Prospect of establishing a Joint Center for the Exchange of Data Russia-NATO in Europe
Table of contents
Share
QR
Metrics
Prospect of establishing a Joint Center for the Exchange of Data Russia-NATO in Europe
Annotation
PII
S207054760017778-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ksenia Barbashina (Vorobieva) 
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Nowadays, information about a false missile launch can be fatal in the context of a nuclear war. The idea of creating a Joint Center for the Exchange of Data from Early Warning Systems and Notifications of Missile Launches, JDEC isn’t new, however, it has not yet been properly implemented. Today, such Center on the NATO territory is capable to solve a number of urgent tasks: firstly, the exchange of information on the upcoming launches of ballistic missiles by states or non-state organizations, secondly, the exchange of information Early Warning Systems and Notifications of Missile Launches and the creation of a unified information database, thirdly, prompt response to ambiguous signals / "false signals" from the early warning system, and fourthly, bringing information about launches, as well as assessing their possible consequences, to the relevant security control authorities. The main goal of creating Joint Center is to reduce the risk of nuclear war.

Keywords
Joint Center for the Exchange of Data from Early Warning Systems and Notifications of Missile Launches, JDEC, exchange of information, geopolitics, Russia, USA, NATO, EU, cyber threats, false signals
Received
24.10.2021
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
11
Views
789
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Вопрос создания Центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет (ЦОД) в первую очередь связан с ядерной безопасностью, и именно европейское пространство – та территория, где Россия, США и страны НАТО могут вести конкретный диалог. Однако необходимо учитывать, что вопрос создания такого Центра лежит и в киберпространстве.
2 Киберугроза и киберпотенциал государственных и негосударственных противников постоянно эволюционируют, требуя динамичных и постоянно развивающихся стратегий реагирования. Для уменьшения рисков развития войны в киберпространстве необходимо принять принципы поведения по всем проблемным направлениям. В настоящее время международное сообщество сталкивается со следующими проблемами в киберпространстве: применение ядерного оружия в киберэпоху, перехват «ложных сигналов» о ракетном нападении, наращивание информационного или киберпотенциала в сфере ИКТ для военных целей, суверенитет государств в информационном пространстве, киберпреступления против человечества и кибертерроризм. Всем государствам, особенно ядерным державам, необходимо найти общие подходы по этим направлениям и прийти к решению по вопросам: укрепления мер безопасности и физической защиты ядерного оружия; сокращения риска нанесение ядерного удара в ответ на кибератаку; обеспечения модернизации и устойчивой работы закрытых систем связей; разработки единых сигналов о запуске ракет; обеспечения безопасности критических систем; разработки системы сдерживания развития кибероружия; определения границ в киберпространстве.
3 Анализируя эти проблемы и задачи можно сказать, что отношения в киберпространстве не могут протекать самостоятельно.
4

В контексте ядерного оружия на первом месте стоит вопрос о «ложных сигналах». Он остаётся открытым и актуальным сегодня для всех стран, особенно для ядерных держав. Именно информация о ложном запуске ракет может стать фатальной и самой опасной. Это тот вопрос, который необходимо решать сегодня и без промедлений. Одна из идей – создание Объединённое глобального центра или центров обмена данными систем о ракетном нападении для отслеживания подобных сигналов. Эта идея не новая, Россия и Соединённые Штаты Америка уже намеривались создать подобный Центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет, ЦОД (Joint Center for the Exchange of Data from Early Warning Systems and Notifications of Missile Launches, JDEC). 4 июня 2000 г. президентами США и РФ У. Клинтоном и В.В. Путиным был подписан соответствующий Меморандум о договорённости между РФ и США о создании совместного Центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет. Но тогда идея так и не реализовалась из-за технических проблем.

5 Сегодня при наличии политической воли и диалога между странами это представляется возможным. Однако несмотря на глобальность самой идеи создания такого Центра, при нынешней обстановке стоит сфокусировать внимание на создании его на региональном уровне именно в рамках диалога Россия – НАТО. Такой сценарий сейчас наиболее актуален.
6 Основная цель создания Центра обмена данными – минимизировать последствия ложного предупреждения сторон о ракетном нападении и предотвратить возможность нанесения ошибочного ракетно-ядерного удара, то есть наладить постоянный непрерывный обмен информацией между политиками и военными для избежания недопонимания.
7 В связи с сегодняшней эскалацией отношений на международной арене именно создание Центра обмена данными Россия – НАТО является скорее необходимостью, чем желанием.
8 Такой Центр может выполнять ряд задач:
9 1.Обмен информацией о предстоящих пусках баллистических ракет государствами или негосударственными организациями.
10

Под этой задачей подразумевается постоянный обмен информацией о пусках ракет для исключения «ложных сигналов». Стоит учитывать, что негосударственные компании подобной информацией не делятся на официальном уровне, например компания Space X размещает всю необходимую информацию на официальном сайте, а значит работа ЦОД представляется не только обменом данных напрямую, но также сбором сведений из частных источников.

11

2.Обмен информацией о сигналах от систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) сторон и создание единой информационной базы данных.

12 Здесь речь идёт об обмене расширенной информацией, получаемой СПРН различных стран. Изначально, в подписанном в 2000 г. меморандуме говорилось о предоставлении «обработанной информации о пусках в масштабе времени, близком к реальному», однако такая формулировка неточная и слишком расплывчатая. Лидеры стран подразумевали скрытие важных технических параметров национальных СПРН. Важно обозначить основные предоставляемые данные. При обнаружении старта ракеты это должна быть информация, включающая в себя время старта, родовой тип ракеты, географический район старта, географический район падения полезной нагрузки, предполагаемое время падения полезной нагрузки, азимут пуска.
13

3.Оперативная реакция на неоднозначные сигналы/«ложные сигналы» от систем предупреждения сторон, определение достоверности этих сигналов, а также анализ и разработка мер реагирования на полученную информацию.

14 Эта задача неразрывно связана с первыми двумя; при получении информации и обмене данных определение ложных сигналов станет проще и быстрее, однако важно анализировать их природу и характер для устранения несовершенства системы и чтобы избежать подобных сигналов в будущем.
15

4.Доведение информации о пусках и оценки их возможных последствий до соответствующих органов управления обеспечения безопасности.

16 Сегодня существует внутригосударственные механизмы, чтобы довести информацию до соответствующих органов управление, но так как важно проводить анализ сигналов и пусков, значит, Центр обмена данными должен состоять не только из военных, политиков и дипломатов, но и включать в себя экспертов и аналитиков, которые будут способны обеспечить задачу минимизировать ошибки, касающиеся вопросов применения ядерного оружия. Задачей здесь представляется налаживание защищённых сетей связи между Центром и органами управления государств. Если удастся реализовать идеи Центра, то в будущем можно поставить вопрос о том, чтобы в условиях мирного времени исключить необходимость в оперативном доведении до руководства стран информации об обнаружении пусков ракет. Очевидно, что в условиях мирного времени это могут быть только ошибочные сигналы. Докладывать можно будет только результаты анализа причин появления ложных сигналов, а также меры по их предотвращению. Такой подход уже может внести свой вклад в снижении риска применения ядерного оружия в мирное время.
17

Создание ЦОД именно на территории Европы обусловлено ещё одной причиной. С начала 2000-х годов страны – участницы НАТО и Россия говорят о возможностях Ирана. Исламская Республика Иран уже давно представляет для стран альянса угрозу с ядерным потенциалом. В особенности в Соединённых Штатов это является одним из приоритетных направлений в области безопасности. Так, ещё в 2009 г., в ходе своего визита в Москву, бывший президент США Барак Обама говорил, что «если исчезнет угроза со стороны иранских ядерных и ракетных программ, то не станет причин для создания системы ПРО в Европе»1. До сих пор американская и европейская стороны утверждают, что Иран добился значительных успехов в своих разработках в последнее время, а значит, всё ещё представляет значительную угрозу. Не стоит забывать и про заинтересованность Российской Федерации в ядерном разоружении Ирана. Эта проблема служит базисом для широкомасштабного сотрудничества США, России и стран НАТО, и может стать ещё одной задачей ЦОД при условии его расположения на территории Европы. Американские, европейские и российские специалисты, находясь в Центре на территории Европы, смогут вести эффективное сотрудничество. Именно Центр Россия – НАТО может стать местом и способом начала ведения диалога по урегулированию новых вызовов в киберпространстве.

1. Şafak Oğuz, Missile Defense in Europe: Against Whom? summer 2018, Available at: >>> (accessed 01.10.2021).
18

С созданием Центра обмена данных связан ряд вопросов, которые необходимо решить государствам заблаговременно. Первый вопрос: какая именно информация раннего предупреждения должна стать предметом обмена? Второй вопрос: какой канал связи будет использоваться для обмена информацией раннего оповещения? В качестве одной из возможностей можно было бы передавать предварительно через существующий Центр по уменьшению ядерной опасности (ЦУЯО). Следующий вопрос: что именно следует хранить в базе данных пусков ракет и какой промежуток времени? Ещё один важный в сегодняшних реалиях вопрос: как защитить ЦОД от киберугроз? Канал связи должен быть устойчив к киберугрозам, включая взломы, приводящие к потере информации или к вбросу дезинформации, вводящей в заблуждение или приводящей к путанице.

19

Не так давно вышла Новая стратегия «НАТО-2030»2, которая подчёркивает неоднозначное и негативное отношение к России. Создание Центра обмена данными может стать первым шагом налаживания отношений, для начала на уровне военных. Стоит отметить, что в Новой стратегии РФ в пункте 101 подпункт 3 указанно: «совершенствование механизмов обеспечения коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях, осуществление и при необходимости развитие мер доверия, предотвращение инцидентов в военной сфере», и в пункте 26 – «развитие международного сотрудничества в интересах формирования пространства». Одновременно, сегодня эксперты говорят о том, что Россия и НАТО достигли низшей точки отношений со времен холодной войны, и именно создание ЦОД могло бы стать шагом к возрождению мер доверия.

2. NATO 2030: United for a New Era. NATO, 25.11.2020. Available at: >>>  (accessed 01.10.2021).
20 Стоит особенно подчеркнуть, что основной целью создания и функционирования Центра обмена данными должно стать снижение риска развития ядерной войны.
21 Сегодня именно такой Центр может стать первым шагом на пути вовлечения в этот процесс всех стран, а не только обладающих ядерным оружием.

References

1. Şafak Oğuz, Missile Defense in Europe: Against Whom? summer 2018, Available at: https://www.insightturkey.com/file/938/missile-defense-in-europe-against-whom (accessed 01.10.2021).

2. NATO 2030: United for a New Era. NATO, 25.11.2020. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/12/pdf/201201-Reflection-Group-Final-Report-Uni.pdf (accessed 01.10.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate