The Russian Arctic in the Modern World: Economic Security
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Russian Arctic in the Modern World: Economic Security
Annotation
PII
S207054760025010-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yulia Govorova 
Occupation: applicant for the degree of candidate of economic sciences
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article examines economic security, priority economic directions, challenges and threats of the Russian Arctic in the modern world. The increasing global attention to the Arctic region in the modern world has intensified rivalry, competition for access to Arctic resources between states. The analysis of the regulatory and geopolitical dimension of the US policy in the Arctic is carried out.

Keywords
Arctic zone, Russia, Russian Arctic, priority areas, natural resources, economic security, economic aspect, dimensions of U.S. policy in the Arctic
Received
28.02.2023
Date of publication
06.04.2023
Number of purchasers
13
Views
312
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

Важнейшей экономической проблемой XXI века являются международные отношения вокруг Арктики. Повышающееся мировое внимание к Арктическому региону в современном мире обусловлено тем, что данная территория является потенциальным источником природных ресурсов и коммуникационным пространством, объектом управления арктических государств, предметом регулирования международного права.

2 Изменения природно-климатических условий открыли перспективы новых возможностей и тем самым обострили соперничество, конкуренцию между государствами региона за доступ к арктическим ресурсам. А также усилили стремление всё большего количества стран принять участие в распределении ресурсов. Приход в Арктику всех заинтересованных государств ведёт к существенному росту рисков и угроз, противодействие которым требует, как индивидуальных усилий арктических стран, так и принятия коллективных мер безопасности.
3 Арктика – геополитическое, социально-экономическое, социокультурное, этническое пространство вокруг Северного полюса. В соответствии с нормами современного международного права, эта территория находится под управлением арктических и приарктических государств. К Арктическому региону относятся восемь государств: Россия, США, Дания, Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия.
4 Внешнеполитические и внешнеэкономические устремления России направлены на возможность развития сотрудничества с международными партнёрами в Арктическом регионе, являющемся связующим звеном между такими мировыми геополитически важными центрами, как Европа, Россия и т.д.
5 Актуальными проблемами социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации являются: создание условий для вовлечение инвестиций в эти регионы, расширение активной предпринимательской деятельности в Арктике, повышение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока энергетической безопасности, создание и внедрение стратегической составляющей развития инфраструктуры транспорта в арктической зоне РФ, применение, использование инноваций в технологические и проектные решения добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечение экономической безопасности Арктики при пользовании недрами.
6 Актуальными задачами развития Российской арктической зоны для привлечения инвестиций в проекты её развития являются поддержка устойчивого социально-экономического развития и освоения Арктики, активизация на основе цифровизации экономики научно-технической деятельности и инновационного развития северных регионов, использование отечественных технологий в области строительства на арктической территории РФ, производство и применение транспортных средств повышенной проходимости и грузоподъёмности, активное внедрение малой авиации, радиоэлектроники, медицины и др.
7 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике – стратегическое планирование по обеспечению национальной безопасности России, направления и способы реализации государственной политики РФ в этом регионе утверждены 5 марта 2020 г. президентом России В.В. Путиным в Указе «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».
8

В Указе президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (В редакции Указа президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 № 651) отмечается «комплексное обеспечение безопасности от Мурманска до Анадыря», бесперебойное обеспечение стратегическим сырьём, функционирование транспортных коридоров Архангельск – европейская часть страны, Анадырь – Камчатка – Сахалин – Владивосток1.

1. Указ президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (В редакции Указа президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 № 651) >>> (дата обращения: 25.12.2022).
9

Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г., подписанный президентом РФ В.В. Путиным 2 мая 2014 г., относит сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми) к сухопутным территориям арктической зоны. Также туда вошли городской округ Норильск, ряд территорий Архангельской области, включая муниципальное образование город Архангельск, северные территории Красноярского края, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые улусы Якутии2. Ранее, данные географические объекты были объявлены территорией Советского Союза (Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г.). Кроме того, в данном документе изложены основные направления государственной политики РФ в Арктике и стратегии развития северных территорий государства.

2. Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г. (дата обращения: 22.03.2023).
10 Следует отметить, что Постановлением правительства Российской Федерации от 30.10.2021 г. № 1877 утверждены стратегические приоритеты, относящиеся к сфере реализации комплексной государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
11 Постановлением правительства Российской Федерации № 1694 от 27 сентября 2022 г., вступившим в силу 15.10.2022 г., в некоторые акты правительства были внесены изменения. Так, отмечено, что реализация планов социального развития центров экономического роста регионов, входящих в состав арктической зоны РФ, будет финансироваться из федерального бюджета.
12 Природные ресурсы Арктики и северных территорий, не имеющие альтернативы добычи стратегически важных видов сырья и топлива в других регионах, играют важную роль в экономике Российской Федерации.
13

В.В. Путин отметил, что Арктика и северные территории являются объектом интересов России, поэтому страна будет активно развивать этот регион и уже в ближайшие десятилетия будет «прирастать» Арктикой и территориями Севера. Более 70% территории РФ находится в северных широтах, поэтому освоение Арктики – будущее России.

14

В настоящее время арктические и субарктические районы России, создают ВВП не менее 10% и приблизительно 20% объёма экспорта при существенном потенциале роста абсолютных показателей. Особую значимость имеет добыча полезных ископаемых: добыча всей российской нефти составляет – 17%, природного газа – 80%, рыбы – около трети. Континентальный шельф является стратегическим запасом минерально-сырьевой базы с разведанными запасами3.

3. Журавель В. П., Синчук Ю. В. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития // Управление инновационным развитием арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е. Н. Богданова, И. Д. Нефедова. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство» (Архангельск). 2017.
15 Северный морской путь (СМП) – маршрут перевозки сырьевой продукции и товаров. В 2021 г. по транспортной магистрали было доставлено 33,5 млн т грузов (рекорд), из них на сжиженный природный газ (СПГ) и газоконцентрат пришлось более 50%. Объём перевозок в перспективе планируется довести в 2024 г. до 80 млн т, а в 2030 г. – до 110 млн т (за счёт нефтяных проектов и каботажных рейсов).
16 Арктическая территория РФ, оптимальное использование СМП являются стратегическими ресурсами развития экономики РФ. Реализация программы развития Арктики создаёт для экономики благоприятные условия эффективного развития экономической, научно-технической, социальной и образовательной инфраструктуры.
17 Активное участие России в национальных и мировых экономических процессах на арктической территории предполагает развитие производственных комплексов, создание развёрнутой инфраструктуры (с транспортными коммуникациями, энергетическими сетями, газо- и нефтепроводами, телекоммуникациями), наличие и достаточное количество морских портов, открытых для Мирового океана (незамерзающих, в западной части), доступность трансграничных транспортных коридоров.
18 Реализация программы развития Арктики создаст благоприятные условия для эффективного развития экономики, социальной сферы, научно-технической и образовательной инфраструктуры.
19

В современной экономике Российской Арктики многочисленные вызовы связаны с повышением затрат на производство и обеспечение жизни на Севере, со значительной степенью износа основных фондов; с отрицательными демографическими и миграционными тенденциями, с несовершенством законодательства в сфере науки и инноваций, с кадровой проблемой4.

4. Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. – Северодвинск: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство», 2017. – 759 с. – ISBN 978-5-98450-539-0. – EDN XMIFVJ.
20

Внешние и внутренние вызовы для Российской Арктики в 2020–2021 гг. связаны с: эпидемией коронавируса ковид-19; конфликтностью арктического пространства; функционированием Северного морского транспортного коридора (СМТК); проблемами социальной устойчивости и сплочённости населения Российской Арктики; вопросами этнокультурными, инфраструктурными, экологическими; потребностью замены прежнего названия арктическая зона Российской Федерации на новое – Российская Арктика, и другими5.

5. Арктический вызов время лучших. Арктический Вызов . Российская Газета.18 ноября 2014 г.
21 На начало специальной военной операции для Российской Арктики данные вопросы хоть и подверглись изменениям, но по-прежнему актуальны.
22 В современный период экономическая безопасность Российской Арктики подвергается новым многочисленным и целенаправленным вызовам и угрозам, которые обусловлены противоборством России и стран Запада, которые во главе с США активизировались по ряду направлений наращивания своего присутствия в Арктике – политического, экономического и военного.
23 Российская Арктика – составная часть современной мировой Арктики, в которой все процессы решаются с учётом международных тенденций и нормативных актов, развития взаимовыгодного сотрудничества и норм национального права арктических государств5.
24 Изменение геополитического статуса исследуемого морского региона, связанного с уменьшением ледового покрова, который наблюдается особенно активно в последние годы, уже привело к расширению и осуществлению различных видов предпринимательской деятельности. Труднодоступные ранее территории в связи с изменившимися погодными условиями, вследствие глобального потепления в мире, привлекают особое внимание. Воды региона становятся доступными для хозяйственной деятельности все больше времени в течение года. Активно проводится в последние годы разведка недр Арктики, богатых на месторождения разнообразных полезных ископаемых, особенно энергоносителей.
25 Глобальное потепление и таяние льдов высокими темпами может вызвать обострение между Россией и конкурирующими странами Северного морского транспортного коридора, что, по прогнозам, приведёт в 2045 г. к возможной безледокольной проводки судов в арктической зоне. И, как следствие, в регионе стремительно вырастет исследовательская, коммерческая, военная активность иностранных государств, которая повлияет на международные отношения.
26 Возникновение новых «центров экономической силы», таких как Китай, могут создать новые очаги напряжённости и стать постоянной угрозой военных конфликтов (данный процесс усиливается существующим неравенством – более половины мировых ресурсов потребляет – 15% населения). Современный Китай создаёт мощный ледокольный флот, реализуя программу комбинированного присутствия: экономического освоения пространства и применения морской силы.
27 Основа развития Российской Арктики связана с состоянием глобальной экономики, с усилением смысла национальных интересов и значения национальной экономической безопасности как в мировом пространстве, так и в данном регионе, с негативными процессами – появлением бесчисленных очагов напряжённости, ростом миграции. Вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Арктики обусловлены противоборством России и стран Запада. НАТО во главе с США активизировались по ряду направлений наращивания присутствия в Арктике (политического, экономического и военного).
28 Усиление милитаризации Арктики, рост рисков безопасности в регионе возможен в связи с вступлением Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Например, для Швеции и Финляндии, РФ не создаёт непосредственной угрозы, но США планируют перенести своё противостояние с Россией в Арктику, изменить приоритеты политики в Арктическом регионе благодаря новым членам НАТО. Так, призыв создания в США поста посла по вопросам Арктики должно усилить позиции Америки («у западных стран нет оборонной стратегии действий в Арктике»).
29 Специальная военная операция Российской Федерации по защите Донбасса против нацистов и неонацистов Украины осложнила международные отношения, которые для РФ приобрели характер цивилизационных вызовов, распространения в мире русофобии.
30 Вызовы и угрозы для России, в частности для Арктики, на данный момент обусловлены тем, что произошла трансформация политики «мягкой силы» в «жёсткую силу», которая связана с применением военного, экономического принуждения для коррекции поведения или интересов других политических сил. Странами НАТО во главе с США осуществляется гибридная война против России, с использованием сочетания скрытых операций, диверсий, кибервойны, оказание военной помощи и поддержки нацистской и неонацистской Украине.
31 Системное освоение Российской Арктики связано с решением важнейшей социально-экономической дилеммы – проблемы зависимости российской нефтегазовой отрасли от иностранных технологий и оборудования. Санкционная политика Запада сильно повлияла на выполнение поставленных задач.
32 США и Евросоюз осуществляют попытки нанесение вреда российской экономике принятием санкций против Российской Федерации:
33 запрет инвестиций в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также в добычу нефти, газа и минералов;
34 прекращение поставок оборудования для секторов, указанных выше, оказание для них финансовых и страховых услуг;
35 запрещение покупки более 250 наименований товаров, в частности, на полезные ископаемые минералы и углеводороды;
36 запрещены кредиты или приобретение доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями для европейских финансовых структур;
37 введение обязательства экспортёров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определённых видов энергетического оборудования и технологий в Россию;
38 запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике на глубоководном шельфе.
39 Принятием всё новых и новых санкций против России, из-за специальной военной операции на Украине США и Евросоюз пытаются развалить экономику России.
40 В ответ на санкции РФ проводит политику активного опережающего импортозамещения, предполагающего замену импортной продукции качественной отечественной, а также разработкой технологий для улучшения качества новых товаров.
41 Особенно изменилась мотивации деятельности США на Крайнем Севере. Это связано с введением основательной нормативно-правовой базы и стратегии США, с расширением сфер влияния в Арктическом регионе, что проявляется в ряде факторов.
42 Арктика имеет достаточно весомое экономическое, геополитическое и геостратегическое значение для США, учитывая следующие факторы: природно-ресурсный потенциал (залежи нефти и газа); транспортные и логистические маршруты (Северный морской путь), а также климатические изменения становятся объектом процессов милитаризации и противостояния между США и Россией.
43

США и остальные приарктические государства имеют разные юридические взгляды на статус региона. В первую очередь это связано с пересечением национальных интересов. Следует отметить, что США не подписали конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС)6.

6. Лукин Ю. Ф. Арктические вызовы России. Россия: общество, политика, история . 2022, вып. 2(2). С.59-87.
44 Энергетический фактор как элемент доступа кампаний США и других государств на разведку и добычу нефти и газа: снятие моратория на добычу нефти на Аляске, что обострило отношения США с Канадой и переориентировало американскую политику с климатически ориентированной, которая была приоритетной при администрации Б. Обамы к энергетической безопасности.
45 Арктический регион для США имеет стратегическое значение для поддержания безопасности. В связи тем, что силы стратегического сдерживания глобальной противоракетной обороны и раннего предупреждения находятся в арктической зоне.
46 США в последнее время активно развивают свою экономическую политику в Арктике, привлекая механизмы НАТО.
47 Официальные документы, которые положены в основу арктической политики Соединённых Штатов Америки, демонстрируют довольно амбициозные цели в регионе, которые является прямым отражением их внутренних интересов, прежде всего экономических. США стремятся добиться реализации принципа свободы навигации на Северном морском пути.
48

К числу цивилизационных вызовов России относится уход иностранных источников финансирования из нефтегазовых арктических компаний. Депривации российских нефтегазовых ресурсов – отказ Запада от их добычи в Заполярье, может привести к обострению вопросов о границах континентального шельфа и об использовании Северного морского пути. Решение данных вопросов напрямую связана с проходом военных судов США и стран НАТО7.

7. Синчук Ю.Ю., Синчук Ю.В. Российская Арктика: северный морской путь // Цивилизационные аспекты развития арктических регионов России. Материалы II научно-практической конференции: сборник статей. М.: Изд. Институт мировых цивилизаций . 2021. С. 477-485.
49 Современные угрозы, вызовы и санкции создают новую реальную опасность для Российской Арктики в XXI веке.
50 Социально-экономическая деятельность России в арктической зоне связана с получением прибыли и направлена на развитие транспорта, с разработкой месторождений природных ресурсов, с обеспечением экономической и в целом национальной безопасности Российской Федерации.

References

1. Ukaz prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 26 oktyabrya 2020 g. № 645 «O Strategii razvitiya arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii i obespecheniya natsional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda» (V redaktsii Ukaza prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 12 noyabrya 2021 № 651) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (data obrascheniya: 25.12.2022).

2. Ukaz № 296 «O sukhoputnykh territoriyakh Arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii» ot 02.05.2014 g. (data obrascheniya: 22.03.2023).

3. Zhuravel' V. P., Sinchuk Yu. V. Silovye struktury Rossii v Arktike: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Upravlenie innovatsionnym razvitiem arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii. Sbornik izbrannykh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Sostaviteli E. N. Bogdanova, I. D. Nefedova. Izdatel'stvo: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Konsul'tatsionnoe informatsionno-reklamnoe agentstvo» (Arkhangel'sk). 2017.

4. Upravlenie innovatsionnym razvitiem Arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii. Sbornik izbrannykh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Sostaviteli E.N. Bogdanova, I.D. Nefedova. – Severodvinsk: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Konsul'tatsionnoe informatsionno-reklamnoe agentstvo», 2017. – 759 s. – ISBN 978-5-98450-539-0. – EDN XMIFVJ.

5. Arkticheskij vyzov vremya luchshikh. Arkticheskij Vyzov. Rossijskaya Gazeta.18 noyabrya 2014 g.

6. Lukin Yu. F. Arkticheskie vyzovy Rossii. Rossiya: obschestvo, politika, istoriya. 2022, vyp. 2(2). S.59-87.

7. Sinchuk Yu.Yu., Sinchuk Yu.V. Rossijskaya Arktika: severnyj morskoj put' // Tsivilizatsionnye aspekty razvitiya arkticheskikh regionov Rossii. Materialy II nauchno-prakticheskoj konferentsii: sbornik statej. M.: Izd. Institut mirovykh tsivilizatsij. 2021. S. 477-485.

Comments

No posts found

Write a review
Translate