Radical Leftist Latin American Regimes in Joe Biden's Foreign Policy
Table of contents
Share
QR
Metrics
Radical Leftist Latin American Regimes in Joe Biden's Foreign Policy
Annotation
PII
S207054760023922-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry M. Rozental 
Occupation: Docent
Affiliation:
Institute for Latin America of the the Russian Academy of Sciences
Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article is devoted to the attempts of the Joe Biden’s administration to normalize relations with the radical leftist regimes (Cuba, Venezuela and Nicaragua). At the same time, the negotiation process is complicated by bureaucratic and ideological difficulties. The purpose of the study is to identify key obstacles of the improving the interaction between Washington and the antagonist countries. The author will analyze the main trends in the foreign policy of the United States in the region, as well as the behavior of the governments of Latin American countries. The results of the investigation will contribute to a better understanding of inter-American relations and will determine the trajectory of the transformation of the White House's course in the Western Hemisphere. 

Keywords
USA, Venezuela, Cuba, Nicaragua, sanctions, international relations, Joe Biden, leftist regimes
Acknowledgment
The paper is written under financial support of the Russian Foundation of Basic Research. Project #20-014-00040 А Transformation of US Modern Policy in the Western Hemisphere: Regional Сonsequences and the Role of Global Actors.
Received
29.11.2022
Date of publication
25.12.2022
Number of purchasers
6
Views
375
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Пандемия COVID-19 и её последствия, а также сдвиг политического маятника в Латинской Америке влево значительно изменили контекст межамериканских отношений. В полной мере это отразилось на взаимодействии США со странами-антагонистами в Западном полушарии – Кубой, Венесуэлой и Никарагуа. На фоне социально-экономических проблем этих государств проявились признаки их заинтересованности в урегулировании противоречий с Вашингтоном.

2

В частности, Куба остро нуждается в финансовой помощи и инвестициях после значительного сокращения поставок нефти из Венесуэлы1. Сотрудничество с США могло бы компенсировать снижение этих поступлений. Между странами идут сложные переговоры, в ходе которых Вашингтон успел сделать ряд примирительных жестов. Произошло послабление ограничений, введённых при президенте Дональде Трампе. В первую очередь, они касались осуществления денежных переводов и совершения деловых поездок на остров2. Демонстративным шагом со стороны Белого дома стало выделение Гаване 2 млн долл. для борьбы с последствиями стихийного бедствия – урагана «Иэн»3.

1. Venezuela reduce un 40% el envío de barriles de petróleo a Cuba. 08.07.16. Available at: >>> (accessed 12.10.2022).

2. Biden Administration Measures to Support the Cuban People. 16.05.22. Available at: >>> n3924796 (accessed 19.11.2022).

3. EE. UU. ayudará a Cuba con dos millones de dólares tras huracán Ian. 19.10.22. Available at: >>> (accessed 02.11.2022).
3

Правительство кубинского лидера Мигеля Диас-Канеля, в свою очередь, стремится не провоцировать Вашингтон, снизить градус антиамериканской риторики. Тем не менее, Гавана настойчиво призывает администрацию Дж. Байдена к отмене оставшихся рестрикций4.

4. Cuba pide a Biden levantar sanciones de EE. UU. que sean de su facultad. 19.10.22. Available at: >>> . (accessed 09.11.2022).
4

Для Венесуэлы сближение с США является шагом по выходу из тяжёлого экономического и политического кризиса, в котором страна прибывает с 2013 года. Каракасу необходима финансовая помощь Вашингтона для восстановления нефтедобычи (в октябре 2022 г. её уровень упал до 534 тыс. баррелей в сутки5, в то время как в 2013 г. этот показатель составлял 2,9 млн6), а также урегулирования отношений с оппозицией.

5. Parraga M., Guanipa M. Venezuela's October oil exports tumble on weaker production. 02.11.22. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).

6. Vladimir's Venezuela» // Reuters Graphics. 11.08.2017. Available at: >>> . (accessed 09.11.2022).
5

С марта 2022 г. между Вашингтоном и Каракасом идут переговоры о возобновлении энергетических поставок7. Так, компания «Шеврон» (Chevron) получила разрешение на добычу нефти в Боливарианской Республике8. Стороны также сделали ряд дружественных шагов. Американское правосудие выпустило на свободу племянников супруги Николаса Мадуро, задержанных по обвинению в контрабанде наркотиков. Ответной мерой стало освобождение семи граждан США из тюремного заключения в Венесуэле9. Эти консультации де-факто означали и признание Белым домом политической реальности, при которой чавистское правительство контролирует процесс принятия решений в стране.

7. Spetalnick M. U.S. officials travel to Venezuela, a Russian ally, for talks – source. 06.03.22. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).

8. Fossum S. US provides Chevron limited authorization to pump oil in Venezuela after reaching humanitarian agreement. 26.11.2022. Available at: >>> (accessed 29.11.2022).

9. Venezuela frees seven Americans as part of the largest prisoner swap under Biden. 01.10.2022. Available at: >>> (accessed 21.11.2022).
6

Восстановление хороших отношений с Вашингтоном имеет особое значения для правительства Никарагуа. Её экономическое благополучие во многом базируется на взаимодействии с американскими финансовыми институтами10, между странами действует соглашение о свободной торговле. Долгое время им удавалось поддерживать и конструктивные политические контакты. Так, в латиноамериканском государстве функционировали Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) и Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy, NED).

10. Николаева Л.Б., Морозов Д.В., Калашников Н.В. Никарагуа: выборы в условиях кризиса // Латинская Америка. – 2021. – №8.– C. 22 – 37. DOI:  10.31857/S0044748X0015377-3
7

Разногласия между Манагуа и Вашингтоном произошли на фоне президентских выборов 2021 года. Их победитель, многолетний президент латиноамериканской страны Даниэль Ортега был обвинён в давлении на политических оппонентов11, при этом Белый дом выразил готовность к снижению интенсивности их экономического взаимодействия12. Вместе с тем в прессе прошла информация о том, что никарагуанская сторона зондирует почву на предмет улучшения отношений с США13.

11. EE.UU. critica "control total" de Daniel Ortega sobre Nicaragua. 13.04.22. URL: >>> (accessed 03.11.2022).

12. Psaledakis D., Spetalnick M. U.S. vows to review trade cooperation with Nicaragua if elections unfair. Reuters. 10.06.21. Available at: >>> (accessed 21.10.2022).

13. Spetalnick M. Nicaragua quietly seeks to re-engage with U.S. –sources. Reuters. 06.05.22. Available at: >>> (accessed 24.10.2022).
8

В свою очередь, готовность администрации Дж. Байдена к выстраиванию конструктивных отношений с леворадикальными режимами Латинской Америки объясняется стремлением Вашингтона усилить свои позиции в регионе, а также лишить крупных субъектов мировой политики (Россию и КНР) плацдарма для проникновения в своё ближнее зарубежье. Впрочем, несмотря на взаимную заинтересованность в нормализации, процесс урегулирования противоречий включает в себе множество сложностей и проблем. Страны продолжают использовать конфронтационную риторику14.

14. Андреев А.С., Розенталь Д.М. Левый регионализм в Латинской Америке: традиции и современность // Politbook. – 2021. - №1. - с.25-47
9 Таким образом, целью этой статьи является выявление специфики переговорного процесса между сторонами. Осмысление основных тенденций взаимодействия между Вашингтоном и леворадикальными режимами позволит лучше понимать современные межамериканские отношения, а также определить особенности трансформации политики Белого дома в Западном полушарии при президенте Дж. Байдене.
10

Контуры политики США в Западном полушарии

 

Специфику отношений США с леворадикальными режимами невозможно понять вне контекста внешней политики Вашингтона в Западном полушарии. Она определяется двумя направляющими, которые дополняют друг друга. Прежде всего, речь идёт о постоянстве задач в регионе, важнейшей из которых является вытеснение из него крупных субъектов мировой политики. Для этого Белый дом особое внимание уделяет странам-антагонистам (Венесуэле, Кубе и Никарагуа), способным стать плацдармом для проникновения в Латинскую Америку КНР, России, Ирана и Турции.

11

Речь во многом идёт о реализации принципов доктрины Монро. Несмотря на то что высокопоставленные политики в Соединённых Штатах не раз заявляли о готовности от неё отказаться15, практика свидетельствовала об обратном процессе. Начиная с администрации Барака Обамы, Белый дом методично возвращал утраченные при президенте Джордже Буше-младшем позиции в регионе16. При Дональде Трампе об актуальности документа 1823 г. заговорили с новой силой. Среди тех, кто выступал за возвращение к его принципам, оказались тогдашние государственный секретарь Рекс Тиллерсон17 и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон18.

15. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over'. 18 11.2013. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

16. Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2014. – №4. – С. 150-160.

17. Friedman M.P. Rex Tillerson en Texas, el retorno de la Doctrina Monroe. Available at: >>> (accessed 31.10.2022).

18. John Bolton and the Monroe Doctrine. 09.05.2019. Available at: at:  >>>  (accessed: 01.11.2022).
12 Вторая направляющая определяется внутриполитической ситуацией. Географическая близость Кубы, Венесуэлы и Никарагуа к США обостряет восприятие их общественных процессов в американском обществе. В этих условиях подход Белого дома к региону зависит от баланса сил в Конгрессе, настроений граждан, экономического благополучия в стране.
13

Так, нормализация отношений с Гаваной при Бараке Обаме началась тогда, когда в США эту идею поддерживали 60% американцев19. В тот же период предпринимались попытки улучшить отношения с Каракасом. Инициировались программы экономического и политического сотрудничества в Западном полушарии. В свою очередь, при Д. Трампе Белый дом оказывал давления на леворадикальные режимы, стремясь получить поддержку «ястребов» в истеблишменте и влиятельной кубинской диаспоры (среди её представителей известный сенатор Марко Рубио и член Палаты представителей Марио Диас-Баларт). Кроме того, нажим на Венесуэлу, Кубу и Никарагуа позволял республиканцам заручиться голосами значительной части латиноамериканского электората, в том числе в колеблющемся штате Флорида20.

19. Сударев В.П. Возможности и пределы гегемонии США в Латинской Америке // Латинская Америка. – 2019. – №11. – с. 6-14. DOI:  10.31857/S0044748X0006894-2

20. Кодзоев М.А-М, Калашников Н.В. // Куба – США: зигзаг нормализации отношений // Латинская Америка. – 2018. – №7. – с. 5-19. DOI:  10.31857/S0044748X0000020-1
14 Внешняя политика США во многом инертна. Принципы, которыми руководствовался один президент, зачастую передаются (пусть в несколько видоизмененном виде) команде последующего главы государства. При этом на формирования его курса оказывает влияние целый ряд государственных и негосударственных игроков. Эта сложная система взаимодействия при выработке решений обусловливает преемственность подходов разных администраций. В полной мере она проявилась при Дж Байдене.
15

Особенности подхода Джозефа Байдена

 

Приход к власти в США кандидата от Демократической партии в целом был позитивно встречен в Латинской Америке21. Отчётливо проявились перспективы возвращения Вашингтона к курсу Б. Обамы. Это развитие событий не исключало достижения компромисса и с леворадикальными режимами региона.

21. Кодзоев М.А-М. Латиноамериканская политика администрации Дж. Байдена: первые шаги // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – №7. – с. 63-69. DOI:  10.31857/S268667300015574-1
16 Реальность оказалась сложнее оптимистичных ожиданий. Команда Дж. Байдена столкнулась с целым рядом препятствий политического, юридического и идеологического характера, осложняющих нормализацию отношений с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа. Так, республиканцы сохранили существенное представительство в Конгрессе, а на промежуточных выборах 2022 г. вовсе получили большинство в Палате представителей, что позволило им оказывать значительное влияние на политику Белого дома.
17

В этих условиях президенту пришлось принимать во внимания настроения республиканцев и зачастую перенимать их риторику. В частности, он подверг критике правительство Н. Мадуро и признал Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы22. Это действие не отвечало логике политического процесса в Боливарианской Республике – оппозиционер потерял юридические основания претендовать на пост главы государства после отказа принять участие в парламентских выборах 2020 года. Произошло значительное падение его популярности23. По всей видимости, решение Белого дома было принято в угоду внутренней аудитории США и являлось частью сделки с «ястребами» в истеблишменте.

22. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. 20.01.21. Available at: >>> (accessed: 01.11.2022).

23. Delphos. Estudio nacional, mayo 2022. 04.07.2022. Available at: >>> (accessed: 21.10.2022).
18

Резкая риторика по отношению к правительству Н. Мадуро передалась и высшим официальным лицам Вашингтона. Так, государственный секретарь США Энтони Блинкен, известный умеренным подходом к леворадикальным режимам, при утверждении в Конгрессе также был вынужден занять непримиримую позицию в отношении правительства Венесуэлы24.

24. 3 cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina // BBC. 15.02.21. Available at: >>> (accessed: 04.11.2022).
19

Препятствием для налаживания диалога стало большое внимание, которое администрация Дж. Байдена уделяла соблюдению демократических норм в регионе. Расхождение в их оценках с руководством Кубы, Венесуэлы и Никарагуа обусловили решение Вашингтона не приглашать представителей леворадикальных режимов на Саммит Америк, прошедший в июне 2022 г. в Лос-Анджелесе25. Этот жест, осложнивший переговорный процесс, был также адресован внутренней аудитории и не отражал позиции Белого дома.

25. US Excludes Cuba, Venezuela, Nicaragua From Regional Summit // Bloomberg. 06.05.22. Available at: >>> (accessed: 04.11.2022).
20

Важным фактором, определяющим отношения США и леворадикальных правительств, является образ врага, используемый для мобилизации электората и повышения общественной поддержки. Этот приём практикуют как американский истеблишмент (власть и оппозиция), так и Гавана, Каракас и Манагуа. Попытки администрации Дж. Байдена достичь нормализации отношений были раскритикованы влиятельным сенатором Марко Рубио26. Понизилась поддержка демократов и среди проживающих во Флориде (штате с многочисленной кубинской диаспорой) латиноамериканцев27.

26. Marco Rubio critica diálogo entre Biden y el chavismo. 07.04.22. Available at: >>> (accessed: 05.11.2022).

27. Biden makes changes to Cuba and Venezuela policy: what impact could it have on the Florida vote? 01.06.22. Available at: >>> (accessed: 06.10.2022).
21

Сами леворадикальные режимы традиционно разыгрывают антиамериканскую карту. Этот инструмент используют не только власти Венесуэлы и Никарагуа, сталкивающиеся с давлением оппозиции. Правительство Кубы, где устойчивость режима достаточно велика, также обвиняют США в попытках дестабилизации страны. Так, в 2021 г. Гавана заявила о причастности Вашингтона к массовым протестам и беспорядкам в крупнейших городах острова28.

28. Lissardy G. Estados Unidos no va a levantar el embargo sin que Cuba ceda o venga a la mesa a negociar en buena fe // BBC. 13.06.21. Available at: >>> (accessed 12.11.2022).
22 Наконец, важнейшая причина всё ещё буксующих переговоров – это отсутствие доверия сторон. Важной задачей Вашингтона остаётся купирование влияние леворадикальных режимов в Латинской Америке. В этих условиях власти Кубы, Венесуэлы и Никарагуа вынуждены опасаться возобновления давления со стороны США. Возможное возвращение в Белый дом республиканцев сделает этот сценарий более вероятным. Таким образом, особое значение имеют гарантии безопасности со стороны властей Соединённых Штатов.
23

Заключение

 

Переговоры между Вашингтоном и леворадикальными режимами проходят в условиях недоверия сторон, внутренней нестабильности в латиноамериканских странах, взаимной неготовности к сближению позиций. Непреодолимым препятствием на пути восстановления нормальных отношений могут стать политические издержки. Идеологические противоречия делают потепление климата ещё менее вероятным.

24 В этих условиях можно допустить достижение тактических договорённостей между сторонами. Они позволили бы всем участниками переговорного процесса решить краткосрочные задачи. Тем не менее ценностные расхождения и смена политических циклов (вероятный приход к власти в США представителей Республиканской партии) не позволяют надеяться на длительное и качественное улучшение отношений.

References

1. Venezuela reduce un 40% el envío de barriles de petróleo a Cuba. 08.07.16. Available at: http://www.diariolasamericas.com/venezuela-reduce-un-40-elenviobarriles-petroleo-cuba-n3924796 (accessed 12.10.2022).

2. Biden Administration Measures to Support the Cuban People. 16.05.22. Available at: https://www.state.gov/biden-administration-measures-to-support-the-cuban-people/ n3924796 (accessed 19.11.2022).

3. EE. UU. ayudará a Cuba con dos millones de dólares tras huracán Ian. 19.10.22. Available at: https://www.dw.com/es/ee-uu-ayudar%C3%A1-a-cuba-con-dos-millones-de-d%C3%B3lares-tras-hurac%C3%A1n-ian/a-63484558#:~:text=La%20Casa%20Blanca%20anunci%C3%B3%20este,que%20La%20Habana%20ha%20agradecido. (accessed 02.11.2022).

4. Cuba pide a Biden levantar sanciones de EE. UU. que sean de su facultad. 19.10.22. Available at: https://www.france24.com/es/minuto-a-minuto/20221019-cuba-pide-a-biden-levantar-sanciones-de-eeuu-que-sean-de-su-facultad . (accessed 09.11.2022).

5. Parraga M., Guanipa M. Venezuela's October oil exports tumble on weaker production. 02.11.22. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/venezuelas-october-oil-exports-tumble-weaker-production-2022-11-02/ (accessed 09.11.2022).

6. Vladimir's Venezuela» // Reuters Graphics. 11.08.2017. Available at: http://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/rngs/VENEZUELA-RUSSIA-OIL/010050DS0W3/index.html. (accessed 09.11.2022).

7. Spetalnick M. U.S. officials travel to Venezuela, a Russian ally, for talks – source. 06.03.22. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/us-officials-travel-venezuela-russian-ally-talks-source-2022-03-06/ (accessed 11.11.2022).

8. Fossum S. US provides Chevron limited authorization to pump oil in Venezuela after reaching humanitarian agreement. 26.11.2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/11/26/politics/us-chevron-venezuela-oil-agreement/index.html (accessed 29.11.2022).

9. Venezuela frees seven Americans as part of the largest prisoner swap under Biden. 01.10.2022. Available at: https://www.npr.org/2022/10/01/1126410228/america-venezuela-biden-maduro-prisoner-swap (accessed 21.11.2022).

10. Nikolaeva L.B., Morozov D.V., Kalashnikov N.V. Nikaragua: vybory v usloviyakh krizisa // Latinskaya Amerika. – 2021. – №8.– C. 22 – 37. DOI: 10.31857/S0044748X0015377-3

11. EE.UU. critica "control total" de Daniel Ortega sobre Nicaragua. 13.04.22. URL: https://www.dw.com/es/eeuu-critica-control-total-de-daniel-ortega-sobre-nicaragua/a-61457529 (accessed 03.11.2022).

12. Psaledakis D., Spetalnick M. U.S. vows to review trade cooperation with Nicaragua if elections unfair. Reuters. 10.06.21. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/us-vows-review-trade-cooperation-with-nicaragua-if-elections-unfair-2021-06-10/ (accessed 21.10.2022).

13. Spetalnick M. Nicaragua quietly seeks to re-engage with U.S. –sources. Reuters. 06.05.22. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/nicaragua-quietly-seeks-re-engage-with-us-sources-2022-05-05/ (accessed 24.10.2022).

14. Andreev A.S., Rozental' D.M. Levyj regionalizm v Latinskoj Amerike: traditsii i sovremennost' // Politbook. – 2021. - №1. - s.25-47

15. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over'. 18 11.2013. Available at: https://www.wsj.com/articles/BL-WB-41869 (accessed: 02.11.2021).

16. Khejfets V.L. Khejfets L.S. Latinoamerikanskaya strategiya SShA na sovremennom ehtape // Aktual'nye problemy ehkonomiki i upravleniya. – 2014. – №4. – S. 150-160.

17. Friedman M.P. Rex Tillerson en Texas, el retorno de la Doctrina Monroe. Available at: https://www.nodal.am/2018/02/rex-tillerson-texas-retorno-la-doctrina-monroe-max-paul-friedman/ (accessed 31.10.2022).

18. John Bolton and the Monroe Doctrine. 09.05.2019. Available at: at: https://www.economist.com/leaders/2019/05/09/john-bolton-and-the-monroe-doctrine (accessed: 01.11.2022).

19. Sudarev V.P. Vozmozhnosti i predely gegemonii SShA v Latinskoj Amerike // Latinskaya Amerika. – 2019. – №11. – s. 6-14. DOI: 10.31857/S0044748X0006894-2

20. Kodzoev M.A-M, Kalashnikov N.V. // Kuba – SShA: zigzag normalizatsii otnoshenij // Latinskaya Amerika. – 2018. – №7. – s. 5-19. DOI: 10.31857/S0044748X0000020-1

21. Kodzoev M.A-M. Latinoamerikanskaya politika administratsii Dzh. Bajdena: pervye shagi // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. – 2021. – №7. – s. 63-69. DOI: 10.31857/S268667300015574-1

22. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. 20.01.21. Available at: https://www.lavanguardia.com/internacional/20210120/6185730/eeuu-venezuela-biden-blinken-trump-guaido-maduro-chavismo.html (accessed: 01.11.2022).

23. Delphos. Estudio nacional, mayo 2022. 04.07.2022. Available at: https://caigaquiencaiga.net/encuesta-delphos-2022-sobre-la-coyuntura-politica-venezolana-que-no-quieren-que-tu-conozcas-veala-aqui/ (accessed: 21.10.2022).

24. cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina // BBC. 15.02.21. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-56050026 (accessed: 04.11.2022).

25. US Excludes Cuba, Venezuela, Nicaragua From Regional Summit // Bloomberg. 06.05.22. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-06-06/us-excludes-cuba-venezuela-nicaragua-from-regional-summit (accessed: 04.11.2022).

26. Marco Rubio critica diálogo entre Biden y el chavismo. 07.04.22. Available at: https://www.diariolasamericas.com/eeuu/marco-rubio-critica-dialogo-biden-y-el-chavismo (accessed: 05.11.2022).

27. Biden makes changes to Cuba and Venezuela policy: what impact could it have on the Florida vote? 01.06.22. Available at: https://www.univision.com/univision-news/latin-america/biden-democrats-florida-cuba-venezuela-policy-elections (accessed: 06.10.2022).

28. Lissardy G. Estados Unidos no va a levantar el embargo sin que Cuba ceda o venga a la mesa a negociar en buena fe // BBC. 13.06.21. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-57815541 (accessed 12.11.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate