Transformation of the US Federal Budget Expenditures on National Defence for the 2017-2022 financial years
Table of contents
Share
QR
Metrics
Transformation of the US Federal Budget Expenditures on National Defence for the 2017-2022 financial years
Annotation
PII
S207054760017780-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Babich 
Occupation: Senior research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article features a brief evaluation of the US military power based on the current level of expenses on defense.  A multifaceted analysis of the structure of the US military budget and its transformation during D. Trump’s and J. Biden’s administrations is presented, as well as its potential impact on the national debt and budget deficit of the US. The article argues that military spending remained a priority in federal budget expenses during Trump’s presidency and continues to remain one of the most crucial budget priorities for J. Biden’s administration. 

The US reallocations of the military budget towards such expenses as “Research and Development” “Operation and Maintenance” which the Trump administration put into action allowed to continue the process of optimizing military forces to increase its combatant efficiency while limiting the burden of these expenses on US economy. The same practice is being conducted by J. Biden’s administration.

The course of cutting taxes, while increasing defense spending during D. Trump lead to a 5-times increase of the budget deficit and a significant increase of the national debt, its 5 year payments will likely exceed the size of the US defense budget.

The author concludes that Joe Biden’s administration is facing a challenging objective of supporting the economy's recovery after the Covid-19 pandemic and stabilizing the federal budget deficit, as well as national debt level. 

 

Keywords
federal budget defense outlays, structure of the US defense budget, D.Trump, Joseph Biden, proposed budget by category, mandatory and discretionary spending, federal debt, budget deficit, budget priorities, coronavirus COVID-19
Acknowledgment
The paper is written under financial support of the Russian Foundation of Basic Research. Project #19-014-00007 «Evolution of Government’s Role in American Economic Model in XXI Century: Application to Russian Practice»
Received
29.10.2021
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
11
Views
1276
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

Введение

 

Сегодня в меняющемся мире на фоне роста противоречий между ведущими военными державами и возникновением новых региональных угроз и рисков в системе международных отношений, всё более актуальной становится тенденция наращивания большинством стран мира военных бюджетов для обеспечения должного уровня национальной безопасности и поддержания конкурентоспособного военного потенциала.

2

Согласно последним данным, опубликованным Международным институтом стратегических исследований, МИСИ (International Institute for Strategic Studies, IISS) в справочнике «The Military Balance 2021», в 2020 г. глобальные мировые военные расходы увеличились на 3,9% в реальном выражении и достигли 1,83 трлн долл., подтверждая тенденцию глобальной милитаризации и, соответственно, роста военных расходов большинства стран. Показательно, что это происходит на фоне борьбы с пандемией коронавируса COVID-19 и значительного сокращения объёмов мировой экономики.

3

Следует отметить, что США в который раз подтверждают своё лидерство в военной сфере по большинству показателей военной мощи. Так в рейтинге из 15 стран мира с наибольшими оборонными расходами, их доля в 2020 г. составила 40,3% (или 738 млрд долл. в реальном выражении). По данному показателю США значительно обгоняют быстрорастущий Китай с военными затратами на уровне 193,3 млрд долл., Индию (64,1 млрд), Великобританию (61,5 млрд), Россию (60,6 млрд), Францию (55 млрд), Германию (51,3 млрд долл.) и прочие страны1.

1. The Military Balance 2021. IISS. 25 of February 2021. >>>. (accessed 15, September 2021)
4 Если говорить об оборонных расходах европейских стран – членов НАТО, то согласно справочнику они увеличились за последние 7 лет на 20% в реальном выражении, а их значение в 2020 г. достигло требуемого уровня в размере 2%. В докладе отмечается, что стремление стран НАТО увеличить свои военные бюджеты в 2021 г. и в последующий период, свидетельствует о намерении сохранить планы расходов в военной сфере в соответствии с текущей траекторией, что впоследствии должно позволить Европе стать регионом с самым быстрым ростом глобальных расходов на оборону наряду с США.
5

Аналогичные данные об изменениях в глобальных военных расходах приводятся в статистических базах данных Стокгольмского института исследования проблем мира, СИПРИ (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI)2 и в его отчёте о мировых военных расходах от 6 мая 2020 года. В частности там отмечается, что сейчас наблюдаются самые высокие абсолютные и относительные показатели по мировым военным расходам со времен финансово-экономического кризиса 2008 г. Если в 2018 г. этот показатель составлял 1917 млрд долл., или 2,2% мирового ВВП, то в 2019 г. эти расходы выросли на 3,6%, а по сравнению с 2010 г. рост составил 7,2%.

2. SIPRI 2021 Military Expenditure Database >>>, SIPRI Yearbook 2021. SIPRI >>> //Military expenditure by country as percentage of gross domestic product, 1988-2020
6 Нельзя не упомянуть об изменении тенденции роста военных расходов на душу населения в большинстве стран мира в последнее десятилетие. Интересно, что в рейтинге СИПРИ за 2020 г. по данному виду расходов лидирует Израиль с показателем 2507,6 долл. на человека (рост военных расходов Израиля на душу населения был зафиксирован впервые в 2013 г., когда данный показатель составил 2 110,6 долл. на человека), на втором месте – США с затратами в размере 2 351,1 долл. на человека (рост на 120,1 долл. по сравнению с предыдущим годом). С 2005 по 2011 г. наблюдалось наибольшее увеличение военных расходов на одного американца. Так, за этот период обозначенный показатель увеличился на 607 долл., с 1 807,5 до 2 414,4; с 2011 по 2015 г. наметился тренд на снижение уровня расходов, в результате чего в 2015 г. показатель остановился на уровне 1 975,3 долл. на человека; с 2015 г. рост возобновился и к 2020 г. показатель вырос на 370 долл. и составил 2 351,1 долл. на человека. Примечательно, что расходы на оборону на душу населения в Китае за последние 10 лет увеличились почти вдвое и составили в 2020 г. 175,3 долл. на человека, в России данный показатель составил 422,9 долл. на человека.
7 Аналитики СИПРИ отмечают, что 62% расходов 2020 г. приходилось всего на пять стран – США, Китай, Индию, Россию и Саудовскую Аравию.
8 На рисунке 1 видно, что доля США с 2016 по 2020 г. увеличилась на 1% и составила 39%, доля Китая выросла с 11 до 13%, доля таких стран, как Япония и Великобритания, осталась на уровне 3%, за Северной Кореей сохранилось 2% общемировых расходов на военные цели, доля Саудовской Аравии снизилась с 4 до 3%, а самое существенное сокращение доли военных расходов коснулось России. Оставаясь на третьем месте рейтинга, РФ за этот период потеряла 2%, а её уровень снизился с 5 до 3%.
9

По такому показателю, как доля военных расходов в ВВП, США также превзошли большинство развитых европейских государств (с 2016 по 2020 г. доля расходов на оборону в ВВП увеличилась с 3,4% до 3,7%). По объёму экспорта основных видов обычных вооружений США подтвердили своё лидерство, экспортировав в 2018 г. оружие на сумму 10 508 млн долл. и опередив Россию (6 409 млн долл.), Францию (1 768 млн долл.), Германию (1 277 млн долл.) и Китай (1 040 млн. долл.).

10

Рисунок 1

Рейтинг крупнейших восьми стран мира по военным расходам, %

11

12

Расчеты автора, данные SIPRI Military Expenditure Database https://www.sipri.org/databases/milex (accessed 28.10.2021).

13 Напомним, что, по данным СИПРИ, в 2017 г. доля США на мировом рынке вооружений достигла 37%, доля России, занимающей второе место, закрепилась на уровне 9,5%, доля Великобритании увеличилась до 9%, а доля Франции закрепилась на уровне 5,3%, доля всех остальных государств, торгующих оружием, составила 19,4%.
14

Важными представляются данные о доходах 100 крупнейших компаний и производителей вооружений. Согласно статистике за 2020 г., 9 из крупнейших военных корпораций с общим доходом в размере 398,2 млрд долл. принадлежат США. В список американских военно-промышленных гигантов на рынке вооружений входят корпорации: «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) – лидер рынка с доходом 43,9 млрд долл.; «Боинг» (Boeing) – 26,9 млрд; «Норсроп Груммен» (Northrop Grumman) – 22,4 млрд; «Рейтеон» (Raytheon) – 22 млрд; «Дженерал динамикс» (General Dynamics) – 19,5 млрд; «Юнайтед текнолоджис» (United Technologies) – 7,8 млрд; «L-3 текнолоджис» (L3 Technologies) – 7,8 млрд; «Хантингтон ингаллс индастриз» (Huntington Ingalls Industries) – 6,5 млрд; «Ханейвелл интернэшнл» (Honeywell International) – 4,5 млрд долл. В рейтинг 20 крупнейших производителей вооружений вошли 4 китайские компании (AVIC, NORINCO, CETC, CSGC) с общим доходом 54,1 млрд долл. и 3 российские компании (АО «Концерн ВКО Алма́з-Анте́й», «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация»), доход которых составил в 2020 г. 20,1 млрд долларов.

15 Большинство экспертов связывают рост военных показателей США с возвращением конкуренции между великими державами в условиях продолжения пандемии коронавируса и нарастания напряжённости на мировой арене, требующей пересмотра стратегии оборонной политики в отношении России и Китая, которые в настоящее время признаны основными военными угрозами Соединённых Штатов.
16 Сохранение за США глобального лидерства в военной сфере является важнейшим приоритетом правительства в краткосрочном и среднесрочном периоде, а также в прогнозируемый десятилетний период. Понятно, что решение этой задачи предусматривает наличие достаточных бюджетных средств, выделяемых в рамках раздела (статьи) «национальная оборона» федерального бюджета США. И с этой точки зрения важно рассмотреть особенности строения оборонного бюджета Соединённых Штатов и принятия решений по его ежегодному утверждению в рамках бюджетного процесса и провести всесторонний анализ трансформации бюджетных расходов на национальную оборону, и, соответственно, на обеспечение «национальной военной безопасности», в период с 2017 по 2022 годы.
17

Размеры военных бюджетов США

 

Оборонный бюджет США с 60-х годов прошлого столетия, демонстрировал стабильный рост, (за исключением начала и конца 1990-х, годов и периода 2011–2015 гг.). В течение десятилетия после начала войны с терроризмом военный бюджет США вырос более чем в 2 раза и в 2011 г. достиг 752,3 млрд долл., то есть среднегодовые темпы увеличения данного показателя за последние 20 лет составляли порядка 2,38%, что в 1,8 раза превышает среднегодовой прирост за сорокалетний период холодной войны. С 2012 по 2016 гг., во время второго срока Б.Обамы, наблюдалось значительное сокращение оборонных расходов в абсолютном выражении – с 677,9 до 593,4 млрд долл. Следуя политике решения бюджетных задач по сокращению бюджетного дефицита и государственного долга, предложенной демократической администрацией, доля военного бюджета сократилась с 19,2 до 15,3%.

18 Начиная с 2017 г., когда к власти пришёл президент-республиканец Д. Трамп, политика которого, по мнению большинства экспертов, была весьма нестандартной и противоречивой, произошёл возврат к стратегии увеличения военных расходов. Необходимо подчеркнуть, что 45-й президент США неоднократно говорил о том, что Министерство обороны уже долгое время недополучает финансирование и назрела необходимость увеличения расходов по статье «национальная оборона» в более глобальных масштабах для обеспечения национальной безопасности США в будущем. Он заявлял, что Конгресс и администрация должны совместными усилиями установить приемлемый уровень военных расходов, необходимых для обеспечения обороноспособности страны.
19 Таким образом, с 2017 по 2020 гг. раздел федерального бюджета по финансированию военных расходов сохранил за собой второе место в системе общих расходов бюджета США, продемонстрировав рост за четыре года нахождения у власти Д.Трампа на 125,9 млрд долл. и составив в 2020 г. 724,6 млрд (табл. 1).
20

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета США по функциональным блокам

Расходные статьи бюджета 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
  млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Национальная оборона 598,7 15,0 631 15,4 686 15,4 724,6 11,1 748,4 10,3
Человеческие ресурсы 2 899,3 72,8 2 897,4 70,5 3 131,5 70,4 4 339,7 66,3 5 128 70,7
Материальные ресурсы 133,5 3,4 166,8 4,1 139,7 3,1 846 12,9 708,9 9,8
Обслуживание государственного долга 262,5 6,6 325 7,9 375,1 8,4 345,5 5,3 303 4,2
Прочие расходы 177,3 4,5 186,6 4,5 212,7 4,8 401,1 6,1 564,5 7,8
Нераспределённые расходы -89,8 -2,3 -97,9 -2,4 -98,2 -2,2 -106,4 -1,6 -203,6 -2,8
Всего* 3 981,6 100 4 109 100 4 447 100,0 6 550,4 100 7 249,5 100

*суммы могут не совпадать из-за округления. Источник: Historical Tables, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2022, Office of Management and Budget. Table 3.1. (accessed October, 2021).

21 Как видно из таблицы 1, на первом месте остались расходы по блоку «человеческие ресурсы», увеличившиеся в 1,5 раза за 4 года, на третьем месте – материальные ресурсы.
22 При рассмотрении изменений в системе расходов с использованием показателя «доля расходов в общей системе государственных затрат», проявляется тенденция по сокращению уровня статьи «национальная оборона» с 15% в 2017 г. до 11,1% в 2020 г.
23 После прихода к власти Дж. Байдена все расходы федерального уровня были увеличены на 699,1 млрд долл. – до 7249,5 млрд. Показательно, что наиболее масштабный рост – до 5128 млрд долл. коснулся раздела «человеческие ресурсы». Расходы на оборону увеличились до 748,4 млрд, подтверждая факт их включения в систему стратегических бюджетных приоритетов демократической администрации по обеспечению национальной безопасности. Нельзя не отметить тенденцию к сокращению бюджетной заявки по блоку «материальные ресурсы» до 708,9 млрд долл. и по статье «обслуживание государственного долга» – до 303 млрд долларов.
24 По изменению удельного веса расходных статей федерального бюджета 2021 фин. г. наблюдается немного иная картина: доля расходов снизилась по таким блокам, как «национальная оборона» (до 10,3 %), «материальные ресурсы» (до 9,8%) и «обслуживание государственного долга» (до 4,2 %), а рост наблюдался по блоку «человеческие ресурсы», доля которого достигла 70,7%, и «прочие расходы», доля которых увеличилась до 7,8%.
25

Особенности структуры военного бюджета США

 

Традиционно военный бюджет США отражается в разделе «национальная оборона» расходной части федерального бюджета. При этом подавляющая часть расходов на национальную оборону проходит через бюджет Министерства обороны США, который состоит из двух частей: «базовой», включающей расходы по статье 050 бюджетного классификатора (см. табл. 2), и «расходы на чрезвычайные зарубежные операции» (OCO Overseas Contingency Operations), которые включают расходы на размещение военного контингента США в других странах, а также часть средств бюджета Государственного департамента США и Министерства внутренней безопасности США для обеспечения определённых функций в военной сфере. Следует отметить, что одной из особенностей данной статьи является то, что она не подлежит сокращению и может быть использована для перераспределения средств в пользу базового оборонного бюджета в случае нехватки финансовых средств.

26

В свою очередь базовая часть бюджета включает два раздела: дискреционные расходы, включающие ежегодно принимаемые Конгрессом 13 законов, выделение ассигнований по которым пересматривается каждый год и должно учитывать утверждённый потолок государственного долга и защищённые расходы, финансирование которых определяется федеральными законами, принимаемыми Конгрессом США, за рамками бюджетного законодательства. К защищённым расходам, например, относятся ассигнования по программам медицинского страхования военных пенсионеров (Tricare for Life).

27

Таблица 2

Структура статьи 050 бюджетного классификатора

050 Национальная оборона:
051 Военные расходы Министерства обороны:
Личный состав Оплата труда и льготы военнослужащих и гражданских служащих, а также служащих резерва и национальной гвардии, выплата продовольственно-вещевого довольствия, выплата пенсий военнослужащим, оплата базового пособия на жильё военнослужащих, финансирование перевозок военнослужащих и их багажа, затраты на боевую и профессиональную подготовку личного состава МО, медицинское страхование военных пенсионеров, оплата суточных.
Оперативно-техническое обеспечение Транспортировка и складирование грузов, закупка горюче-смазочных материалов, ремонт и обслуживание военной техники и недвижимого имущества МО, административные затраты, боевая и профессиональная подготовка личного состава МО и пр.
Закупка вооружений, техники и материальных средств Закупка военной и специальной техники и оборудования, закупка продукции производственно-технического назначения для военных целей
НИОКР расходы на научные исследования и развитие

Проведение научных исследований и разработок, в том числе фундаментальных и прикладных, для создания новых образцов военной техники и новейших технологий, инвестирование в прорывные технологии, которые будут стимулировать инновации и поддерживать развитие оборонного потенциала следующего поколения

Строительство военных объектов Проектирование, строительство и размещение военных объектов МО, реконструкция и капитальный ремонт объектов военной инфраструктуры, приобретение земельных участков для МО, финансирование программы закрытия и перепрофилирования военных объектов и др.
Жилищное обеспечение Выделение средств на ликвидацию жилья, не соответствующего стандартам проживания, проведение текущего и капитального ремонта жилого фонда МО, проектирование и строительство новых жилых домов для военнослужащих и их семей, оплата жилищно-коммунальных платежей по содержанию жилищного фонда, включая оплату аренды и страхования
Прочее Прочие расходы
053 Военные ядерные программы
Финансирование военных ядерных программ, разработка и производство ядерных боеприпасов и ядерной техники военного назначения
054 Прочие расходы военного назначения
Финансирование деятельности министерств и ведомств США, предоставляющих услуги в сфере обеспечения национальной безопасности, таких как Агентство по отбору военнослужащих, Береговая охрана, Федеральное бюро расследований, Министерство внутренней безопасности, Министерство юстиции и др.).

Источник: Historical Tables, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2022, Office of Management and Budget. Table 3.2. (accessed October, 2021)

28 Военный бюджет включает также часть расходов на военные нужды Министерства энергетики США, отражающихся по статье 053 «Военные ядерные программы» бюджетного классификатора.
29 Ещё одной важной составляющей оборонного бюджета являются «прочие расходы военного назначения», зафиксированные в статье 054 бюджетного классификатора.
30 Кроме того немаловажным является то, что в расходы на военные цели включается часть расходов Министерства по делам ветеранов.
31 Одной из существенных особенностей бюджета обороны является то, что он сформирован по функциональному признаку, что позволяет выделять расходы федеральных ведомств США по программам финансирования при реализации конкретной государственной функции и отражать их в соответствующих статьях бюджета. Функциональный подход используется также при структурировании ассигнований, выделяемых Министерству обороны США по видам вооружённых сил: на содержание армии (сухопутных войск, СВ), военно-морских сил (ВМС) и военно-воздушных сил (ВВС).
32

Нельзя не отметить, что «при рассмотрении и анализе оборонных расходов США, следует учитывать, что суммы, отражаемые по статье 051 в приложении “Исторические таблицы” (Historical Tables) к бюджетному запросу президента США на очередной финансовый год, отличаются от сумм по аналогичным статьям, указываемым Министерством обороны в его бюджетных запросах. Различие в показателях связано с тем, что в приложении “Исторические таблицы” отражаются фактические военные расходы (outlays), часть из которых может покрываться за счёт средств, выделенных в предыдущие финансовые периоды, а в бюджетном запросе МО отражаются ассигнования, выделяемые в рамках утверждённых или заявленных к утверждению Конгрессом США актов»3.

3. Бабич С.Н. Глава 9. Военные расходы США в конце ХХ – первой четверти ХХI века. Российско-американское сотрудничество и противоборство. Значение для национальной безопасности России ./ Под ред. д.и.н. академика РАН С.М. – М.: Издательство «Весь Мир», 2017. 428 с. С. 275-278.
33

Ещё одним важным моментом, касающимся бюджета обороны США, является процесс его обсуждения и утверждения обеими палатами Конгресса и выработка компромиссного документа в ходе таких дискуссий. Окончательная версия оборонного бюджета направляется на подпись президенту в виде закона «Об ассигнованиях на национальную оборону» (National Defense Authorization Act, NDAA) на определённый год.

34

Расходы на национальную оборону США в период президентства Д. Трампа

 

Ещё до победы на выборах 2016 г. Д.Трамп чётко обозначил своё намерение нивелировать «недофинансирование» военного бюджета США, в котором он обвинял правительство Б.Обамы. В этом смысле показательно его выступление на военной базе Эндрюс в штате Мэриленд перед подписанием оборонного бюджета на 2020 фин год. В частности он заявил: «До моего вступления в должность вооружённые силы столкнулись с резкими и губительными по своим последствиям сокращениями бюджета. Откровенно говоря, они были крайне истощены. Будучи кандидатом в президенты, я пообещал отказаться от этих губительных сокращений и обеспечить сохранение за нашими вооружёнными силами неоспоримого превосходства по всему миру. Сейчас нет никого, ни одной страны, которая хотя бы приблизилась к этому уровню»

35 За время президентства Д. Трампа были подготовлены и согласованы в Конгрессе законопроекты об ассигнованиях на оборону с 2017 по 2021 фин г.(рис. 2).
36

Рисунок 2

Расходы на национальную оборону при администрации Д. Трампа и заявка до 2030 фин.г., млрд долл.

37

38

Источник: Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2021, Office of Management and Budget, Table S-3, P.111.

39 Как видно из рис. 2, за годы господства «трампаномики» расходы на оборону планомерно увеличивались в абсолютных цифрах с 599 до 753 млрд долл. А к 2030 г. их плановое значение должно достичь 913 млрд долл. Согласно данным бюджетных заявок на этот период в относительном выражении расходы составили 3,2% ВВП в 2020 и 2021 г, а далее запланировано их снижение на 0,1% в год, до 2,2% ВВП к 2030 году.
40

Необходимо отметить, что бюджеты последних двух лет президентства Д.Трампа были направлены на реализацию «Стратегии национальной обороны 2018 года» (National Defense Strategy) и акцентировали внимание на инвестициях в модернизацию и инновации, призванные обеспечить Вооружённые силы (ВС) США необходимыми возможностями для решения как текущих, так и будущих задач.

41 Так, заявка по военному бюджету на 2021 фин. г. содержит запрос на 705,4 млрд долл, в том числе 636,4 млрд для финансирования базовой части и 69 млрд на «расходы на чрезвычайные зарубежные операции», что отражает увеличение на 0,8 млрд долл. по сравнению с утвержденным уровнем 2020 года.
42

В обосновании к бюджетной заявке Министерства обороны США на 2021 фин. год отмечается, что «администрация запрашивает средства на восстановление ВС США и повышение их боеготовности, обеспечивая при этом баланс между реформированием, поддержанием эффективности и подотчётностью на всех уровнях. Бюджет направлен на военное доминирование США во всех областях ведения боевых действий – в воздухе, на суше, на море, в космосе и киберпространстве»4. При этом приоритетное внимание уделяется выделению ассигнований на такие программы, которые обеспечат преимущества в боевых действиях против Китая и России, признанных, согласно новой доктрине, главными противниками США. В частности к указанным программам относятся: разработка и производство высококачественных боеприпасов повышенной дальности, беспилотных систем, гиперзвуковых и передовых ударных ракет, контейнерного оружия, а также использование направленной энергии и возможности ведения информационной войны.

4. A Budget for America’s Future. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2021, Office of Management and Budget. Department of Defense. P.33
43 Для понимания масштабов и перспектив изменений военных расходов в период президентства Д.Трампа необходимо рассмотреть и проанализировать данные по всем элементам статьи 050 (табл. 3).
44 Как показывают данные Таблицы, за указанный период затраты по статье 050 увеличатся почти на 168,4 млрд долл. (28%) и составят 767 млрд долл. в 2021 г. При этом общие расходы в рамках подстатьи «051: Военные расходы Министерства обороны» базового бюджета должны увеличиться почти на 160,5 млрд долл. и превысить 729,3 млрд долларов.
45 Примечательно, что наиболее значительный рост (почти на 50 млрд долл.) запланирован по расходам на оперативно-техническое обеспечение вооруженных сил, прогнозируемые бюджетные ассигнования по которым к 2021 фин. г. должны составить 295 млрд долларов.
46

Таблица 3 Структура расходов в рамках статьи 050 бюджетного классификатора с 2017 по 2021 фин г., млн долл.

47
  2017 2018 2019 2020 2021
051 Военные расходы Министерства обороны
Личный состав 144 701 145 827 156 267 162 084 173 867
Оперативно-техническое обеспечение 245 184 256 657 271 699 283 698 295 054
Закупка вооружений, техники и материальных средств 104 127 112 669 124 699 135 097 141 997
НИОКР 68 127 76 976 89 280 97 516 104 636
Строительство военных объектов 6 671 6 706 7 412 8 099 11 427
Жилищное обеспечение 1 207 1 155 1 166 1 375 1 596
Прочее -1 121 693 3 463 1 721 739
Всего статья 051 568 896 600 683 653 986 689 590 729 316
053 Военные ядерные программы 20 482 20 919 22 767 25 499 28 037
054 Прочие расходы военного назначения 9 344 9 528 9 250 9 391 9 751
Всего статья 050 598 722 631 130 686 003 724 480 767 104

Источник: Historical Tables, Budget of the United States Government, Fiscal Year 2021, Office of Management and Budget. Table 3.2.

48

Военный бюджет Д.Трампа предусматривает значительное увеличение ассигнований по подстатье 053 «Военные ядерные программы». По данной статье финансируются функции Министерства энергетики США по обеспечению ядерной безопасности и поддержке и модернизации ядерной инфраструктуры страны. Рост финансирования по данной статье объясняется необходимостью модернизации ядерных сил США, которые являются важнейшей составляющей стратегической безопасности. Проблема «устаревания» ядерного арсенала и ядерной инфраструктуры США актуализировалась ещё при Б.Обаме, что было связано, как с длительной экономией средств за счёт увеличения сроков эксплуатации имеющегося ядерного арсенала, так и с нехваткой необходимых средств из-за ведения длительной войны в Афганистане. В рамках программы модернизации ядерных вооружений выделено порядка 9 млрд долл., из которых 570 млн пойдут на межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования; 3 млрд – на создание стратегического бомбардировщика B-21 «Рейдер»; 712 млн – на крылатую ракету большой дальности с ядерной боевой частью; 2,2 млрд – на атомные ракетные подводные лодки класса «Колумбия» и 2,5 млрд долл.– на средства управления, контроля и связи в системе стратегических ядерных сил.

49

Следует оговориться, что для оценки реальных военных затрат США на оборону и обеспечение безопасности необходимо учитывать ещё несколько важных элементов расходной части оборонного бюджета США. В этом плане имеет смысл обратиться к результатам исследования аналитиков Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) Т.Харрисона и С.Дэниелса по анализу американского военного бюджета на 2021 год. В своей работе они приходят к выводу о том, что в настоящее время практически все официальные оценки расходов на оборону игнорируют неуклонно растущие расходы на дела ветеранов, которые сегодня составляют примерно 1/3 общего оборонного бюджета США. В связи с этим, эксперты рекомендуют при оценке реального совокупного оборонного бюджета учитывать 3 компонента. Во-первых, военные расходы Министерства по делам ветеранов (статья 700 бюджетного классификатора), которые отражают затраты на обеспечение медицинского страхования, пенсий, пособий и льгот для ветеранов вооружённых сил США и членов их семей; во-вторых, выплаты по амортизации необеспеченных военных пенсионных обязательств военнослужащим (Amortization of Unfunded Military Retirement Liabilities) и в-третьих, налоговые расходы, относящиеся к военной сфере (Defense-related Tax Expenditures). С учётом этих компонентов оборонный бюджет США 2021 г. увеличился на 363 млрд долл. и составил порядка 1 116,5 млрд долл., что с учётом инфляции на 48% превышает изначально обозначенную сумму расходов на оборону5.

5. Todd Harrison, Seamus P. Daniels. A Report of the CSIS. Analysis of the FY 2021 Defense Budget. August 2020. P 1-2 (accessed October, 2021)
50

Более детальное рассмотрение расходования бюджетных средств по основным структурным компонентам статьи 051 «Военные расходы Министерства обороны» даёт основание утверждать, что администрация Д.Трампа в целом выполнила своё предвыборное обещание о модернизации всех видов вооружённых сил. В частности, в рамках подстатьи «Оперативно-техническое обеспечение» администрация запросила выделить 15,1 млрд долл. по программам тактических истребителей и укомплектовать ВВС 115 современными истребителями (в том числе истребителями-невидимками F-35A), закупить 110 самолётов четвёртого и пятого поколения (такими как F-15EX) и 12 самолётов-заправщиков KC-46; произвести закупку вариантов F-35 для ВМС и Корпуса морской пехоты. Кроме того, бюджет Д.Трампа содержит запрос на приобретение ВМФ 10 единиц боевых беспилотных кораблей (согласно планам администрации для реализации концепции создания сильного флота планировалось довести количество боевых кораблей до 355 единиц), трёх подводных лодок класса «Вирджиния», трёх эсминцев серии DDG-51 Flight III и одного перспективного фрегата класса FFG (X). Дополнительные средства в размере 1,4 млрд долл. предусмотрены для покрытия расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание кораблей и самолётов ВМС. Почти 11 млрд долл. запланировано на модернизацию высокоточной артиллерии большой дальности, боевых машин и вертолётов. Более 3 млрд долл направлено на поддержку модернизации одной боевой группы бронетанковой бригады в год; 20,3 млрд долл. предусмотрено на реализацию программы по укреплению противоракетной обороны США.

51 При этом наиболее весомой статьёй расходов в рамках статьи «оперативно-техническое обеспечение» будет оставаться «Программа здравоохранения военных», размер ассигнований по которой составит 50,8 млрд долл. Немаловажно, что на сегодняшний день эта программа охватывает порядка 9,6 млн. человек.
52 Впервые в бюджетной заявке присутствуют масштабные ассигнования (почти 10 млрд долл.) на развитие кибернетических возможностей ВС США для защиты от возможных киберугроз.
53

Нельзя не упомянуть, что одной из амбициозных целей Д.Трампа являлось создание в декабре 2019 г. военно-космических сил США как самостоятельного рода войск (US Space Force USSF).6 Напомним, что основной предпосылкой к этому стало признание России и Китая главными угрозами национальным интересам США в космосе, хотя, по мнению ряда экспертов, заявления о милитаризации космоса со стороны Китая и РФ активно применяются администрацией США для оправдания собственных действий в этом направлении. Конкретные шаги, необходимые для создания нового вида вооруженных сил обозначил в августе 2018 г вице-президент США Майк Пенс7. Предполагается, что Космические силы будут укомплектованы личным составом других видов войск, а для закупок техники и разработок инноваций будет создано Агентство по космическому развитию. Уже в августе 2019 г. начало работу новое Космическое командование SPACECOM, главой которого стал генерал Джон Рэймонд. Первый запрос в размере 111 млн долл. на комплектование военно-космических сил и осуществление их функций включён в оборонный бюджет на 2021 фин. год.

6. Weisgerber, M. and Tucker, P., What Trump’s Space Force announcement means? Defense One, 18 June 2018 Toward the creation of a US “Space Force”, US Congressional Research Service, 16 Aug. 2018. (accessed June 2021)

7. White House, Remarks by Vice President Pence on the future of the US Military in space, The Pentagon, 9 Aug. 2018(accessed June 2021)
54 Интерес также представляет то, что в оборонном бюджете Д.Трампа заложены достаточно крупные средства (734 млн долл.) на «сдерживание» России в рамках Европейской инициативы сдерживания – программы, направленной на усиление присутствия ВС США в Европе. Кроме того, бюджетная заявка на оборону содержит запрос на увеличение средств на военную помощь Украине в размере 300 млн долл., что на 50 млн превышает прошлогоднюю сумму, это является доказательством того, что поддержка Украины стала для администрации Д. Трампа важным элементом военной и внешней политики.
55 Анализируя военный бюджет, предложенный 45-м президентом США, нужно сказать и об увеличении ассигнований по подстатье «личный состав» статьи 051 на 29,1 млрд долл. Такой рост ассигнований связан прежде всего с решением задачи эффективного комплектования всех шести видов вооружённых сил США, включая военно-космические. Согласно планам администрации, конечная численность вооружённых сил должна быть увеличена более чем на 13 тыс. человек по сравнению с утверждённым уровнем 2020 г. и составить 2 153 500 человек. Кроме того, важным шагом правительства в плане увеличения вложений в человеческий потенциал, форсирующим рост затрат по содержанию персонала МО, является повышение базовой заработной платы военнослужащих на 3,0% и предоставление полного спектра компенсационных программ поддержки американским военнослужащим и членам их семей.
56

Военный бюджет США на 2021 г. по видам вооружённых сил принял при Д.Трампе следующий вид8: расходы на содержание сухопутных войск выросли до 178 млрд и составили 25% общих бюджетных расходов Министерства обороны; расходы на содержание ВМС увеличились с 174 до 207,1 млрд и достигли 29% совокупных военных расходов на все группы войск; ассигнования на содержание ВВС увеличились на 20 млрд (до 207,2 млрд долл.) и практически сравнялись по уровню финансирования с расходами на содержание ВМС; ассигнования на подгруппу Defense-Wide сократились до 16% общих ассигнований и составили 113,3 млрд долларов.

8. DoD Table 6- Green Book 2021 pp.101-102 >>>
57

Расходы на национальную оборону США при Дж. Байдене

 

К началу президентских полномочий Дж. Байдена значительно осложнилась ситуация с достаточностью государственных средств на приоритетные программы новой администрации в связи с начавшейся рецессией и реализацией крупномасштабной программы помощи по борьбе с последствиями пандемии коронавируса: к 2021 г. затраты на борьбу с последствиями пандемии коронавируса составили почти 14% ВВП. Соответственно, ещё серьёзнее усугубилась проблема роста дефицитности федерального бюджета и дальнейшего наращивания долговых обязательств США. Дело в том, что за четыре года президентства Д.Трампа федеральный бюджетный дефицит увеличился почти в 5 раз и достиг в 2020 г. 3,13 трлн долл. Такой беспрецедентный рост дефицита был связан в том числе с ростом военных расходов в рамках программы по восстановлению и модернизации вооружённых сил США, проводимой администрацией 45-го президента США.

58

Таким образом, перед 46-м президентом после его инаугурации встала задача поиска путей сокращения дефицитности федерального бюджета и решения проблемы обеспечения достаточного и стабильного роста экономики для выхода из рецессии как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Однако вместо сокращения военных расходов для решения бюджетных проблем, Дж. Байден объявил одним из своих приоритетов дальнейшее увеличение оборонного бюджета в течение первого срока своего президентства. Подтверждением этому стал президентский проект бюджета на национальную оборону на 2022 фин. г. в размере 715 млрд долл. с поправкой на инфляцию, превышающий на 11,3 млрд долл., или на 1,6% бюджетный запрос Д. Трампа на 2021 г.9 В обосновании к первому бюджетному запросу Дж. Байдена указано, что новый бюджет ориентирован на инновации и модернизацию вооружённых сил США. В документе отмечается, что запрашиваемая в проекте бюджета сумма отражает изменение объёма ресурсов в соответствии с новыми приоритетами правительства, решением проблемы стратегической конкуренции с Китаем и намерением президента вывести все войска США из Афганистана до начала 2022 фин. года. Примечательно, что согласно закону «Об авторизации» на 2022 фин. г., утверждённому Конгрессом (NDAA; H.R.4350), бюджет на оборону превышает президентский запрос и составляет 790,5 млрд долларов.

9. FY 2022 Defense Budget Request. Overview – FY 2022 Defense Budget/ FY 2022 BUDGET SUMMARY Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) May 20-21.Chapter 1. P1-5.
59 Прогноз по дальнейшей трансформации расходов на национальную оборону в период президентства Дж. Байдена, представлен на рис. 3.
60

Рисунок 3

Прогнозируемые расходы на национальную оборону при администрации Дж. Байдена*, млрд долл.

61

62

*Данные на 2021 фин г. отражают ассигнования по заявленным и утверждённым проектам военного бюджета Д. Трампа для сопоставления. Источник: Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2022, Office of Management and Budget, Historical tables. Table 3.1.

63 Рисунок 3 наглядно демонстрирует, что с 2022 по 2026 фин. г. администрация планирует ежегодно повышать расходы на оборону, чтобы к концу 2026 фин. г. расходы по данной статье, увеличившись на 50 млрд долл. (на 6,5%) достигли 821 млрд – беспрецедентного уровня в абсолютных цифрах для мирного времени. При этом доля расходов на оборону в общих расходах федерального бюджета сократится на 0,6%, до 12,2%, а их уровень в экономике за этот период снизится с 3,4% до 3% ВВП, что значительно ниже показателей, характерных для последнего финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. и президентства демократа Б.Обамы.
64

Нельзя не отметить, что решение о дальнейшем росте затрат МО подверглось жёсткой критике и осуждению частью американского истеблишмента и спровоцировало появление большого числа публикаций экспертов и аналитиков крупнейших научно-исследовательских организаций США, таких как корпорация РЭНД (RAND), Центр международной политики (Center for International Policy), Центр стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS), Институт Рональда Рейгана, Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) и других на тему существующих возможностей по сокращению и реструктуризации военных бюджетов США в ближайшем будущем10.

10. Например: Todd Harrison, Seamus P. Daniels. A Report of the CSIS. Analysis of the FY 2021 Defense Budget. August 2020; доклад Sustainable Defense: More Security, Less Spending. Center For International Policy. June, 2019
65 Важной особенностью проекта оборонного бюджета на 2022 фин. г. стало включение ранее отдельно учитываемой статьи «расходы на чрезвычайные зарубежные операции» Министерства обороны США в общий военный базовый бюджет. Дело в том, что изначально эта статья использовалась с целью финансирования операций США в Афганистане, а затем в Ираке и за его пределами. Ранее мы уже упоминали о том, что одной из особенностей данной статьи является то, что она не подлежит сокращению, что позволяет использовать средства, оставшиеся с прошлых периодов, для покрытия расходов базового оборонного бюджета в случае нехватки финансовых средств. Постепенно средства, выделяемые по данной статье стали слишком часто применяться для «залатывания дыр» в военном бюджете. В 2020 фин. г. МО запросило дополнительное финансирование на в размере 165 млн долл. Однако на миссии в Афганистане, Ираке и Сирии, как показали аудиторские проверки, было потрачено лишь 15% этих средств. Позднее Комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса сообщил, что «эксперимент с применением этой статьи оказался несостоятельным», что и стало основанием для включения её в общий бюджет Министерства обороны с 2022 фин. года.
66 Оценка изменений в структуре прогнозируемых расходов МО США (статья 050) согласно запросу на 2022 фин. г., позволяет сделать вывод об увеличении ассигнований практически по всем расходным статьям. Так, ассигнования по статье «содержание личного состава» увеличатся на 3 млрд долл. и составят 177,7 млрд; по статье «оперативно-техническое обеспечение» – на 18,9 млрд долл., до 305,5 млрд; по статье «строительство военных объектов» – на 2,7 млрд долл., до 10,9 млрд, по статье «жилищное обеспечение» – на 161 млн долл. по сравнению с прошлым годом. Наиболее существенное сокращение ассигнований на национальную оборону предусмотрено по статье «закупка вооружений, техники и материальных средств» – с 137,2 млрд долл. до 123,8 млрд. Важно учитывать, что в табл. 3.2 раздела «Исторические таблицы» общий бюджет МО отражает прогнозные суммы на период 2021–2026 фин. гг., поэтому превышается запрос Дж.Байдена на 2020 фин. год. и составляет 729,4 млрд долл. вместо 715 млрд долларов.
67 При этом показательно, что сокращение закупки вооружений и техники коснётся всех видов войск. Наибольшее сокращение выделяемых средств – на 2,7 млрд долл. (до 58,2 млрд) планируется для ВМС; на 2,4 млрд долл. (до 22,3 млрд), будет снижен уровень финансирования Армии; на 1,3 млрд долл. (до 47,2 млрд) будут урезаны ассигнования на закупку техники и вооружений для ВВС (табл. 4).
68

Данные, представленные в табл. 4 позволяют также оценить распределение ассигнований по другим видам военных расходов статьи 050 и группам войск в бюджетных запросах на 2021 и 2022 фин. годы.

Таблица 4 Структура расходов в рамках статьи 050 по видам войск в бюджетных заявках, млрд долл.

69
  2021 фин. год (Д.Трамп) 2022 фин. год (Дж. Байден)
Армия ВМС ВВС Defense-Wide Армия ВМС ВВС Defense-Wide
Личный состав 65 54,6 42,6 н/д 66,1 56,6 44,6 н/д
Оперативно-техническое обеспечение 68,4 68,8 64,3 81,7 69,3 71,2 67,5 82,3
Закупка вооружений, военной техники и материальных средств  24,7 60,9 48,5 7,4 22,3 58,2 47,2 5,9
НИОКР 13,8 20,0 46,6 25,9 12,8 22,6 50,4 26,1
Строительство военных объектов 1,5 2,2 1,3 2,2 1,2 2,5 2,3 2,2
Жилищное обеспечение 0,05 0,04 0,04 0,006 0,05 0,04 0,04 0,005
Револьверные и управляющие фонды 0,02 н/д 0,009 1,1 0,04 0,01 007 1,3
Всего* 174,3 207,1 204,0 118,4 172,7 211,7 212,7 117,8

*Сумма может не совпадать из-за округления. Источник: Office of the Under Secretary of Defense Chief Financial Officer, Comptroller Information System. FY 2022 Defense Budget Overview. Resource Exhibits. Appendix A. Table A-3, P.A-2.

70 Анализ этих данных позволяет прийти к заключению, что Дж. Байден планирует продолжить практику Д. Трампа по увеличению финансирования личного состава и оперативно-технического обеспечения армии, флота и военно-воздушных сил США. Что касается размеров ассигнований, то наиболее существенная сумма (66,1 млрд долл.) поступит на содержание военнослужащих Армии, 56,6 млрд долл. будет направлено на обеспечение военнослужащих ВМС и, 44,6 млрд долл. – на содержание личного состава ВВС. По подстатье «Оперативно-техническое обеспечение» наибольшие ассигнования (71,2 млрд долл.) будут выделены ВМС, 69,3 млрд долл. поступит на оснащение армии и 67,5 млрд долл. получат ВВС.
71

Отдельного внимания заслуживают изменения по подстатье 053 «Военные ядерные программы». Напомним, что вопрос о модернизации ядерных сил США из-за их устаревания был включён в программу президента Д. Трампа в качестве одного из приоритетных для обеспечения национальной безопасности. Показательно, что нынешний глава Белого дома, осознавая все возможные риски, предполагает продолжить заниматься данным вопросом, о чём свидетельствует запрос на ядерную модернизацию всех видов вооружённых сил в размере 27,7 млрд долл., обозначенный в проекте военного бюджета на 2022 фин. г. Указанная сумма включает следующие расходы: приобретение ударного бомбардировщика дальнего радиуса действия B-21 – 3 млрд долл.; покупка подводной лодки с баллистическими ракетами класса «Колумбия» – 5 млрд; установка наземного стратегического фактора сдерживания (GBSD) – 2,6 млрд; закупка ракеты дальнего радиуса действия (LRSO) – 609 млн долл. Таким образом, с 2021 по 2026 фин. г. согласно планам правительства Дж. Байдена ассигнования по подстатье 053 должны увеличиться на 5,9 млрд долл. и составить 32,5 млрд в 2026 фин году.

72 Что касается подстатьи 054 «Прочие военные расходы», то по ней запланировано незначительное увеличение ассигнований с 10,1 млрд долл. в 2022 фин. г. до 10,7 млрд в 2026 фин. году.
73

Здесь важно отметить, что в отчёте Исследовательской службы Конгресса (Congressional research service, CRS), рассматривающем элементы бюджетного запроса Министерства обороны на 2022 фин. г. с использованием данных, включённых в общедоступные документы, опубликованные заместителем министра обороны (контролёром), приведены более реалистичные цифры по блокам расходов Министерства обороны по сравнению с разделом «Исторические таблицы» проекта бюджета МО на 2022 фин. год. В частности, в отчёте затраты на содержание личного состава составляют 167,3 млрд долл. (23% общих затрат МО); на оперативно-техническое обеспечение – 254,4 млрд (36% совокупных расходов); на закупку вооружений, военной техники и материальных средств – 132,5 млрд (19%); на НИОКР – 112 млрд (16%); на строительство военных объектов и жилищное обеспечение – 9,8 млрд (1%); на программу военного здравоохранения и прочее – 39 млрд долл. (5%)11.

11. Pat Towell. The Department of Defense (DOD) Budget: An Orientation. Congressional Research Service R46965 · November 12, 2021 >>> R46965 (accessed November 17, 2021).
74

При этом подстатья «содержание личного состава» включает, как уже упоминалось ранее, ассигнования на денежную компенсацию военнослужащим (базовую заработную плату, жилищные пособия, а также специальные выплаты и бонусы, на которые имеют право некоторые сотрудники МО); отсроченную (то есть после выхода в отставку) компенсацию (выплату военным пенсионерам, взносы в план экономии средств и план медицинского обслуживания пенсионеров (Tricare for Life); компенсацию взноса на социальное обеспечение, а также возмещение путевых расходов военнослужащих. Однако данная статья не покрывает стоимость таких льгот военнослужащим, как медицинское обслуживание, субсидируемые супермаркеты (комиссариаты) и дневной уход за детьми. Эти виды расходов финансируются из других частей бюджета Министерства обороны.

75 Согласно бюджетному запросу на базовую заработную плату, которая обычно составляет около 60% денежной компенсации военнослужащим, заложены средства в размере 63,7 млрд долл. Заработная плата выплачивается 237 тыс. офицеров и 1,1 млн рядовых в зависимости от ранга (класса) и длительности службы. Порядка 24,7 млрд долл. предусмотрено для оплаты труда 90 тыс. военнослужащих резерва и Национальной гвардии, работающих полный рабочий день на вспомогательных должностях. Базовая надбавка в размере 23 млрд долл. предусмотрена для возмещения затрат на жильё в регионе, к которому прикреплён сотрудник службы; на начисление пенсионных выплат выделено 22,2 млрд долл. – эта сумма включает платёж в целевой фонд для военных пенсионеров. Возмещение выплат по программе медицинского обслуживания пенсионеров составляет 9,3 млрд долл.; денежная выплата на питание – 6,6 млрд; компенсация взноса на социальное обеспечение – 4,9 млрд; расходы на возмещение путевых затрат военнослужащих (переезд) – 4,3 млрд долларов.
76

Подстатья «оперативно-техническое обеспечение» предусматривает финансирование на такие расходы Министерства обороны, как топливо, расходные материалы, расходные запасные части, а также текущее техническое обслуживание и капитальный ремонт самолётов, судов, наземных транспортных средств, электронного оборудования и сооружений, на эти цели в военном бюджете на 2022 фин. г. выделено 96,2 млрд долл., или 38% совокупных затрат. По данной подстатье также предусмотрены средства на оплату услуг по набору персонала, обучение военнослужащих, получение профессионального образования, административную деятельность и операции по снабжению. Свыше 20% бюджета по этой статье покрывает заработную плату и пособия гражданским федеральным служащим. Среди наиболее важных и значительных по размеру можно выделить следующие категории затрат по данной подстатье: ассигнования в размере 30,3 млрд долл. (12% совокупных затрат) на финансирование базовых затрат, включающих коммунальные услуги, местный транспорт, питание, управление персоналом и деятельность по поддержке семей на военных базах; финансирование в размере 18,4 млрд долл. на выполнение обычных административных функций, не связанных непосредственно с боевыми задачами, включая управление персоналом и недвижимостью, связь, снабжение и транспорт; 2,2 млрд долл. на финансирование 106 начальных и средних школ, в которых обучаются почти 70 тыс. военнослужащих, находящихся на иждивении за рубежом и на внутренних базах в относительно изолированных районах; 3,3 млрд долл. на оснащение, снабжение и подготовку Армии, ВВС, Национальной полиции и Специальных сил безопасности в Афганистане, плюс 522 млн долл. на оснащение, подготовку и снабжение сил по борьбе с ИГИЛ в Сирии и Ираке12.

12. Ibid p.2-6.
77

По подстатье «закупка вооружений, военной техники и материальных средств» предусмотрены ассигнования в размере 132,5 млрд долл, которые будут распределены следующим образом. Для решения задачи повышения уровня боеготовности и технической оснащённости ВС США затраты на закупку, создание и модернизацию арсенала ракет и оборонных средств, среди них 647 млн долл. – на перехватчики (SM-3 IIA и SM-3 IB); 1 млрд долл. – на систему ПРО морского базирования «Иджис» (Aegis); 1,7 млрд долл. – на перехватчики следующего поколения (NGI); 562 млн долл. – на защиту от баллистических ракет Терминальной высотной зоны «ТХААД» (THAAD); 777 млн долл. – на усовершенствованный ракетный сегмент «Пэтриот» (Patriot).

78

По этой же подстатье произойдёт доукомплектование ВВС на общую сумму 52,4 млрд долл. В частности за счёт этих средств будут реализованы следующие инициативы: поставка 85 ударных истребителей F-35 на сумму 12 млрд долл; замена 14 танкеров KC-46 на сумму 2,5 млрд; приобретение для Корпуса морской пехоты 9 вертолётов CH-53K «Королевский жеребец» на сумму 1,7 млрд; а также поставка 12 истребителей последнего поколения F-15EX на сумму 1,5 млрд и 30 ударных вертолётов AH-64E «Апач» (Apache) на сумму 825 млн долларов.

79

Средства в размере 34,6 млрд долл. будут направлены на повышение боеспособности ВМС США. В рамках бюджетной заявки ВМС получат беспилотные надводные суда (USV) на 203 млн, 2 буксировочных спасательных судна (T-ATS) стоимостью 184 млн и одно судно T-AGOX(X) стоимостью 434 млн долларов.

80

На укрепление боеспособности Армии будут перечислены ассигнования в размере 12,3 млрд долл. При этом 1,1 млрд из этой суммы будет направлен на увеличение на 3799 единиц количества лёгких тактических машин; 1 млрд – на закупку 70 модифицированных танков M-1 «Абрамс» (Abrams) и 613 млн долл. – на приобретение 92 боевых машин-амфибий.

81

Отличительной чертой военного бюджета Дж. Байдена является также то, что впервые в истории на финансирование подстатьи «НИОКР» статьи 050 запрашивается такая солидная сумма – 112 млрд долл., из которых порядка 14,7 млрд предполагается направить на разработки в сфере науки и техники, 2,3 млрд – на НИОКР в микроэлектронике, 874 млн – на проекты по созданию искусственного интеллекта и 398 млн долл. на создание сети пятого поколения (5G). Согласно классификации затрат на НИОКР, предлагаемой в отчёте Исследовательской службы Конгресса, ассигнования по данной подстатье будут выглядеть следующим образом: 2,3 млрд долл. (2% всех расходов на НИОКР) составит финансирование фундаментальных исследований; 5,5 млрд (5%) будет направлено на прикладные исследования; 6,9 млрд (6%) предусмотрено на развитие передовых технологий; 31,3 млрд (28%) запланировано на разработку передовых компонентов и прототипов; 40,6 млрд (36%) составит разработка операционных систем; 15,8 млрд долл. (14% совокупных расходов по данной подстатье) запрашивается на инженерную разработку и демонстрацию систем, двумя самыми дорогими из которых являются спутник обнаружения запуска ракет следующего поколения OPIR (2,5 млрд долл.) и новый президентский самолёт (681 млн долл.); 7,4 млрд долл. (7%) составит запрос на управленческую поддержку НИОКР; 2,3 млрд долл. предполагается выделить на разработку и применение программного обеспечения13.

13. Ibid p.12, 13.
82

Интересно, что заявка на 2022 фин. г. по военному бюджету включает запрос на невоенные цели в размере 1,1 млрд долл., из которых 500 млн будет направлено на борьбу с COVID-19 и готовность к пандемии и 617 млн – на экологические программы по подготовке к изменению климата и смягчению его последствий. Порядка 5,1 млрд долл. планируется направить на программу «Тихоокеанская инициатива сдерживания».

83

Важным решением является предложение действующей администрации по возвращению части бюджетных средств за счёт закрытия старых и менее эффективных платформ и программ, которые больше не отвечают потребностям безопасности. Планируется, что реализация данной инициативы позволит вернуть в бюджет 2,8 млрд долл. Из них в рамках финансирования армии предполагается вернуть почти 47,8 млн долл. за счёт отказа от использования системы ночного видения и средств радиоэлектронной борьбы; по финансированию ВМС запланировано получить бюджетные средства в размере 1,3 млрд долл. за счёт списания кораблей (CG, LSD, LCS) и вывода самолётов (F/A-18 A-D, RQ-21); по финансированию ВВС прогнозируется выручить около 1,4 млрд долл. за счёт продажи самолётов (A-10, F-15 C/D, F-16 C/D, KC-135, KC-10, C-130H, E-8, RQ-4, блок 20 и 30).

84 Если говорить об изменении численности и структуры ВС, то необходимо отметить, что в проекте бюджета обороны на 2022 фин. г. предусмотрено незначительное сокращение количества военнослужащих по всем родам войск, за исключением космических. Так, число активного компонента военнослужащих Армии будет сокращено до 485 000 человек, ВМС – до 346 200 человек; Корпуса морской пехоты – до 178 500 человек; ВВС – до 328 300 человек. Количество военнослужащих Космических войск США составит 8 400 человек.
85

В обосновании к запросу на военный бюджет 2022 фин. г. Дж. Байден отметил, что «самым важным активом Министерства обороны являются люди. И подчеркнул, что «для обеспечения того, чтобы вооружённые силы США оставались выдающейся силой в мире, бюджет на 2022 фин. г. предусматривает заботу о военнослужащих, их семьях и гражданской рабочей силе». Для реализации данной цели в бюджетный запрос были включены следующие инициативы: повышение заработной платы на 2,7 % как для военного, так и для гражданского персонала; финансирование программы поддержки семьи в размере 8,6 млрд долл. на профессиональное развитие и образование военнослужащих и их супругов. Указанная программа включает обеспечение доступного ухода за детьми (для 160 тыс. детей); молодёжную программу, обслуживающую более 1 млн человек; финансирование школ, подведомственных Министерству обороны США (более 74 тыс. учащихся). Кроме того, в бюджетном запросе присутствуют расходы на обеспечение военнослужащих и членов их семей высококачественным жильём на сумму 10 млрд долл., что превышает утверждённый объём ассигнований прошлого года по этому направлению на 17%14.

14. The Department of Defense Releases The President’s Fiscal Year 2022 Defense Budget. May 28, 2021 Statement by Secretary of Defense Lloyd J. Austin III on the President’s Fiscal Year 2022 Budget.
86

Заключение

 

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день США остаются безусловным лидером по большинству показателей военной мощи. Военное превосходство США связано с несколькими факторами: во-первых, выделением крупнейших в мире бюджетных средств на военные нужды, во-вторых, поддержанием высочайшего уровня инноваций и расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования в военной сфере, что позволяет своевременно проводить модернизацию военной техники и создавать оружие последнего поколения; в-третьих, направленностью на развитие человеческого потенциала для поддержания высокой боеспособности американских вооружённых сил.

87 В ходе анализа подтверждена определённая преемственность администраций Д. Трампа и Дж. Байдена по формированию бюджетов на национальную оборону. В частности оба президента проводят политику увеличения расходов по основным статьям оборонного бюджета, несмотря на критику со стороны оппонентов.
88

Очевидно, что военные расходы продолжат играть важнейшую роль в структуре расходов федерального бюджета, а следовательно, и в системе бюджетных приоритетов правительства. Однако сегодня перед администрацией 46-го президента США стоит сложная задача найти пути поддержки восстановления экономики после пандемии коронавируса COVID-19 и сокращения дефицита федерального бюджета и государственного долга до устойчивого уровня – целей, которые противоречат друг другу. В этом смысле будущее военного бюджета и трансформация его расходной части будет зависеть от выбора между экономическими стимулами и жёсткой бюджетной экономией. Учитывая тенденции в бюджете на национальную оборону, выявленные в данном исследовании, жёсткая бюджетная экономия может подтолкнуть Министерство обороны рассмотреть возможность принятия сложных стратегических решений, которых удавалось избежать до сегодняшнего дня. Это становится особенно актуальным в связи с тем, что в конце 2021 г. истекает срок действия ограничений, установленных законом «О бюджетном контроле» (BCA) 2011 г, предусматривавшим ежегодный автоматический секвестр дискреционных военных расходов с 2012 по 2021 г., и до сегодняшнего момента вопрос о введении новых ограничений данного вида расходов остаётся открытым.

89 Таким образом, сегодня есть несколько вопросов, которые вызывают экономические опасения: долгосрочное снижение темпов роста экономики, замедление роста производительности труда, растущее неравенство, сокращение доли США в мировом «экономическом пироге» и необходимость реинвестирования в национальную инфраструктуру. Усугубляет все эти проблемы возобновившийся рост федерального дефицита и государственного долга. Согласно прогнозам в течение ближайших пяти лет проценты, ежегодно выплачиваемые по государственному долгу, вырастут и смогут превысить бюджет на национальную оборону. Поскольку экономическая мощь и финансовая устойчивость являются платформой для военной мощи и глобального влияния, все вышеупомянутые тенденции вызывают заметные опасения в области безопасности.

References

1. The Military Balance 2021. IISS. 25 of February 2021. https://www.iiss.org/press/2021/military-balance-2021. (accessed 15, September 2021)

2. SIPRI 2021 Military Expenditure Database /http://milexdata.sipri.org, SIPRI Yearbook 2021. SIPRI/https://www.sipri.org/databases/milex//Military expenditure by country as percentage of gross domestic product, 1988-2020

3. Babich S.N. Glava 9. Voennye raskhody SShA v kontse KhKh – pervoj chetverti KhKhI veka. Rossijsko-amerikanskoe sotrudnichestvo i protivoborstvo. Znachenie dlya natsional'noj bezopasnosti Rossii./ Pod red. d.i.n. akademika RAN S.M. – M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2017. 428 s. S. 275-278.

4. A Budget for America’s Future. Budget of the U.S. Government. Fiscal Year 2021, Office of Management and Budget. Department of Defense. P.33

5. Todd Harrison, Seamus P. Daniels. A Report of the CSIS. Analysis of the FY 2021 Defense Budget. August 2020. P 1-2 (accessed October, 2021)

6. Weisgerber, M. and Tucker, P., What Trump’s Space Force announcement means? Defense One, 18 June 2018 Toward the creation of a US “Space Force”, US Congressional Research Service, 16 Aug. 2018. (accessed June 2021)

7. White House, Remarks by Vice President Pence on the future of the US Military in space, The Pentagon, 9 Aug. 2018(accessed June 2021)

8. DoD Table 6- Green Book 2021 pp.101-102 https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2021/FY21_Green_Book.pdf

9. FY 2022 Defense Budget Request. Overview – FY 2022 Defense Budget/ FY 2022 BUDGET SUMMARY Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) May 20-21.Chapter 1. P1-5.

10. Naprimer: Todd Harrison, Seamus P. Daniels. A Report of the CSIS. Analysis of the FY 2021 Defense Budget. August 2020; doklad Sustainable Defense: More Security, Less Spending. Center For International Policy. June, 2019

11. Pat Towell. The Department of Defense (DOD) Budget: An Orientation. Congressional Research Service R46965 · November 12, 2021 https://crsreports.congress.gov R46965 (accessed November 17, 2021).

12. Ibid p.2-6.

13. Ibid p.12, 13.

14. The Department of Defense Releases The President’s Fiscal Year 2022 Defense Budget. May 28, 2021 Statement by Secretary of Defense Lloyd J. Austin III on the President’s Fiscal Year 2022 Budget.

Comments

No posts found

Write a review
Translate