Российская Арктика в современном мире: экономическая безопасность
Российская Арктика в современном мире: экономическая безопасность
Аннотация
Код статьи
S207054760025010-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Говорова Юлия Юрьевна 
Должность: соискатель учёной степени кандидата экономических наук
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья рассматривает экономическую безопасность, приоритетные экономические направления, вызовы и угрозы Российской Арктике в современном мире. Повышающее мировое внимание к Арктическому региону в современном мире обострили соперничество, конкуренцию за доступ к арктическим ресурсам между государствами. Проведён анализ изменения нормативно-правового и геополитического статуса политики США в Арктике в современном мире.

Ключевые слова
арктическая зона, Россия, Российская Арктика, приоритетные направления, природные ресурсы, экономическая безопасность, экономический аспект, политика США в Арктике
Классификатор
Получено
28.02.2023
Дата публикации
06.04.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
308
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

Важнейшей экономической проблемой XXI века являются международные отношения вокруг Арктики. Повышающееся мировое внимание к Арктическому региону в современном мире обусловлено тем, что данная территория является потенциальным источником природных ресурсов и коммуникационным пространством, объектом управления арктических государств, предметом регулирования международного права.

2 Изменения природно-климатических условий открыли перспективы новых возможностей и тем самым обострили соперничество, конкуренцию между государствами региона за доступ к арктическим ресурсам. А также усилили стремление всё большего количества стран принять участие в распределении ресурсов. Приход в Арктику всех заинтересованных государств ведёт к существенному росту рисков и угроз, противодействие которым требует, как индивидуальных усилий арктических стран, так и принятия коллективных мер безопасности.
3 Арктика – геополитическое, социально-экономическое, социокультурное, этническое пространство вокруг Северного полюса. В соответствии с нормами современного международного права, эта территория находится под управлением арктических и приарктических государств. К Арктическому региону относятся восемь государств: Россия, США, Дания, Канада, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия.
4 Внешнеполитические и внешнеэкономические устремления России направлены на возможность развития сотрудничества с международными партнёрами в Арктическом регионе, являющемся связующим звеном между такими мировыми геополитически важными центрами, как Европа, Россия и т.д.
5 Актуальными проблемами социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации являются: создание условий для вовлечение инвестиций в эти регионы, расширение активной предпринимательской деятельности в Арктике, повышение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока энергетической безопасности, создание и внедрение стратегической составляющей развития инфраструктуры транспорта в арктической зоне РФ, применение, использование инноваций в технологические и проектные решения добычи и переработки полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечение экономической безопасности Арктики при пользовании недрами.
6 Актуальными задачами развития Российской арктической зоны для привлечения инвестиций в проекты её развития являются поддержка устойчивого социально-экономического развития и освоения Арктики, активизация на основе цифровизации экономики научно-технической деятельности и инновационного развития северных регионов, использование отечественных технологий в области строительства на арктической территории РФ, производство и применение транспортных средств повышенной проходимости и грузоподъёмности, активное внедрение малой авиации, радиоэлектроники, медицины и др.
7 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике – стратегическое планирование по обеспечению национальной безопасности России, направления и способы реализации государственной политики РФ в этом регионе утверждены 5 марта 2020 г. президентом России В.В. Путиным в Указе «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».
8

В Указе президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (В редакции Указа президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 № 651) отмечается «комплексное обеспечение безопасности от Мурманска до Анадыря», бесперебойное обеспечение стратегическим сырьём, функционирование транспортных коридоров Архангельск – европейская часть страны, Анадырь – Камчатка – Сахалин – Владивосток1.

1. Указ президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (В редакции Указа президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 № 651) >>> (дата обращения: 25.12.2022).
9

Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г., подписанный президентом РФ В.В. Путиным 2 мая 2014 г., относит сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми) к сухопутным территориям арктической зоны. Также туда вошли городской округ Норильск, ряд территорий Архангельской области, включая муниципальное образование город Архангельск, северные территории Красноярского края, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые улусы Якутии2. Ранее, данные географические объекты были объявлены территорией Советского Союза (Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г.). Кроме того, в данном документе изложены основные направления государственной политики РФ в Арктике и стратегии развития северных территорий государства.

2. Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г. (дата обращения: 22.03.2023).
10 Следует отметить, что Постановлением правительства Российской Федерации от 30.10.2021 г. № 1877 утверждены стратегические приоритеты, относящиеся к сфере реализации комплексной государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
11 Постановлением правительства Российской Федерации № 1694 от 27 сентября 2022 г., вступившим в силу 15.10.2022 г., в некоторые акты правительства были внесены изменения. Так, отмечено, что реализация планов социального развития центров экономического роста регионов, входящих в состав арктической зоны РФ, будет финансироваться из федерального бюджета.
12 Природные ресурсы Арктики и северных территорий, не имеющие альтернативы добычи стратегически важных видов сырья и топлива в других регионах, играют важную роль в экономике Российской Федерации.
13

В.В. Путин отметил, что Арктика и северные территории являются объектом интересов России, поэтому страна будет активно развивать этот регион и уже в ближайшие десятилетия будет «прирастать» Арктикой и территориями Севера. Более 70% территории РФ находится в северных широтах, поэтому освоение Арктики – будущее России.

14

В настоящее время арктические и субарктические районы России, создают ВВП не менее 10% и приблизительно 20% объёма экспорта при существенном потенциале роста абсолютных показателей. Особую значимость имеет добыча полезных ископаемых: добыча всей российской нефти составляет – 17%, природного газа – 80%, рыбы – около трети. Континентальный шельф является стратегическим запасом минерально-сырьевой базы с разведанными запасами3.

3. Журавель В. П., Синчук Ю. В. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития // Управление инновационным развитием арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е. Н. Богданова, И. Д. Нефедова. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство» (Архангельск). 2017.
15 Северный морской путь (СМП) – маршрут перевозки сырьевой продукции и товаров. В 2021 г. по транспортной магистрали было доставлено 33,5 млн т грузов (рекорд), из них на сжиженный природный газ (СПГ) и газоконцентрат пришлось более 50%. Объём перевозок в перспективе планируется довести в 2024 г. до 80 млн т, а в 2030 г. – до 110 млн т (за счёт нефтяных проектов и каботажных рейсов).
16 Арктическая территория РФ, оптимальное использование СМП являются стратегическими ресурсами развития экономики РФ. Реализация программы развития Арктики создаёт для экономики благоприятные условия эффективного развития экономической, научно-технической, социальной и образовательной инфраструктуры.
17 Активное участие России в национальных и мировых экономических процессах на арктической территории предполагает развитие производственных комплексов, создание развёрнутой инфраструктуры (с транспортными коммуникациями, энергетическими сетями, газо- и нефтепроводами, телекоммуникациями), наличие и достаточное количество морских портов, открытых для Мирового океана (незамерзающих, в западной части), доступность трансграничных транспортных коридоров.
18 Реализация программы развития Арктики создаст благоприятные условия для эффективного развития экономики, социальной сферы, научно-технической и образовательной инфраструктуры.
19

В современной экономике Российской Арктики многочисленные вызовы связаны с повышением затрат на производство и обеспечение жизни на Севере, со значительной степенью износа основных фондов; с отрицательными демографическими и миграционными тенденциями, с несовершенством законодательства в сфере науки и инноваций, с кадровой проблемой4.

4. Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. – Северодвинск: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство», 2017. – 759 с. – ISBN 978-5-98450-539-0. – EDN XMIFVJ.
20

Внешние и внутренние вызовы для Российской Арктики в 2020–2021 гг. связаны с: эпидемией коронавируса ковид-19; конфликтностью арктического пространства; функционированием Северного морского транспортного коридора (СМТК); проблемами социальной устойчивости и сплочённости населения Российской Арктики; вопросами этнокультурными, инфраструктурными, экологическими; потребностью замены прежнего названия арктическая зона Российской Федерации на новое – Российская Арктика, и другими5.

5. Арктический вызов время лучших. Арктический Вызов . Российская Газета.18 ноября 2014 г.
21 На начало специальной военной операции для Российской Арктики данные вопросы хоть и подверглись изменениям, но по-прежнему актуальны.
22 В современный период экономическая безопасность Российской Арктики подвергается новым многочисленным и целенаправленным вызовам и угрозам, которые обусловлены противоборством России и стран Запада, которые во главе с США активизировались по ряду направлений наращивания своего присутствия в Арктике – политического, экономического и военного.
23 Российская Арктика – составная часть современной мировой Арктики, в которой все процессы решаются с учётом международных тенденций и нормативных актов, развития взаимовыгодного сотрудничества и норм национального права арктических государств5.
24 Изменение геополитического статуса исследуемого морского региона, связанного с уменьшением ледового покрова, который наблюдается особенно активно в последние годы, уже привело к расширению и осуществлению различных видов предпринимательской деятельности. Труднодоступные ранее территории в связи с изменившимися погодными условиями, вследствие глобального потепления в мире, привлекают особое внимание. Воды региона становятся доступными для хозяйственной деятельности все больше времени в течение года. Активно проводится в последние годы разведка недр Арктики, богатых на месторождения разнообразных полезных ископаемых, особенно энергоносителей.
25 Глобальное потепление и таяние льдов высокими темпами может вызвать обострение между Россией и конкурирующими странами Северного морского транспортного коридора, что, по прогнозам, приведёт в 2045 г. к возможной безледокольной проводки судов в арктической зоне. И, как следствие, в регионе стремительно вырастет исследовательская, коммерческая, военная активность иностранных государств, которая повлияет на международные отношения.
26 Возникновение новых «центров экономической силы», таких как Китай, могут создать новые очаги напряжённости и стать постоянной угрозой военных конфликтов (данный процесс усиливается существующим неравенством – более половины мировых ресурсов потребляет – 15% населения). Современный Китай создаёт мощный ледокольный флот, реализуя программу комбинированного присутствия: экономического освоения пространства и применения морской силы.
27 Основа развития Российской Арктики связана с состоянием глобальной экономики, с усилением смысла национальных интересов и значения национальной экономической безопасности как в мировом пространстве, так и в данном регионе, с негативными процессами – появлением бесчисленных очагов напряжённости, ростом миграции. Вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Арктики обусловлены противоборством России и стран Запада. НАТО во главе с США активизировались по ряду направлений наращивания присутствия в Арктике (политического, экономического и военного).
28 Усиление милитаризации Арктики, рост рисков безопасности в регионе возможен в связи с вступлением Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Например, для Швеции и Финляндии, РФ не создаёт непосредственной угрозы, но США планируют перенести своё противостояние с Россией в Арктику, изменить приоритеты политики в Арктическом регионе благодаря новым членам НАТО. Так, призыв создания в США поста посла по вопросам Арктики должно усилить позиции Америки («у западных стран нет оборонной стратегии действий в Арктике»).
29 Специальная военная операция Российской Федерации по защите Донбасса против нацистов и неонацистов Украины осложнила международные отношения, которые для РФ приобрели характер цивилизационных вызовов, распространения в мире русофобии.
30 Вызовы и угрозы для России, в частности для Арктики, на данный момент обусловлены тем, что произошла трансформация политики «мягкой силы» в «жёсткую силу», которая связана с применением военного, экономического принуждения для коррекции поведения или интересов других политических сил. Странами НАТО во главе с США осуществляется гибридная война против России, с использованием сочетания скрытых операций, диверсий, кибервойны, оказание военной помощи и поддержки нацистской и неонацистской Украине.
31 Системное освоение Российской Арктики связано с решением важнейшей социально-экономической дилеммы – проблемы зависимости российской нефтегазовой отрасли от иностранных технологий и оборудования. Санкционная политика Запада сильно повлияла на выполнение поставленных задач.
32 США и Евросоюз осуществляют попытки нанесение вреда российской экономике принятием санкций против Российской Федерации:
33 запрет инвестиций в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также в добычу нефти, газа и минералов;
34 прекращение поставок оборудования для секторов, указанных выше, оказание для них финансовых и страховых услуг;
35 запрещение покупки более 250 наименований товаров, в частности, на полезные ископаемые минералы и углеводороды;
36 запрещены кредиты или приобретение доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями для европейских финансовых структур;
37 введение обязательства экспортёров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определённых видов энергетического оборудования и технологий в Россию;
38 запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике на глубоководном шельфе.
39 Принятием всё новых и новых санкций против России, из-за специальной военной операции на Украине США и Евросоюз пытаются развалить экономику России.
40 В ответ на санкции РФ проводит политику активного опережающего импортозамещения, предполагающего замену импортной продукции качественной отечественной, а также разработкой технологий для улучшения качества новых товаров.
41 Особенно изменилась мотивации деятельности США на Крайнем Севере. Это связано с введением основательной нормативно-правовой базы и стратегии США, с расширением сфер влияния в Арктическом регионе, что проявляется в ряде факторов.
42 Арктика имеет достаточно весомое экономическое, геополитическое и геостратегическое значение для США, учитывая следующие факторы: природно-ресурсный потенциал (залежи нефти и газа); транспортные и логистические маршруты (Северный морской путь), а также климатические изменения становятся объектом процессов милитаризации и противостояния между США и Россией.
43

США и остальные приарктические государства имеют разные юридические взгляды на статус региона. В первую очередь это связано с пересечением национальных интересов. Следует отметить, что США не подписали конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС)6.

6. Лукин Ю. Ф. Арктические вызовы России. Россия: общество, политика, история . 2022, вып. 2(2). С.59-87.
44 Энергетический фактор как элемент доступа кампаний США и других государств на разведку и добычу нефти и газа: снятие моратория на добычу нефти на Аляске, что обострило отношения США с Канадой и переориентировало американскую политику с климатически ориентированной, которая была приоритетной при администрации Б. Обамы к энергетической безопасности.
45 Арктический регион для США имеет стратегическое значение для поддержания безопасности. В связи тем, что силы стратегического сдерживания глобальной противоракетной обороны и раннего предупреждения находятся в арктической зоне.
46 США в последнее время активно развивают свою экономическую политику в Арктике, привлекая механизмы НАТО.
47 Официальные документы, которые положены в основу арктической политики Соединённых Штатов Америки, демонстрируют довольно амбициозные цели в регионе, которые является прямым отражением их внутренних интересов, прежде всего экономических. США стремятся добиться реализации принципа свободы навигации на Северном морском пути.
48

К числу цивилизационных вызовов России относится уход иностранных источников финансирования из нефтегазовых арктических компаний. Депривации российских нефтегазовых ресурсов – отказ Запада от их добычи в Заполярье, может привести к обострению вопросов о границах континентального шельфа и об использовании Северного морского пути. Решение данных вопросов напрямую связана с проходом военных судов США и стран НАТО7.

7. Синчук Ю.Ю., Синчук Ю.В. Российская Арктика: северный морской путь // Цивилизационные аспекты развития арктических регионов России. Материалы II научно-практической конференции: сборник статей. М.: Изд. Институт мировых цивилизаций . 2021. С. 477-485.
49 Современные угрозы, вызовы и санкции создают новую реальную опасность для Российской Арктики в XXI веке.
50 Социально-экономическая деятельность России в арктической зоне связана с получением прибыли и направлена на развитие транспорта, с разработкой месторождений природных ресурсов, с обеспечением экономической и в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Библиография

1. Указ президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (В редакции Указа президента Российской Федерации от 12 ноября 2021 № 651) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения: 25.12.2022).

2. Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г. (дата обращения: 22.03.2023).

3. Журавель В. П., Синчук Ю. В. Силовые структуры России в Арктике: состояние и перспективы развития // Управление инновационным развитием арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е. Н. Богданова, И. Д. Нефедова. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство» (Архангельск). 2017.

4. Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации. Сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составители Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. – Северодвинск: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационное информационно-рекламное агентство», 2017. – 759 с. – ISBN 978-5-98450-539-0. – EDN XMIFVJ.

5. Арктический вызов время лучших. Арктический Вызов. Российская Газета.18 ноября 2014 г.

6. Лукин Ю. Ф. Арктические вызовы России. Россия: общество, политика, история. 2022, вып. 2(2). С.59-87.

7. Синчук Ю.Ю., Синчук Ю.В. Российская Арктика: северный морской путь // Цивилизационные аспекты развития арктических регионов России. Материалы II научно-практической конференции: сборник статей. М.: Изд. Институт мировых цивилизаций. 2021. С. 477-485.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести