Федеральная инфраструктура государственной поддержки экспорта в Канаде
Федеральная инфраструктура государственной поддержки экспорта в Канаде
Аннотация
Код статьи
S207054760017959-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хорошилов Евгений Евгеньевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Канада относится к числу наиболее вовлечённых в международную торговлю ведущих стран мира. Развитие экономики страны в значительной мере зависит от реализации экспортного потенциала её предприятий. В статье рассматриваются особенности современной федеральной инфраструктуры государственной поддержки экспорта в Канаде. Особое внимание уделено анализу деятельности федеральных государственных корпораций «Развитие экспорта Канады» и Канадской коммерческой корпорации, а также Службы торговых комиссаров при канадских дипломатических представительствах за рубежом. В работе также исследуются динамика и изменение структуры канадского экспорта за последние два десятилетия.

Ключевые слова
Канада, экспорт, поддержка экспорта, экспортно-кредитное агентство, государственная корпорация
Классификатор
Получено
02.11.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
1268
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1

Введение

 

Канада, входящая в Группу семи ведущих экономически развитых стран, в XXI веке удерживает свои позиции в качестве одной из крупнейших мировых экономик. По размеру валового внутреннего продукта (ВВП) в пересчёте национальных валют в доллары США по текущему обменному курсу она в 2020 г. занимала среди государств мира то же 9-е место, что и в начале столетия1. Что касается ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, то по этому показателю Канада за последние два десятилетия опустилась в мировом табели о рангах на одно место – с 14-го на 15-е2.

1. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. GDP (current US$). Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

2. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. GDP, PPP (constant 2017 international $). Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
2 При этом экономика Канады сочетает в себе три важные особенности.
3

Во-первых, для Канады характерно наличие доминирующего внешнеэкономического партнёра. Ведущие российские специалисты-канадоведы отмечают, что «тесная привязка Канады к экономике США давно приобрела характер зависимости», причём «углубление интеграционных процессов в Северной Америке оказывает определяющее и далеко неоднозначное по своим последствиям воздействие» на развитие канадской экономики3.

3. Канада: взгляд из России / отв. ред. В.И. Соколов. – М.: «Анкил», 2002. 288 с. С. 13.
4

Во-вторых, Канаду отличает высокая вовлечённостью в международную торговлю. В 2020 г. совокупный канадский внешнеторговый оборот составил 60% ВВП страны4. Среди стран Группы семи по этому показателю Канада уступает лишь Германии, опережая Францию, Великобританию, Италию, Японию и Соединённые Штаты.

4. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. Trade (% of GDP). Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
5

И, в-третьих, в последние годы «в канадском экспорте на первые позиции вышли и стали преобладать энергосырьевые товары и промежуточная продукция, тогда как поставки готовой промышленной продукции потребительского и производственного назначения отошли на второй план»5.

5. Немова Л.А. Внешняя торговля Канады в эпоху глобальной нестабильности // США & Канада: экономика – политика – культура. 2020. № 12. C. 72-83. DOI: 10.31857/S268667300012649-3.
6 Принимая это во внимание, государственной поддержке экспорта в Канаде следует, с одной стороны, создавать условия для его географической диверсификации и стимулировать вывоз продукции с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, она должна содействовать экспорту канадских товаров на американский рынок и обеспечивать сбыт за рубежом канадских сырьевых товаров и продукции сельского хозяйства.
7 Некоторые из этих проблем сходны с теми, которые стоят в области внешней торговли и перед Российской Федерацией.
8 Политика федерального правительства Канады в сфере поддержки экспорта, а также соответствующие программы отдельных канадских провинций многогранны.
9

Канада является членом Всемирной торговли организации (World Trade Organization) и активно использует её механизмы для защиты своих экспортёров.

10 Канада также заключила целый ряд международных и двусторонних торгово-инвестиционных соглашений.
11

На главном месте среди них находится, безусловно, Соглашение США – Мексика – Канада, ЮСМКА (United States–Mexico–Canada Agreement), пришедшее на смену Североамериканскому соглашению о свободной торговле, НАФТА (North American Free Trade Agreement) и регулирующее торгово-экономические связи Канады с её основным экономическим и политическим партнёром – Соединёнными Штатами Америки, а также с Мексикой.

12

Кроме того, Канада заключила Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение с Европейским Союзом (Canada–EU Comprehensive Economic and Trade Agreement) и имеет соглашение о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли (European Free Trade Association), созданной Швейцарией, Норвегией, Исландией и Лихтенштейном.

13

Канада также входит в число 11 стран, заключивших Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership). Этот договор, как и Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение Канады с Европейским Союзом, относится, по определению российского исследователя канадской экономики Л.А. Немовой, к числу «соглашений нового типа», которые «предполагают не только полное таможенное разоружение по большинству групп товаров во взаимной торговле», но и «закрепляют обязательства, касающиеся высокой степени открытости для инвестиций, согласования подходов в области государственной регламентации экономики»6. Партнёрами Канады по Транстихоокеанскому партнёрству выступают Австралия, Бруней, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам.

6. Немова Л.А. Транстихоокеанское партнёрство: выгоды и издержки с точки зрения Канады // Россия и Америка в XXI веке. – 2016. – Выпуск № 2 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.18254/S207054760012226-5.
14

Особые усилия правительство Канады прилагает к поддержке экспорта продукции сельского хозяйства. В стране существует целый ряд федеральных программ по поддержке экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, из федерального бюджета софинансируются соответствующие провинциальные программы, многочисленные услуги экспортёрам оказывает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Канады (Agriculture and AgriFood Canada), действует сеть советников по сельскому хозяйству при посольстве Канады в других странах7.

7. Григорьева Е.Е. Государственное управление сельскохозяйственным производством в Канаде: монография. – М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова. Курск, ООО «Учитель», 2018. –179 с. С. 130–162.
15

Ключевую же роль в реализации политики канадского федерального правительства в сфере поддержки экспорта в целом играют две государственные «коронные» корпорации (Crown corporations) – «Развитие экспорта Канады» (Export Development Canada) и Канадская коммерческая корпорация (Canadian Commercial Corporation), а также Служба торговых комиссаров (Trade Commissioner Service) при канадских дипломатических представительствах за рубежом.

16

Динамика и структура канадского экспорта

 

В течение многих десятилетий для внешней торговли Канады было характерно положительное сальдо торгового баланса. Страна традиционно экспортировала товаров на значительно бóльшую сумму, чем импортировала.

17

Такая ситуация длилась вплоть до мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. Ещё в период 2001–2008 гг. положительное сальдо канадского торгового баланса колебалось в пределах 30–46 млрд долл. (см. табл. 1)8. Однако в 2009 г. вследствие падения цен на мировых рынках на сырьевые товары сальдо торгового баланса Канады составило минус 5 млрд долл. и с тех пор – за исключением 2014 г. – остаётся отрицательным, даже несмотря на улучшившуюся для канадских экспортёров мировую конъюнктуру.

8. Здесь и далее – доллары США, если не указано иное.
18 В целом в 2001–2020 гг. канадский импорт вырос на 82,5%, в то время как экспорт – всего на 49,3% (см. табл. 1). Таким образом, Канада во втором десятилетии XXI века превратилась в страну с устойчивым дефицитом торгового баланса. Правда, эту ситуацию в обозримой перспективе может изменить закрепление наметившейся осенью 2021 г. тенденции к росту сырьевых цен на мировых рынках.
19

Таблица 1

Динамика внешней торговли Канады в 2001–2020 гг., млрд долл.

Год Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт Сальдо торгового баланса
2001 483 261 222 + 39
2002 475 252 222 + 30
2003 512 272 240 + 32
2004 590 317 273 + 43
2005 675 360 314 + 46
2006 738 388 350 + 38
2007 798 419 379 + 40
2008 861 454 407 + 46
2009 635 315 320 - 5
2010 779 387 392 -5
2011 903 452 452 0
2012 918 455 462 - 7
2013 920 458 462 - 4
2014 941 477 464 + 13
2015 829 410 419 - 9
2016 793 390 402 - 12
2017 853 421 433 - 12
2018 911 451 460 - 9
2019 900 447 453 - 7
2020 794 390 404 - 15

Составлено по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

20 В географической структуре канадской внешней торговли, в том числе в структуре канадского экспорта, в XXI веке произошли определённые изменения.
21 США остаются для Канады крупнейшим рынком сбыта. Однако их доля в совокупном канадском экспорте с 2001 по 2020 г. заметно снизилась – с 87,0 до 73,3% (см. табл. 2). При этом доли всех других основных стран – импортёров канадских товаров выросли. Особенно заметно увеличился за указанный период экспорт из Канады в Китай и Индию – в 6,8 и в 6,3 раза соответственно.
22 Десятка крупнейших импортёров товаров из Канады в XXI веке выглядела достаточно стабильно. За последние два десятилетия её покинули Бельгия, переместившаяся с 9-го да 12-е место, и Италия, опустившаяся с 10-го на 11-е место. Их заменили Нидерланды, поднявшиеся с 11-го на 7-е место, и Индия, скакнувшая с 19-го места на 10-е.
23 Интересно, что если посмотреть на первые шесть крупнейших для Канады рынков сбыта, то в этом списке за последние 20 лет имело место только одно изменение – Япония опустилась со 2-го места на 4-е, а Китай поднялся с 4-го на 2-е. Как уже отмечалось выше, лидерство с большим отрывом сохраняют Соединённые Штаты, а Великобритания, Германия и Мексика сохранили свои позиции – 3-е, 5-е и 6-е места соответственно.
24

Таблица 2

Географическая структура экспорта Канады

2001 г. 2020 г.
Страна Импорт из Канады, млрд долл. Доля совокупного канадского экспорта, % Страна Импорт из Канады, млрд долл. Доля совокупного канадского экспорта, %
США 227,2 87,0 США 285,7 73,3
Япония 5,4 2,1 Китай 18,8 4,8
Великобритания 3,3 1,3 Великобритания 14,8 3,8
Китай 2,8 1,1 Япония 9,2 2,4
Германия 1,9 0,7 Германия 4,8 1,2
Мексика 1,8 0,7 Мексика 4,6 1,2
Франция 1,4 0,5 Нидерланды 4,0 1,0
Южная Корея 1,3 0,5 Южная Корея 3,5 0,9
Бельгия 1,2 0,5 Франция 2,8 0,7
Италия 1,1 0,4 Индия 2,8 0,7
Всего 261,0 100,0 Всего 389,5 100,0

Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

25

Что касается отраслевой и товарной структуры канадского экспорта, то с 2001 по 2020 г. опережающими темпами рос вывоз из Канады сырьевых товаров, промышленной продукции низких переделов и сельскохозяйственной продукции. Так, за указанный период в 8,6 раза, до 23,1 млрд долл., вырос канадский экспорт жемчуга, драгоценных камней, металлов, монет и ювелирных изделий, в 6,4 раза, до 10,0 млрд долл., – экспорт руды, шлаков и золы (см. табл. 3). Темпами выше средних увеличились поставки из Канады за рубеж удобрений (в 2,7 раза, до 5,2 млрд), зерновых (в 2,6 раза, до 7,8 млрд), чугуна и стали (в 2,5 раза, до 5,5 млрд), мяса и съедобных мясных субпродуктов (в 2,2 раза, до 6,2 млрд), рыбы, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (в 1,8 раза, до 4,4 млрд), пластмасс и изделий из них (в 1,7 раза, до 12,4 млрд), алюминия и изделий из него (в 1,6 раза, до 8,4 млрд долл.)9. Значительных размеров достиг экспорт из Канады семян масличных культур, масличных плодов, растений, соломы и кормов (7,6 млрд долл.), а также овощей, корнеплодов и клубнеплодов (5,5 млрд долл.)10.

9. Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

10. Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
26 На первое же место среди канадских экспортных товаров вышло минеральное топливо, минеральные масла, битуминозные вещества и минеральные воски, вывоз которых в 2001–2020 гг. вырос в 1,8 раза, до 68,8 млрд долл. (см. табл. 3).
27

Характерно, что в 2001 г. на первом месте среди канадских экспортных товаров были автомобили, прицепы, велосипеды, мотоциклы и другие аналогичные транспортные средства. Однако в 2020 г. их экспорт сократился по сравнению с 2001 г. на 13,1, до 46,1 млрд долл. (см. табл. 3). Упал за указанный период и экспорт из Канады электрических и электронных машин и оборудования (на 22,9%, до 11,0 млрд долл.), а также экспорт мебели, светильников, световых вывесок и быстровозводимых зданий (на 7,2%, до 5,0 млрд долл.). Незначительно выросли экспорт ядерных реакторов, котлов, машин и механических приспособлений (на 28,4%, до 28,8 млрд долл.), оптических, медицинских, фотографических, научно-технических приборов (на 33,1%, до 6,4 млрд долл.), изделий из железа и стали (на 25,6%, до 4,4 млрд долл.)11.

11. Ibidem.
28

Среди передовых отраслей канадской экономики хорошую динамику экспорта в первые два десятилетия XXI века продемонстрировали, пожалуй, только аэрокосмическая и фармацевтическая промышленности. Вывоз из Канады за рубеж летательных и космических аппаратов с 2001 по 2020 г. увеличился в 1,8 раза, до 9,6 млрд долл., а фармацевтических препаратов – в 1,7 раза, до 8,3 млрд долл.12

12. Ibidem.
29

Следует также отметить упадок в XXI веке экспортного потенциала канадской лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности. С 2001 по 2020 г. вывоз из Канады бумаги, картона и изделий из них сократился почти вдвое – с 11,8 до 6,4 млрд долл. При этом экспорт древесины, изделий из дерева и древесного угля вырос только на 8,6% – до 13,4 млрд долл., а древесной масса и бумажных отходов – всего на 3,6%, до 5,0 млрд долл.13

13. Ibidem.
30

Таблица 3 Товарная структура экспорта Канады

31
2001 г. 2020 г.
Товарная группа Млрд долл. Доля, % Товарная группа Млрд долл. Доля, %
Автомобили, прицепы, велосипеды, мотоциклы и другие аналогичные транспортные средства 53,0 20,3 Минеральное топливо, минеральные масла, битуминозные вещества и минеральные воски 68,8 17,7
Минеральное топливо, минеральные масла, битуминозные вещества и минеральные воски 37,3 14,3 Автомобили, прицепы, велосипеды, мотоциклы и другие аналогичные транспортные средства 46,1 11,8
Ядерные реакторы, котлы, машины и механические приспособления 22,4 8,6 Ядерные реакторы, котлы, машины и механические приспособления 28,8 7,4
Электрические или электронные машины и оборудование 14,3 5,5 Жемчуг, драгоценные камни или металлы, монеты и ювелирные изделия 23,1 5,9
Древесина и изделия из дерева (включая древесный уголь) 12,3 4,7 Древесина и изделия из дерева (включая древесный уголь) 13,4 3,4
Бумага, картон и изделия из этих материалов 11,8 4,5 Пластмассы и изделия из них 12,4 3,2
Летательные и космические аппараты 8,6 3,3 Электрические или электронные машины и оборудование 11,0 2,8
Пластмассы и изделия из них 7,5 2,9 Руды, шлак и зола 10,0 2,6
Мебель и мягкая мебель, светильники и световые вывески, быстровозводимые здания 5,4 2,1 Летательные и космические аппараты 9,6 2,5
Алюминий и изделия из него 5,3 2,0 Алюминий и изделия из него 8,4 2,2
Всего 261,0 100,0 Всего 389,5 100,0

Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

32

Корпорация «Развитие экспорта Канады»

 

Основным элементом канадской федеральной инфраструктуры государственной поддержки экспорта является экспортно-кредитное агентство «Развитие экспорта Канады», организованное в форме государственной «коронной» корпорации.

33

Корпорация была учреждена ещё до окончания Второй мировой войны – в 1944 г., чтобы стимулировать развитие канадской экономики, экспорта и создание рабочих мест в послевоенный период. Своё современное название, «Развитие экспорта Канады» (РЭК), она получила в 2001 г. В настоящее время деятельность корпорации регулируется законом «О развитии экспорта» от 1985 г. в редакции от 25 марта 2020 года14.

14. Government of Canada. Justice Law Website. Export Development Act. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
34 Сегодня РЭК представляет собой достаточно крупный финансовый институт. Масштабы его бизнеса, конечно, не сопоставимы с масштабами бизнеса ведущих банковских и страховых монополий Канады. Однако по таким показателям, как собственный капитал и валюта баланса, РЭК превосходит многие канадские финансовые корпорации второго эшелона. При этом ещё с начала 2010-х годов бизнес-модель РЭК стала изменяться – из типичного государственного экспортно-кредитного агентства корпорация стала превращаться в квазибанковский институт, зачастую соперничающий с частными кредитно-финансовыми и страховыми учреждениями.
35

Нужно отметить, что первоначально такая трансформация РЭК встретила очень настороженное отношение со стороны многих представителей канадского частного капитала. Так, Институт Си-Ди Хау (C.D. Howe Institute), влиятельный «мозговой трест» канадского крупного бизнеса, указывал, что доступ РЭК к дешёвому гарантированному правительством финансированию является несправедливым преимуществом, которое позволило ей захватить 80% канадского рынка кредитного страхования15. Вызывали опасения и масштабы деятельности РЭК. В частности, указывалось, что предоставленное РЭК совокупное финансирование почти в 2,5 раза больше, чем этот же показатель для Экспортно-импортного банка США (Export–Import Bank of the United States), хотя американская экономика по своему размеру в 10 раз превосходит канадскую16.

15. How Export Development Canada is the next big bank in waiting. The Financial Post. 22.02.2013. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

16. Export Development Canada: A Crown corp. that thinks it’s a bank. Maclean’s. 22.04.2014. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
36

Впрочем, в течение последующих лет крупному капиталу удалось установить контроль над деятельностью РЭК, что сняло большую часть его озабоченностей.

37

Сегодня РЭК, с одной стороны, формально подотчётна канадскому парламенту через министра международной торговли (Minister for International Trade) и управляется советом директоров, членов которого назначает канадское правительство. Однако фактически все 12 членов этого совета в настоящее время представляют частный сектор. Председателем совета директоров РЭК является М. Ирмэн (Martine Irman), высокопоставленная сотрудница одного из крупнейших канадских банков «Торонто-Доминион бэнк» (Toronto-Dominion Bank). В составе совета представлены также канадские страховые и юридические фирмы, нефтегазовый, энергетический, строительный и технологический секторы страны, руководство канадских филиалов британского банка «Эйч-эс-би-си» (HSBC) и французского банка «Сосьете женераль» (Société Générale), а также канадской дочерней фирмы американского Интернет-гиганта «И-бэй» (eBay)17.

17. Export Development Canada. Management and governance. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
38 Номенклатура услуг РЭК весьма широка и включает:
39
  • страхование экспортных кредитов;
  • кредитование зарубежных покупателей канадской продукции;
  • кредитование канадских экспортёров;
  • структурное и проектное финансирование;
  • предоставление гарантий по привлекаемым канадскими экспортёрами кредитам;
  • частичное гарантирование банковского экспортного финансирования;
  • предоставление канадским экспортёрам гарантийных писем и банковских гарантий;
  • страхование валютных рисков экспортёров.
40 РЭК оказывает канадским фирмам и консультативную помощь в части выхода на зарубежные рынки, в том числе издаёт специализированный электронный журнал.
41

Также, совместно с другой канадской федеральной «коронной» корпорацией «Развитие бизнеса Канады» (Business Development Canada) РЭК предлагает канадским экспортёрам кредиты для пополнения их оборотного капитала.

42

Кроме того, РЭК осуществляет инвестиции в капитал фирм-экспортёров, которые контролируются женщинами, представителями коренных народов и других меньшинств. Всего на эти специфические цели корпорация выделила 200 млн кан. долларов18.

18. Export Development Canada. Inclusive Trade Investments Program. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
43

В последние годы РЭК всё большее внимание уделяет вопросам устойчивого развития. В частности, корпорация поставила цель достичь углеродной нейтральности своего бизнеса к 2050 г.19 В том числе, к 2023 г. планируется сократить финансирование шести наиболее углеродоёмких секторов на 40% по сравнению с уровнем 2018 г., а также расширить финансирование сектора «зелёных» технологий. С 2012 г. на эти цели РЭК уже направила 13,5 млрд кан. долларов.

19. Export Development Canada Commits to Net Zero by 2050. Export Development Canada. 22.07.2021. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
44

РЭК поддерживает канадский экспорт в большинство стран мира. С точки зрения возможности воспользоваться её услугами корпорация подразделяет страны на «открытые», «открытые на ограниченной основе», «открытые на строго ограниченной основе» и «закрытые»20. К числу закрытых для себя стран корпорация относит только Северную Корею, Сирию и Российскую Федерацию. Попадание в этот список России, где, кстати, многие канадские фирмы ведут бизнес, является ещё одним свидетельством господствующих сегодня в правящих кругах Канады антироссийских настроений.

20. Export Development Canada. Country and market info. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
45

В целом же, по состоянию на 2020 г. основные получатели финансирования РЭК находились в самой Канаде (26% совокупного портфеля активов и предоставленных корпорацией гарантий), Соединённых Штатах Америки (также 26%), Великобритании (6%), Мексике (4%), Чили (4%), Австралии (4%), Индии (3%), Германии (2%), Китае (2%) и Бразилии (2%)21.

21. EDC 2020 Annual Report. P. 122. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
46

В отраслевом разрезе в портфеле РЭК были представлены финансовый сектор (14% совокупной оценки её кредитных и гарантийных обязательств), инфраструктурные проекты и сфера охраны окружающей среды (14%), аэрокосмическая промышленность (12%), наземный транспорт (11%), нефтегазовая промышленность (11%), горнодобывающий сектор (10%), лёгкая промышленность (8%), информационно-коммуникационные технологии (7%) и добыча прочих полезных ископаемых (5%)22. При этом на государственный сектор приходилось только 8% предоставленного РЭК финансирования, в то время как на частный – 92%23.

22. Ibid. P. 123

23. Ibidem.
47 В последнее десятилетие бизнес РЭК динамично развивался. С 2011 по 2020 г. совокупные активы корпорации удвоились с 33,6 до 67,7 млрд кан. долл., а выданные ссуды выросли на 88% – с 29,1 до 54,8 млрд кан. долл. (см. табл. 4). За исключением 2020 г. РЭК оставалась прибыльной все 2010-е годы – положительный финансовый результат её деятельности колебался от 0,5 млрд в 2019 г. до 1,3 млрд кан. долл. в 2012 году.
48

Таблица 4

Основные финансовые показатели РЭК в 2011–2022 гг., млрд кан. долл.

Год Совокупные активы Ссуды выданные Собственные средства Резервы под кредитные убытки Чистая прибыль (убыток)
2011 33,6 29,1 8,3 1,7 0,6
2012 36,2 30,3 8,9 1,2 1,3
2013 41,5 36,5 8,4 1,2 0,8
2014 49,0 41,8 8,2 1,2 1,1
2015 61,0 53,3 9,2 1,7 0,9
2016 63,1 55,4 9,8 1,6 1,1
2017 60,1 51,2 10,0 1,4 1,0
2018 69,4 54,6 10,3 0,8 0,8
2019 64,6 51,6 9,8 0,9 0,5
2020 67,7 54,8 19,3 2,6 (1,3)

Составлено по: EDC 2020 Annual Report. PP. 186–189. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

49 В 2020 г. по бизнесу РЭК сильно ударила пандемия коронавируса. Хотя валовые показатели деятельность корпорации, такие как совокупные активы и выданные ссуды, в 2020 г. увеличились, ей пришлось резко увеличить и создание резервов на покрытие убытков по невозвращённым кредитам. На эти цели РЭК в прошлом году направила 2,6 млрд кан. долл., то есть в разы больше, чем в 2019 г. или 2018 г. (см. табл. 4).
50

При этом правительство Канады использует РЭК в качестве одного из важных инструментов государственной поддержки канадской экономики. Чтобы расширить возможности корпорации предоставлять финансирование канадскому бизнесу, в 2020 г. было принято решение увеличить её капитал сразу на 11 млрд кан. долл.24 Во многом благодаря этому количество обслуженных РЭК канадских фирм в 2020 г. выросло сразу на 45% – с 16,8 тыс. до 24,3 тыс.25

24. Ibid. P. 91.

25. Ibid. P. 10.
51

Канадская коммерческая корпорация

 

Особое место в системе государственной поддержки экспорта Канады занимает Канадская коммерческая корпорация. Эта федеральная «коронная» корпорация была учреждена в 1946 г. для закупки и поставок в адрес Организации Объединённых Наций и иностранных правительств различных канадских товаров, необходимых для восстановления разрушенного Второй мировой войной хозяйства. Крупнейшими проектами Канадской коммерческой корпорации (ККК) в то время стали поставки продукции кораблестроительной промышленности во Францию, стальных конструкций для строительства мостов в Китай, 23,7 тыс. лошадей в различные страны Европы, а также автомобильных запчастей Администрации ООН по вопросам помощи и восстановления (United Nations Relief and Rehabilitation Administration). Характерно, что «Канада была третьей страной после США и Великобритании по объёму финансирования (139 млн долл.) и одной из первых полностью внесла оговоренные средства для финансирования программ помощи» в рамках Администрация ООН по вопросам помощи и восстановления26. ККК также стала генеральным подрядчиком Детского фонда ООН (UNICEF)27.

26. Белецкая М.Ю. Канадская система международной помощи развитию: история и современность // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 1 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.18254/S207054760014777-1.

27. Canadian Commercial Corporation. 75 Anniversary. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
52

Однако достаточно быстро приоритеты ККК изменились. Вместо поставок гражданской продукции корпорация стала всё более вовлекаться в военный бизнес. С 1947 по 1951 г. – до создания специализированного канадского агентства – она выполняла закупочные функции и функции генерального подрядчика для Министерства обороны Канады (Department of National Defence). В этот же период ККК начала поставки канадских товаров сначала вооружённым силам США, а затем и в рамках канадского участия в НАТО. Корпорация стала также одним из главных подрядчиков строительства Объединённой системы противовоздушной обороны Северо-Американского континента (North American Air Defense System)28. В последующие годы ККК была вовлечена как в поставки крупных партий канадских товаров за рубеж, так и в реализацию целого ряда инфраструктурных проектов в самых разных странах мирах.

28. Ibidem.
53

В последние два десятилетия ККК участвовала, например, в строительстве международного аэропорта в столице Эквадора и нового портового терминала в Гане, реконструкции международного аэропорта на Бермудских островах и канализационной сети в столице Доминиканской Республики, во внедрении интеллектуальной системы учёта потребления воды в Барбадосе, в создании группировки спутников наблюдения за Землёй для Германии, поставке авиатехники военно-воздушным силам Перу и Черногории, авиационных симуляторов – военно-воздушным силам Австралии и региональных пассажирских самолётов – авиакомпании в Бангладеш, обслуживании военно-транспортных самолётов C-130 «Геркулес» американской фирмы «Локхид» (Lockheed C-130 Hercules) военно-воздушных сил Норвегии и Мексики, контракте по тушению пожаров с помощью авиационной техники в тропических лесах Боливии, разработке онлайн-решений для национальных лотерей Гондураса и Никарагуа, поставках калийных удобрений в Бангладеш29.

29. Ibidem.
54 Все вышеперечисленные проекты объединяет одна важная особенность – они были связаны с получением за рубежом государственных контрактов для канадских поставщиков товаров и услуг. Поддержка канадского экспорта через взаимодействие с иностранными правительствами – именно это и является специализацией и главным мандатом Канадской коммерческой корпорации. При этом ККК имеет полномочия выполнять функции:
55
  • генерального подрядчика при реализации за пределами Канады проектов с участием канадских поставщиков;
  • генерального подрядчика для канадских экспортёров, получивших контракты Министерства обороны США, что специально предусмотрено Дополнением 225.870 к Федеральному регламенту закупок Министерства обороны США (U.S. Defense Federal Acquisition Regulation Supplement 225.870);
  • закупочного агента канадского правительства при поставках гуманитарной помощи иностранным государствам и международным организациям.
56

Кроме того, в начале 2021 г. ККК в пилотном режиме запустила веб-приложение «Глобальный поиск возможностей для участия в торгах» (Global Bid Opportunity Finder). Этот бесплатный инструмент, предназначенный, в первую очередь, для малых и средних канадских предприятий, позволяет отслеживать в ежедневном режиме информацию о более, чем 5 тыс. тендерах в 200 странах мира.

57 Свои основные усилия ККК концентрирует в тех секторах, где уже сильны позиции канадского бизнеса. Среди них:
58
  • аэрокосмическая промышленность (производство и обслуживание авиационной техники, учебно-тренировочные системы, орбитальные спутники);
  • «зелёные» технологии (возобновляемая энергетика, водоочистка и водоподготовка, переработка отходов);
  • инфраструктурное строительство (водопровод и канализация, энергетика и связь, транспорт, социальная инфраструктура);
  • информационно-коммуникационные технологии (кибербезопасность и решения для передачи голоса, данных и видео в компьютерных сетях);
  • оборонная промышленность (бронетехника и системы обеспечения живучести, специальная авиатехника, надводные боевые корабли, корабли совместной поддержки и морские патрульные корабли, обслуживание военной техники, системы разведки, наблюдения и рекогносцировки).
59

Деятельность ККК регулируется специальным федеральным законом «О Канадской коммерческой корпорации» (Canadian Commercial Corporation Act)30. Корпорация подотчётна министру по делам малого бизнеса, содействия экспорту и международной торговле (Minister of Small Business, Export Promotion and International Trade) и управляется советом директоров.

30. Government of Canada. Justice Law Website. Canadian Commercial Corporation Act. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
60 Как и в случае с РЭК, большинство членов совета директоров ККК представляют частный сектор. Если ранее в состав совета директоров корпорации входил один из заместителей профильного министра, то в настоящее время в нём не осталось ни одного правительственного чиновника.
61

На таком подходе к формированию советов директоров «коронных» корпораций настаивают деловые круги Канады. В частности, в аналитической записке, подготовленной уже упоминавшимся Институтом Си-Ди Хау, прямо указывается на «возможный конфликт интересов между ролью заместителей министров в предоставлении консультаций и выполнении решений их министра и их способностью как возможных членов совета директоров служить интересам корпорации»31.

31. Hodgson, Glen. 2021. Finding Jewels Among the Crowns: Optimal Governance Principles for Canada’s State-Owned Enterprises. Commentary 602. Toronto: C.D. Howe Institute. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
62 Анализ деятельности ККК за последние годы показывает, что масштабы её операций достаточно стабильны. В 2016–2020 гг. корпорация ежегодно обслуживала около полутора сотен канадских экспортёров, поддерживая поставки за рубеж канадских товаров на сумму от 2,4 до 3,4 млрд кан. долл. в год (см. табл. 5). Характерно, что около половины экспортёров, прибегнувших к помощи ККК, осуществляли поставки в адрес Министерства обороны США.
63

Таблица 5

Основные показатели деятельности ККК в 2016–2020 фин. гг.

  2016–2017 2017–2018 2018–2019 2019–2020
Заключённые контракты, млрд кан. долл. 1,6 1,3 1,3 1,25
Поддержанные экспортные контракты, млрд кан. долл. 2,6 2,4 3,4 3,17
Количество экспортёров, которым оказано содействие 144 182 162 157
Из них при поставках оборонной продукции Министерству обороны США 92 96 86 85

Составлено по: годовым отчётам ККК. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).

64

Основные задачи для Канадской коммерческой корпорации на ближайшие годы установлены в письме министра по делам малого бизнеса, содействия экспорту и международной торговле М. Нг (Mary Ng) на имя председателя совета директоров Д. Харрисона (Douglas Harrison) от 2 июля 2021 г., озаглавленном «Изложение приоритетов и обязанностей Канадской коммерческой корпорации»32.

32. Government of Canada. Global Affairs Canada. Statement of Priorities and Accountabilities for the Canadian Commercial Corporation. July 2, 2021. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
65

Показательно, что первый указанный в этом документе приоритет – укрепление канадско-американского сотрудничества в рамках Соглашения о кооперации между Канадой и США в сфере производства оборонной продукции (Canada–U.S. Defence Production Sharing Agreement).

66

Только затем следуют такие задачи, как работа в рамках канадской Группы по восстановлению бизнеса, экономики и торговли (Business, Economic and Trade Recovery Team), обеспечение учитывающего риски подхода к участию в международных тендерах, поддержка климатических приоритетов, достижение финансовой самодостаточности при участии в международных тендерах, ответственное ведение бизнеса, содействие разнообразию и инклюзивному экономическому росту, оптимизация операционной деятельности, а также разработка дивидендной политики.

67 Служба торговых комиссаров
68

Непосредственно за рубежом консультационную и техническую помощь канадским экспортёрам оказывает Служба торговых комиссаров (Trade Commissioner Service), чьи сотрудники работают в канадских дипломатических представительствах. Аппарат службы, которая ведёт свою историю с назначения канадского торгового представителя в Австралию в 1895 г., насчитывает свыше 1 тыс. специалистов в более, чем 160 городах мира33.

33. Government of Canada. About the Trade Commissioner Service. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
69 Основные направления деятельности канадских торговых комиссаров за рубежом типичны для торговых представительств. Среди них предоставление коммерческой информации о зарубежных рынках, законодательстве и технических аспектах осуществления экспортных операций, организация торговых миссий, содействие в поисках местных партнёров и т.п.
70

Кроме того, с помощью Службы торговых комиссаров канадские экспортёры могут получить специальное финансирование, в том числе34:

34. Government of Canada. CanExport. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
71
  • до 50 тыс. кан. долл. – малые и средние предприятия, выходящие на новые международные рынки;
  • до 400 тыс. кан. долл. – отраслевые ассоциации, реализующие проекты по развитию экспорта.
72

В рамках Службы торговых комиссаров существует и ряд специальных программ, призванных содействовать развитию экспорта, в первую очередь, канадских инновационных фирм, а также компаний, контролируемых женщинами-предпринимателями и представителями коренных народов Канады35.

35. Government of Canada. Trade Commissioner Service. Funding and support. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
73

Следует отметить, что основная проблема, с которой сталкиваются канадские экспортёры при взаимодействии со Службой торговых комиссаров, связана с не всегда высокой компетенцией её работников на местах, в том числе из-за их постоянной ротации. Ещё в 2012 г. в Докладе Постоянного комитета по международной торговле Палаты общин Канады, посвящённом анализу деятельности Службы торговых комиссаров, последней были даны рекомендации «обеспечить большую стабильность обслуживания в разных офисах» и «решить проблему нехватки корпоративной памяти и местных знаний в результате постоянной ротации канадских торговых комиссаров за рубежом»36. Есть основания полагать, что эти рекомендации остаются для канадской Службы торговых комиссаров актуальными и по настоящее время.

36. The Canadian Trade Commissioner Service. Report of the Standing Committee on International Trade. House of Commons. Canada. March 2012. Available at: >>> (accessed: 02.11.2021).
74

Заключение

 

Канада располагает разветвлённой и хорошо обеспеченной финансовыми ресурсами федеральной инфраструктурой поддержки экспорта, которая в последние годы динамично развивалась. В целом, канадский бизнес при выходе на зарубежные рынки и расширении своих экспортных операций имеет доступ к целому набору финансовых и нефинансовых инструментов, предлагаемых федеральными «коронными» корпорациями и торговыми представительствами Канады в других странах.

75 Характерно, что ведущую роль в формировании политики Канады в сфере поддержке экспорта играет крупный капитал, чьи представители доминируют в советах директоров двух федеральных «коронных» корпораций – корпорации «Развитие экспорта Канады» и Канадской коммерческой корпорации.
76

Негативным фактором, влияющим на эффективность канадских федеральных институтов поддержки экспорта, является растущая политизации их деятельности. Как отмечает российский учёный А.Н. Комаров, «канадские политические элиты внешнеэкономическую деятельность своей страны связывали прежде всего с теми государствами, которые объединены с ней в стратегические военно-политические альянсы»37. Это, в свою очередь, не может не отражаться и на канадских государственных приоритетах в сфере поддержки экспорта. Такая тенденция, вероятно, будет становиться всё более ярко выраженной по мере того, как США продолжат курс на «регионализацию глобальных цепочек создания стоимости в стратегически важных областях» и «укрепление объединённого фронта» своих союзников в противостоянии с геополитическими противниками США, что прогнозирует ведущий отечественный специалист по американо-канадским отношениям Е.Г. Комкова38.

37. Комаров А.Н. Канада в геополитических реалиях XXI в.: некоторые поворотные моменты внешнеэкономического курса. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения», 2019. С. 94. № 1 DOI: 10.28995/2073-6339-2019-1-88-95.

38. Комкова Е.Г. ЮСМКА при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена: сходство и различия в подходах // США & Канада: экономика – политикакультура. – 2021. – Выпуск № 7 C. 90-94 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.31857/S268667300015579-6
77 Следует также отметить, что даже развитая и хорошо финансируемая инфраструктура поддержки экспорта, имеющиеся в Канаде, не позволила этой стране диверсифицировать в XXI веке свой экспорт в сторону увеличения в нём доли продукции с большей добавленной стоимостью. Более того, за последние 20 лет в канадском экспорте выросла доля сырья, промышленной продукции низких переделов и сельскохозяйственных товаров. Иначе говоря, канадский опыт показывает, что государственная политика в сфере поддержки экспорта и соответствующая инфраструктура сами по себе не позволяют преодолеть тенденции во внешней торговле, основу которых составляют структурные особенности экономики и геополитические характеристики страны.

Библиография

1. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. GDP (current US$). Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators/ (accessed: 02.11.2021).

2. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. GDP, PPP (constant 2017 international $). Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators/ (accessed: 02.11.2021).

3. Канада: взгляд из России / отв. ред. В.И. Соколов. – М.: «Анкил», 2002. 288 с. С. 13.

4. The World Bank. DataBank. World Development Indicators. Trade (% of GDP). Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators/ (accessed: 02.11.2021).

5. Немова Л.А. Внешняя торговля Канады в эпоху глобальной нестабильности // США & Канада: экономика – политика – культура. 2020. № 12. C. 72-83. DOI: 10.31857/S268667300012649-3.

6. Немова Л.А. Транстихоокеанское партнёрство: выгоды и издержки с точки зрения Канады // Россия и Америка в XXI веке. – 2016. – Выпуск № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760012226-5-1/ (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.18254/S207054760012226-5.

7. Григорьева Е.Е. Государственное управление сельскохозяйственным производством в Канаде: монография. – М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова. Курск, ООО «Учитель», 2018. –179 с. С. 130–162.

8. Здесь и далее – доллары США, если не указано иное.

9. Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: https://www.ic.gc.ca/eic/site/tdo-dcd.nsf/eng/home (accessed: 02.11.2021).

10. Рассчитано по: Government of Canada. Innovation, Science and Economic Development Canada. Trade data online. Available at: https://www.ic.gc.ca/eic/site/tdo-dcd.nsf/eng/home (accessed: 02.11.2021).

11. Ibidem.

12. Ibidem.

13. Ibidem.

14. Government of Canada. Justice Law Website. Export Development Act. Available at: https://laws.justice.gc.ca/eng/acts/E-20/page-1.html (accessed: 02.11.2021).

15. How Export Development Canada is the next big bank in waiting. The Financial Post. 22.02.2013. Available at: https://financialpost.com/news/fp-street/how-export-development-canada-is-the-next-big-bank-in-waiting (accessed: 02.11.2021).

16. Export Development Canada: A Crown corp. that thinks it’s a bank. Maclean’s. 22.04.2014. Available at: http://www.macleans.ca/economy/economicanalysis/a-crown-corp-that-thinks-its-a-bank/ (accessed: 02.11.2021).

17. Export Development Canada. Management and governance. Available at: https://www.edc.ca/en/about-us/corporate/management-governance.html (accessed: 02.11.2021).

18. Export Development Canada. Inclusive Trade Investments Program. Available at: https://www.edc.ca/en/solutions/financing/inclusive-trade-investments-program.html (accessed: 02.11.2021).

19. Export Development Canada Commits to Net Zero by 2050. Export Development Canada. 22.07.2021. Available at: https://www.edc.ca/en/about-us/newsroom/edc-net-zero-2050.html (accessed: 02.11.2021).

20. Export Development Canada. Country and market info. Available at: https://www.edc.ca/en/country-info.html (accessed: 02.11.2021).

21. EDC 2020 Annual Report. P. 122. Available at: https://www.edc.ca/en/about-us/corporate/corporate-reports/2020-annual-report.html (accessed: 02.11.2021).

22. Ibid. P. 123

23. Ibidem.

24. Ibid. P. 91.

25. Ibid. P. 10.

26. Белецкая М.Ю. Канадская система международной помощи развитию: история и современность // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Выпуск № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://rusus.jes.su/s207054760014777-1-1/ (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.18254/S207054760014777-1.

27. Canadian Commercial Corporation. 75 Anniversary. Available at: https://www.ccc.ca/en/about/history/ (accessed: 02.11.2021).

28. Ibidem.

29. Ibidem.

30. Government of Canada. Justice Law Website. Canadian Commercial Corporation Act. Available at: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-14/page-1.html (accessed: 02.11.2021).

31. Hodgson, Glen. 2021. Finding Jewels Among the Crowns: Optimal Governance Principles for Canada’s State-Owned Enterprises. Commentary 602. Toronto: C.D. Howe Institute. Available at: https://www.cdhowe.org/sites/default/files/attachments/research_papers/mixed/Commentary_602.pdf (accessed: 02.11.2021).

32. Government of Canada. Global Affairs Canada. Statement of Priorities and Accountabilities for the Canadian Commercial Corporation. July 2, 2021. Available at: https://www.international.gc.ca/global-affairs-affaires-mondiales/partners-partenaires/ccc/mandate-mandat.aspx?lang=eng (accessed: 02.11.2021).

33. Government of Canada. About the Trade Commissioner Service. Available at: https://www.tradecommissioner.gc.ca/about-a_propos/index.aspx?lang=eng (accessed: 02.11.2021).

34. Government of Canada. CanExport. Available at: https://www.tradecommissioner.gc.ca/funding-financement/canexport/index.aspx?lang=eng (accessed: 02.11.2021).

35. Government of Canada. Trade Commissioner Service. Funding and support. Available at: https://www.tradecommissioner.gc.ca/funding_support_programs-programmes_de_financement_de_soutien.aspx?lang=eng (accessed: 02.11.2021).

36. The Canadian Trade Commissioner Service. Report of the Standing Committee on International Trade. House of Commons. Canada. March 2012. Available at: https://www.ourcommons.ca/Content/Committee/411/CIIT/Reports/RP5478079/ciitrp03/ciitrp03-e.pdf (accessed: 02.11.2021).

37. Комаров А.Н. Канада в геополитических реалиях XXI в.: некоторые поворотные моменты внешнеэкономического курса. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения», 2019. С. 94. № 1 DOI: 10.28995/2073-6339-2019-1-88-95.

38. Комкова Е.Г. ЮСМКА при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена: сходство и различия в подходах // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2021. – Выпуск № 7 C. 90-94 [Электронный ресурс]. URL: https://usacanada.jes.su/s268667300015579-6-1/ (дата обращения: 31.10.2021). DOI: 10.31857/S268667300015579-6

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести