США – Колумбия: отличия стратегий администраций Д. Трампа и Дж. Байдена
США – Колумбия: отличия стратегий администраций Д. Трампа и Дж. Байдена
Аннотация
Код статьи
S207054760023899-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гриценко Илона Александровна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена анализу стратегий Государственного департамента США в отношении Колумбии времён администраций Дональда Трампа (2017–-2021) и Джозефа Байдена (2021 – н.в.). На основании сравнения документов автор выделяет такие новшества, как отведённое значимое место вопросам климатической повестки, поддержанию мирного процесса в Колумбии, появление в качестве приоритетных целей противодействия влиянию в республике внешних акторов и обеспечения лидерства Колумбии в вопросах общих глобальных и региональных приоритетов Западного полушария.

Ключевые слова
США, Колумбия, Комплексные страновые стратегии, американо-колумбийское сотрудничество
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 20-014-00040 А [«Трансформация современной политики США в Западном полушарии: региональные последствия и роль глобальных акторов»]
Классификатор
Получено
18.11.2022
Дата публикации
25.12.2022
Всего подписок
6
Всего просмотров
315
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Республика Колумбия является одним из наиболее близких партнёров и союзников Соединённых Штатов в Латинской Америке, особенно в последние полтора десятилетия. Это третий по величине торговый партнёр США в регионе. Между странами действует договор о свободной торговле (2006), объём которой в 2020 г. составил 29,9 млрд долл.1 С мая 2022 г. южноамериканская страна имеет статус основного союзника США вне НАТО. Важнейшими направлениями сотрудничества являются борьба с производством и распространением наркотиков и региональная безопасность.

1. U.S. Relations with Colombia. Bilateral Relations Fact Sheet. Bureau of Western Hemisphere Affairs. Available at: >>> (accessed 16.12.2022).
2

В последние годы отечественным исследователем А.А. Манухиным был опубликован ряд работ, охватывающих основные направления американо-колумбийского взаимодействия: противодействие наркотрафику, региональная безопасность, содействие выходу из внутреннего вооружённого конфликта2. Вместе с тем с приходом к власти в США администрации демократа Дж. Байдена (январь 2021 – н. в.) проявились определённые различия в подходах по упомянутым вопросам, по сравнению с курсом республиканской администрации Д. Трампа (2017–2021). В середине 2022 г. к этим различиям добавился ещё один фактор, который может иметь потенциальное влияние на американо-колумбийское взаимодействие: 7 августа 2022 г. по итогам второго тура президентских выборов впервые в истории Колумбии победу одержал антисистемный политик левого толка – Густаво Петро3. Цель работы – выявить отличия подходов к сотрудничеству с Колумбией на основании сравнения комплексных страновых стратегий Государственного департамента США в отношении этой южноамериканской страны в период Д. Трампа и Дж. Байдена.4 Комплексные страновые стратегии для Колумбии коррелируют с другими более общими документами и стратегиями США и разрабатываются американским внешнеполитическим ведомством, в частности, для работы по ним дипломатических миссий страны в конкретных государствах. В них прописаны цели, которых США стремятся достичь на этих территориях, их обоснование и более конкретные задачи по их достижению.

2. Манухин А.А. Колумбия как союзник США в сфере региональной безопасности // Ломоносов-2019. Материалы XXVI международного молодёжного научного форума. Электронное издание комплексного распространения. 2019;

3. Ивановский З.В. Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы "левого дрейфа" // Свободная мысль, 2022, № 4. С. 72–84;

4. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: >>> (accessed 16.12.2022);
3

Около половины целей в стратегиях, действовавших в обозначенный период, совпадают, однако даже в них различаются применяемые формулировки, которые позволяют делать выводы о разнице подходов. Так, Целью 1 является укрепление в Колумбии демократических институтов и безопасности, борьба с организованной преступностью. Документ времён республиканской администрации содержит явно более жёсткие формулировки, касающиеся борьбы с преступностью и наркотрафиком: «ликвидировать оргпреступность и значительно сократить производство наркотиков и культивирование коки за счёт совершенствования правоохранительных и военных институтов»5, тогда как в поздней стратегии, размещённой при Дж. Байдене используются гораздо более обтекаемые фразы и, что важно, зафиксировано стремление Вашингтона поддерживать выполнение обязательств по мирному соглашению. Речь идёт о соглашении между колумбийским правительством Х.М. Сантоса и Революционными вооруженными силами Колумбии в 2016 г. В «Комплексной страновой стратегии. Колумбия» 2018 г. подчёркивалось, что США заботятся исключительно о собственной безопасности и для её обеспечения готовы способствовать применению жёстких мер, в том числе на территории другого государства, что полностью укладывалось в лозунг Д. Трампа «Америка превыше всего», тогда как демократы стремятся к повышению устойчивости к конфликтам внутри Колумбии и снижению преступности за счёт более комплексных и консенсусных мер, в данном случае – за счёт поддержки внутреннего мирного процесса.

5. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: >>>  (accessed 16.12.2022).
4

Показательна своей направленностью на США и Цель 2. В «Комплексной страновой стратегии. Колумбия» времён Д. Трампа – это «способствовать процветанию Соединённых Штатов (курсив мой. – И.Г.) и созданию рабочих мест посредством поощрения торговли, инклюзивного роста и улучшения инвестиционного климата», тогда как в нынешней стратегии та же цель сформулирована как «углубление двусторонних экономических связей и содействие процветанию США и Колумбии…» (курсив мой. – И.Г.). Кроме того, в нынешнем документе в описании задач для достижения Цели 2 появляются «создание социально и экологически устойчивых возможностей в ключевых секторах экономки» и «программы помощи»6.

6. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: >>>  (accessed 16.12.2022).
5

В действующем варианте стратегии фигурирует совершенно новая Цель 3 – «Повышение устойчивости Колумбии к усилиям внешних злонамеренных субъектов по подрыву стабильности и получению доступа в Колумбию». Для достижения цели предлагается содействовать укреплению институционального потенциала республики по выявлению, анализу и противодействию внешнему пагубному влиянию на внутренние системы страны, а также обеспечить, сохранение за Соединёнными Штатами и их союзниками-единомышленниками роли «предпочтительного партнёра» в вопросах национальной безопасности. Под «внешними злонамеренными субъектами» имеются в виду Китай и Россия, названные в другой части документа «конкурентами» США (в регионе. – И.Г.)7. Предыдущая версия документа подобных упоминаний не содержит. Очевидно, появление описанной цели является, с одной стороны, ответом Вашингтона на усиление позиций Китая в Латинской Америке в целом, в рамках противостояния США с азиатским гигантом, с другой стороны – попыткой снизить потенциальные риски от прихода к власти в Колумбии политика левых взглядов, который может быть менее лоялен Вашингтону и развивать другие линии сотрудничества. С вероятными политическими изменениями в Колумбии было связано и появление в стратегии пунктов, в которых прописаны соответствующие риски. Такие же обновления появились в своё время в стратегии для Аргентины перед победой на президентских выборах левоцентриста Альберто Фернандеса (2019 – н. в.). Документ, посвящённый Колумбии, в качестве возможных негативных последствий смены правительства республики, называет неопределённость для американских инвесторов, попытки пересмотра соглашения о свободной торговле и других линий тесного двустороннего взаимодействия, усиление конкуренции внешних игроков в стране, например, за счёт субсидированных ими программ с более гибкими, чем в США, условиями для обучения колумбийских полицейских и военных. Также выражено опасение, что новые власти могут уделять недостаточное внимание проблемам климатической повестки.

7. Ibid., p. 3.
6

В текущей стратегии появилась и новая Цель 4, достижение которой направлено на прогресс Колумбии по общим глобальным и региональным приоритетам в Западном полушарии и обеспечение лидерства страны в указанных вопросах. Для реализации предлагается активизировать продвижение прав человека, социально-экономической интеграции и защиты уязвимых общин; укреплять региональное лидерство Колумбии по вопросам миграции; расширить потенциал страны в качестве «экспортёра безопасности и демократии», создавая прочные партнёрства для противодействия общим угрозам. Особое место отведено реализации национальной программы по противодействию изменениям климата и охране окружающей среды, что, как указывается, могло бы послужить основой для регионального лидерства.

7

Заключение

 

Проанализировав и сравнив комплексные страновые стратегии последних двух американских администраций в отношении Колумбии, можно отметить такие новшества, как большое внимание вопросам климатической и экологической повестки, что находится полностью в логике приверженности Дж. Байдена указанным темам, в отличие от «антиклиматической» позиции Д. Трампа. Также больше места отводится поддержанию мирного процесса в Колумбии, в том числе для обеспечения собственной безопасности США. Различаются подходы к достижению целей, которые совпадают у обеих американских администраций: политика администрации Д. Трампа в обеспечении интересов Вашингтона более жёсткая. Новая Цель 3 по противодействию влиянию в Колумбии внерегиональных игроков является ответом на вызовы противостояния США – КНР, а также попыткой уменьшить потенциальные негативные последствия для американо-колумбийского партнёрства от прихода к власти в южноамериканской республике сторонника левых идей. Цель 4, направленная на усиление позиций Колумбии в Латинской Америке и обеспечение её лидерства по региональным и глобальным вопросам призвана способствовать продвижению интересов США в регионе через южноамериканского партнёра, что в свою очередь может усилить прогресс в достижении других целей комплексных страновых стратегий для Колумбии Госдепартамента, таких как противодействие внешним акторам и решение экологических вопросов.

Библиография

1. U.S. Relations with Colombia. Bilateral Relations Fact Sheet. Bureau of Western Hemisphere Affairs. Available at: https://www.state.gov/u-s-relations-with-colombia/ (accessed 16.12.2022).

2. Манухин А.А. Колумбия как союзник США в сфере региональной безопасности // Ломоносов-2019. Материалы XXVI международного молодёжного научного форума. Электронное издание комплексного распространения. 2019; Манухин А.А. Подход США к сотрудничеству с Колумбией и Мексикой в деле противодействия наркотрафику // Латинская Америка, 2020, № 12. C. 6–25; Манухин А.А. Содействие выходу из внутреннего вооружённого конфликта и постконфликтному развитию на примере отношений Колумбии и США (часть 1) // Вестник Московского государственного университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2019, № 4, C. 137-171; Манухин А.А. Содействие выходу из внутреннего вооружённого конфликта и постконфликтному развитию на примере отношений Колумбии и США (часть 2) // Вестник Московского государственного университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, 2020, № 1, C. 150-196.

3. Ивановский З.В. Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы "левого дрейфа" // Свободная мысль, 2022, № 4. С. 72–84;

4. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: https://2017-2021.state.gov/wp-content/uploads/2020/03/ICS_WHA_Colombia_PublicRelease508_03042020-508.pdf (accessed 16.12.2022); Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/05/ICS_WHA_Colombia_Public.pdf (accessed 16.12.2022).

5. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Originally Approved: August 14, 2018. Reviewed and Updated: March 04, 2020. Available at: https://2017-2021.state.gov/wp-content/uploads/2020/03/ICS_WHA_Colombia_PublicRelease508_03042020-508.pdf p. 5. (accessed 16.12.2022).

6. Integrated Country Strategy. Colombia. U.S. Department of State. Approved: April 3, 2022. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/05/ICS_WHA_Colombia_Public.pdf с. 4. (accessed 16.12.2022).

7. Ibid., p. 3.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести