U.S. strategies for Colombia: the difference in the approaches of the administrations of D. Trump and J. Biden
Table of contents
Share
QR
Metrics
U.S. strategies for Colombia: the difference in the approaches of the administrations of D. Trump and J. Biden
Annotation
PII
S207054760023899-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ilona Gritsenko 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article analyses the strategies of the US State Department for Colombia during the administrations of Donald Trump (2017-2021) and Joseph Biden (2021 – present). Based on a comparison of documents, the author highlights such innovations as the significant place given to the issues of the climate agenda, the maintenance of the peace process in Colombia, the emergence of countering the influence of external actors in the republic as priority goals and ensuring Colombia's leadership in matters of common global and regional priorities of the Western Hemisphere.

Keywords
USA, Colombia, integrated country strategies, American-Colombian cooperation
Acknowledgment
The article was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project number 20-014-00040 А [Transformation of modern U.S. Policy in the Western Hemisphere: regional consequences and the role of global actors]
Received
18.11.2022
Date of publication
25.12.2022
Number of purchasers
6
Views
316
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

Республика Колумбия является одним из наиболее близких партнёров и союзников Соединённых Штатов в Латинской Америке, особенно в последние полтора десятилетия. Это третий по величине торговый партнёр США в регионе. Между странами действует договор о свободной торговле (2006), объём которой в 2020 г. составил 29,9 млрд долл.1 С мая 2022 г. южноамериканская страна имеет статус основного союзника США вне НАТО. Важнейшими направлениями сотрудничества являются борьба с производством и распространением наркотиков и региональная безопасность.

1. U.S. Relations with Colombia. Bilateral Relations Fact Sheet. Bureau of Western Hemisphere Affairs. Available at: >>> (accessed 16.12.2022).
2

В последние годы отечественным исследователем А.А. Манухиным был опубликован ряд работ, охватывающих основные направления американо-колумбийского взаимодействия: противодействие наркотрафику, региональная безопасность, содействие выходу из внутреннего вооружённого конфликта2. Вместе с тем с приходом к власти в США администрации демократа Дж. Байдена (январь 2021 – н. в.) проявились определённые различия в подходах по упомянутым вопросам, по сравнению с курсом республиканской администрации Д. Трампа (2017–2021). В середине 2022 г. к этим различиям добавился ещё один фактор, который может иметь потенциальное влияние на американо-колумбийское взаимодействие: 7 августа 2022 г. по итогам второго тура президентских выборов впервые в истории Колумбии победу одержал антисистемный политик левого толка – Густаво Петро3. Цель работы – выявить отличия подходов к сотрудничеству с Колумбией на основании сравнения комплексных страновых стратегий Государственного департамента США в отношении этой южноамериканской страны в период Д. Трампа и Дж. Байдена.4 Комплексные страновые стратегии для Колумбии коррелируют с другими более общими документами и стратегиями США и разрабатываются американским внешнеполитическим ведомством, в частности, для работы по ним дипломатических миссий страны в конкретных государствах. В них прописаны цели, которых США стремятся достичь на этих территориях, их обоснование и более конкретные задачи по их достижению.

2. Манухин А.А. Колумбия как союзник США в сфере региональной безопасности // Ломоносов-2019. Материалы XXVI международного молодёжного научного форума. Электронное издание комплексного распространения. 2019;

3. Ивановский З.В. Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы "левого дрейфа" // Свободная мысль, 2022, № 4. С. 72–84;

4. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: >>> (accessed 16.12.2022);
3

Около половины целей в стратегиях, действовавших в обозначенный период, совпадают, однако даже в них различаются применяемые формулировки, которые позволяют делать выводы о разнице подходов. Так, Целью 1 является укрепление в Колумбии демократических институтов и безопасности, борьба с организованной преступностью. Документ времён республиканской администрации содержит явно более жёсткие формулировки, касающиеся борьбы с преступностью и наркотрафиком: «ликвидировать оргпреступность и значительно сократить производство наркотиков и культивирование коки за счёт совершенствования правоохранительных и военных институтов»5, тогда как в поздней стратегии, размещённой при Дж. Байдене используются гораздо более обтекаемые фразы и, что важно, зафиксировано стремление Вашингтона поддерживать выполнение обязательств по мирному соглашению. Речь идёт о соглашении между колумбийским правительством Х.М. Сантоса и Революционными вооруженными силами Колумбии в 2016 г. В «Комплексной страновой стратегии. Колумбия» 2018 г. подчёркивалось, что США заботятся исключительно о собственной безопасности и для её обеспечения готовы способствовать применению жёстких мер, в том числе на территории другого государства, что полностью укладывалось в лозунг Д. Трампа «Америка превыше всего», тогда как демократы стремятся к повышению устойчивости к конфликтам внутри Колумбии и снижению преступности за счёт более комплексных и консенсусных мер, в данном случае – за счёт поддержки внутреннего мирного процесса.

5. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: >>>  (accessed 16.12.2022).
4

Показательна своей направленностью на США и Цель 2. В «Комплексной страновой стратегии. Колумбия» времён Д. Трампа – это «способствовать процветанию Соединённых Штатов (курсив мой. – И.Г.) и созданию рабочих мест посредством поощрения торговли, инклюзивного роста и улучшения инвестиционного климата», тогда как в нынешней стратегии та же цель сформулирована как «углубление двусторонних экономических связей и содействие процветанию США и Колумбии…» (курсив мой. – И.Г.). Кроме того, в нынешнем документе в описании задач для достижения Цели 2 появляются «создание социально и экологически устойчивых возможностей в ключевых секторах экономки» и «программы помощи»6.

6. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: >>>  (accessed 16.12.2022).
5

В действующем варианте стратегии фигурирует совершенно новая Цель 3 – «Повышение устойчивости Колумбии к усилиям внешних злонамеренных субъектов по подрыву стабильности и получению доступа в Колумбию». Для достижения цели предлагается содействовать укреплению институционального потенциала республики по выявлению, анализу и противодействию внешнему пагубному влиянию на внутренние системы страны, а также обеспечить, сохранение за Соединёнными Штатами и их союзниками-единомышленниками роли «предпочтительного партнёра» в вопросах национальной безопасности. Под «внешними злонамеренными субъектами» имеются в виду Китай и Россия, названные в другой части документа «конкурентами» США (в регионе. – И.Г.)7. Предыдущая версия документа подобных упоминаний не содержит. Очевидно, появление описанной цели является, с одной стороны, ответом Вашингтона на усиление позиций Китая в Латинской Америке в целом, в рамках противостояния США с азиатским гигантом, с другой стороны – попыткой снизить потенциальные риски от прихода к власти в Колумбии политика левых взглядов, который может быть менее лоялен Вашингтону и развивать другие линии сотрудничества. С вероятными политическими изменениями в Колумбии было связано и появление в стратегии пунктов, в которых прописаны соответствующие риски. Такие же обновления появились в своё время в стратегии для Аргентины перед победой на президентских выборах левоцентриста Альберто Фернандеса (2019 – н. в.). Документ, посвящённый Колумбии, в качестве возможных негативных последствий смены правительства республики, называет неопределённость для американских инвесторов, попытки пересмотра соглашения о свободной торговле и других линий тесного двустороннего взаимодействия, усиление конкуренции внешних игроков в стране, например, за счёт субсидированных ими программ с более гибкими, чем в США, условиями для обучения колумбийских полицейских и военных. Также выражено опасение, что новые власти могут уделять недостаточное внимание проблемам климатической повестки.

7. Ibid., p. 3.
6

В текущей стратегии появилась и новая Цель 4, достижение которой направлено на прогресс Колумбии по общим глобальным и региональным приоритетам в Западном полушарии и обеспечение лидерства страны в указанных вопросах. Для реализации предлагается активизировать продвижение прав человека, социально-экономической интеграции и защиты уязвимых общин; укреплять региональное лидерство Колумбии по вопросам миграции; расширить потенциал страны в качестве «экспортёра безопасности и демократии», создавая прочные партнёрства для противодействия общим угрозам. Особое место отведено реализации национальной программы по противодействию изменениям климата и охране окружающей среды, что, как указывается, могло бы послужить основой для регионального лидерства.

7

Заключение

 

Проанализировав и сравнив комплексные страновые стратегии последних двух американских администраций в отношении Колумбии, можно отметить такие новшества, как большое внимание вопросам климатической и экологической повестки, что находится полностью в логике приверженности Дж. Байдена указанным темам, в отличие от «антиклиматической» позиции Д. Трампа. Также больше места отводится поддержанию мирного процесса в Колумбии, в том числе для обеспечения собственной безопасности США. Различаются подходы к достижению целей, которые совпадают у обеих американских администраций: политика администрации Д. Трампа в обеспечении интересов Вашингтона более жёсткая. Новая Цель 3 по противодействию влиянию в Колумбии внерегиональных игроков является ответом на вызовы противостояния США – КНР, а также попыткой уменьшить потенциальные негативные последствия для американо-колумбийского партнёрства от прихода к власти в южноамериканской республике сторонника левых идей. Цель 4, направленная на усиление позиций Колумбии в Латинской Америке и обеспечение её лидерства по региональным и глобальным вопросам призвана способствовать продвижению интересов США в регионе через южноамериканского партнёра, что в свою очередь может усилить прогресс в достижении других целей комплексных страновых стратегий для Колумбии Госдепартамента, таких как противодействие внешним акторам и решение экологических вопросов.

References

1. U.S. Relations with Colombia. Bilateral Relations Fact Sheet. Bureau of Western Hemisphere Affairs. Available at: https://www.state.gov/u-s-relations-with-colombia/ (accessed 16.12.2022).

2. Manukhin A.A. Kolumbiya kak soyuznik SShA v sfere regional'noj bezopasnosti // Lomonosov-2019. Materialy XXVI mezhdunarodnogo molodyozhnogo nauchnogo foruma. Ehlektronnoe izdanie kompleksnogo rasprostraneniya. 2019; Manukhin A.A. Podkhod SShA k sotrudnichestvu s Kolumbiej i Meksikoj v dele protivodejstviya narkotrafiku // Latinskaya Amerika, 2020, № 12. C. 6–25; Manukhin A.A. Sodejstvie vykhodu iz vnutrennego vooruzhyonnogo konflikta i postkonfliktnomu razvitiyu na primere otnoshenij Kolumbii i SShA (chast' 1) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2019, № 4, C. 137-171; Manukhin A.A. Sodejstvie vykhodu iz vnutrennego vooruzhyonnogo konflikta i postkonfliktnomu razvitiyu na primere otnoshenij Kolumbii i SShA (chast' 2) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2020, № 1, C. 150-196.

3. Ivanovskij Z.V. Kolumbiya: smena paradigmy? Vyzovy i perspektivy "levogo drejfa" // Svobodnaya mysl', 2022, № 4. S. 72–84;

4. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: https://2017-2021.state.gov/wp-content/uploads/2020/03/ICS_WHA_Colombia_PublicRelease508_03042020-508.pdf (accessed 16.12.2022); Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/05/ICS_WHA_Colombia_Public.pdf (accessed 16.12.2022).

5. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: https://2017-2021.state.gov/wp-content/uploads/2020/03/ICS_WHA_Colombia_PublicRelease508_03042020-508.pdf p. 5. (accessed 16.12.2022).

6. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/05/ICS_WHA_Colombia_Public.pdf s. 4. (accessed 16.12.2022).

7. Ibid., p. 3.

Comments

No posts found

Write a review
Translate