Features of US foreign policy in the South Caucasus at the present stage
Table of contents
Share
QR
Metrics
Features of US foreign policy in the South Caucasus at the present stage
Annotation
PII
S207054760026336-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
ALEXEY BUTOROV 
Occupation: Senior lecturer
Affiliation: Patrice Lumumba Peoples' Friendship University
Address: Russian Federation, Moscow
Aiyyna Rumyantseva
Occupation: Candidate
Affiliation: Patrice Lumumba Peoples' Friendship University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article examines the foreign policy, the main priorities and the economic direction of the United States in the South Caucasus region. The geopolitical, geostrategic and geo-economic role of the South Caucasus in the general system of international relations is highlighted. The article analyzes the current state of bilateral political and economic relations between the United States and Azerbaijan, Armenia and Georgia. 

Keywords
US foreign policy, South Caucasus, Azerbaijan, Armenia, Georgia, economic cooperation, J. Biden
Received
11.04.2023
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
12
Views
396
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

С момента обретения независимости Азербайджана, Армении и Грузии Соединённые Штаты Америки стали уделять пристальное внимание региону Южного Кавказа. Прежде всего, такой интерес обусловлен нестабильной политической ситуацией в регионе, сложившейся в результате «геополитического вакуума», началом государственного строительства в постсоветском пространстве, нерешённых межэтнических конфликтов, взаимных территориальных и других претензий, а также вовлечения третьих сторон в интересах региона. Стоит отметить также нефтегазовый потенциал. В XXI веке контроль над углеводородами и маршрутами их транспортировки превратился в один из важнейших геостратегических, геополитических и геоэкономических факторов, оказывающих существенное влияние на мировую политику и экономику. Развивая сотрудничество в политической и экономической области, Вашингтон решает задачи обеспечения энергобезопасности, транспортировки углеводородных ресурсов, продвижения своих национальных интересов и поддержании дружественных отношений со странами Южного Кавказа для стратегических целей.

2 Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве поставило руководство США перед необходимостью выработки новых приоритетов в этом регионе. Распад СССР пришёлся на президентство Дж. Буша-старшего – его администрация в первые годы не ставила в приоритет регион Южного Кавказа за неимением достаточных знаний о новообразовавшихся странах. Однако президент Дж. Буш-старший и его госсекретарь Джеймс Бейкер заложили фундамент для дипломатических отношений со странами: они признали независимость трёх республик и начали официальные отношения с ними, открыв посольства и подписав первые двусторонние договоры.
3

Южный Кавказ среди приоритетов внешней политики США

 

Именно при администрации Уильяма Клинтона начал формироваться внешнеполитический курс США на Южном Кавказе. В отличие от президента Дж. Буша-старшего, У. Клинтон разработал новую, глобальную внешнюю стратегию, которая стала называться «доктриной Клинтона»1. В доктрине говорилось об урегулировании военных конфликтов в регионе, о вовлечении стран в евроатлантические структуры и механизмы безопасности, важные для Вашингтона, а также о политике по «продвижению демократии» и налаживанию сотрудничества в нефтегазовой сфере со странами Южного Кавказа. В марте 1999 г. Конгрессом США был принят закон «О стратегии Шёлкового пути»2, декларирующий поддержку независимых стран Южного Кавказа и Центральной Азии, способных резко снизить энергетическую зависимость США от региона Персидского залива.

1. National Security Council, Speechwriting Office, and Edward (Ted) Widmer, “Clinton Doctrine,” Clinton Digital Library, accessed March 6, 2023, >>>

2. H.R.2867 – Silk Road Strategy Act of 1997. Available at: >>> (accessed 14.03.2023).
4

Повышенный интерес США к региону обусловлен его геостратегическим, геополитическим и геоэкономическим потенциалом. Геоэкономическое значение Южного Кавказа определяется огромным объёмом разведанных и неразведанных запасов энергетических ресурсов и обострившейся борьбой мировых держав за них. Прежде всего, это касается запасов нефти и газа в Каспийском регионе – в Азербайджане. Каспийская нефть и газ призваны к тому же обеспечить диверсификацию поставок углеводородов для Европы, в обход России3. Кроме того, в силу своего выгодного географического положения фактически в центре Евразийского континента, регион обладает уникальными коммуникационными возможностями. Его транспортные коммуникации – существующие и проектируемые – связывают Север и Юг, Запад и Восток. (ТРАСЕКА, «Север-Юг», «Экономический пояс Шёлкового пути» и др.)4.

3. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: Нешр; 2013. 1008 с. – с.28.

4. Рожков И.С. Транзитно-транспортная синергия в Каспийском регионе в контексте формирования международно-правового статуса Каспийского моря: исторический шанс или вызов современности? // Мировая политика. – 2018. – № 1. – С. 58 - 76. DOI: 10.25136/2409-8671.2018.1.24703 URL: >>>
5

Геополитическое значение данного региона обусловлено тем, что проблема безопасности Южного Кавказа приобрела особую актуальность в начале XXI века. Зб. Бжезинский рассматривал часть Черноморского района и Кавказа в геополитическом единстве с государствами Персидского залива и Ближнего Востока вместе с Центральной и Южной Азии. Всю эту территорию он охарактеризовал как «Евразийские Балканы», считая, что для неё характерно состояние «силового вакуума». Зб. Бжезинский в «Великой шахматной доске» писал, что «тот, кто будет контролировать данный регион, получит возможность не только извлекать немалую прибыль и обеспечить себе одно из лидирующих мест в трансконтинентальных транспортных перевозках, но и решать в собственных интересах многие политические задачи»5. Следует отметить, что научный подход к изучению внешней политики США на Южном Кавказе с точки зрения фактора безопасности имеет долгую традицию и сохраняется в современных условиях. Объективной представляется позиция С. М. Маркедонова, согласно которой в контексте Кавказского региона дилемма безопасности определяет не только динамику в отношениях между Россией и США, но между Россией и Грузией, Азербайджаном и Арменией, Арменией и Турцией, Турцией и Ираном6.

5. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.с.149.

6. Маркедонов С. Приоритеты внешней политики США в Закавказье для администрации Джозефа Байдена // Евразия.Эксперт. 2021. № 1. С. 54–61. DOI: 10.18254/S271332140014453-5
6

Немаловажным фактором интереса Вашингтона в Южном Кавказе остаётся его геостратегическая значимость. В целях безопасности и продвижения своих национальных интересов, США с 1990-х годов начали распространять политику «демократизации». Поэтапное распространение демократии началось при президентстве У. Клинтона и продолжено его преемниками, Дж. Бушем-младшим и Б. Обамой. Важным фактором до закрепления Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2019 г., оставался фактор обеспечения военно-морского контроля над Чёрным и Каспийским морями7. Геостратегическими «аргументами» при оценке Южного Кавказа являются также угроза распространения ядерного оружия, борьба с международным терроризмом, а также снижение влияния России, Турции, Ирана и Китая в данном регионе. Примечательной в данном контексте является оценка экс-советника президента США Джозефа Байдена, старшего директора центра Байдена по глобальному взаимодействию при Пенсильванском университете, Майкла Карпентера, согласно которой «Грузия должна диверсифицировать экономические связи с Россией и делать больший акцент на странах Европы»8. Это показывает, что политика демократизации стран Южного Кавказа осуществляется, и интеграция в евроатлантический структуры и механизмы безопасности приветствуются.

7. Каспий оградили от США и НАТО // Парламентская газета. URL: >>> (дата обращения: 10.03.2023).

8. Майкл Карпентер: «Москва хочет усилить присутствие ФСБ в Грузии» // Новости Грузия.URL: >>> (дата обращения: 03.04.2023).
7

Экономические интересы США в регионе Южного Кавказа

 

Повышенный интерес Вашингтона к Азербайджану во многом обусловлен его экономическим потенциалом, прежде всего, стремлением, обеспечить доступ к энергоресурсам Каспия. По подсчётам западных экономистов и аналитиков, на Каспийском море и на прибрежных территориях Азербайджанской Республики имеются богатые месторождения нефти и газа и общий объём этих ресурсов равен нефтяным и газовым ресурсам стран бассейна Персидского залива. Например, на 2021 г. по сведениям Организации стран-экспортёров нефти (ОПЭК) в Азербайджане имеются запасы нефти в объёме 7 млрд. баррелей, или 1 млрд т, а доказанные запасы природного газа в Азербайджане составили 1,917 трлн кубометров9, что являются достаточно высокими показателями.

9. В ОПЕК подсчитали запасы нефти и газа в Азербайджане // SPUTNIK Азербайджан. URL: >>> (дата обращения: 03.04.2023).
8

Получение независимости поставило перед Азербайджаном задачу разработки и осуществления энергетической политики, основанной на национальных интересах. После распада СССР страна находилась в крайне тяжёлом социально-экономическом положении и решение нефтяной проблемы, которая в то время находилась в стагнации, стала априори для Азербайджана. В начале 1991 г., ещё в период существования СССР, Азербайджан объявил тендер на разработку месторождений «Чираг» и «Азери» – ставка делалась на привлечение зарубежных компаний и инвестиций. Победителем этого тендера стала компания «АМОКО» США. «АМОКО» при согласии руководства республики пригласила к совместной работе компании «Юнокал» (Unocal, США), «Бритиш петролеум» (British Petroleum, Великобритания), «Эквинор» (Equinor, бывш. Statoil, Норвегия), «Макдермотт» (McDermott, США). Смена власти, политические и финансовые проблемы в стране, а также вопрос о статусе Каспийского моря временно затормозили дальнейшие переговоры по нефтегазовой отрасли. С приходом к власти Гейдара Алиева начались переговоры по привлечению иностранных инвесторов и нефтяных компаний для освоения запасов месторождений. В результате этого и договорённостей, Министерство нефтедобывающей промышленности и правительство Азербайджана подписали соглашение с 11 крупными компаниями, специализирующимися на добыче нефти, представляющими 7 государств мира10. «Контракт века» о совместной разработке трёх нефтяных месторождений– «Азери», «Чираг», «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря был подписан 20 сентября 1994 г. в Хьюстоне (США) и определил последующее развитие страны, в том числе, в энергетической сфере. Пяти американским компаниям– «Шеврон» (Chevron, США), «Макдермотт» (McDermott, США), «Юнокал» (Unocal, США), «Aмоко» (Amoco, США), «Эксон Мобил» (ExxonMobil, США) – было выделено 47% доли инвестиций, что составило приблизительно 5 млрд долл.11 Так, в течение всего процесса подписания «контракта века», США активно поддерживали вхождение и деятельность нефтегазовых компаний в Азербайджане, а также поощряли позицию Баку по вопросу международно-правового статуса Каспийского моря.

10. Новиков В. В., 2020. «Контракт века» и его политико- экономическое значение для Азербайджана. Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 106–125.

11. Ализаде И. Г. "Контракт века" 1994 г. И его влияние на внешнюю политику Азербайджанской Республики / И. Г. Ализаде //. – 2019. – № 2. – С. 180-188. – EDN SAAOMZ.
9

Стоит отметить, что США не только принимали активное участие в освоении углеводородных ресурсов, но и внесли свой вклад в прокладке трубопровода Баку — Тбилиси– Джейхан12 и газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум13, открытие которых состоялось в 2006 г. и 2007 г. соответственно. США преследовали цели транспортировки азербайджанских углеводородов на мировой рынок, в обход России и Центральной Азии, через Грузию, Турцию и Западную Европу.

12. США приветствуют открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан // РИА Новости. URL: >>> (дата обращения: 03.04.2023).

13. Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум будет официально открыт 25 марта // Кавказский узел. URL: >>> (дата обращения: 03.04.2023).
10

В настоящее время США входят в десятку стран по объёму прямых инвестиций в Азербайджан. Их общий объём составил 231 млн долл. по данным 2022 г. По данным ЦБ Азербайджана, 69,8% прямых зарубежных инвестиций направлено на нефтегазовый сектор, 30,2% – в ненефтяной сектор в развитии экономики14. Так, Вашингтон оказывает активную финансовую поддержку Азербайджану, помогает американским нефтяным компаниям для обеспечения гарантий их инвестиций в энергетический сектор, страхования проектов разработки каспийских нефтегазовых месторождений и транспортировки энергоносителей.

14. Российские инвестиции в экономику Азербайджана выросли более чем в 10 раз // Sputnik Азербайджан. URL: >>> (дата обращения: 14.03.2023).
11 В настоящее время Грузия считается наиболее надёжным стратегическим союзником Соединённых Штатов в регионе Южного Кавказа. Это связано с двумя причинами. Во-первых, Грузия – единственная страна в регионе, стремящаяся к интеграции в евроатлантические структуры и механизмы безопасности (НАТО) с целью установления партнёрских отношений с США. Во-вторых, Вашингтон видит Грузию как образец демократических реформ на постсоветском пространстве.
12 Хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти или газа, Тбилиси рассматривается Вашингтоном в качестве страны, располагающей альтернативной инфраструктурой для транспортировки энергоносителей в обход России.
13

В первой половине 1990-х годов экономическое сотрудничество между США и Грузией было минимальным. Однако со второй половины 90-х годов интерес Соединённых Штатов к Южному Кавказу значительно усилился из-за планов по организации энергетического транзита из Центральной Азии и Каспийского региона. После принятия «доктрины Клинтона» и закона «О стратегии Шёлкового пути» США определили Южный Кавказ как регион своих долгосрочных стратегических интересов. Так, Грузия приобрела особую значимость благодаря своему удобному географическому положению и транзитным возможностям15.

15. Гегелашвили Н. Грузия в фокусе внешнеполитических приоритетов США. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 119-128. >>>
14 Сотрудничество с Грузией резко активизировалось после 2003 г., когда в результате «революции роз» к власти пришло ориентированное на Запад руководство во главе М.  Саакашвили, который взял курс на сближение с НАТО. США поддержали новое руководство – в этот период Грузия смогла обеспечить увеличение иностранных инвестиций в грузинскую экономику и началось строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан без участия России. До 2008 г. новое правительство видело США и НАТО прежде всего как инструменты для восстановления территориального единства страны, урегулирования межэтнических конфликтов, обеспечения региональной стабильности и получения дополнительных финансовых средств. После прихода к власти М. Саакашвили Вашингтон стал рассматривать Грузию в качестве лидера рыночных и демократических реформ на всём постсоветском пространстве. Поэтому США начали оказывать крупную финансовую помощь.
15

В 2009 г. в Вашингтоне была оформлена Хартия стратегического партнёрства двух стран, предусматривающая развитие сотрудничества в вопросах безопасности, обороны, торговли, экономики, культуры, а также в гуманитарной области16. Стоит отметить, что американская поддержка концентрируется, в первую очередь, на финансировании транспортировки углеводородных ресурсов. Ежегодно осуществляются значительные инвестиции в экономику Грузии, а также поставки в страну продовольственных и прочих товаров для формирования в грузинском обществе лояльного настроя в отношении западных стран17.

16. United States-Georgia Charter on Strategic Partnership. Available at: >>> (accessed 28.03.2023).

17. Пономарев В.А. Об основных направлениях политики США в Закавказье. Проблемы постсоветского пространства. 2021;8(1):82-98. >>>
16

Экономические отношения между США и Арменией регулируются рядами соглашений, среди которых соглашение о торговых сношениях 1992 г., о поощрении инвестиций 1992 г., о взаимном поощрении и защите инвестиций 1996 г., о сотрудничестве в области науки и технологий 1997 г. и 2009 г., в 2015 г. было подписано Рамочное соглашение между странами о торговле и инвестициях. Согласно официальной информации, до 2019 г. торгово-экономическое сотрудничество регулировалось Армяно-американской межправительственной комиссией по экономическим вопросам (USATF). Заседания проводились обычно раз в год в столицах двух стран. По предложению армянской стороны повестка двусторонней межправительственной комиссии в 2019 г. была значительно расширена, что положило начало новому измерению – Армяно-американскому стратегическому диалогу (USASD), в мае 2019 г. в Ереване состоялась первая сессия18. Среди основных экспортируемых товаров: алкогольная продукция, ковры и ковровые покрытия, бриллианты и другие драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, алюминий. Среди основных импортируемых товаров: автомобили (лёгковые, грузовые, автофургоны), телефонные аппараты, сотовые телефоны и другая техника связи, компьютеры, одежда и мясная продукция.

18. Двусторонние отношения Соединённые Штаты Америки // Министерство иностранных дел Республики Армения. URL: >>> (дата обращения: 16.03.2023).
17

Тем не менее, нынешний этап армяно-американских отношений можно охарактеризовать крайне пассивным. Примечательно, что большой вклад в армянскую экономику вносит импорт российского и иранского сырья. Так, экономическое присутствие США в Армении незначительно, поскольку практически все приоритетные сферы заняты другими игроками, в частности российскими19.

19. Как будут развиваться армяно-американские отношения // Вестник Кавказа. URL: >>> (дата обращения: 16.03.2023).
18

Заключение

 

Южный Кавказ традиционно рассматривается политическим руководством США в качестве составной части внешнеполитических отношений с региональными и мировыми державами. Так, США сохраняет интерес региону, прежде всего, как важному транспортному коридору, связывающего Европу и Азию, а также рассматривает регион как одного из основных путей транспортировки каспийской нефти и газа. Он считается потенциально нестабильным, так как на его территории находятся три «замороженных» конфликта, угрожающих региональной безопасности граничащих государств. Также регион Южного Кавказа является ареной соперничества между четырьмя государствами – Россией, Турцией, Ираном и Китаем.

References

1. National Security Council, Speechwriting Office, and Edward (Ted) Widmer, “Clinton Doctrine,” Clinton Digital Library, accessed March 6, 2023, https://clinton.presidentiallibraries.us/items/show/11424.

2. H.R.2867 – Silk Road Strategy Act of 1997. Available at: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/2867/text (accessed 14.03.2023).

3. Gasanov A. Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyaya politika Azerbajdzhana. Baku: Neshr; 2013. 1008 s. – s.28.

4. Rozhkov I.S. Tranzitno-transportnaya sinergiya v Kaspijskom regione v kontekste formirovaniya mezhdunarodno-pravovogo statusa Kaspijskogo morya: istoricheskij shans ili vyzov sovremennosti? // Mirovaya politika. – 2018. – № 1. – S. 58 - 76. DOI: 10.25136/2409-8671.2018.1.24703 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24703

5. Bzhezinskij Zb. Velikaya shakhmatnaya doska. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998.s.149.

6. Markedonov S. Prioritety vneshnej politiki SShA v Zakavkaz'e dlya administratsii Dzhozefa Bajdena // Evraziya.Ehkspert. 2021. № 1. S. 54–61. DOI: 10.18254/S271332140014453-5

7. Kaspij ogradili ot SShA i NATO // Parlamentskaya gazeta. URL: https://www.pnp.ru/economics/kaspiy-ogradili-ot-ssha-i-nato.html (data obrascheniya: 10.03.2023).

8. Majkl Karpenter: «Moskva khochet usilit' prisutstvie FSB v Gruzii» // Novosti Gruziya.URL: https://ge.vesti.news/maikl-karpenter-moskva-hochet-usilit-prisutstvie-fsb-19091809265571.htm (data obrascheniya: 03.04.2023).

9. V OPEK podschitali zapasy nefti i gaza v Azerbajdzhane // SPUTNIK Azerbajdzhan. URL: https://az.sputniknews.ru/20220629/v-opek-podschitali-zapasy-nefti-i-gaza-v-azerbaydzhane-443500640.html (data obrascheniya: 03.04.2023).

10. Novikov V. V., 2020. «Kontrakt veka» i ego politiko- ehkonomicheskoe znachenie dlya Azerbajdzhana. Geoehkonomika ehnergetiki. № 4 (12). S. 106–125.

11. Alizade I. G. "Kontrakt veka" 1994 g. I ego vliyanie na vneshnyuyu politiku Azerbajdzhanskoj Respubliki / I. G. Alizade //. – 2019. – № 2. – S. 180-188. – EDN SAAOMZ.

12. SShA privetstvuyut otkrytie nefteprovoda Baku-Tbilisi-Dzhejkhan // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20050525/40417477.html (data obrascheniya: 03.04.2023).

13. Gazoprovod Baku-Tbilisi-Ehrzerum budet ofitsial'no otkryt 25 marta // Kavkazskij uzel. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/110475/ (data obrascheniya: 03.04.2023).

14. Rossijskie investitsii v ehkonomiku Azerbajdzhana vyrosli bolee chem v 10 raz // Sputnik Azerbajdzhan. URL: https://az.sputniknews.ru/20221216/rossiyskie-investitsii-v-ekonomiku-azerbaydzhana-vyrosli-bolee-chem-v-10-raz-449673611.html (data obrascheniya: 14.03.2023).

15. Gegelashvili N. Gruziya v fokuse vneshnepoliticheskikh prioritetov SShA. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, t. 64, № 1, ss. 119-128. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-119-128

16. United States-Georgia Charter on Strategic Partnership. Available at: https://www.state.gov/united-states-georgia-charter-on-strategic-partnership/ (accessed 28.03.2023).

17. Ponomarev V.A. Ob osnovnykh napravleniyakh politiki SShA v Zakavkaz'e. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2021;8(1):82-98. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-1-82-98

18. Dvustoronnie otnosheniya Soedinyonnye Shtaty Ameriki // Ministerstvo inostrannykh del Respubliki Armeniya. URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/us (data obrascheniya: 16.03.2023).

19. Kak budut razvivat'sya armyano-amerikanskie otnosheniya // Vestnik Kavkaza. URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/kak-budut-razvivatsa-armano-amerikanskie-otnosenia.html (data obrascheniya: 16.03.2023).

20. Sulejmanov N. M. Azerbajdzhanskaya neft' v ehkonomicheskikh interesakh mirovykh sil i gosudarstv regiona// Socar Proceedings – 2022. - № 4. – S.43-52. http://dx.doi.org/10.5510/OGP2022SI200751

21. Politika SShA na Yuzhnom Kavkaze: Armeniya, Gruziya i Azerbajdzhan // Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2018/02/13/ru-pub-75514 (data obrascheniya: 02.03.2023).

22. Zhil'tsov S. S., Savicheva E. M. Regional'naya bezopasnost' na Yuzhnom Kavkaze: ehnergeticheskaya sostavlyayuschaya. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2021;8(3):331–340. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-3-331-340

Comments

No posts found

Write a review
Translate