Леворадикальные режимы Латинской Америки во внешней политике Джо Байдена
Леворадикальные режимы Латинской Америки во внешней политике Джо Байдена
Аннотация
Код статьи
S207054760023922-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Розенталь Дмитрий Михайлович 
Должность: Доцент
Аффилиация:
Институт Латинской Америки РАН
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена попыткам администрации 46-го президента США Дж. Байдена нормализовать отношения с леворадикальными режимами (Кубой, Венесуэлой и Никарагуа), несмотря на существующие трудности бюрократического и идеологического характера. При этом целью исследования является выявление ключевых препятствий для улучшения взаимодействия Вашингтона и стран-антагонистов. Для её достижения будут проанализированы основные тенденции внешней политики Соединённых Штатов в регионе, а также особенности поведения правительств латиноамериканских стран. Полученные результаты будут способствовать лучшему пониманию межамериканских отношений и определению траектории трансформации курса Белого дома в Западном полушарии. 

Ключевые слова
США, Венесуэла, Куба, Никарагуа, санкции, международные отношения, Дж. Байден, левые режимы
Источник финансирования
Подготовлено при поддержке проекта РФФИ № 20-014-00040 А “Трансформация современной политики США в Западном полушарии: региональные последствия и роль глобальных акторов”
Классификатор
Получено
29.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
374
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Пандемия COVID-19 и её последствия, а также сдвиг политического маятника в Латинской Америке влево значительно изменили контекст межамериканских отношений. В полной мере это отразилось на взаимодействии США со странами-антагонистами в Западном полушарии – Кубой, Венесуэлой и Никарагуа. На фоне социально-экономических проблем этих государств проявились признаки их заинтересованности в урегулировании противоречий с Вашингтоном.

2

В частности, Куба остро нуждается в финансовой помощи и инвестициях после значительного сокращения поставок нефти из Венесуэлы1. Сотрудничество с США могло бы компенсировать снижение этих поступлений. Между странами идут сложные переговоры, в ходе которых Вашингтон успел сделать ряд примирительных жестов. Произошло послабление ограничений, введённых при президенте Дональде Трампе. В первую очередь, они касались осуществления денежных переводов и совершения деловых поездок на остров2. Демонстративным шагом со стороны Белого дома стало выделение Гаване 2 млн долл. для борьбы с последствиями стихийного бедствия – урагана «Иэн»3.

1. Venezuela reduce un 40% el envío de barriles de petróleo a Cuba. 08.07.16. Available at: >>> (accessed 12.10.2022).

2. Biden Administration Measures to Support the Cuban People. 16.05.22. Available at: >>> n3924796 (accessed 19.11.2022).

3. EE. UU. ayudará a Cuba con dos millones de dólares tras huracán Ian. 19.10.22. Available at: >>> (accessed 02.11.2022).
3

Правительство кубинского лидера Мигеля Диас-Канеля, в свою очередь, стремится не провоцировать Вашингтон, снизить градус антиамериканской риторики. Тем не менее, Гавана настойчиво призывает администрацию Дж. Байдена к отмене оставшихся рестрикций4.

4. Cuba pide a Biden levantar sanciones de EE. UU. que sean de su facultad. 19.10.22. Available at: >>> . (accessed 09.11.2022).
4

Для Венесуэлы сближение с США является шагом по выходу из тяжёлого экономического и политического кризиса, в котором страна прибывает с 2013 года. Каракасу необходима финансовая помощь Вашингтона для восстановления нефтедобычи (в октябре 2022 г. её уровень упал до 534 тыс. баррелей в сутки5, в то время как в 2013 г. этот показатель составлял 2,9 млн6), а также урегулирования отношений с оппозицией.

5. Parraga M., Guanipa M. Venezuela's October oil exports tumble on weaker production. 02.11.22. Available at: >>> (accessed 09.11.2022).

6. Vladimir's Venezuela» // Reuters Graphics. 11.08.2017. Available at: >>> . (accessed 09.11.2022).
5

С марта 2022 г. между Вашингтоном и Каракасом идут переговоры о возобновлении энергетических поставок7. Так, компания «Шеврон» (Chevron) получила разрешение на добычу нефти в Боливарианской Республике8. Стороны также сделали ряд дружественных шагов. Американское правосудие выпустило на свободу племянников супруги Николаса Мадуро, задержанных по обвинению в контрабанде наркотиков. Ответной мерой стало освобождение семи граждан США из тюремного заключения в Венесуэле9. Эти консультации де-факто означали и признание Белым домом политической реальности, при которой чавистское правительство контролирует процесс принятия решений в стране.

7. Spetalnick M. U.S. officials travel to Venezuela, a Russian ally, for talks – source. 06.03.22. Available at: >>> (accessed 11.11.2022).

8. Fossum S. US provides Chevron limited authorization to pump oil in Venezuela after reaching humanitarian agreement. 26.11.2022. Available at: >>> (accessed 29.11.2022).

9. Venezuela frees seven Americans as part of the largest prisoner swap under Biden. 01.10.2022. Available at: >>> (accessed 21.11.2022).
6

Восстановление хороших отношений с Вашингтоном имеет особое значения для правительства Никарагуа. Её экономическое благополучие во многом базируется на взаимодействии с американскими финансовыми институтами10, между странами действует соглашение о свободной торговле. Долгое время им удавалось поддерживать и конструктивные политические контакты. Так, в латиноамериканском государстве функционировали Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) и Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy, NED).

10. Николаева Л.Б., Морозов Д.В., Калашников Н.В. Никарагуа: выборы в условиях кризиса // Латинская Америка. – 2021. – №8.– C. 22 – 37. DOI:  10.31857/S0044748X0015377-3
7

Разногласия между Манагуа и Вашингтоном произошли на фоне президентских выборов 2021 года. Их победитель, многолетний президент латиноамериканской страны Даниэль Ортега был обвинён в давлении на политических оппонентов11, при этом Белый дом выразил готовность к снижению интенсивности их экономического взаимодействия12. Вместе с тем в прессе прошла информация о том, что никарагуанская сторона зондирует почву на предмет улучшения отношений с США13.

11. EE.UU. critica "control total" de Daniel Ortega sobre Nicaragua. 13.04.22. URL: >>> (accessed 03.11.2022).

12. Psaledakis D., Spetalnick M. U.S. vows to review trade cooperation with Nicaragua if elections unfair. Reuters. 10.06.21. Available at: >>> (accessed 21.10.2022).

13. Spetalnick M. Nicaragua quietly seeks to re-engage with U.S. –sources. Reuters. 06.05.22. Available at: >>> (accessed 24.10.2022).
8

В свою очередь, готовность администрации Дж. Байдена к выстраиванию конструктивных отношений с леворадикальными режимами Латинской Америки объясняется стремлением Вашингтона усилить свои позиции в регионе, а также лишить крупных субъектов мировой политики (Россию и КНР) плацдарма для проникновения в своё ближнее зарубежье. Впрочем, несмотря на взаимную заинтересованность в нормализации, процесс урегулирования противоречий включает в себе множество сложностей и проблем. Страны продолжают использовать конфронтационную риторику14.

14. Андреев А.С., Розенталь Д.М. Левый регионализм в Латинской Америке: традиции и современность // Politbook. – 2021. - №1. - с.25-47
9 Таким образом, целью этой статьи является выявление специфики переговорного процесса между сторонами. Осмысление основных тенденций взаимодействия между Вашингтоном и леворадикальными режимами позволит лучше понимать современные межамериканские отношения, а также определить особенности трансформации политики Белого дома в Западном полушарии при президенте Дж. Байдене.
10

Контуры политики США в Западном полушарии

 

Специфику отношений США с леворадикальными режимами невозможно понять вне контекста внешней политики Вашингтона в Западном полушарии. Она определяется двумя направляющими, которые дополняют друг друга. Прежде всего, речь идёт о постоянстве задач в регионе, важнейшей из которых является вытеснение из него крупных субъектов мировой политики. Для этого Белый дом особое внимание уделяет странам-антагонистам (Венесуэле, Кубе и Никарагуа), способным стать плацдармом для проникновения в Латинскую Америку КНР, России, Ирана и Турции.

11

Речь во многом идёт о реализации принципов доктрины Монро. Несмотря на то что высокопоставленные политики в Соединённых Штатах не раз заявляли о готовности от неё отказаться15, практика свидетельствовала об обратном процессе. Начиная с администрации Барака Обамы, Белый дом методично возвращал утраченные при президенте Джордже Буше-младшем позиции в регионе16. При Дональде Трампе об актуальности документа 1823 г. заговорили с новой силой. Среди тех, кто выступал за возвращение к его принципам, оказались тогдашние государственный секретарь Рекс Тиллерсон17 и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон18.

15. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over'. 18 11.2013. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

16. Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2014. – №4. – С. 150-160.

17. Friedman M.P. Rex Tillerson en Texas, el retorno de la Doctrina Monroe. Available at: >>> (accessed 31.10.2022).

18. John Bolton and the Monroe Doctrine. 09.05.2019. Available at: at:  >>>  (accessed: 01.11.2022).
12 Вторая направляющая определяется внутриполитической ситуацией. Географическая близость Кубы, Венесуэлы и Никарагуа к США обостряет восприятие их общественных процессов в американском обществе. В этих условиях подход Белого дома к региону зависит от баланса сил в Конгрессе, настроений граждан, экономического благополучия в стране.
13

Так, нормализация отношений с Гаваной при Бараке Обаме началась тогда, когда в США эту идею поддерживали 60% американцев19. В тот же период предпринимались попытки улучшить отношения с Каракасом. Инициировались программы экономического и политического сотрудничества в Западном полушарии. В свою очередь, при Д. Трампе Белый дом оказывал давления на леворадикальные режимы, стремясь получить поддержку «ястребов» в истеблишменте и влиятельной кубинской диаспоры (среди её представителей известный сенатор Марко Рубио и член Палаты представителей Марио Диас-Баларт). Кроме того, нажим на Венесуэлу, Кубу и Никарагуа позволял республиканцам заручиться голосами значительной части латиноамериканского электората, в том числе в колеблющемся штате Флорида20.

19. Сударев В.П. Возможности и пределы гегемонии США в Латинской Америке // Латинская Америка. – 2019. – №11. – с. 6-14. DOI:  10.31857/S0044748X0006894-2

20. Кодзоев М.А-М, Калашников Н.В. // Куба – США: зигзаг нормализации отношений // Латинская Америка. – 2018. – №7. – с. 5-19. DOI:  10.31857/S0044748X0000020-1
14 Внешняя политика США во многом инертна. Принципы, которыми руководствовался один президент, зачастую передаются (пусть в несколько видоизмененном виде) команде последующего главы государства. При этом на формирования его курса оказывает влияние целый ряд государственных и негосударственных игроков. Эта сложная система взаимодействия при выработке решений обусловливает преемственность подходов разных администраций. В полной мере она проявилась при Дж Байдене.
15

Особенности подхода Джозефа Байдена

 

Приход к власти в США кандидата от Демократической партии в целом был позитивно встречен в Латинской Америке21. Отчётливо проявились перспективы возвращения Вашингтона к курсу Б. Обамы. Это развитие событий не исключало достижения компромисса и с леворадикальными режимами региона.

21. Кодзоев М.А-М. Латиноамериканская политика администрации Дж. Байдена: первые шаги // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – №7. – с. 63-69. DOI:  10.31857/S268667300015574-1
16 Реальность оказалась сложнее оптимистичных ожиданий. Команда Дж. Байдена столкнулась с целым рядом препятствий политического, юридического и идеологического характера, осложняющих нормализацию отношений с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа. Так, республиканцы сохранили существенное представительство в Конгрессе, а на промежуточных выборах 2022 г. вовсе получили большинство в Палате представителей, что позволило им оказывать значительное влияние на политику Белого дома.
17

В этих условиях президенту пришлось принимать во внимания настроения республиканцев и зачастую перенимать их риторику. В частности, он подверг критике правительство Н. Мадуро и признал Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы22. Это действие не отвечало логике политического процесса в Боливарианской Республике – оппозиционер потерял юридические основания претендовать на пост главы государства после отказа принять участие в парламентских выборах 2020 года. Произошло значительное падение его популярности23. По всей видимости, решение Белого дома было принято в угоду внутренней аудитории США и являлось частью сделки с «ястребами» в истеблишменте.

22. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. 20.01.21. Available at: >>> (accessed: 01.11.2022).

23. Delphos. Estudio nacional, mayo 2022. 04.07.2022. Available at: >>> (accessed: 21.10.2022).
18

Резкая риторика по отношению к правительству Н. Мадуро передалась и высшим официальным лицам Вашингтона. Так, государственный секретарь США Энтони Блинкен, известный умеренным подходом к леворадикальным режимам, при утверждении в Конгрессе также был вынужден занять непримиримую позицию в отношении правительства Венесуэлы24.

24. 3 cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina // BBC. 15.02.21. Available at: >>> (accessed: 04.11.2022).
19

Препятствием для налаживания диалога стало большое внимание, которое администрация Дж. Байдена уделяла соблюдению демократических норм в регионе. Расхождение в их оценках с руководством Кубы, Венесуэлы и Никарагуа обусловили решение Вашингтона не приглашать представителей леворадикальных режимов на Саммит Америк, прошедший в июне 2022 г. в Лос-Анджелесе25. Этот жест, осложнивший переговорный процесс, был также адресован внутренней аудитории и не отражал позиции Белого дома.

25. US Excludes Cuba, Venezuela, Nicaragua From Regional Summit // Bloomberg. 06.05.22. Available at: >>> (accessed: 04.11.2022).
20

Важным фактором, определяющим отношения США и леворадикальных правительств, является образ врага, используемый для мобилизации электората и повышения общественной поддержки. Этот приём практикуют как американский истеблишмент (власть и оппозиция), так и Гавана, Каракас и Манагуа. Попытки администрации Дж. Байдена достичь нормализации отношений были раскритикованы влиятельным сенатором Марко Рубио26. Понизилась поддержка демократов и среди проживающих во Флориде (штате с многочисленной кубинской диаспорой) латиноамериканцев27.

26. Marco Rubio critica diálogo entre Biden y el chavismo. 07.04.22. Available at: >>> (accessed: 05.11.2022).

27. Biden makes changes to Cuba and Venezuela policy: what impact could it have on the Florida vote? 01.06.22. Available at: >>> (accessed: 06.10.2022).
21

Сами леворадикальные режимы традиционно разыгрывают антиамериканскую карту. Этот инструмент используют не только власти Венесуэлы и Никарагуа, сталкивающиеся с давлением оппозиции. Правительство Кубы, где устойчивость режима достаточно велика, также обвиняют США в попытках дестабилизации страны. Так, в 2021 г. Гавана заявила о причастности Вашингтона к массовым протестам и беспорядкам в крупнейших городах острова28.

28. Lissardy G. Estados Unidos no va a levantar el embargo sin que Cuba ceda o venga a la mesa a negociar en buena fe // BBC. 13.06.21. Available at: >>> (accessed 12.11.2022).
22 Наконец, важнейшая причина всё ещё буксующих переговоров – это отсутствие доверия сторон. Важной задачей Вашингтона остаётся купирование влияние леворадикальных режимов в Латинской Америке. В этих условиях власти Кубы, Венесуэлы и Никарагуа вынуждены опасаться возобновления давления со стороны США. Возможное возвращение в Белый дом республиканцев сделает этот сценарий более вероятным. Таким образом, особое значение имеют гарантии безопасности со стороны властей Соединённых Штатов.
23

Заключение

 

Переговоры между Вашингтоном и леворадикальными режимами проходят в условиях недоверия сторон, внутренней нестабильности в латиноамериканских странах, взаимной неготовности к сближению позиций. Непреодолимым препятствием на пути восстановления нормальных отношений могут стать политические издержки. Идеологические противоречия делают потепление климата ещё менее вероятным.

24 В этих условиях можно допустить достижение тактических договорённостей между сторонами. Они позволили бы всем участниками переговорного процесса решить краткосрочные задачи. Тем не менее ценностные расхождения и смена политических циклов (вероятный приход к власти в США представителей Республиканской партии) не позволяют надеяться на длительное и качественное улучшение отношений.

Библиография

1. Venezuela reduce un 40% el envío de barriles de petróleo a Cuba. 08.07.16. Available at: http://www.diariolasamericas.com/venezuela-reduce-un-40-elenviobarriles-petroleo-cuba-n3924796 (accessed 12.10.2022).

2. Biden Administration Measures to Support the Cuban People. 16.05.22. Available at: https://www.state.gov/biden-administration-measures-to-support-the-cuban-people/ n3924796 (accessed 19.11.2022).

3. EE. UU. ayudará a Cuba con dos millones de dólares tras huracán Ian. 19.10.22. Available at: https://www.dw.com/es/ee-uu-ayudar%C3%A1-a-cuba-con-dos-millones-de-d%C3%B3lares-tras-hurac%C3%A1n-ian/a-63484558#:~:text=La%20Casa%20Blanca%20anunci%C3%B3%20este,que%20La%20Habana%20ha%20agradecido. (accessed 02.11.2022).

4. Cuba pide a Biden levantar sanciones de EE. UU. que sean de su facultad. 19.10.22. Available at: https://www.france24.com/es/minuto-a-minuto/20221019-cuba-pide-a-biden-levantar-sanciones-de-eeuu-que-sean-de-su-facultad . (accessed 09.11.2022).

5. Parraga M., Guanipa M. Venezuela's October oil exports tumble on weaker production. 02.11.22. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/venezuelas-october-oil-exports-tumble-weaker-production-2022-11-02/ (accessed 09.11.2022).

6. Vladimir's Venezuela» // Reuters Graphics. 11.08.2017. Available at: http://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/rngs/VENEZUELA-RUSSIA-OIL/010050DS0W3/index.html. (accessed 09.11.2022).

7. Spetalnick M. U.S. officials travel to Venezuela, a Russian ally, for talks – source. 06.03.22. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/us-officials-travel-venezuela-russian-ally-talks-source-2022-03-06/ (accessed 11.11.2022).

8. Fossum S. US provides Chevron limited authorization to pump oil in Venezuela after reaching humanitarian agreement. 26.11.2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/11/26/politics/us-chevron-venezuela-oil-agreement/index.html (accessed 29.11.2022).

9. Venezuela frees seven Americans as part of the largest prisoner swap under Biden. 01.10.2022. Available at: https://www.npr.org/2022/10/01/1126410228/america-venezuela-biden-maduro-prisoner-swap (accessed 21.11.2022).

10. Николаева Л.Б., Морозов Д.В., Калашников Н.В. Никарагуа: выборы в условиях кризиса // Латинская Америка. – 2021. – №8.– C. 22 – 37. DOI: 10.31857/S0044748X0015377-3

11. EE.UU. critica "control total" de Daniel Ortega sobre Nicaragua. 13.04.22. URL: https://www.dw.com/es/eeuu-critica-control-total-de-daniel-ortega-sobre-nicaragua/a-61457529 (accessed 03.11.2022).

12. Psaledakis D., Spetalnick M. U.S. vows to review trade cooperation with Nicaragua if elections unfair. Reuters. 10.06.21. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/us-vows-review-trade-cooperation-with-nicaragua-if-elections-unfair-2021-06-10/ (accessed 21.10.2022).

13. Spetalnick M. Nicaragua quietly seeks to re-engage with U.S. –sources. Reuters. 06.05.22. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/nicaragua-quietly-seeks-re-engage-with-us-sources-2022-05-05/ (accessed 24.10.2022).

14. Андреев А.С., Розенталь Д.М. Левый регионализм в Латинской Америке: традиции и современность // Politbook. – 2021. - №1. - с.25-47

15. Keith Johnson. Kerry Makes It Official: 'Era of Monroe Doctrine Is Over'. 18 11.2013. Available at: https://www.wsj.com/articles/BL-WB-41869 (accessed: 02.11.2021).

16. Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2014. – №4. – С. 150-160.

17. Friedman M.P. Rex Tillerson en Texas, el retorno de la Doctrina Monroe. Available at: https://www.nodal.am/2018/02/rex-tillerson-texas-retorno-la-doctrina-monroe-max-paul-friedman/ (accessed 31.10.2022).

18. John Bolton and the Monroe Doctrine. 09.05.2019. Available at: at: https://www.economist.com/leaders/2019/05/09/john-bolton-and-the-monroe-doctrine (accessed: 01.11.2022).

19. Сударев В.П. Возможности и пределы гегемонии США в Латинской Америке // Латинская Америка. – 2019. – №11. – с. 6-14. DOI: 10.31857/S0044748X0006894-2

20. Кодзоев М.А-М, Калашников Н.В. // Куба – США: зигзаг нормализации отношений // Латинская Америка. – 2018. – №7. – с. 5-19. DOI: 10.31857/S0044748X0000020-1

21. Кодзоев М.А-М. Латиноамериканская политика администрации Дж. Байдена: первые шаги // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2021. – №7. – с. 63-69. DOI: 10.31857/S268667300015574-1

22. Biden reconoce a Guaidó como presidente interino de Venezuela. 20.01.21. Available at: https://www.lavanguardia.com/internacional/20210120/6185730/eeuu-venezuela-biden-blinken-trump-guaido-maduro-chavismo.html (accessed: 01.11.2022).

23. Delphos. Estudio nacional, mayo 2022. 04.07.2022. Available at: https://caigaquiencaiga.net/encuesta-delphos-2022-sobre-la-coyuntura-politica-venezolana-que-no-quieren-que-tu-conozcas-veala-aqui/ (accessed: 21.10.2022).

24. cambios que el gobierno de Joe Biden ya introdujo en las relaciones de EE.UU. con América Latina // BBC. 15.02.21. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-56050026 (accessed: 04.11.2022).

25. US Excludes Cuba, Venezuela, Nicaragua From Regional Summit // Bloomberg. 06.05.22. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-06-06/us-excludes-cuba-venezuela-nicaragua-from-regional-summit (accessed: 04.11.2022).

26. Marco Rubio critica diálogo entre Biden y el chavismo. 07.04.22. Available at: https://www.diariolasamericas.com/eeuu/marco-rubio-critica-dialogo-biden-y-el-chavismo (accessed: 05.11.2022).

27. Biden makes changes to Cuba and Venezuela policy: what impact could it have on the Florida vote? 01.06.22. Available at: https://www.univision.com/univision-news/latin-america/biden-democrats-florida-cuba-venezuela-policy-elections (accessed: 06.10.2022).

28. Lissardy G. Estados Unidos no va a levantar el embargo sin que Cuba ceda o venga a la mesa a negociar en buena fe // BBC. 13.06.21. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-57815541 (accessed 12.11.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести