Freedom of Navigation Operations as a Tool of the U.S.’ South China Sea Policy
Table of contents
Share
QR
Metrics
Freedom of Navigation Operations as a Tool of the U.S.’ South China Sea Policy
Annotation
PII
S207054760015868-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor O. Mishin 
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article analyzes U.S. policy on the conflict in the South China Sea. It focuses on particularities of Freedom of Navigation Operations (FONOPs) conducted by the U.S. Navy in the contested waters. Political and legal basis of FONOPs, specifics of their undertaking in the South China Sea in recent years, including the first steps of the new presidential administration of Joe Biden, are analyzed in detail. It has been proven that in addition to directly challenging illegal Chinese claims, these operations in a way became a tool for containing China in the SCS and projecting American military power in the region.

Keywords
Asia-Pacific, South China Sea, US foreign policy, China, Freedom of navigation, Law of the sea
Received
19.05.2021
Date of publication
19.07.2021
Number of purchasers
16
Views
2686
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

Введение

 

На протяжении последних лет конфликт в Южно-Китайском море (далее – ЮКМ) остаётся потенциальной «горячей точкой» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Долгое время конфликт носил характер сугубо регионального, на который обращали внимание лишь учёные-востоковеды и специалисты по международному праву. Однако за последнее десятилетие резко возросло стратегическое значение самого Южно-Китайского моря, усилилась борьба за его ресурсы и пролегающие через него водные пути, а конфликт в спорной акватории вышел на новый, глобальный уровень. Эксперты связывают это в первую очередь с вмешательством в конфликт Соединённых Штатов, а чуть позже и их внерегиональных союзников1. На фоне растущего ухудшения двусторонних американо-китайских отношений Вашингтон начал проводить в ЮКМ операции военно-морских сил по защите свободы судоходства, официально предъявляя претензии Пекину в нарушении норм международного морского права. Данные действия американского руководства привели лишь к ещё большему напряжению в ЮКМ, кроме того, вызвав подозрения, что Соединённые Штаты заботятся не только о свободе судоходства, но и используют подобные военно-морские операции как инструмент проецирования силы и сдерживания Китая в регионе.

1. Мосяков Д.В. Новое качество конфликта в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XX. № 36, 2017. С. 6.
2

Политико-правовые основы проведения FONOP

 

Соединённые Штаты исторически стоят на страже свободы судоходства в Мировом океане. Свобода судоходства является одной из общепризнанных свобод открытого моря (наряду со свободой полётов, прокладки трубопроводов и кабелей, возведения искусственных островов, допускаемых в соответствии с международным правом, а также свободой рыболовства и научных исследований)2. Она распространяется как на торговые суда, так и на военные корабли. Свобода судоходства распространяется на открытое море и 200-мильную исключительную экономическую зону (далее – ИЭЗ), так как изначально, до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ИЭЗ была частью открытого моря. Кроме того, в территориальном море, находящемся под суверенитетом прибрежного государства, согласно международному праву, иностранные суда имеют право на мирный проход, не запрашивая согласия прибрежного государства. Эти нормы прописаны в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. – в «Конституции морей», главном международном соглашении, регулирующем порядок освоения и эксплуатации пространств и ресурсов Мирового океана.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. VII. Р.1. Ст.87.
3 США, будучи ведущей морской державой, чья военная и экономическая гегемония зависит от быстрой переброски вооружённых сил морем, а также свободной и беспрепятственной морской торговли, всегда были максимально заинтересованы в соблюдении свободы судоходства по всему миру. Американские власти неоднократно заявляли, что защищают свободу судоходства ради процветания своей страны и своих союзников. Фактически для Соединённых Штатов сохранение и укрепление нынешнего режима свободы судоходства не только одно из важнейших условий обеспечения собственной национальной безопасности, но и фактор поддержания всего современного миропорядка, в котором Вашингтон продолжает играть главенствующую роль.
4

В 1979 г., с целью поддержания свободы судоходства в Мировом океане, Государственный департамент и Министерство обороны США инициировали программу «Свобода мореплавания/судоходства» (Freedom of navigation, FON). Особенность данной программы заключается в том, что она направлена на оспаривание абсолютно всех морских правопритязаний: ограничения прав мирного/транзитного/архипелажного проходов, ограничения свободы судоходства в пределах ИЭЗ, незаконного применения статуса внутренних исторических вод, некорректного проведения исходных линий3. Программа может осуществляться в различных форматах: путём проведения дипломатических переговоров, нот дипломатического протеста, проведения военно-морских учений. Кроме того, практикуется привлечение боевых кораблей ВМС США для оспаривания конкретных правопритязаний – так называемые операции по защите свободы судоходства (Freedom of Navigation Operations, FONOP)4.

3. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане // Международные процессы. Том 14, №1 (44), 2016. С.107.

4. Гудев П.А. Политико-правовые аспекты морской политики США в АТР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Том I, №1 (42), 2019. С. 53.
5

Главными регионами, где проводятся операции по защите свободы судоходства стали: Ближний Восток (в первую очередь, Ормузский пролив), Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Южная Азия. В последние годы отечественными и зарубежными экспертами неоднократно высказывались мнения о возможном скором проведении FONOP в российской части Арктики5. Стоит подчеркнуть, что операции могут быть направлены Вашингтоном как на недружественные государства (Китай, Иран, Венесуэлу), так и страны-союзники. Например, согласно отчёту Министерства обороны, в 2020 г. операции по защите свободы судоходства были проведены ВМС США в отношении Японии (причина проведения – некорректное установление прямых исходных линий в проливе Цусима), Южной Кореи (некорректное установление прямых исходных линий в Жёлтом море), Тайваня (уведомительный характер прохода военных кораблей и судов, находящихся на государственной некоммерческой службе через территориальное море в Южно-Китайском море)6.

5. См., напр.: Auerswald D. Now is Not the Time for a FONOP in the Arctic // War on the Rocks.11.10.2019. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021)

6. Department of Defense Report to Congress. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2020. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021).
6

Действия Китая в ЮКМ

 

Экспансионистские настроения со стороны Китая в ЮКМ имеют давнюю историю. Ещё в 1974 г. КНР оккупировала Парасельские острова, находящиеся на севере Южно-Китайского моря, насильно отторгнув их от ещё существовавшей тогда Республики Вьетнам (Южный Вьетнам). На островах началось активное строительство китайской гражданской и военной инфраструктуры. Начиная с 1970-х годов китайское руководство неоднократно официально заявляло, что «все острова ЮКМ с древнейших времён являются священной территорией страны и принадлежат китайскому народу»7. В 1994–1995 гг. ВМФ НОАК захватил риф Мисчиф (Mischief Reef), находящийся в ИЭЗ Филиппин. На рифе и вблизи него также развернулось военное строительство. За последнее десятилетие на Мисчифе Китаем была построена взлётно-посадочная полоса, ангары для военных самолётов, были развёрнуты системы ПВО8.

7. Цит.по: Канаев Е. А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: Готика, 2007. С. 87.

8. China’s New Spratly Island Defenses // Asia Maritime Transparency Initiative.13.12.2016 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 28.03.2021).
7

Стоит заметить, что на протяжении десятилетий Соединённые Штаты не предавали конфликту в Южно-Китайском море большого значения, во многом закрывая глаза на наступательные действия КНР. Во время захвата Пекином Парасельских островов Вашингтон соблюдал строгий нейтралитет, боясь испортить недавно нормализованные (1972 г.) двусторонние американо-китайские отношения. Позднее, в 1990-е годы американское военно-политическое руководство считало, что НОАК не имеет серьёзных возможностей представлять непосредственную угрозу США в Южно-Китайском море9. Даже после оккупации КНР рифа Мисчиф Вашингтон ограничился заявлением о том, что нарушение свободы судоходства в водах ЮКМ может подтолкнуть США задействовать свои боевые корабли для конвоирования коммерческих судов10. Однако не произошло и этого. Опять же сказывалось нежелание американцев излишне антагонизировать Китай. Командующий ВС США на Тихом океане адмирал Р. Макк отмечал в 1995 г., что «США не рассматривают Китай в качестве противника, которого нужно сдерживать каким-либо образом»11. Действительно, экономические и, в первую очередь, военные возможности КНР в середине 1990-х годов были не сопоставимы с американскими.

9. Канаев Е. А. Указ. соч. С. 194.

10. Там же.

11. Richardson M. American Commander Aims to Calm China // International Herald Tribune. 15-16.07.1995. P.4.
8

Однако бурный экономический рост КНР в дальнейшем повлёк за собой активизацию внешней политики, которая в ЮКМ приняла черты экспансии и милитаризации. Основной рост китайской активности начался с 2013–2014 гг., когда Пекин провёл масштабную программу превращения рифов и атоллов Южно-Китайского моря в искусственные острова. К 2018 г. главные мероприятия затронули рифы Фиэри Кросс (Fiery Cross), Суби (Subi), Мисчиф в составе архипелага Спратли и рифы Три (Tree) и Тритон (Triton Islands) на Парасельских островах. За короткий срок на новых искусственных островах была построена военная инфраструктура, включающая в себя взлётно-посадочные полосы, средства ПВО и РЭБ12. Кроме того, в последние годы заметно увеличилось количество военно-морских учений ВМФ НОАК в Южно-Китайском море, участились облёты спорных островов китайской авиацией. Уже привычной ситуацией стали регулярные рейды кораблей Береговой охраны или ВМФ НОАК в ИЭЗ и территориальные моря других стран (в первую очередь, Вьетнама и Филиппин), к тому же нередко сопровождающиеся применением силы против рыболовецких шхун этих государств.

12. A Constructive Year for Chinese Base Building // Asia Maritime Transparency Initiative. 14.12.2017 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021).
9 При этом экспансионистская стратегия Пекина в Южно-Китайском море сопровождается явным нарушением международного права. В чём же заключаются актуальные претензии к Китаю со стороны мирового сообщества и США?
10

Во-первых, Китай официально заявляет свои правопритязания в ЮКМ на основе так называемой «9-пунктирной линии» – виртуальных границ, проведённых на китайских географических картах, согласно которым до 90% всей акватории Южно-Китайского моря должно находиться под полным суверенитетом КНР. Китайское руководство отстаивает тезис об «исторических водах», как законной причины владения ЮКМ. По версии Поднебесной первыми людьми, достигшими Южно-Китайского моря и начавшими его хозяйственное освоение, а затем установившими над островами свою юрисдикцию, были китайские мореплаватели эпохи Династии Западная Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н. э.)13. Ответить на вопрос «правда это или нет?», на сегодняшний день не представляется возможным за давностью лет, а ведь, кроме того, вьетнамские власти предъявляют свои «многовековые доказательства», как истинных первопроходцев в ЮКМ. Ни одно государство региона не признает «9-пунктирную линию», как легитимное доказательство притязаний Китая. В июле 2016 г. Постоянная палата Третейского суда (ППТС) в Гааге вынесла вердикт, официально отвергнув «исторические права» Китая в ЮКМ14. Согласно вердикту, КНР не может ссылаться ни на какие «исторические правооснования» в ЮКМ, так как самим фактом подписания и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., она юридически отказалась от любых прав и привилегий, выходящих за рамки очерченных Конвенцией15. Впрочем, как известно, Пекин ни разу не принимал участия в судебных разбирательствах, не признавал юрисдикцию суда, не принял окончательного вердикта ППТС, а, следовательно, в дальнейшем не отказался от своей «9-пунктирной линии».

13. White Paper: China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 07.13.2016. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 30.03.2021).

14. PCA Press Release: The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines v.The People’s Republic of China. The Hague, 12 July 2016 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021)

15. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013. С.145-146.
11

Во-вторых, КНР стремится к тому, чтобы иметь те же права, что и государства-архипелаги, территория страны которых полностью состоит из островов. В настоящее время в мире насчитывается 22 государства-архипелага (в основном это небольшие островные государства Океании и Карибского бассейна, а также Кабо-Верде, Филиппины, Индонезия, Мальдивы, Маврикий)16. Китай, будучи, безусловно, континентальной страной, в этот список не входит. Однако в 1996 г. Пекин в одностороннем порядке провёл прямые архипелажные исходные линии вокруг Парасельских островов, объявив, что воды внутри островов являются внутренними китайскими17. В результате Китай настаивает на том, что иностранные военные корабли не имеют права пересекать эти акватории. Такие же действия КНР провела в сентябре 2012 г. в Восточно-Китайском море, где у Китая также территориальный спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) с Японией и Тайванем18. На протяжении нескольких лет существует вероятность, что следующий географический объект, где Пекин проведёт прямые исходные линии – острова Спратли, обладающие наибольшим конфликтным потенциалом в ЮКМ. Сделать это, правда, будет сложнее, так как морская зона Спратли в 12 раз больше, чем у Парасельских островов (от 160 тыс. до 180 тыс. кв. км)19.

16. Государство-архипелаг // Международное право [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021).

17. Reading between the Lines: The Next Spratly Legal Dispute // Asia Maritime Transparency Initiative. 21.03.2019 [Электронный ресурс] URL:>>> (дата обращения: 31.03.2021)

18. Roach A. China’s Straight Baseline Claim: Senkaku (Diaoyu) Islands // American Society of International Law. Volume 17.13.02.2013. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021).

19. South China Sea / Spratly Islands // GlobalSecurity.org [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 01.04.2021).
12

В-третьих, Китай настаивает на своих правах по установлению зон суверенитета и юрисдикции вокруг островов Спратли, которые, однако, не могут формировать вокруг себя расширенные морские зоны, так как не являются полноценными островами с правовой точки зрения, а скалами и осыхающими при отливе возвышениями, не говоря уже об искусственных островах с правом лишь на зоны безопасности (см. ст. 121 Конвенции 1982 г.). Более того, китайская интерпретация режима территориального моря заключается в том, что государство имеет исключительное право принимать, применять и исполнять свои собственные законы в этом пространстве без всякого согласования с кем-либо20. Но, согласно Конвенции 1982 г., все военные корабли и гражданские суда пользуются правом мирного прохода через территориальные моря других государств21.

20. Mastro O. How China is bending the rules in the South China Sea // The Interpreter. 17.02.2021 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.02.2021).

21. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. II. Р. 3.Ст.17.
13 Наконец, Пекин заявляет, что в пределах 200-мильной ИЭЗ имеет право регулировать иностранную военно-морскую деятельность. Соединённые Штаты настаивают на том, что свобода судоходства для военных кораблей – это общепризнанная практика, закреплённая в международном праве, а государства не имеют права ограничивать судоходство в ИЭЗ. Впрочем, Китай в своей позиции находится не в одиночестве – порядка двадцати стран (включая Бразилию, Индию, Малайзию и Вьетнам) считают, что любая возможная военная активность, такая как непосредственное наблюдение или разведка, осуществляемая страной в ИЭЗ другой страны незаконна, нарушает безопасность прибрежной страны и не должна проходить под прикрытием свободы судоходства.
14

На основе вышеперечисленных фактов можно сделать некоторые выводы. Своими действиями в Южно-Китайском море КНР действительно нарушает международное морское право и Конвенцию ООН 1982 г., подписантом которой она является. Очевидно, что своими действиями в последние годы в Южно-Китайском море Пекин поставил интересы национальной безопасности выше международного права, учитывая, что к настоящему времени ЮКМ стал стратегически важной морской артерией, необходимой для сохранения и укрепления экономической и военной мощи Поднебесной. Ещё в 2009 г., Дай Бинго, один из высших государственных деятелей КНР, в своём заявлении приравнял ЮКМ к «ключевым интересам» Китая. Этот термин часто употребляется китайской властью в отношении Тибета, Тайваня и Синьцзяня22.

22. China’s spreading “сore interests» // Financial Times. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 01.04.2021).
15 Подобные грубые нарушения международного права со стороны Китая не могли остаться без внимания Соединённых Штатов, ревностно следящих за соблюдением свободы судоходства в общемировом масштабе. Однако дают ли эти нарушения право Вашингтону для проведения в ЮКМ операций по защите свободы судоходства с привлечением боевых кораблей ВМС США?
16

Защита свободы судоходства или проецирование силы?

 

Официально Соединённые Штаты проводят операций по защите свободы судоходства в ЮКМ с целью оспаривания конкретных китайских правопритязаний. Вашингтон не может позволить Пекину сформировать новую норму международного обычного права в Южно-Китайском море (в случае постоянной практики нарушения КНР конвенционных норм). По мнению США, в случае допущения их легитимизации, существует риск создания правового прецедента, который будет принят другими странами в разных регионах мира. Это в свою очередь приведёт к параличу морского конвенционного режима и изменению баланса сил сначала в региональном, а потом и в мировом масштабе. Главными бенефициарами подобных изменений американцы традиционно называют Китай и Россию23. Таким образом, американские операции по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море направлены на сохранение статус-кво и поддержание норм международного обычного и договорного права, которые выгодны США и их союзникам. Профессор Дж. Краска, один из ведущих американских специалистов по конфликту в ЮКМ, в своём выступлении перед Конгрессом утверждал, что операции по защите свободы судоходства ВМС США представляют собой ключевой инструмент в утверждении верховенства права в Мировом океане. Они укрепляют Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и подчеркивают важность принятия правовых концепций24.

23. Castellucci M.US FONOPs in the South China Sea: Whose lane is it anyway? U.S. Naval War College. 14.05.2020. P. 6.

24. Kraska J. “Testimony”, House, Hearing on Seapower and Projection Forces: Hearing before the Seapower and Projection Forces Subcommittee. 114 Cong.,2 sess., 2016. P.4.
17

Однако здесь стоит отметить важный фактор, оказывающий серьёзное влияние на весь конвенционный режим в Мировом океане. В течение практически 40 лет с момента открытия для подписания в 1982 г. Соединённые Штаты так и не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву. Мотивация неприсоединения США подробно изучена в отечественных и зарубежных работах. Среди главных причин: первоначальное нежелание соглашаться с введением особого режима разработки континентального шельфа за пределами 200 морских миль и ресурсов Международного режима морского дна за пределами национальной юрисдикции; боязнь потерять «свободу рук» при подписании международного документа, который приведёт к ограничению американского суверенитета; различие в трактовках определений Конвенции, таких как «морские научные исследования», «использование в мирных или военных целях» и т.д.25. На протяжении многих лет ведутся дискуссии о возможном присоединении США к Конвенции, однако до сих пор никаких подвижек в этом направлении сделано не было.

25. Гудев П.А. Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима - М.: ИМЭМО РАН, 2014. С.95-96.
18 Таким образом, в противостоянии между Китаем и США в ЮКМ сложился определённый парадокс. КНР, являющаяся подписантом Конвенции ООН по морскому праву, это самое право активно нарушает. Среди международных экспертов неоднократно высказывались мнения о Пекине как о главном современном нарушителе международного морского права. В свою очередь США, рьяно защищающие режим свободы судоходства в Мировом океане и в частности в ЮКМ, даже не подписывали Конвенцию ООН по морскому праву. Неприсоединение США, ведущей мировой державы к Конвенции, серьёзно влияет на их легитимность проведения операций по защите свободы судоходства. Такая позиция Вашингтона позволяет отдельным государствам высказываться о политике двойных стандартов со стороны Соединённых Штатов.
19

Китай как объект проведения операций по защите свободы судоходства стоит особняком. Растущая, потенциально вторая сверхдержава, бросающая вызов Вашингтону в АТР, а в перспективе и в мировом масштабе, не может не вызывать тревогу у США. В американском политическом истеблишменте практически сформирован консенсус, что глобальное соперничество с Китаем – событие уже неминуемое. В доктринальных документах США администрации Трампа Китай называется одним из главных соперников, характеризуясь как «ревизионистская держава»26. Американское руководство регулярно обвиняет КНР в хакерских атаках, нарушении интеллектуального права, махинациях с курсом национальной валюты. Критике подвергаются нарушения прав человека в Синьцзяне, Гонконге и Тибете. В 2020 г. госсекретарь США Майк Помпео беспрецедентно назвал коммунистический Китай «новой тиранией», призвав «весь свободный мир объединиться для противодействия КНР»27. Отдельное беспокойство у американцев вызывает масштабная реформа и модернизация армии и флота НОАК.

26. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. P. 7-11.

27. Госсекретарь США Помпео назвал Китай новой тиранией // DW. 24.07.2020 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 12.04.2021)
20 Поэтому на фоне стремительно ухудшающихся двусторонних отношений вполне логично представление об операциях по защите свободы судоходства в ЮКМ, как удобном американском инструменте проецирования силы и сдерживания Китая. Тем более что отправка военных кораблей в качестве демонстрации силы к берегам недружественных Соединённым Штатам стран событие совсем не новое.
21

Придя к власти, администрация Д. Трампа в начале 2017 г. разработала «годовой график, согласно которому американские боевые корабли будут проходить через спорную акваторию Южно-Китайского моря»28. По словам тогдашнего министра обороны США Дж. Мэттиса, цель графика заключалась в том, чтобы отойти от представления об операциях по защите свободы судоходства как о разовых мероприятиях, воспринимаемых исключительно как ответные меры на действия Китая29. В результате при президентстве Д. Трампа США значительно увеличили масштаб и частоту операций по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море. Если при Б. Обаме было проведено две операции в 2015 г. и три в 2016 г., то при Д. Трампе частота операций достигла показателя один военно-морской рейд в восемь недель (шесть в 2017 г., пять в 2018, девять в 2019)30. Американское военное командование отмечало, что за один 2019 г. было совершено больше операций, чем за любой другой год с начала их проведения. Не прекращались операции по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море и во время распространения коронавирусной инфекции в 2020 году.

28. Zhou L. Trump signs off on plan to allow US Navy more freedom to patrol in South China Sea, report say // South China Morning Post. 22.07.2017 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 04.04.2021).

29. Ibidem.

30. Larter D. In challeging China’s claims in the South China Sea, the US Navy is getting more assertive // Defence News. 05.02.2020 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 04.04.2021).
22

Основными объектами проведения операций по защите свободы судоходства стали Парасельские острова (о. Вуди) и Спратли (рифы Скарборо, Мисчиф, Фиэри-Кросс, Гэвен и Джонсон), на которых Пекин активно развивает гражданскую и военную инфраструктуры. Постоянное военное патрулирование над ЮКМ осуществляют стратегические бомбардировщики B-52 ВВС США. При этом привлечение в ЮКМ даже нескольких авианосных ударных групп (АУГ) летом 2020 г. обосновывалось американцами как защита свободы судоходства.

23

Кроме того, Соединённые Штаты, очевидно, приветствуют проведение операций по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море своими союзниками, в том числе и внерегиональными. Ещё в 2014 г. Великобритания осудила китайские правопритязания в ЮКМ, заявив о готовности дополнить действия США в проведении операций31. В 2016 г. Франция обратилась к партнёрам по Евросоюзу с требованием увеличить своё присутствие в водах Южно-Китайского моря, заявляя, что свобода судоходства является ключевым вопросом в регионе32. В мае 2018 г. на форуме «Диалог Шангри-Ла» министры обороны Франции и Великобритании заявили о совместном присоединении к операциям по защите свободы судоходства в ЮКМ, а уже в апреле и мае 2019 г. французские корабли провели собственные операции по защите свободы судоходства, пройдя через Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, что вызвало резко негативную реакцию Пекина33. В августе 2021 г. планируется проведение первой операции по защите свободы судоходства со стороны Германии. Это станет первым проходом немецкого военного корабля в ЮКМ с 2002 г.34. Кроме того, Вашингтон неоднократно пытался привлечь Австралию к проведению операций, впрочем, до сих пор безрезультатно35. Канберра, хотя и отвергла летом 2020 г. на официальном дипломатическом уровне все китайские правопритязания в ЮКМ, солидаризировавшись с США, тем не менее, от проведения совместных военно-морских операций уклоняется, не желая резкого ухудшения двусторонних отношений с Китаем.

31. The UK National Strategy for Maritime Security. Secretary of State for Defence. UK, May 2014. P. 16-17.

32. France to Push for Coordinated EU Patrols in South China Sea // Bloomberg. 05.06.2016 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021).

33. Exclusive: In rare move, French warship passes through Taiwan Strait. Reuters. 24.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021)

34. U.S. calls German warship’s plan to sail South China Sea support for rules-based order. Reuters. 04.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021).

35. US official urges Australia to participate in South China Sea freedom of navigation operations // ABC. 27.07.2020 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 05.04.2021).
24 Проведение многосторонних операций по защите свободы судоходства в ЮКМ явно на руку Вашингтону. Оно позволяет представить конфликт в ЮКМ не как американо-китайское соперничество, а противостояние «злостного нарушителя Китая» со всем «цивилизованным сообществом», стоящим на страже международного права. Подобное развитие ситуации в дальнейшем может привести к определённой стигматизации КНР, снижению активности Пекина в ЮКМ и смещению баланса сил в регионе в пользу США.
25 В результате стоит констатировать, что благодаря значительному увеличению частоты и масштабов проводимых операций, подход администрации Д.Трампа к проблеме ЮКМ стал заключаться в закреплении операций по защите свободы судоходства уже как рутинного мероприятия, направленного не просто на оспаривание конкретных правопритязаний Китая, но и на демонстрацию постоянного присутствия американского флота в водах Южно-Китайского моря.
26

Первые шаги администрации Дж. Байдена

 

После победы Дж. Байдена высказывались осторожные предположения, что политика Соединённых Штатов в Южно-Китайском море может стать более компромиссной, скорее с упором на дипломатию, нежели на военную силу. Однако события, произошедшие в ЮКМ за несколько месяцев при новой демократической администрации, явно свидетельствуют, что речь продолжает идти о последовательном американском курсе на долгое и жёсткое соперничество с Китаем. Марк Валенсия, один из ведущих американских специалистов по АТР и конфликту в ЮКМ, считает, что первые действия администрации Байдена в Южно-Китайском море являются даже более наступательными и конфронтационными, чем при президентстве Трампа36.

36. Valencia M. Biden should quickly address East, South China Sea issues // Asia Times. 08.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).
27

Во-первых, всего 16 дней прошло с момента вступления в должность Дж. Байдена до проведения первой операции ВМС США по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море. 5 февраля 2021 г. эсминец УРО «Джон Маккейн» прошёл возле Парасельских островов на севере ЮКМ, территориальную принадлежность которых оспаривают Китай, Вьетнам и Тайвань. Накануне (4 февраля) «Джон Маккейн» также совершил транзит через Тайваньский пролив. Основания для проведения операций по защите свободы судоходства остаются традиционными для последних лет: в релизе Седьмого флота ВМС США заявлено, что «проход корабля демонстрирует приверженность Соединённых Штатов свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону. Вооружённые силы США будут продолжать летать, плавать и действовать везде, где позволяет международное право»37.

37. US Conducts 1st South China Sea Freedom of Navigation Op Under Biden // Radio Free Asia. 05.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).
28 Вторая операция по защите свободы судоходства прошла 17 февраля – на этот раз эсминец УРО «Рассел»” прошёл вблизи островов Спратли в центральной части Южно-Китайского моря. 10 марта эсминец УРО «“Джон Финн» ещё раз прошёл через Тайваньский пролив. После каждой американской операции по защите свободы судоходства в ЮКМ, Пекин заявлял решительный протест, называя такие операции «“грубым нарушением суверенитета и безопасности Китая». Обращает на себя внимание и значительное сокращение интервалов между американскими военно-морскими операциями в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.
29

К слову, первая операция по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море при Д.Трампе прошла лишь спустя четыре месяца после инаугурации – в мае 2017 г. Тогда пауза между проведениями операций была столь продолжительной, что к президенту официально обратилась группа высокопоставленных сенаторов (Б.Коркер, Б.Кардин, М.Рубио) с настоятельным призывом возобновить операции по защите свободы судоходства в спорной акватории38.

38. Cardin, Corker, Colleagues write to Trump about U.S. Navigation Operations in South China Sea. United States Senate Committee on Foreign Relations. 10.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021)
30

Во-вторых, продолжается практика задействования сразу двух авианосных ударных групп ВМС США в Южно-Китайском море. С 9 февраля две АУГ во главе с авианосцами «Нимиц» и «Теодор Рузвельт» проводили совместные учения в акватории ЮКМ. Официально учения были направлены на повышение оперативной совместимости между соединениями, а также возможностей командования и управления39. Привлечение двух авианосных ударных групп в ЮКМ, которое Пекин формально считает находящимся под своим суверенитетом, стоит рассматривать как серьёзный американский инструмент проекции силы в регионе и средство системного сдерживания Китая.

39. Две авианосные группы США проводят учения в Южно-Китайском море // Международная жизнь. 09.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).
31

В-третьих, новая администрация начинает активно выстраивать отношения с партнёрами и союзниками, в том числе имеющими территориальные споры в ЮКМ с Китаем. Отдельно стоит обратить внимание на риторику официальных лиц, чьи слова о конфликте в Южно-Китайском море практически неотличимы от заявлений чиновников предыдущей администрации. Так, госсекретарь Э.Блинкен в телефонном разговоре со своим филиппинским коллегой отметил, что Вашингтон остаётся привержен своим союзническим обязательствам перед Манилой, отвергая территориальные претензии Китая в ЮКМ. Госсекретарь заверил в поддержке страны Юго-Восточной Азии перед лицом давления Китая40. Ранее в момент утверждения своей кандидатуры в Сенате, Блинкен заявлял, что согласен с «жёстким подходом Трампа в отношении Китая, расходясь с ним лишь в тактике»41. Новый советник президента США по нацбезопасности Дж. Салливан подчёркивает, что необходимо объединиться с европейскими союзниками и партнёрами по «Четырёхстороннему диалогу по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue, QSD, QUAD), чтобы дать отпор Китаю42.

40. U.S.stands with SE Asian countries against China pressure, Blinken said // Reuters. 28.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

41. Antony Blinken, US Secretary of state nominee, says Trump’s tough approach to China was right but tactics were wrong // SCMP. 20.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

42. Biden aide Jake Sullivan calls for ’chorus of voices’ to counter China // Nikkei Asia. 30.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).
32

Руководство США продолжает делать ставку в АТР на формат «Четырехстороннего диалога по безопасности» с участием Австралии, Индии, США и Японии, где антикитайская составляющая будет играть существенную роль. 19 февраля 2021 г. министры иностранных дел «четвёрки» заявили о «решительном противодействии любым попыткам Китая силой изменить статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе»43. Вероятно, в дальнейшем Вашингтон постарается максимально привлечь партнёров по диалогу к проведению совместных операций по защите свободы судоходства в ЮКМ, либо, как минимум, согласовать общую официальную позицию по конфликту.

43. Вода К. Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 1. Сэнкаку, QUAD, торговля. ИМЭМО РАН. 10.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).
33

Очевидно, что предвыборное обещание Дж.Байдена заставить КНР следовать провозглашённому американцами «международному порядку, основанном на правилах» (rules-based international order), касается не только двусторонних экономических отношений или сферы интеллектуального права, но и конфликта в Южно-Китайском море, где, по мнению Вашингтона, Пекин грубо нарушает международное морское право.

34

Заключение

 

За последние годы конфликт в ЮКМ стал той сферой, где стратегия Соединённых Штатов мало зависит от смены президентских администраций. Причин этому несколько. Почти 30% мировой торговли ежегодно проходят через ЮКМ, в том числе примерно 1,2 трлн долл. приходится на морскую торговлю, идущую в США44. Здесь же проходит существенная часть углеводородного сырья, транспортируемого с Ближнего Востока в Соединённые Штаты и их страны-союзники в АТР. Кроме того, через ЮКМ проходит кратчайший морской путь переброски американских вооружённых сил в западную часть Тихого океана в случае резкого обострения конфликта в районе Тайваньского пролива или на Корейском полуострове. Для США поддержание и укрепление режима свободы судоходства – не только одно из важнейших условий обеспечения собственной национальной безопасности, но и фактор сохранения всего современного миропорядка. Поэтому «ползучая» экспансия КНР в Южно-Китайском море и сами действия Пекина, пытающегося постепенно взять под полный контроль данную акваторию, трактуются в Вашингтоне как серьёзный вызов.

44. The Asia-Pacific Maritime Security Strategy: Achieving U.S. National Security Objectives in a Changing Environment. Department of Defense. 14.08.2015. P.1.
35 Стоит отметить, что многочисленные нарушения морского права в ЮКМ со стороны Китая могут дать основания США для проведения операций по защите свободы судоходства. Однако в условиях ухудшения американо-китайских отношений и одновременного усиления КНР в ЮКМ и АТР, операции по свободе судоходства ВМС США мгновенно приобрели элемент политизации. В современной международной обстановке американские операции в Южно-Китайском море следует рассматривать не только как военно-морские рейды, направленные на защиту свободы судоходства и оспаривание конкретных китайских правопритязаний, но и удобный инструмент проецирования силы и сдерживания Китая в регионе. Каждый морской рейд ВМС США привносит лишь ещё большее напряжение в ЮКМ и грозит перерасти в неконтролируемый конфликт с Китаем. В этом же ряду и активное желание Вашингтона привлечь своих союзников к проведению совместных операций. Цель очевидна – создание неформальной коалиции с участием США и их партнёров для сдерживания китайских амбиций в регионе под вывеской защиты свободы судоходства в ЮКМ.

References

1. Mosyakov D.V. Novoe kachestvo konflikta v Yuzhno-Kitajskom more // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. Vypusk XX. № 36, 2017. S. 6.

2. Konventsiya Organizatsii Ob'edinennykh Natsij po morskomu pravu. 10.12.1982. Ch. VII. R.1. St.87.

3. Gudev P.A. Politika SShA v Mirovom okeane // Mezhdunarodnye protsessy. Tom 14, №1 (44), 2016. S.107.

4. Gudev P.A. Politiko-pravovye aspekty morskoj politiki SShA v ATR // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. Tom I, №1 (42), 2019. S. 53.

5. Sm., napr.: Auerswald D. Now is Not the Time for a FONOP in the Arctic // War on the Rocks.11.10.2019. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://warontherocks.com/2019/10/now-is-not-the-time-for-a-fonop-in-the-arctic/ (data obrascheniya: 28.03.2021)

6. Department of Defense Report to Congress. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2020. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://policy.defense.gov/Portals/11/Documents/FY20%20DoD%20FON%20Report%20FINAL.pdf (data obrascheniya: 28.03.2021).

7. Tsit.po: Kanaev E. A. Konflikt iz-za ostrovov Yuzhno-Kitajskogo morya: istoriya, kharakter uregulirovaniya, perspektivy ehvolyutsii. - M.: Gotika, 2007. S. 87.

8. China’s New Spratly Island Defenses // Asia Maritime Transparency Initiative.13.12.2016 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://amti.csis.org/chinas-new-spratly-island-defenses/ (data obrascheniya: 28.03.2021).

9. Kanaev E. A. Ukaz. soch. S. 194.

10. Tam zhe.

11. Richardson M. American Commander Aims to Calm China // International Herald Tribune. 15-16.07.1995. P.4.

12. A Constructive Year for Chinese Base Building // Asia Maritime Transparency Initiative. 14.12.2017 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://amti.csis.org/constructive-year-chinese-building/ (data obrascheniya: 28.03.2021).

13. White Paper: China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 07.13.2016. [Ehlektronnyj resurs] URL: http://www.china.org.cn/chinese/2016-07/13/content_38870185_2.htm (data obrascheniya: 30.03.2021).

14. PCA Press Release: The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines v.The People’s Republic of China. The Hague, 12 July 2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://docs.pca-cpa.org/2016/07/PH-CN-20160712-Press-Release-No-11-English.pdf (data obrascheniya: 31.03.2021)

15. Lokshin G.M. Yuzhno-Kitajskoe more: trudnyj poisk soglasiya. M.: IDV RAN, 2013. S.145-146.

16. Gosudarstvo-arkhipelag // Mezhdunarodnoe pravo [Ehlektronnyj resurs] URL: https://interlaws.ru/gosudarstvo-arhipelag/ (data obrascheniya: 31.03.2021).

17. Reading between the Lines: The Next Spratly Legal Dispute // Asia Maritime Transparency Initiative. 21.03.2019 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://amti.csis.org/reading-between-lines-next-spratly-dispute/ (data obrascheniya: 31.03.2021)

18. Roach A. China’s Straight Baseline Claim: Senkaku (Diaoyu) Islands // American Society of International Law. Volume 17.13.02.2013. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.asil.org/insights/volume/17/issue/7/china%E2%80%99s-straight-baseline-claim-senkaku-diaoyu-islands (data obrascheniya: 31.03.2021).

19. South China Sea / Spratly Islands // GlobalSecurity.org [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/war/spratly.htm (data obrascheniya: 01.04.2021).

20. Mastro O. How China is bending the rules in the South China Sea // The Interpreter. 17.02.2021 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/how-china-bending-rules-south-china-sea (data obrascheniya: 31.02.2021).

21. Konventsiya Organizatsii Ob'edinennykh Natsij po morskomu pravu. 10.12.1982. Ch. II. R. 3.St.17.

22. China’s spreading “sore interests» // Financial Times. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.ft.com/content/7aadbf36-bdd2-373e-98f6-3d9e46547e7c (data obrascheniya: 01.04.2021).

23. Castellucci M.US FONOPs in the South China Sea: Whose lane is it anyway? U.S. Naval War College. 14.05.2020. P. 6.

24. Kraska J. “Testimony”, House, Hearing on Seapower and Projection Forces: Hearing before the Seapower and Projection Forces Subcommittee. 114 Cong.,2 sess., 2016. P.4.

25. Gudev P.A. Konventsiya OON po morskomu pravu: problemy transformatsii rezhima - M.: IMEhMO RAN, 2014. S.95-96.

26. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. P. 7-11.

27. Gossekretar' SShA Pompeo nazval Kitaj novoj tiraniej // DW. 24.07.2020 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.dw.com/ru/gossekretar-ssha-pompeo-nazval-kitaj-novoj-tiraniej/a-54302048 (data obrascheniya: 12.04.2021)

28. Zhou L. Trump signs off on plan to allow US Navy more freedom to patrol in South China Sea, report say // South China Morning Post. 22.07.2017 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2103718/trump-signs-plan-allow-us-navy-more-freedom-patrol (data obrascheniya: 04.04.2021).

29. Ibidem.

30. Larter D. In challeging China’s claims in the South China Sea, the US Navy is getting more assertive // Defence News. 05.02.2020 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.defensenews.com/naval/2020/02/05/in-challenging-chinas-claims-in-the-south-china-sea-the-us-navy-is-getting-more-assertive/ (data obrascheniya: 04.04.2021).

31. The UK National Strategy for Maritime Security. Secretary of State for Defence. UK, May 2014. P. 16-17.

32. France to Push for Coordinated EU Patrols in South China Sea // Bloomberg. 05.06.2016 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-06-05/france-to-push-for-coordinated-eu-patrols-in-south-china-sea (data obrascheniya: 10.04.2021).

33. Exclusive: In rare move, French warship passes through Taiwan Strait. Reuters. 24.04.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reuters.com/article/us-taiwan-france-warship-exclusive-idUSKCN1S027E (data obrascheniya: 10.04.2021)

34. U.S. calls German warship’s plan to sail South China Sea support for rules-based order. Reuters. 04.03.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reuters.com/article/us-southchinasea-germany-usa-idUSKCN2AW016 (data obrascheniya: 10.04.2021).

35. US official urges Australia to participate in South China Sea freedom of navigation operations // ABC. 27.07.2020 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.abc.net.au/news/2020-07-27/australia-pressured-to-participate-in-south-china-sea-operation/12496326 (data obrascheniya: 05.04.2021).

36. Valencia M. Biden should quickly address East, South China Sea issues // Asia Times. 08.03.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://asiatimes.com/2021/03/biden-should-quickly-address-east-south-china-sea-issues/ (data obrascheniya: 08.03.2021).

37. US Conducts 1st South China Sea Freedom of Navigation Op Under Biden // Radio Free Asia. 05.02.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/usa-southchinasea-02052021171547.html (data obrascheniya: 08.03.2021).

38. Cardin, Corker, Colleagues write to Trump about U.S. Navigation Operations in South China Sea. United States Senate Committee on Foreign Relations. 10.05.2017 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/cardin-corker-colleagues-write-to-trump-about-us-navigation-operations-in-south-china-sea (data obrascheniya: 10.04.2021)

39. Dve avianosnye gruppy SShA provodyat ucheniya v Yuzhno-Kitajskom more // Mezhdunarodnaya zhizn'. 09.02.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://interaffairs.ru/news/show/29015 (data obrascheniya: 08.03.2021).

40. U.S.stands with SE Asian countries against China pressure, Blinken said // Reuters. 28.01.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-china-south-china-sea-idUSKBN29X0C1 (data obrascheniya: 08.03.2021).

41. Antony Blinken, US Secretary of state nominee, says Trump’s tough approach to China was right but tactics were wrong // SCMP. 20.01.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3118412/antony-blinken-next-us-secretary-state-says-trumps-tough (data obrascheniya: 08.03.2021).

42. Biden aide Jake Sullivan calls for ’chorus of voices’ to counter China // Nikkei Asia. 30.01.2021 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Biden-s-Asia-policy/Biden-aide-Jake-Sullivan-calls-for-chorus-of-voices-to-counter-China (data obrascheniya: 08.03.2021).

43. Voda K. Chego zhdut v Yaponii ot administratsii Dzho Bajdena? Chast' 1. Sehnkaku, QUAD, torgovlya. IMEhMO RAN. 10.03.2021. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/what-does-japan-expect-from-the-joe-biden-administration-part-1-senkaku-quad-trade (data obrascheniya: 08.03.2021).

44. The Asia-Pacific Maritime Security Strategy: Achieving U.S. National Security Objectives in a Changing Environment. Department of Defense. 14.08.2015. P.1.

Comments

No posts found

Write a review
Translate