Inflation in the United States: Will it Come Back?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Inflation in the United States: Will it Come Back?
Annotation
PII
S207054760026337-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Davydov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for the U.S. and Canada Studies Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

This article covers the major trends and changes in consumer price development in the US economy during 2022-2023. The major incentive for American inflation is a great increase in the budget deficit and public debt. The author considers that further growth of federal debt will become an obstacle to the problem of inflation targeting. Presently Federal Reserve System is financing government debt by purchasing Treasure notes. To provide these activities FRS has to increase money volume in circulation. In fact this monetary policy has significant negative effects on US inflation. Traditional corporations have also some possibilities to increase their sale prices and to accelerate inflation. Oil prices, which have tendency to grow, are considered to add some value to current inflation. In the Section 2 the major points of Inflation Reduction Act of 2022 (IRA) are being analyzed. IRA is considered to be a remarkable law which aims to curb inflation by reducing budget deficit and investing into domestic energy production. According to the Budget Office, this Act will raise 738 billion dollars and authorize 391 billion dollars on energy change and 238 billion dollars in deficit reduction and tax reform. The law includes a large expansion and modernization efforts for the Internal Revenue Service (IRS). In the Section 3 the problem of imported inflation is being analyzed. The estimates prove that in 2015-2022 U.S. export pr ices grew much faster than import prices. In the result US terms of trade improved and in fact United States exported inflation trends to other countries. Expensive dollar accelerated this process.

Keywords
U.S. economy, inflation, Federal Reserve System, Inflation Reduction Act, imported inflation
Received
25.05.2023
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
12
Views
261
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Традиционно проблемы жизненного уровня и личного благосостояния интересуют большинство жителей Соединённых Штатов гораздо больше, нежели вопросы глобального миропорядка и локальные военные конфликты за рубежом. Одним из факторов, которые в наибольшей степени повлияли на качество жизни американцев в 2022 г., является заметное повышение общего уровня цен. Во II квартале 2022 г. дефлятор валового продукта США, которым измеряется инфляция, составил 9,6% в годовом исчислении1. В III и IV кварталах рост цен замедлился, но тем не менее по итогам 2022 г. инфляция в США составила 6,6%2. Эти показатели сопоставимы с инфляцией конца 1970х – начала 1980-х годов, когда устойчивый рост цен был одной из ключевых проблем американской экономики. Напомним, что именно высокая инфляция стала одним из факторов, обеспечивших поражение Джимми Картера на президентских выборах 1980 года.

1. GDP Price Deflator. Available at: >>>  (accessed 20.01.2023).

2. Ibidem.
2 Каковы же современные факторы роста внутренних цен в США? Почему после десятилетий относительной ценовой стабильности инфляция возвращается в Америку? Насколько долговременной окажется современная ценовая динамика? Попробуем ответить на эти вопросы с учётом современных тенденций развития американской и мировой экономики.
3

Факторы, определяющие уровень инфляции в американской экономике

 

радиционно принято считать, что одним из ключевых факторов повышения цен в рыночной экономике являются картельные соглашения между крупными корпорациями3. В случае если предложение товаров и услуг искусственно сдерживается их производителями или продавцами, это создаёт дефицит на рынке и искусственно толкает цены вверх. Повышение цен может оказаться значительным, лишь если производители/продавцы контролируют заметный сегмент рынка соответствующих товаров или услуг, то есть в результате высокой степени концентрации предложения. Примером успешного картельного соглашения является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Этой группе стран уже в течение четырёх десятилетий удаётся договариваться об ограничении предложения нефти на мировом рынке и, таким образом, удерживать высокие цены на этот стратегический ресурс.

3. John H. Cochrane . Inflation Past, Present and Future: Fiscal Shocks, Fed Response, and Fiscal Limits. NBER Working Papers № 30096, May 2022. Available at: >>> (accessed 20.04.2023).
4 Противостояние России и Запада нарушило сложившуюся систему мировых хозяйственных связей. Во многих странах прослеживается тенденция к углублению экономического суверенитета и сдерживанию внешних связей. Тем не менее является аксиомой, что ни одна страна мира, даже такая развитая, как США, не может с высокой эффективностью производить всё необходимое для нормального сбалансированного роста.
5 В современных условиях углубление внутриотраслевой специализации модифицирует развитие национальных и мировых рынков товаров и услуг. Диверсификация производства, расширение номенклатуры изделий, их разновидностей и типоразмеров, углубление международного разделения труда создают возможность монополизации отдельных рынков, увеличивают степень концентрации предложения в отдельных высокотехнологичных отраслях. Так, например, тайваньская компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) фактически монополизировала разработку и производство новых полупроводников, необходимых для изготовления компьютеров и ноутбуков, современных средств связи, военной продукции во всех странах. Завоеванное исключительное положение на рынке полупроводников позволяет компании TSMC устанавливать монопольные цены на свою продукцию.
6 Возможность получения монопольно высокой прибыли во многих случаях опирается на объективные факторы (концентрация наиболее совершенной техники и технологии, изобретения, охраняемые патентами; уникальные природные условия; высокоэффективная организация производства). Поскольку эта группа факторов обеспечивает реальный рост производительности труда, полученная благодаря им прибыль носит достаточно устойчивый характер.
7 Немаловажным источником получения монопольной прибыли является международное разделение труда. Экономическая стратегия транснациональных компаний (ТНК) оказывает существенное воздействие на цены сырьевых товаров. Американские корпорации фактически контролируют мировые рынки олова, меди, никеля, алюминия, алмазов. На долю ТНК приходится более половины мирового экспорта товаров и услуг, при этом более 30% его составляет внутрифирменный обмен, который осуществляется по условным трансфертным ценам. Понятно, что практика ценообразования ТНК оказывает большое влияние на цены сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей, запасных частей.
8 Монополизация рынков машин и оборудования существенно выше, чем у большинства сырьевых товаров. Это положение объясняется тем, что на мировых рынках технической продукции обращается множество специализированных товаров, часто не имеющих аналогов. Так, оборудование для производства полупроводников на Тайване производят всего несколько американских и голландских компаний.
9 Следует оговориться, что даже на мировых рынках высокотехнологичной продукции монополия не носит абсолютного характера. Большинство современных рынков наукоёмких товаров имеет выраженную олигополистическую структуру. Так, в сфере производства компьютерной техники и электроники ведущие позиции занимают примерно 50 компаний, из которых половина зарегистрирована в США. С американскими корпорациями конкурируют 13 японских фирм, голландская «Филипс» (Philips), германская «Сименс» (Siemens), китайская «Хуавей» (Huawei Technologies) и др. Хотя каждая компания имеет определённую профилизацию, жёстких границ здесь нет. Высокий уровень цен стимулирует разработку альтернативного оборудования любыми средствами, а это ограничивает монополизацию рынков.
10 Степень монополизации рынков в очень большой степени зависит от масштабов производства. Наиболее благоприятные условия для монополизации создаются в сфере торговли уникальным оборудованием, производство которого является единичным или мелкосерийным. Высокие цены на такую продукцию обусловлены объективными факторами: значительными затратами на НИОКР, высокими требованиями к квалификации разработчиков. Это характерно для отраслей, производящих уникальные технологические линии, суперкомпьютеры, робототехнику, сложные программные продукты, медицинские томографы.
11 Возможности корпораций ограничить уровень предложения товаров и услуг корректируются средствами государственного макроэкономического регулирования. Так, в США много десятилетий успешно работает антитрестовский департамент Министерства юстиции. Специалисты департамента осуществляют расследования по поводу монополизации рынков и завышения цен, при необходимости добиваются судебных решений в отношении крупных компаний. В частности, успешные антитрестовские расследования неоднократно осуществлялись в отношении корпорации «Майкрософт» (Microsoft), которая в определённой степени монополизировала рынки ряда программных продуктов.
12 Противодействовать спаду производства в монополизированных отраслях государство может путём увеличения платёжеспособного спроса. Имея в виду эту аксиому, федеральные резервные банки США при угрозе экономического спада обычно увеличивают объём денежной массы в обращении, и тем самым стимулируют рост платёжеспособного спроса.
13 Основное негативное последствие макроэкономического антикризисного регулирования – постоянная подпитка инфляционных процессов избыточными ликвидными ресурсами. Обеспечивая экономический рост, политика стимулирования спроса создаёт угрозу экономической стабильности, увеличивая вероятность инфляции.
14 Здесь мы переходим ко второму фактору. Зависимость оптовых и розничных цен от увеличения количества денег в экономике подтверждается всей многовековой историей хозяйственного развития. Неконтролируемая инфляция, как правило, является результатом масштабной денежной эмиссии для финансирования государственных военных расходов.
15 При этом нужно признать, что умеренная инфляция (3–5% в год), контролируемая государством, является неотъемлемым атрибутом любой рыночной экономики. Инфляция опосредствует постоянное перераспределение капиталов между различными производственными и сервисными отраслями и, таким образом, обеспечивает экономический рост. При прочих равных условиях инвестиции устремляются в те отрасли, где быстрее растут цены и выше норма прибыли. Если инфляция близка к нулю, экономический рост, как правило, прекращается. Это подтверждается состоянием японской экономики в последние десятилетия.
16 Таким образом, если государство заинтересовано в стимулировании экономического роста, оно должно постоянно увеличивать денежную массу в контролируемых пределах (3–5% в год). Первым, кто попытался вычислить оптимальное для экономики количество денег, был американский экономист Ирвинг Фишер (Irving Fisher). Фишер сформулировал условие равновесия экономической системы, в котором объём денежной массы определялся количеством производимых в стране товаров и их ценами. Избыточная денежная эмиссия, как правило, стимулировала неконтролируемый рост цен.
17 В США регулятором денежной политики государства является Федеральная резервная система (ФРС). Её специалисты в состоянии определить оптимальное для экономики количество денег, исходя из ориентиров экономического роста.
18 К сожалению, денежная политика ФРС постоянно корректируется экономическими реалиями. Особенно заметное влияние на денежную политику оказывает состояние американского бюджета. Через него перераспределяется значительная часть финансовых потоков страны. Увеличение социальных расходов государства, значительные оборонные ассигнования, гуманитарная помощь бедным странам способствуют росту расходов. В последние годы заметное влияние на бюджет США оказало увеличение расходов на здравоохранение, обусловленное пандемией COVID-19.
19 В то же время увеличение фискального бремени не поддерживается населением и бизнесом, это тормозит рост налоговых поступлений. Дисбаланс доходов и расходов формирует бюджетный дефицит, который необходимо профинансировать, избегая излишней денежной эмиссии.
20

Справедливости ради надо признать, что администрация Байдена понимает опасность растущего бюджетного дефицита и старается его уменьшить. Дефицит федерального бюджета был максимальным в 2020 г., в период пандемии коронавируса. Тогда расходы администрации Трампа вдвое превышали доходы казны. В 2023 г. финансовая ситуация заметно улучшилась вследствие роста налоговых поступлений на 1,4 трлн долларов4. Дефицит федерального бюджета США за период 2020–2023 гг. уменьшился с 3,1 до 1,5 трлн долларов5.

4. Federal receipts and outlays, by major category, and surplus or deficit, fiscal years 1958–2024. Economic Report of the President 2023, Table B-47. Available at: >>> (accessed 20.04.2023).

5. Ibidem.
21 Существующий бюджетный дефицит представляется значительным, его нужно финансировать. Также американское казначейство должно обслуживать государственный долг в 31 трлн долл., накопленный в предыдущие годы.
22 В США проверенным методом финансирования бюджетного дефицита и государственного долга является эмиссия казначейских ценных бумаг с длительным сроком погашения. Проблема состоит в том, что эти бумаги нужно продать, тогда вырученные деньги можно использовать для решения внутренних и международных проблем.
23 До последнего времени заметный вклад в финансирование американского госдолга вносили зарубежные страны. Крупнейшими держателями долговых ценных бумаг являются Китай и Япония: в начале 2022 г. вложения каждой из этих стран превышали 1 трлн долл. В 2023 г., после замораживания российских активов, Китай уменьшил долю американских бумаг в своих валютных резервах на 200 млрд долл. Россия до 2022 г. также снижала долю американских госбумаг в своих валютных резервах. В целом можно говорить об уменьшении значения внешнего финансирования американского госдолга.
24 В последние годы активными покупателями американских государственных долговых обязательств были национальные финансовые институты: коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании. Однако в настоящее время заметная часть этих институциональных инвесторов испытывает денежные проблемы, и не имеет свободных ресурсов для вложений в государственные долговые бумаги.
25 Единственным надёжным покупателем, подконтрольным администрации, остаётся Федеральная резервная система. Фактически сегодня именно ФРС является основным инвестором Министерства финансов США. Однако для того, чтобы увеличивать долю госбумаг в собственных активах, ФРС должна увеличивать эмиссию безналичных долларов существенно выше оптимальных ориентиров, предлагаемых её аналитиками.
26

Денежная масса в американской экономике росла очень высокими темпами в период эпидемии COVID-19 в 2021 г. В мае 2021 г. был достигнут пиковый показатель прироста денежного агрегата М2 – 18,8% в годовом исчислении6. В 2021–2022 гг. темпы роста денежной массы заметно превышали оптимальные ориентиры ФРС. В июле 2022 г. общий объём денег в американской экономике достиг рекордного показателя – 21,7 трлн. долларов7. Таким образом, решая проблему финансирования растущего федерального долга, ФРС создала благоприятную среду для усиления инфляции в американской экономике.

6. Money Stock Measures. Table 1. Available at: >>>  (accessed 25.04.2023).

7. Ibidem.
27

Справедливости ради надо признать, что угроза усиления инфляции в США была вовремя выявлена аналитиками ФРС. В конце 2022 и начале 2023 г. Федеральная резервная система осуществляла «стерилизацию» денежной массы, то есть уменьшала объём денег в американской экономике. С июня 2022 г. по февраль 2023 г. объём уменьшился на 638 млрд долл., до 21 065 млрд8. Эта мера позволила снизить темпы роста потребительских цен. Однако длительное сдерживание денежной массы будет тормозить экономическое развитие США и увеличивать безработицу.

8. Ibidem.
28 Анализируя ключевые факторы инфляционного роста цен в американской экономике, нельзя не сказать о перспективах современного нефтяного рынка. Дешёвые энергоносители всегда были эффективным драйвером экономического роста, в то время как дорожающая нефть тормозит развитие многих базовых отраслей и стимулирует инфляцию. Антироссийские санкции фактически блокировали поставки энергоносителей из РФ в Европу и США. На нефтяном рынке возник определённый дефицит, цены стали быстро расти. Летом 2022 г. цены на автомобильный бензин в США достигли пиковых показателей.
29 Поскольку российский экспорт нефти и нефтепродуктов искусственно сдерживается, нашим компаниям приходится консервировать скважины и уменьшать добычу энергоносителей. В марте 2023 г. вице-премьер правительства РФ А. Новак объявил о планомерном сокращении нефтедобычи на 500 тыс. баррелей в сутки. Примеру России последовала Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК. Можно предположить, что в результате реализации мер по сокращению нефтедобычи мировые цены на энергоносители в ближайшие годы будут расти.
30

Закон «Об ограничении инфляции» 2022 г.

 

В августе 2022 г. президент США Дж. Байден подписал закон «Об ограничении инфляции» (Inflation Reduction Act - Public Law 117–169)9. Необходимость принятия закона была обусловлена ускорением роста потребительских цен, особенно на бензин.

9. Public Law 117–169—AUG. 16, 2022. Available at: >>>  (accessed 25.04.2023).
31 По факту закон «Об ограничении инфляции» не имеет прямого отношения к регулированию потребительских цен. Новый акт представляет собой расширенную версию закона «Об американском плане спасения» от 2021 года (American Rescue Plan Act of 2021), предложенного администрацией Байдена. Чтобы не собирать необходимые 60% голосов в Палате представителей, демократы оформили его в виде рутинной бюджетной поправки.
32 При подготовке закона были учтены основные факторы, стимулирующие рост потребительских цен: дефицит федерального бюджета и растущие цены на нефть.
33

Чтобы нивелировать негативное влияние бюджетного дефицита на инфляцию необходимо либо сократить расходы, либо увеличить доходы казны. Понятно, что в условиях сложной международной обстановки Конгресс не будет урезать военные расходы: в 2024 г. затраты США на оборону составят 909 млрд долл. и, скорее всего, в ближайшие годы будут увеличиваться. Также будут расти вложения в здравоохранение, включая программу «Медикэр» (Medicare) и в обслуживание накопленного госдолга. А вот выплаты по программам социальной поддержки населения сократятся с 1,2 трлн долл. в 2020 г. до 976 млрд. долл. в 2024 году10.

10. Federal receipts and outlays, by major category, and surplus or deficit, fiscal years 1958–2024. Economic Report of the President 2023, Table B-47. Available at: >>> (accessed 20.04.2023).
34 Закон демократов «Об ограничении инфляции» вводит новые налоги для отраслей информационного сектора и банков. В частности, он вводит минимальный 15%-ный налог для компаний с выручкой от 1 млрд долл. в год и сбор с обратного выкупа акций в размере 1% суммы операции.
35 Из-за повышения корпоративных налогов пострадают компании, которые имеют самые низкие платежи в казну благодаря оптимизации финансовых потоков через офшоры. Среди больших корпораций самые низкие налоговые ставки (до 10%) до последнего времени имели «НВИДИА» (NVIDIA), Броудком (Broadcom), Пфайзер (Pfizer), Джонсон энд Джонсон (Johnson & Johnson), Тесла (Tesla). Повышение корпоративных налогов даст федеральному бюджету дополнительно 222 млрд долл., что позволит уменьшить дефицит. Закон не вводит новые налоги на семьи, имеющие совокупные доходы до 400 тыс. долларов, а также на малые предприятия.
36 Дополнительным налогом в размере 1% будет облагаться обратный выкуп акций корпораций (stock buyback), как только закон вступит в силу. Этот инструмент финансового регулирования применяется крупными компаниями для усиления контроля над собственным бизнесом. Ожидается, что налог в размере 1% на обратный выкуп принесёт федеральному бюджету США 74 млрд долларов.
37 Основное бремя выплат налога на обратный выкуп будут нести компании информационного сектора и коммерческие банки. Самую высокую доходность обратного выкупа по итогам 2022 г. (более 5% годовых) показывали корпорации «Веллс Фарго» (Wells Fargo), «Оракл» (Oracle), «Бэнк оф Америка» (Bank of America), «Морган Стэнли» (Morgan Stanley).
38 Чтобы возместить налоговые поступления, потерянные для частного капитала, закон устанавливает ограничение на убытки, которые компании могут вычесть из своих налогов. Эти меры призваны помешать богатым людям сократить или вообще избежать выполнения своих обязательств по подоходному налогу и должны привлечь до 52 млрд. долл. дополнительных доходов.
39 Важным источником дополнительных бюджетных доходов может стать совершенствование самой системы сбора налогов. В настоящее время основным источником доходов федерального бюджета США является подоходный налог с физических лиц. При этом многие богатые американцы используют различные схемы ухода от налогов или снижения налогового бремени. Потери федерального бюджета от недоплаченных налогов могут достигать триллиона долларов в год.
40 Новый закон «Об ограничении инфляции» 2022 г. выделяет 80 млрд долл. на усиление налогового контроля со стороны Службы внутренних доходов США (Internal Revenues ServiceIRS). Прогнозируется, что увеличение штата сотрудников Службы и более совершенные информационные технологии позволят поймать больше налоговых мошенников, особенно среди богатых американцев. Предполагается, что совершенствование работы налоговой службы поможет увеличить бюджетные доходы как минимум на 124 млрд долл. в год.
41 Параллельно с ужесточением налоговой дисциплины новый закон предлагает выделить бюджетные субсидии фармацевтическим компаниям и предприятиям альтернативной энергетики.
42 Энергетическая составляющая закона «Об ограничении инфляции» фокусируется на предложениях администрации Байдена по всестороннему развитию «зелёной энергетики», приоритетное использование альтернативных источников энергии и массовый отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электромобилей позволит существенно уменьшить спрос на углеводородные энергоносители и, таким образом, стабилизировать цены на бензин. Новый закон предусматривает крупные инвестиции в развитие чистой энергетики и борьбу с изменением климата. Размер вложений должен составить 369 млрд долл. и предусматривает такие направления:
43 •налоговые льготы для компаний, занимающихся внедрением низкоуглеродных источников энергии, а также генерацией ветровой, солнечной и геотермальной энергии; •льготы для компаний, инвестирующих в аккумуляторные батареи и биогаз; •налоговые льготы для компаний, занимающихся развитием ядерной энергетики, а также получающих водородную энергию из чистых источников; •налоговые льготы для домохозяйств, использующих чистую энергию, включая солнечные батареи, тепловые насосы и небольшие ветроэнергетические системы; •налоговые льготы на покупку электромобилей в размере до 7500 долларов на новые и 4 тысячи на подержанные машины; •субсидии корпорациям на сумму 27 млрд долл. для развития технологий производства экологически чистой энергии.
44 Это далеко не полный перечень льгот и стимулов для физических и юридических лиц, для повышения уровня их мотивации использовать экологически чистую энергию. По мнению авторов закона, использование чистой энергии снизит спрос на углеводороды и в конечном итоге будет способствовать стабилизации цен.
45 В период эпидемии COVID-19 американцам приходилось тратить значительные средства на покупку лекарств, цены на которые заметно выросли. Новый закон об инфляции позволяет администрации программы медицинского страхования США «Медикэр» вести переговоры с производителями о более низких ценах на рецептурные лекарства. Это политику демократы пытались провести в жизнь, несмотря на возражения со стороны фармацевтической промышленности, в течение многих лет. Новый закон позволяет администрации программы медицинского страхования получать скидку на 10 самых дорогостоящих лекарств с 2026 года. В 2029 г. количество препаратов увеличится до 20. С компаний, которые не захотят снижать цены на лекарства, будут удерживаться штрафы.
46 Ещё одно положение закона об инфляции требует, чтобы фармацевтические компании, повышающие цены на лекарства, продаваемые в рамках программы «Медикэр», выплачивали правительству разницу в цене.
47 Закон «Об ограничении инфляции» продлевает программу доступного медицинского обслуживания до 2025 года. В соответствии с законом медицинские страховые взносы будут снижены для миллионов американцев на три года. Таким образом, снижается финансовая нагрузка на плательщиков. Пролонгация сроков действия программы медицинского страхования до 2025 года даёт возможность миллионам американцев и дальше пользоваться доступными медицинскими услугами. В противном случае все они потеряли бы свою медицинскую страховку.
48 Кому выгоден документ новый закон? Закон об инфляции является частью более обширной предвыборной программы Демократической партии и команды Байдена. Считается, что он повысит шансы на успех на президентских выборах 2024 г. По факту закон об инфляции представляет собой большой пакет дорогих социальных мер. Отдельные отрасли могут хорошо заработать за счёт роста субсидий как уже одобренных в законе об инфляции, так и ожидаемых в будущем. Речь идёт в первую очередь о компаниях альтернативной энергетики. Большинство экспертов сомневаются, что закон окажет хоть какое-то влияние на инфляцию. Сторонники говорят, что в ближайшие годы он покажет очень скромный эффект, а противники говорят, что не будет вообще никакого эффекта.
49

Интернационализация инфляционных процессов

 

Процессы глобализации в последние два десятилетия способствуют распространению инфляционных волн по всем странам мирового хозяйства. Питательную среду для инфляции обеспечивает динамичный рост международной ликвидности и особенно её долларовой составляющей. Не являясь первопричиной повышения цен, рост ликвидности представляет собой необходимое и достаточное условие для развития этого процесса.

50 Соединённые Штаты имеют устойчивый дефицит торгового баланса, то есть ввоз товаров в страну заметно превышает их вывоз. Однако являясь страной резервной валюты, США обладают привилегией покрывать дефицит платёжного баланса своими краткосрочными и долгосрочными обязательствами, которые накапливаются в качестве валютных резервов банками других стран. В результате происходит практически бесконтрольное увеличение денежной массы не только в США, но и в международном обороте.
51 В наибольшей степени негативные последствия внешнего инфляционного давления ощущают на себе развивающиеся страны, у которых возможности противодействия росту импортных цен ограничены. Рост цен на технологичную продукцию и услуги из развитых стран ведёт к обострению диспропорций в мировом хозяйстве. Стремясь компенсировать ухудшение условий торговли, развивающиеся страны повышают цены на свои энергоносители, минеральное и сельскохозяйственное сырьё.
52

Уместно поставить вопрос: каким образом инфляция передаётся из страны в страну? В настоящее время наиболее активно работают два канала передачи инфляционных импульсов. Первый из них – прямой, когда рост внутренних цен на товары одной страны через экспортные цены перекладывается на внутренние цены другой. В США за период 2015–2021 гг. средние экспортные цены на товары увеличились на 12,5%11. Импортные цены тоже увеличились, но не так значительно, всего на 7,5%. Опережающий рост экспортных цен говорит об улучшении условий торговли: этот показатель рассчитывается как отношение средней экспортной цены к импортной. По нашим расчётам, за указанный период условия торговли США улучшились почти на 5%. По оценкам Организации экономического и социального развития (ОЭСР), включающим в расчёт экспорт услуг, показатель условий торговли США за 2015–2021 гг. вырос на 7%12.

11. Export unit value index – United States. Available at: >>> (accessed 25.04.2023).

12. OECD Data. Terms of trade. Available at: >>> (accessed 25.04.2023).
53 Второй канал также работает через механизм экспортных цен. Однако первоначальный импульс изменению соотношений цен здесь даёт повышение валютного курса страны-экспортёра. В последние годы доллар США дорожает по отношению к валютам стран-партнёров. Так, по отношению к японской иене за 2018–2022 гг. доллар США подорожал на 35%, достигнув максимума за последние десятилетия. По отношению к единой европейской валюте и китайскому юаню курс доллара США тоже растёт. Индекс доллара, рассчитываемый Федеральной резервной системой США, за последние 5 лет вырос на 9,2%. Таким образом, чтобы закупать дорожающие американские товары и услуги за доллары, странам-импортёрам приходится тратить большие объёмы своих национальных валют. Что не может не отражаться на динамике их внутренних цен, стимулируя инфляционные процессы в этих странах.
54 Опережающий рост американских экспортных цен обусловлен не столько внутренними факторами, сколько внешними причинами. По сравнению с началом 2000-х годов заметно снизилась доля дорогих импортных энергоносителей во внутреннем потреблении США. «Дорогой доллар» стимулирует увеличение цен на продукцию экспортного сектора и снижение цен импорта.
55 Экономический смысл улучшения условий торговли состоит в том, что вследствие объективно происходящих изменений пропорций обмена США получают от своих торговых партнёров всё большую часть их национальных доходов, отдавая неизменный экспортный эквивалент. Таким образом, в результате опережающего роста экспортных цен усиливаются масштабы перераспределения валового продукта, созданного в других странах в пользу США.
56 Повышение курса доллара в 2015–2022 гг. в определённой степени сдерживает инфляцию внутри Соединённых Штатов. Удорожание доллара привело к росту ценовой конкурентоспособности импорта на внутреннем рынке США. Уменьшились издержки в отраслях, потребляющих импорт. Американские производители, вынужденные конкурировать с импортом, сдерживают рост цен. Возможно, именно по этой причине нынешний уровень инфляции в США существенно ниже, чем в других странах.
57

Заключение

 

Каковы будут темпы роста потребительских цен в США в ближайшие годы? На этот вопрос трудно ответить с достаточной определённостью. Федеральная резервная система США делает всё возможное, чтобы контролировать уровень инфляции в стране. Для сдерживания роста цен ФРС приходится повышать процентные ставки по займам для первоочерёдных заёмщиков. Достигнутый высокий уровень ссудного процента, а также «дорогой доллар» в определённой мере способствуют «замораживанию» внутренних цен в США.

58 Вместе с тем повышение цены ссудного процента неизбежно осложняет работу бизнеса и способствует сокращению капитальных вложений в американскую экономику. Уже в ближайшие месяцы 2023 г. это может привести к рецессии в хозяйственном комплексе США. С учётом сложных процессов, происходящих в мировой экономике, спад может быть достаточно продолжительным.

References

1. GDP Price Deflator. Available at: https://www.bea.gov/data/prices-inflation/gdp-price-deflator (accessed 20.01.2023).

2. Ibidem.

3. John H. Cochrane. Inflation Past, Present and Future: Fiscal Shocks, Fed Response, and Fiscal Limits. NBER Working Papers № 30096, May 2022. Available at: https://www.nber.org/papers/w30096 (accessed 20.04.2023).

4. Federal receipts and outlays, by major category, and surplus or deficit, fiscal years 1958–2024. Economic Report of the President 2023, Table B-47. Available at: https://www. govinfo.gov/content/pkg/ERP-2023/pdf/ERP-2023.pdf (accessed 20.04.2023).

5. Ibidem.

6. Money Stock Measures. Table 1. Available at: https://www.federalreserve.gov/releases/h6/current/default.htm (accessed 25.04.2023).

7. Ibidem.

8. Ibidem.

9. Public Law 117–169—AUG. 16, 2022. Available at: www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-117publ169/pdf/PLAW-117publ169.pdf (accessed 25.04.2023).

10. Federal receipts and outlays, by major category, and surplus or deficit, fiscal years 1958–2024. Economic Report of the President 2023, Table B-47. Available at: https://www. govinfo.gov/content/pkg/ERP-2023/pdf/ERP-2023.pdf (accessed 20.04.2023).

11. Export unit value index – United States. Available at: https://www.data.worldbank.org/indicator/TX.UVI.MRCH.XD.WD?locations=US (accessed 25.04.2023).

12. OECD Data. Terms of trade. Available at: https://www.data.oecd.org/trade/terms-of-trade.htm (accessed 25.04.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate