US “Relentless diplomacy” and the Outlook of the regulation of the Israeli-Palestine conflict
Table of contents
Share
QR
Metrics
US “Relentless diplomacy” and the Outlook of the regulation of the Israeli-Palestine conflict
Annotation
PII
S207054760018202-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Galina Tsaregorodtseva 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Article is devoted to American-Israeli relations due to the announcement of Biden’s administration new foreign policy based on “relentless diplomacy” as well as the US pursuit to consider future solution of the Israeli-Palestinian conflict in two “peoples-two states” concept.

Keywords
USA, Israel, Biden, Palestine, Iran, Greece
Received
07.11.2021
Date of publication
13.01.2022
Number of purchasers
11
Views
1577
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

Введение

 

Американо-израильские отношения уже не одно десятилетие являются примером выгодного стратегического партнёрства, политику США в отношении Израиля поддерживают политические и общественные силы внутри страны, а продолжение этого курса традиционно входит в предвыборную платформу обеих партий. Палестино-израильский конфликт как важная международная проблема и источник нестабильности на Ближнем Востоке также регулярно оказывается во внешнеполитической повестке Вашингтона, почти каждый президент США от Г. Трумэна до Б. Обамы пытался внести свою лепту (или проект) в процесс миротворческого урегулирования. Администрация Д. Трампа особенно часто разыгрывала израильскую карту для демонстрации своих внешнеполитических успехов.

2 С приходом в Белый дом администрации Дж. Байдена были связаны надежды на возвращение к традиционной внешней политике США, резко противоположной той, что сложилась во время президентства Дональда Трампа. Однако политика в отношении Израиля очевидно относится к традиционным американским направлениям, и отказываться от достижений предшественника нынешний президент едва ли решится.
3

Наследство администрации Трампа

 

В период предвыборной кампании Джо Байден не раз критиковал своего соперника. Опубликованная им статья в журнале «Форин афферс»1 весной 2020 г. озаглавлена «Почему Америка должна вновь встать во главе». В ней Байден говорит о репутационных потерях, вызванных политикой Трампа, об упадке демократии в мире, критикует политику Трампа на Ближнем Востоке, в Иране, Афганистане, Йемене. Однако Израилю отведено лишь одно предложение – «необходимо сохранить нерушимую приверженность безопасности Израиля»2.

1. Biden J.R. Why America Must Lead Again. Rescuing US Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Available at: >>> (дата обращения 01.11.2021).

2. Ibid.
4 Иными словами, принятые Д. Трампом решения в отношении американо-израильских отношений не нуждаются в столь радикальном пересмотре, как все остальные, помимо достаточно популистских решений, как то: перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим и признание Голанских высот частью Израиля, что не нашло поддержки не только на Ближнем Востоке, но даже среди европейских партнёров США. Зато подписание «соглашений Авраама» между Израилем, Бахрейном и Объединёнными Арабскими Эмиратами действительно способствует расширению связей Израиля в регионе и усиливает позиции Вашингтона, тем более, что Трампу удалось повторить успех администрации У. Клинтона, которая способствовала подписанию соглашения между Израилем и Иорданией более четверти века назад, в 1994 году. «Соглашения Авраама» могут в дальнейшем стать прецедентом для расширения связей Израиля в арабском мире, несмотря на отсутствие реального прогресса в палестино-израильском конфликте. Выгоду от сделки с Израилем при поддержке США на время сместили внимание арабских лидеров. По крайней мере решающим фактором палестинский вопрос при принятии решений о подписании договора с Израилем не стал.
5

Второе внешнеполитическое решение Трампа, в котором задействован Израиль, не столь широко освещено в СМИ, однако, на наш взгляд, имеет огромное значение. В декабре 2020 г. стал законом законопроект о поддержке Израиля, Греции и Республики Кипр, которые начали сближение в связи с освоением шельфовых газовых месторождений. Авторы законопроекта, сенаторы Менендез (демократ) и Рубио (республиканец), сразу назвали его «меняющим всю внешнюю политику США в Восточном Средиземноморье», поскольку это партнёрство будет способствовать поставке газа в Европу, минуя Турецкий и Северный потоки, а также продемонстрирует Турции (и России) смену политических векторов в регионе3. Такое сближение стало возможным, в том числе, после принятия администрацией Д. Трампа решения о проведении стратегического диалога с Грецией и пересмотром отношений с Афинами в 2018 году.

3. Kelly L. Congress look to Mediterranean Allies to Counter Russia and Turkey // The Hill. 25.10.2019. Available at: >>> (дата обращения 21.10.2021)
6

Итак, став президентом, Джо Байден продолжил традиционную политику Вашингтона по поддержке Израиля, провёл третий раунд переговоров в рамках стратегического диалога с Грецией 15 октября 2021 г., где стороны «подтвердили своё стремление укреплять сотрудничество в формате 3+1 (Греция, Республика Кипр, Израиль и США)»4, но после этого традиционная американская внешнеполитическая линия сменила направление.

4. США и Греция в рамках стратегического диалога затронули темы, связанные с Россией и Китаем // ТАСС. 15.10.2021. Available at: >>> (дата обращения: 10.11.2021).
7

Стратегия Байдена и Израиль

 

Наступила новая эра – эра неустанной дипломатии. 21 сентября 2021 г. президент Дж. Байден выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН, где объявил о стремлении администрации США решать свои внешнеполитические задачи в первую очередь дипломатическими инструментами. В своём выступлении Байден также упомянул палестино-израильский конфликт, отметив, что решение вопроса заключено в прежней формуле «два народа – два государства»5. Это выступление стало своеобразным итогом внешнеполитического курса США в целом и в отношении Израиля в частности в первый год президентства Дж. Байдена. Остаются открытыми вопросы: насколько новая внешнеполитическая стратегия США выгодна Израилю и как она отразится на американо-израильских отношениях?

5. Выступление президента США Джозефа Байдена на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Available at: >>>  (дата обращения 29.10.2021).
8

Новая внешнеполитическая стратегия, провозглашённая Байденом в выступлении перед ООН, отражает потребность в переменах во внешней политике, которые назревали длительное время, что нашло отражение в ряде работ по внешней политике США, вышедших в 2019–2021 годах. Их объединяет мысль, во-первых, о неэффективности внешней политики, основанной на использовании военной силы, а во-вторых, о том, что ближневосточные проблемы максимально подходят для оправдания огромных расходов на оборону и защиту национальной безопасности, что в свою очередь не отвечает реальным потребностям США6. Иными словами, ближневосточные конфликты не затрагивают напрямую интересы США, следовательно, нужно больше пользоваться несиловыми инструментами для реализации внешней политики. Для американо-израильских отношений такой подход может сыграть роль катализатора. С одной стороны, Израиль станет активнее развивать сотрудничество с европейскими партнёрами при поддержке США, с другой – очевидно, что проблема Палестины должна быть решена самим Тель-Авивом или же отложена на неопределённый срок, поскольку едва ли вписывается в планы США, которые хотят сместить все внимание на отношения с Китаем и Россией7.

6. Подробнее см.: Gates R.M. Exercise of Power: American Failures, Successes, and a New Path Forward in the Post-Cold War World. N.Y., 2020;

7. Singh M. A Plan B for Iran. Washington Needs to Turn Up the Pressure on Tehran // Foreign Affairs. 25.10.2021. Available at: >>> (дата обращения 25.10.2021).
9

Первые признаки новой американской политики косвенно проявились уже во время столкновений между израильтянами и палестинцами в мае 2021 г. Ситуация обострилась ещё в апреле, когда для предотвращения беспорядков мусульманам было запрещено собираться в Священный месяц Рамадан у Дамасских ворот Старого города – традиционного места сбора арабов после вечерней молитвы8. В это же время вновь обострился вопрос имущественный, переросший в политический. Израильский суд принял решение о выселении нескольких арабских семей в Восточном Иерусалиме из домов, принадлежавших до образования Государства Израиль 14 мая 1948 г. еврейским семьям. Поскольку множество арабских семей претендуют на имущество, утерянное после 1948 г., это решение не могло не вызвать массу протестов. Наконец, уже в разгар возмущений в Израиле отметили день Иерусалима – 10 мая 2021 года. Эта дата выбрана в связи с присоединением Восточного Иерусалима в результате Шестидневной войны 1967 года. Палестинцы не признают это решение, равно как и ООН, издавшая резолюцию 242 Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., «смысл которой сводился к двум моментам: выводу израильских вооружённых сил с оккупированных во время последнего конфликта территорий и признанию суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в этом районе»9 Исключение составляют Соединённые Штаты после признания Трампом Иерусалима столицей Израиля и реализацией решения 1995 г. о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Дж. Байден не стал отменять это решение, что не прибавило США популярности среди палестинцев. Вопрос границ Израиля и Палестинской автономии, по всей видимости, надолго заморозил миротворческий процесс в регионе, поскольку ни одна из сторон не готова идти на компромиссы. Палестинцы настаивают на возврате территорий, захваченных Израилем в результате Шестидневной войны, однако Израиль не спешит претворять в жизнь резолюцию ООН вот уже более полувека.

8. Беленькая М. В Израиле наступил день Акса // Коммерсантъ. 10.05.2021. Available at: >>> (дата обращения 08.11.2021).

9. Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: Центрполиграф, 2016. С.130-131.
10

Когда президент США наравне с другими мировыми лидерами выразил беспокойство по поводу вспыхнувшей волны насилия, «израильские политики попросили американцев не вмешиваться, чтобы не подогревать протестные настроения среди палестинцев»10. Однако, на наш взгляд, президент Байден не планировал серьёзного вмешательства в конфликт, занятый разработкой новой стратегии и выводом войск из Афганистана.

10. Беленькая М. Ук. соч.
11

Иранский фактор

 

События в Иерусалиме подтолкнули ХАМАС возобновить обстрелы израильской территории. Поддержку ХАМАС, как и другому радикальному движению Хезболла оказывает давний противник Израиля, с которым Тель-Авив уже несколько лет ведёт теневую войну – Иран.

12

Противостояние Израиля и Ирана стоит рассмотреть отдельно в контексте новой внешнеполитической стратегии Соединённых Штатов, которые выступают на стороне Израиля, вместе с тем не желая обострять и без того сложные отношения с Тегераном, поскольку Байден заинтересован в возвращении к Совместному и всеобъемлющему плану действий по ядерной программе Ирана. Вообще ситуация вокруг ядерной программы Ирана стала больным местом в американо-израильских отношениях, «несмотря на близкие и прочные отношения в сфере безопасности… и общую цель не допустить превращения Ирана в ядерную державу». И хотя у Израиля нет права голоса в американо-иранских переговорах11, однако Иран для возвращения к переговорам требует смягчения санкций, наложенных ещё администрацией Д. Трампа и оказывающих сильное негативное влияние на экономику Ирана. Подобное решение не устроит Израиль. Поскольку «теневая война» между ним и Ираном балансирует на грани и может перерасти в открытый конфликт. «Годами, пока арабские страны ослаблены непрерывными конфликтами, Иран продвигался в регион, устанавливая прочные связи с региональными силами, которым выгодно такое покровительство, в то время как Иран расширяет своё влияние и усиливает угрозу Израилю»12. Отсутствие твёрдых договорённостей между Израилем и США по ядерной программе может привести к тому, что «США возложат на Израиль ответственность за дальнейшее обогащение урана Ираном»13, чтобы этого не допустить и не позволить Ирану «стать радиоактивным»14 для американо-израильских отношений, Вашингтон и Тель-Авив должны прийти к соглашению.

11. Yadlin A. Israel’s Shadow War with Iran Doesn’t Have to Strain Relations with the US. // Foreign Affairs. 19.04.2021. Available at: >>> (дата обращения 08.10.2021).

12. Halbfinger D.M., Hubbard B., Bergman R.The Israel-Iran Shadow War Escalates and Breaks Into th Open // New York Times, 28.08.2019. Available at: >>>  (дата обращения 01.11.2021).

13. Yadlin A. Op. cit.

14. Ibid.
13

В связи со сменой правительства в Тегеране ожидаемый новый этап переговоров по ядерной сделке в Вене откладывается на неопредёленный срок, а США готовят план «Б» в отношении Ирана15, что вероятнее всего приведёт к дальнейшему ухудшению отношений между странами, но едва ли в настоящее время Иран представляет для США столь значительную угрозу, чтобы Байден отказался от своей стратегии неустанной дипломатии и вновь увеличил американское военное присутствие на Ближнем Востоке. А значит Израилю придётся и дальше вести «теневую войну» с Ираном, опираясь на дипломатическую поддержку Вашингтона. А Иран продолжит поддержку ХАМАС, что лишь усугубит палестино-израильский конфликт, поиск решения которого, очевидно, находится в настоящий момент в конце списка внешнеполитических приоритетов США16.

15. Singh M. Op. cit.

16. Goldenberg I. Biden Can Keep the Two-State Solution Alive But He Needs a Plan to Manage the Israeli-Palestinian Conflict // Foreign Affairs. 21.06.2021. Available at: >>> (дата обращения 07.11.2021).
14

Заключение

 

Несмотря на традиционные партнёрские отношения с Государством Израиль, администрация Соединённых Штатов, провозгласив своей новой политикой неустанную дипломатию, не планирует в ближайшем будущем возобновить попытки урегулировать палестино-израильский конфликт, переговоры вокруг которого, очевидно, зашли в тупик. Поддержка Израиля остаётся неизменной составляющей ближневосточной политики США, однако обновление отношений с Грецией и поддержка сближения последней с Израилем указывают на смену внешнеполитических ориентиров. Израиль необходим США в их стратегии европейской безопасности, а также в сфере добычи газа. Палестинский вопрос не является помехой для выстраивания дружественных отношений Израиля с Грецией и Республикой Кипр, равно как и не станет помехой для проведения американской политики в отношении Ирана, который, по оценкам экспертов17, не достаточно силён, чтобы представлять реальную угрозу для США.

17. Mueller J. Op. cit. P.162.
15 Поддержка концепция «два народа – два государства»” президентом США является традиционной, поскольку базируется на решениях Организации Объединённых Наций с середины 40-х годов прошлого века. США не раз использовали палестино-израильский конфликт для демонстрации собственных дипломатических успехов, не стала исключением и администрация Д. Трама. Однако Дж. Байден, даже поддержав решения предшественника по Израилю (хотя бы не критикуя), очевидно будет использовать иные инструменты и направления внешнеполитического курса США для достижения цели, заявленной в предвыборной кампании.
16 Правительство Израиля, очевидно, будет пытаться решить палестинскую проблему своими силами, но совпадает ли предложенное решение с интересами США и как скажется на дальнейших американо-израильских отношениях, в данный момент прогнозировать сложно.

References

1. Biden J.R. Why America Must Lead Again. Rescuing US Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again (data obrascheniya 01.11.2021).

2. Ibid.

3. Kelly L. Congress look to Mediterranean Allies to Counter Russia and Turkey // The Hill. 25.10.2019. Available at: https://thehill.com/policy/international/475827-congress-looks-to-mediterranean-allies-to-counter-turkey-russia (data obrascheniya 21.10.2021)

4. SShA i Gretsiya v ramkakh strategicheskogo dialoga zatronuli temy, svyazannye s Rossiej i Kitaem // TASS. 15.10.2021. Available at: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/mezhdunarodnaya-panorama/12671655 (data obrascheniya: 10.11.2021).

5. Vystuplenie prezidenta SShA Dzhozefa Bajdena na sessii General'noj Assamblei OON. Available at: https://www.state.gov/translations/russian/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84%D0%B0-%D0%B1-2/ (data obrascheniya 29.10.2021).

6. Podrobnee sm.: Gates R.M. Exercise of Power: American Failures, Successes, and a New Path Forward in the Post-Cold War World. N.Y., 2020; Cohen M.A., Zenko M. Clear & Present Safety. The World Has Never Been Better and Why That Matters to Americans. London, 2019; Mueller J. The Stupidity of War. American Foreign Policy and the Case for Complacency. Cambridge, 2021.

7. Singh M. A Plan B for Iran. Washington Needs to Turn Up the Pressure on Tehran // Foreign Affairs. 25.10.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/iran/2021-10-25/plan-b-iran (data obrascheniya 25.10.2021).

8. Belen'kaya M. V Izraile nastupil den' Aksa // Kommersant'. 10.05.2021. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4802748 (data obrascheniya 08.11.2021).

9. Primakov E.M. Konfidentsial'no. Blizhnij Vostok na stsene i za kulisami. M.: Tsentrpoligraf, 2016. S.130-131.

10. Belen'kaya M. Uk. soch.

11. Yadlin A. Israel’s Shadow War with Iran Doesn’t Have to Strain Relations with the US. // Foreign Affairs. 19.04.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/israel/2021-04-19/israels-shadow-war-iran-doesnt-have-strain-relations-us (data obrascheniya 08.10.2021).

12. Halbfinger D.M., Hubbard B., Bergman R.The Israel-Iran Shadow War Escalates and Breaks Into th Open // New York Times, 28.08.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/08/28/world/middleeast/israel-iran-shadow-war.html (data obrascheniya 01.11.2021).

13. Yadlin A. Op. cit.

14. Ibid.

15. Singh M. Op. cit.

16. Goldenberg I. Biden Can Keep the Two-State Solution Alive But He Needs a Plan to Manage the Israeli-Palestinian Conflict // Foreign Affairs. 21.06.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/middle-east/2021-06-21/biden-can-keep-two-state-solution-alive (data obrascheniya 07.11.2021).

17. Mueller J. Op. cit. P.162.

Comments

No posts found

Write a review
Translate