UK-US “Special relationship” in the context of the transformation of the world order
Table of contents
Share
QR
Metrics
UK-US “Special relationship” in the context of the transformation of the world order
Annotation
PII
S207054760023894-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Kira A. Godovanyuk 
Occupation: Leading research fellow
Affiliation: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article addresses the evolution of the US-UK “special relationship” and their current state. The author explores the factor of personal relations between US and UK leadership, the role of values and Euro-Atlantic and Indo-Pacific security architecture for the bilateral relations. The author argues that Washington remains a cornerstone of UK foreign policy strategy after withdrawal from the EU. Meanwhile London’s main dilemma is how to maintain its “autonomy” against the backdrop of the increased significance of “special relations” in its foreign policy.

Keywords
UK-US special relationship, L. Truss, R. Sunak, J. Biden, Euro-Atlantic security, Indo-Pacific region, international identity
Received
16.11.2022
Date of publication
25.12.2022
Number of purchasers
6
Views
836
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Введение

 

После брексита существенно возросло влияние фактора США во внешней политике Соединённого Королевства. Спустя почти три года после выхода из ЕС (и почти 7 лет после исторического референдума о членстве в Евросоюзе) у британского истеблишмента и разработчиков внешнеполитической стратегии по-прежнему сохраняются озабоченности, что утрата традиционной роли «трансатлантического моста» сделает Британию менее «полезной» для Вашингтона1. Вместе с тем, отвечая на вопрос, в какой степени брексит трансформировал международную роль Лондона на мировой арене, представляется крайне актуальным понять, как с учётом нового статуса страна может воздействовать на мирополитические процессы и какую роль в этом занимает связка с Вашингтоном.

1. Cristina Gallardo. Brexit makes Britain ‘less useful to the US,’ says former top diplomat // Politico. October 26, 2020. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
2 Британские и зарубежные авторы сходятся во мнении, что со второй половины XX века «особые отношения» двух стран прошли несколько этапов. Очевидно, что классический союз англосаксонских стран, известный после выступления У. Черчилля в марте 1946 г. как «особые отношения», сегодня существенно эволюционировал. Мало кто из представителей академических кругов опровергает утверждение, что, пройдя ряд кризисов, они стали «менее особыми». С одной стороны, партнёрство двух стран на протяжении своей длительной истории подчинялось логике преемственности, что было обусловлено рядом причин. Во-первых, гравитации «особых отношений» способствует чувство принадлежности к единой внешнеполитической идентичности (общая история, культура, язык и ценности). Во-вторых, со второй половины прошлого века очевидна конвергенция интересов двух стран, в том числе в сфере безопасности. Этот аспект состоял в идеологическом противостоянии СССР, тесном сотрудничестве в сфере ядерного оружия и отчётливом евроатлантическом крене политики обороны и безопасности Лондона.
3

С другой стороны, в двусторонних отношениях постепенно накапливался и определённый потенциал для отчуждения. Суэцкий кризис 1956 г. показал, что Британия не может выступать на международной арене в качестве самостоятельного центра силы без координации с Вашингтоном. Все последующие администрации США «настороженно воспринимали любые имперские инициативы Лондона»2. Именно поэтому интересам США соответствовал начавшийся процесс деколонизации в Британской империи. Вашингтон, однако, выступал за максимально широкое военное присутствие Лондона в различных регионах мира, что могло обеспечить (в случае необходимости) военную помощь США в условиях биполярного противостояния. В силу экономических трудностей 1960-х годов Британия была вынуждена объявить о значительном сокращении военных расходов и об уходе из региона «к Востоку от Суэца», что, в свою очередь, снижало значимость Лондона (в терминах realpolitik) для заокеанского партнёра.

2. Sanders D., Hougton D.P. (2017) Losing an Empire, finding a Role. British Foreign Policy since 1945. Palgrave Macmillan. 375 p. (p. 194).
4 Политическое и экономическое ослабление Британии и, как следствие, усиливающийся европоцентризм с 1970-х годов означал трансформацию британо-американского тандема. В составе европейской интеграции Лондон обрёл для себя упомянутую выше роль «трансатлантического моста», что на некоторое время стало альтернативой имперской идентичности Британии. Вашингтон, в свою очередь, обрёл в лице Соединённого Королевства лояльного союзника внутри Европы.
5 В следующие периоды, в премьерство М. Тэтчер (1979–1990 гг.) и Т. Блэра (1997–2007 гг.), сближению двух стран способствовали персональные отношения лидеров. Руководители не только устанавливали доверительный личный диалог, но и сходились в оценках угроз, что означало ведение совместных военных операций (Косово, Ирак и пр.).
6

С приходом консервативного правительства Д. Кэмерона Лондон на некоторое время попытался дистанцироваться от США, представляя себя близким партнёром, «но не вассалом» Белого дома. Однако выход из Европейского Союза вновь привёл к пересмотру не только британской внешней политики, но и смыслового наполнения «особых отношений»3.

3. Годованюк К.А. «Особые отношения» США и Великобритании на современном этапе: противоречия и перспективы» // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019. № 3, C. 63–80.
7

Место США в стратегии «Глобальной Британии»

 

С момента оформления концептуальных основ новой внешней политики «Глобальной Британии» Лондон воспринимает себя в новом политическом и стратегическом статусе4. Одновременно с этим разбалансировка системы международных отношений, сформированной после окончания холодной войны, создаёт не только вызовы, но и возможности для новой международной роли.

4. Ананьева Е.С. Британия между США и Европой // Россия и Америка в XXI веке. 2021 № 4. DOI:  10.18254/S207054760017769-2
8

Лондон позиционирует себя как европейская страна, которая придерживается особого исторического пути и собственной идентичности с опорой на англосаксонский мир5. Основной акцент сделан на ценностно-идеологическом и военно-стратегическом компонентах включения в мирополитические процессы для сохранения принципов неолиберального миропорядка.

5. Годованюк К. А. Фактор Австралии во внешней политике Британии // Общественные науки и современность. 2022. № 2. С. 35–47. DOI 10.31857/S0869049922020034
9

Сегодня у сменяющихся консервативных британских правительств6 и демократической администрации США во многом совпадают представления о том, какими должны быть международные отношения в XXI веке – сохранение американоцентричной системы международных отношений, поддержание неформальных альянсов для обеспечения «порядка, основанного на правилах», острая конкуренция глобальных центров силы. В Комплексном обзоре стратегии национальной безопасности Великобритании (2021 г.) сделан акцент на глобальном лидерстве США как «экономической, военной, дипломатической супердержавы»7. Особенностью политики двух стран является продвижение тезиса о естественном сближении «демократий», которые совместно могут противостоять авторитарным странам (России, Китаю и пр.).

* В июле 2022 г. после ухода Б. Джонсона с поста лидера Консервативной партии под нажимом однопартийцев лидером тори стала Л. Трасс. Однако её Кабинет просуществовал только 44 дня, после чего ей также под давлением однопартийцев пришлось уйти в отставку. В результате новых внутрипартийных выборов партию в октябре 2022 г. возглавил Риши Сунак.

6. Global Britain in a competitive age The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy.
10

Крупные международные саммиты в 2021 г. позволили Британии продемонстрировать единство взглядов на мировую политику, например, саммит Группы семи в Великобритании, чему предшествовало подписание новой Атлантической хартии с США8. В этом документе стороны предприняли попытку сформулировать новые императивы для современного миропорядка. Лондон продемонстрировал в очередной раз своё привилегированное положение «особого партнёра» и потенциал влиять в тандеме с Вашингтоном на современное мироустройство.

7. New Atlantic Charter and Joint Statement agreed by the PM and President Biden. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
11

В 2022 г. саммит Североатлантического альянса в Мадриде стал иллюстрацией общего подхода Лондона и евроатлантического сообщества к таким понятиям, как «глобальная НАТО», включение в альянс новых членов (Финляндии и Швеции), противодействие «российской» и «китайской угрозам». Схожесть концептуального подхода подчёркивают и формулировки стратегической концепции НАТО-20229, которые по своей тональности и классификации угроз совпадают с Комплексным обзором безопасности, обороны, развития и внешней политики Соединённого Королевства.

8. NATO 2022 STRATEGIC CONCEPT. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
12

Дискурс Британии о «российской угрозе» прошёл определённую эволюцию за последнее десятилетие: от обозначения России как страны, «угрожающей порядку, основанному на правилах», «страны-агрессора», «страны-террориста» до «страны-изгоя» (rogue state)10. Такую характеристику Москве дал новый премьер-министр Британии Риши Сунак накануне саммите Группы двадцати в Индонезии в ноябре 2022 года.

9. Rishi Sunak calls Russia a ‘rogue state’ as he prepares for tense G20 // Independent. 14 November 2022. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
13

Британо-американские отношения и новая архитектура международной безопасности

 

После выхода из ЕС Британия стремится, с одной стороны, проявить свою самостоятельность, с другой – продемонстрировать, что в тандеме с Вашингтоном она становится ценнейшим союзником для выстраивания новой конструкции безопасности на евроатлантическом и индо-тихоокеанском направлениях.

14 Покинув ЕС, Великобритания надеется закрепить свою особую роль в НАТО. Альтернативные европейские проекты в сфере безопасности, инициатором которых выступила Британия, призваны решить эти задачи. Великобритания прилагает активные усилия для формирования параллельных мини-форматов и структур военно-политического и оборонного характера в Восточной, Центральной и Северной Европе.
15 С началом специальной военной операции России на Украине Лондон стремится представить себя в роли лидера западноевропейских стран, который обеспечивает формирование единого фронта поддержки Украины и противодействие «российской военной угрозе».
16 Британский политический истеблишмент в 2022 г. неоднократно определял в качестве главной цели «победу Киева и проигрыш В. Путина». Такая задача наполняет смысловым и идеологическим содержанием политику в Европе, позволяет внести вклад в евроатлантическую солидарность и шире – трансформировать архитектуру безопасности на европейской части континента при координирующей роли Лондона. Британский подход к европейской безопасности по принципу гибких альянсов или двусторонних соглашений с отдельными странами более предпочтительный сценарий для Вашингтона, чем укрепление обороноспособности ЕС (укрепление европейской автономии).
17

Второе крупнейшее направление политики «Глобальной Британии» – «поворот в Индо-Тихоокеанский регион» (своеобразное возвращение политики «к Востоку от Суэца») предполагает, среди прочего, усиление военного присутствия на широком пространстве Индийского и Тихого океанов, что вписывается в американские планы стратегического противодействия Пекину. Одна из задач Лондона, помимо торгово-инвестиционного и технологического обеспечения собственных экономических интересов в регионе, – позиционирование в качестве надёжного военно-политического союзника Вашингтона. Об этой цели Лондона свидетельствуют участившиеся военные учения в регионе с ближайшими союзниками – США, Австралией, Японией и пр.11

10. UK Armed Forces kick off major series of exercises in the Indo-Pacific. URL: >>>
18 По мере концентрации усилий на военно-стратегическом сдерживании Пекина в Азии, от внимания Вашингтона постепенно ускользает европейская повестка, а в таких условиях заявка Лондона на особую роль в евроатлантическом пространстве напрямую отвечает интересам США сохранить натоцентристскую модель европейской безопасности.
19

Геостратегические интересы Британии, в свою очередь, состоят в том, чтобы через новые форматы отношений с союзниками, опираясь на поддержку Вашингтона, представить себя мостом между Евроатлантическим и Индо-Тихоокеанским регионами. Военно-политический союз Австралии, Британии и США – АУКУС (AUKUS) наглядно свидетельствует об актуальности такого подхода для «особых отношений» двух стран. Вовлечение в поддержку Украины и стран – союзников по англосаксонскому миру (Австралии), например, проведение тройственных учений с Вашингтоном и Канберрой по противодействию российской военной угрозе в Европе, подтверждает стремление Лондона продемонстрировать своё положение привилегированного военно-политического союзника США12.

11. British Army deploys alongside US and Australian partners for future warfare experiment. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
20

Вызовы двусторонних отношений

 

Внутриполитический кризис в Великобритании и, как следствие, частая смена правящих кабинетов не позволяют сегодня говорить о формировании устойчивого личного тандема в рамках «особых отношений». Дж. Байден настороженно относился к Б. Джонсону как «британскому Трампу». Не более дружелюбным он был и в отношении Лиз Трасс, которая не только считалась преемницей предыдущего премьер-министра, но и инициатором изменения национального законодательства, позволяющего отменить Североирландский протокол. Для американского президента, который неоднократно подчёркивал свою ирландскую идентичность, вопрос соблюдения Договора Страстной пятницы 1998 г. (Белфастское соглашение – Belfast Agreement) представляется принципиальным. Лиз Трасс, в свою очередь, подчёркивала, что «отношения двух стран особые, но не эксклюзивные». Дж. Байден после отставки Л. Трасс, отзывался о её внутриэкономическом курсе как «ошибочном».

21

Новый премьер-министр Р. Сунак ещё во время предвыборной кампании заявлял: «Я жил и работал в США и считаю, что это говорит о том, что я лучший кандидат на должность лидера Консервативной партии»13. Связи британского премьер-министра с американскими бизнес-кругами, однако, не являются маркером того, что он сможет выстроить длительные особые связи с Дж. Байденом. На это есть несколько причин, в том числе неустойчивая внутриполитическая ситуация в Британии, разобщённость Консервативной партии, а также близость следующих всеобщих выборов (не позднее января 2025 г.), на которых победа тори неочевидна.

12. How the US shaped Britain’s new leader // BBC. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
22

В британских академических и политических кругах по-прежнему существуют опасения, что роль Британии вторична по отношению к американской внешней стратегии, а вывод войск из Афганистана показал, что заокеанский партнёр склонен к односторонним решениям. Соответственно связка с Вашингтоном не всегда обеспечивает Лондону лидерские позиции14.

13. Missing in action: UK leadership and the withdrawal from Afghanistan. House of Commons Foreign Affairs Committee. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
23

При администрации президента-демократа британо-американская торговая сделка, которая представлялась при Д. Трампе как главное завоевание брексита, перестала быть актуальной темой двусторонней повестки. «Особое партнёрство» между странами позиционируется британскими политическими стратегами, в первую очередь, как компенсация потери влияния на процессы внутри Европейского Союза.

24 Американо-китайские противоречия в экономической, технологической и геополитической плоскостях напрямую касаются Соединённого Королевства как ближайшего союзника Вашингтона. Одним из главных источников разногласий между Вашингтоном и Лондоном может стать особая позиция Британии по вопросу китайских инвестиций, сторонником которых был долгое время Р. Сунак.
25

«Золотая эра» британо-китайских отношений, курс на которую с 2015 г. взяло правительство Д. Кэмерона, после брексита была пересмотрена. С 2018 г. отношения Лондона и Пекина стремительно ухудшались. Однако внутри Консервативной партии по-прежнему присутствуют две точки зрения на торгово-инвестиционное сотрудничество с Китаем. В ходе саммита Группы двадцати в Индонезии Р. Сунак прояснил свою позицию. Он полагает, что нет оснований квалифицировать Китай как «угрозу», а необходимо считать его «системным конкурентом», что отражено в британской стратегии безопасности. Р. Сунак призвал не игнорировать Пекин как ключевого экономического и политического игрока15.

14. Jessica Elgot . Rishi Sunak calls China ‘systemic challenge’, in sign of softer UK stance // The Guardian. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
26

Вместе с тем ещё в 2020 г. под давлением США Британия приняла решение полностью исключить (к 2027 г.) технологического гиганта «Хуавэй» (Huawei) из проектов по созданию мобильных сетей пятого поколения в стране. Однако в самом Соединённом Королевстве по-прежнему продолжаются дискуссии о значении для британской экономики китайских инвестиций, которые предполагается привлекать в проекты, не связанные со стратегически важной инфраструктурой16.

15. Chinese investment in UK welcome despite tensions, overtures won’t be ‘pitchforked away’, Johnson says. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
27 Так, китайская корпорация China General Nuclear (CGN), деятельность которой запрещена в США, с 2016 г. участвует в строительстве АЭС Hinkley Point C в Великобритании. Британское правительство рассматривает возможность исключить корпорацию из проектов по строительству двух АЭС Bradwell B и Sizewell С. Окончательное решение пока не принято из-за опасений, что отмена сделок может отразиться на сроках строительства Hinkley Point C , которое должно быть завершено в 2026 году.
28

Примечательно, что летом 2021 г. британский производитель чипов Newport Wafer Fab перешёл в собственность нидерландской компании Nixperia (дочернему предприятию китайского концерна Wingtech Technologies), после чего завод разорвал все контракты с американскими фирмами, что создало затруднения для автомобильной промышленности США. В апреле 2022 г. американские конгрессмены обратились к Байдену с требованием проверить безопасность британских инвестиций в американские компании, если британское правительство не пересмотрит покупку Китаем завода по производству микрочипов в Уэльсе17. В мае британское правительство на основании нового закона «О национальной безопасности и инвестициях» (National Security and Investment Act), который вступил в силу в Британии в январе 2022 г. и даёт правительству полномочия замораживать/контролировать транзакции по покупке долей в британских предприятиях или сделки по поглощению в целях обеспечения национальной безопасности в 17 приоритетных секторах экономики, начало проверку сделки на предмет соответствия национальным интересам. В ноябре 2022 г. новый премьер-министр Р. Сунак под давлением антикитайского лобби во фракции Консервативной партии и с целью подтвердить лояльность заокеанскому партнёру принял решение об отмене сделки, поскольку она может «нести угрозу национальной безопасности». По решению британского Кабинета Nixperia должна сократить долю в предприятии Newport Wafer Fab до 14%.

16. Louisa Clarence-Smith. US politicians press Biden on sale of Newport Wafer Web to Chinese /e/ The Sunday Times. April 21 2022. Available at: >>> (accessed 15.12.2022).
29 Британия в дальнейшем может испытывать давление со стороны Вашингтона по вопросу иностранных инвестиций, в первую очередь из КНР, что способно создавать дополнительные напряжённости в британо-американских и британо-китайских отношениях.
30

Заключение

 

Важнейшим элементом стратегии внешней политики Британии на данном этапе остаётся связка с Вашингтоном и синхронизация внешнеполитических целей двух стран (political alignment) в вопросах обеспечения безопасности в приоритетных регионах Евроатлантики и Индо-Пацифики. Акцентируя новую самостоятельную роль на мировой арене, Лондон опирается, в первую очередь, на связи в «англосфере» и «особые отношения» с Вашингтоном. Представляя себя полезным и важным союзником США в вопросах сохранения прежних контуров американоцентричного миропорядка, Лондон обеспечивает себе статус игрока с глобальным значением.

31 Общая история, военное взаимодействие и сотрудничество разведок двух стран составляют прочный базис для диалога в условиях современной высококонкурентной среды и демонтажа системы союзов, сформированных после окончания холодной войны.
32 Британия продолжит в связке с США продвигать политику сдерживания России, как в Европе (на региональном уровне), так и на институциональном уровне в международных организациях.
33 «Особые отношения» с Вашингтоном позволяют нивелировать негативный эффект от брексита в части снижения влияния на внешнюю политику Европейского Союза. Сегодня «особые отношения» двух стран переживают очередной этап трансформации.
34 Особая позиция Лондона по вопросу привлечения китайских инвестиций может в дальнейшем стать источником противоречий Британии и США.
35 Нестабильная политическая ситуация в Соединённом Королевстве, внутрипартийный кризис и неустойчивость кабинетов не позволяют на данном этапе выстроить особые личные отношения между лидерами, что на текущий момент выступает ограничителем союза двух стран.

References

1. Cristina Gallardo. Brexit makes Britain ‘less useful to the US,’ says former top diplomat // Politico. October 26, 2020. Available at: https://www.politico.eu/article/post-brexit-britain-no-longer-europes-center-of-gravity-for-us/ (accessed 15.12.2022).

2. Sanders D., Hougton D.P. (2017) Losing an Empire, finding a Role. British Foreign Policy since 1945. Palgrave Macmillan. 375 p. (p. 194).

3. Godovanyuk K.A. «Osobye otnosheniya» SShA i Velikobritanii na sovremennom ehtape: protivorechiya i perspektivy» // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossiya i mir. 2019. № 3, C. 63–80.

4. Anan'eva E.S. Britaniya mezhdu SShA i Evropoj // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2021 № 4. DOI: 10.18254/S207054760017769-2

5. Godovanyuk K. A. Faktor Avstralii vo vneshnej politike Britanii // Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2022. № 2. S. 35–47. DOI 10.31857/S0869049922020034

6. Global Britain in a competitive age The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy.

7. New Atlantic Charter and Joint Statement agreed by the PM and President Biden. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/new-atlantic-charter-and-joint-statement-agreed-by-the-pm-and-president-biden (accessed 15.12.2022).

8. NATO 2022 STRATEGIC CONCEPT. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (accessed 15.12.2022).

9. Rishi Sunak calls Russia a ‘rogue state’ as he prepares for tense G20 // Independent. 14 November 2022. Available at: https://www.independent.co.uk/news/uk/bali-russia-sergei-lavrov-prime-minister-g20-b2224377.html (accessed 15.12.2022).

10. UK Armed Forces kick off major series of exercises in the Indo-Pacific. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-armed-forces-kick-off-major-series-of-exercises-in-the-indo-pacific

11. British Army deploys alongside US and Australian partners for future warfare experiment. Available at: https://www.gov.uk/government/news/uk-ranger-unit-serves-alongside-us-special-operations-forces (accessed 15.12.2022).

12. How the US shaped Britain’s new leader // BBC. Available at: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-63402491 (accessed 15.12.2022).

13. Missing in action: UK leadership and the withdrawal from Afghanistan. House of Commons Foreign Affairs Committee. Available at: https://committees.parliament.uk/publications/22344/documents/165210/default/ (accessed 15.12.2022).

14. Jessica Elgot. Rishi Sunak calls China ‘systemic challenge’, in sign of softer UK stance // The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2022/nov/15/uk-china-rishi-sunak-g20-summit-bali (accessed 15.12.2022).

15. Chinese investment in UK welcome despite tensions, overtures won’t be ‘pitchforked away’, Johnson says. Available at: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3152869/chinese-investment-uk-welcome-despite-tensions-overtures-wont (accessed 15.12.2022).

16. Louisa Clarence-Smith. US politicians press Biden on sale of Newport Wafer Web to Chinese /e/ The Sunday Times. April 21 2022. Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/us-politicians-press-biden-on-sale-of-newport-wafer-fab-to-chinese-hhq8k0x7h (accessed 15.12.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate