The U.S.-Japan Cooperation as part of the Fumio Kishida’s renewed administration strategy
Table of contents
Share
QR
Metrics
The U.S.-Japan Cooperation as part of the Fumio Kishida’s renewed administration strategy
Annotation
PII
S207054760025436-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Michael Motyavin 
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies Russian Academy of Science (ISKRAN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article outlines the changes in Japan's strategy under the Fumio Kishida’s administration and the areas of interaction with Washington within the framework of Tokyo's new policy. The military, economic, technological and space areas are analyzed.

Keywords
Northeast Asia, The U.S.-Japan Alliance, the Biden Administration's Indo-Pacific Strategy, U.S. Policy in Northeast Asia, Japan's Policy in Northeast Asia
Received
05.03.2023
Date of publication
03.05.2023
Number of purchasers
13
Views
302
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение. Взаимодействие США и Японии в рамках новой оборонной стратегии Токио

 

Политическое руководство Японии в декабре 2022 г. обозначило ключевые изменения в оборонной стратегии, опубликовав три основных документа в области национальной безопасности – Стратегию национальной безопасности (National Security Strategy, NSS), Национальную стратегию в области обороны (National Defense Strategy, NDS) и Среднесрочный план оборонного строительства (Defense Buildup Program, DBP). Впервые три документы были приняты одновременно, вместе они будут определять общую стратегию Японии, оборонную политику и цели оборонных закупок. Токио увеличивает расходы на национальную оборону и получает возможность для нанесения контрудара.

2 Кабинет премьер-министра Фумио Кисиды изменил траекторию курса развития Японии, направив её по пути возвращения так называемого статуса «полноценного государства», особенно касаемо военных преобразований, во многом заблокированных статьёй 9 Конституции Японии. В долгосрочной перспективе Токио сможет обладать средствами нападения и использовать их для нанесения ударов по базам противника в случае угрозы вооружённого конфликта.
3

В документах сказано, что «Токио находится в центре самой суровой и сложной обстановки в области безопасности со времён Второй мировой войны» и «в соответствии с видением свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона для безопасности Японии необходимо сотрудничать с союзниками и странами-единомышленниками для обеспечения мира и стабильности»1.

1. Takahashi Kosuke. Japan’s Major Turning Point on Defense Policy. The Diplomat. 17.12.2022. Available at: >>> (accessed 25.01.2023).
4

Согласно Программе наращивания обороноспособности, Япония планирует увеличить расходы на оборону до 43 трлн иен (314 млрд долларов) с 2023 по 2027 г., что на 56,5% больше по сравнению с 27,47 трлн иен за прошлый пятилетний план2. Увеличение расходов поможет достичь стандартов Североатлантического альянса, НАТО (North Atlantic Treaty Organization, NATO) в 2% национального ВВП. Оборонная политика Японии после Второй мировой войны, особенно с 1970-х годов, была ознаменована тенденцией ограничения расходов на оборону до 1% ВВП. После того как в середине 1990-х годов экономический пузырь лопнул, экономический рост замедлился, и расходы на оборону стали стагнировать. Так, в 2021 г. они были всего лишь на 9% больше, чем почти 25 лет назад3.

2. KN Pandita. China Puts Japan In The Midst Of ‘Most Severe’ Security Environment since WW2; Canada Too Bothered By Dragon. The Eurasian Times. 26.12.2022. Available at: >>> (accessed 25.01.2023).

3. Jeffrey W. Hornung, Christopher B. Johnstone. Japan's Strategic Shift: Significant, but Implementation Hurdles May Await. RAND Corporation. 27.01.2023. Available at: >>> (accessed 30.01.2023).
5

Таким образом, изменения, предпринимаемые Токио, означают переломный момент как в объёме запланированных инвестиций в оборону, так и в возможностях, которых Япония постарается достичь. Подобные изменения помогут стране приобрести множество ракет дальнего радиуса действия для нанесения контрударов, включая ракеты «Томагавк» (Tomahawk) американского производства. Заявлено о планах по развитию других современных вооружений, а именно – гиперзвукового оружия, беспилотных летательных аппаратов и создание совместно с Италией и Великобританией истребителя нового поколения4. Причиной указывается осложнившаяся ситуация в регионе, где возможности для нанесения ракетных ударов значительно возросли как в качественном, так и в количественном выражении, и Япония вынуждена усиливать свои возможности противоракетной обороны. В совокупности подобные изменения отражают эволюционировавшую стратегию по поддержанию режима сдерживания рисков и угроз со стороны недружественных Токио стран, под которыми подразумеваются Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Российская Федерация (РФ). После её реализации способен появиться гораздо более боеспособный союзник США в регионе, в котором они так нуждаются в контексте противостояния с Китаем.

4. Гамза Л.А. 28.12.2022. Новая Стратегия национальной безопасности Японии как инструмент интегрированного сдерживания Китая. ИМЭМО РАН. Электронный доступ: >>> (дата обращение 01.03.2023).
6 Также правительственные чиновники подчеркнули, что возможность для нанесения контрудара по противнику укладывается в положения пацифистской Конституции страны и международного права и не вносит существенных изменений в политику, ориентированную исключительно на оборону. Любой наступательный потенциал будет использован лишь в том случае, если ситуация укладывается в новые три условия применения силы. Заключается они в следующем: 1) когда вооружённое нападение на Японию или страну, находящуюся с ней в тесных отношениях, угрожает выживанию Японии; 2) если не осталось других соответствующих мер для устранения угрозы; 3) если применение силы со стороны Токио имеет минимальный объём. Однако отличить превентивный удар от контрудара будет весьма сложно, поэтому определить нарушение рамок самообороны будет затруднительно.
7

В середине января 2023 г. премьер-министр Японии Фумио Кисида провёл встречу с президентом США Дж. Байденом. Также прошла встреча «2+2» министров иностранных дел и министров обороны обоих государств. По мнению Крейга Кафура, специалиста по общественному мнению и внешней политике в Чикагском совете по международным делам (The Chicago Council on Global Affairs), время встречи глав государств было выбрано очень удачно5. Согласно опросу того же совета за 2022 г., американцы отнесли Японию к числу своих наиболее привилегированных государств, а поддержка японским населением нахождения американских баз на её территории достигла 20-летнего максимума6. Опросы, проведённые Японским институтом международных отношений (Japan Institute for International Affairs), также показывают, что японцы положительно относятся к НАТО и поддерживают ведущую роль США в регионе и во всём мире7. США и Япония имеют схожие концептуальные основы в своих стратегиях и рассматривают вызовы безопасности, с которыми сталкиваются и могут столкнуться в будущем обе страны, с единых позиций. Особенно их волнует растущая мощь и влияние Китая. КНДР и Россия, в свою очередь, имеют не столь приоритетные, но и не маловажные позиции в системе угроз для Вашингтона и Токио именно в данном регионе.

5. Craig Kafura. For Kishida and Biden, a Stronger Japanese Defense Posture Is Only Half the Battle. The Diplomat. 11.01.2023. Available at: >>> (accessed 30.01.2023).

6. Craig Kafura. American Support for US Bases in Japan at Record High. The Chicago Council on Global Affairs. 10.01.2023. Available at: >>> (accessed 25.01.2023).

7. Craig Kafura, Toshihiro Nakayama, Naoko Funatsu, Takeshi Iida, Satoshi Machidori, Satoru Mori, Ryo Sahashi. Strong Partners: Japanese and US Perceptions of America and the World. The Chicago Council on Global Affairs. 29.03.2022. Available at: >>> (accessed 25.01.2023).
8

Обнародование новых документов оборонной стратегии Японии тепло восприняли в США. В Белом доме расценили данный шаг как «новый и основополагающий в модернизации альянса двух стран»8. Однако Япония на протяжении десятилетий полагалась на Соединённые Штаты в вопросах обороны. Силы самообороны не сделали ни единого выстрела с момента их создания9. Часто именно общественное мнение самих японцев являлось препятствием для применения сил самообороны, что подрывало двусторонние отношения в рамках альянса. Теперь же общественность всерьёз остерегается возможной войны из-за Тайваня. Прогнозирование военного конфликта показало, что силы США, базирующиеся на территории Японии, будут играть ключевую роль в обороне Тайваня, и, вероятнее всего, приведут к ударам по ней. Поэтому, помимо обновления военной стратегии, двум странам необходимо подготовить общественность к вероятности конфликта. Несмотря на то что с конца 2022 г. большинство японцев поддерживает решение о направлении вооружённых сил США для защиты Тайваня, Вашингтон не спешит с решением из-за риска резкой эскалации конфликта с Китаем10.

8. Welcoming Japan’s New National Security Strategy, National Defense Strategy, and Defense Buildup Program. U.S. Department of State. 16.12.2022. Available at: >>> (accessed 30.01.2023).

9. Joshua Keating. Why Germany and Japan are rebuilding their military power 8 decades after World War II. GRID. 20.12.2022. Available at: >>> (accessed 30.01.2023).

10. Dina Smeltz, Craig Kafura. Americans Favor Aiding Taiwan Against China. The Chicago Council on Global Affairs. 11.08.2022. Available at: >>> (accessed 30.01.2023).
9 Вероятнее всего, Фумио Кисида собирается добиваться от США долгосрочной стабильности в рамках двустороннего альянса, поскольку ещё свежи воспоминания о жёстком нажиме администрации Трампа на торговый сектор и перекладывания основного бремени расходов на партнёров Вашингтона. С точки зрения Токио, США постепенно прекращают быть надёжным союзником, а альянс с Вашингтоном впервые остро необходим со времён окончания холодной войны. Из-за опасений ненадёжности США Токио может предпринять шаги по достижению более высокого уровня оборонного потенциала и диверсификации отношений в военной области.
10

Вашингтон планирует дислоцировать Корпус морской пехоты по целому ряду островов Японии, чтобы снизить нагрузку на основной контингент, дислоцированный на Окинаве11. Для этого Белому дому, Конгрессу и другим органам власти необходимо убедить общественность, что Азия, а не Европа, является наиболее важным регионом для обеспечения безопасности интересов американцев.

11. Zack Cooper and Eric Sayers. Japan’s Shift to War Footing. War on the Rocks. 12.01.2023. Available at: >>> (accessed 31.01.2023).
11

Ранее в 2023 г. глава Министерства торговли, экономики и промышленности Японии Ясутоси Нисимура посетил Вашингтон и подписал ряд важных документов. Были укреплены отношения в области кибербезопасности с Министерством внутренней безопасности США12, достигнуты договорённости по искоренению принудительного труда в области глобальных цепочек поставок с торговыми представителями США13. После саммита Байдена и Кисиды была расширена статья 5 договора о безопасности для реализации оборонных обязательств США в космосе14. Также были достигнуты договорённости по исследованиям и разработкам в области обороны и обеспечения безопасности цепочек поставок15.

12. Readout of Secretary Mayorkas’s Meeting with Japanese Minister Nishimura. U.S. Department of Homeland Security. 06.01.2023. Available at: >>> (accessed 31.01.2023).

13. Mireya Solís. As Kishida meets Biden, what is the state of the US-Japan alliance? Brookings. 20.01.2023. Available at: >>> (accessed 31.01.2023).

14. Rieko Miki. Japan, U.S. extend security treaty into space to protect satellites. Nikkei Asia. 12.01.2023. Available at: >>> (accessed 31.01.2023).

15. Japan MOD Sign Technology and Security of Supply Arrangements. U.S. Department of Defense. 12.01.2023. Available at: >>> (accessed 31.01.2023).
12 Стоит отметить, что из всех союзников США, Япония единственная решила открыто критиковать Китай. В обновлённой Стратегии национальной безопасности Китай назван крупнейшим стратегическим вызовом для Токио. Пересмотр военной политики и приезд Кисиды в Вашингтон, чтобы заручиться поддержкой основного союзника, стали окончательным моментом в реорганизации всей оборонной стратегии. Разведка США будет играть ключевую роль в обеспечении возможностей Японии по нанесению ракетных контрударов по территории противника. Понадобится более углублённая интеграция военных структур командования и контроля по мере роста возможностей Токио. Подобные процессы могут произойти при модернизации альянса.
13

Помимо вышеперечисленных нововведений в области обороны Японии, Фумио Кисида во время своего выступления в Школе передовых исследований международных отношений при Университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies, SAIS) озвучил и другие, не менее важные приоритеты16. Усиление оборонной позиции Японии приведёт к более активной дипломатии, из-за чего страна станет более ценным союзником США. Сильный толчок на дипломатическом фронте Кисида связывает с обновлённой Индо-Тихоокеанской стратегией страны и участием в саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в конце года, а также с усиленным желанием администрации Японии решать вопросы с Республикой Корея в двустороннем формате. Успехи по всем пунктам станут новыми критериями оценки дипломатической работы Японии в новую политическую эпоху, после премьерства Синдзо Абэ.

16. Prime Minister Kishida’s Speech at the Johns Hopkins University School of Advanced International Studies (SAIS). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 13.01.2023. Available at: >>> (accessed 01.02.2023).
14

Несмотря на принятые стратегические решения в сфере обороны Японии, по мнению ряда экспертов этого может быть недостаточно для радикальной перемены в вооружённых силах под руководством Токио. Так, Дженнифер Кавана, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), считает, что Вашингтон преждевременно обрадовался изменениям военных расходов Японии17. К 2027 г. вооружённые силы Японии будут гораздо более боеспособны, однако будут всё ещё сильно зависеть от США и их поддержки вплоть до 2030-х годов. В связи с тем, что США опасаются возможного конфликта с Китаем из-за Тайваня, переход вооружённых сил Японии на более качественный уровень, по мнению автора, может быть недостаточно быстрым. Это может сказаться на планировании США своих операций в регионе и даже создать брешь в обороне. Поэтому Вашингтону необходимо и дальше давить на Токио, связать условия оказания военной помощи со стороны США с ещё большим увеличением военных расходов в будущем.

17. Jennifer Kavanagh. Japan’s New Defense Budget Is Still Not Enough. Carnegie Endowment for International Peace. 08.02.2023. Available at: >>> (accessed 14.02.2023).
15 Из-за значительного инвестиционного дефицита, сложившегося на протяжении десятилетий, когда Япония не вкладывалась в развитие оборонного сектора, планируемое увеличение бюджета не представляет ощутимого эффекта. Малое количество боеприпасов, старая инфраструктура, устаревшие возможности для воздушных и морских перевозок, недостаточное количество личного состава стали последствиями низких расходов Японии на оборону. Для того чтобы преодолеть подобные проблемы, нужны дополнительные средства и время. По мнению Каваны, ещё пять лет и 2% ВВП сверх уже упомянутых 2%. Однако такие траты могут встретить критику со стороны общества и политических кругов Японии. Токио также потребуется построить или приобрести обширный и дорогостоящий набор модернизированных и передовых систем вооружений и инфраструктуры для обороны своей страны.
16 Например, помимо ранее упомянутых «Томагавков», указываются противокорабельные ракеты Тайп-12 (anti-ship missile Type-12) для усиления обороны против морских целей. Необходимы значительные запасы зенитных и противокорабельных боеприпасов, модернизация японского десантного потенциала, средств воздушных и морских перевозок. Также необходимо инвестировать в передовые кибернетические и космические технологии, в аэродромы, порты, автомагистрали, усиление группировки войск, базирующейся на юго-западе страны, создание новых командных структур, включая постоянный объединённый штаб. Требуются инвестиции в восстановление и реструктуризацию оборонно-промышленной базы для местного производства и экспорта вооружений.
17 Все перечисленные изменения упоминаются в контексте принятия на себя Японией обязательств по собственной обороне, однако данные обязательства неотрывно находятся в единой стратегии США в регионе, и обновлённая инфраструктура будет использоваться в первую очередь в интересах Вашингтона, а потом уже Токио.
18

Поездка Кисиды в Вашингтон была конечной точкой тура премьер-министра Японии по странам Группы семи (Group of Seven, G7). Он посетил пять стран в преддверии саммита лидеров в мае этого года. Премьер-министр Японии достиг знаменательного соглашения с Великобританией в области обороны. Теперь обе страны будут организовывать совместные учения по развёртыванию войск на территории обоих государств18.

18. Rhyannon Bartlett-Imadegawa and Yusuke Nakajima. Japan and U.K. sign landmark defense cooperation treaty. Nikkei Asia. 11.01.2023. Available at: >>> (accessed 01.02.2023).
19 Также Кисида обратился к США с призывом вернуться к проекту Транстихоокеанского партнёрства, ТТП (Trans-Pacific Partnership, TPP). Он отметил, что даже успешная Индо-Тихоокеанская экономическая структура не сможет удовлетворить региональные потребности во всеобъемлющем экономическом взаимодействии. Либерализация торговли является одним из камней преткновения, из-за которого США и Япония не смогли действовать слаженно и синхронно. Их более тесное сотрудничество в области обороны и дипломатии только сильнее подчёркивает этот контраст. По мнению американских экспертов, призыв вновь обратиться к ТТП обусловлен тем, что японский премьер-министр осуществил подвиг, преодолел давнее табу на преобразования в оборонной сфере, а именно увеличил расходы, и теперь он требует того же самого и от американского президента, подтвердить своё лидерство в сфере торговли. Однако, во время своего визита в Вашингтон, премьер-министр Японии ни разу не упомянул о готовности Токио усилить экспортный контроль в отношении Пекина. Наоборот, он подтвердил, что поддержание открытой системы свободной торговли остаётся последним непреодолённым рубежом в двустороннем альянсе.
20

Стоит также упомянуть визит генерального секретаря Североатлантического альянса Столтенберга в Токио в начале 2023 года. Япония в совместном итоговом заявлении подчеркнула о желании поднять отношения с организацией на более высокий уровень19. Обсуждалось сотрудничество в таких областях, как обмен развединформацией, кибербезопасность и космос. Будет осуществляться отправка специалистов силовых и других государственных ведомств Японии в НАТО для изучения технологий, особенно Токио заинтересовал опыт проведения так называемых гибридных операций. Они сочетают в себе разведку с активным использованием киберпространства. Была достигнута договорённость о подготовке соглашения о развитии сотрудничества по противодействию киберугрозам, защите морских путей и об участии в качестве наблюдателей в военных учениях. Данный документ войдёт в ныне действующую Индивидуальную программу партнёрства и сотрудничества между Японией и НАТО (Individual Partnership and Cooperation Program between Japan and NATO, IPCP). Премьер-министр Кисида также заявил, что в течение 2023 г. Япония создаст базу для постоянного дипломатического представительства при НАТО. На данный момент на стадии согласования находится документ о периодическом участии представителей силовых ведомств Японии в заседаниях НАТО, а также встречах с министрами обороны альянса20.

19. Joint Statement. North Atlantic Treaty Organization. 31.01.2023. Available at: >>> (accessed 01.03.2023).

20. Гамза Л.А. 08.02.2023. НАТО усиливает проникновение в Восточную Азию. ИМЭМО РАН. Электронный доступ: >>> (дата обращения 01.03.2023).
21

В рамках проведённых военных ролевых игр в конце января 2023 г. Фондом мира Сасакавы (Sasakawa Peace Foundation) по защите Тайваня от китайского вторжения, японцы пришли к выводу, что им удастся совместно с США защитить остров, однако с колоссальными потерями21. Пик кризиса, по расчётам американских и японских специалистов, придётся на 2026 год. В 2025 г., по их мнению, баланс сил в Тихом океане перейдёт на сторону Китая, что станет условием усиления конфронтации государств вокруг Тайваня. Данные игры отражают новые реалии, в которых видит себя Япония, её непосредственное участие и влияние в разрешении конфликта. Теперь японские силы самообороны не просто обеспечивают поддержку американских войск в сфере логистики, а выступают в роли непосредственного участника вооружённого противостояния. Подобное видение укладывается в формат преобразований, отражённых в новой военной доктрине Японии. По итогам игр сделаны рекомендации, что к 2026 г. необходимо подготовиться значительно лучше во избежание будущих потерь, а значит, произойдёт активизация приготовлений в области обороны и увеличение военных расходов. Данные меры вызовут у Китая ещё больше озабоченностей и повысят риск напряжённости в регионе.

21. Raul Dancel. War game shows US, Japan rolling back Chinese invasion of Taiwan, but at terrible cost. The Strait Times. 24.02.2023. Available at: >>> (accessed 01.03.2023).
22

Экономическая политика Токио как ориентир для возможных преобразований в США

 

Политика японского правительства по улучшению экономических позиций страны на мировой арене, по укреплению национальных экономических интересов приковывает особое внимание. Изначально она была задумана Либерально-демократической партией в 2019 г., а стратегия действий опубликована в 2020 г., внедрение её осуществлялось на протяжении следующих двух лет22. Она в себя включает обеспечение устойчивости цепочек поставок, продвижение и развитие ведущих отраслей будущего и вовлечение корпоративного сектора. Особенно важным элементом экономической политики государства является реорганизация правительства под её нужды для предотвращения каких-либо угроз. США относительно недавно стали осознавать все риски и угрозы национальной безопасности из-за экономической зависимости от Китая, и Япония способна своим примером продемонстрировать альтернативные пути развития.

22. David E. Adler. Why ‘Economic Security’ Became Magic Words in Japan. Foreign Policy. 20.01.2023. Available at: >>> (accessed 06.02.2023).
23 Понятие экономической безопасности в Японии до конца ещё не оформлено и имеет несколько трактовок. В основном оно включает в себя призывы к изменению структуры, диверсификации цепочек поставок или содействие росту критически важных отраслей. Многие из этих отраслей промышленности имеют двойное назначение: как для гражданского, так и для военного применения. Впервые за 10 лет в обновлённой Стратегии национальной безопасности даже содержится целый раздел, посвящённый продвижению политики экономической безопасности. Китай напрямую не упоминается, но затрагивается вопрос обеспечения независимости от третьих стран в ключевых отраслях. Политика Китая является одним из основополагающих ориентиров для изменений в стратегии Японии. Вторым является развитие критически важных технологий, квантовые вычисления, беспилотные летательные аппараты – всё, что может использоваться по двойному назначению.
24 Изменения в экономической политике Японии начались ещё при правительстве Синдзо Абе, затем Ёсихидэ Суго сформулировал 16 областей, над которыми необходимо работать Токио для обеспечения и улучшения экономической безопасности. Многие из них были перенесены в стратегию администрации Кисиды. Преобразования в правительстве обусловили появление должности министра экономической безопасности в кабинете премьер-министра, экономического отдела в Секретариате национальной безопасности, который отвечает за координацию политики в экономической сфере. Были созданы специализированные отделы экономической безопасности в других крупных министерствах.
25 Во многом новые шаги в области экономической безопасности служат оживлению экономики страны, которая находилась в стагнирующем состоянии на протяжении десятилетия. Для США экономическая безопасность связана с технологической конкуренцией с Китаем, для Японии это понятие несколько шире. Во многом экономическая безопасность затрагивает внутреннюю экономику, заставляет задуматься Токио о мерах для обеспечения конкурентоспособности страны на мировой арене. Частный сектор стимулируется для участия в инициативах по обеспечению экономической безопасности при помощи различных субсидий.
26 Политика Японии носит комплексный характер в отношении экономической безопасности, однако ещё слишком рано говорить о её результатах. Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром Японии, и многие её компании до сих пор работают именно там. Но заметны некоторые успехи Токио в области редкоземельных элементов, поскольку страна инвестировала в новых поставщиков и стала заниматься переработкой материалов сама. За последнее десятилетие зависимость от Китая в этой области с 90% сократилось до 60%.
27

США на протяжении всего своего существования никогда не были экономически зависимы от третьих стран в производстве критических технологий. Так, у Соединённых Штатов не было взаимозависимости от Советского Союза во время противостояния двух блоков, американские кампании не отдавали производство и ключевые функции предпринимательской деятельности Японии или другим государствам, как они это сделали в случае с Китаем. Теперь США сталкиваются почти с равным себе конкурентом, от которого они сильно зависят. В Конгрессе стала чаще подниматься задача экономической безопасности, общественное мнение постепенно также начинает озвучивать данную проблему. Был предпринят ряд шагов по обеспечению безопасности страны в экономической области – введены тарифы на товары из Китая, стал осуществляться контроль экспорта критически важных технологий, особенно полупроводников. Президент Байден издал указ в сентябре 2022 г. о блокировке китайских инвестиций в технологии в США23, имели место обсуждения об исходящих инвестициях в технологический сектор стран, которые вызывают озабоченность со стороны Вашингтона24.

23. David E. Sanger. Biden Issues New Order to Block Chinese Investment in Technology in the U.S. The New York Times. 15.09.2022. Available at: >>> (accessed 07.02.2023).

24. John D. McKinnon. White House Weighs Order to Screen U.S. Investment in Tech in China, Other Countries. The Wall Street Journal. 08.09.2022. Available at: >>> (accessed 07.02.2023).
28 Пока что осознание необходимости действий по предотвращению зависимости от Китая не обусловило каких-либо действий в реорганизации правительства США, как это произошло в Японии. В США отсутствует координирующее агентство по экономической безопасности, как и должность министра соответствующей должности. Было предпринято много попыток на законодательном уровне создать новые механизмы финансирования для поддержки расширения масштабов и коммерциализации критически важных технологий, но многие из них потерпели неудачу. В основном чиновники правительств предыдущих администраций занимались финансами, а не производством. Мышление определялось ориентированностью на финансовые рынки, а не на обеспечение промышленной политики и производственной базы для конкуренции. Администрация Байдена взялась за преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности американского производства и, возможно, сможет почерпнуть опыт у японских коллег.
29

Сотрудничество США и Японии в Космосе

 

13 января 2023 г. США и Япония подписали документ о космическом партнёрстве, которое находилось в разработке на протяжении десяти лет. Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в мирных целях было подписано в штаб-квартире Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Во время подписания государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил, что «будущее в сфере космоса – взаимное сотрудничество» и что данное соглашение позволит двум государствам «идти дальше и узнавать больше»25.

25. US, Japan Sign Space Collaboration Agreement at NASA Headquarters. NASA. 14.01.2023. Available at: >>> (accessed 07.02.2023).
30 Подписание документа является ускорителем уже достигнутых ранее соглашений и продвижением двусторонних отношений США и Японии в области изучения космоса. Соглашение позволит гражданскому космическому сотрудничеству осуществлять космические исследования, перевозки и обеспечивать полёты. В итоге документ поможет быстрее наладить сотрудничество между гражданскими космическими программами обеих держав. В первую очередь это касается программы «Артемида» (Artemis), на участие в которой Япония подписалась одной из самых первых. Также существует проект «Лунные врата» (Lunar Gateway) по строительству орбитальной лунной исследовательской станции и поддержке будущих миссий на Марс. Помимо основных целей, указанных в программах данных проектов, возможно расширение исследований и разработок в области технологий предотвращения образования космического мусора.
31 У США и Японии есть существенный потенциал для совместной работы по смягчению угроз, создаваемых орбитальным космическим мусором на низкой околоземной орбите. Космический мусор представляет очень серьёзную, хроническую угрозу для космических держав, поскольку угрожает космическим аппаратам, спутникам и космонавтам (астронавтам). Орбитальный мусор сталкивается с объектом, запускается цепная реакция дальнейших столкновений и распространения мусора. Подобная реакция называется синдромом Кесслера. Она является опасным явлением, поскольку делает работу для космических держав на орбите по получению научных, технологических и экономических выгод крайне опасной.
32

Китай и Япония соперничают в рамках создания технологий по предотвращению образования космического мусора26. В 2021 г. Министерство обороны США в рамках своих Космических сил создало программу «Орбитал прайм» (Orbital Prime), чтобы побудить частный сектор сосредоточиться на исследованиях по устранению космического мусора27. Существует вероятность, что в рамках нового соглашения США и Япония объединят усилия на данном направлении.

26. Michelle Ye Hee Lee, Lily Kuo. For rivals Japan and China, the new space race is about removing junk. The Washington Post. 20.11.2022. Available at: >>>(accessed 07.02.2023).

27. Zhanna L. Malekos Smith. Going Farther Together: The U.S.-Japan Space Pact Is an Accelerator. Center for Strategic & International Studies. 02.02.2023. Available at: >>> (accessed 08.02.2023).
33

До сих пор существует много трений по поводу понимания термина «использование космоса в мирных целях». Подписанный государствами в ООН Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1966 года, или же Договор по космосу (Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies, Outer Space Treaty) не содержит никаких трактовок в отношении использования космоса в мирных целях28, лишь 4 статья Договора запрещает использовать определённые виды вооружений в космическом пространстве. Многие государства исходят из того, что мирная деятельность относится к неагрессивной, подразумевая научную деятельность, наблюдение, передачу разного рода сигналов. В июне 2020 г. Министерство обороны США приняло новую оборонно-космическую стратегию, где подчёркивались особые важность и необходимость в сотрудничестве с союзниками и партнёрами по обеспечению стабильности в космосе29. Позиции по мирному освоению космоса долгое время придерживалась Япония, однако в 2021 г. она дала старт программе о первой военно-космической эскадрильи для космических полётов, которая должна начать действовать уже в 2023 году30. В поддержку данной программы 17 января 2023 г. Япония получила от Космического командования США (U.S. Space Command) для своей Квазизенитной спутниковой системы (Quasi-Zenith Satellite System, QZSS) одну из двух запланированных конструкций поддержки полезной нагрузки для ведения разведки с расширенной возможностью космического наблюдения31. Для формирования многоуровневой и развитой системы обороны, которая включает и космос, Япония в течение предстоящих пяти лет собирается потратить около 8 трлн иен, а для усиления позиций в космической сфере военно-воздушные силы страны будут преобразованы в воздушные и космические силы самообороны32.

28. Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies. United Nations Office for Outer Space Affairs. Available at: >>> (accessed 08.02.2023).

29. Department of Defense Releases Defense Space Strategy. U.S. Department of Defense. 17.06.2020. Available at: >>> (accessed 08.02.2023).

30. Yuka Koshino. Japan’s new Space Domain Mission Unit and security in the Indo-Pacific region. International Institute for Strategic Studies. 01.05.2020. Available at: >>> (accessed 08.02.2023).

31. Space Force delivers first payload for Japan’s QZSS satellites. Lincoln Laboratory, Massachusetts Institute of Technology. 17.01.2023. Available at: >>> (accessed 08.02.2023).

32. Гамза Л.А. 28.12.2022. Новая Стратегия национальной безопасности Японии как инструмент интегрированного сдерживания Китая. ИМЭМО РАН. Электронный доступ: >>> (дата обращения 01.03.2023).
34 Используя расплывчатые формулировки и разные подходы к пониманию мирного освоению космоса, США предпринимают шаги по его милитаризации. В их понимании, использовать космос в мирных целях – это разумно им распоряжаться, и достижение этой цели через обеспечение национальной обороны путём дислокации новых военных разработок вполне укладывается в их парадигму. Новое соглашение может расширить сотрудничество США и Японии, создать потенциал для новых разработок в этом направлении.

References

1. Takahashi Kosuke. Japan’s Major Turning Point on Defense Policy. The Diplomat. 17.12.2022. Available at: https://thediplomat.com/2022/12/japans-major-turning-point-on-defense-policy/ (accessed 25.01.2023).

2. KN Pandita. China Puts Japan In The Midst Of ‘Most Severe’ Security Environment since WW2; Canada Too Bothered By Dragon. The Eurasian Times. 26.12.2022. Available at: https://eurasiantimes.com/china-puts-japan-in-the-midst-of-most-severe-security-environment/ (accessed 25.01.2023).

3. Jeffrey W. Hornung, Christopher B. Johnstone. Japan's Strategic Shift: Significant, but Implementation Hurdles May Await. RAND Corporation. 27.01.2023. Available at: https://www.rand.org/blog/2023/01/japans-strategic-shift-significant-but-implementation.html (accessed 30.01.2023).

4. Gamza L.A. 28.12.2022. Novaya Strategiya natsional'noj bezopasnosti Yaponii kak instrument integrirovannogo sderzhivaniya Kitaya. IMEhMO RAN. Ehlektronnyj dostup: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/japans-new-national-security-strategy-as-a-tool-for-chinas-integrated-deterrence (data obraschenie 01.03.2023).

5. Craig Kafura. For Kishida and Biden, a Stronger Japanese Defense Posture Is Only Half the Battle. The Diplomat. 11.01.2023. Available at: https://thediplomat.com/2023/01/for-kishida-and-biden-a-stronger-japanese-defense-posture-is-only-half-the-battle/ (accessed 30.01.2023).

6. Craig Kafura. American Support for US Bases in Japan at Record High. The Chicago Council on Global Affairs. 10.01.2023. Available at: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/american-support-us-bases-japan-record-high?utm_source=media&utm_campaign=ccs&utm_medium=email&utm_term=japan-survey (accessed 25.01.2023).

7. Craig Kafura, Toshihiro Nakayama, Naoko Funatsu, Takeshi Iida, Satoshi Machidori, Satoru Mori, Ryo Sahashi. Strong Partners: Japanese and US Perceptions of America and the World. The Chicago Council on Global Affairs. 29.03.2022. Available at: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/strong-partners-japanese-and-us-perceptions-america-and-world (accessed 25.01.2023).

8. Welcoming Japan’s New National Security Strategy, National Defense Strategy, and Defense Buildup Program. U.S. Department of State. 16.12.2022. Available at: https://www.state.gov/welcoming-japans-new-national-security-strategy-national-defense-strategy-and-defense-buildup-program/ (accessed 30.01.2023).

9. Joshua Keating. Why Germany and Japan are rebuilding their military power 8 decades after World War II. GRID. 20.12.2022. Available at: https://www.grid.news/story/global/2022/12/20/why-germany-and-japan-are-rebuilding-their-military-power-8-decades-after-world-war-ii/ (accessed 30.01.2023).

10. Dina Smeltz, Craig Kafura. Americans Favor Aiding Taiwan Against China. The Chicago Council on Global Affairs. 11.08.2022. Available at: https://globalaffairs.org/research/public-opinion-survey/americans-favor-aiding-taiwan-against-china (accessed 30.01.2023).

11. Zack Cooper and Eric Sayers. Japan’s Shift to War Footing. War on the Rocks. 12.01.2023. Available at: https://warontherocks.com/2023/01/japans-shift-to-war-footing/ (accessed 31.01.2023).

12. Readout of Secretary Mayorkas’s Meeting with Japanese Minister Nishimura. U.S. Department of Homeland Security. 06.01.2023. Available at: https://www.dhs.gov/news/2023/01/06/readout-secretary-mayorkass-meeting-japanese-minister-nishimura (accessed 31.01.2023).

13. Mireya Solís. As Kishida meets Biden, what is the state of the US-Japan alliance? Brookings. 20.01.2023. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2023/01/20/as-kishida-meets-biden-what-is-the-state-of-the-us-japan-alliance/ (accessed 31.01.2023).

14. Rieko Miki. Japan, U.S. extend security treaty into space to protect satellites. Nikkei Asia. 12.01.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Japan-U.S.-extend-security-treaty-into-space-to-protect-satellites (accessed 31.01.2023).

15. Japan MOD Sign Technology and Security of Supply Arrangements. U.S. Department of Defense. 12.01.2023. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3267110/dod-japan-mod-sign-technology-and-security-of-supply-arrangements/ (accessed 31.01.2023).

16. Prime Minister Kishida’s Speech at the Johns Hopkins University School of Advanced International Studies (SAIS). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 13.01.2023. Available at: https://www.mofa.go.jp/na/na1/us/page4e_001321.html (accessed 01.02.2023).

17. Jennifer Kavanagh. Japan’s New Defense Budget Is Still Not Enough. Carnegie Endowment for International Peace. 08.02.2023. Available at: https://carnegieendowment.org/2023/02/08/japan-s-new-defense-budget-is-still-not-enough-pub-88981 (accessed 14.02.2023).

18. Rhyannon Bartlett-Imadegawa and Yusuke Nakajima. Japan and U.K. sign landmark defense cooperation treaty. Nikkei Asia. 11.01.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Indo-Pacific/Japan-and-U.K.-sign-landmark-defense-cooperation-treaty (accessed 01.02.2023).

19. Joint Statement. North Atlantic Treaty Organization. 31.01.2023. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_211294.htm (accessed 01.03.2023).

20. Gamza L.A. 08.02.2023. NATO usilivaet proniknovenie v Vostochnuyu Aziyu. IMEhMO RAN. Ehlektronnyj dostup: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/nato-steps-up-penetration-into-east-asia (data obrascheniya 01.03.2023).

21. Raul Dancel. War game shows US, Japan rolling back Chinese invasion of Taiwan, but at terrible cost. The Strait Times. 24.02.2023. Available at: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/war-game-shows-us-japan-rolling-back-chinese-invasion-of-taiwan-but-at-terrible-cost (accessed 01.03.2023).

22. David E. Adler. Why ‘Economic Security’ Became Magic Words in Japan. Foreign Policy. 20.01.2023. Available at: https://foreignpolicy.com/2023/01/20/japan-china-economic-security-strategic-threat/ (accessed 06.02.2023).

23. David E. Sanger. Biden Issues New Order to Block Chinese Investment in Technology in the U.S. The New York Times. 15.09.2022. Available at: https://www.nytimes.com/2022/09/15/us/politics/biden-china-tech-executive-order.html (accessed 07.02.2023).

24. John D. McKinnon. White House Weighs Order to Screen U.S. Investment in Tech in China, Other Countries. The Wall Street Journal. 08.09.2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/white-house-weighs-order-to-screen-u-s-investment-in-tech-in-china-other-countries-11662674581 (accessed 07.02.2023).

25. US, Japan Sign Space Collaboration Agreement at NASA Headquarters. NASA. 14.01.2023. Available at: https://www.nasa.gov/press-release/us-japan-sign-space-collaboration-agreement-at-nasa-headquarters (accessed 07.02.2023).

26. Michelle Ye Hee Lee, Lily Kuo. For rivals Japan and China, the new space race is about removing junk. The Washington Post. 20.11.2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/2022/11/20/japan-china-space-junk-removal-compete/ (accessed 07.02.2023).

27. Zhanna L. Malekos Smith. Going Farther Together: The U.S.-Japan Space Pact Is an Accelerator. Center for Strategic & International Studies. 02.02.2023. Available at: https://www.csis.org/analysis/going-farther-together-us-japan-space-pact-accelerator (accessed 08.02.2023).

28. Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies. United Nations Office for Outer Space Affairs. Available at: https://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/spacelaw/treaties/introouterspacetreaty.html (accessed 08.02.2023).

29. Department of Defense Releases Defense Space Strategy. U.S. Department of Defense. 17.06.2020. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/2223539/department-of-defense-releases-defense-space-strategy/ (accessed 08.02.2023).

30. Yuka Koshino. Japan’s new Space Domain Mission Unit and security in the Indo-Pacific region. International Institute for Strategic Studies. 01.05.2020. Available at: https://www.iiss.org/blogs/military-balance/2020/05/japan-space-domain-mission-unit-security (accessed 08.02.2023).

31. Space Force delivers first payload for Japan’s QZSS satellites. Lincoln Laboratory, Massachusetts Institute of Technology. 17.01.2023. Available at: https://www.ll.mit.edu/news/space-force-delivers-first-payload-japans-qzss-satellites (accessed 08.02.2023).

32. Gamza L.A. 28.12.2022. Novaya Strategiya natsional'noj bezopasnosti Yaponii kak instrument integrirovannogo sderzhivaniya Kitaya. IMEhMO RAN. Ehlektronnyj dostup: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/japans-new-national-security-strategy-as-a-tool-for-chinas-integrated-deterrence (data obrascheniya 01.03.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate