Канадский мультикультурализм и мусульманская община
Канадский мультикультурализм и мусульманская община
Аннотация
Код статьи
S207054760023913-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузьмина Татьяна Руслановна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Института США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В своей статье автор рассматривает положение мусульманской общины как видимого меньшинства в мультикультурной мозаике современной Канады. Особое внимание уделяется этапам формирования мусульманской общины в Канаде, её структуре, а также демографическим показателям. Автор убедительно раскрывает меноуровневое строение общины, её разнообразный этнический состав. Также выявляются современные тенденции в развитии мусульманской общины в Канаде, политические взгляды её членов и отношение к мусульманским ценностям внутри ценностной структуры современного канадского общества. Автор не обходит вниманием и проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане в стране. 

Ключевые слова
Канада, мультикультурализм, видимые меньшинства, мусульмане в Канаде, ислам, исламофобия
Классификатор
Получено
09.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
252
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Канада – мультикультурное общество, многообразный состав которого формировался из потоков иммигрантов из разных частей света. 8 октября 1971 г. премьер-министр П. Трюдо объявил мультикультурализм официальной политикой правительства. В 50-ю годовщину этого события Королевское канадское географическое общество (Royal Canadian Geographical Society) отмечало успехи программы канадского наследия1. Каждая новая волна иммиграции вносила свой вклад в этнокультурную мозаику страны. Исторически большинство иммигрантов прибывали из стран Европы. В последнее десятилетие самая большая группа иммигрантов представляет собой выходцев из стран Азии и Ближнего Востока, которые вливаются в ряды видимых меньшинств2.

1. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada author, Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: >>> - 05.10.2021 (accessed 10.10.2022).

2. Кузьмина Т. Р. «Заметные» этнические сообщества Канады в пандемию COVID-19 // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 4. Available at: >>> . DOI: 10.18254/S207054760017859-1
2

Вследствие особенностей иммиграционных законов Канады, отдававших предпочтение европейцам до 1970-х годов, выходцы из Великобритании, Италии, Германии и Нидерландов составляли большинство приехавших, то есть 78,3% всех иммигрантов. Тем не менее, их доля в последующие десятилетия неуклонно снижалась3. В начале второго десятилетия XXI века этнический состав иммигрантов расширился более чем до 200 групп разного этнического происхождения. Из них тринадцать этнических групп превысили отметку в 1 млн человек. Наибольшее количество всё ещё представляют выходцы (по происхождению семьи) из Великобритании (6 509 500 человек) и отдельно из Шотландии (4 715 000); Франции (5 065 700); Ирландии (4 544 900) и Германии (3 203 300). Впервые отметку в один миллион преодолели выходцы из Китая. Уже к концу первого десятилетия ХХI века каждый пятый житель Канады был иностранцем по происхождению, из них около 661 600 человек, или 56,9%, прибыли из Азиатского и Ближневосточного регионов, многие были приверженцами ислама. Все они влились в ряды видимых меньшинств.

3. NHS Focus on Geography. # 99-010-X2011. - 10.05.2011 (accessed 10.10.2022).
3

Закон «О равенстве в сфере занятости» определяет в качестве видимых меньшинств «лиц, отличных от коренных народов, которые не являются представителями белой расы или небелого цвета кожи»4. Видимые меньшинства состоят в основном из иммигрантов, прибывших из Южноазиатского региона, Латинской Америки, стран арабского Востока, а также корейцы, японцы и др. Сегодня один из пяти иммигрантов представляет видимые меньшинства в общей численности населения Канады. Эти факторы привносят в Канаду кроме этнического разнообразия и религиозное разнообразие. Исторически мусульмане, индуисты, сикхи и буддисты имели меньшее присутствие в Канаде. Сегодня самая быстрорастущая группа населения с точки зрения исповедуемой религии именно они. Их доля выросла за 40 лет, с 1970-х годов, с 2,9% до 33% иммигрантов, прибывающих в Канаду. Среди них мусульмане представляют самую большую подгруппу, которая к началу второго десятилетия XXI века составляла более чем миллион человек, 3,2% общей численности населения страны, по сравнению с 2,0% в переписи 2001 года5. Это молодое активное население, средний возраст  – 28,9 лет, что намного меньше у представителей, например, христианских религий6. Канада привлекает мусульманских иммигрантов как страна, где, по сравнению с Европой, они не сталкивались с такими же проблемами. Среди основных причин переезда мусульман в Канаду указываются: стремление получить хорошее образование; безопасность; возможности трудоустройства; воссоединение семьи, часто указывается стремление обрести религиозную и политическую свободу.

4. >>> (accessed 10.10.2022).

5. NHS Focus on Geography. # 99-010-X2011. - 10.05.2011 (accessed 10.10.2022.)

6. Available at: >>> (accessed 10.10.2022 г.)
4

Примечательна история возникновения и развития мусульманской общины в Канаде. Через четыре года после основания страны канадская перепись населения 1871 г. выявила 13 мусульман. В 1911 г. в Британской Колумбии насчитывалось около 500 мусульман, в основном из Турции и Болгарии. Начало Первой мировой войны вызвало к жизни негативные отношение к туркам, и многие были вынуждены уехать. К 1921 г. в провинции остались только 82 мусульманина7. Первые значимые мусульманские поселения появились в провинциях Онтарио и Альберта и несколько позднее, к 1930-м годам, в Квебеке. Первая канадская мечеть в Эдмонтоне была открыта в 1938 г., когда в стране насчитывалось 700 мусульман.

7. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).
5 После Второй мировой войны стал постепенно нарастать приток квалифицированных мусульман – рабочих и представителей других профессий. Франкоговорящие мусульмане из Северной Африки селились в Квебеке. Но только отмена проевропейских иммиграционных преференций в 1960-е годы привела к увеличению числа мусульманских иммигрантов из других частей света: Африки, Южной и Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, что способствовало быстрому росту мусульманской общины.
6

В конце 1960-х годов многие мусульмане селились в городских районах. 70% из них проживали в Торонто, Монреале и Ванкувере8. Хорваты-мусульмане из Боснии и албанцы открыли три мечети в Торонто в 1968 году.

8. Muslims in Canada. Available at: >>> 10.10.2022).
7

В 1980-е годы мусульмане приехали в поисках убежища с Ближнего Востока, так как в Ливане шла гражданская война. В 1990-е годы сомалийские мусульмане бежали от гражданской войны на родине, а боснийские мусульмане – после распада Югославии. В 1981 г. в ходе переписи населения было зарегистрировано 98 000 мусульман. Перепись 1991 г. показала уже 253 265 мусульман. К 2001 г. исламская община в Канаде выросла более чем до 579 тыс. человек, а в 2006 г. их было 800 тысяч9.

9. Ibidem.
8 Изменения в религиозном ландшафте Канады подтверждаются опросами Статистического управления Канады, которые проводятся раз в десять лет. Опрос в начале второго десятилетия XXI века показал, что за десятилетия ситуация с религиями в значительной степени изменилась. Количество последователей христианских религий сократилось почти на 10%, а нехристианских продолжали расти, например, мусульмане составили 3,2% общего населения страны, ранее – 2,0%. Сегодня ислам продолжает оставаться самой быстрорастущей нехристианской религией. В 2011 г. в Канаде проживало вдвое больше мусульман, нежели в 2001 г. Сегодня самая большая концентрация мусульман наблюдается в провинции Онтарио, особенно в границах Большого Торонто, а также в Калгари, Эдмонтоне, Виндзоре, Виннипеге и Галифаксе.
9 Причина значительного роста числа иммигрантов-мусульман кроется в изменениях в иммиграционном законодательстве Канады. Провинции и территории отбирают всё большее число иммигрантов по экономическим показателям. Квебек имеет право сам проводить отбор экономических иммигрантов и некоторых беженцев, которые прибывают в провинцию. Ранее существовали законодательные ограничения для иммигрантов из неевропейских регионов, а экономические категории с подсчётом баллов открыли ворота для них. Каждый год устанавливаются целевые показатели по количеству иммигрантов. Даже в условиях пандемии в 2021 г. в страну въехало более 8 млн человек, что составляет примерно 21,5% общей численности населения. Для 2022 г. цель составляет 431 645 иммигрантов для обеспечения Канады рабочими, необходимыми для заполнения критических пробелов на рынке труда и поддержки экономики. Количество иммигрантов, прибывающих в Канаду ежегодно – один из самых высоких показателей в мире.
10

При этом общественное мнение об иммиграции раскололось: 39% населения считают, что цифры должны быть ниже, а 34% удовлетворены нынешним уровнем иммиграции10. Недовольные указывают на негативные последствия иммиграции, полагая, что растущая иммиграция из бедных регионов мира, включая мусульманские, ведёт к росту неравенства населения. И, действительно, уровень равенства в Канаде упал со второго места в мире в начале 1960-х годов до средних значений. Этому нет аналогов ни в одной другой развитой стране. Число граждан Канады, находящихся за чертой бедности, но имеющих работу, растёт в основном за счёт видимых меньшинств, включая мусульманское население. Единственный коэффициент, который показывает стабильный рост – это фертильность (число детей на одну женщину), традиционно высокий в мусульманских семьях11.

10. Иммиграция в Канаду: Статистика и факты. Available at: >>>  (accessed accessed 10.10.2022).

11. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).
11

В начале XXI века мусульмане в Канаде составляли 2% населения, что было значительной группой потенциального электората. Темпы прироста иммиграции из мусульманских стран за первые два года этого века составили 23%. Только в провинции Онтарио проживает 61% всего мусульманского населения. 5% всего населения Торонто составляют мусульмане, что делает Торонто локацией с самой высокой концентрацией мусульман в любом городе США или Канады. Сегодня в Канаде существует 21 федеральный округ с мусульманским населением от 7% до 14%, которое может стать основной электоральной силой в стране на следующих выборах12. Кроме того, после террористических атак 11 сентября многие мусульмане начали смотреть на Канаду как на альтернативу Соединённым Штатам, где они опасаются исламофобии и дискриминации. Это особенно верно в отношении иностранных студентов, которые приехали в Канаду в гораздо большем количестве после этих терактов, в то время как США предпочли на 35% меньше.

12. Mujahid A. M., Profile of Muslims in Canada. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).
12 Мусульманское население является социально и политически активными. Более того, для мусульманских иммигрантов доминирующими остаются вопросы, связанные с культурой и политикой страны происхождения. Ещё одной особенностью этих общин является этническое и культурной разнообразие. Мусульманское население состоит из различных видимых меньшинств, где 37% составляют выходцы из Южной Азии, 21% – арабские мусульмане, а 14% – выходцы из Индии и Пакистана. 28% составляют представители многочисленных иных этнических групп, таких как африканцы, китайцы и т.д. Половина мусульман в Канаде говорят дома на родном языке. Такое широкое культурное разнообразие не позволяет прогнозировать объединение мусульман в единый электоральный блок.
13

В сравнении с другими видимыми меньшинствами мусульмане в Канаде имеют хороший уровень образованности. Более 6% мусульман в стране имеют степень магистра (у католиков –2%, у нерелигиозного населения –3,5%, у иудаистов – 8,8%). 1,5% канадского мусульманского населения получили докторские степени (у католиков – 0,3%, у иудаистов – 2%). Сегодня в Канаде больше докторов наук – мусульман, чем во многих мусульманских странах. С другой стороны, мусульмане занимают второе место по уровню безработицы в Канаде (14,4%), национальный уровень безработицы – 7,4%13.

13. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).
14

Сегодня мусульмане Канады являются высокоорганизованным сообществом в стране. Невзирая на разнообразие языков, субкультур, стран происхождения и социального положения, религия выступает мощным объединяющим фактором. Интеграционные процессы внутри мусульманского сообщества усиливаются с ростом иммиграции в Канаду. Большинство канадских мусульман исповедуют ислам суннитского толка (около 65%), а 15% – шииты14. Так, например, ранее, до тех пор, пока не была образована в 1950-х годах мусульманами второго поколения арабского происхождения Федерация исламских ассоциаций в США и Канаде, мусульмане-сунниты в Северной Америке представляли собой разрозненное сообщество. Мусульманская община в целом в Канаде представлена несколькими организациями: Мусульманская ассоциация Канады (Muslim Association of Canada –MAC); Совет по американо-исламским отношениям (Council on American–Islamic Relations – CAIR); Мусульманский Конгресс Канады (Muslim Canadian Congress); Канадский мусульманский союз (Canadian Muslim Union – CMU); Ахмадийская мусульманская община Канады (Ahmadiyya), а также местные ассоциации, такие как Мусульманский совет Монреаля; Совет Торонто и др. Данные организации защищают права и традиционные ценности мусульманской общины в Канаде.

14. Hamdani D.H., Muslims and Islam in Canada // Muslims and Islam in the American Continent. - Vol.1. - 2001. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).
15

При этом немусульманские сообщества в Канаде усматривают сложности в связи с исламскими ограничениями, которые трактуются как препятствия для социальной интеграции мусульман в традиционное англо-франкофонное сообщество. Напряжённость между мусульманскими общинами и канадским обществом в целом пролегает и в плоскости отношений между мужчинами и женщинами, поскольку традиционные мусульманские культуры часто характеризуются определёнными гендерными ролями, что не характерно для современных западных обществ. С другой стороны, религиозные группы мусульман, утверждают, что светская правовая система недостаточно учитывает законы и традиции их веры. Глобальная ситуация в мире также способствует росту недоверия между мусульманскими общинами и государственными учреждениями Канады. Согласно данным Статистического управления Канады в 2006 г., например, из 220 преступлений на почве ненависти, мотивированных религией, 21% преступлений был совершён против мусульман15.

15. Muslims in Canada. Available at: >>> 10.10.2022).
16

То, что мусульманское сообщество в Канаде сохраняет тесные связи со страной происхождения, с родной культурой, то, как оно активно консолидируется, и, в дополнение, представляет собой молодое видимое меньшинство, вызывает озабоченность канадской общественности, которая опасается, что рост терроризма в мире может отразиться на канадском обществе и что, приглашая иммигрантов, Канада повышает риск импорта терроризма вместе с ними16. Например, С. Блейни в свою бытность министром общественной безопасности Канады указывал, что терроризм остаётся главной угрозой национальной безопасности страны (terrorism remains the leading threat to Canada’s national security)17.

16. МPurdy K.R., Inviting terrorism? Сanada’s immigration policy and implications for national security. - Сanadian Forces Сollege – pcemi 41. – 2014/2015 (accessed 10.10.2022).

17. Canadian Centre for Intelligence and Security Studies, Terrorism in 2025: Likely Dimensions and Attributes. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).
17

Действительно, исследования настроений канадских мусульман выявило значительный рост внимания к роли шариата и исламского халифата. Кроме того, 1% канадских мусульман полностью поддерживают цели «Аль-Каиды», а 34% поддерживают частично. Опросы также выявили, что 12% респондентов считали, что террористические действия 18 молодых мусульман в 2007 г., которые планировали взорвать бомбы в Оттаве и Торонто, были оправданы18.

18. Available at: www.cic.gc.ca (accessed 10.10.2022).
18 Мусульманское сообщество в Канаде возлагало большие надежды на смену правительства в 2015 г. Дело в том, что консерваторы во главе с премьер-министром С. Харпером в рамках отстаивания культурных ценностей Канады внесли предложение создать информационную линию для сообщений о «варварских культурных практиках», направленную против мусульман. В предвыборной кампании широко освещались дебаты о праве мусульманских женщин носить никаб. Почти половина канадских женщин-мусульманок сообщают, что носят традиционный головной убор на публике. И хотя молодые мусульмане, родившиеся в Канаде, с большей вероятностью выбирают мультикультурализм и разнообразие, мусульмане, родившиеся за рубежом, больше ценят свободу и демократию, позволяющие сохранять свои традиционные устои.
19

Если обратиться к исследованиям, проведённым в начале прихода к власти либерального кабинета Дж. Трюдо, то можно увидеть, что радикализация взглядов на ислам в Канаде имеет место быть. Молодые мусульмане, становящиеся всё более набожными, всё больше привязаны к своей религиозной идентичности по сравнению с мусульманами старшего возраста, и больше обеспокоены дискриминацией: «Быть мусульманином в Канаде – значит быть объектом пристального внимания». 9% указали на дискриминацию в обращении с мусульманами в 2015 г.Вместе с тем выборы показали, что 83% мусульман – «очень гордятся» тем, что они канадцы, это составило рост на 10 пунктов с 2006 года19.

19. Environics Institute Poll// Grenier É., CBC News. 27.04.2016. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).
20 В период правления кабинета Дж. Трюдо явления, нарушающие баланс между мусульманской и канадской идентичностями, обострились. Несмотря на то что канадцы-мусульмане неизменно подчёркивают, что они одновременно мусульмане и канадцы, 84% из них указали, что религия очень важна; а 81% отметил, что важна национальность. На вопрос, что наиболее важно для их идентичности, 50% выбрали свою религию как наиболее важную составляющую, по сравнению с 28% религиозных канадцев-немусульман, которые предпочли свою религию своей национальности. С каждым новым поколением важность религии растёт: это наиболее заметно среди молодых мусульман – для 61% из них самое важное – быть мусульманином. Сегодня канадские мусульмане демонстрируют сильное чувство принадлежности к своему религиозному сообществу. Об этом говорит увеличение посещаемости религиозных служб: 48% мусульман сообщают, что посещают мечеть раз в неделю или чаще, что на семь пунктов больше, чем в 2006 г.; ещё 33% посещают только по особым случаям. Это число больше всего возросло среди молодых мусульман, которые в настоящее время чаще всего регулярно посещают мечеть.
21 Женщины-мусульманки стали носить хиджаб чаще – 48%, что на 10 пунктов больше. Ещё 6% носят чадру, которая закрывает тело, или никаб, который закрывает лицо. Данные показатели выше у мусульман с меньшим уровнем образования.
22 В мультикультурном канадском обществе сегодня 30% канадцев-мусульман сталкиваются с дискриминацией в связи с их религией, этнической принадлежностью или культурой, и за последние пять лет эти цифры стали значительно выше, по сравнению с дискриминаций среди населения страны в целом. Таким образом, дискриминация со стороны широкого сообщества является самой важной проблемой, с которой сталкиваются мусульмане сегодня. 62% мусульман обеспокоены дискриминацией, этот показатель увеличивается до 72% среди молодых мусульман и до 83% среди мусульман, родившихся в Канаде. Две трети мусульман обеспокоены тем, как СМИ изображают мусульман в Канаде. Более трети мусульман предполагают, что ситуация только ухудшится. Тем не менее, даже с учётом дискриминации, 84% мусульман считают, что отношение к ним в Канаде лучше, чем в других западных странах.
23 Что касается вопросов толерантности и интеграции в мультикультурное общество, то, согласно официальной точке зрения, большинство мусульман, приезжающих в Канаду, хотят перенять канадские обычаи и образ жизни, в то время как 17% считают, что они хотят оставаться особыми, а 37% мусульман не соглашаются отказываться от своих культурных корней. Опросы свидетельствуют, что в отношении традиционных устоев мусульмане расходятся с общепринятым в Канаде мнением: 40% полагают, что «отец в семье должен быть хозяином в своём собственном доме» по сравнению с 21% немусульманских канадцев. С течением времени расхождение становится всё очевиднее. Например, опрос Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), проведённый в 2013 г., показал, что 80% канадцев согласны с тем, что гомосексуальность должна быть принята обществом, и только 36% мусульман согласились с этим утверждением. Немусульманские канадцы осознают это различие, что подтверждает опрос Института энвироники (Environics Institute): 49% враждебно относятся к мусульманам, это на 14 пунктов больше, чем в 2006 г.; 44% мусульман не будут поддерживать воинствующих экстремистов за рубежом, а 37% поддерживают.
24

65% мусульман голосуют на выборах за либералов, 10% – за НДП, и лишь 2% – за консерваторов. Это связано с тем, что 60% мусульман настаивают на праве носить никаб во время участия в церемониях получения гражданства. 90% были настроены оптимистично по поводу отношений между мусульманами и другими канадцами и верили, что они улучшатся при либеральном правительстве20.

20. Ibidem.
25

Очевидно, что модель канадского мультикультурализма срабатывает не вполне эффективно в отношении такой группы видимых меньшинств, как мусульмане. Корни уходят в исторические стереотипы западной культуры в отношении мусульман. Некоторые относительно недавние события усилили эти опасения. Этому способствовали и события 2011 г. в США и убийство сержанта Н. Чирилло и офицера П. Винсента 28 октября 2014 г. в Монреале двумя мусульманами, вдохновлёнными пропагандой ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Мусульманские канадские организации поспешили осудить преступление: «Это была ужасная вещь, и мы все чувствовали, что произошедшее ужасно, и были встревожены и напуганы этим, вместе с чувством, которое мы разделяли со всеми канадцами, – быть мишенью, как будто это было частью нас, ислама и мусульман, что эти двое мужчин сделали...», – сказала Алия Хогбен (Alia Hogben), исполнительный директор Канадского совета мусульманских женщин21. Немедленно премьер-министр Канады С. Харпер расценил эти нападения в более широком контексте глобальной войны с терроризмом: «...приносят свою дикость на наши берега». А министр обороны Дж. Кенни заявил на Конференции оборонных ассоциаций, что «доморощенный терроризм – это не отдалённая концепция, а канадская реальность». Т. Джуно, аналитик Министерства национальной обороны, полагал, что они сделали это под влиянием пропаганды «исламского государства, вдохновлённые идеологией, онлайн-активностью», и «это часть бизнес-модели такой организации, как Исламское государство, охотиться на таких людей». Радикализация ислама – это угроза, к которой в консервативном правительстве С. Харпера относились «чрезвычайно серьёзно». Мусульманское сообщество в Канаде критиковало позицию С. Харпера. Так Я. Гарди, исполнительный директор Национального совета канадских мусульман, заявил, что риторика вокруг нападений повлияла на его общину. Он указал, что жалобы на антимусульманский вандализм и словесные оскорбления резко усилились. Он также выразил уверенность, что смена правительства поможет «перевернуть страницу в той риторике, которая разделяет нас и их». С. Хашми, имам Мусульманской ассоциации Канады в Оттаве также раскритиковал позицию федерального правительства: «На национальном уровне, похоже, не предпринималось попыток вовлечь сообщество и по-настоящему поговорить с нами как с партнёрами. Мы, как общественные лидеры и имамы, действительно находимся на переднем крае борьбы с радикализацией»22.

21. Stastna K. Ottawa shooting inflated the rhetoric of 'homegrown terrorism. - CBC News. 22.10.2015. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).

22. Ibid.
26 Вопрос о мусульманской общине стал одним из ключевых в политической повестке всех канадских партий на выборах. В связи с последующим кризисом беженцев из Сирии дебаты о никабе усилились. Даже генерал-губернатор Канады высказал озабоченность,тем, что дебаты о никабе и тон обсуждения кризиса с сирийскими беженцами во время выборов нанесут ущерб репутации Канады как справедливого и инклюзивного общества: «Я продолжаю беспокоиться о любых инициативах, которые могут привести к тому, что мы будем недалекими и потеряем ощущение: А) инклюзивности; В) справедливости; С) равенства возможностей». Таким образом, можно сделать вывод, что рост мусульманской общины в Канаде сопровождается противоречивыми тенденциями в политических мнениях, что канадское общество и само мусульманское сообщество разобщены по нескольким позициям, и, что самое важное, это создаёт риски для дельнейшего развития политики мультикультурализма в Канаде.
27 С одной стороны, либеральная демократия в Канаде диктует широкие права видимых меньшинств, с другой  – это идёт вразрез с традиционной культурой страны и её ценностями. Вопрос о никабе стоял столь остро, что в разгар федеральных выборов 2015 г. Федеральный апелляционный суд постановил, что З. Исхак, мусульманка, переехавшая в Онтарио из Пакистана, может носить никаб даже во время присяги на гражданство. Консерваторы объявили, что подадут апелляцию в Верховный суд, и пообещали вновь ввести запрет в течение ста дней после своего переизбрания. Партия Квебекский блок встала на сторону консерваторов в этом вопросе, в то время как Новая демократическая партия и либералы утверждали, что государство не должно диктовать дресс-код и что канадцы должны иметь возможность свободно выражать свои религиозные убеждения. В поддержку своей позиции консерваторы создали горячую линию, по которой люди могли звонить, чтобы сообщить о «варварских культурных практиках» для противодействия таким явлениям, как принудительные браки и пр. Примечательно, что после победы Либеральной партии Дж. Трюдо отказался от дальнейших судебных исков по вопросу никаба. В 2015 и 2017 гг. опросы показали, что большинство канадцев не одобряют право ортодоксальных мусульманских женщин носить в общественных местах маски для лица такие, как никаб. Предложенный, в связи с этим Квебекский законопроект № 21, запрещающий религиозные символы, по общему мнению, стал главной мишенью критики политических оппонентов и мусульманской общины и нацелен на дискриминацию мусульманских женщин.
28 Такая же ожесточённая борьба шла по вопросу сирийских беженцев. Партии боролись за голоса избирателей, среди которых значительное количество мусульман. НДП обещала доставить в Канаду 46 тыс. беженцев из Сирии. Либералы заявили, что к концу года они примут 25 тыс. человек.
29

Консерваторы высказали опасения, что беженцы из «зоны боевых действий террористов» могут быть опасны, и стали мишенью для критики за безразличие к человеческой трагедии. Как известно, Консервативная партия проиграла выборы. Но за годы правления либерального кабинета Дж. Трюдо отношение к мусульманам не изменилось в лучшую сторону. Появилась тенденция освещать мусульман в средствах массовой информации и Интернете с критических позиций. Так, например, британская газета «Сан» (The Sun), имеющая авторитет и в Канаде, опубликовала статью, утверждающую, что каждый пятый мусульманин симпатизирует жестоким джихадистам в Сирии. В ответ представители мусульманского сообщества стали практиковать размещение своих хэштегов, высмеивающих критику мусульман (#MuslimID, #1in5Muslims, @MuslimsActually, #SomethingGoingOnInTheMosque и др.). «Наша цель – быть способными образованными людьми. Вы не можете устранить ненависть, а просто добавляете ещё больше ненависти и гнева. Мы должны иметь возможность воспитывать людей в позитивном ключе и поощрять мусульман к самовыражению в Интернете. для мусульман важно иметь возможность делиться своим мнением и своей точкой зрения в социальных сетях»23. В последнее десятилетие преступления против мусульман растут при молчаливом невмешательстве остальных граждан, согласно данным Канадской арабской федерации24. После терактов в Париже Национальный совет канадских мусульман создал онлайн-карту для отслеживания подобных инцидентов. Канадская пресса размещает на своих форумах дискуссии на тему «Расисты ли мы?». Дискуссии транслируются по телевидению25. Тем не менее, случаи бытового словесного расизма не прекращаются. Простые канадцы часто ассоциируют признаки исламской религии с терроризмом (исследования Marketplace)26.

23. Bowman J., #1in5Muslims: Twitter mocks misleading tabloid. CBC. 27.11.2015. Available at: >>>. (accessed 10.10.2022).

24. Tomlinson A., Anti-Muslim hate crimes on the rise, but bystanders sometimes stay silent. CBC News. 26.02.2016. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).

25. Форум CBC: Исламофобия и молодые канадские мусульмане Дискуссия с журналистом CBC Насером. - CBC News. 27.04.2016. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).

26. Ibid.
30

Исламофобия заставляет молодых канадских мусульман восстанавливать свою идентичность. Это объясняет, почему молодые мусульмане чувствуют себя более мусульманами, чем старшее поколение. Большинство молодых мусульман в Канаде считают себя мусульманами в первую очередь, а канадцами – во вторую: «Страх перед 11 сентября исчез, но общественная озабоченность по поводу культурной интеграции иммигрантов растёт, и некоторые по-прежнему относятся к мусульманам с дискомфортом, если не с подозрением»27. Примечательно, что в возрастной группе 60 лет и старше почти в 2 раза больше респондентов заявили, что в первую очередь чувствуют себя канадцами, чем в возрастной группе 18 лет –34 года. Согласно опросу Института энвироники, число молодых канадских мусульман, регулярно посещающих мечеть, постоянно растёт28. В мусульманской среде происходят фундаментальные изменения, и молодое поколение мусульман, живущих и работающих в Канаде, объединяется в рамках своей веры. На этом фоне одним из аспектов исламофобии в Канаде выступает опасение, что растущее влияние законов шариата может повлиять на политические ценности Канады. Согласно исследованию Focus Canada большинство канадцев считают, что мусульмане хотят оставаться отделёнными от общества в целом29. У трёх из четырёх жителей Онтарио – самой мультикультурной провинции – ценности в корне отличаются от мусульманских.

27. Environics Institute Poll// Grenier É., CBC News. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).

28. Ibid.

29. Focus Canada survey. Available at: >>>  2018 (accessed 10.10.2022).
31

Со своей стороны, канадские мусульмане обеспокоены безработицей и дискриминацией, но менее склонны, чем в европейских странах, указывать на враждебность в обществе в целом и с большей вероятностью чувствуют, что их страна движется в правильном направлении. В области внешней политики канадские мусульмане придерживаются взглядов, схожих с единоверцами за рубежом. Мусульмане полагают, что политика Канады на Ближнем Востоке предвзята по отношению к израильскому вопросу. Позиция Канады по израильско-палестинскому конфликту слишком произраильская: только 30% считают, что Канада соблюдает правильный баланс в этом вопросе. 48% канадских мусульман, посещающих религиозные службы не реже одного раза в неделю и 34% тех, кто службы реже, считают, что Канада протекционистки относится к Израилю30. Вероятно, и корни исламофобии следует искать в палестино-израильских конфликтах, Исламской революции в Иране, войне в Персидском заливе и в терактах 11 сентября.

30. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: >>> -05.10.2021 (accessed 10.10.2022).
32 На этом фоне большинство канадцев в целом обеспокоены тем, что иммигранты не принимают канадские политические ценности, и эта точка зрения усиливается из года в год. Канадцы отмечают стремление к гетерогенности современного общества и испытывают социальный и культурный дискомфорт, так как всё чаще вступают в частые контакты с представителями многочисленных групп видимых меньшинств, особенно в городах, где сосредоточено канадское мусульманское население (семь из десяти канадских мусульман живут в Торонто, Монреале или Ванкувере). Национальная идентичность Канады включает в себя и мультикультурализм и концепт «нации иммигрантов», где равенство для всех, независимо от этнокультурного происхождения, не всегда соответствует реальности. Так 32% канадских мусульман признавались, что подвергаются дискриминации. Данная группа населения не является исключением в мультикультурной мозаике страны. Наблюдается дискриминация и в отношении коренных народов (74%), канадцев пакистанского и индийского происхождения (73%) и чернокожих (70%). Правда, следует отметить, что по сравнению с мусульманами в западноевропейских странах канадские мусульмане несколько реже сообщают о случаях дискриминации за последние годы, в то время как 37% французских мусульман упоминают об этом. Соответственно, канадские мусульмане менее склонны, чем мусульмане в европейских странах, верить во враждебное отношение к мусульманам.
33

Растущая иммиграция меняет состав вероисповедания в Канаде, но, как показывает один из последних опросов, не все религиозные общины чувствуют себя желанными гостями. Институт Ангуса Рида провёл первое в своём роде всестороннее исследование веры канадцев по всему религиозному спектру, включив в исследование представителей религиозных меньшинств, мусульман, индуистов и сикхов31. Мусульмане – одна из групп, которая с самым высоким показателем чувствуют себя изолированными из-за своей веры. 26% мусульман считают, что их убеждения не приветствуются в канадском обществе, поскольку преступления на почве религиозной и этнической нетерпимости продолжаются. Преступления на основе ненависти выросли на 37% в 2021 г., в то время как другие виды преступлений сократились32.

31. Spearchief-Morris J., Immigration is changing the composition of religion in Canada. Available at: >>>  (accessed 10.10.2022).

32. Statistics Canada, Muslim leaders call for Ontario government to tackle Islamophobia through legislation. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).
34 Количество канадцев, расценивающих вклад религии в общество как негативный, с 2018 г. выросло. Участие канадцев в деятельности религиозных сообществ падает. Это можно отнести на счёт нескольких причин, например, ограничений, связанных с пандемией и обнаружением безымянных детских захоронений в школах-интернатах, патронируемых церковью и др.
35

Согласно новому докладу «Будущее мусульманского населения мира» к 2030 г. в Канаде будет насчитываться около 2,7 млн мусульман, что составляет примерно 6,6% населения страны (в настоящее время около 2,8%)33. В обществе идут дебаты, сможет ли Канада справиться с более экстремистски настроенными членами мусульманской общины. Даже лидеры мусульманских сообществ признают этот факт. Так, Т. Фаттах, основатель Мусульманского Конгресса Канады, говорит: «[Что] отличает от других групп иммигрантов, так это то, что среди мусульман есть подгруппа, которую я называю исламистами, которые приезжают сюда с намерением разрушить социальную структуру страны. Это очень необычно для группы иммигрантов и станет ещё большей проблемой в будущем». Очевидно, что мультикультурное канадское общество не приспособлено ни к борьбе с экстремистскими взглядами, ни к противодействию радикальным.

33. Singer C. R., Canada’s Muslim Population Rapidly Expanding. Available at: >>> (accessed 10.10.2022).
36

На этом фоне мусульмане добились больших успехов во всех секторах экономики Канады. Они представляют все слои населения – от владельцев бизнеса до профессионалов. Мусульманские представители вовлечены в политику с начала 1990-х годов. В 1997 г. Р. Джаффар стал первым мусульманским членом парламента, а в 2015 г. М. Монсеф – первым мусульманским министром кабинета34. В каждом крупном городе есть мечети, общественные центры и исламские школы. Мусульманская община сегодня – один из самых активных благотворителей в Канаде.

34. Rueben, Canadas Muslim Expat Community is Flourishing. Available at: >>>– 24.04.2020 (accessed 10.10.2022).
37 Народная партия Канады требует отменить закон «О мультикультурализме» и прекратить финансирование инициатив по нему, тем самым положив конец 50-летнему эксперименту по объединению канадцев в «совокупность этнических и религиозных племён, живущих бок о бок». Народная партия потерпела поражение на последних двух федеральных выборах (хотя её доля голосов избирателей выросла более чем втрое и составила чуть более 5%), что, несомненно, отражает настроения канадского общества.
38

Опрос Института Ангуса Рида ещё в 2016 г. показал, что почти 70% канадцев считают, что меньшинства не делают достаточно, чтобы вписаться в общество. Мало кто разделяет идею мультикультурализма как «разнообразия ради разнообразия»35. Количество канадцев, озабоченных по поводу проживания рядом с иммигрантами, особенно, если сосед – мусульманин, утраивается. В Квебеке эти опасения умножаются в 6 раз. Таким образом, мусульманское сообщество не является доказательством способности всех канадцев слиться в единое сплочённое общество. Тем не менее надежда на единство сохраняется, так как согласно исследованиями Института энвироники, мультикультурализм занимает центральное место в канадской национальной идентичности – более важное, чем хоккей или СВС, и превзошёл миротворчество и иностранную помощь как самый позитивный вклад Канады в мир. Большинство канадцев по-прежнему поддерживают мультикультурализм как символ национальной идентичности.

35. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: >>>- 05.10.2021 (accessed 10.10.2022).

Библиография

1. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada author, Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: https://canadiangeographic.ca. - 05.10.2021 (accessed 10.10.2022).

2. Кузьмина Т. Р. «Заметные» этнические сообщества Канады в пандемию COVID-19 // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 4. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760017859-1-1/. DOI: 10.18254/S207054760017859-1

3. NHS Focus on Geography. # 99-010-X2011. - 10.05.2011 (accessed 10.10.2022).

4. https://en.wikipedia.org/wiki/Employment_equity_ (Canada) (accessed 10.10.2022).

5. NHS Focus on Geography. # 99-010-X2011. - 10.05.2011 (accessed 10.10.2022.)

6. Available at: www12.statcan.gc.ca (accessed 10.10.2022 г.)

7. Available at: www.anewlife.ca/muslim-demographics-in-canada (accessed 10.10.2022).

8. Muslims in Canada. Available at: http://www.yorku.ca (accessed 10.10.2022).

9. Ibidem.

10. Иммиграция в Канаду: Статистика и факты. Available at: www.statista.com. - 21.06.2022 (accessed accessed 10.10.2022).

11. Available at: https://sustainablesociety.com/population/immigration (accessed 10.10.2022).

12. Mujahid A. M., Profile of Muslims in Canada. Available at: www.sounddivision.com (accessed 10.10.2022).

13. Available at: www.statista.com/topics. - 21.06.2022 (accessed 10.10.2022).

14. Hamdani D.H., Muslims and Islam in Canada // Muslims and Islam in the American Continent. - Vol.1. - 2001. Available at: www.muslimlink.ca. (accessed 10.10.2022).

15. Muslims in Canada. Available at: http://www.yorku.ca (accessed 10.10.2022).

16. МPurdy K.R., Inviting terrorism? Сanada’s immigration policy and implications for national security. - Сanadian Forces Сollege – pcemi 41. – 2014/2015 (accessed 10.10.2022).

17. Canadian Centre for Intelligence and Security Studies, Terrorism in 2025: Likely Dimensions and Attributes. Available at: http://carleton.ca›csids/publications. (accessed 10.10.2022).

18. Available at: www.cic.gc.ca (accessed 10.10.2022).

19. Environics Institute Poll// Grenier É., CBC News. 27.04.2016. Available at: www.cbcnews.ca (accessed 10.10.2022).

20. Ibidem.

21. Stastna K. Ottawa shooting inflated the rhetoric of 'homegrown terrorism. - CBC News. 22.10.2015. Available at: www.cbcnews.ca (accessed 10.10.2022).

22. Ibid.

23. Bowman J., #1in5Muslims: Twitter mocks misleading tabloid. CBC. 27.11.2015. Available at: www.cbc.ca. (accessed 10.10.2022).

24. Tomlinson A., Anti-Muslim hate crimes on the rise, but bystanders sometimes stay silent. CBC News. 26.02.2016. Available at: www.cbc.ca› (accessed 10.10.2022).

25. Форум CBC: Исламофобия и молодые канадские мусульмане Дискуссия с журналистом CBC Насером. - CBC News. 27.04.2016. Available at: www.cbc.ca›News. - (accessed 10.10.2022).

26. Ibid.

27. Environics Institute Poll// Grenier É., CBC News. Available at: www.cbcnews.ca – 27.04.2016 (accessed 10.10.2022).

28. Ibid.

29. Focus Canada survey. Available at: environicsinstitute.org - 2018 (accessed 10.10.2022).

30. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: https://canadiangeographic.ca. - 05.10.2021 (accessed 10.10.2022).

31. Spearchief-Morris J., Immigration is changing the composition of religion in Canada. Available at: www.theglobeandmail.com. – 18.04.2022 (accessed 10.10.2022).

32. Statistics Canada, Muslim leaders call for Ontario government to tackle Islamophobia through legislation. Available at: www.stat.ca. – 18.03.2022 (accessed 10.10.2022).

33. Singer C. R., Canada’s Muslim Population Rapidly Expanding. Available at: https://www.immigration.ca. – 24.02.2019 (accessed 10.10.2022).

34. Rueben, Canadas Muslim Expat Community is Flourishing. Available at: https://canadianvisa.org. – 24.04.2020 (accessed 10.10.2022).

35. Mouallem O. 50 years of multiculturalism: Being Muslim in Canada Praying to the West: How Muslims Shaped the Americas. Canadian Geographic. Available at: https://canadiangeographic.ca. - 05.10.2021 (accessed 10.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести