Security and Development, the Logic of Interconnection
Table of contents
Share
QR
Metrics
Security and Development, the Logic of Interconnection
Annotation
PII
S207054760013336-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Zolotarev 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article substantiates the approach to the concept of "security" as a state in which there are conditions for human development and human society. The rationale is based on the well-known achievements in the field of natural Sciences about the property of self-organization of matter, which determines the processes of development. The role of religions, culture, structures and forms of state structure and management, relations between the state and religions are considered in the formation of conditions for the development of religions. On this basis, an attempt is made to formulate the necessary conditions for ensuring the security of the state. The analysis of the impact of information systems, including digital democracy on development is carried out. The main security threats to human society and promising development options are analyzed, taking into account the approaching singularity point.

Keywords
Self-organization, non-equilibrium systems, transition processes, security, development, religions, democracy, authoritarian governance, power, singularity, information systems, digital democracy, system factors, climate change, natural environment
Received
15.10.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
12
Views
2013
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

Введение

 

Переход системы международных отношений в новое состояние, характеризующееся формированием полицентричного миропорядка, не только обостряет проблемы обеспечения безопасности, но и заставляет задуматься над самим понятием «безопасность».

2 Как известно, об определениях не спорят, о них договариваются. Тем не менее, при всем многообразии определений понятия «безопасность», в абсолютном большинстве из них присутствует упоминание процесса развития. Достаточно привести лишь некоторые из них.
3

Безопасность – «состояние, при котором надёжно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), до минимума снижается действие реальных и потенциальных внутренних и внешних воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства»1.

1. Колосов А.В., Кушлин В.И., Фоломьев А.Н. и др. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов. Учеб. для студентов вузов / Под общ. ред. А.В. Колосова. М.: Изд-во РАГС. 2201. 445 с. >>>
4

«Безопасность – такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития»2.

2. Заплатинский В.М. Терминология науки о безопасности // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie "Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie". – Liptovsky Mikulas : AOS v Liptovskom Mikulasi. – 2006.
5

В 2013 г. Евгений Максимович Примаков статью, посвящённую проблемам государственного управления в России3, озаглавил «Безопасность и развитие – взаимосвязанные цели». Фактически академик Примаков очень кратко и ёмко выразил суть понятия «безопасность». Безопасность – состояние, обеспечивающее развитие (государства, общества, личности и т.д.). С таким глубоким системным подходом к безопасности страны Евгений Максимович действовал и в своей практической деятельности на всех государственных постах. Возглавляя Министерство иностранных дел или Службу внешней разведки, он стремился создать благоприятные внешнеполитические условия для развития страны, возглавляя правительство – сумел после экономического кризиса 1998 г в короткий период создать и внутренние благоприятные условия для развития.

3. Примаков Е.М. Безопасность и развитие – взаимосвязанные цели // Российская газета. 08.10.2013 ( >>> ).
6

Надо отдать должное авторам закона «О безопасности Российской Федерации», принятого в 1992 г. В нём достаточно чётко прослеживается алгоритм формирования политики безопасности, обеспечивающий условия для развития личности, общества и государства. Наличие этих условий и определялось в законе, как состояние безопасности России4. Но принципиальный недостаток закона 1992 г. состоял в том, что реализация этого алгоритма обеспечения безопасности возлагалась на государственные структуры, прежде всего на Совет Безопасности РФ, тогда как правильней было перед государством ставить задачу создания условия для достижения поставленных целей.

4. Закон «О безопасности Российской Федерации» 1992 год ( >>> ).
7

К сожалению, в 2010 г., после заявленного в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»5 перехода к новой государственной политике в области национальной безопасности, скоропалительно был принят новый закон «О безопасности Российской Федерации»6 в котором не удосужились даже дать нового определения безопасности7, в том числе термина «национальная безопасность». В то же время суть новой политики безопасности однозначно раскрывается в статьях 4 и 8 закона. Они гласят, что основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет президент Российской Федерации. Фактически этот закон закрепляет заявленный перед этим новый государственный подход к обеспечению безопасности, суть которого – переход к административно-командной системе управления государством.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( >>> ).

6. Закон «О безопасности Российской Федерации» 2010 года ( >>> ).

7. Золотарёв П.С. Тенденции изменения российских подходов к обеспечению безопасности // Россия и Америка в XXI веке [Электронный журнал]. 2011. № 2 >>>
8 Примечательно, что в законе отсутствует не только упоминание о взаимосвязи политики безопасности с процессами развития, но и само это слово. Естественно, что проблема не в том, что в основополагающих документах отсутствует слово «развитие». Оно встречается во многих руководящих документах и звучит во многих речах. Проблема в том, что выбранный государственный подход к обеспечению безопасности не создаёт условий для развития, а значит и не направлен на обеспечение безопасности России.
9 Однако закономерен вопрос о сути понятия «развитие». Какие процессы можно считать развитием, какие нет? Развитие – это то, что порождено разумом человека и, соответственно, носит субъективный характер и зависит от решений, принимаемых властью? Вряд ли это так, но именно такой подход на законодательном уровне закреплён в России. Или развитие заложено законами природы, а человеку либо дано выбрать путь, соответствующий этим законам, либо нет, и какова в этом роль государства? Есть ли возможность в поиске ответов на эти вопросы опереться на достижения науки?
10 Попробуем хотя бы частично ответить на некоторые из этих вопросов.
11

Суть развития 

 

Есть все основания утверждать, что достижения естественных наук в настоящее время доказывают, что в основе развития лежит свойство материи к самоорганизации8. Для иллюстрации этого утверждения необходимо обратить взгляд в прошлое, но не только человечества, а Вселенной.

8. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М.: б. и. 1995. 163 с.
12 У астрофизиков нет ясности в отношении первичного состояния Вселенной, но есть некоторая ясность о взрывном переходе материи из первичного состояния (огромной плотности сгусток в одной точке высокотемпературной материи), в новое состояние (так называемый «большой взрыв»). По мере снижения плотности материи и температуры происходило быстрое преобразование исходных «простых» форм протовещества во всё более сложные. Электроны, протоны и нейтроны – те выявленные простейшие устойчивые «кирпичики», из которых сформировался окружающий мир. По данным науки протоны, нейтроны и электроны, организуясь в простейшие комбинации за первые 3 минуты от начала формирования нового состояния Вселенной образовали атомы водорода и гелия, составляющие 98% массы Вселенной. Приобретая по мере снижения температуры и плотности меньшую скорость (кинетическую энергию), элементарные частицы получили возможность не пролетать мимо друг друга, а взаимодействовать, соединяясь во всё более сложные структуры. Таблица Менделеева хорошо отражает результат такого процесса самоорганизации. При этом установлено, что без некоторых элементарных частиц, производимых возникшими в этот период звёздами, атомы веществ с массовым числом больше 8 не смогли бы образоваться.
13

Следующий этап самоорганизации в природе по мере снижения температуры – взаимодействие между собой различных атомов. Их взаимодействие привело к появлению молекул, с нарастающим уровнем сложности, вплоть до возникновения жизни. Многообразие атомов и молекул создаёт огромное множество вариантов самоорганизации, но из этого множества сохраняются лишь те, для которых возникают соответствующие внешние условия. Это могут быть и космическое пространство, и возникшие вокруг звёзд планеты9.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. 432 с. >>>
14

Как известно, основу жизни на Земле составляют всего шесть элементов – вода, углерод, кислород, азот, фосфор, сера и 29 органических молекул. Причём наблюдательная астрономия показала, что условия для формирования органических молекул и даже некоторых аминокислот возникают и в открытом космосе10. Судя по всему, чем проще формы живых организмов, тем в большей степени они способны к адаптации к окружающей среде с поиском тех форм существования, которые бы позволили развиваться в самых неблагоприятных условиях, в том числе в космосе11.

10. Ровинский Р.Е. Указ. соч.

11. На МКС нашли живые бактерии «прилетевшие из космоса» // Naked science. 27.11.2017 ( >>> ).
15 Простейшие живые организмы сформировались в земных условиях достаточно быстро. Как известно, возраст Земли 4,6 млрд лет, а обнаруженным крупным отложениям простейших живых организмов 3,6 млрд лет, то есть путь от неживого к живому в земных условиях занял меньше одного миллиарда лет. Для появления первых многоклеточных организмов потребовалось гораздо больше времени, чем для зарождения жизни – примерно 2,3 млрд лет. Но это был качественный скачек в развитии жизни.
16

Одна из аксиом биологии гласит, что «каждая клетка – от клетки» (omnis cellula e cellula). Появление многоклеточных организмов – следствие взаимодействия и самоорганизации в структуры различных клеток. «Биологическая самоорганизация направляется и закрепляется естественным отбором, в ходе которого происходил отбор устойчивых, гибких, модулярных систем, способных к адаптивной самоорганизации»12. Следующий важный этап развития после появления многоклеточных организмов произошёл достаточно быстро – примерно через 200 млн лет, когда образовались организмы с твёрдым скелетом. Возраст же самых древних обнаруженных останков человека разумного составляет около 200 тысяч лет.

12. Исаева В.В. Самоорганизация биологических систем // Известия РАН. Серия биологическая, 2012, № 2, с. 144–153 ( >>> ).
17 Примечательно, что существование и развитие живых организмов базируется на способности запоминать и обрабатывать информацию. Пример тому – две главные функции, присущие каждому живому организму. Первая – обмен веществ, или метаболизм (поглощение из окружающей среды веществ, содержащих необходимые для жизни элементы, выделение и использование необходимых элементов и вывод шлаков – ненужных остатков за пределы организма). Вторая функция – воспроизводство себе подобного.
18

Для выполнения этих функций живому организму необходимо было не только иметь алгоритм взаимодействия с окружающей средой, но и, адаптируясь к изменениям этой среды, корректировать его и передавать следующему своему поколению уже более совершенный алгоритм жизни и воспроизводства. Причём с самого начала этот алгоритм должен был учитывать взаимодействие и с другими живыми организмами. Не случайно, биологи, изучая поведение клеток, иногда проводят аналогии с поведением людей13, в том числе используя терминологию, заимствованную из социальных наук. Так, например, в организме человека, где каждая клетка в составе определённого органа выполняет конкретные функции, появляются клетки, не подчиняющиеся предписанным правилам, а занятые только своим размножением (раковые клетки). Биологи называют такое поведение клеток антисоциальным14. Биосоциология рассматривает в качестве биосоциальных систем колонии бактерий, семьи пчёл, муравьёв, стаи рыб и птиц, группы обезьян и др.

13. Самойлов В.И., Васильев Ю.М. Механизмы социального поведения тканевых клеток позвоночных: культуральные модели // Журнал общей биологии. 2009. Т. 70. С. 239–244.

14. Васильев Ю.М. Социальное поведение нормальных клеток и антисоциальное поведение опухолевых клеток // Соросовский образовательный журнал. 1997. № 5. С.20-25 ( >>> ).
19

«Частным случаем биосоциальной системы является и человеческий социум с его политическими системами»15.

15. Олескин А.В., Кировская Т.А. Иерархия и сетевые структуры в социуме и в биосистемах // Фундаментальная экология. Научно-образовательный портал ( >>> ).
20

При анализе систем используется понятие «неравновесная система». Она характеризуется протеканием внутренних сбалансированных процессов, позволяющих поддерживать квазистационарное состояние. По мере эволюционных процессов система может переходить в состояние неустойчивости (критическое состояние) с последующим переходом в новое состояние16.

16. Пригожин И., Стенгерс И. Указ. соч.
21 Процессы взаимодействия и развития в неживой и живой природе объединены общими закономерностями развития, присущими неравновесным системам.
22 Человечество представляет собой самостоятельную неравновесную систему, входящую в свою очередь в качестве подсистемы в состав неравновесной системы планеты Земля.
23

Развитие человечества

Роль религии

 

Развитию человеческой популяции, в том числе в социальной сфере, присущи те же особенности, что и у других популяций живого мира. В основе поведения – цель сохранения и увеличения численности популяции. Кардинальное отличие от всех остальных представителей живого мира заключается в том, что у homo sapiens заложенные природой визуальный и звуковой способы обмена информацией получили значительно больший уровень развития. Иные представители живого мира способны обмениваться информацией различными способами – звуковыми волнами (включая ультразвуковой диапазон), визуальными сигналами (движения, мимика и т.д.) и обонятельными сигналами. Однако лишь человек овладел способностью создавать носители информации, помимо тех, которые создала природа, хранить и передавать эту информацию на большие расстояния.

24 В неживой природе внешние условия играют определяющую роль в возможностях взаимодействия элементов системы между собой и, соответственно, в процессах самоорганизации.
25

В живой природе определяющую роль для самоорганизации и для развития, играет уровень взаимообмена информацией. Человек, овладев новыми способами информационного взаимодействия и постоянно их развивая, получил возможность реализации многообразных форм самоорганизации. Способность к накоплению, хранению и передаче информации продолжает играть ключевую роль в развитии человечества и в темпах этого развития. Совершенствование информационных систем со второй половины XX века по настоящее время определили такие высокие темпы развития человечества, что речь идёт о сжатии исторического времени17.

17. Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999 – 189 с.
26

Ещё в ранних организационных структурах у человека проявилась способность формировать информацию, направленную на мотивацию поведения по определённым правилам. По мере развития эти правила нашли своё отражение во всех основных религиях. При весьма значительных различиях религий их объединяет наличие одной универсальной ценности – милосердия (милосердие – готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия)18.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка >>>
27 В конкурентной борьбе даже у животных существуют ограничения в проявлении агрессии (особенно у обладающих мощными средствами физического противоборства). Эти ограничения входят в противоречие с целью действий конкретной особи, но необходимы для выживания популяции. Самоорганизация приводит к тому, что животные придерживаются этих ограничений.
28 Человеческий организм природа не наделила средствами убийства крупных животных, но разум человека позволил и позволяет изобретать всё более совершенные способы уничтожения других живых организмов, а в первую очередь – себе подобных. Поэтому в выживании человеческой популяции милосердие играет ключевую роль. Баланс милосердия и агрессии в отношениях между людьми определяет квазиустойчивое состояние создаваемых ими систем – организационных структур от семьи до государств. Нарушение этого баланса приводит к критическому состоянию, способному либо разрушить эту структуру, либо перевести её в новое состояние (распад семьи, государства, коалиции государств, революция в государстве и т.д.)
29 Каждая религия формулирует требования к милосердию со своими нюансами. Иногда требования к милосердию даже опираются на конкретные числовые параметры.
30

Так, индуизм, который считают древнейшей религией, определяет моральные принципы, необходимые для самосовершенствования: милосердие, принесение пользы, полное искоренение эгоистических побуждений. Примечательно, что в индуизме милосердие отнесено к одной из основных добродетелей правителя19 (но из этого не следует, что правитель будет милосерден). Более того, в индуизме милосердие определено даже по отношению к поверженному противнику во время сражения. Одна из важных отличительных черт индуизма – деление общества на касты и ограничение на проявление благотворительности за пределами своей касты. Ограничения на переход из низшей касты в высшую и восприятие каждым человеком своей касты как предопределенного свыше положения в обществе позволяет индийскому обществу развиваться с минимальным уровнем социальной напряжённости, несмотря на колоссальный уровень социального неравенства. Одновременно индуизм ярко выражено мотивирует стремление к знаниям. В результате Индия – вторая по численности населения страна в мире (по некоторым оценкам к 2030 г. численность населения Индии будет больше, чем в Китае), она имеет высокие достижения в науке, и статус «самой крупной демократии в мире», занимающей 51-е месте по рейтингу демократии в мире (Россия на 135-м месте)20.

19. Ардальянова А.Ю. Аксиологический подход в исследовании процесса взаимодействия религии и государства // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. № 14, с. 8-14, ( >>> )

20. Рейтинг стран мира по уровню демократии // Гуманитарный портал ( >>> )
31

В иудаизме с Ветхого завета прослеживается милосердие, а благотворительность не только предписана, но и носит чётко обоснованные числовые параметры. Обязанность каждого еврея – отдавать не менее 10% своего дохода на благотворительность. И выполнение этой обязанности контролируется. Примечательно, что и максимальная часть дохода, выделяемая на благотворительность, тоже ограничивается – не более 20%. Это ограничение уже в пользу жертвователя, в интересах сохранения его бизнеса.

32 Есть все основания предполагать, что выполнение таких требований Торы в значительной мере повлияли на высокий уровень самоорганизации еврейского народа, который позволил ему не только выживать и развиваться, даже в отсутствии своего государства, но и занимать его представителям ведущие позиции в области мировой науки, культуры и бизнеса в любом государстве.
33

Самая молодая религия – ислам, тоже содержит не только положения о милосердии, но количественные показатели благотворительности. В этом отношении ислам достаточно близок к иудаизму, хотя и не приемлет этой религии. Ислам содержит предписание обязательного налогового отчисления (закят) на нужды бедных, на распространение ислама и знаний. Кроме этого, существуют ещё и добровольные пожертвования (садак) либо деньгами, либо одеждой или иными благами. В Коране отмечается, что после ухода человека из жизни остаётся только три его деяния – «милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный сын, который молится за него» (Коран, Сура 53). В исламе самоорганизация мотивируется прежде всего на уровне семьи, клана, «местнических связей» и веры. Ислам, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Семейные ценности в исламе выше, чем государственные21. Но ислам положениями шариата фактически закладывает такие правила взаимодействия граждан в мусульманском государстве, которые обычно входят в сферу функций государства. В целом же ислам вполне заслуженно называют «религией для бедных».

21. Надеева М.И. Ислам как фактор мотивации социального поведения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Том 17. № 9. с. 365-369 >>>
34

В буддизме милосердие фигурирует как руководящий жизненный постулат. Особенность буддизма состоит в том, что милосердие рассматривается не как цель конкретных действий, а как следствие внутреннего нравственного развития личности. Милосердные действия предполагаются естественно вытекающими из милосердной сущности личности.

35

Буддизм получил заметное развитие в Китае22. В стране присутствует многообразие религий, но результирующий вектор формирования культуры Китая в значительной мере связан с конфуцианством. Конфуцианство, возникнув в VI веке до нашей эры в Китае в качестве учения, превратилось через 300 лет после смерти своего автора в идеологию, которая не обещает загробной жизни за «примерное» поведение, но перечнем простых, логичных и убедительных рекомендаций фактически закладывает правила жизни, мотивирующие каждого к саморазвитию личности и жизни в гармонии с окружающими людьми и природой. Конфуцианство совместно с другими религиями, распространёнными в Китае, повлияло на формирование у каждого человека стремления к саморазвитию, то есть качества, соответствующего закону, заложенному природой – самоорганизации.

22. Чебунин А.В. Аксиология личности в китайском буддизме // Социодинамика. 2019. № 9. С. 40-52. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.9.30496 URL: >>>
36

В христианстве милосердие и благотворительность не имеют привязки к конкретным обязательствам и числовым параметрам. В христианстве милосердие основано на любви к ближнему, сочувствии и сопереживании. В этом просматривается аналогия с буддийским подходом – если человек милосердный, то он и способен на благотворительность. Как отмечается в разных источниках, на практике наибольшее число благотворительных организаций именно христианских.

37

Применительно ко всем религиям совершенно справедливо утверждение, которое приводит в своей книге «Религия и мировая политика» Мадлен Олбрайт: «Природа религии такова, что поступки, совершаемые в соответствии с религиозным учением, не могут не быть высоконравственными, а значит правильными»23.

23. Олбрайт М. Религия и мировая политика [пер. с англ. А. Денисова]. Москва: Альпина Бизнес Букс. 2007. 352 с.
38 В целом, развитие такой неравновесной системы, как общество, зависит от баланса агрессивности конкурентного соперничества и милосердия, формируемого религией.
39

Роль взаимоотношений религии и власти

 

«Именно милосердие связывает религию и государство на морально-этическом уровне»24. Правители и власть всегда старались использовать религию в своих интересах, далеких от милосердия, в том числе представляя правителя как личность, наделённую властью Богом и действующую с его благословения. Более того, «как показывают исследования, войны, одной из причин которых была религия, продолжались дольше и велись с большей жестокостью, чем обычные»25. И эти войны вряд ли можно отнести к тем, которые приводили к решению накопившихся противоречий и способствовали развитию. В то же время, отношения власти и религии в разных государствах складывались со своими особенностями.

24. Ардальянова А.Ю. Указ. соч.

25. Олбрайт М. Указ. соч.
40

Если обратиться к примеру структуры древнего иудейского государства26, то оно первоначально состояло из 12 самостоятельных структур (колен), во главе которых стояли выбранные руководители, а общее руководство коленами осуществлялось на двух уровнях представителей старейшин – 12 и 70. Основой руководства была Тора, в которой содержались основные правила жизни, в том числе, как упоминалось выше, милосердия. В последующем, когда еврейское государство из-за внешних угроз обратилось к царской форме правления, царь и государство были вторичны. Царь не наделялся рангом представителя Бога, а государство не имело возможности изменить то право, которое определялось положениями Торы. Царь не имел возможности изменять право под свои потребности, как бы они не обосновывались с позиций государственности. Первичным была Тора, как источник права, ниспосланного Богом. Поэтому, даже когда еврейский народ терял свою государственность и попадал под юрисдикцию другого государства, он продолжал жить и развиваться по правилам своей культуры.

26. Лихошерстов А. Христианство и государство // Богословские размышления: Евро-Азиатский журнал богословия. 2003 № 2. С.183-200 ( >>> )
41 Фактически, структура древнего иудейского государства предусматривала высокий уровень децентрализации управления. Колена были достаточно самостоятельными с демократическим внутренним управлением. Центральное управление государством тоже осуществлялось на демократической основе с двумя уровнями иерархически связанных руководящих органов. Полномочия центральных органов власти имели значительные ограничения. Система управления государством имела внутренний механизм защиты от чрезмерной централизации власти.
42 Как уже упоминалось, ислам и иудаизм, при всём антагонизме верующих, имеют много общего. В исламе все основные ценности сосредоточены на семейном уровне. Государственные интересы для них тоже вторичны. Однако ислам, установив Шариатом правила общественной жизни, дал мощный импульс развитию. Золотой век ислама пришёлся на первое тысячелетие, показав высокие достижения, в том числе и в науке (Авиценна в медицине, Улугбек в астрономии, Ябир ибн Хайян в химии и др.). В дальнейшем темпы развития мусульманских стран уступили темпам развития христианских стран.
43 Европейский исторический опыт иной. Каждый правитель стремился наделить себя правом действий от имени Бога, но христианство, разделилось на две ветви – католическую и православную. Они отличаются разным отношением с государством и, как следствие, разным влиянием на развитие страны.
44

Католичество, сохранив свою независимость от власти, смогло сохранить своё благотворное влияние на развитие. Католическая Европа, поднявшись из мрачного Средневековья, развивала государственное устройство в борьбе между правителем и церковью. И это внутренняя борьба внесла весомый вклад в развитие. В результате многовековой борьбы католичество сформировало европейскую культуру и заняло свою влиятельную нишу. «На Западе Церковь имеет вес и влияет на все сферы жизни социума, но не через прямое представительство в политических партиях и блоках, а потому, что она является главным связующим элементом в структуре гражданского общества, сумевшего построить с государством равноправный диалог и правильные взаимоотношения»27.

27. Там же.
45

Говоря о зависимости развития государств от взаимоотношения государства и религии, нельзя не отметить особенность развития Соединённых Штатов Америки. «В отличие от Европы Соединённые Штаты не знали религиозных войн, и церковь никогда не играла там доминирующей роли»28. Именно в Соединённых Штатах впервые в мире на конституционном уровне было провозглашено официальное отделение религиозных объединений от государства. «Сегодня общепринято считать, что разделение церкви и государства было продиктовано стремлением не допустить вмешательства религиозных организаций в управление страной. На самом же деле отцы-основатели руководствовались совершенно другими соображениями, а именно желанием защитить религию от тяжёлой руки политиков. Для достижения этой цели они посчитали необходимым запретить вмешательство этих двух институтов в дела друг друга»29. Но одновременно, США относятся к числу наиболее религиозных стран. Более того, по существу, религиозность является важным фактором общественного доверия, условием продвижения на высокий политический уровень. Однако американское общество крайне критично относится к любым попыткам обоснования политических решений волей Божьей. Так Дж. Буш-младший после трагической террористической атаки 11 сентября 2000 г. принимал сложные и не однозначные решения о начале операций в Афганистане и Ираке, прибегая к их обоснованию божественной миссией, выпавшей на его долю. В результате, несмотря на высокий уровень подъёма в этот период патриотических настроений в стране, он получил в свой адрес крайне критические оценки за подобное присвоение себе права опираться на божественное благословение.

28. Олбрайт М. Указ. соч.

29. Там же.
46

Не случайно, историки-богословы30 отмечают сходство государственного устройства США с государственным устройством древнееврейского государства, проводя аналогии с уровнем самостоятельности колен и штатов, а также сходство демократического устройства управления – два уровня представительной власти (12 и 70 старейшин) в еврейском государстве, а в США – Сенат и Конгресс. Аналогичны и ограничения роли высшего уровня руководства (царя в Иудее и президента в США).

30. Лихошерстов А. Указ. соч.
47

В России взаимоотношение церкви и власти пошло иным путём. Лев Гумилёв отмечает, что выбор князя Владимира в пользу православия имел очень важные военно-политические последствия31. Он получил сильного союзника – Византию. Во времена Ивана III царь уже занимает место первосвященника и заместителя божьего. Иван Грозный уже однозначно заявил, что царь является наместником Бога на Земле. Пётр Первый ради проведения реформ отменил патриаршество и учредил Святейший Синод во главе с обер-прокурором – государственным чиновником, назначаемым императорской властью. К XX веку в России православная церковь при поддержке государства развернула активную борьбу с иноверцами, способствуя их высылке в Сибирь и потворствуя еврейским погромам. Николай Бердяев определил облик русской православной церкви как «казённо-императорский». Революция породила надежду на духовное возрождение, но этим надеждам не суждено было сбыться. В результате мы и сегодня видим российское духовенство в качестве государственных чиновников от религии, обслуживающих власть ради получения собственных земных благ. В отличие от остальных европейских стран, в России церковь так и не стала силой, способной оппонировать власти и, тем самым, помогая развитию страны.

31. Лев Гумилёв. От Руси к России. М.: Эксмо, 2015. стр. 71
48 Рассматривая взаимосвязь религии и власти, необходимо отметить, что на ранних стадиях развития человеческого общества искусство Древнего мира играло важную роль в формировании милосердия. Оно способствовало формированию религий. В последующем религия в значительной мере определяла содержательные сюжеты произведений искусства. К настоящему времени влияние религии и влияние искусства дополняют друг друга, играя значительную роль в формировании культуры того или иного народа. Поэтому, если на уровне государства говорить о необходимости поддержания баланса между агрессией и милосердием, как одного из важнейших условия развития страны, то, с одной стороны, необходимо рассматривать культурный потенциал народа, сформировавшийся в результате взаимодействия религии и искусства, а с другой – уровень агрессии со стороны власти по отношению к своему народу.
49 При этом необходимо учитывать, что искусство может приобретать качества, далекие от гуманизма, но это бывает только в результате воздействия на искусство государства. Государство может проявлять гуманизм, но только под влиянием культуры народа. Общество делегирует органам государственной власти функции, связанные с милосердием (социальные, физической безопасности и т.д.) Если государство справляется со своими задачами, то оно не мешает религии и искусству развиваться. В этом случае искусство естественным образом будет направлено и на развитие милосердия. Если государство плохо справляется со своими функциями, то, как правило, оно пагубно воздействует на культуру. В этом случае государство начинает потворствовать проявлениям таких направлений в искусстве, которые способны отвлечь внимание народа от проблем, с которыми власть справляется плохо. В силу физиологии это две эмоционально насыщенные темы, связанные с сохранением и продолжением жизни – секс и смерть. По наполненности информационного пространства сюжетами передач, произведениями театрального, кино- и телеискусства, связанными с сексуальной тематикой, угрозами смерти или здоровью, можно делать выводы о том, насколько успешно органы государственной власти справляются со своими функциями. При таком состоянии власти культурный уровень общества становится таким, что срабатывает обратная связь – властные структуры начинают наполняться чиновниками, которым чуждо чувство сострадания и власть начинает работать ещё хуже. Власти необходимо послушание, а не милосердие. Власть может говорить о милосердии и вынуждена прибегать к милосердию лишь тогда, когда это может быть опасно для самой власти.
50

Однако наибольшая угроза развитию, а значит безопасности страны, складывается, когда в подчинении власти оказывается не только искусство, но и церковь, даже тогда, когда государство ставит перед собой благородные цели. Так, в Советском Союзе структура государства и органов управления соответствовала условиям развития. Административно-командная система управления позволяла достаточно успешно решать задачу воспитания у советских граждан высокого уровня моральных качеств, образования и культуры. В пределах возможностей советской экономики последовательно увеличивалось благосостояние населения. Однако благородство государства заканчивалось на той части граждан, которая была благосклонна к власти и к её политике. А политика власти допускала возможности самоорганизации только в тех структурах, которые были ею организованы и только в рамках официальной идеологии. Так, например, существовавшая у крестьян форма самоуправления (община, мир), трудноуправляемая со стороны государства, была заменена колхозами32. Профсоюзы на производстве остались, но самоорганизация в них была заменена жёстким партийным руководством и т.д. При таких ограничениях на самоорганизацию темпы развития страны и уровень благосостояния советского народа закономерно уступал другим европейским странам и, тем более США.

32. Безгин В., Ерин П. Крестьянская семья и сельская община конца XIX начала XX века >>>
51

Административно-командная система управления экономикой в принципе несовместима с рыночной экономикой, основанной на самоорганизации. Недемократические формы управления при любой структуре государств не создают должных условий для реализации свойств самоорганизации. Однако недемократическое государственное управление на определённых этапах развития бывает востребовано. Такие условия могут возникать при переходе государства как сложной неравновесной системы, в критическое состояние. Турбулентность переходных процессов33 может приводить к формированию недемократической системы управления. В естественном хаосе переходного процесса авторитарное управление с высокой вероятностью даёт положительный эффект, но ненадолго. Как показывает исторический опыт, а также состояние большинства государств на постсоветском пространстве, если власть ради своего сохранения затягивает авторитарный период правления, то дальнейшее отставание государства в темпах развития становится неизбежным.

33. Золотарев П.С. Влияние переходных процессов на мировую политику // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2017. № 3. >>>
52

Если власть носила тоталитарный характер, то есть опиралась на идеологию, которой верило абсолютное большинство населения страны, то для поддержания этой веры власть вынуждена ограничивать контакты населения с представителями других стран. А это уже входит в противоречие с внешними условиями для развития страны. Как известно, чем больше информационное взаимодействие между элементами той или иной системы, тем выше темпы её развития и наоборот. При любом варианте недемократической власти – тоталитарной или авторитарной – по мере роста внутренних трудностей власть предпринимает попытки консолидировать население фактором внешних угроз, независимо от факта их наличия. При недостатке внешних угроз власть может перейти к политике разумного провоцирования таких угроз. Разумность в данном случае связана лишь с пониманием, что провоцирование внешних угроз не должно приводить к военным конфликтам, ибо для государства, отстающего в своём развитии, это может быть смертельно опасным. В частности, понимание такой разумности советского руководства позволило Джорджу Кеннану обосновать возможность и целесообразность проведения Соединёнными Штатами политики сдерживания Советского Союза34.

34. Телеграмма посольства США в Москве № 511 от 22.02.1946г., >>>
53 Пример Советского Союза показывает, что системно правильная структура государства, но жёстко централизованная и не подкреплённая самостоятельностью субъектов и реальными механизмами демократии, не может обеспечить достаточный уровень безопасности. Советский Союз, как неравновесная система, несколько десятилетий сохранял устойчивость, опираясь на поддержание максимально возможного закрытого состояния. Сочетание обострения внутренних социально-экономических проблем и открытие системы привели её в критическое состояние. Стратегия перехода в новое состояние состояла в наполнении декларативной самостоятельности структурных элементов системы реальным содержанием и реальной демократией. Эта стратегия была заложена в подготовленном новом Союзном договоре, поддержанном абсолютным большинством на всесоюзном референдуме. Однако реальная возможность сохранения СССР за счёт перехода в новое состояние, соответствующее условиям поддержания устойчивого развития системы, была сорвана попыткой государственного переворота 21 августа 1991 года. В результате мы имеем государства, значительная часть которых для выхода из хаоса переходных процессов вынужденно обратилась к авторитарным методам управления. За два неполных десятилетия, уже проявился затяжной характер авторитарных режимов, как следствие – торможение внутреннего развития и проблемы с обеспечением благоприятных внешнеполитических условий разрушающих внешние условия для развития.
54 Наилучшие внутренние возможности для развития государства возникают там, где создаются условия для реализации, заложенного природой свойства самоорганизации. Такие условия возникают, когда сферы деятельности государства, религии и культуры не пересекаются. Фактически это необходимые, но недостаточные условия обеспечения безопасности страны. В этом случае общество, опираясь на фундамент религии и культуры способно обеспечить такое влияние на власть, которое позволяет создать иерархическую структуру государства с низким уровнем централизации функций управления и их демократическими формами реализации. Демократия – наилучший способ обеспечения самоорганизации, а значит, и безопасности личности, общества, государства, страны, а также международной безопасности и безопасности Человечества в целом.
55

Роль информационных систем

 

Как уже упоминалось, информационное взаимодействие играет ключевую роль в развитии всех живых организмов, тем более людей – от отдельного человека до человечества в целом.

56 Современные тенденции развития информационных систем дают основания предполагать о приближении качественного изменения потенциальных возможностей информационного взаимодействия. Кремневая электроника практически исчерпала свои возможности по дальнейшему наращиванию объёмов памяти, скорости обработки и передаче информации. Но три последних десятилетия развития информационных систем и глобальных коммуникационных сетей дали мощный импульс развития практически во всех сферах жизнедеятельности. Дальнейшее развитие информационных систем, судя по всему, связано с развитием биоэлектроники и молекулярной электроники. Качественные изменения информационного взаимодействия вероятнее всего будут связаны с возможностью непосредственной связи человека с системами обработки информацией в той форме, в которой она хранится в человеческой памяти. Пока это вопрос, хотя и не далекого, но будущего. Однако на некоторые проявляющиеся уже сейчас тенденции целесообразно обратить внимание.
57

Прежде всего, можно утверждать, что информационные системы позволили существенно расширить возможности общества влиять на власть на всех уровнях – от местной до официальных структур международного уровня. Институты гражданского общества сохраняют свою зависимость от структур, осуществляющих финансовую поддержку их деятельности, но эта зависимость неуклонно сокращается. Информационные сети создают прекрасные условия для самоорганизации. Формирующиеся социальные сети, по существу, начинают брать на себя функции гражданского общества, не ограничиваясь границами своего государства. Общество получило возможность непосредственного воздействия на власть, минуя традиционные структуры представительной власти. Фактически сложившиеся механизмы демократии претерпевают кардинальные перемены. Такое совершенствование демократии, вне всякого сомнения, способствует развитию. Там, где власть понимает такую взаимосвязь, там она помогает совершенствованию демократии. Так, например, в США не только предусмотрена процедура обязательного реагирования на петиции граждан к руководству страны, поданные по сети интернет, но и чётко сформулированы правила подачи, а также рекомендации, облегчающие сбор необходимого числа подписей, после которого власть обязана реагировать35.

35. We the People ( >>>  )
58

Фактически развитие информационных систем приводит к началу процесса, который можно назвать цифровизацией демократии. Глобальная информационная сеть превращается в новый и очень эффективный инструмент демократии на всех уровнях – от семейного до международного. Этот процесс важен не только с точки зрения совершенствования демократии, но и с точки зрения её выживаемости. Эффект сжатия исторического времени приводит к тому, что выработка управленческих решений с использованием традиционных демократических процедур не всегда позволяет принимать своевременные решения. Когда демократия не справляется с управлением, то проявляется мотивация перехода к жёсткому авторитарному управлению. Отсюда в некоторых странах рост популярности правых сил.

59

Однако развитие цифровой демократии не соответствует интересам любой власти, тем более тоталитарной. Поэтому процесс цифровизации демократии наталкивается на сопротивление властей, стремящихся ограничить свободу в интернете, а общество борется за эту свободу и на национальном уровне36, и на международном37.

36. Общество защиты интернета. Индекс свободы интернета >>>

37. Freedom on the Net >>>
60 Влияние информационных сетей просматривается и во внешней политике. Социальные сети превращаются в инструмент внешней политики. Так, например, в национальные сети другого государства легко можно внедряться и управлять их поведением с конкретными политическими целями. Современные технические средства существенно расширяют возможности информационных и психологических операций. Кроме того, возможно проведение кибератак, наносящих ущерб критической инфраструктуре другого государства без огневого поражения, а значит и в мирное время.
61 Основными целями войн в прошлом были территориальные приобретения. Сегодня территориальные проблемы остаются в основном лишь на пространствах бывших империй. Идеи предпочтительности достижения политических целей войны без военных сражений, а лишь действиями в информационной среде, зафиксированы за 600 лет до нашей эры в трудах китайского военачальника (Сунь Цзы «Искусство войны»). Но только в начале XXI века сложился технологический фундамент для реализации подобной стратегии, позволяющей без военных действия обеспечивать приход к власти тех политических сил в другой стране, которые будут проводить «правильную политику».
62

Поэтому вполне закономерна обеспокоенность государств возможностью такого информационного вмешательства, даже когда оно доминирует в информационной сфере. Достаточно упомянуть реакцию США на предполагаемое вмешательство России в американские выборы. В России в Доктрине информационной безопасности38 содержится обеспокоенность отставанием в области развития информационных систем, и озабоченность возможностью целенаправленной дестабилизации социально-политической обстановки в стране действиями в информационном пространстве.

38. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации >>> 
63 Очевидно, что информационная сфера нуждается в правовом регулировании как на национальном, так и на международном уровне. Но если оценивать перспективу использования информационных систем для вмешательства и влияния на политику других государств, то необходимо отметить несколько моментов:
64
  • По мере дальнейшего развития процессов глобализации информационное взаимодействие государств между собой будет увеличиваться, осуществляясь в реальном масштабе времени, охватывая все сферы жизнедеятельности и расширяя взаимозависимость государств как элементов единой системы.
  • Для демократических государств информационные связи будут продолжать способствовать снятию и нейтрализации возникающих между ними противоречий и способствовать развитию как отдельных государств, так и их совместных структур различного назначения (оборона, торговля, финансы и т.д.). Одновременно в интересах конкурентной борьбы возможности информационных систем будут продолжать широко использоваться в интересах разведки всех направлений (политической, экономической, финансовой, технологической и т.д.). Информационное вмешательство во внутриполитическую борьбу других демократических государств маловероятно в силу слабой мотивированности таких действий. Но такое вмешательство во внутреннею политику недемократических государств, весьма вероятно, в том числе в целях смены политического режима.
  • Государства, сохраняющие авторитарные или тоталитарные формы государственного устройства заинтересованы в ограничении информационных связей своего населения с внешним миром. Для них открытость связана с опасностью понимания населением истинного состояния страны и роли власти, что создаёт угрозу последующей дестабилизации социально-политической обстановки и потери власти. В то же время, власть в этих государствах в интересах сокращения своего отставание в науке и технологиях, будет стремиться к поддержанию связей в этих областях с наиболее развитыми государствами. По этой же причине эти государства мотивированы в большей степени, чем другие на использование информационных систем в интересах разведки именно в этих областях.
65

Из отмеченных моментов следует, что наибольшую озабоченность информационным вмешательством будут проявлять недемократические государства. Международное право не успевает реагировать на всё больший рост возможностей такого вмешательства. В результате мы уже наблюдаем применение различных способов влияния на социально-политическую обстановку, например, с использование социальных сетей выбранной для воздействия страны39.

39. Шаряпов Р.А. Проблемы противодействия угрозам вмешательства во внутренние дела суверенных государств через социальные медиа >>>
66 С одной стороны, очевидно, что любые действия по становлению демократии соответствуют интересам развития как отдельного государства, так и всего человеческого сообщества. Также очевидно, что ограничения на такое вмешательство, в том числе в информационной сфере, необходимы, ибо любые шаги по динамичному изменению состояния системы, в том числе социально-политического характера, чреваты сложностями переходных процессов, способными привести, в том числе к человеческим жертвам. Поэтому важно выработать и закрепить на международном уровне принципиальные подходы к ограничению информационного вмешательства во внутренние дела других государств. Так, например, вмешательство не должно приводить к дестабилизации социально-политической ситуации до уровня применения вооружённого насилия как со стороны власти, так и со стороны протестующих.
67 Можно предположить, что ранее высказанное утверждение о процессе цифровизации демократии, актуально в обозримой перспективе не только как необходимый элемент самоорганизации внутреннего развития государств, но и как направление развития системы международных отношений, которое может позволить предотвращать возникновение военных конфликтов.
68

Роль системных факторов

 

Вид графика (рис.1), отражающего нарастающие темпы роста численности населения Земли, устремлённые в бесконечность40, характерен для неравновесных систем, переходящих в критическое состояние, за которым следует переход системы в качественно иное состояние.

40. Капица С.П. Указ. соч.
69

Рис. 1 Темпы роста численности населения Земли

70 На графике численность человечества фигурирует как параметр его развития. Это вполне логично, ибо в любой популяция живых организмов заложен алгоритм размножения без внутренних ограничений. Ограничителем численности популяции служит лишь внешняя среда, включая взаимодействие с другими живыми организмами. При стабильном состоянии природной среды, баланс численности различных популяций сохраняется относительно неизменным. Человек в отличии от других живых организмов научился сам изменять окружающую среду под свои потребности. Результат – взрывной рост численности народонаселения.
71 В результате качественного изменения состояния Человечества, как неравновесной системы, численность народонаселения уже не будет показателем развития популяции. Едва ли можно обосновано предположить, каким параметром будет в перспективе характеризоваться развитие человечества. Но что касается будущего, то возможны лишь два варианта – стабилизация численности населения на каком-то уровне, либо падение до нуля (исчезновение населения).
72 Отрицать возможность катастрофического варианта нет оснований. Но чтобы его избежать необходимо выделить те факторы, которые могут привести к такому исходу и найти пути нейтрализации их действия.
73

Первый фактор. Если рассматривать человечество как систему, представляющую единый живой организм, то в нём с определённой условностью можно диагностировать нарушение функции обмена веществ.

74

В функции обмена веществ для человечества можно выделить две составляющие – обеспечение питанием и обеспечение предметами, удовлетворяющими потребности комфортного проживания. Обеспечение питанием пока не представляет проблемы с точки зрения достаточности и способности производить продовольствия столько, сколько необходимо. Проблема не в количестве продуктов питания, а в их распределении: одни умирают от голода, а другие избавляются от избытков продуктов питания и борются с ожирением. Но это внутрисистемная проблема. Вторая составляющая проблемы обмена веществ связана с потребностью предметов, обеспечивающих комфортность жизни. Для удовлетворения этих потребностей человек овладел способностью создавать условия для образования вещества, которые в природных условиях на Земле не образуются и, что закономерно, нет условий для их разложения на компоненты, существующие в природе Земли. К настоящему времени отходы этих веществ создают угрозу жизни не только человеку, а всей жизни на Земле. Озабоченности экологическими проблемами нашли своё отражение в принципах так называемой «зелёной экономики», обсуждаются на уровне ООН. Однако в зелёной экономике акцент делается преимущественно на вопросах социальной справедливости и бережного использования природных ресурсов41. В то же время для решения обозначенной проблемы требуются кардинальные меры. Фактически необходимо одновременно с разработкой технологий производства веществ, отсутствующих в природе Земли, разрабатывать технологии их обратной переработки в вещества, созданные природой и не нарушающие природный баланс. Это процессы крайне затратные, для бизнеса не выгодные. Если решение перекладывать на государство, то для большинства даже развитых государств эта задача будет непосильной. С большой вероятностью значительной части населения потребуются ограничения в получении определённых благ. Но основные потребители благ вряд ли способны к самоограничению, а государства не способны к ним применить методы принуждения, ибо, как правило, именно они и формируют органы власти даже в самых демократических государствах. Способность к самоограничению относится к сфере культуры. Проблема заключается в соответствии уровня технологического развития уровню развития культуры того или иного народа.

41. Зомонова Э.М. Понятия и принципы «зеленой» экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1(14). С.13-17 >>>
75 В итоге проблема у человечества с функцией обмена веществ создаёт шлаками жизнедеятельности нарастающую угрозу таких изменений окружающей среды, что в ней не будет условий для жизни человека и многих других представителей живого мира. Исходя из оценок ООН, при существующем образе жизни предельная численность населения, которую может «выдержать» Земля, составляет порядка 14 млрд человек. В последующем изменения природной среды становятся неприемлемыми для человека.
76

Второй фактор связан с изменением климата. Значительное изменение климата на Земле, судя по имеющимся историческим данным, прежде всего имеет естественные причины, связанные с проявлением геофизических и астрономических факторов42.

42. Карлин Л.Н., Самусевич И.Н. Глобальный климат, история и культура // Общество, среда, развитие, 2010, № 1(14). С.130-138 >>>
77

По историческим наблюдениям достаточно убедительно просматривается корреляция между наступлением существенных изменений климата и «ходом истории, изменениями культурной и политической среды»; «наиболее важные события чаще случались в эпохи климатических экстремумов, когда в том или ином регионе достигались либо максимумы температур, либо максимумы увлажнённости. Маятник исторических эпох колебался в точном соответствии с климатическими ритмами: ухудшение климата вызывало обострение интеллекта, осуществлялись невиданные технологические прорывы; при потеплении, когда жизнь хороша, урожаи обильны, энергетических ресурсов хватает всем, росло материальное благосостояние, но одновременно происходила интеллектуальная и духовная деградация»43. Как бы ни были серьёзны такие изменения и существенны последствия, срабатывал механизм самоорганизации и человечество справлялось с этими явлениями, а иногда и получало дополнительный импульс в своём развитии, в том числе в сфере науки и технологий. Если бы нас впереди ожидали только природные изменения климата, то с учётом научных и технологических достижений можно было бы не сомневаться, что человечество справится с возникающими проблемами. Но в дополнение к этим факторам начинают прибавляться и последствия деятельности человека. По данным измерений динамика роста количества углекислого газа в атмосфере Земли за последние 100 лет начала приобретать экспоненциальный характер. Прогноз кривой роста температуры на XXI век тоже напоминает экспоненциальный вид. В совокупности при достоверности прогнозов климатических изменений неизбежны серьёзные угрозы здоровью населения44. Не исключено, нарастание угроз пандемий. Как отмечалось, простейшие живые организмы, в том числе бактерии, быстрее адаптируются к изменениям среды, чем такие сложные организмы, как человек. Возможно, что вспышка вируса Covid-19 – пример такого развития событий.

43. Там же.

44. Изменение климата и здоровье человека: угрозы и ответные меры >>>
78

Два приведённых фактора, способных привести к катастрофическому сценарию, действуют, но можно отметить и тенденции начала процесса адаптации человечества к новым условиям. Как упоминалось, Земля может выдержать не более 14 млрд человек45. Прогнозируемый пик численности населения на уровне 9 млрд ожидается в 2050 году, а к 2100 возможно уже снижение до 8,5 млрд46. Фактически начинает работать механизм саморазвития и начинается адаптация к новым условиям. Но пока сокращение численности населения происходит преимущественно в развитых христианских странах. Как уже упоминалось, культура ислама нацелена на семейные ценности и ограничение рождаемости противоречит этим ценностям. Более того, численность населения, исповедующего ислам, растёт высокими темпами. Поэтому есть все основания предполагать, что процесс стабилизации численности населения Земли будет сопровождаться достаточно сложными переходными процессами47 и всё это будет происходить параллельно с глобальными изменениями климата, чреватыми возникновением масштабных проблем самого разного характера (продовольственная безопасность, переселение народов, рост конфликтного потенциала и др.). Кроме того, высокие темпы научно-технического прогресса по-прежнему сопровождаются совершенствованием средств взаимного уничтожения с сохранением на обозримую перспективу существующих средств массового уничтожения.

45. Капица С.П. Математическая модель роста населения мира // Математическое моделирование. 1992. Т.4, № 6.

46. Учёные предупредили о сокращении численности населения Земли к концу века >>>
47. Золотарёв П.С. Влияние переходных процессов на мировую политику // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2017. № 3 >>>
79 Предотвращение катастрофического варианта перехода человечества как системы в новое состояние реально. Но представляется, что для этого должны пройти такие преобразования отношений общества и власти на всех уровнях, которые бы позволили в полной мере реализоваться потенциалу самоорганизации, то есть демократии.

References

1. Kolosov A.V., Kushlin V.I., Folom'ev A.N. i dr. Ehkonomicheskaya bezopasnost' khozyajstvuyuschikh sub'ektov. Ucheb. dlya studentov vuzov / Pod obsch. red. A.V. Kolosova. M.: Izd-vo RAGS. 2201. 445 s. (https://search.rsl.ru/ru/record/01000725685).

2. Zaplatinskij V.M. Terminologiya nauki o bezopasnosti // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie "Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie". – Liptovsky Mikulas : AOS v Liptovskom Mikulasi. – 2006.

3. Primakov E.M. Bezopasnost' i razvitie – vzaimosvyazannye tseli // Rossijskaya gazeta. 08.10.2013 (https://rg.ru/2013/10/08/primakov.html).

4. Zakon «O bezopasnosti Rossijskoj Federatsii» 1992 god (http://base.garant.ru/10136200/).

5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.24646219728576813#03103350641817455).

6. Zakon «O bezopasnosti Rossijskoj Federatsii» 2010 goda (http://kremlin.ru/events/president/news/9941).

7. Zolotaryov P.S. Tendentsii izmeneniya rossijskikh podkhodov k obespecheniyu bezopasnosti // Rossiya i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj zhurnal]. 2011. № 2 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17394596)

8. Rovinskij R.E. Razvivayuschayasya Vselennaya. M.: b. i. 1995. 163 s.

9. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: Novyj dialog cheloveka s pri¬rodoj: Per. s angl./ Obsch. red. V. I. Arshinova, Yu. L. Klimontovicha i Yu. V. Sachkova. — M.: Progress, 1986. 432 s. (http://yanko.lib.ru/books/betweenall/prigogine-stengers_ru.htm)

10. Rovinskij R.E. Ukaz. soch.

11. Na MKS nashli zhivye bakterii «priletevshie iz kosmosa» // Naked science. 27.11.2017 (https://yandex.ru/turbo/s/naked-science.ru/article/sci/na-mks-nashli-zhivye-bakterii).

12. Isaeva V.V. Samoorganizatsiya biologicheskikh sistem // Izvestiya RAN. Seriya biologicheskaya, 2012, № 2, s. 144–153 (https://elibrary.ru/download/elibrary_17647228_96430489.pdf).

13. Samojlov V.I., Vasil'ev Yu.M. Mekhanizmy sotsial'nogo povedeniya tkanevykh kletok pozvonochnykh: kul'tural'nye modeli // Zhurnal obschej biologii. 2009. T. 70. S. 239–244.

14. Vasil'ev Yu.M. Sotsial'noe povedenie normal'nykh kletok i antisotsial'noe povedenie opukholevykh kletok // Sorosovskij obrazovatel'nyj zhurnal. 1997. № 5. S.20-25 (http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9705_020.pdf).

15. Oleskin A.V., Kirovskaya T.A. Ierarkhiya i setevye struktury v sotsiume i v biosistemakh // Fundamental'naya ehkologiya. Nauchno-obrazovatel'nyj portal (http://www.sevin.ru/fundecology/biopolitics/bp05-3.html).

16. Prigozhin I., Stengers I. Ukaz. soch.

17. Kapitsa S.P. Obschaya teoriya rosta chelovechestva. Skol'ko lyudej zhilo, zhivyot i budet zhit' na Zemle. M.: Nauka, 1999 – 189 s.

18. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka (https://slovarozhegova.ru/).

19. Ardal'yanova A.Yu. Aksiologicheskij podkhod v issledovanii protsessa vzaimodejstviya religii i gosudarstva // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. № 14, s. 8-14, (https://elibrary.ru/item.asp?id=21039698)

20. Rejting stran mira po urovnyu demokratii // Gumanitarnyj portal (https://gtmarket.ru/ratings/democracy-index)

21. Nadeeva M.I. Islam kak faktor motivatsii sotsial'nogo povedeniya // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. Tom 17. № 9. s. 365-369 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21636829)

22. Chebunin A.V. Aksiologiya lichnosti v kitajskom buddizme // Sotsiodinamika. 2019. № 9. S. 40-52. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.9.30496 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30496

23. Olbrajt M. Religiya i mirovaya politika [per. s angl. A. Denisova]. Moskva: Al'pina Biznes Buks. 2007. 352 s.

24. Ardal'yanova A.Yu. Ukaz. soch.

25. Olbrajt M. Ukaz. soch.

26. Likhosherstov A. Khristianstvo i gosudarstvo // Bogoslovskie razmyshleniya: Evro-Aziatskij zhurnal bogosloviya. 2003 № 2. S.183-200 (http://e-aaa.info/files/Articles/Lihosherstov_rus.pdf)

27. Tam zhe.

28. Olbrajt M. Ukaz. soch.

29. Tam zhe.

30. Likhosherstov A. Ukaz. soch.

31. Lev Gumilyov. Ot Rusi k Rossii. M.: Ehksmo, 2015. str. 71

32. Bezgin V., Erin P. Krest'yanskaya sem'ya i sel'skaya obschina kontsa XIX nachala XX veka (https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskaya-semya-i-selskaya-obschina-kontsa-xix-nachala-xx-veka-na-materialah-tambovskoy-gubernii/viewer)

33. Zolotarev P.S. Vliyanie perekhodnykh protsessov na mirovuyu politiku // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal], 2017. № 3. (https://rusus.jes.su/s207054760005840-1-1/)

34. Telegramma posol'stva SShA v Moskve № 511 ot 22.02.1946g., http://www.doc20vek.ru/node/332

35. We the People (https://petitions.whitehouse.gov/about#terms )

36. Obschestvo zaschity interneta. Indeks svobody interneta (https://ozi-ru.org/news/nizhe-nulja/).

37. Freedom on the Net (https://freedomhouse.org/report/freedom-net).

38. Doktrina informatsionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii (https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html).

39. Sharyapov R.A. Problemy protivodejstviya ugrozam vmeshatel'stva vo vnutrennie dela suverennykh gosudarstv cherez sotsial'nye media (https://digital.report/sotsialnyie-media/)

40. Kapitsa S.P. Ukaz. soch.

41. Zomonova Eh.M. Ponyatiya i printsipy «zelenoj» ehkonomiki // Azimut nauchnykh issledovanij: ehkonomika i upravlenie. 2016. T. 5. № 1(14). S.13-17 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25605584)

42. Karlin L.N., Samusevich I.N. Global'nyj klimat, istoriya i kul'tura // Obschestvo, sreda, razvitie, 2010, № 1(14). S.130-138 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15170927).

43. Tam zhe.

44. Izmenenie klimata i zdorov'e cheloveka: ugrozy i otvetnye mery https://www.who.int/globalchange/environment/en/russiansummary.pdf?ua=1

45. Kapitsa S.P. Matematicheskaya model' rosta naseleniya mira // Matematicheskoe modelirovanie. 1992. T.4, № 6.

46. Uchyonye predupredili o sokraschenii chislennosti naseleniya Zemli k kontsu veka https://www.rbc.ru/society/15/07/2020/5f0f0d579a79474c6ce0dad3

47. Zolotaryov P.S. Vliyanie perekhodnykh protsessov na mirovuyu politiku // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal], 2017. № 3 (https://rusus.jes.su/s207054760005840-1-1/)

Comments

No posts found

Write a review
Translate