Соглашения о свободной торговле и их значение для экономики США
Соглашения о свободной торговле и их значение для экономики США
Аннотация
Код статьи
S207054760013221-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Минакова Наталья Владимировна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются соглашения о свободной торговле США, динамика внешнеторгового оборота и инвестиций со странами-партнёрами, структура экспорта и импорта, влияние на либерализацию и объёмы внешней торговли. Анализируется значение ССТ для экономики США и сохранения конкурентных преимуществ национальных производителей.

Ключевые слова
ССТ, экспорт, импорт, ПИИ, мировая конкуренция
Классификатор
Получено
06.10.2016
Дата публикации
01.12.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1524
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2016 год
1 Фритредерские мотивы начали появляться в экономических учениях в эпоху развития промышленного производства и борьбы за рынки сбыта в мировом масштабе. Обоснование преимуществ от ведения свободной торговли было представлено в работах английских экономистов А. Смита (теории абсолютных преимуществ) и Д. Рикардо (теории сравнительных преимуществ) во второй половине XVIII – начале XIX века. Эти преимущества выражались в разнице удельных издержек (альтернативной цене) при производстве товаров у одной страны по сравнению с другой и объяснялись особенностями климата, наделённостью природными ресурсами, уровнем образования и трудовыми навыками населения, уровнем развития технологий и рядом других факторов производства.
2 Со второй половины XVIII века философия свободной торговли имела отдельные примеры воплощения на практике.
3 Сначала меры по либерализации торговли принимались как необходимость в условиях военного противостояния (открытие американских портов для иностранных торговых судов в апреле 1776 г. как ответная мера на британскую морскую блокаду; открытие 5 китайских портов для иностранной торговли по Нанкинскому договору 1842 г. в результате поражения Китая в Первой опиумной войне), затем их принятие начало диктоваться выгодами мирного времени.
4 В 1846 г. в Великобритании были отменены пошлины на ввоз зерна («Хлебные законы»). Затем в 1860 г. последовало англо-французское соглашение Кобдена-Шевалье о взаимном сокращении торговых пошлин на промышленные товары и алкогольную продукцию. Соглашение также вводило в торговые отношения между двумя странами режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязывалась предоставить партнеру такие же условия, какие она предоставит в будущем третьему государству. Соглашение положило начало серии аналогичных договоров на Европейском континенте в течение последующих двух десятилетий, в результате которых таможенные тарифы были снижены с 35% до 10-15% [1]]
5 Мировые войны отсрочили дальнейшее развитие свободной торговли, на практике возобладал протекционизм [2], хотя сама идея фритрейдерства постепенно все более глубоко укоренялась в общественно-политических и научных кругах. Необходимость либерализации торговли подчеркивалась в 14 пунктах президента США Вудро Вильсона – проекте мирного договора, завершавшего Первую мировую войну, который представлял собой видение мирового порядка и общественного развития в послевоенный период. В пункте 3 говорилось об устранении, насколько возможно, всех экономических барьеров и установлении равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия для поддержания такового.
6 Лишь в середине XX века с активным развитием транспорта и коммуникаций идеи фритрейдерства начали получать более отчетливое воплощение на практике, в том числе закрепляться институционально. В 1947 г. было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которым было положено начало снижению тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. Спустя почти полвека переговоров о снижении тарифов на товары и услуги и сопряженных вопросах (перемещение капитала, защита сельского хозяйства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и др.), а также ограничении нетарифного регулирования привели к созданию Всемирной торговой организации.
7 Однако институты и организации, претендующие на регулирование и установление правил всеобщего масштаба, проигрывают с точки зрения времени и результативности структурам и правилам, о которых договаривается ограниченное количество участников. Более значительных результатов на пути к устранению барьеров во внешней торговле удалось достичь в рамках соглашений между отдельными странами.
8 Первое двустороннее соглашение о свободной торговле США заключили с Израилем в 1985 году. С тех пор соглашения о свободной торговле были подписаны ещё с 19 странами: Канадой, Мексикой, Иорданией, Чили, Сингапуром, Австралией, Марокко, Сальвадором, Гондурасом, Никарагуа, Гватемалой, Бахрейном, Доминиканской республикой, Коста-Рикой, Оманом, Перу, Республикой Кореей, Колумбией и Панамой.
9 Активная внешняя торговля позволяет наиболее эффективно распределить ресурсы внутри страны и оказывает положительное влияние на динамику экономики благодаря увеличению выпуска продукции и снижению её себестоимости, созданию новых рабочих мест и сдерживанию инфляции, служит стабилизирующим фактором для национальной валюты, а через неё и экономики в целом. С точки зрения циклической динамики сокращение барьеров в торговле между странами способствует снижению волатильности экономического роста благодаря ускорению диверсификации экспортной базы и укреплению вертикальных и внутриотраслевых торговых связей. Положительное влияние на динамику экономики также заключается в том, что снижение тарифов в одном секторе влияет не только на цены в этом секторе, но и на те отрасли, которые используют продукцию этого сектора как промежуточные ресурсы в производстве других товаров и услуг. Компаниям, ориентированным на экспорт, приходится соперничать со всем миром, а не только с национальными производителями. Более жесткая конкуренция стимулирует улучшение качества продукции, повышение производительности и, как показывает статистика, создание более качественных и оплачиваемых рабочих мест [3]. Возможность заимствований позволяет нарастить капитал на более выгодных условиях и обеспечить экономику недостающими инвестициями, создаёт благоприятные условия для расширения производства. Привлечение иностранных инвестиций сопровождается перемещением научно-технических достижений и появлением новых рабочих мест, что позволяет стране не только компенсировать недостаточный для поддержания стабильных темпов роста экономики объём внутренних сбережений, но и ускорить эти темпы за счёт модернизации существующих производств и развития новых. В период экономического спада регулирование потоков товаров, услуг, капитала и иностранной рабочей силы может быть использовано для смягчения последствий кризиса. По оценкам Института мировой экономики Петерсона, участие в мировой экономике увеличивает ВВП США на 10% [4].
10 Первоначальной целью соглашений о свободной торговле (ССТ) было снижение таможенных тарифов на товары. Впоследствии в их перечень добавилась регламентация различных видов нетарифных ограничений, либерализация торговли услугами, защита прав интеллектуальной собственности, выработка общих правил для инвестиций, создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.
11

Израиль

 

Договор о свободной торговле с Израилем вступил в силу 1 сентября 1985 г. Объём двусторонней торговли товарами с Израилем за 30 лет с момента подписания соглашения о свободной торговле возрос в 8 раз с 4,7 до 38 млрд. долл., его доля в общем объёме внешней торговли товарами США достигла 1%, а профицит сменился на дефицит. В настоящее время структура экспорта и импорта в американо-израильском товарообороте схожа, в ней преобладают промышленные товары (более 40%), полупроводники и другие электронные компоненты, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы, аэрокосмическая продукция и комплектующие. Важное место в импорте США из Израиля занимают фармацевтические препараты и медикаменты (более 20%), среди статей экспорта также значится продукция нефтяной и угольной промышленности. Торговля услугами достигла 9,8 млрд. долл., дефицит составил 466 млн. долл. (2013 г.). Прямые инвестиции США достигли 10,3 млрд. долл., инвестиции в США – 7,4 млрд. долл. (2015 г.) [5]

12

НАФТА

 

Соглашение о свободной торговле с Канадой вступило в силу в 1989 г., позднее в 1994 г. зона свободной торговли на североамериканском континенте была расширена, интегрировав Мексику. Канада и Мексика являются ключевыми торгово-экономическими партнёрами США, на них приходится четверть внешнеторгового оборота товарами и услугами США. В результате интеграции национальные хозяйства стран оказались тесно связанными друг с другом множественными производственными цепочками, в особенности это касается обрабатывающей промышленности США, в том числе автомобилестроения, производства электроники, бытовой техники и общего машиностроения. По некоторым оценкам, 40% стоимости импортируемых из Мексики товаров и четверть стоимости товаров из Канады ранее создано в США [6]. Для сравнения, в импорте из Китая лишь 4% стоимости продукции было ранее создано в США.

13 В 2015 году американский экспорт товаров и услуг в Канаду достиг 337,8 млрд. долл. (100,2 млрд. долл. в 1993 г.), импорт из Канады – 331,6 млрд. долл., (110,9 млрд. долл. в 1993 г.), профицит – 6,1 млрд. долл. Основные статьи товарного экспорта и импорта схожи – автомобили и запчасти, сырая нефть и природный газ (в импорте составляет более четверти), продукция нефтяной, угольной и химической промышленности. Среди экспортных статей важное место также занимает сельскохозяйственная и строительная техника, машины и оборудование общего назначения; импорта – цветные металлы и реимпорт (3,5%).
14 США являются крупнейшим инвестором в Канаде, объём накопленных инвестиций в 2015 г. достиг 352,9 млрд. долл. (69,9 млрд. долл. в 1993 г.) – больше половины общего объёма запасов ПИИ в Канаде, что эквивалентно 18% ВВП Канады (по сравнению с 1% накануне подписания ССТ). США также являются основным направлением прямых инвестиций канадских компаний – накопленный объём в 2015 г. составил 269,0 млрд. долл. (с 26,6 млрд. долл. в 1988 г. [7]).
15 В 2015 году американский экспорт товаров и услуг в Мексику вырос до 267,3 млрд. долл. (с 52 млрд. долл. в 1993 г.), импорт из Мексики – 325,3 млрд. долл. (с 47,3 млрд. долл. в 1993 г.), дефицит – 57,9 млрд. долл. Основные статьи товарного экспорта – автозапчасти, продукция нефтяной и угольной промышленности, компьютерная техника, полупроводники и др. электронные компоненты, продукция химической промышленности; импорта – автомобили и запчасти (29,4%), сырая нефть и природный газ, компьютерная техника, аудио- и видеотехника, коммуникационное оборудование, электрооборудование. Впечатляюще выглядит рост товарообмена по отдельным отраслям производства с Мексикой. Так, благодаря отмене тарифов на автомобили и запчасти экспорт в Мексику за 20 лет после подписания соглашения вырос в 3,5 раза, импорт – почти в 7 раз, а доля страны в общем объёме торговли США в отрасли увеличилась с 5 до 18% [8].
16 Положения Североатлантического договора о свободной торговле способствовали реформированию законодательства Мексики в области инвестиционной деятельности, отмене дискриминационных условий и повышению защиты инвесторов США и Канады. В результате объём накопленных прямых инвестиций США вырос до 92,8 млрд. долл. (с 15,2 млрд. долл. в 1993 г.), инвестиций в США – до 16,6 млрд. долл. (с 1,2 млрд. долл. в 1993 г.).
17 Несмотря на опасения при обсуждении проекта союза и некоторые негативные последствия, связанные с разницей в уровне развития стран-членов (аутсорсинг и снижение заработной платы в ряде отраслей), договор имел большое значение с точки зрения возможности апробации мер по либерализации торговли между развитыми и развивающимися странами. Договор позволил эмпирически оценить, насколько американские производители готовы к свободной конкуренции с внешним миром, что могут противопоставить производителям с меньшими издержками на трудовые ресурсы или с высокой производительностью в отсутствии сдерживающих таможенных барьеров, определив меры адаптации, необходимые для обеспечения стабильного роста экономики в условиях снижения внешнеторговых барьеров с остальным миром.
18

Иордания

 

Договор о свободной торговле с Иорданией вступил в силу 17 декабря 2001 г. За год до подписания ССТ объём экспорта США составлял 0,32 млрд. долл., импорта – 0,07 млрд. долл., к 2015 г. экспорт увеличился более чем в 4 раза до 1,49 млрд. долл., импорт – почти в 7 раз до 1,36 млрд. долл., а профицит сменился дефицитом – 0,1 млрд. долл. Импорт США из Иордании на 83,5% состоит из предметов одежды, среди других крупных статей импорта – промышленные товары (6,8%) и реимпорт (3,8%). Экспорт США отличается значительно большей технологичностью – аэрокосмическая продукция и комплектующие (37,6%), автомобили, продукты перемола масличных и зерновых культур, коммуникационное оборудование, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы. Накопленные прямые инвестиции США в Иорданию в 2015 г. составили 228 млн. долл.

19 Характер отношений в рамках договора явно свидетельствует о важности политической составляющей данного соглашения. Его основной целью было продемонстрировать экономические выгоды, предоставляемые государству, выбравшему мирное сосуществование на Ближнем Востоке. Договор также имел большое значение в развитии предписаний в области трудовых и экологических стандартов для заключения последующих соглашений с развивающимися странами.
20

Чили и Сингапур

 

Договоры о режиме свободной торговли с Чили и Сингапуром, вступившие в силу 1 января 2004 г., – первые подобного рода договоры со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Обе страны представляли собой наиболее удобных кандидатов в своем регионе для заключения ССТ, активно развивая модель открытой экономики.

21 За годы действия договора с Чили товарооборот возрос с 6,4 до 24,2 млрд. долл., а дефицит в 1 млрд. долл. через 5 лет после вступления в силу ССТ сменился профицитом, составив в 2015 г. 6,7 млрд. долл. Экспорт в Чили на треть состоит из продукции нефтяной и угольной промышленности, нефти и газа. Также экспортируется аэрокосмическая продукция и комплектующие, сельскохозяйственная и строительная техника, продукция химической промышленности, компьютерная техника, автомобили и продукция общего машиностроения. На цветные металлы приходится четверть импорта, более 40% – продовольственная продукция (рыба и морепродукты, орехи и фрукты, фруктовые и овощные консервы, напитки), также импортируются изделия из древесины, резинотехнические изделия, продукция химической промышленности. Объём накопленных прямых инвестиций США достиг 27,3 млрд. долл., инвестиций в США – 2,1 млрд. долл.
22 Объём внешней торговли товарами с Сингапуром в 2015 г. составил 46,8 млрд. долл. (по сравнению с 31,7 млрд. долл. в 2003 г.), профицит составил 10,2 млрд. долл. – в 7 раз выше показателя 2003 г. Основные статьи товарного экспорта и импорта схожи – продукция химической промышленности, полупроводники и др. электронные компоненты, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы, медицинское оборудование, компьютерная техника. Среди экспортных статей важное место занимает аэрокосмическая продукция и комплектующие, продукция нефтяной и угольной промышленности; статей импорта – медикаменты и реимпорт. Ещё 20,9 млрд. долл. приходится на торговлю услугами. Объём накопленных прямых инвестиций США достиг 228,7 млрд. долл., инвестиций в США –19,4 млрд. долл.
23 Подписание договоров о режиме свободной торговли с Чили и Сингапуром отражало желание США побудить другие страны региона к подобным договоренностям, гарантирующим более свободный доступ на американский рынок, а для США – снимающим многие барьеры для национальных производителей, в том числе в сфере услуг (финансовых и коммуникационных) и участии в государственных закупках. Договоры также включали положения о защите интеллектуальной собственности и прямых иностранных инвестиций, трудовых и экологических стандартах в обмен на гарантию более свободного доступа на американский рынок. Договоры предусматривали больший уровень открытости, а также новые положения, не имевшиеся в ранее заключенных ССТ, – в области электронной торговли и альтернативные санкциям механизмы защиты конкуренции (например, в договорах предусмотрены штрафы взамен санкций за нарушение трудовых и экологических стандартов).
24 Наличие данных положений в договорах было критически важным для США, так как создавало прецедент для включения аналогичных стандартов в тексты последующих ССТ и дополнительный аргумент для лоббирования подобных правил в ВТО.
25

Австралия

 

Договор о свободной торговле с Австралией вступил в силу 1 января 2005 г. Объём внешней торговли с Австралией в 2015 г. составил 46,9 млрд. долл. (экспорт – 46,9 млрд. долл., импорт – 18,1 млрд. долл.), профицит составил 28,9 млрд. долл., из которых профицит торговли товарами – 14,1 млрд. долл. (по сравнению с 6,4 млрд. долл. в 2004 г.).

26 Основные статьи товарного экспорта и импорта схожи – аэрокосмическая продукция и комплектующие, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы, медицинское оборудование и медикаменты. Среди экспортных статей важное место также занимают автомобили и запчасти, сельскохозяйственная и строительная техника, продукция общего машиностроения; статей импорта – мясная продукция (более четверти), цветные металлы и металлические руды, реимпорт.
27 Значительно увеличился поток прямых инвестиций США в Австралию – за 10 лет более чем в 2,5 раза, к 2015 г. достигнув 167,4 млрд. долл., инвестиции в США в 2015 г. составили 42,3 млрд. долл.
28 Соглашение имело больший положительный эффект для американских производителей, о чем свидетельствует рост профицита торговли в результате подписания соглашения. Как и в предыдущих случаях, договор имел не только экономическое, но и политическое значение. Тот факт, что США не уступили в вопросе субсидирования сельского хозяйства [9] и ограничений на импорт даже партнеру с аналогичными стандартами жизни (для Австралии важной экспортной позицией является сахар), как представляется, означает, что в переговорах с другими странами возможность исключения протекционизма в сельском хозяйстве не подлежит дискуссии. Тогда как другие положения – защита интеллектуальной собственности и прав инвесторов, наоборот, рассматриваются как неотъемлемая часть будущих соглашений.
29

Марокко

 

Договор о свободной торговле с Марокко вступил в силу 1 января 2006 г. В 2015 г. американский товарный экспорт в Марокко составил 1,6 млрд. долл. (с 0,5 млрд. долл. в 2005 г.), импорт из Марокко – 1 млрд. долл. (с 0,4 млрд. долл. в 2005 г.), профицит – 0,6 млрд. долл. Товарный экспорт почти на 30% состоит из продукции нефтяной и угольной промышленности, а также нефти и газа (11,2%), масличных и зерновых культур и продуктов перемола, молочных продуктов. Импорт – пестициды и удобрения (почти 30%), одежда, минералы, полупроводники и другие электронные компоненты, автозапчасти и продовольственная продукция (орехи и фрукты, овощные и фруктовые консервы, морепродукты). Объём накопленных прямых инвестиций США в 2015 г. составил 304,0 млрд. долл.

30 В соответствии с текстом соглашения помимо беспошлинного доступа на рынок Марокко для машинного и строительного оборудования, продукции сферы информационных технологий и химикатов, новые возможности были предоставлены в сфере банковских, страховых и телекоммуникационных услуг. В договоре закреплены положения по защите интеллектуальной собственности и доступу к госзакупкам, защите окружающей среды и трудовых стандартов в соответствии с декларацией МОТ, положение об установлении минимального размера оплаты труда было опущено. В отличие от ССТ с другим региональным партнером – Иорданией, в договоре с Марокко оговорено сохранение Соединенными Штатами государственной поддержки фермерства. Опять же для США договор был важен в стратегическом плане для дальнейшего снижения торговых барьеров и установления режима свободной торговли в регионе. В обмен Марокко получило беспошлинный ввоз текстиля и одежды, а также финансовую поддержку.
31

КАФТА-ДР

 

Соглашение снизило барьеры в торговле между партнерами со значительной разницей в уровне развития – США, государствами Центральноамериканского общего рынка (Никарагуа, Гондурас, Гватемала, Сальвадор, которые, по данным Всемирного банка, входят в число беднейших стран Западного полушария, и Коста-Рика) и Доминиканской республикой [10].

32 К 2015 г. объём торговли товарами в рамках КАФТА-ДР достиг 52,5 млрд. долл., профицит торгового баланса – почти 5 млрд. долл. За годы действия договора США удалось увеличить торговое сальдо с четырьмя из шести стран (за исключением Коста-Рики, в торговле с которой профицит сократился на 9%, и Никарагуа, в торговле с которой дефицит увеличился в 3,5 раза).
33 Основными статьями экспорта являются продукция нефтяной и угольной промышленности (25-30% импорта Коста-Рики, Гватемалы, Сальвадора и Гондураса), а также масличные и зерновые культуры, компьютерная техника, аэрокосмическая продукция и комплектующие, ткани и текстиль, смолы, синтетический каучук, пластмассы и химические волокна, целлюлозно-бумажная продукция, сырая нефть и природный газ, автомобили и запчасти, электрооборудование, медицинское, коммуникационное оборудование и др.
34 Основные статьи импорта – одежда (почти 80% экспорта Сальвадора, 45-50% экспорта Гондураса и Никарагуа) и продовольственные продукты (орехи и фрукты, фруктовые и овощные консервы, рыба и морепродукты), за исключением Коста-Рики, основной статьей экспорта которой являются полупроводники и электронные компоненты (58,8%). Также импортируются медицинское и электрооборудование, электроника (средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы), цветные металлы, автозапчасти, сахар и кондитерские изделия, табачные изделия. Прямые инвестиции в страны-участницы договора в 2015 г. составили почти 8 млрд. долл.
35 Соглашение способствовало значительным изменениям в законодательстве об инвестициях с точки зрения защиты прав инвесторов, в сфере услуг, интеллектуальной собственности, государственных закупок, трудовых и экологических стандартов. Соглашение в большей степени отражало интересы США, в том числе геополитические, и создало условия, стимулирующие более интенсивное развитие стран центральноамериканского региона.
36

Бахрейн

 

Договор о свободной торговле с Бахрейном вступил в силу 1 августа 2006 г. Объём внешней торговли товарами с Бахрейном в 2015 г. составил 2,2 млрд. долл. (в 2005 г. – 0,8 млрд. долл.), профицит – 0,4 млрд. долл. (в 2005 г. наблюдался дефицит 80 млн. долл.). Экспорт США в Бахрейн на четверть состоит из автомобильной продукции, также вывозится аэрокосмическая продукция и комплектующие, продукция общего машиностроения, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы, сельскохозяйственная и строительная техника. Импорт – алюминий (более четверти), продукция нефтяной и угольной промышленности, продукция химической промышленности, в том числе сельскохозяйственная химия, одежда, текстиль, реимпорт составляет почти 7%. Прямые инвестиции в Бахрейн в 2015 г. составили 168 млн. долл.

37 В договоре были значительно расширены возможности для сферы услуг, цифровой торговли, прописаны положения, защищающие интеллектуальную собственность, соблюдение трудовых и экологических стандартов.
38

Оман

 

Договор о свободной торговле с Оманом начал действовать с 2009 г. В 2015 г. объём внешней торговли товарами США с Оманом составил 3,3 млрд. долл. (в 2008 г. – 2,2 млрд. долл.), профицит – 1,4 млрд. долл. (в 2008 г. – 0,5 млрд. долл.). Экспорт в Оман состоит из аэрокосмической продукции и комплектующих, автомобилей и продукции общего машиностроения, сельскохозяйственной и строительной техники, цветных металлов, средств навигации, измерительных и электромедицинских приборов. Импортируется из Омана пластиковая продукция, производственные товары, сельскохозяйственная химия, смолы, синтетический каучук, пластмассы и химические волокна, сталелитейная продукция, железо и сплавы.

39 Договор был призван создать дополнительные возможности в области банковского дела, страхования, телекоммуникаций и строительства, а также более тесными экономическими узами связать одного из своих стратегических партнёров в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке.
40

Перу

 

Договор пришёл на смену Андского акта о торговых преференциях (Andean Trade Preferences Act) в феврале 2009 г., продлив и расширив действие бестарифной торговли по отдельным группам товаров при условии соблюдения определенных требований, включая защиту прав интеллектуальной собственности.

41 За 7 лет с 2008 г. объем экспорта товаров увеличился с 6,2 до 8,7 млрд. долл., импорт сократился с 5,8 до 5,1 млрд. долл., за счет этого профицит торгового баланса США увеличился почти в 10 раз (с 371 млн. до 3,7 млрд. долл.). Основными статьями экспорта являются продукция нефтяной и угольной промышленности (27,2%), а также сельскохозяйственная и строительная техника, масличные и зерновые культуры, компьютерная техника, смолы, синтетический каучук, пластмассы и химические волокна. Импорт на четверть состоит из цветных металлов, еще одна четверть – продовольственная продукция (орехи и фрукты, овощи, овощные и фруктовые консервы, рыба и морепродукты), также импортируется продукция нефтяной и угольной промышленности, сырая нефть и природный газ, одежда. В 2015 г. объём накопленных прямых инвестиций США достиг 6,9 млрд. долл., инвестиций в США – 113 млн. долл.
42

Республика Корея

 

Договор о свободной торговле с Республикой Корея вступил в силу 5 марта 2012 г. В 2015 году американский экспорт товаров и услуг в Республику Корея достиг 64,9 млрд. долл. (44,6 млрд. долл. в 2006 г., 61,9 млрд. долл. в 2011 г.), импорт из Кореи – 83,6 млрд. долл., (54,7 млрд. долл. в 2006 г., 67,3 млрд. долл. в 2011 г.). Дефицит сократился в годы кризиса до 3,9 млрд. долл., а затем снова начал расти, достигнув в 2015 г. 18,7 млрд. долл. Основные статьи товарного экспорта и импорта отличаются высокой технологичностью. Экспорт США наиболее дифференцирован по сравнению с остальными партнерами с режимом свободной торговли – самая крупная статья – полупроводники и иные электронные компоненты – составляет лишь 9% от общего объёма, также экспортируется продукция химической промышленности, аэрокосмическая продукция и комплектующие, промышленное оборудование, масличные и зерновые культуры, мясная продукция, средства навигации, измерительные и электромедицинские приборы. Благодаря снижению таможенных тарифов значительно вырос экспорт промышленных товаров, автомобилей и некоторых продовольственных позиций. Основные статьи импорта – автомобили и запчасти (30,3%), коммуникационное оборудование, полупроводники и иные электронные компоненты, сталь, железо и сплавы, продукция нефтяной и угольной промышленности. Договор открыл доступ и усилил защиту прав американских поставщиков услуг и инвесторов, расширил меры по защите интеллектуальной собственности, американских производителей в сфере фармацевтики, информационных технологий и автопрома.

43 Начиная с 2009 г. поток прямых инвестиций из Республики Корея в США начал расти и в 2013 г. превысил объём накопленных инвестиций США в Корее. В 2015 г. объём накопленных прямых инвестиций США достиг 34,6 млрд. долл., инвестиций в США – 40,1 млрд. долл.
44 Республика Корея – стратегически важный партнер США в регионе, заключение договора с которым косвенно способствовало планам США по присоединению Японии к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которое произошло в том числе из-за появления угрозы снижения конкурентоспособности японских промышленных товаров на рынке США по сравнению с получившими привилегии южнокорейскими.
45

Колумбия

 

Договор о свободной торговле с Колумбией вступил в силу спустя 2 месяца после договора с Республикой Корея. Объём торговли товарами с Колумбией в 2015 г. составил 30,3 млрд. долл. С момента подписания договора экспорт США за исключением 2015 г. повышался, тогда как импорт из Колумбии ежегодно снижался. Как следствие, наблюдавшийся с начала 2000-х гг. дефицит в товарном сальдо США с Колумбией в 2014 г. сменился профицитом, составив в 2015 г. 2,2 млрд. долл. Продукция нефтяной и угольной промышленности составляет более 30% экспорта США, также экспортируется продукция химической промышленности, масличные и зерновые культуры, коммуникационное оборудование, компьютерная техника, аэрокосмическая продукция и комплектующие. Более половины импорта составляет сырая нефть и природный газ, также весомыми статьями импорта являются цветные металлы (9,8%), орехи и фрукты, продукция нефтяной и угольной промышленности, грибы и средства культивации. В 2014-2015 гг. наблюдалось сокращение объёма накопленных прямых инвестиций США в Колумбии, в 2015 г. их объём составил 6,2 млрд. долл.

46 Как и предшествующие двусторонние соглашения США о свободной торговле договор с Колумбией предусматривает устранение барьеров в торговле услугами и создание эффективного механизма решения споров, обеспечение надежной правовой базы для инвесторов, защиту интеллектуальной собственности, совершенствование трудовых и экологических законов.
47

Панама

 

Договор о свободной торговле с Панамой вступил в силу 31 октября 2012 г. Традиционно в торговом балансе США с Панамой наблюдается профицит. В 2015 г. американский экспорт товаров в Панаму составил 7,7 млрд. долл. (8,3 млрд. долл. в 2011 г.), импорт из Панамы – 0,41 млрд. долл., (0,39 млрд. долл. в 2011 г.). Более половины экспорта США в Панаму приходится на продукцию нефтяной и угольной промышленности, среди других статей экспорта – сырая нефть и природный газ, коммуникационное оборудование и компьютерная техника. Более трети вывозимой из Панамы в США продукции – реимпорт, ещё одну треть составляют продовольственные продукты (рыба и морепродукты, фрукты и орехи, сахар и кондитерские изделия, напитки), также среди крупных статей импорта – драгоценные металлы, отходы и металлолом. С момента вступления в силу ССТ объём накопленных инвестиций стал сокращаться, а инвестиций в США, наоборот, расти. В 2015 г. объём накопленных прямых инвестиций США составил 4,1 млрд. долл., инвестиций в США – 2,7 млрд. долл.

48 В договоре был учтён интерес американского бизнеса и крупного капитала, когда в финальный текст не были включены обсуждавшиеся положения о возможности раскрытия информации о банковских счетах, сохранив, таким образом, привлекательность Панамы в качестве налогового убежища.
49 В целом, средний рост экспорта США в страны с режимом свободной торговли за первые 5 лет после вступления в силу договора составил 18,0% при среднем росте общего объёма экспорта США за 2000-2010 гг. – 6,3%. Таким образом, за первые пять лет объём экспорта США в страны-партнёры рос в среднем в 3 раза быстрее общего объёма экспорта США, при этом наибольший рост наблюдался с Чили и Марокко – за пять лет он увеличился в 4 раза [11].
50 Торговля в рамках ССТ характеризуется высокой степенью специализации в определенных группах товаров. Первые 10 статей торгового баланса составляют от половины до 3/4 в экспорте и от 2/3 до почти всего объёма импорта, причём наиболее высокие значения этих показателей отличают торговлю со странами Ближнего Востока (Оман – 77,7% в экспорте и 97,8% импорте, Иордания – 76,9% и 98,6%, Бахрейн – 75,8% и 97,8%). Наиболее дифференцирована торговля с Канадой – 45,2% и 65,1%, Мексикой – 48,8% и 62,7%, Республикой Корея – 50,8% и 69,3% и Австралией – 52,6% и 69,3% [12]. На это влияет сходство в уровне развития стран и степень интеграции. В торговом балансе с четырнадцатью из двадцати стран, с которыми подписано ССТ, в число первых 10 статей входит статья реимпорт, причём в ряде случаев она занимает весомую долю (Панама – 35,7%, Сингапур – 10,9%, Бахрейн – 6,9%, Австралия – 6,4%).
51 С каждым последующим договором США расширяли спектр положений, защищающих американских производителей товаров и услуг в областях их конкурентных преимуществ, по возможности накладывая на партнёров обязательства по приведению трудовых и экологических стандартов в соответствие с международными соглашениями, а также изменению законодательства об интеллектуальной собственности, государственных закупках и инвестициях с точки зрения защиты прав инвесторов.
52 По расчетам Комиссии по международной торговле США (United States International Trade Commission), подписание ССТ положительно отразилось на товарном сальдо США со странами-партнерами – к 2015 г. благодаря действию ССТ оно увеличилось на 87,5 млрд. долл. (5,9% объёма двусторонней торговли со странами с режимом свободно торговли), экономия на тарифах составила 13,4 млрд. долл., что в значительной степени пошло на пользу потребителей США, увеличилось разнообразие импортируемых продуктов. Рост двусторонней торговли по отраслям составил: 31,8% в зерновых культурах, домашний скот и мясная продукция – 37,9%, легкая промышленность – 31,9%, тяжелая промышленность – 25,1%, экспортные услуги – 9,8% [13]. В американском экспорте наибольший рост наблюдался в области сельского хозяйства – в период с 2003 по 2013 гг. он вырос с 24 до 56 млрд. долл. [14].
53

Транстихоокеанское партнерство (ТТП)

 

Соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства между 12 странами (Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия, США, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Канада, Япония) было подписано 4 февраля 2016 года.

54 На страны-члены ТТП приходится 36% мирового ВВП, 24% мирового экспорта и 28% импорта товаров, 48% экспорта и 47% импорта услуг, торговля со странами-партнерами составляет 45% экспорта и 38% импорта США, в совокупности страны-члены ТТП аккумулируют треть прямых иностранных инвестиций и 37% мировых инвестиций поступает от них [15].
55 Представляется, что в целом ТТП не сильно повлияет на США, так как из крупных партнёров по договору лишь с Японией ранее не было заключено ССТ, это отражается и в прогнозах роста основных макроэкономических показателей США. Так, по оценкам Комиссии по международной торговле США, к 2032 г. (через 15 лет после вступления в силу договора) прирост реального дохода составит 57,3 млрд. долл. (0,23%), ВВП – 42,7 млрд. долл. (0,15%), занятости – 128 тыс. рабочих мест (0,07%), экспорта – 27,2 млрд. долл. (1,0%), импорта – 48,9 млрд. долл. (1,1%), при этом экспорт в страны ТТП вырастет на 34,6 млрд. долл. (18,7%); импорт – на 23,4 млрд. долл. (10,4%). Среди секторов экономики США наибольший прирост будет наблюдаться в сельском хозяйстве и пищевой промышленности – 10,0 млрд. долл. (0,5%), в сфере услуг – 42,3 млрд. долл. (0,1%), тогда как выпуск в промышленном производстве, добыче природных ресурсов и энергетике снизится на 10,8 млрд. долл. (0,1%) [16]. Новый импульс для развития торговли в сфере услуг и оптимизации операций американских компаний во всех секторах должны дать положения ТТП об электронной торговле (о защите трансграничных потоков данных и запрете требований по их локализации).
56 Немного более оптимистичные оценки даются Институтом мировой экономики Петерсона – к 2030 г. благодаря ТТП прирост реального дохода составит 0,5% ВВП, экспорта – 9,1%, однако договор не будет иметь влияния на рынок труда США [17].
57 ТТП нацелен на укрепление и гармонизацию правил внешней торговли, снижение барьеров и упрощение процедур для торговой и инвестиционной деятельности в регионе. Соглашение важно в стратегическом плане – как базовые положения, отвечающие интересам США, для развития режима свободной торговли в АТР. В нём содержатся важные для США положения о защите прав интеллектуальной собственности, положения о снижении барьеров, в том числе технических, санитарных и фитосанитарных норм, об охране труда и окружающей среды, сохранена поддержка аграрного сектора. Также включены положения, которые будут способствовать снижению значения государственных предприятий – основы азиатской модели экономики, и положения о государственных закупках, призванные расширить возможности американских компаний в конкурентной борьбе на рынках региона.
58 В настоящее время также ведутся переговоры о заключении ССТ с ЕС, Южноафриканским таможенным союзом, Эквадором, Таиландом, ОАЭ, Малайзией, АСЕАН, Египтом, Тайванем, Пакистаном и о создании всеамериканской зоны свободной торговли.
59

Тенденции развития ССТ

 

При заключении ССТ помимо задачи доступа на внутренний рынок другого государства решаются задачи защиты национальной экономики – производителей и собственников перемещаемых ресурсов, диверсификации поставщиков и потребителей, поскольку в век глобализации чрезмерная зависимость от одной страны увеличивает риск распространения по торговым и финансовым каналам негативных явлений на экономику страны-партнёра.

60 Влияние именно ССТ на торговый баланс двух стран оценить довольно сложно, так как на двустороннюю торговлю влияет большое число факторов, в том числе общий уровень экономического развития, темпы экономического роста и технологических изменений, фаза экономического цикла, проводимые государством реформы, спрос и изменение цен на сырьевые товары, различия в темпах инфляции, изменение валютных курсов. Однако динамика показателей внешней торговли и прямых инвестиций США с партнёрами до и после заключения ССТ говорит в целом о положительном характере влияния соглашений.
61 В период с 1778 по 1924 гг. США проводилась политика особого режима наибольшего благоприятствования, когда со странами по отдельности заключался договор, в котором оговаривались свои условия режима торговли, пока не был установлен «безусловный» режим наибольшего благоприятствования. Такого рода действия вели к изменению торговых балансов в странах региона и стимулировали остальных добиваться исключения дискриминационных условий в торговле с США через заключение подобных договоров. США это позволяло оговорить для себя наиболее выгодные условия с каждым партнёром. Аналогичное развитие наблюдается в установлении режима свободной торговли. Анализ заключенных США ССТ показывает, что в договорах США постепенно переходят к режиму свободной торговли на более выгодных для них условиях и в процессе переговоров выступают за либерализацию тех сфер экономики, в которых имеют конкурентные преимущества.
62 Другая тенденция, характерная для процесса, заключаются в реализации геополитических амбиций – для укрепления своих позиций в исторически американской зоне влияния, создании плацдарма для расширения зоны свободной торговли в новых регионах и более эффективной конкуренции росту Китая через укрепление позиций США на быстрорастущих рынках Азии. Динамика роста мировой торговли указывает на то, что ССТ не добавляют ей объёма, а лишь разворачивают потоки товаров и услуг в более выгодную сторону.
63 В некоторых случаях ССТ заключаются не только ради геополитических и прямых экономических выгод, но и в результате цепной реакции, порождаемой желанием не уступить рынка конкуренту, так как в противном случае отдельные отрасли экономики страны могут ощутить значительные потери. Так, например, исследование, проведённое Торговой палатой США в 2009 г., показало, что США потеряли бы более 345 тыс. рабочих мест и более 35 млрд. долл. на экспортных продажах в случае, если не заключили договора с Республикой Корея, но это бы удалось ЕС и Канаде [18].
64 Для развивающихся стран подобный союз провоцирует рост социальной напряженности, однако он также даёт возможность посредством реформ, в том числе в сфере трудового законодательства, стимулировать модернизацию экономики и развитие новых отраслей и повысить уровень жизни населения, что может положительно отразиться на снижении уровня преступности и нелегальной иммиграции.

Библиография

1. IMF World Economic Outlook. Globalization: Opportunities and Challenges, 1997, p. 113.

2. В межвоенный период и до 1950-х гг. в США средневзвешенный таможенный тариф на товары составлял 40-50%.

3. Согласно данным Национального бюро экономических исследований, в период 1989-2009 гг. показатели экспортнориентированных производств в США были выше среднеотраслевого показателя более чем на 10% по уровню заработной платы и на 30% выше по уровню производительности.

4. Bradford S., Grieco P., Hufbauer G. The Payoff to America from Global Integration// The United States and the World Economy: Foreign Economic Policy for the Next Decade. Ed. by Bergsten F. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2005, pp. 65-109.

5. Здесь и далее показатели торговли товарами и услугами взяты с электронных ресурсов The Bureau of Economic Analysis, accessed at URL: http://www.bea.gov/international/factsheet/ (access date 15.09.2016); The US International Trade Commission, accessed at URL: http://dataweb.usitc.gov (access date 15.09.2016); структура товарного экспорта и импорта – Jackson J. U.S. Trade with Free Trade Agreement (FTA) Partners. Washington, DC: Congressional Research Service, 2016, p.13-26.

6. Christopher E. Wilson, Working Together: Economic Ties Between the United States and Mexico. Woodrow Wilson International Center for Scholars, November 2011, p. 1-5.

7. Villareal M., Fergusson I. NAFTA at 20: Overview and trade effects. Washington, DC: Congressional Research Service, 2014, p.24.

8. Ibid., p.16.

9. США в среднем предоставляет около 20 млрд. долл. в качестве субсидий коммерческим и частным предприятиям, а также посредникам в сфере сельского хозяйства. Should Washington End Agriculture Subsidies? //WSJ, July 12, 2015. Accessed at URL: http://www.wsj.com/articles/shouldwashingtonendagriculturesubsidies1436757020 (access date 21.09.2016).

10. Договор вступил в силу с Сальвадором (01.03.2006), Гондурасом (01.04.2006), Никарагуа (01.04.2006), Гватемалой (01.07.2006), Доминиканской республикой (01.03.2007), Коста-Рикой (01.01.2009).

11. The Open Door of Trade: The Impressive Benefits of America’s Free Trade Agreements. Washington, DC: U.S. Department of Commerce, 2015, p.4.

12. Jackson J. U.S. Trade with Free Trade Agreement (FTA) Partners. Washington, DC: Congressional Research Service, 2016, p.13-26.

13. Economic Impact of Trade Agreements Implemented Under Trade Authorities Procedures. Washington, DC: United States International Trade Commission, 2016, p. 139-144.

14. U.S. Agriculture Benefits from Trade Agreements. Washington, DC: U.S. Department of Agriculture, 2014. Accessed at URL: http://www.fas.usda.gov/sites/default/files/2014-09/us_ag_benefits_from_trade_agreements.pdf (assess date 20.09.2016).

15. Trans-Pacific Partnership Agreement: Likely Impact on the U.S. Economy and on Specific Industry Sectors. Washington, DC: U.S. International Trade Commission, 2016, p. 54-63.

16. Ibid., p.21.

17. Petri P., Plummer M. The Economic Effects of the Trans-Pacific Partnership: New Estimates. Peterson Institute for International Economics, 2016, p.2.

18. Baughman L., Francois J. Failure to Implement the U.S.-Korea Free Trade Agreement: The Cost for American Workers and Companies. Washington, DC: U.S. Chamber of Commerce, 2009, p.4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести