British national security challenges and USA factor
Table of contents
Share
QR
Metrics
British national security challenges and USA factor
Annotation
PII
S207054760023960-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Edition
Abstract

This article is devoted to the study of changes in the UK's defense and security policy in the light of changes in modern international relations. At the moment, the United Kingdom is facing drastic changes in a number of areas. This concerns, first of all, foreign policy, the economy, and the financial sphere. In turn, changes will inevitably occur in the field of defense and security, both in approaches and in their means of ensuring, taking into account the changing economic and political situation.

Keywords
Great Britain, the military-industrial complex, defense, security, defense and security policy
Received
09.11.2022
Date of publication
25.12.2022
Number of purchasers
6
Views
207
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

В 2021 году британское правительство опубликовало свой самый актуальный на текущий момент документ в области обороны и безопасности – Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security1. В этом обзоре впервые был декларирован радикальный поворот от угроз, которые имелись в приоритете ранее, к новым, на взгляд текущего политического и военного руководства, более актуальным.

1. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 2, 2021. Available at: >>> (accessed: 10.05.2022).
2

В документах предыдущих лет – обзорах и белых книгах2 – декларировались такие угрозы, как терроризм, киберугрозы, организованная преступность и пр. Все эти вызовы назывались гибридными. Другими словами, подобные опасности угрожают всей системе государственного функционирования при воздействии на хотя бы один из его элементов. В Белой книге 2010 г.3 авторы писали о том, что Соединённое Королевство находится в наибольшей опасности по отношению к гибридным вызовам, но абсолютно защищена от традиционных вызовов – военное вторжение, регулярное противостояние с традиционными военными державами и пр. Решение гибридного вида угроз британским руководством виделось в подготовке внутренней безопасности, спецслужб и сил быстрого реагирования для оперативной нейтрализации на значительном удалении от британских границ.

2. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015: Third Annual Report. Available at: >>> (accessed: 22.05.2022).

3. A Strong Britain in an Age of Uncertainty: The National Security Strategy. Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty. October 2010
3 Парадокс, сформулированный в Белой книге 2010 г., хотя и может показаться остроумным, но не был удачным, как это стало очевидно на фоне событий 2021–2022 гг. Тем не менее первым маркером несостоятельности британской оборонной стратегии стал Крымский кризис 2014 г., где впервые стало очевидно, что угроза может находиться в Европе. Во многом причиной тому послужила крайне рискованная политика Североатлантического альянса и расчёт на пассивность России в вопросах его расширения.
4 Подобным же сигналом стала конфронтация в Сирии и ввод российских войск и парамилитарных соединений в 2015 г. Кроме ослабления роли Лондона в решении региональных вопросах, которые ранее так или иначе находились в орбите интересов Соединённого Королевства, этот шаг имел более глобальные последствия – впервые после 1991 года в конфликты на Ближнем Востоке напрямую вмешивается третья сторона.
5 Последним решающим аргументом в пользу кризиса стратегии строительства обороны и безопасности Великобритании стала фактическая потеря контроля над большей частью территории Афганистана и чрезвычайно поспешный вывод войск летом 2021 г. Он знаменовал собой фактическую неспособность войск коалиции справиться с развивающейся и постоянно меняющейся организацией, такой как «Движение Талибан» (запрещена в Российской Федерации), которая и символизирует собой вышеупомянутые гибридные угрозы.
6 Вместе с тем специальная военная операция, начавшаяся 24 февраля 2022 г. совершенно явно показала уязвимость не только сугубо военного компонента британской политики обороны и безопасности, но и всех компонентов экономики и государственного строительства в силу вовлечённости Соединённого Королевства в мировую экономику. Несмотря на лишь опосредованную вовлечённость Лондона в конфликт, участие в нём несёт системную опасность для Великобритании.
7

В первую очередь, это вызвано недооценкой фактора экономики для обеспечения обороны и безопасности Соединённого Королевства – кроме непосредственно неприкосновенности стратегических объектов, в понимание безопасности Великобритании за предыдущие годы не вошло понятие «энергетическая безопасность». В результате чего Лондон столкнулся с серьёзнейшим финансовым экономическим, социальным, энергетическим и политическим кризисом, повлёкшим за собой отставку Лиз Трасс, находившейся на своём посту всего чуть более сорока дней4.

4. Мгновенный яд: как Лиз Трасс за месяц обрушила экономику Великобритании. Available at: >>> (accessed: 07.11.2022)
8

Нельзя не сказать, что чем дальше будет затягиваться конфликт, тем сложнее будет Великобритании преодолеть текущий кризис внутри страны и тем сложнее будет проводить свой внешнеполитический курс, основанный на расширении влияния за пределы традиционных сфер влияния. По планам 2021 г. предполагалось значительное расширение британского военного присутствия в регионе Индо-Пацифика,5 Карибского бассейна и Ближнего Востока6 и Восточной Европы (в частности Украины)7. Сомнения в возможности удержать такое количество регионов при крайне ограниченных средствах имели место ещё до начала СВО, в момент начала специальной операции на Украине на них можно совершенно точно поставить крест.

5. Hennings J. Global Britain in the Indo-Pacific. The Henry Jackson Society, May, 2018. 36 p. Available at: >>> (accessed: 07.11.2022).

6. British Empire 2.0? Defence Sec vows to put UK bases in Caribbean & Asia in post-Brexit expansion. December 30, 2018. Available at: >>> (accessed: 07.01.2021).

7. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 02, 2021. Available at: >>> (accessed: 10.05.2022)
9 Великобритания не в состоянии одновременно быть вовлечённой в опосредованное экономическое и военное противостояние с одной из ведущих военных держав мира и вести сколько-нибудь значимую экспансию в регионах, не принадлежащих к традиционным сферам влияния Лондона. Британские вооружённые силы не имеют достаточных средств для обеспечения присутствия, а экономика Соединённого Королевства – достаточного ресурса для длительного участия в опосредованном противостоянии в крупном конфликте.
10

Это касается британского оборонно-промышленного комплекса, который находится в кризисном состоянии, и в связи с серьёзными экономическими затруднениями. В связи с кризисным экономическим положением, ряд проектов – перспективный истребитель, строительство новых надводных кораблей – будет или серьёзно задержано, или заморожено, или вовсе отменено.

11 Другими словами, самостоятельная политика обороны и безопасности Соединённого Королевства находится в крайне сложном положении и напрямую зависит от военно-политических союзов, которые Великобритания выстраивает в своей внешней политике.
12

Выход Великобритании из Евросоюза ознаменовал новый период в системе международных связей Лондона. Соединённое Королевство теперь не может воспользоваться преимуществами членства в ЕС и главным оборонным союзом для него становится Североатлантический альянс, где Великобритания занимает одно из центральных мест8.

8. Ibidem.
13

Вместе с тем НАТО – не единственное оборонное объединение, где присутствует Великобритания. Примерами таких объединений служат «Пять глаз» (сообщество разведок Канады, Великобритании, США, Австралии и Новой Зеландии)9 и АУКУС (AUKUS), сравнительно новый военный союз в Индо-Тихоокеанском регионе, куда вошли Соединённое Королевство, США и Австралия10. Кроме того, существует ряд двусторонних договоров, таких как соглашения в Сен-Мало с Францией11, что также позволяет иметь определённый паллиатив функций, которые давало членство в Евросоюзе – в частности, взаимодействие по линии правоохранительных, таможенных органов и служб безопасности.

9. Canada and the Five Eyes Intelligence Community. Canadian International Council, December 2012. 14 p. Available at: >>> (accessed: 07.01.2022).

10. Joint Leaders Statement on AUKUS. Available at: >>> (accessed: 07.11.2022).

11. Joint Declaration issued at the British-French Summit (Saint-Malo, 4 December 1998). Available at: >>> (accessed: 07.11.2022).
14 Сотрудничество Лондона и Вашингтона на этом фоне представляет собой отдельную и совершенно особенную тему. Несмотря на все трения, которые исторически имели место между Соединёнными Штатами и Великобританией, их партнёрские отношения можно с полным правом назвать беспрецедентными.
15 В первую очередь, это стало возможным благодаря совместной работе в области хранения и использования ядерного вооружения – Великобритания использует американские арсеналы в Кингс-Бэй на Восточном побережье для хранения своих ракет-носителей ядерных боеголовок, а американские вооружённые силы рассматривают британские ВС (в частности, военно-морской флот) как неотъемлемую часть собственной системы обороны.
16 Наиболее явно эта синергия между вооружёнными силами США и Великобритании видна в области обеспечения разведывательных задач – до начала СВО американские и британские разведывательные самолёты поочередно дежурили в регионе Чёрного моря и уже в течение самой специальной военной операции посменно проводят разведку.
17 Следует отметить, что британские и американские вооружённые силы дополняют друг друга не только в сфере выполнения боевых задач, но и в логистике (американские самолёты и корабли могут воспользоваться британскими базами и наоборот) и тренинге союзных подразделений (так, например, британские инструкторы тренируют украинских военнослужащих, но снабжаются и оплачиваются косвенно из американского бюджета).
18 Следует также отметить крайне плотное взаимодействие британской и американской разведок, специальных служб и судебных органов, что очевидно на примере экстрадиции Джулиана Ассанжа.
19 Однако взаимодействие Соединённых Штатов и Великобритании в области обороны и безопасности не может нейтрализовать угрозы, которые стоят перед безопасностью двух стран в самом широком смысле – энергетической, финансовой, экономической, торговой и, наконец, социальной. Текущий экономический кризис серьёзно подрывает фундамент функционирования основных государствообразующих систем обеих держав – и Вашингтон, и Лондон уже столкнулись с серьёзнейшими вызовами, которые подрывают как оборонно-промышленный комплекс (поставки металлов, топлива, комплектующих и элементной базы для военной электроники), так и способность достигать внешнеполитические цели силовыми методами.

References

1. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 2, 2021. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/globalbritaininacompetitiveagetheintegratedreviewofsecuritydefencedevelopmentandforeignpolicy/globalbritaininacompetitiveagetheintegratedreviewofsecuritydefencedevelopmentandforeignpolicy (accessed: 10.05.2022).

2. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015: Third Annual Report. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/819613/NSS_and_SDSR_2015_Third_Annual_Report_-_FINAL__2_.pdf (accessed: 22.05.2022).

3. A Strong Britain in an Age of Uncertainty: The National Security Strategy. Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty. October 2010

4. Mgnovennyj yad: kak Liz Trass za mesyats obrushila ehkonomiku Velikobritanii. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/479639-mgnovennyj-ad-kak-liz-trass-za-mesac-obrusila-ekonomiku-velikobritanii (accessed: 07.11.2022)

5. Hennings J. Global Britain in the Indo-Pacific. The Henry Jackson Society, May, 2018. 36 p. Available at: https://henryjacksonsociety.org/wp-content/uploads/2018/05/Global-Britain-in-the-Indo-Pacific-WEB.pdf (accessed: 07.11.2022).

6. British Empire 2.0? Defence Sec vows to put UK bases in Caribbean & Asia in post-Brexit expansion. December 30, 2018. Available at: https://www.rt.com/uk/447799-british-empire-defence-sec-williamson/ (accessed: 07.01.2021).

7. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. July 02, 2021. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/globalbritaininacompetitiveagetheintegratedreviewofsecuritydefencedevelopmentandforeignpolicy/globalbritaininacompetitiveagetheintegratedreviewofsecuritydefencedevelopmentandforeignpolicy (accessed: 10.05.2022)

8. Ibidem.

9. Canada and the Five Eyes Intelligence Community. Canadian International Council, December 2012. 14 p. Available at: https://web.archive.org/web/20150910204519/http://www.cdfai.org.previewmysite.com/PDF/Canada%20and%20the%20Five%20Eyes%20Intelligence%20Community.pdf (accessed: 07.01.2022).

10. Joint Leaders Statement on AUKUS. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (accessed: 07.11.2022).

11. Joint Declaration issued at the British-French Summit (Saint-Malo, 4 December 1998). Available at: https://www.cvce.eu/obj/franco_british_st_malo_declaration_4_december_1998-en-f3cd16fb-fc37-4d52-936f-c8e9bc80f24f.html (accessed: 07.11.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate