Значение налоговых преобразований администрации Дж. Байдена для обеспечения фискальной устойчивости США
Значение налоговых преобразований администрации Дж. Байдена для обеспечения фискальной устойчивости США
Аннотация
Код статьи
S207054760022694-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бабич Светлана Николаевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье кратко рассмотрены позитивные и негативные результаты налоговой реформы Д. Трампа, утвержденной законом «О сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 г.». Представлен детальный анализ предвыборной налоговой программы Дж. Байдена, утверждённой с приходом его к власти в качестве 46-го президента США. Проведена предварительная оценка эффективности основных предложенных им налоговых инициатив в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 

Проанализирован план Дж. Байдена по спасению страны под названием «Построим заново лучшую Америку» (Build Back Better), направленный на борьбу с короновирусом COVID-19 и реализованный в виде принятия следующих законов: «Американского плана спасения 2021 г.» оцененного в 1,9 трлн долл.; «Американского Плана занятости или создания рабочих мест» (AJP), с бюджетом 2,3 трлн долл., «Плана поддержки американских семей» (AFP) стоимостью 1,8 трлн долл. и, закона «О сокращении инфляции 2022 года», нацеленного на поддержку американских семей с низким и средним уровнем дохода, за счёт снижения текущей и будущей инфляции.

Особое внимание уделяется также анализу эффективности предложенных 46-м президентом США налоговых инициатив в рамках изменения структуры действующей налоговой системы, совершенствования налогообложения физических и юридических лиц. 

Сделан вывод о необходимости коррекции действующего налогового механизма США и проводимой администрацией Джозефа Байдена налогово-бюджетной политики с целью поощрения современного уровня НИОКР и сглаживания негативных последствий бизнес-циклов. 

Детально рассмотрены изменения, касающиеся заполнения налоговой декларации 1040 и приложений к ней после введения в действие налоговых поправок Дж. Байдена по уплате индивидуального подоходного налога. 

 

Ключевые слова
Налоговая реформа Д. Трампа, налоговая программа Дж. Байдена, структура доходов федерального бюджета США, дефицит федерального бюджета США, COVID-19, дифференциация доходов американских налогоплательщиков, Служба внутренних доходов США, налоговая декларация 1040, налоговые вычеты, налоговые кредиты, налоговый механизм, налогово-бюджетная политика Дж. Байдена, план «Построим заново лучшую Америку»
Классификатор
Получено
20.09.2022
Дата публикации
24.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
312
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Роль налогов, налоговой системы и проводимой правительством фискальной политики для любой страны неоспорима благодаря влиянию на экономический рост, структурные сдвиги в экономике и устойчивость развития. В этой связи большинство приходящих к власти президентов США, начиная с Р. Рейгана, активно используют широкий спектр налоговых инструментов для коррекции бюджетно-налоговой политики в целях стимулирования и поддержания стабильного экономического роста и получения достаточных бюджетных средств для решения поставленных в ходе предвыборной кампании целей и задач. Именно это объясняет тот факт, что на протяжении последних десятилетий в Соединённых Штатах регулярно проводились крупные налоговые реформы, направленные на поддержание конкурентоспособности страны и на решение важнейших внутриполитических задач в области обеспечения социально-экономической и финансовой безопасности. Особенно это становится актуальным в периоды кризисов и рецессий в экономике (в начале XXI века таким кризисом была «великая рецессия», или финансово-экономический кризис 2008–2010 гг., после которого экономика США достаточно долго восстанавливалась до докризисных уровней), а также при смене экономических циклов.

2 Последней масштабной реформой налоговой системы США, на которую возлагались большие надежды, можно считать налоговую реформу Д. Трампа, утвержденную законом «О сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 г.» (Tax Cuts and Jobs Act, TCJA). Эта реформа направлена на стимулирование экономического роста, главным образом за счёт существенного сокращения налоговой нагрузки на физические и юридические лица. В частности, по налогу на прибыль корпораций ставка была снижена с 35 до 21%; по индивидуальному подоходному налогу введена семиступенчатая налоговая шкала (от 10% для первых 9,5 тыс долл. дохода до 37% для дохода свыше 500 тыс. долл.), кроме того в рамках реформы отменён альтернативный минимальный налог; произведён переход к территориальной системе налогообложения; увеличены до 20% (12 тыс. долл.) стандартные налоговые вычеты; упразднён налог на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения; граждане, стоимость имущества которых не превышает 11,2 млн долл., получили освобождение от налога на имущество.
3

Что касается налогового кредита на детей, то реформа увеличила его с 1000 до 2000 долл. США. Необходимо отметить, что в целом большинством экспертов налоговая реформа 2017 г. оценивалась, как успешная, при этом наибольший позитивный эффект ожидался от сокращения нагрузки по корпоративным налогам, совокупная ставка по которым была снижена до 25,7%, почти сравнявшись со средневзвешенным показателем по странам ОЭСР (23,8%). Администрация рассчитывала, что именно эта мера может стимулировать новые инвестиции и приведёт к дополнительному экономическому росту в размере не менее 2,6%, а также увеличит заработную плату, акционерный капитал и решит проблему возвращения бизнеса обратно в США. «Однако очевидно, что такое глобальное сокращение налогов, происходящее одновременно с ростом федеральных расходов, прежде всего, на военные цели, не будет компенсировано ускорением роста ВВП и приведёт к росту федеральных заимствований и увеличению бюджетного дефицита»1, поэтому позитивное влияние налоговых сокращений на экономику вряд ли будет иметь долговременный стимулирующий эффект. Действительно, за время президентства Д. Трампа дефицит федерального бюджета увеличился почти в 5 раз, и превысил в 2021 г. 2,77 трлн долл. (12,4% ВВП), что было обусловлено, во-первых, проведением программы борьбы с пандемией короновируса в размере 10% ВВП; во-вторых, увеличением мандатных федеральных расходов по статьям «Медикэр», «Медикейд» и «Социальная безопасность»; в-третьих, значительным увеличением расходов на оборону и, наконец, закономерным сокращением бюджетных доходов. В результате государственный долг в 2020 фин. г. составил уже 127% ВВП, а выплаты по государственному долгу – 352 млрд долл.

1. См. Бабич С. Н. Влияние налогово-бюджетной политики администрации Д.Трампа в 2018–2021 фин. гг. на социально-экономическую безопасность страны // Россия и Америка в XXI веке. – 2020. – Выпуск № 4 [электронный ресурс]. Available at: >>>  DOI: 10.18254/S207054760013370-4
4

Важнейшим негативным последствием налоговой реформы Д. Трампа для экономики США считается изменение амортизационной политики. Так «начиная с 2022 г. компании должны будут амортизировать свои расходы на НИОКР в течение пяти лет, а не вычитать их каждый год. По мнению большинства экспертов, вступление в силу данного изменения не только повысит стоимость инвестиций, но и будет препятствовать развитию сферы НИОКР и снизит уровень экономического производства. Оно также увеличит сложность налогового кодекса, потребовав от предприятий отслеживать ещё один набор налоговых вычетов за эти годы»2. Если же говорить о планах на развитие сферы НИОКР, предложенных в платформе Дж. Байдена, то можно сказать, что они отличаются «… повышенным вниманием к вопросам инновационного развития». В частности «… Байден сформулировал амбициозную задачу достижения в среднесрочной перспективе объёма федеральных инвестиций в НИОКР в размере 2% ВВП. Это достаточно смелое заявление при том, что этот показатель в последнее десятилетие колебался в пределах 0,65–0,85% ВВП и имел тенденцию к снижению. Но это вынужденная мера на фоне значительного наращивания расходов на научные исследования другими странами»3.

2. Бабич С. Н. Налоговая реформа Д. Трампа и её экономические последствия // Россия и Америка в XXI веке. – 2019. – Выпуск № 3 [электронный ресурс]. URL: >>>         DOI: 10.18254/S207054760006958-0

3. Судакова Н.А. Бюджетные приоритеты в сфере НИОКР при администрации Дж. Байдена // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 3 [электронный ресурс]. DOI: 10.18254/S207054760017043-4
5 Таким образом, накануне президентских выборов 2020 года резко актуализировалась проблема необходимости коррекции и настройки действующего налогового механизма и проводимой налоговой политики с целью решения важнейших внутриполитических задач, особенно в условиях продолжения борьбы с COVID-19. Именно с этим связано включение масштабных налоговых инициатив в предвыборную программу кандидата от демократов Джозефа Байдена, победившего в президентской гонке за кресло 46-го президента США. Далее предлагается провести анализ налоговых инициатив администрации Дж. Байдена и дать предварительную оценку их эффективности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
6

Налоговая программа Дж. Байдена

 

Напомним, что приход к власти демократической администрации Дж. Байдена сопровождался неприятием большинства идей и достижений его предшественника Д. Трампа и возвратом к стратегии активного государственного вмешательства в экономику, что ранее широко использовалось администрацией Б. Обамы.

7

Поскольку к моменту прихода в Белый дом Джозефа Байдена кризис, связанный с короновирусом COVID-19 усугубился, администрацией был предложен к реализации амбициозный по размерам и масштабу план спасения страны под названием «Построим заново лучшую Америку» (Build Back Better)4,который предусматривал мероприятия для реформирования налоговой системы по двум направлениям: во-первых, по увеличению налоговой нагрузки на физические лица за счёт повышения пороговых ставок индивидуального подоходного налога, сокращения различных налоговых льгот и кредитов для граждан и введения налога по ставке 43,4% для лиц, получающих доходы на прибыль с активов (таких как продажа акций) свыше 1 млн долл.; во-вторых, по существенному ужесточению налогового климата для корпораций за счёт увеличения ставки налога на прибыль с 21 до 28%, введения обязательного налога по ставке 15% для использующих налоговые лазейки корпораций с годовой прибылью свыше 2 млрд долл. и увеличения с 8,8 до 21% налога на прибыль, полученную за рубежом.

4. President Biden’s Plan to Rebuild the Middle Class. Available at: https/www.whitehouse.gov/build-back-better/; >>>    
8

Необходимо отметить, что предлагаемый план Дж. Байдена был реализован в виде принятия следующих законов: «Американского плана спасения 2021 г.»5 стоимостью 1,9 трлн долл.; «Американского Плана занятости или создания рабочих мест» (AJP) 6, в размере 2,3 трлн долл., «Плана поддержки американских семей» (AFP) с бюджетом 1,8 трлн долл.7, и, наконец, закона «О сокращении инфляции 2022 года»8, направленного на поддержку американских семей с низким и средним уровнем дохода, целью которого является снижение текущей и будущей инфляции. Напомним, что инфляция, составив согласно данным статистики в начале 2020 г. 1,36%, в июне 2022 г. увеличилась до 9,1%, то есть до максимума с ноября 1981 года. Ожидается, что этот закон будет способствовать сокращению дефицита федерального бюджета США более чем на 300 млрд долл., уменьшив спрос в экономике и существенно сократив расходы по обслуживанию государственного долга.

5. "H.R.1319 - 117th Congress (2021-2022): American Rescue Plan Act of 2021" . Congress.gov. Archived from the original on February 26, 2021. Retrieved April 29, 2021.

6. “ The American Jobs Plan" . The White House. March 31, 2021. Retrieved March 31, 2021.

7. “ The American Families Plan" . The White House. April 28, 2021. Retrieved April 29, 2021.

8. The Inflation Reduction Act (IRA). How the Inflation Reduction Act Helps Rural Communities - The White House. Available at: >>>
9

Показательно, что правительство Джо Байдена рассчитывает на то, что указанные мероприятия позволят решить долгосрочную проблему дифференциации доходов населения США, значительно увеличившуюся в ходе проведения налоговой реформы Д. Трампа. Здесь нужно оговориться, что, хотя в целом налоговый кодекс США остаётся умеренно прогрессивным, существенные его элементы носят регрессивный характер, что способствует высокому и растущему неравенству9.

9. Center on Budget and Policy Priorities, “Marginal and Average Tax Rates” (Washington: 2020). Available at: >>>
10 Многие американские эксперты и аналитики позитивно оценивают предложенные 46-м президентом налоговые инициативы, утверждая, что их реализация позволит не только нивелировать эффект от пандемии коронавируса, но и обеспечит значительный рост американской экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде, повысит производительность труда и создаст устойчивую базу для формирования более здоровой рабочей силы, а также за десятилетний период позволит решить основные бюджетные проблемы.
11

Изменения в структуре налоговой системы США при Дж. Байдене

 

Понятно, что предложения новой администрации по совершенствованию действующей налоговой системы значительно изменяют её композиционную структуру. Данные по таким изменениям представлены на диаграмме.

12 Диаграмма Структура поступлений от основных налогов федерального уровня в 2022 г. согласно бюджетному запросу Дж. Байдена
13

Расчеты автора по данным: Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023, Office of Management and Budget /budget.gov. Summary Tables. Table S-3, P.121.

14 Здесь нужно оговориться, что особенностью налоговой системы США, позволяющей поддерживать конкурентоспособность среди западных стран, является отсутствие широко применяемого в странах ОЭСР налога на добавленную стоимость (НДС) в качестве основного источника дохода бюджета, направленность на налогообложение доходов физических лиц и использование большого числа налоговых кредитов, льгот и вычетов.
15

Диаграмма показывает, что основным источником доходов в бюджет США в настоящее время остаётся индивидуальный подоходный налог, составляющий 50,8% общего объёма налоговых поступлений (это объясняется использованием в США подхода, согласно которому более половины доходов от бизнеса учитывается в индивидуальных налоговых декларациях); вторую по величине долю в размере 32,6% составляют отчисления в фонды социального страхования, в том числе на социальную безопасность, «Медикэр» и поступления по страхованию от безработицы; за ними следует налог на прибыль корпораций с долей 8,9%. Примечательно, что доля поступлений от таможенных пошлин не превышает 1,9%, доля доходов от акцизов составляет 0,6%, а доля налога на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения, обычно держится на уровне 2–3% всех поступающих в федеральный бюджет средств. Здесь необходимо сказать, что данный вид налога уникален тем, что является прогрессивным. Даже на своём историческом пике этот налог платили всего 7,6% поместий, а в последние годы эта цифра упала примерно до 0,1%10. По данным Центра налоговой политики Urban-Brookings, большая часть бремени налога «на наследство» ложится на лиц, унаследовавших более 1 млн долл.11 Оговоримся, что тренд на понижение доли налога на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения, измеренной в % ВВП, продолжался несколько десятилетий. Например, если в период 1940–1971 гг. средний уровень поступлений от этого вида налога составлял 0,3% ВВП, а с 1972 по 2017 г. – 0,21% ВВП, то с 2018 по 2021 г. доходы от него в федеральный бюджет снизились до 0,1% ВВП, существенно сократив его роль в американской экономике12.

10. IRS, “SOI Tax Stats – Historical Table 17,” >>>  (last accessed July 2022). Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: How many people pay the estate tax?”. Available at: >>> (дата обращения, август 2022).

11. Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: Who pays the estate tax?”. Available at: >>> . (дата обращения, август 2022).

12. U.S. Congressional Joint Committee on Taxation, “Overview of the Federal Tax System As In Effect for 2022.”
16

Эта же тенденция подтверждается при рассмотрении налоговых доходов, измеренных в реальном выражении. Согласно данным по бюджетам на 2021, 2022 фин. гг., налоговые доходы будут стабильно превышать 4 трлн долл., а в 2023 фин. г. составят более 4,5 трлн долл. в основном за счёт проводимых Дж. Байденом налоговых мероприятий, превысив уровень в 3,7 трлн долл, предложенный им во время президентской кампании 2020 года. При этом поступления по индивидуальному подоходному налогу составят 2,3 трлн долл., отчисления в фонды социального страхования достигнут порядка 1,5 трлн, налоги на прибыль корпораций за счёт реформирования увеличатся на 70 млрд – до 412 млрд долл.; налоги на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения сократятся до 25 млрд, поступления от акцизов увеличатся до 90 млрд, а доходы от таможенных пошлин снизятся до 54 млрд долларов13.

13. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023, Office of Management and Budget /budget.gov. Summary Tables. Table S-3, P.121
17

Совершенствование налогообложения физических лиц при Дж. Байдене

 

В рамках изменения законодательства по налогообложению физических лиц правительством Дж. Байдена было предложено самое значительное повышение за последние 28 лет налоговой нагрузки на богатейшие слои американского общества. Принимая во внимание позитивное влияние распределительной функции налогообложения, Джо Байден предложил за счёт введения повышенной предельной ставки индивидуального подоходного налога и отмены большинства преференций для богатых людей решить проблему с существующими диспропорциями в распределении доходов американских граждан.

18 В результате была утверждена обновлённая налоговая шкала из 7 ставок (10%, 12%, 22%, 24%, 32%, 35% и 37%), применимая для расчёта налогов с доходов, полученных после 2021 года. Следует сказать, что в налоговой практике США в целях уплаты индивидуального подоходного налога федерального уровня используется форма 1040 и её приложения – «Декларация об индивидуальном подоходном налоге в США», которая представляет собой стандартную форму Службы внутренних доходов США (IRS), используемую для расчёта суммы налогов, подлежащих уплате в определённом налоговом периоде. С помощью данной формы можно также подать запрос на налоговые вычеты и кредиты (налоговый возврат).
19 В целях уплаты основного федерального налога на физических лиц необходимо определить статус налогоплательщика, который нужно выбрать также из налоговой декларации 1040. Таких статусов четыре: лица, не состоящие в браке; лица, состоящие в браке и подающие совместную налоговую декларацию, вдовы (вдовцы); лица, состоящие в браке и подающие отдельную налоговую декларацию; лица, содержащие на иждивении членов семьи (главы домохозяйств). С помощью таблиц-приложений к декларации 1040 по пороговым значениям доходов и применяемым к ним ставкам, налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащего к уплате, и уплачивает его.
20 Одним из важных аспектов налогообложения физических лиц в США, в том числе при заполнении налоговой декларации 1040, является возможность при расчёте налога использовать один из двух видов сокращения суммы налога, подлежащей к уплате в казну. Можно либо детализировать свои вычеты по таким расходам, как, например, вычеты по благотворительным взносам, выплата процентов по ипотечным кредитам, оплата в бюджет государственных и местных налогов и других форм расходов, указав их в налоговой декларации; либо использовать так называемый, стандартный налоговый вычет, позволяющий уменьшить налогооблагаемый доход на фиксированную сумму в долларах.
21

Показательно, что согласно данным службы налоговых доходов в 2019 налоговом году всего 11% налогоплательщиков детализировали свои вычеты, 87,6% обратились за стандартным налоговым вычетом и порядка 1,4% не воспользовались правом использования вычета14. При этом среди последней группы налогоплательщиков более 2,1 млн человек имели нулевой или отрицательный доход.

14. IRS, “SOI Tax Stats – Individual Statistical Tables by Filing Status”. Available at: >>> . (дата обращения август 2022)
22

Обычно постатейными или детализированными вычетами пользуются лица с высоким доходом15, поскольку такие вычеты имеют смысл, если постатейная сумма превышает стандартный налоговый вычет.

15. Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: What are itemized deductions and who claims them?”, >>> (дата обращения август 2022)
23 Если говорить о стандартном вычете, применяемом для налогового периода 2021/2022 гг., то он устанавливается в зависимости от даты рождения налогоплательщика (до 2 января 1957 г. или после 2 января 1957 г.) и того статуса, который указывается при заполнении налоговой декларации за отчётный налоговый период. Нужно отметить, что такая практика за время существования стандартного налогового вычета применяется впервые.
24 Таким образом, если налогоплательщик или его супруга рождены после 2 января 1957 г. и не страдают слепотой, могут применяться следующие стандартные налоговые вычеты:
25 1) если налогоплательщик заполняет форму 1040 как одинокий или является женатым, но заполняет форму как одинокий, то он может воспользоваться стандартным налоговым вычетом в размере 12 550 долл.;
26 2) если налогоплательщики состоят в браке и подают совместную декларацию о доходах или по состоянию здоровья кто-то из них является слепым, они могут вычесть 25 100 долл. стандартного вычета из полученного дохода;
27 3) если налогоплательщик является главой домохозяйства, он может вычесть 18 800 долл. стандартного вычета из налогооблагаемого дохода.
28 Важно отметить, что на 2022 налоговый год Служба внутренних доходов повысила пороги доходов для всех статусов налогоплательщиков с учётом инфляции (см. табл. 1).
29

Таблица 1

Ставки индивидуального подоходного налога для различных категорий налогоплательщиков применительно к доходам за 2022 налоговый год*

30
Ставка налога, % Не состоящие в браке Состоящие в браке и подающие совместную налоговую декларацию; вдовы (вдовцы) Состоящие в браке и подающие отдельную налоговую декларацию Содержащие на иждивении членов семьи (главы домохозяйств)
Налогооблагаемый доход, долл. США
10 до 9 951 до 19 901 до 9 951 до 14 200
12 от 9 951 до 40 525 от 19 901 до 81 050 от 9 951 до 40 525 от 14 201 до 54 200
22 от 40 526 до 86 375 от 81 051 до 172 750 от 40 526 до 86 375 от 54 201 до 86 350
24 от 86 376 до 164 925 от 172 751 до 329 850 от 86 376 до 164 925 от 86 351 до 164 900
32 от 164 926 до 209 425 от 329 851 до 418 850 от 164 926 до 209 425 от 164 901 до 209 400
35 от 209 426 до 523 600 от 418 851 до 628 300 от 209 426 до 314 150 от 209 401 до 523 600
37 от 523 601 и выше от 628 301 и выше от 314 151 и выше от 523 601 и выше

* Крайний срок подачи налоговых деклараций по оплате индивидуального подоходного налога за 2021 г. – 18 апреля 2022 года. Однако для 2022 г. законодательством и налоговой службой США предусмотрено автоматическое продление срока уплаты налога до 17 октября 2022 года. Составлено автором по: Tina Orem , Sabrina Parys . 2022 Tax Changes: IRS Issues Inflation Adjustments. Jan 6, 2022 >>> (дата обращения июль 2022)

31 Данные табл. 1 показывают, что минимальная ставка налога в размере 10% будет взиматься с налогоплательщиков, доходы которых не превышают 9 951 долл. в год, ставка в размере 37% предусмотрена для налогоплательщиков с годовым доходом выше 523 601 долл. в год и, наконец, максимальная ставка в размере 39,6% будет применяться к тем, кто получает сверхприбыль.
32 Небезынтересно, что для лиц, чьи доходы превышают 1 млн долл. в год, также применяется максимальная ставка на прирост капитала и дивиденды, которая поднимется с 20 до 39,6%. Таким образом, с учётом налога на зарплату и инвестиции (каждый по 3,8%) максимальные ставки на прирост капитала и зарплату достигнут при администрации 46-го президента США 43,4%, почти вдвое превысив текущую ставку.
33

Совершенствование налогообложения юридических лиц при Дж. Байдене

 

В целях коррекции налогообложения в корпоративной сфере налоговая программа Дж. Байдена предполагает следующие инициативы: во-первых, возврат к «дотрамповской» предельной ставке налога на прибыль корпораций в размере 28%; во-вторых, введение обязательной 15%-ной ставки для компаний с годовой прибылью свыше 2 млрд долл.; в-третьих, увеличение более чем вдвое (до 21%) налога на прибыль корпораций, полученную за рубежом. Важно отметить, что предложенная налоговая программа рассчитана также на решение долгосрочной задачи упрощения американского налогового законодательства и совершенствования системы сбора налогов.

34 При этом показательно, что в последнее десятилетие в США усилилась тенденция создания большинства новых фирм в некорпоративных формах, что позволяет учитывать их прибыль с помощью заполнения налоговой декларации 1040 для физических лиц. Достаточно тревожной тенденцией в последние несколько десятилетий становится снижение динамики развития малого бизнеса, которое заключается в падении темпов образования стартовых компаний, действующих на рынке не более одного года. Ещё одним вызывающим опасения трендом является существенное сокращение числа предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях и находящихся на рынке не более 5 лет, поскольку именно они генерируют значительную долю инноваций и новых рабочих мест в экономике Соединённых Штатов.
35 Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговый план Дж. Байдена несёт позитивный импульс для экономики США. По их мнению, реализация пакета налоговых мер усилит роль внутренних инвестиций в стране, остановит переход прибыли от корпоративных доходов в офшоры и обеспечит за счёт введения повышенной ставки налога на прибыль корпораций и глобального минимального налога, стимулирование большинства государств ОЭСР к введению разумных корпоративных минимальных налогов в целях предотвращения корпоративных инверсий и офшоринга.
36 Здесь имеет смысл вернуться к тезису о том, что одной из важных тенденций, наблюдаемых в США за последние десятилетия, является рост числа высокодоходных корпораций, которые благодаря использованию системы налоговых вычетов и юридических махинаций платят налоги гораздо меньше необходимого или не платят их вообще. На сегодняшний день в США насчитывается 55 крупных прибыльных корпораций, большинство из которых представлены в табл. 2, которые не просто имеют нулевой налог на прибыль корпораций, но за счёт использования различных льгот получают возврат средств из бюджета, например в 2020 г. такой возврат составил 3 497 млрд долларов.
37

Таблица 2

Крупнейшие компании в США из списка Fortune 500, не уплачивающие налога на прибыль корпораций

38
  Прибыль за 3года, млрд долл. Реальная налоговая ставка за 3 года   Прибыль за 3года, млрд долл. Реальная налоговая ставка за 3 года
Duke Energy 7,9 −15,5% Archer-Daniels-Midland 2,1 −0,1%
FedEx 6,9 −12,08% Evergy 2,1 −6,4%
Dish Network 6,6 −0,2% Cabot Oil & Gas 1,8 −8,6%
American Electric Power 5,9 −3% Westlake Chemical 1,7 −1,7%
Kinder Morgan 4,9 −0,9% Advanced Micro Devices 1,7 −0,1%
Xcel Energy 4,4 −1,4% Textron 1,5 −3,1%
Nike 4,1 −18% Penske Automotive Group 1,3 −5,1%
Salesforce.com 4,1 −0,1% UGI 1,1 −3,2%
DTE Energy 4,1 −11% Telephone & Data Systems 0,7 −22,8%
FirstEnergy 3,7 −1,2% Mohawk Industries 0,6 −3,3%
Williams 3,2 −4,8% Bali 0,6 −1,8%
PPL 2,9 −1,3% Howmet Aerospace 0,4 −0,5%
CMS Energy 2,5 −5,3% Sanmina-SCI 0,3 −0,1%

Источник: Patricia Cohen No Federal Taxes for Dozens of Big, Profitable Companies Published April 2, 2021, The New York Times >>> (дата обращения август 2022)

39 Согласно данным табл. 2, наибольшие прибыли за трёхлетний период (от 7,9 до 4,1 млрд долл.) имели 9 американских компаний: Duke Energy, FedEx, Dish Network, American Electric Power, Kinder Morgan, Xcel Energy, Nike, Salesforce.com, DTE Energy, получив в общей сложности 53 млрд долл. прибыли за период 2018–2020 гг. При этом наибольшее количество налоговых преференций пришлось на 9 корпораций из указанного списка: Telephone & Data Systems, Nike, Duke Energy, FedEx, DTE Energy, Cabot Oil & Gas, Evergy, CMS Energy, Penske Automotive Group.
40 Также заслуживают внимания изменения следующих регрессивных элементов налогового кодекса, направленных на увеличение благосостояния богатых американцев после реализации налоговых инициатив Дж. Байдена:
41
  • вычет по долгосрочному приросту капитала и квалифицированным дивидендам, позволяющий использовать более низкие ставки федерального подоходного налога для богатейших налогоплательщиков. Напомним, что дивиденды являются доходом, полученным от владения акциями определённой компании, а долгосрочный прирост капитала – это доход, полученный от продажи актива по цене выше покупной после владения им более 12 месяцев. Как дивиденды, так и долгосрочный прирост капитала непропорционально сосредоточены в руках богатых. Предполагается, что в 2022 г. самые богатые 0,5% американских налогоплательщиков получат 70,2% всех доходов от долгосрочного прироста капитала и 43,3% всех полученных дивидендов. Здесь следует упомянуть, что к полученным доходам на капитал будет применяться 3 ставки: самая низкая предельная ставка в размере 0%, следующая ставка – 15% и наивысшая ставка – 20%16. Напротив, 35,1% налогоплательщиков, зарабатывающих менее 40 тыс. долл., получат всего 0,4% всех долгосрочных приростов капитала и только 1,2% всех дивидендов. Таким образом, более низкие налоговые ставки для таких форм дохода обеспечивают гораздо бóльшую помощь богатым, чем бедным гражданам, тем самым увеличивая дифференциацию доходов после уплаты налогов;
16. James Royal, “What is the long-term capital gains tax?”, Bankrate, April 7, 2022. Available at: >>> (дата обращения август 2022)
42
  • вычет процентов по ипотечным кредитам, который позволяет домовладельцам вычитать полную стоимость своих процентных платежей по ипотечным кредитам из налогооблагаемых доходов. Важно отметить, что аналогичные вычеты не предусмотрены для арендаторов или домовладельцев, которые покупают свои дома без погашения долга17. Интересно, что такой вычет используют порядка 51,4% налогоплательщиков с доходом от 500 тыс. долл. и выше, 19,1% налогоплательщиков с доходом от 100 до 500 тыс. долл., 5,2% налогоплательщиков с доходом от 50 до 100 тыс. долл. и всего 0,8% налогоплательщиков с доходом менее 50 тыс. долл.18 При этом средняя вычитаемая сумма в настоящее время составляет порядка 13 061 долл. для тех, кто имеет семизначный доход; 2 886 долл. для тех, кто имеет шестизначный доход; 274 долл. для тех, кто имеет пятизначный доход; и всего 33 доллара для тех, кто имеет четырёхзначный доход или меньше19. Таким образом, очевидно, что использование данного вычета налогоплательщиками высшего квинтиля шкалы доходов позволяет сократить их налоги на тысячи долларов, в то время как для налогоплательщиков нижней части шкалы доходов такой вычет составит скромные десятки долларов.
17. Office of Management and Budget, “Analytical Perspectives, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2021: Tax Expenditures” (Washington: 2021). Available at: >>>

18. U.S. Congressional Joint Committee on Taxation, “Overview of the Federal Tax System As In Effect For 2022.”

19. 5 Little-Known Facts about Taxes and Inequality in America. Report Aug, 2022. Available at: >>>
43 Также представляется важным рассмотреть эффект от повышения налоговой нагрузки «по Байдену» для различных отраслей экономики. Согласно мнению большинства экспертов, в наибольшей степени от увеличения корпоративных налогов пострадают такие отрасли, как продовольствие, промышленность, финансы, потребительский сектор и коммуникации. А наименьший эффект от налоговой коррекции ощутят здравоохранение и ЖКХ. Что касается ИТ-компаний и фармацевтических компаний, то поскольку они платят меньше всех налогов, то пострадают больше всех от повышения налогов, главным образом из-за того, что генерируют большую часть доходов с нематериальных активов. Например, для таких компаний, как «Альфабет» (Alphabet), «Эпл» (Apple), «Джонсон энд Джонсон» (J&J) и «Майкрософт» (Microsoft), чья чистая прибыль составляет 2 млрд долл., введение минимального обязательного налога на прибыль в размере 21% непременно негативно отразится на финансах. А увеличение обязательного налога на зарубежную прибыль сделает увод прибылей в удалённые офшоры менее выгодным.
44

Исследования, проведённые группой компаний РБК по результатам увеличения финансирования деятельности Службы внутренних доходов США также засуживают внимания. Так, согласно данным РБК дополнительные ассигнования в размере 80 млрд долл. в рамках экономического плана Байдена предусматривают проведение налоговых проверок всех граждан США, чей доход превышает 400 тыс. долл. в год; это позволит «повысить требования к богатым американцам или владельцам бизнеса, которые могут скрывать свои доходы от правительства», таким образом данное предложение увеличит федеральный бюджет на 700 млрд долл. за десятилетний период20.

20. Илья Фурсеев. Байден выделит $80 млрд американским налоговикам // РБК. 18 августа 2022. Available at: >>> 
45

Заключение

 

Таким образом, проведённый в данном исследовании анализ позволяет заключить, что в целом предложенные 46-м президентом США и его правительством налоговые мероприятия имеют позитивное влияние на действующую налоговую систему, грамотно корректируя её основные элементы, и положительно влияют на экономику США в краткосрочном и долгосрочном периодах.

46

Согласно предварительным расчётам администрации Дж. Байдена реализация предлагаемой налоговой программы за период 2021–2027 гг. позволит пополнить федеральный бюджет на 1,6 трлн долл. не только за счёт более высоких, чем ожидалось, поступлений по основным федеральным налогам и значительного сокращения затрат по борьбе с пандемией, но и за счёт сокращения бюджетного дефицита после реализации Американского плана спасения и ускорения восстановления американской экономики в 2021 году.

47 Прогнозное значение дефицита на 2022 г. составило порядка 1 трлн долл., что на 1,7 трлн ниже показателя 2020 г. и на 400 млрд меньше прогнозного значения, установленного в марте 2022 года. Таким образом, в период 2021–2022 фин гг. бюджетный дефицит сократится с 12,4 до 4,2% ВВП. При этом большинство представителей Белого дома рассчитывают, что рост процентных ставок увеличит расходы правительства на обслуживание долговой нагрузки в размере 24 трлн долл., поскольку ФРС продолжит повышать ставки, чтобы ослабить ценовое давление на экономику. Что касается прогнозов по изменению таких показателей, как ВВП и безработица, то здесь аналитики Белого дома прогнозируют рост ВВП на 1,4% в 2022 г. и на 2% в 2023 г.; в свою очередь средний уровень безработицы, достигнув в 2022 г. 3,7%, продолжит тренд на увеличение среднего уровня в размере 3,8%.
48

Проводимые различными экспертными организациями опросы общественного мнения по вопросу о возможном позитивном эффекте от увеличения Дж. Байденом налогов, подтверждают тезис об их позитивной направленности. Так, согласно анализу, представленному научной организацией «Политико» (Politico), в целом американцы поддерживают идею решения инфраструктурных и внутриполитических проблем страны за счёт повышения налогов для обеспеченных граждан, зарабатывающих более 400 тыс. долл. в год, и корпораций. В исследовании говориться, что порядка 53% опрошенных избирателей поддержали планы администрации по повышению налога на корпорации и богатых по сравнению с 27% тех, кто поддерживает расходы без новых сборов21.

21. M.Cassella, B.Failer. Class warfare? Biden prepares tax hikes on high-income Americans. The president's new set of proposals is likely to be much more contentious than the battle over corporate taxes - among lawmakers at least // Politico. 19.04.2021. Available at: >>> / 20.04.21 (дата обращения 18 июля 2022).
49 С этой точки зрения, заслуживают внимания результаты исследований группы компаний «РБК» (ГК «РосБизнесКонсалтинг»), и американских газет «Нью-Йорк таймс» (New York Times) и «Нью-Йорк пост» (New York Post), подтверждающих важность изменений в работе Службы внутренних доходов США (IRS), после увеличения её ассигнований на 80 млрд долл. для более эффективного взимания налогов с богатых граждан. По данным «Нью-Йорк пост», президент США Дж. Байден планирует привлечь на эти цели в общей сложности 700 млрд долл. за десять лет.
50 Многие политики, бизнесмены и налоговые эксперты, с мнением которых автор склонен согласиться, настаивают на необходимости пересмотра налогового кодекса США в части применяемых налоговых вычетов и кредитов, направленных на увеличение благосостояния богатых американцев и усиливающих рост дифференциации доходов американского населения, с целью поощрения НИОКР и сглаживания негативных последствий бизнес-циклов.
51 Принятие закона «О снижении инфляции» 2022 года, также расценивается как инициатива по созданию в США более справедливого налогового кодекса, повышая налоговую нагрузку на богатых тремя способами: увеличивая налог на прибыль физических лиц и корпораций; поддерживая реформу налоговой службы и выделяя дополнительные ассигнования на борьбу с налоговыми мошенниками, чей доход превышает 400 тыс. долл. Кроме того, применяется 1%-ный налог на выкуп акций корпораций на сумму 1 млн долл. или более. Планируется, что доходы, полученные от данных инициатив, пойдут на борьбу с изменением климата, расширение доступа к медицинскому обслуживанию и сокращение дефицита более чем на 300 млрд долл., что в конечном счёте позволит существенно снизить инфляцию и восстановить устойчивый экономический рост.
52 Однако следует отметить, что положительная оценка результатов налоговых преобразований администрации Дж. Байдена, представленных в данном исследовании, будет иметь смысл в случае поддержки большинства предложений переизбранным Конгрессом США после очередного электорального этапа, намеченного на 8 ноября 2022 года.

Библиография

1. См. Бабич С. Н. Влияние налогово-бюджетной политики администрации Д.Трампа в 2018–2021 фин. гг. на социально-экономическую безопасность страны // Россия и Америка в XXI веке. – 2020. – Выпуск № 4 [электронный ресурс]. Available at:  https://rusus.jes.su/s207054760013370-4-1/ DOI: 10.18254/S207054760013370-4

2. Бабич С. Н. Налоговая реформа Д. Трампа и её экономические последствия // Россия и Америка в XXI веке. – 2019. – Выпуск № 3 [электронный ресурс]. URL:  https://rusus.jes.su/s207054760006958-0-1/. DOI: 10.18254/S207054760006958-0

3. Судакова Н.А. Бюджетные приоритеты в сфере НИОКР при администрации Дж. Байдена // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 3 [электронный ресурс]. DOI: 10.18254/S207054760017043-4

4. President Biden’s Plan to Rebuild the Middle Class. Available at: https/www.whitehouse.gov/build-back-better/; https://joebiden.com/build-back-better/#

5. "H.R.1319 - 117th Congress (2021-2022): American Rescue Plan Act of 2021". Congress.gov. Archived from the original on February 26, 2021. Retrieved April 29, 2021.

6. “The American Jobs Plan". The White House. March 31, 2021. Retrieved March 31, 2021.

7. “The American Families Plan". The White House. April 28, 2021. Retrieved April 29, 2021.

8. The Inflation Reduction Act (IRA). How the Inflation Reduction Act Helps Rural Communities - The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/08/17/fact-sheet

9. Center on Budget and Policy Priorities, “Marginal and Average Tax Rates” (Washington: 2020). Available at: https://www.cbpp.org/sites/default/files/atoms/files/policybasics-matr.pdf For a broader look at the overall tax code, see Steve Wamhoff and Matthew Gardner, “Who Pays Taxes in America in 2020?” (Washington: Institute on Taxation and Economic Policy, 2020). Available at: https://itep.org/who-pays-taxes-in-america-in-2020/; Josh Barro, “Here’s the Chart You Need to Understand Who Pays All the Taxes,” Very Serious, April 1, 2022. Available at: https://www.joshbarro.com/p/heres-the-chart-you-need-to-understand

10. IRS, “SOI Tax Stats – Historical Table 17,” https://www.irs.gov/statistics/soi-tax-stats-historical-table-17 (last accessed July 2022). Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: How many people pay the estate tax?”. Available at: https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/how-many-people-pay-estate-tax (дата обращения, август 2022).

11. Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: Who pays the estate tax?”. Available at: https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/who-pays-estate-tax . (дата обращения, август 2022).

12. U.S. Congressional Joint Committee on Taxation, “Overview of the Federal Tax System As In Effect for 2022.”

13. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2023, Office of Management and Budget /budget.gov. Summary Tables. Table S-3, P.121

14. IRS, “SOI Tax Stats – Individual Statistical Tables by Filing Status”. Available at: https://www.irs.gov/statistics/soi-tax-stats-individual-statistical-tables-by-filing-status. (дата обращения август 2022)

15. Tax Policy Center, “Key Elements of the U.S. Tax System: What are itemized deductions and who claims them?”, https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/what-are-itemized-deductions-and-who-claims-them (дата обращения август 2022)

16. James Royal, “What is the long-term capital gains tax?”, Bankrate, April 7, 2022. Available at: https://www.bankrate.com/investing/long-term-capital-gains-tax/ (дата обращения август 2022)

17. Office of Management and Budget, “Analytical Perspectives, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2021: Tax Expenditures” (Washington: 2021). Available at: https://home.treasury.gov/system/files/131/Tax-Expenditures-FY2022.pdf

18. U.S. Congressional Joint Committee on Taxation, “Overview of the Federal Tax System As In Effect For 2022.”

19. Little-Known Facts about Taxes and Inequality in America. Report Aug, 2022. Available at: https://www.americanprogress.org/article/5-little-known-facts-about-taxes-and-inequality-in-america/

20. Илья Фурсеев. Байден выделит $80 млрд американским налоговикам // РБК. 18 августа 2022. Available at: https://www.rbc.ru/politics/18/08/2022/62fe54dd9a7947cfbeef0a8f

21. M.Cassella, B.Failer. Class warfare? Biden prepares tax hikes on high-income Americans. The president's new set of proposals is likely to be much more contentious than the battle over corporate taxes - among lawmakers at least // Politico. 19.04.2021. Available at: https://www.politico.com/news/2021/04/19/biden-tax-hike-rich-482586/ 20.04.21 (дата обращения 18 июля 2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести