантий скажется на её позиции касательно прекращения войны, уменьшив опасения по поводу надёжности обязательств Москвы не нападать вновь как части общего урегулирования. В свою очередь, обязательства США, особенно о военном вмешательстве в случае новых атак Москвы, будет удерживать Россию от агрессии в будущем, поскольку она столкнулась бы с риском войны с куда более мощной коалицией, а не только с Украиной. Киев будет чувствовать себя в большей безопасности, и ощущать себя в более комфортной ситуации для экономического восстановления после конфликта. Обязательства США или их союзников по гарантии безопасности в послевоенный период сделает мир в глазах Киева более привлекательным, полагаясь на словесные заверения Москвы.
26 Хотя гарантии безопасности со стороны США подсластят будущие договорённости с Киевом, но они будут неприятными для Москвы. В конце концов, одним из мотивов Москвы начать военную операцию явилось намерение предотвратить союз Украины с Западом. В ходе кратких переговоров Россия – Украина в Стамбуле (2022 г.) для снятия озабоченности России предполагалось, что гарантии предоставлялись бы только при условии, что Украина останется нейтральной страной и не будет заключать соглашений ни с одной из стран-гарантов. Речь также шла о запрещении размещения на территории Украины иностранных войск и баз и запрещении военных манёвров.
27 Авторам доклада приходится, однако, признавать, что даже ограниченные со стороны США гарантии безопасности сопряжены для них с рисками и издержками. Например, если США будут выделять значительные средства для перевооружения Украины в мирное время, то у них будет меньше средств для решения других задач. Более того, в случае очередной российско-украинской войны, обязательства США касательно Украины будут ограничивать свободу манёвра в формировании ответной реакции. Более обширные обязательства в сфере безопасности могут привести к прямому столкновению с Россией в случае будущих атак против Украины. Отсюда вывод: выгоды от обязательств США в сфере безопасности надо тщательно соотносить с потенциальными опасностями и издержками.
28 Третье – предоставление Украине гарантий нейтралитета со стороны США и ряда их союзников по НАТО в дополнение к её собственным обязательствам может приблизить наступление мира и ослабит опасения России, но противоречит стремлению Украины вступить в НАТО.
29 До настоящего времени США придерживаются прежней позиции в вопросах вступления Украины в НАТО: на риторическом уровне поддерживают стремление Киева, но в реальности избегают соответствующих подготовительных мероприятий и переговоров. Украина же, после начала спецоперации, вновь стала говорить, что её целью является вступление в альянс. Более того, стала настаивать, чтобы её заявка была рассмотрена в ускоренном порядке. И тем не менее, Украина нуждается в гарантиях с тем, чтобы нейтралитет был бы для неё приемлемым. Сами по себе какие-либо многосторонние обязательства по гарантии украинского нейтралитета могут рассматриваться Киевом в качестве минуса для безопасности страны, ибо это снимает с повестки дня вопрос о вступлении страны в НАТО, а ничего взамен предложено не будет. С политической точки зрения любое правительство в Киеве нуждается в некоей компенсации за «утрату» перспектив вступления в альянс. В целом же, как и любое обязательство США в сфере безопасности, обязательства касательно украинского нейтралитета носят сложный характер, требует определённых компромиссов. С одной стороны, это содействовало бы завершению войны и устранению источника напряжённости в отношения Россия-НАТО. С другой же стороны, будет исключительно трудным решать эти вопросы внутри страны, в отношениях с союзниками и с Украиной. Действительно, независимое, суверенное решение Киева выстроить свой нейтралитет должно стать необходимой предпосылкой для предоставления Вашингтоном обязательств по нейтралитету. И даже тогда, некоторые союзники США могут сопротивляться любому намеку об отказе от политики открытых дверей, особенно под давлением России. Кроме того, комбинированные обязательства касательно безопасности Украины и её нейтралитета будет новым феноменом для США, ибо традиционно твёрдые обязательства по безопасности предоставлялись только союзникам. Укреплять безопасность Украины, не подрывая её статуса нейтрального государства, будет трудно сбалансировать.
30 Четвёртое – создание условий для облегчения антироссийский санкций. Как уже отмечалось, скептицизм России по поводу мира частично подпитывается мнением, что международные санкции останутся в силе даже после соглашений путём переговоров. Следовательно, выработка мер по частичному их ослаблению стала бы одним из шагов, который сделал бы налаживание переговоров более вероятным. Принятые беспрецедентные санкции со стороны США, ЕС и других близких им партнёров, включая замораживание 300 млрд. активов Центробанка и установление экспортного контроля серьёзно мешают экономическому развитию России в будущем. Но пока санкции США в основном принимались в целях наказания России, а не как инструмент воздействия на её политику и понуждения России к переговорам. Запад не заявлял чётко, что Россия должна сделать с тем, чтобы санкции были смягчены или отменены. Напомним, что смягчение санкций содействовало заключению в 2015 г. известной иранской ядерной сделки, а ещё ранее, в 2003 году, отказу режима М. Каддафи в Ливии от приобретения оружия массового поражения.
31 Некоторые политики и эксперты в США полагают, что обещание смягчения санкций будет некоей наградой для Москвы и своего рода сигналом Китаю и другим противникам США о том, что они могут добиваться успехов путём применения силы. Но такая критика, отмечается в докладе, игнорирует огромную цену, которая Россия уже заплатила за эту войну: ущерб экономике, подрыв международной репутации, ослабление военной мощи, стимулирование усилий Европы по прекращению импорта российских гидрокарбонатов, вступление Финляндии в НАТО, увеличение европейскими союзниками США, военных расходов. Некоторые из этих санкций могут быть для России временными, но другие – расширение НАТО, шаги Европы по снижению зависимости от российских энергоносителей, экономический ущерб – это всё останется постоянно. Учитывая эти значительные потери от войны для России, то маловероятно, что другие государства будут рассматривать нынешний конфликт как на ясное свидетельство того, что агрессор плати цену, если даже некоторые санкции будут постепенно ослаблены как часть соглашения по прекращению войны. Более того, отмена санкций будет в лучшем случае частичной, а такие меры как строгий контроль над технологиями, сохраняется в силе постоянно.
32 И ещё риски коснутся созданной США, пусть и рыхлой антироссийской коалиции. Необходимо поддержка с её стороны облегчения санкций, но она не гарантирована, ибо некоторые страны могут возражать, что ограничит масштабы смягчения санкций. Но даже если возражений не будет, некоторые члены не согласятся с новыми санкциями в случае, если российско-украинская договорённость рухнет. Кроме того, американским руководителям придётся столкнуться с внутриполитическими издержками и новыми проблемами в отношениях с союзниками, настроенными против любых смягчений санкционных мер.
33 В завершение своего анализа авторы вновь выражают сомнения в том, что в дебатах о будущем российско-украинской войны первостепенное внимание должно отводится факторам контроля над украинской территорией. Ястребы полагают, что увеличение помощи надо использовать для ускорения полного освобождения территории именно военным путём.
34

Территориальный контроль, хотя исключительно важен для Украины, но не самое важное измерение будущего войны для США. В дополнение к недопущению эскалации до уровня войны Россия-НАТО или использования Россией ядерного оружия, избежание длительной войны является более высоким приоритетом для США, нежели попытки расширения контроля Украиной над своей территорией. Более того, способность США устанавливать конечную линию разграничения весьма ограничена, поскольку военные США не вовлечены непосредственно в болевые действия. Есть и другие, более действенные режимы контроля над территорией, средства воздействия на дальнейший ход войны, то есть четыре линии действия, описанные выше. «Драматические, чуть ли не в течение одной ночи, – заключают авторы, – перемены во внешней политике США невозможны ввиду политических факторов, связанных с внутренней ситуацией и отношениями с союзниками, да и были бы ошибочными в любом случае. Но разработка соответствующих инструментов сейчас и ознакомление с ними Украины, и американских союзников может постепенно помочь породить процесс, который приведёт к окончанию конфликта путём переговоров в выгодный для интересов США момент. Альтернатива же – длительная война, которая чревата крупными вызовами для США, Украины и остального мира»15.

15. Ibid., p.26.

References

1. Fareed Zakaria. There is a path to ending the Ukrainian war. CNN: Opinion. February 28, 2023.

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Condoreezza Rice and Robert M. Gates Time is not on Ukraine side. Washington Post: Opinion. January 8, 2023.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Liana Fix and Michael Kimmage. Putin’s Last Stand. The Promise and Peril of Russian Defeat. Foreign Affairs. January/February 2023.

9. Ibid.

10. Ivo H. Daalder and James Yoldyeier. The Long War in Ukraine the West Needs to Plan for a Protracted Conflict with Russia. Foreign Affairs, January 9, 2023.

11. Ibid.

12. Ibid.

13. Sanuel Charap, Miranda Priebe. Avoiding a Long War. US Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict. RAND Corporation. January, 2023, pp. 1-31.

14. Ibid., p.18.

15. Ibid., p.26.

Comments

No posts found

Write a review
Translate