AFRICOM against AL Qaeda in the countries of Islamic Maghreb
Table of contents
Share
QR
Metrics
AFRICOM against AL Qaeda in the countries of Islamic Maghreb
Annotation
PII
S207054760013346-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valentin Parkhomenko 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Al Qaeda in the Islamic Maghreb (AQIM) is an Islamist terrorist organization acting in few Sahel and West Africa countries. It has spawned a number of offshoots and splinter movements there in recent year. AQIM also has provided financial support and training to other extremist groups active in this region. This terrorist group and its local allies exploited the USA-Led NATO s aggression in Libya and subsequent civil was in Mali to expand their safe-havens and areas of influence. The collapse of the Gaddafi regime in Libya provided a new source of arms and recruits for them, while in Mali, AQIM and allied islamist groups asserted control over country’s northern territory amid a separatist rebellion of local tuaregs and political extremist groups keep on conducting bombing against local targets and security forces, kidnapping for ransom, often of Westerns. Facing the increased threat of the AQIM’s islamist militants and its local allies to the interests of the US national security in the Sahara-Sahel and in West Africa, Washington in recent years, as the author of the article concludes, has significantly strengthened the presence of its African military Command (AFRICOM) in the region, as well as logistical support for the French contingent special forces and the UN peacekeeping mission MINUSMA involved in the fight against Islamist terrorists.

Keywords
AQIM, AFRICOM, MINUSMA, islamists, militants, jihad, terroristic acts
Received
20.11.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
12
Views
2527
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

Введение

 

После почти 20-тилетней борьбы в Афганистане и Пакистане с исламистской террористической организацией «Аль-Каида» (запрещена в России) Соединённые Штаты Америки по-прежнему вынуждены противостоять угрозе интересам их национальной безопасности на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки со стороны аффилированных с этой организацией вооружённых экстремистских группировок, включая «“Аль-Каиду” на Аравийском полуострове» (АКАП), «“Аль-Каиду” в странах исламского Магриба» (АКСИМ), «Боко харам» и «Аш-Шабааб». В настоящее время наиболее мощной ветвью «Аль-Каиды» на Африканском континенте является бывшая «Салафистская группа проповеди и джихада», переименованная в 2006 г. в «“Аль-Каида” в странах исламского Магриба» (АКСИМ), или, как её кратко называют, «“Аль-Каида” в исламском Магрибе» (АКИМ). Действующая на территории Сахары и Сахеля, АКИМ и её ответвления представляют собой основную транснациональную угрозу в Северной и Западной Африке и признаны Советом Безопасности ООН, Европейским Союзом и США «иностранной террористической организацией».

2

«Родословная» АКИМ восходит к исламистскому движению, получившему известность как «Вооружённая исламская группа» (ВИГ), которое оказало ожесточённое сопротивление светскому руководству Алжира в 1990-е годы. Первоначально ВИГ являлась лишь одной из многих исламских группировок, боровшихся тогда с правительством Алжира, но к 1994 г. она стала преобладающей и самой фанатичной фракцией. Основанная на салафистско-джихадистской идеологии, она заняла особенно бескомпромиссную позицию, о чём свидетельствует её тогдашний девиз «никаких соглашений, никакого перемирия и никакого диалога»1. Призывы одного из идеологов ВИГ – исламского проповедника Абу Катада к беспощадной и бескомпромиссной борьбе со всеми ее идейными и политическими противниками, с которыми он регулярно выступал в публиковавшемся в Лондоне салафистском бюллетене «Аль-Ансар», оправдывали эту резню2.

1. Sergei Boeke. Al Qaeda in the Islamic Maghreb: Terrorism, insurgency, or organized crime? >>>

2. Daveed Gartenstein-Ross. “Al Qaeda in the Islamic Maghreb and Al Qaeda’s Senior Leadership”/ Defend Democracy, 19 January 2013. >>>
3 Загнанная по существу в подполье и не добившаяся поставленной политической цели – захватить власть в Алжире, эта группировка была вынуждена изменить своё название, хотя цели и методы борьбы по существу оставались прежними – тотальный террор против всех с нею несогласных.
4 Сменившая ВИГ «Салафистская группа проповеди и джихада» была образована в 1998 г. Это произошло с подачи руководителя головной «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена.
5 Первоначально «Салафистская группа» получила поддержку, пообещав продолжить политическую борьбу, не убивая мирное население в своей стране, но объявленная правительством Алжира в начале 2000-х амнистия и продолжавшаяся в стране антитеррористическая кампания поставила выполнение этих общений под сомнение.
6

В начале 2000-х годов она объединилась с «Аль-Каидой». В видеозаписи, распространенной головной «Аль-Каидой» 11 сентября 2006 г. заместитель бен Ладена Айман аз-Завахири объявил, что «Салафитская группа проповеди и джихада» присоединилась к их организации и «пусть это будет костью в горле американских и французских крестоносцев и их союзников, а также посеет страх в сердцах французских предателей и сынов изменников»3.

3. . Emily Hunt. Islamist Terrorism in North West Africa: A “Thorn in the Neck” of the United States? Policy Focus, no.65, February 2007.-  >>> 
7 В январе 2007 г. руководитель СГПБ А. Друкдель, сославшись на «приказ» лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, объявил о переименовании своей группировки в организацию «“Аль-Каида в странах Исламского Магриба”» и провозгласил в качестве главной цели «священную войну» в Сахаро-Сахельской зоне и создание «единого халифата», основанного на законах шариата.
8 Новое название явилось не только тактическим ходом в целях её самосохранения, но и реализацией своих политических амбиций.
9

Весьма громкой сенсацией 2008 г. стало интервью «эмира» АКСИМ А. Друкделя близкой Демократической партии США газете «Нью-Йорк таймс». В своих ответах на переданные ему через посредника вопросы американского журналиста он пригрозил США новыми терактами, заявив, что организация «не колеблясь, нанесёт удар по США тогда и там, когда и где это сможет сделать, причём это может произойти в любой точке мира». Свой антиамериканизм А. Друкдель объяснил «разграблением Америкой и западноевропейскими странами природных богатств Алжира, созданием американской военной базы на юге страны и вездесущностью посольства США в АНДР». Он также выразил сожаление по поводу того, что очень мало его сограждан-алжирцев возвращается из Ирака, где они воевали тогда с американцами, для «продолжения джихада у себя на родине»4.

4. An Interview with Abdelmalek Droukdel. The New York Times, July 1, 2008. >>> 
10

По данным Центра по борьбе с терроризмом Военной Академии США в Вест-Пойнте, главной целью нынешнего руководства АКСИМ является свержение североафриканских правительств, считающихся «вероотступниками», в том числе Алжира, Ливии, Мали, Мавритании, Марокко и Туниса, и установление там фундаменталистских режимов, основанных на строгом следовании законам и нормам шариата5. Аналитики считают, что нынешняя идеология организации сочетает в себе глобальную салафистско-джихадистскую догму и соответствующую ей интерпретацию исторического развития региона со ссылками на период исламского завоевания Магриба и Пиренейского полуострова.

5. Al Qaeda in the Islamic Maghreb. Council on Foreign Relations. Backgrounder by Zachary Laub and Jonathan Masters. Last updated, March 27, 2015. >>>
11

В то время как вышеуказанные североафриканские страны объявлены «ближними» врагами, Испания и Франция являются её главными «дальними» противниками. Особое место отводится Франции, поскольку она имеет долгую историю как колонизатор-«тяжеловес», а её правительство продолжает оказывать политическую и военную поддержку местным арабским и африканским режимам, против которых выступает АКСИМ. Поэтому её лидеры постоянно угрожают устроить во Франции теракты и приветствовали бойню в редакции французского сатирического журнала «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) в 2015 г в Париже.

12 Успешно проведённая в Алжире в 1990-е антитеррористическая кампания вынудила АКСИМ покинуть свою оперативную базу вблизи Средиземного моря и перебраться в страны Сахеля, в частности в Нигер, Мавританию и Мали, где группировка создала новые опорные базы. Её боевики также присоединились к повстанцам в Ираке во время американо-иракской войны 2003–2011 годов.
13 По данным Госдепартамента, в настоящее время группировка насчитывает около тысячи своих сторонников в Алжире и гораздо меньше в районе Сахеля, а также имеет ячейки в Ливии, Нигерии и Тунисе.
14

Основными объектами нападений «“Аль-Каиды” в странах исламского Магриба» являются органы власти, полиция, жандармерия, дипломатические представительства, военные и иностранные граждане, в первую очередь американцы и французы. В 2012 г. Госдепартамент США заявил, что АКСИМ координирует свои действия с другими террористическими группировками в регионе Африки и Аравийского полуострова, включая нигерийскую “Боко харам” cомалийскую “Аш-Шабааб” и йеменскую АКАП, между которыми происходит обмен оружием и финансовыми средствами6. Многие аналитики не исключают вероятности того, что эта исламистская экстремистская группировка, используя опыт своих боевиков, участвовавших в военных действиях в Афганистане, Ираке и Чечне, превратит Сахаро-Сахельскую зону и Северную Африку в целом в очаг перманентной нестабильности, угрожающей безопасности международного сообщества

6. Ibidem.
15 В конце 2015 г. резонансные теракты привлекли большое внимание международной общественности к ситуации в Мали. Нападения и взрывы террористов-смертников, ракетные обстрелы привели к многочисленным жертвам не только среди малийского мирного населения и местных сил безопасности, но и в Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) – одной из самых масштабных миссий ООН, в которой тогда погибло около 60 миротворцев.
16

Всплеск террористических акций «“Аль-Каиды” в исламском Магрибе» в регионе Сахара-Сахеля в немалой степени был вызван агрессией в Ливию в марте 2011 г. блока НАТО при активном участии АФРИКОМ США, свержением, а затем жестоким убийством исламскими боевиками руководителя страны Муаммара Каддафи, игравшего важную роль в сохранении общей стабильной обстановки в регионе и особенно на юге Сахары7.

7. АФРИКОМ США провозгласил курс на Ливию >>>
17

Нападение на Ливию было осуществлено без санкции Конгресса CША в союзе с Великобританией, Францией и Канадой, к которым позже присоединилась Италия. Оно способствовало захвату Ливии свергнувшими Каддафи «революционными» исламистами из «“Аль-Каиды” в исламском Магрибе», десятками воюющими между собой племенными ополчениями и многочисленными фрагментированными «правительствами», ввергнув независимое и процветающее африканское государство в хаотическое и кровавое состояние, в котором оно находится по сегодняшний день8.

8. Nicolas van de Walle. Obama and Africa, Lots of Hope, Not Much Change. Foreign Affairs, September-October, 2015, p.56.
18

Как показало развитие событий, трагическая история Ливии не прекратилась с уничтожением её государственности и жестокой расправой над Каддафи. Война с Ливией открыла шлюзы для контрабанды оружия, распространения терроризма и дестабилизации обстановки в зоне Сахеля, чем незамедлительно воспользовались боевики АКСИМ. Согласно отчёту группы экспертов безопасности ООН за 2013 г., «случаи как доказанные, так и подследственные о незаконных поставках вооружений из Ливии в нарушение эмбарго охватывают более 12 стран и включают тяжёлое и лёгкое оружие, в том числе переносные зенитно-ракетные комплексы, стрелковое оружие и связанные с ними боеприпасы, взрывчатые вещества и мины»9. Дальнейшие факты показали, что продолжавшееся с угрожающей скоростью распространение оружия из Ливии способствовало подъему «Боко харам» в Нигерии, привело к росту террористических группировок и эскадронов смерти в Буркина-Фасо, Центральноафриканской республики и Нигере и усилило исламистскую террористическую организацию «“Аль Каида” в странах исламского Магриба».

9. UN News. Islamists use fear, drug money to maintain control of Northern Mali-UN rights official says. 10 October 2012.- >>> 
19

При всем успехе военных операций Франции, они произвели эффект «развороченного муравейника»: часть боевиков рассеялась по всему региону, но не была нейтрализована. Отступив в труднодоступные горные районы страны, боевики вскоре стали нападать на миротворцев МИНУСМА. Сегодня они вернулись (некоторые из них под другими наименованиями и приобретёнными связями) и по-прежнему обладают значительной способностью терроризировать население Мали10.

10. Yaya J. Fanusie, Alex Entz. Al –Qaeda in the Islamic Maghreb. Financial Assessment. Center on Sanctions and Illicit Finance. Terror Finance Briefing Book, December 2017, p.9.
20

Образованная в 2012 г. миротворческая миссия ООН – МИНУСМА, возглавляемая африканцами, поначалу не достигала полной боевой готовности. Согласно её штатному составу на январь 2015 г. было развёрнуто лишь около 10 тыс. военнослужащих из 12 640, санкционированных СБ ООН. И хотя в настоящее время АКСИМ больше не является доминирующей экстремистской организацией в Мали, продолжающаяся в стране политическая нестабильность (в августе 2020 г там произошёл правительственный переворот) позволяет радикалам-исламистам своё влияние в регионе. Поэтому, как считают в Госдепартаменте США, «лучшей стратегией остаётся сотрудничество с региональными правительствами по наращиванию их потенциала, укреплению регионального сотрудничества и противодействию насильственного экстремизма»11.

11. Ihssane Guennon, Abdel Bassou, “Al-Qaeda vs. Daesh in the Sahel: What to expect?” >>> 
21

В целом же, как свидетельствует нынешняя стратегия США против терроризма на Африканском континенте, главный упор в Белом доме и Министерстве обороны сделан на силовое подавление «Аль-Каиды», ИГ и союзных с ними экстремистских исламистских группировок. В сентябре 2017 г. на встрече в Вашингтоне с девятью африканскими лидерами в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН президент Д. Трамп заявил, что цели борьбы США с терроризмом в Африке заключаются в том, чтобы «ликвидировать безопасные убежища террористов, лишить их финансирования и дискредитировать их порочную идеологию»12.

12. Donald Trump, “Remarks by President Trump at Working Lunch with African Leaders”, White House, September 20, 2017. >>>
22 На потенциальную угрозу США со стороны АКСИМ ещё раньше указывали многие американские должностные лица, отвечающие за безопасность страны. Несмотря на достигнутый контроль над действиями боевиков ИГИЛ в ходе военный действий США в Ираке и Сирии, они предупреждали, что сосредоточившись на борьбе с «Исламским государством», США не должны ослаблять внимание к угрозе, которая по-прежнему исходит со стороны «Аль-Каиды» и её филиалов.
23

В сентябре 2016 г директор Национального контртеррористического центра (НКТЦ) Николас Расмуссен заявил в Конгрессе США: «Огромные усилия, предпринимаемые для противодействия угрозе со стороны ИГИЛ, абсолютно оправданы. Но я хочу подчеркнуть, что мы по-прежнему рассматриваем “Аль-Каиду”, её различные ответвления и опорные пункты в качестве главного приоритета в борьбе с терроризмом… Мы бы не стали определять наши приоритеты таким образом, чтобы понизить уровень “Аль-Каиды” в пользу большего внимания к ИГИЛ. Когда мы рассматриваем угрозы терроризма, с которыми сталкивается наша страна, включая непосредственно территорию самих Соединённых Штатов Америки, “Аль-Каида” по-прежнему занимает видное место в этом анализе»13.

13. NCTC Director Rasmussen, Statement for the Record, “Fifteen Years After 9/11: Threats to the Home Land”, Senate Homeland Security Governmental Affairs Committe, September 27, 2016 – >>> 
24

В своём выступлении в Конгрессе США спустя год Расмуссен вновь заявил, что как бы США не были сосредоточены на борьбе с ИГИЛ, «Аль-Каида» «никогда не прекращала быть главным приоритетом для контртеррористического сообщества. Различным группам “Аль-Каиды” также удавалось продолжать вербовку в свои ряды и поддерживать отношения со своими сторонниками и получать достаточно ресурсов для дальнейших действий этой поразительно устойчивой организации»14. В декабре 2017 г. преемница Расмуссена Лора Шиао охарактеризовала эволюцию методов и организацию террористических действий «Аль-Каиды» как свидетельство её устойчивости и заявила, что группировка «сохраняет намерение проводить нападения на США»15. В марте2018 г. на это указал на слушаниях в сенатском Комитете по делам вооружённых сил командующий АФРИКОМ генерал Томас Уолдхаузер (Thomas David Waldhauser), заявив, что АКСИМ «остаётся значительной угрозой для интересов безопасности как самих США, так и наших африканских партнёров»16.

14. NCTC Director before the Senate Committed on Homeland Security and Government Affairs, September 27, 2017.

15. Statement of Lora Shiao, Acting Director of Intelligence, National Counterterrorism Center, Senate Committee on Homeland Security and Government Affairs, December 6, 2017.

16. Statement of General Thomas S. Waldhouser, United States Marine Corps Commander United States Africa. Command before the Senate Committee on Armed Services, 13 March 2018. - >>> 
25

Как отмечают многие американские аналитики, к сфере интересов национальной безопасности США в зоне Сахеля-Сахары, помимо геополитических и геостратегических аспектов, относится также западноафриканская нефть, запасы которой оцениваются в 58 млрд баррелей. Добываемая в этом регионе нефть весьма дешева в переработке, так как процент серы в ней очень низкий и также её удобно транспортировать в США и Западную Европу. К тому же объём добываемой в Западной Африке нефти значительно превышает ее местный спрос (например, более 85% производимой Нигерией нефти в день экспортируется за пределы региона17.

17. Sam Raphael, and Doug Stokes/ Globalization West African oil: US’s energy security and the global economy. “International Affairs” 87, no. 4, 2011, p. 903.- >>> 
26 Являясь одним из крупнейших потребителей нефти в мире, США имеют большой стратегический интерес к Западной Африке и их военно-политическая активность в этом регионе должна соответствовать, как следует из проведённого одним из авторитетных «мозговых центров» США исследования следующим четырём основным условиям:
27

Во-первых, в целях защиты интересов национальной безопасности США очень важно не допустить, чтобы какая-либо международная террористическая организация могла использовать регион Сахара-Сахеля как центр вербовки своих сторонников или же служила им как безопасное убежище.

Во-вторых, обеспечение безопасности перемещения населения из региона в регион, а также судоходства и транспортировки грузов также является приоритетом.

В-третьих, обеспечение необходимых мер безопасности для инфраструктуры нефтедобывающих установок и морских платформ, качаемой в Гвинейском заливе нефти и поддержания её беспрерывного поступления.

В-четвёртых, обеспечение политической и экономической стабильности для защиты региона от финансового банкротства и устранения угроз, исходящих от международных террористических организаций для ключевых государств, которые напрямую связаны с тремя вышеперечисленными сферами интересов США18.

18. Beder Dine Khou. The G5 Sahel: An Insufficient organization for Failed Region? Fall 12, 2019. DOI: 10.25777/nxvk-zj96 >>>
28 администрация Д. Трампа унаследовала в борьбе с экстремистскими исламистскими группировками в зоне Сахара-Сахеля, как и в случае с Сомали и Ливией, долгосрочную стратегию от администраций Дж. Буша-младшего и Барака Обамы.
29

После трагических событий 11 сентября 2001 г. потенциальная угроза интересам национальной безопасности США в этом регионе со стороны АКСИМ и её филиалов в Северной Африке потребовали от тогдашнего главы Белого дома активных и незамедлительных действий. В 2003 г президент Дж. Буш-младший выступил с Пансахельской инициативой (ПСИ) для укрепления потенциала быстрого реагирования в Чаде, Мали, Мавритании и Нигере путём подготовки и экипировки по крайней мере одной специальной роты, численностью около 150 военнослужащих в каждой из этих стран-партнёров. В 2006 г. было создано Транссахарское контртеррористическое партнёрство (ТСКТП), чтобы помочь девяти странам региона (Чаду, Мали, Мавритании, Нигеру, Алжиру, Марокко, Тунису, Нигерии и Сенегалу) укрепить свой потенциал для противодействия экстремистским группировкам, связанным с «Аль-Каидой»19. 7 февраля 2007 г. в Дакаре в рамках ТСКТП состоялась встреча заместителя командующего ВС США в Европе генерала Уильяма Уорда с начальниками генеральных штабов вышеуказанных стран Магриба и Сахеля. Объявленной целью встречи было усиление антитеррористической борьбы в регионе Сахары путём разработки совместных механизмов. В связи с проведением встречи утверждалось, что главную опасность для региона Сахара-Сахеля несёт АКСИМ. Как заявил генерал У. Уорд, через проведение этого мероприятия США рассчитывают усилить свою роль в борьбе с терроризмом в Северной Африке20.

19. Lesley Anne Warner. The Trans Sahara Counter terrorism Partnership. CNA. March 2014, p.23. >>> 

20. Цит. по: Куделев В.В. “Аль-Каида в странах Исламского Магриба”и др. в Северной Африке (хроника cобытий). Институт Ближнего Востока , M., c.45.
30 Ключевым союзником для США стал Алжир, который к тому времени вышел из многолетней гражданской войны, а его военные имели большой опыт по нейтрализации базирующихся в Алжире террористических группировок, включая «Аль-Каиду» в исламском Магрибе. При Дж. Буше-младшем Министерство обороны направило советников в африканские страны Сахеля, чтобы помочь укрепить военный потенциал своих партнёров по борьбе с АКСИМ и её ответвлениями «и не допустить превращения их территории в новое убежище “Аль-Каиды” после войны в Афганистане».
31 C 2005 г. в регионе ежегодно стали проводиться учения «Флинток» с участием военнослужащих США, Алжира, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Сенегала, Туниса и Чада.
32 Администрация Б. Обамы выделила на борьбу с терроризмом на юге Сахары 20 млн долл. и приступила к осуществлению специальной программы помощи для Мали. Оправдывая усиление военного присутствия США в зоне Сахеля, в Белом доме утверждали, что возросшее участие «“Аль-Каиды” в странах исламского Магриба» в преступной деятельности (включая похищение людей в целях выкупа и незаконный оборот наркотиков) представляет серьёзную угрозу интересам Америки в этом регионе.
33

Администрация Б. Обамы ускорила участие вооружённых сил США в регионе после падения в 2012 г. режима Каддафи, что вызвало, как было отмечено выше, большой приток оружия из Ливии в зону Сахеля, чем воспользовались боевики АКСИМ и связанные с ней отряды туарегов, оккупировав север Мали. В январе 2013 г. эти вооружённые экстремистские группировки попытались подчинить себе и южную часть Мали, но были остановлены в результате оперативных действий французского спецназа, которые были поддержаны американской разведкой и воздушным транспортом21. С этого момента администрация Б. Обамы расширила и укрепила своё присутствие в Нигере, начав там строительство крупной базы беспилотников (БПЛА) в г. Агадезе для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по террористам по всему региону. Строительство этой базы, стоимостью 110 млн долл. США, планировалось завершить в конце 2018 года22.

21. Gabe Starosta. The Role of the US Air Force in the French Mission in Mali, Atlantic Council, November 4, 2013. – >>> 

22. “The U.S. military is building a 110 million drone base in the city of Agadez, Niger”. Global Defense News, March 2, 2018 ( >>> )
34

Администрация Д. Трампа не только продолжила её строительство, но и ослабила правила ведения военных действий с использованием ударных беспилотников, разрешив обслуживающему их американскому персоналу запускать БПЛА с ракетно-бомбовым вооружением для уничтожения террористов23.

23. Lolita Baldor and Robert Burns, “The U.S. Official: Niger Oks armed drones for takeoff from its Capital, “Defense News, December 1, 2017
35

По состоянию на конец 2017 г. в Нигере находилось 800 американских солдат для обслуживания строящейся базы дронов и проведения операций по ликвидации террористов. Как и в Сомали и Ливии, президент Д. Трамп изначально усилил участие военнослужащих АФРИКОМ в локальных конфликтах. Это было несколько неожиданно, так как, судя по его предвыборным высказываниям, можно было ожидать, что незаинтересованность Трампа в Африке привёдет к сокращению их численности по причине бюджетных ограничений. Но вместо этого пятая часть американских сил специального назначения в мае 2017 г. была развёрнута на Африканском континенте и администрация утверждала, что это вызвано возникшими проблемами безопасности, «превосходящие угрозы, с которыми в настоящее время столкнулись Соединённые Штаты в результате конфликта в Афганистане, Ираке и Сирии»24.

24. Adam Weinstein, “Report: SOCOM has more troops in Africa than anywhere exept the Middle East” Task and Purpose, May 18, 2017. >>>
36 В декабре 2019 г. в американских СМИ появились сообщения со ссылкой на доклад министра обороны Марка Эспера, что администрация Д. Трампа якобы обдумывает сокращение или даже возможность полного вывода военнослужащих США из Западной Африки, поскольку планирует сосредоточиться на подготовке к будущему потенциальному конфликту на континенте с Китаем или Россией в рамках концепции, которую в Министерстве обороны называют «соперничество великих держав». По словам представителя АФРИКОМ, в настоящее время в Западной Африке насчитывается 1200 американских военнослужащих, включая контрактников и подрядчиков, большинство которых находится в Нигере. Основная причина их присутствия в этой стране – подготовка местных вооружённых сил для борьбы с террористическими группировками. Но военнослужащие США ведут там сбор разведданных для себя и для обмена со своими западноевропейскими партнёрами, а также наносят удары по исламистским боевикам, когда считают это необходимым.
37 Перспектива возможного вывода американских войск из этого региона беспокоит президента Франции Э. Макрона, чьи войска проводят там большую часть антитеррористических операций, особенно в районе Сахеля.
38 Хотя официальные представители Министерства обороны, включая самого министра, вскоре заявили, что никакого конкретного решения по этом вопросу пока принято не было, эти планы вызвали серьёзную озабоченность в некоторых политических кругах США и особенно в Конгрессе, где заговорили о том, что в случае их реализации, США потерпят поражение в борьбе за влияние в этом регионе от своих главных соперников – Китая и России, а также в противостоянии экстремистским группировкам, связанным с «Аль-Каидой» и ИГИЛ.
39

«Любое решение относительно сокращения наших войск было бы недальновидным и могло бы подорвать способность АФРИКОМ выполнять свою миссию и как следствие – нанести ущерб национальной безопасности», – заявил председатель сенатского Комитета по делам вооружённых сил, сенатор-республиканец Джеймс Инхоф (Оклахома), который является последовательным сторонником администрации Д. Трампа25.

25. Dan Lamothe, Danielle Paquette. Pressure builds against the Pentagon as it weighs reducing troop number in Africa. The Washington Post. January 20, 2020. >>> 
40

Идея главы Министерства обороны относительно возможного вывода американских войск из Западной Африки встретила резкую реакцию и со стороны весьма лояльного союзника президента Трампа – сенатора-республиканца Линдси Грэма (Южная Дакота). В январе 2020 г. он и сенатор-демократ Крис Кунс (Делавэр) направили министру обороны М. Эсперу письмо, в котором выразили серьёзную обеспокоенность в связи с сообщением о возможном значительном сокращении или полном выводе вооружённых сил США из Западной Африки. Сенаторы заявили, что хотя они поддерживают стремление администрации «сделать больше для того, чтобы сосредоточиться на наших ближайших конкурентах в Африке, таких как Россия и Китай, мы, однако, не должны забывать о сохраняющейся угрозе со стороны насильственного экстремизма нашим интересам и нашей родине»26.

26. Alex Ward. Why Congress and the Pentagon are tussling over US troops in West Africa. February 18,2020.- >>>
41

Судя по сообщениям американских СМИ, в 2020 г. эта угроза ещё больше усилилась. Несмотря на присутствие 4500 французских военнослужащих и 13 тыс. миротворцев ООН, экстремистские нападения боевиков АКСИМ в регионе за последние два года резко участились. В 2019 г. в Сахара-Сахеле наблюдался самый большой всплеск террористических акций чем в любом другом регионе Африки, когда в результате почти 800 нападений погибло около 2600 человек27. Буркина-Фасо приняла на себя основную тяжесть этого нового насилия, главным образом со стороны экстремистских групп, связанных с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» и «Исламским государством в Большой Сахаре», поскольку очаг исламистского терроризма переместился туда через границу из Мали.

27. Lara Seligman. In West Africa US Military Struggles for Scarce Resources as Terrorism Grows/ Foreign Policy. February 24, 2020 >>>
42 Хотя американские военные больше не сопровождают африканские войска в ходе выполнения ими своих боевых заданий – практика, которая была прекращена, после того, как в октябре 2017 г, попав в засаду на территории Нигера, погибли четыре американских военнослужащих, Соединённые Штаты играют важную роль в содействии французским и другим западноевропейским военнослужащим при проведении ими контртеррористических операций, обеспечивая дозаправку их самолётов в воздухе, транспортировку и наблюдение за боевиками с помощью беспилотников. Это касается также американского содействия так называемым Объединенным силам «Сахельской группы пяти» (ОССГП) в составе примерно 5000 африканских военнослужащих из пяти стран региона (Буркина-Фасо, Чада, Мали, Мавритании и Нигера), которые были созданы в 2017 г. при поддержке Франции и международного сообщества для борьбы с растущей террористической угрозой со стороны исламистских боевиков.
43

Французские официальные лица, включая президента Э. Макрона, считают, что логистическая и военная поддержка операций их военнослужащих со стороны АФРИКОМ здесь не заменима. Последним примером, свидетельствующим о необходимости продолжения такого сотрудничества, является завершившаяся многолетняя «охота» французского спецназа на обвинённого во множестве терактов и похищений людей главаря АКСИМ А. Друкделя. 3 июня 2020 г. он и трое его подручных были убиты, когда перемещались в джипе по территории Мали, французским беспилотником, наведение которого на цель обеспечила воздушная разведка США28.

28. Ryan Browne. CNN. June 6, 2020 French military kills North African leader with US help. CNN. >>>
44

Успех Франции в ликвидации А.  Друкделя является, по мнению многих аналитиков, лишь «тактической победой» Парижа и Вашингтона над этой террористической группировкой, поскольку объективные причины и потенциальные возможности для продолжения ею джихада в регионе Сахара-Сахеля и Западной Африкe остаются неизменными и не зависят от того, кто станет преемником убитого «эмира» АКСИМ. Это прежде всего неэффективность государственных и правительственных структур и авторитарная модель большинства политических режимов в североафриканских странах, высокий уровень тамошней коррупции, сложная гуманитарная ситуация, глубокие религиозные и этнические разногласия и бедность с каждым годом увеличивающегося населения, в том числе безработной и лишённой перспектив на лучшее будущее молодёжи, которая в этих социальных и экономических условиях является потенциальным ресурсом для призывающих к джихаду исламистских проповедников и их «работодателей» в лице вербовщиков АКСИМ29.

29. Morten Boas, Natasja Rupesinghe. When the dust settles: what will Droukdel’s death mean for the jihadist project in the Sahel? 29 June, 2020. >>> 

References

1. Sergei Boeke. Al Qaeda in the Islamic Maghreb: Terrorism, insurgency, or organized crime? http://www.tandfonlune.com/doi/full/10.1080/09592318.2016

2. Daveed Gartenstein-Ross. “Al Qaeda in the Islamic Maghreb and Al Qaeda’s Senior Leadership”/ Defend Democracy, 19 January 2013. http://www/defenddemocracy.org/media-hit/al-qaeda-in-the-islamic-maghreb-and-al-qaedas-senior-leadership/

3. . Emily Hunt. Islamist Terrorism in North West Africa: A “Thorn in the Neck” of the United States? Policy Focus, no.65, February 2007.-http:/www/washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus65.pdf

4. An Interview with Abdelmalek Droukdel. The New York Times, July 1, 2008. www.nytimes.com/2008/07/01/world/africa/01transcript-droukdal.html

5. Al Qaeda in the Islamic Maghreb. Council on Foreign Relations. Backgrounder by Zachary Laub and Jonathan Masters. Last updated, March 27, 2015. www.cfr.org/backgrounder/al-qaeda-islamic-maghreb

6. Ibidem.

7. AFRIKOM SShA provozglasil kurs na Liviyu (https://politpuzzle.ru/26153-africom-ssha-provozglacil-kurs-na-Liviyu)

8. Nicolas van de Walle. Obama and Africa, Lots of Hope, Not Much Change. Foreign Affairs, September-October, 2015, p.56.

9. UN News. Islamists use fear, drug money to maintain control of Northern Mali-UN rights official says. 10 October 2012.-news.un org/en/story/2012/10/423252#UHh7kK5KWkM

10. Yaya J. Fanusie, Alex Entz. Al –Qaeda in the Islamic Maghreb. Financial Assessment. Center on Sanctions and Illicit Finance. Terror Finance Briefing Book, December 2017, p.9.

11. Ihssane Guennon, Abdel Bassou, “Al-Qaeda vs. Daesh in the Sahel: What to expect?”https://www.poicycenter.ma/publications/al-qaeda-vs-daesh-sahel-what-expect.html

12. Donald Trump, “Remarks by President Trump at Working Lunch with African Leaders”, White House, September 20, 2017. https://www.whitehose.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-working-Lunch-african-leaders/

13. NCTC Director Rasmussen, Statement for the Record, “Fifteen Years After 9/11: Threats to the Home Land”, Senate Homeland Security Governmental Affairs Committe, September 27, 2016 – www.dni.gov/files/NCCTC/documents/news_documents/NCNC_SER-9-27-16_SHSGAC.pdf

14. NCTC Director before the Senate Committed on Homeland Security and Government Affairs, September 27, 2017.

15. Statement of Lora Shiao, Acting Director of Intelligence, National Counterterrorism Center, Senate Committee on Homeland Security and Government Affairs, December 6, 2017.

16. Statement of General Thomas S. Waldhouser, United States Marine Corps Commander United States Africa. Command before the Senate Committee on Armed Services, 13 March 2018. - www. armed-services-senate.gov/imo/media/doc/ Waldhouser_03_13-18. pdf

17. Sam Raphael, and Doug Stokes/ Globalization West African oil: US’s energy security and the global economy. “International Affairs” 87, no. 4, 2011, p. 903.-https:/dd.org/10.1111/j/1468-2346. 2011

18. Beder Dine Khou. The G5 Sahel: An Insufficient organization for Failed Region? Fall 12, 2019. DOI: 10.25777/nxvk-zj96 (https://digitalcommons.odu.edu/gpis_etds/122 )

19. Lesley Anne Warner. The Trans Sahara Counter terrorism Partnership. CNA. March 2014, p.23. https://www.cna.org/CNA_files/PDF/CRM-2014-U-007203-Final.pdf

20. Tsit. po: Kudelev V.V. “Al'-Kaida v stranakh Islamskogo Magriba”i dr. v Severnoj Afrike (khronika cobytij). Institut Blizhnego Vostoka , M., c.45.

21. Gabe Starosta. The Role of the US Air Force in the French Mission in Mali, Atlantic Council, November 4, 2013. – https://atlanticouncil.org/blogs/natosource/the-role-of the-us-air-force-in-the-french-mission-in-mali/

22. “The U.S. military is building a 110 million drone base in the city of Agadez, Niger”. Global Defense News, March 2, 2018 (https://globaldefensenews.com/u-s-military-building-110-million-drone-base-inside-city-agadez-niger/)

23. Lolita Baldor and Robert Burns, “The U.S. Official: Niger Oks armed drones for takeoff from its Capital, “Defense News, December 1, 2017

24. Adam Weinstein, “Report: SOCOM has more troops in Africa than anywhere exept the Middle East” Task and Purpose, May 18, 2017. https://taskandpurpose.com/socom-africa-operftions-increase/

25. Dan Lamothe, Danielle Paquette. Pressure builds against the Pentagon as it weighs reducing troop number in Africa. The Washington Post. January 20, 2020. https://www.washington post.com/national-security/2020/01/20/pressure-builds-against-pentagon-it-weighs-reducing-troop-number-africa/

26. Alex Ward. Why Congress and the Pentagon are tussling over US troops in West Africa. February 18,2020.-www.vox.com/2020/2/18/21142207/pentagon-graham-hell-west-africa-troops-esper.html

27. Lara Seligman. In West Africa US Military Struggles for Scarce Resources as Terrorism Grows/ Foreign Policy. February 24, 2020 (https://foreignpolicy.com/2020/02/24/in-west-africa-u-s-military-struggles-for-scarce-resources-as-terrorism-grows/).

28. Ryan Browne. CNN. June 6, 2020 French military kills North African leader with US help. CNN. (https//edition/cnn.com/2020/06/05/politics/france-al-qaeda-terrorist/)

29. Morten Boas, Natasja Rupesinghe. When the dust settles: what will Droukdel’s death mean for the jihadist project in the Sahel? 29 June, 2020.www.thebrokeronlin.eu/when-the-dust-settles-what-will-droukdels-death-mean-for-jihadist-project-in-the-sahel/

Comments

No posts found

Write a review
Translate