The influence of taxation and budgetary policy of D. Trump administration in 2018-2021 on US socio-economic security stability
Table of contents
Share
Metrics
The influence of taxation and budgetary policy of D. Trump administration in 2018-2021 on US socio-economic security stability
Annotation
PII
S207054760013370-4-1
DOI
10.18254/S207054760013370-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Babich 
Occupation: Deputy Director
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the main elements of tax-budgetary policy of D.Tramp for the last two years, giving the analysis of federal outlays and receipts from 2018 to 2021 financial years. It examines main results of the proposed budget and tax initiatives made by Trump administration before the presidential elections of 2020and their impact on the budgetary figures and macroeconomic indicators. Special attention is giving to the budgetary effect of pandemia Coronavirus COVID-19.

Keywords
Federal budget of the USA, federal budget outlays, federal budget receipts, federal debt, budget deficit, tax-budgetary policy, coronavirus COVID-19
Received
23.11.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
109
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Налогово-бюджетная политика рассматривается различными американскими администрациями как важнейший элемент реализуемой государством финансовой политики, позволяющий обеспечивать социально-экономическую безопасность США и решать важнейшие задачи правительства для подтверждения статуса весомого игрока в глобальной экономике. Поскольку федеральный бюджет является наиболее значимым механизмом реализации налогово-бюджетной политики страны, представляется необходимым рассмотреть его структуру, проанализировать изменения и дать среднесрочные и долгосрочные прогнозы, а также оценить достоинства и недостатки в период деятельности конкретной администрации. Таким образом, предлагаемое исследование, задачами которого является критический анализ ситуации с федеральным бюджетом США с 2018 по 2021 фин г. и оценка опыта Соединённых Штатов по выявлению возможных путей решения возникших бюджетных проблем, особенно в период борьбы с последствиями пандемии коронавируса, представляется наиболее актуальным, и может быть применимо для оптимизации налогово-бюджетной системы России.

2

Приоритеты бюджетно-налоговой политики Д. Трампа

 

Следует напомнить, что в начале президентских полномочий Д. Трампа, в январе 2017 г., важнейшими краткосрочными и долгосрочными вызовами социально-экономической безопасности США, требующими коррекции и поиска новых подходов к их решению, оставались: борьба с бедностью, поддержка предпринимательства, неэффективность существующей налоговой системы, необходимость коррекции регулятивных функций правительства, рост безработицы, увеличение затрат на основные социальные программы, рост проблем в иммиграционной сфере, рост дифференциации доходов американцев, необходимость повышения конкурентоспособности американской рабочей силы на рынке труда, создание условий для обеспечения стабильного экономического роста, решение проблем с федеральным бюджетным дефицитом и государственным долгом страны.

3 Учитывая важность указанных проблем, их решение получило отражение в бюджетном списке приоритетных целей и задач новой республиканской администрации, планировавшей во внутренней политике вернуться к традиционным американским ценностям, и предполагающей применять консервативный бюджетно-налоговый инструментарий, весьма удачно использовавшийся в период «рейганомики».
4

Этот факт получил обоснование в разделе «Бюджетное послание Президента Конгрессу» проектов федерального бюджета США с 2018 по 2021 фин г. В частности, в указанном разделе первого бюджетного документа Д. Трампа1 были «анонсированы основные цели новой республиканской администрации, которые сводятся к балансированию федерального бюджета, финансированию приоритетных программ развития, сокращению государственного долга и обеспечению национальной безопасности США. Задачи должны быть реализованы за счёт активизации экономического роста, проведения так называемой политики финансово-бюджетных ограничений»2, а также сокращения социального блока расходов федерального бюджета, проведения налоговой, административной, иммиграционной и энергетической реформ.

1. The Budget Message of the President/ Fiscal Year 2018, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2(accessed 20.10.2020)

2. Бабич С.Н. Вопросы налогово-бюджетного регулирования в президентской кампании 2016 года (глава 17) // Обеспечение социально-экономической безопасности в начале XXI века: опыт США / под ред. д.э.н., проф. В.Б. Супяна. М.: Издательство «Весь Мир», 2017.- 496с., С.284-285, ISBN 978-5-7777-0708-6
5 Следует отметить, что особенностью государственного регулирования, применяемого администрацией Д. Трампа, является «социальный конформизм», предполагающий увеличение децентрализации и ограничение функций федерального правительства, в том числе за счёт активного привлечения бизнеса всех уровней и передачи части функций федеральных органов власти на штатный и местный уровень в части выделения средств на поддержку отдельных государственных программ, решения проблем в области строительства и реформирования инфраструктуры, а также предоставления поддержки в виде грантов на финансирование наиболее перспективных научных проектов.
6

В бюджетной заявке Д. Трампа на 2019 фин. г.3, даётся положительная оценка проделанной в 2018 фин г. работе республиканского правительства. Так, делается вывод о высокой эффективности предлагаемых новой администрацией инициатив в части закладки «фундамента новой эры американского величия», в том числе за счёт:

3. The Budget Message of the President / Fiscal Year 2019, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2// >>> (accessed 20.10.2020).
7
  • ускорения экономического роста;
  • создания свыше 2 млн рабочих мест;
  • увеличения на 5 трлн долл. инвестиций на фондовом рынке;
  • снижения уровня безработицы до минимального уровня за последние 17 лет за счёт увеличения заработной платы и количества рабочих мест;
  • проведения налоговой реформы, направленной на улучшение благосостояния американских налогоплательщиков, стабилизацию экономического роста и повышение конкурентоспособности системы налогообложения юридических лиц;
  • реформирования системы бюджетирования государственных программ для решения усугубляющихся бюджетных проблем.
8

Кроме того, в проекте бюджета на 2019 фин. г. отмечается, что администрация продолжит предложенную в предвыборной программе стратегию по обеспечению социально-экономической безопасности, предусматривающую решение иммиграционных проблем и ликвидацию транснациональных и иных преступных группировок и организаций; продолжение работы по достижению энергетического доминирования и превращению Соединённых Штатов в крупного экспортёра энергии к 2026 г.; увеличение числа сотрудников иммиграционных и таможенных служб, агентов пограничного патруля и иммиграционных судей; восстановление инфраструктуры и доведение её до мирового уровня; обеспечение достойного образа жизни ветеранов; проведение реформы системы социального обеспечения за счёт сокращения неэффективных программ для трудоспособных реципиентов пособий, которые смогут вернуться на рынок труда после прохождения переквалификации или получения доступного образования4.

4. Ibidem.
9 Рассматривая проект бюджета Д. Трампа на 2021 фин. г., который содержит его предвыборную стратегию на второй президентский срок, можно сделать вывод о положительной оценке Д. Трампом своего президентства, достижения, с его точки зрения, основных запланированных его администрацией целей и задач. В частности на 2021 фин. г. заложен курс на дальнейшее господство и процветание США, отмечается, что в течение последних трёх лет администрации удалось благодаря продуктивной непрерывной работе, достичь восстановления экономической мощи страны за счёт продолжения курса на сокращение финансирования многих социальных программ и устранения неэффективных и дублирующих элементов, ужесточения стандартов и правил получения социальной помощи; проведения крупномасштабной налоговой реформы; восстановления и модернизации вооружённых сил США (за счёт роста военных расходов); сокращения уровня безработицы до 3,5% (самого низкого показателя за последние 50 лет); значительного роста уровня занятости работников в возрасте до 21 года; резкого увеличения уровня заработной платы исторически неблагополучных в этом плане работников; устранения неэффективного управления и ненужных трат во всех федеральных ведомствах в рамках институциональной реформы.
10

Значимыми достижениями деятельности своей администрации Д. Трамп также считает: во-первых, преодоление опиоидного кризиса (снижение количества выписываемых наркотических препаратов почти на 30% и сокращение смертности от передозировки наркотиками) благодаря грамотной государственной политике, направленной на сокращение числа выписываемых рецептов по опиоидам, содействию эффективному лечению наркомании и обеспечению безопасности американских границ; во-вторых, мощный рост в энергетическом секторе и достижение энергетической независимости за счёт устранения перегружающих отрасль бюрократических правил и высвобождения природных и человеческих ресурсов; в-третьих, достижение должного уровня и поддержка мировых стандартов охраны окружающей среды (с 2016 по 2018 г. выбросы загрязняющих веществ, относящихся к критерийным, значительно снизились), позволяющего закрепить за США роль одного из мировых лидеров по данному показателю5.

5. The Budget Message of the President/ Fiscal Year 2021, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2 // >>> (accessed 20.10.2020).
11

В проекте бюджета на 2021 фин. г. обозначены важнейшие вызовы XXI столетия, с которыми США столкнутся в ближайшем будущем, это рост конкуренции в области создания искусственного интеллекта, развитие 5G-технологий и других высокотехнологичных отраслей, защита проводимых в стране научных исследований, изучение и поиск решения проблем окружающей среды6.

6. Ibid., p.3.
12 При этом важно упомянуть, что в период нахождения у власти Д. Трампа правительство было вынуждено озаботиться решением бюджетно-финансовых проблем, когда серьёзно заявили о себе три фундаментальных ограничителя фискального благополучия: увеличивающиеся дефициты бюджета федерального уровня, галопирующий рост государственного долга и стремительно растущие выплаты процентов по федеральному долгу. Здесь представляется необходимым напомнить, что в проекте федерального бюджета США на 2018 фин. г. была поставлена амбициозная задача решения бюджетных проблем за 10 лет, а именно сокращение дефицита федерального бюджета на 5,6 трлн долл. и достижение к 2027 фин. г. профицита в размере 16 млрд долл., а также снижение государственного «публичного долга» до 59,8% ВВП.
13

Это также подтверждается десятилетним прогнозом, представленным в бюджетной заявке, в котором администрация Д. Трампа для решения проблем с бюджетным финансированием предлагает провести сокращение по трём направлениям расходования: социальные программы, бюрократический аппарат правительства и программа предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом. При этом, согласно расчётам, сокращение расходов по социальному блоку позволит привлечь после реформирования в бюджет почти 1,35 трлн долл. за десять лет; реформа государственного аппарата в рамках реализации указа «Всеобъемлющий план реорганизации исполнительной ветви власти»7, призвана пополнить федеральную казну на 1,7 трлн долл. за 10-тилетний период, и предусматривает экономию средств в результате оптимизации работы федеральных министерств и ведомств, в том числе путём закрытия неэффективных программ, увольнения госслужащих и продажи государственной недвижимости; на 63 млрд долл. должно увеличить бюджет сокращение пенсионных выплат федеральным служащим и увеличение взносов на пенсионное страхование сотрудников государственных учреждений.

7. Presidential Executive Order on a Comprehensive Plan for Reorganizing the Executive Branch. The White House. Office of the Press Secretary.March 13, 2017. − >>>
14

Расходы федерального бюджета

 

Для более детального анализа налогово-бюджетных инициатив Д. Трампа в период 2018–2021 фин. гг., представляется обоснованным рассмотреть основные параметры бюджетных запросов республиканской администрации на 2018, 2019 и 2021 фин. гг. (см. табл. 1, 2, 3), сопоставить их динамику и конкретизировать результаты деятельности 45-го президента США в этот период.

15

Таблица 1 Изменения в показателях бюджета США в период с 2018 по 2027 фин гг. согласно налогово-бюджетному плану Д.Трампа (трлн долл., % ВВП)

Годы Расходы федерального бюджета Поступления в федеральный бюджет Бюджетный дефицит (-) профицит Государственный публичный долг Обслуживание государственного долга
  % ВВП трлн долл. % ВВП трлн долл. % ВВП трлн долл. % ВВП трлн долл. % ВВП трлн долл.
2018* 20,5 4,1 18,3 3,65 -2,2 -0,4 76,7 15,3 1,6 0,315
2018 (факт) 20,2 4,12 16,4 3,33 -3,8 -0,78 77,4 15,7 1,6 0,325
2019* 21,0 4,4 16,3 3,4 -4,7 -0,9 80,3 16,8 1,8 0,371
2019 (факт) 21,0 4,45 16,3 3,5 -4,6 -0,9 79,2 17,9 1,8 0,375
2020** 21,6 4,8 16,7 3,71 -4,9 -1,1 80,5 19,0 1,7 0,376
2021** 20,7 4,83 16,5 3,87 -4,1 -0,97 81,0 20,0 1,6 0,378
2022** 20,4 5,01 16,6 4,1 -3,7 -0,92 81,0 20,7 1,6 0,398
2023** 19,8 5,1 16,9 4,4 -2,9 -0,75 80,2 21,3 1,7 0,428
2024** 19,2 5,21 17,2 4,66 -2,0 -0,55 78,5 21,8 1,7 0,458
2025** 19,1 5,45 17,3 4,9 -1,8 -0,51 76,7 15,7 1,8 0,499
2026* 19,4 5,2 17,6 5,5 -1,7 -0,5 76,6 22,7 2,4 0,745
2027* 19,2 5,7 17,7 5,9 -1,4 -0,4 74,6 23,2 2,4 0,764

* прогноз из проекта бюджета США на 2018 фин. г.; ** прогноз из проекта бюджета США на 2021фин. г. Budget of the United States Government, Fiscal year 2018, Table S-1, P.25 Table S-4, P.29. >>> , расчеты автора, Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 1.1, 1.2, 3.1, 3,2, 7.1 >>> (accessed 18.10.2020)

16 Структура расходной части бюджета за период деятельности администрации Д. Трампа подтверждает преемственность в отношении распределения финансовых потоков в рамках основных программных статей (см. табл. 2). Подобная трансформация системы приоритетов федерального бюджета ожидаема и традиционна для республиканцев, выступающих за сокращение государственного вмешательства в экономику и активизацию участия бизнеса в решении социально-экономических проблем государства.
17

Таблица 2 Изменения в композиционной структуре расходов федерального бюджета США с 2018 по 2021 фин. г., %

Код Наименование статьи 2018 2019 2021*
050 Национальная оборона 15,4 15,4 16,0
150 Международные отношения 1,2 1,2 1,3
250 Наука, технологии, космические исследования 0,8 0,7 0,8
270 Энергетика 0,1 0,1 0,1
300 Природные ресурсы и охрана окружающей среды 0,9 0,9 0,9
350 Сельское хозяйство 0,5 0,8 0,6
370 Торговля и кредитование бизнеса -0,2 -0,6 0,01
400 Транспорт 2,3 2,3 2,2
450 Местное и региональное развитие 1 0,6 0,7
Социальные расходы, в том числе: 75,4 70,3 70,5
500 Образование, занятость и социальное обслуживание 2,3 3,1 2,3
550 Здравоохранение 13,4 13,1 13,4
570 Государственная программа бесплатной медицинской помощи «Медикэр» 14,3 14,6 15,1
600 Государственные гарантии получения дохода 12,1 11,6 10,9
650 Социальная безопасность 29 23,4 23,9
700 Выплаты и услуги ветеранам 4,3 4,5 4,9
750 Отправление правосудия 1,5 1,5 1,6
800 Государственное управление 0,6 0,3 0,6
900 Выплата процентов по государственному долгу 8 8,4 7,8
920 Финансовая помощь общего назначения - - -
950 Нераспределенные расходы* 2,4 2,2 -2,9
  Расходы всего 100 100 100

*прогноз. Расчёты автора, Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 3.1 >>> 

18 Высокий уровень расходов федерального бюджета, направляемый на выполнение обязательных социальных программ, безусловно, создаёт ограничения по бюджетированию важнейших дискреционных расходов, что провоцирует рост дефицитности бюджета и, соответственно, государственного долга, и выступает долгосрочным тормозом экономического роста США.
19 Здесь необходимо оговориться, что сокращению в 2021 г. подлежат лишь две статьи американского бюджета: 500 «Образование, занятость и социальное обслуживание» (доля которой должна быть снижена до 2,3% – уровня 2018 г.– и составить в абсолютном выражении 112 млрд долл.) и 600 «Государственные гарантии получения дохода» (доля которой будет сокращена до 10,9% – самого низкого уровня за последние пять лет – и составить в абсолютном выражении 524 млрд долл.).
20 При этом продолжится рост по статье 900 «Выплата процентов по государственному долгу», которой достиг к 2019 г. 8,4% всех бюджетных расходов, это наивысший уровень с момента окончания финансово-экономического кризиса 2007–2008 гг. Выплаты по данной статье составили 1,8% ВВП. В 2021 фин. г. правительство рассчитывает добиться снижения доли выплат процентов по государственному долгу до 1,6% экономики, что соответствует 7,8% общих федеральных затрат, или 378 млрд долл. в абсолютных цифрах.
21 Важной характеристикой нового финансового плана Д. Трампа является увеличение абсолютных затрат на национальную оборону, являющуюся второй по значимости статьёй бюджета федерального правительства, с 2018 до 2021 фин. г. на 136 млрд долл., до 767 млрд долл.) и доли данного вида расходов в общих федеральных затратах с 15,4% до 16%. При этом военные затраты составят 3,3% ВВП (табл. 2, 3). Напомним, что самый высокий уровень военных расходов (4,7% ВВП) за последнее десятилетие наблюдался в 2010 г. во время президентства Б. Обамы. В данном случае правительство республиканцев рассчитывает на то, что сокращение дискреционных расходов на гражданские нужды, позволит бездефицитно увеличить расходы на обеспечение национальной безопасности. Следует отметить, что сегодняшний уровень дискреционных невоенных расходов находится на своём историческом минимуме за последние 50 лет. Однако, согласно представленным различными американскими НКО расчётам и прогнозам, именно рост расходов на национальную оборону считается одним из факторов, ухудшающих бюджетные показатели страны на фоне сокращения бюджетных доходов.
22

Говоря о динамике остальных статей расходной части бюджета в анализируемый период, нельзя не указать, что уровень в общей классификации таких статей федерального бюджета, как «Транспорт» (2,2%), «Международные отношения» (1,3%), «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» (0,9%) не претерпит изменений. А их финансирование в абсолютном выражении, следуя планам администрации Д. Трампа, продемонстрирует рост. Так, согласно планам правительства, ассигнования на 2021 фин. г. по статье «Транспорт» будут увеличены до 104 млрд долл., по статье «Международные отношения» – до 60,7 млрд долл, «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» – до 44 млрд долл., «Наука, технологии, космические исследования» – до 37,5 млрд долл. А наибольшие сокращения ресурсов ожидаются по статьям «Отправление правосудия» – до 75,8 млрд долл., и «Государственное управление» – до 29 млрд долларов8.

8. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 3.1 >>>
23

Таблица 3 Расходы федерального бюджета США в разрезе глобальных функций в период 2018–2021 гг., % ВВП, % общих федеральных затрат

  2018 2019 2020 2021
  % ВВП % % ВВП % % ВВП % % ВВП %
Национальная оборона 3,1 15,4 3,2 15,4 3,3 15,1 3,3 16,0
Человеческие ресурсы 14,2 70,5 14,8 70,4 15,2 70,5 14,6 70,5
Материальные ресурсы 0,8 4,1 0,7 3,2 0,8 3,8 0,8 3,9
Выплата процентов по государственному долгу 1,6 7,9 1,8 8,4 1,7 7,9 1,6 7,8
Прочие функции 0,9 4,5 1,0 4,8 1,1 5,0 1,0 4,8
Нераспределенные расходы -0,5 -2,4 -0,5 -2,2 -0,5 -2,3 -0,6 -2,9
Расходы всего 20,2 100,0 21,0 100,0 21,6 100,0 20,7 100,0

Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 3.2.

24 В табл. 3 представлены данные по расходам, классифицируемым по глобальным функциям правительства. Данные таблицы подтверждают рост расходов федерального уровня за 4 года до 20,7% ВВП за счёт статей «Человеческие ресурсы» (14,6% ВВП, или 70,5% общих федеральных затрат), «национальная оборона» (3,3% ВВП, или 16%) и «прочие функции» (1% ВВП, или 2,9%)
25 Отличительной особенностью бюджетного документа Д. Трампа на 2021 фин. г. также является сокращение средств, выделяемых на финансирование федеральных министерств и ведомств США.
26 Так, урезание бюджетов предусмотрено для таких министерств и агентств, как:
27
  • Министерство сельского хозяйства на 6%, до 129 млрд долл.;
  • Министерство внутренней безопасности на 13,3%, до 60,3 млрд долл.;
  • Министерство жилищного строительства и развития городов на 4,3%, до 52,4 млрд долл.;
  • Министерство труда на 4%, до 38,3 млрд долл.;
  • Агентство по охране окружающей среды на 7,3%, до 7,5 млрд долл.
28 Следует оговориться, что сокращение бюджетов министерств и ведомств планируется осуществить в том числе за счёт закрытия ненужных или дублирующих друг друга программ, а также в рамках реализации указа Д. Трампа «Всеобъемлющий план реорганизации исполнительной ветви власти 2017 г.», призванный произвести значительную перестройку деятельности правительства США для высвобождения финансовых средств на решение анонсированных президентом приоритетных задач.
29

Ещё одним отличием является увеличение бюджетов ряда министерств и ведомств. Так, рост ассигнований свыше 10% предусмотрен для обеспечения деятельности таких правительственных учреждений, как Министерство обороны США (по военным программам) – на 18%, до 729,3 млрд долл.; Министерство здравоохранения и социальных услуг – на 18%, до 1,4 трлн долл.; Министерство торговли – на 30%, до 12,2 млрд долл.; Министерство образования – на 19%, до 79 млрд долл; Министерство энергетики – на 25%, до 35,5 млрд долл.; Министерство внутренних дел – на 18%, до 16,2 млрд долл.; Министерство юстиции – на 16%, до 41,1 млрд долл.; Национальный научный фонд – на 10,7%, до 8 млрд долл.; Министерство транспорта – на 12%, до 88,7 млрд долл.; Министерство по делам ветеранов – на 24%, до 235,3 млрд долл.; НАСА – на 17%, до 24 млрд долл.; Управление по делам малого бизнеса – на 94%, до 871 млн долл.; Программы международной помощи – на 38%, до 35 млрд долларов9.

9. Расчеты автора по: Budget of the U.S. Government / Historical TABLES / Fiscal Year 2021, , Office of Management and Budget. Table 4.1.
30

Поступления в федеральный бюджет США в период деятельности Д. Трампа

 

Важнейшие изменения в структуре доходной части федерального бюджета США в период 2018–2021 фин. гг. связаны с проведением администрацией Д. Трампа налоговой реформы 2017 г., предусматривающей крупнейшее сокращение предельных прогрессивных ставок прямых федеральных налогов как для физических, так и для юридических лиц.

31 Реформирование налоговой системы согласно закону 2017 г. «О сокращении налогов и создании рабочих мест» предполагает следующие меры:
32
  • снижение ставок подоходного налога на физических лиц и применение новой семиступенчатой прогрессивной шкалы с минимальным значением в размере 10% для первых 9,5 тыс. долл. дохода и максимальным – 37% для дохода свыше 500 тыс. долл.;
  • увеличение стандартного налогового вычета до 20% (с 6,35 тыс. долл. до 12 тыс. долл.);
  • расширение границ налогового вычета по расходам на медицинское обслуживание в 2017 и 2018 гг. до 7,5 и более процентов индивидуального дохода;
  • увеличение налогового кредита на детей в 2 раза – до 2000 долл.;
  • возможность использовать 529 сберегательных планов для обучения детей в частных и религиозных школах;
  • отмену установленных в рамках «Обамакэр» штрафов для американцев, которые не приобретают медицинскую страховку;
  • освобождение от налогообложения недвижимости в размере, не превышающем 11,2 млн долл. для одного владельца и до 22,4 млн для семьи;
  • отмену налога на наследства;
  • снижение до 15,5% налоговой ставки на репатриацию финансовых активов американских компаний из-за рубежа и до 8% на нефинансовых;
  • отмену альтернативного минимального налога;
  • переход на территориальный принцип налогообложения юридических лиц;
  • введение единого налога на прибыль корпораций со ставкой 21%, позволяющей увеличить конкурентоспособность американских компаний на международной арене.
33 Действие налоговых изменений рассчитано на период до 2025 г., однако предусматривает возможность пролонгации.
34

Как показывают исследования, эксперты ведущих научных организаций США делают положительные прогнозы в отношении вводимых в рамках налоговой реформы изменений. При этом большинство из них предполагает, что эффект от снижения ставки корпоративного налога в среднесрочной перспективе может вызвать значительный рост инвестиций, существенно сократить перевод прибыли корпораций в другие юрисдикции и будет способствовать дальнейшему экономическому росту в стране10. Так, согласно оценке Налогового фонда США, сокращение ставки налога на прибыль корпораций обеспечит годовой прирост ВВП в размере не менее 2,6%, а также приведёт к росту заработной платы и акционерного капитала в Соединённых Штатах.

10. См. более подробно: Бабич С.Н. Налоговая реформа Д. Трампа и её экономические последствия // «Россия и Америка в XXI веке» [электронный журнал]. 2019. № 3 >>>
35

Основываясь на теории Лаффера, администрация Д. Трампа заложила в проектах федерального бюджета на период 2018–2021 фин гг. рост доходов по основным бюджетным статьям (рис. 1). Исходя из этих расчётов, с 2018 фин. г. доходы бюджета за семь лет продемонстрируют рост на 48%, увеличившись с 3,329 трлн долл. до 4,924 трлн и составят 17,3% ВВП.

36

Рисунок 1 Прогнозные значения доходов федерального бюджета США с 2018 по 2025 фин. г. в соответствии с бюджетным планом Д. Трампа (млрд долл.). Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 1.1, 1,3. Congressional Budget Office, January 2020 Baseline Forecast – Data Release (Calendar Year).

37 Ожидается, что в течение семи лет произойдёт резкий рост поступлений по основным налоговым статьям федерального уровня как ответная реакция на проводимые республиканской администрацией налогово-бюджетные инициативы (см. табл. 4).
38

Таблица 4 Изменения в налоговых доходах федерального бюджета США в период 20182025 гг. согласно проекту бюджета на 2021 г. (млрд долл.)

Налоговые доходы бюджета 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Индивидуальный подоходный налог 1683 1718 1812 1932 2048 2184 2346 2505
Налог на прибыль корпораций 204 230 264 284 324 382 426 448
Отчисления в фонды социального страхования 1171 1243 1312 1373 1448 1521 1604 1687
Акцизы 95 99 95 87 89 90 95 95
Налоги на имущество, передающееся в порядке наследования и дарения 23 17 20 22 23 24 26 27
Таможенные пошлины 41 71 92 54 43 44 45 46

Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 2.1, 2.5. Congressional Budget Office, January 2020 Baseline Forecast – Data Release (Calendar Year).

39 Как показывают данные табл. 4, администрацией прогнозируется, что поступления от индивидуального подоходного налога к 2025 г. увеличатся на 822 мдрд долл., доходы от налога на прибыль корпораций вырастут вдвое и составят 448 млрд долл., поступления по статье «Отчисления в фонды социального страхования» продемонстрируют рост на 516 млрд долл. – с 1,171 трлн долл. в 2018 г. до 1,687 трлн долл. в 2025 г. Доходы от акцизов останутся на уровне 2018 г. – 95 млрд долл., а поступления от таможенных пошлин в отличие от предыдущих прогнозов сократятся до 46 млрд долл., вследствие коронавирусных тенденций. Предполагается также, что увеличение поступлений по налогу на имущество, передающееся в порядке наследования или дарения, составит порядка 4 млрд долл. – до 46 млрд долл., что немного удивляет, если принять во внимание тот факт, что в планах Д. Трампа предусмотрено упразднение налога на наследования.
40

Если рассматривать изменение доходных статей бюджета как доли экономики США в анализируемый период, необходимо отметить, что увеличение общих доходов в ВВП США составит 0,9 п.п. (в 2025 фин. г. общие доходы бюджета вырастут до 17,3% ВВП), при этом наиболее существенный рост, по расчётам правительства, продемонстрируют поступления налога на прибыль корпораций (с 1 до 1,6% ВВП), поступления по индивидуальным подоходным налогам зафиксируются на уровне 8,8% ВВП по сравнению с 8,3% ВВП в 2018 фин. г., доля статьи «Отчисления в фонды социального страхования» в ВВП страны увеличится лишь на 0,1 п.п. и составит 5,9% ВВП, а доля акцизов будет доведена до 0,3% ВВП, потеряв порядка 0,2 п.п.11

11. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 2.3. Congressional Budget Office, January 2020
41

Таблица 5 Композиционная структура поступлений федерального бюджета в период 20182025 фин. гг. согласно проекту бюджета на 2021 фин. г. (%)

  Индивидуальный подоходный налог Налог на прибыль корпораций Отчисления в фонды социального страхования Акцизы Прочие поступления
2018 50,6 6,1 35,2 2,9 5,3
2019 49,6 6,6 35,9 2,9 5,0
2020* 48,9 7,1 35,4 2,6 6,0
2021* 50,0 7,4 35,6 2,3 4,8
2022* 50,1 7,9 35,4 2,2 4,3
2023* 50,1 8,8 34,9 2,1 4,1
2024* 50,4 9,2 34,4 2,0 4,0
2025* 50,9 9,1 34,3 1,9 3,8

* прогноз. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 2.2. Congressional Budget Office, January 2020

42 Следуя постулатам проводимой Д. Трампом налоговой реформы, меняется композиционная структура реальных и прогнозируемых доходов федерального бюджета (см. табл. 5). Так, с 2018 по 2019 фин. г. доля реальных доходов незначительно сократилась по статьям «Индивидуальный подоходный налог» и «Прочие поступления».
43 Как уже упоминалось ранее, налогово-бюджетная политика Д. Трампа усугубила ситуацию с обеспечением «фискальной безопасности страны»: продолжилось беспрецедентное увеличение дефицита федерального бюджета, провоцируя рост совокупного государственного долга США и, конечно, затрат по его обслуживанию.
44

Дефицит государственного бюджета и коронавирус СOVID-19

 

Согласно статистическим данным и бюджетным прогнозам, подготовленным Бюджетным управлением Конгресса (БУК) и Американским аналитическим коммерческим центром «Манхэттенский институт», дефицит федерального бюджета США по итогам 2019 фин. г. увеличился на 26% и достиг максимального уровня в размере 984,4 млрд долл., или 4,6% ВВП с 2012 по 2019 фин г.12 Базовый прогнозный дефицит на 2020 г. составлял по первоначальным бюджетным прогнозам 1,0 трлн долларов.

12. Manhattan Institute. Brian Riedl. Coronavirus Budget Projections Escalating Deficits and Debt. April 29, 2020, >>>
45

Однако ситуация резко поменялась в худшую сторону с началом глобального кризиса в мировых системах здравоохранения, вызванного коронавирусом СOVID-19, начало которого пришлось на январь-март 2020 года. Политика Д. Трампа по срочному противодействию новой угрозе предполагала выделение порядка 10% ВВП дополнительных средств бюджета в рамках четырёх принятых правительством антикризисных программ. Как отмечают БУК и Манхэттенский институт, эти программы по борьбе с коронавирусом увеличили дефицит страны на 2,2 трлн долл., а если принять во внимание дополнительные расходы в размере ещё 1 трлн долл., связанные с локдауном, снижением числа налогоплательщиков и ростом реципиентов по социальным программам, в частности по выплатам пособий по безработице и «Медикейд», общий дефицит бюджета может приблизиться к концу 2020 г. к 4,2 трлн долл. США.

46

Согласно исследованию информационного агентства «Интерфакс» от октября и ноября 2020 г, основанному на официальных данных Министерства финансов США, по итогам 2020 фин. г., завершившегося 30 сентября, дефицит федерального бюджета США увеличился в 3,2 раза и составил рекордные 3,1 трлн долл. (15,2% ВВП)13.

13. Дефицит бюджета США в 2020 фин году утроился // INTERFAX.RU, 13.11.2020, 19.10.2020 >>> >>>
47

Министерство финансов США также признаёт, что такой резкий рост обусловлен, во-первых, снижением бюджетных доходов в результате массовых сокращений работников и приостановкой функционирования организаций в сфере производства и услуг из-за беспрецедентных карантинных мер, во-вторых, высокими затратами американского правительства, направленными на финансирование программ поддержки экономики и граждан в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

48 По последним данным Бюджетного управления Конгресса в первом месяце 2021 фин. г. (октябрь 2020 г.) дефицит бюджета составил 284 млрд долл., что больше, чем вдвое превышает значение 2019 фин. г. (134 млрд долл.). Но следуя позитивным ожиданиям БУК, уже к концу 2021 фин. г. федеральный дефицит сократится до 1810 млрд долл. Прогнозируемый дефицит бюджета с учётом программ поддержки населения и бизнеса в 2021 г. вырастет до 2,2 трлн долл., а к 2030 г. составит 2,6 трлн долл. с учётом затрат на социальное обеспечение и медицинское обслуживание.
49

Государственный долг

 

Одним из предвыборных обещаний Д.Трампа было списание национального долга США за восемь лет14. Однако этому обещанию не суждено было сбыться, несмотря на позитивные тенденции, наблюдавшиеся в инаугурационный год Д.Трампа. За первые 6 месяцев нахождения 45-го президента у власти, государственный долг снизился на 102 млрд долл., составив в июле 2017 г. 19,8 трлн долл. Но это падение было связано не с предпринятыми Д. Трампом шагами, а главным образом с повышением потолка федерального долга. 8 сентября 2017 г. был подписан первый в период президентства Д. Трампа закон об установке потолка совокупного государственного долга на уровне 20 трлн долл. Далее потолок федерального долга менялся ещё 3 раза15.

14.   Bob Woodward and Robert Costa. In a revealing interview, Trump predicts a ‘massive recession’ but intends to eliminate the national debt in 8 years // The Washington Post. April 2, 2016. >>> (accessed 11 October 2020)

15. Congress.gov «HR601» >>> , >>>
50

Напомним, что в последний раз потолок государственного долга (16,4 трлн долл.) был установлен в период президентства Б. Обамы в начале 2012 г., но уже в конце года превысил пороговое значение и был пересмотрен в рамках закона «О фискальном обрыве»16.

16. Рогов С.М. Пандемия коронавируса – возможны ли радикальные изменения образа жизни? // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. №5, С. 81–84. >>> DOI-1 10.31857/S268667300009431-4
51

Если рассматривать статистику изменений показателя «государственный долг федерального правительства» в абсолютном выражении, можно прийти к выводу о его существенном увеличении в период деятельности 45-го президента США. Так, вместо запланированного снижения, совокупный государственный долг продемонстрировал существенный рост, в частности за 4 года он вырос на 6,8 трлн долл. – с 20,2 трлн долл. в 2017 г. до 27 трлн долл. в октябре 2020 года. Его плановое значение на 2025 г. согласно проекту бюджета на 2021 фин. г. составит 28,5 трлн долларов17.

17. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 7.1.
52 В этот период наблюдался и рост совокупного федерального долга США как доли экономики (см. рис. 2).
53

Рисунок 2 Совокупный федеральный долг США с 2016 по 2025 г., % ВВП Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget/ Table 7.1

54 Как видно из рисунка 2, с 2013 по 2016 г. совокупный государственный долг США увеличился на 5,3 п.п., достигнув 105,3% ВВП, а с 2016 по 2019 г. вырос на 2,8 п.п. и в 2019 г. составил 106,9% ВВП. Начиная с 2020 г. планируется постепенное сокращение данного показателя до уровня в размере 100,1% в 2025 г. Достижение такого значительного сокращения (7,3 п.п.) представляется маловероятным в связи с огромными правительственными затратами на борьбу с короновирусом. Однако по прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет доля публичного государственного долга в экономике увеличится до 128% ВВП.
55 Нужно отметить, что с 2012 г. США входят в число стран, государственный долг которых значительно превышает размеры экономики. Разумеется США – не единственная страна с таким высоким уровнем заимствований. Однако, как свидетельствуют данные, представленные на рисунке 3, две последние администрации Белого дома (Б. Обамы и Д. Трампа) внесли существенный вклад в ухудшение данного показателя в I квартале XXI века. Нужно принимать во внимание, что с учётом последних данных по государственному долгу (составившему 27,3 трлн долл. в ноябре 2020 г.), среднегодовой прирост госдолга в период президентства Д.Трампа увеличится с 5% до 6,4% в год.
56

Рисунок 3 Темпы среднегодового прироста федерального государственного долга США при различных администрациях США, % Расчёты автора, Budget of the United States Government. Fiscal year 2017, 2021. Historical tables, Table 7.1.

57

Обслуживание государственного долга

 

«Наращивание государственного долга как единственного инструмента финансирования бюджетных дефицитов и соответственно рост нагрузки на федеральный бюджет за счёт увеличения расходов по статье “обслуживание государственного долга”, что в свою очередь может негативно отразиться на инвестиционной активности и привести к падению спроса на недвижимость и потребительские товары длительного пользования»18, а это в свою очередь может спровоцировать снижение экономического роста США.

18. Бабич С.Н. Вопросы налогово-бюджетного регулирования в президентской кампании 2016 года (глава 17) // Обеспечение социально-экономической безопасности в начале XXI века: опыт США / под ред. д.э.н., проф. В.Б. Супяна. М.: Издательство «Весь Мир», 2017. 496 с. (с.267–268). ISBN 978-5-7777-0708-6
58 Расходы на обслуживание государственного долга продолжают держаться на уровне 10% доходов федерального бюджета. Это, согласно общемировой практике, соответствует приемлемой процентной нагрузке на бюджет. Следуя таким расчётам, при долге в 140% ВВП через пять лет, процентная ставка по долгу должна удерживаться на уровне 1,2%. По прогнозам экономистов, в ближайшие 30 лет уровень инфляции достигнет 1,6%, что, скорее всего, вынудит ФРС проводить долговременную политику отрицательных реальных процентных ставок.
59 В бюджете США на 2021 г. выплаты процентов по государственному долгу в 2017 фин. г. составляли 262 млрд долл., или 7% общих затрат федерального бюджета США; в 2018 г. данный показатель продемонстрировал рост до 325 млрд долл.; в 2019 г. увеличился ещё на 50 млрд долл., составив 8,4% общего расходного бюджета и, наконец, в 2020 и 2021 гг. увеличился в абсолютном выражении на 2 млрд долл, составив к 2021 г. 7,8% общих федеральных затрат.
60 Интересно, что показатель «рост долговой нагрузки» на население США достаточно хорошо иллюстрирует галопирующее увеличение числа американских граждан и налогоплательщиков, обеспечивающих процентные выплаты по государственному долгу. Показательно, что, если в период деятельности Б. Обамы в 2013 г. госдолг США на душу населения не превышал 53 тыс. долл., то сегодня на одного американца приходится более 70 тыс. долл. совокупного долга, а нагрузка на каждого налогоплательщика составляет порядка 160 тыс. долларов.
61

Заключение

 

Сегодня, государственная налогово-бюджетная политика остаётся одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих социально-экономическую и финансовую безопасность государства.

62 С приходом к власти администрации Д. Трампа в экономической политике США произошла резкая смена стратегии активного государственного вмешательства, характерной для политики демократов, на стратегию либерализации экономики и сокращения государственного вмешательства в решение важнейших внутриполитических государственных задач.
63 Анализ параметров расходной и доходной частей федерального бюджета США с 2017 по 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что, бюджетные и экономические приоритеты администрации Д. Трампа, в частности усиление конкурентных преимуществ налоговой системы США, поддержание высокого уровня американской экономики, реформирование социальной сферы, сокращение уровня безработицы, снижение ассигнований по неэффективным социальным программам и их реформирование, сокращение бюджетов различных агентств и ведомств, увеличение средств по статье «национальная оборона», обеспечение развития бизнеса всех уровней, создание новых рабочих мест, остались неизменными и подтвердили преемственность в применении основных рецептов «рейганомики» администрацией Д. Трампа в целях обеспечения социально-экономической безопасности страны и решения внутриэкономических проблем как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
64 Анализ также подтверждает, что президент Трамп, хотя и с некоторыми поправками, пытается реализовать предвыборные экономические и финансовые обещания.
65 Стоит отметить, что особенностью формирования расходной части федерального бюджета США в период «трампизма» стало сохранение высокого уровня социальных обязательств правительства на фоне галопирующего роста дефицита федерального бюджета и государственного долга.
66 Ухудшение ситуации в бюджетной сфере США к концу президентства Д. Трампа было связано с несколькими факторами: во-первых, с ростом таких расходов федерального бюджета, как социальные программы, национальная оборона и выплаты процентов по государственному долгу, во-вторых, с сокращением федеральных доходов из-за снижения налоговых поступлений после проведения налоговой реформы 2017 г., в третьих, с эпидемией коронавируса 2020 года.
67 Говоря о политике, проводимой республиканской администрацией в рамках государственных социальных программ, необходимо упомянуть, что в период деятельности Трампа эта группа расходов оставалась крупнейшей в бюджете и составляла в среднем 73% общих расходов, что подтверждает её значимость при формировании бюджетной политики и позволяет сделать вывод о том, что государство в США активно вовлечено в выполнение социальных функций, таких как предоставление социальных гарантий и помощи наиболее уязвимым категориям американских граждан.
68 Следует также отметить, что при рассмотрении отдельных статей бюджета, относящихся к социальным, наиболее значимой является «Социальная безопасность» (25,1%), на третьем месте – государственная программа бесплатной медицинской помощи «Медикэр» в размере 14,8%, и на четвёртом – государственные гарантии получения дохода (12,4%). Увеличение стоимости программ «Медикэр» и «Медикейд», а также выход на пенсию всё большего числа граждан поколения «беби-бумеров», служит причиной постоянного роста бюджетных расходов и провоцирует увеличение дефицита и государственного долга бюджета США.
69 Расходы на национальную оборону сохраняют свой высокий уровень (2-е место) среди всех расходных статей бюджета, подтверждая увеличение значимости и приоритетности военных расходов для поддержания национальной безопасности страны.
70 Согласно мнению большинства аналитиков, налоговая реформа Д.Трампа, которую он считает своим лучшим достижением, может иметь положительный эффект в краткосрочной перспективе, создав за счёт сокращения налоговой нагрузки и увеличения стандартных вычетов условия, позволяющие решить задачу ускорения экономического роста страны. Однако при оценке среднесрочного эффекта столь масштабного сокращения налогов возникают некоторые трудности, связанные с негативным эффектом от резкого сокращения налоговых поступлений в бюджет, прежде всего, по индивидуальному подоходному налогу. Опыт проведения налоговых реформ, направленных на крупномасштабное снижение налоговой нагрузки по прямым налогам проводимый в прошлом, с одновременным увеличением государственных расходов по крупнейшим статьям федерального уровня в условиях наступления рецессии обычно провоцирует значительные бюджетные проблемы.
71 В связи с этим в дальнейшем перед администрацией США будет стоять стратегическая задача совершенствования налоговой системы и налогового механизма США, в том числе за счёт повышения эффективности распределительной функции системы налогообложения, снижения дифференциации доходов населения, упрощения налогового законодательства и совершенствования системы сбора налогов за счёт проведения реформы Службы внутренних доходов США.
72 Немаловажным негативным вызовом для будущей администрации США как краткосрочного, так и долгосрочного характера, останется конфронтация республиканцев и демократов по бюджетным вопросам, значительно обострившаяся в период президентства Б. Обамы и продлившаяся в период «трампаномики».
73 Ещё одним долгосрочным вызовом останется усиливающаяся бюджетная разбалансированность и рост затрат по статье федерального уровня «Выплаты процентов по государственному долгу».
74 В силу названных обстоятельств на сегодняшний день государственный долг США в абсолютном выражении является самым крупным в мире. В мае 2020 г. он увеличился до 25 трлн долл., при этом порядка 70% государственного долга является публичным, инвесторами по которому выступают правительство, различные институты, включая государственные и частные пенсионные фонды, Федеральная Резервная система, физические лица, соответственно владельцами 30% долговых ценных бумаг правительства являются страны – иностранные держатели, безусловными лидерами среди которых являются Япония и Китай.
75

Ещё одной, пожалуй, самой серьёзной угрозой, с которой столкнулся Д. Трамп в конце своего президентства, стала начавшаяся в начале 2020 г. эпидемия коронавируса COVID-19.

76

Если в марте сего года многие экономисты ожидали быстрого восстановления после пандемии коронавируса, то сегодня неопределённость усиливается и становится очевидным, что COVID-19 в ближайшей перспективе не исчезнет и останется сильнейшим глобальным мировым вызовом современности.

77 Затраты США на борьбу с пандемией составили огромную сумму – почти 10% ВВП. Расходы на бюджетно-налоговое стимулирование программ борьбы с вирусом уже превысили 3 трлн долл. В конце марта 2020 г. был одобрен рекордный в истории США пакет поддерживающих мер на 2 трлн долл. И это лишь часть суммы, которую планирует рассмотреть Конгресс для стимулирования экономики и смягчения последствий первой волны эпидемии. Вероятнее всего, в рамках нового пакета антиковидных мер фокус будет сделан на налоговых послаблениях. Для сравнения стоит указать, что в ходе кризиса 2008 г. пакет мер фискального стимулирования составил порядка 800 млрд. долларов.
78

По мнению бывшего министра финансов США Л. Саммерс а и экономиста Гарвардского университета Дэвида Катлер а, ущерб США от пандемии может достигнуть 16 трлн долл. – это почти 90% годового ВВП США, а также в 2 раза больше суммарных затрат США на военные действия за рубежом.

79

Согласно расчётам аналитиков19 увеличивается совокупное количество затрат связанных с ущербом от пандемии коронавируса, в частности это потери ВВП США и остановка работы большинства секторов экономики, сокращение рабочих мест и загруженность больниц из-за заболеваний и высокой смертности американцев, необходимость перевода организаций и производств на удалённый режим. Как показывают прогнозы, убытки от эпидемии коронавируса для среднего американского домохозяйства из четырёх человек составят порядка 200 тыс. долларов.

19. Подробнее на БКС Экспресс: >>>
80 Нельзя не упомянуть, что весной 2020 г., обнаружила себя ещё одна серьёзная проблема, с которой пришлось столкнуться правительству Д. Трампа, но связанная уже с усугублением политических рисков в преддверии выборов 46-го президента США. В стране начались масштабные акции протеста, которые переросли в народные волнения, охватившие целые города, что, конечно, не могло не сказаться отрицательно на ухудшении ситуации с пандемией коронавируса.
81

Как отмечает главный научный сотрудник ИСКРАН Л.Ф. Лебедева: «Эпидемиологическая ситуация потребовала как чрезвычайных мер по защите населения, поддержания экономики, изменения бюджетной повестки, так и более долгосрочных действий по переосмыслению приоритетов, ценностей… Критически важное значение – не только в условиях пандемии – имеет формирование ответственной политики и взаимодействия всех институтов власти, хозяйствующих субъектов, социальных, образовательных организаций и, конечно, самих граждан. Особое внимание должно уделяться ответственной бюджетной и денежной политике»20.

20. Лебедева Л.Ф. О социальной ответственности в условиях борьбы с пандемией коронавируса и её последствиями // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020 №5. С. 67–70. >>> DOI: 10.31857/S268667300009428-0
82 С этой точки зрения, можно предположить, что предпринятые администрацией Д. Трампа шаги, весьма обоснованы и своевременны. Ситуация с пандемией коронавируса обнажила многие проблемы системы здравоохранения США и выявила новые угрозы в социальной сфере, с которыми вынуждена будет разбираться следующая администрация США.
83 В дальнейшем бюджетная и экономическая деятельность правительства по обеспечению социально-экономической безопасности США и поддержанию стабильного экономического роста будет зависеть от отношения американцев к самоизоляции, решения проблем с протестами, осуществления грамотного фискального и монетарного стимулирования, а также отсутствия структурных дисбалансов в банковской сфере, от поддержки перехода части бизнеса в систему «онлайн», проведения в кратчайшие сроки реформы системы медицинского обслуживания (здравоохранения) и других реформ социальной сферы.
84 Накопленный Соединёнными Штатами опыт синтеза рыночного хозяйства и государственного регулирования, в том числе позитивные способы борьбы с пандемией коронавируса, может быть применён для использования в российской бюджетно-налоговой политике с целью обеспечения социально-экономической безопасности России в современных условиях хозяйствования.

References

1. The Budget Message of the President/ Fiscal Year 2018, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2(accessed 20.10.2020)

2. Babich S.N. Voprosy nalogovo-byudzhetnogo regulirovaniya v prezidentskoj kampanii 2016 goda (glava 17) // Obespechenie sotsial'no-ehkonomicheskoj bezopasnosti v nachale XXI veka: opyt SShA / pod red. d.eh.n., prof. V.B. Supyana. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2017.- 496s., S.284-285, ISBN 978-5-7777-0708-6

3. The Budget Message of the President / Fiscal Year 2019, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2// https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/02/budget-fy2019.pdf (accessed 20.10.2020).

4. Ibidem.

5. The Budget Message of the President/ Fiscal Year 2021, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget /P.1-2 // https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/02/budget_fy21.pdf (accessed 20.10.2020).

6. Ibid., p.3.

7. Presidential Executive Order on a Comprehensive Plan for Reorganizing the Executive Branch. The White House. Office of the Press Secretary.March 13, 2017. − https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/03/13/presidential-executive-order-comprehensive-plan-reorganizing-executive

8. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 3.1 https://www.whitehouse.gov/omb/historical-tables/

9. Raschety avtora po: Budget of the U.S. Government / Historical TABLES / Fiscal Year 2021, , Office of Management and Budget. Table 4.1.

10. Sm. bolee podrobno: Babich S.N. Nalogovaya reforma D. Trampa i eyo ehkonomicheskie posledstviya // «Rossiya i Amerika v XXI veke» [ehlektronnyj zhurnal]. 2019. № 3 (https://rusus.jes.su/s207054760006958-0-1/). DOI S207054760006958-0-1

11. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 2.3. Congressional Budget Office, January 2020

12. Manhattan Institute. Brian Riedl. Coronavirus Budget Projections Escalating Deficits and Debt. April 29, 2020, https://www.manhattan-institute.org/coronavirus-cbo-budget-deficit-projection

13. Defitsit byudzheta SShA v 2020 fin godu utroilsya // INTERFAX.RU, 13.11.2020, 19.10.2020 https://www.interfax.ru/business/732052, https://www.interfax.ru/business/736917

14. Bob Woodward and Robert Costa. In a revealing interview, Trump predicts a ‘massive recession’ but intends to eliminate the national debt in 8 years // The Washington Post. April 2, 2016. https://www.washingtonpost.com/politics/in-turmoil-or-triumph-donald-trump-stands-alone/2016/04/02/8c0619b6-f8d6-11e5-a3ce-f06b5ba21f33_story.html?utm_term=.d6b42cbf9b8c (accessed 11 October 2020)

15. Congress.gov «HR601» https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/601?q=%7B%22search%22%3A%5B%22cite%3APL115-56%22%5D%7D&s=1&r=1 , https://www.congress.gov/115/plaws/publ123/PLAW-115publ123.htm, https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/3877/text

16. Rogov S.M. Pandemiya koronavirusa – vozmozhny li radikal'nye izmeneniya obraza zhizni? // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020. №5, S. 81–84. https://usacanada.jes.su/s268667300009431-4 DOI-1 10.31857/S268667300009431-4

17. Fiscal Year 2021, Historical Tables, Budget of the U.S. Government, Office of Management and Budget budget.gov. Table 7.1.

18. Babich S.N. Voprosy nalogovo-byudzhetnogo regulirovaniya v prezidentskoj kampanii 2016 goda (glava 17) // Obespechenie sotsial'no-ehkonomicheskoj bezopasnosti v nachale XXI veka: opyt SShA / pod red. d.eh.n., prof. V.B. Supyana. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2017. 496 s. (s.267–268). ISBN 978-5-7777-0708-6

19. Podrobnee na BKS Ehkspress: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/made-in-america-krupneishie-krizisy-xxi-veka-chast-1

20. Lebedeva L.F. O sotsial'noj otvetstvennosti v usloviyakh bor'by s pandemiej koronavirusa i eyo posledstviyami // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020 №5. S. 67–70. https://usacanada.jes.su/s268667300009428-0-1/ DOI: 10.31857/S268667300009428-0