Trudeau government: a thaw in relations with russia?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Trudeau government: a thaw in relations with russia?
Annotation
PII
S207054760012233-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgenia Issraelyan 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article characterizes the main economic and political aspects of the crisis in Russia-Canada relations connected to the events in Ukraine and addresses the first steps of the J.Trudeau government in this area.

Keywords
Canada, Canadian foreign policy, Russia-Canada relations, sanctions, the Justin Trudeau government
Received
25.03.2016
Date of publication
16.05.2016
Number of purchasers
1
Views
1312
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2016
1 Внешнеполитическая повестка дня и первые шаги либерального правительства Дж.Трюдо, одержавшего блестящую победу на октябрьских выборах 2015г., привлекают заметное внимание в политических и научных кругах России. Причины такого интереса, как представляется, вполне понятны. Во-первых, Джастину Трюдо предстоит руководить Канадой в период сложных трансформаций современных международных отношений, когда словосочетание «холодная война» стало практически обыденным, а беспрецедентные по масштабам и глубине конфликты – непредсказуемыми и не поддающимися урегулированию. В такой ситуации от позиции каждого участника международных отношений, тем более такого авторитетного, как Канада, которая является членом практически всех многосторонних организаций, зависит будущее современного миропорядка. Во-вторых, Дж.Трюдо пришел к власти в разгар самого серьезного после окончания «холодной войны» кризиса в российско-канадских отношениях. Он произошел при правительстве консерваторов во главе с С.Харпером (2006-октябрь 2015г.г.) и был связан с событиями на Украине. В-третьих, новое правительство обещало восстановить либеральные традиции и принципы во внешнеполитической деятельности. В арсенале Либеральной партии крупные прорывы и достижения в области российско-канадского взаимодействия. Например, первый визит в СССР на уровне глав правительств был нанесен в 1971г. руководителем либеральной администрации П.Э.Трюдо, отцом нынешнего премьера Канады; результатом налаживания контактов стало заключение в 1976г. Долгосрочного соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. В силу перечисленных обстоятельств и в России, и в Канаде рассчитывают на совместный поиск путей выхода из тупика и возможные подвижки в развитии двусторонних связей.
2 Напомним, что официальные дипломатические отношения между СССР и Канадой были установлены в тяжелые годы Второй мировой войны, в июне 1942г., когда обе страны воевали в рамках антигитлеровской коалиции. Несмотря на объективные сложности и препятствия, в эпоху «холодной войны» и первые годы после ее окончания СССР/Россия и Канада накопили солидный опыт торгово-экономического сотрудничества и ведения политического диалога, создали относительно разработанную договорно-правовую базу, запустили организационные механизмы реализации планов и стратегий. Руководители обоих государств неоднократно выражали удовлетворение общим состоянием и динамикой двусторонних отношений, отмечая в то же время неиспользованные возможности для их дальнейшего развития. «Откат» в российско-канадских отношениях пришелся на годы пребывания у власти правительства консерваторов во главе со С.Харпером.
3

Нараставшие разногласия

 

После прихода к власти правительства С.Харпера российско-канадские отношения и до событий на Украине были довольно прохладными. Об этом свидетельствуют как экономические показатели, так и углубившиеся политические разногласия. Согласно данным ФТС России, двусторонний товарооборот составил в 2011 г.2,6 млрд.ам. долл., а в 2013 г. – 2,3 млрд.долл., что на 19% меньше данных за предыдущий год [1]. Это очень низкие показатели, примерно равные объему американо-канадской торговли в день и норвежско-канадской – за несколько месяцев. Отрицательное сальдо в торговле с Канадой достигло по итогам 2013 г. 1,3 млрд. долл. Доля Канады во внешней торговле нашей страны составила в 2011 г. 0,4%, а Россия заняла место лишь в третьем-четвертом десятке среди внешнеэкономических партнеров Канады [2].

4 Незначительным было и инвестиционное сотрудничество: объемы накопленных инвестиций невелики, обращало на себя внимание и отсутствие устойчивых партнерств в нефтегазовом секторе. Как канадские, так и российские специалисты придерживались единой точки зрения о том, что потенциал экономического сотрудничества использовался далеко не полностью: существовала очевидная необходимость изменения характера торговых связей и инвестиционных потоков, расширения сферы совместной деятельности, разработки новых проектов и механизмов .
5 Политический диалог также развивался не слишком успешно. Его налаживанию не способствовала позиция Оттавы в пользу принятия Грузии и Украины в НАТО. В отличие от многих других членов блока, Канада сразу высказалась и упорно лоббировала включение этих стран в состав участников альянса. К тому же канадское правительство безоговорочно поддержала Грузию в российско-грузинском конфликте 2008 г. по поводу Южной Осетии и Абхазии.
6 Канадо-российские разногласия по международным вопросам углубились в связи с событиями «арабской весны». Одним из примеров различного видения международных проблем является оценка ливийской операции 2011 г. [3] По-разному оценивались и события в Сирии. Канадская сторона сначала высказывалась против вооруженного вмешательства в сирийский конфликт, заявляя, что ливийский сценарий не является моделью для тиражирования, и что в применении «этого нового стандарта» нужно быть весьма осторожными. В то же время канадцы полностью разделяли позицию западных стран, возлагающих всю вину за жестокость и насилие на правительство Б.Асада. В этой связи официальные лица Канады жестко критиковали Россию за поддержку политики Асада, которая, по их мнению, направлена на эскалацию конфликта.
7 Канада активно выступила за принятие против Сирии международных "экономических санкций и оружейного эмбарго" в соответствии с главой VII Устава ООН (действия в отношении угрозы миру). Не дожидаясь их введения, Оттава предприняла самостоятельные шаги – в мае 2011 г. на Сирию было распространено действие Акта об особых экономических мерах (Special Economic Measures Act). В соответствии с ним были запрещены: импорт всех товаров, за исключением продуктов питания, из Сирии в Канаду; канадские капиталовложения в Сирию; экспорт в Сирию предметов роскоши. Запрету также подлежали: оборудование, которое может использоваться в телекоммуникациях, для производства химического оружия и для ведения боевых действий; предоставление Сирии финансовых и иных услуг, относящихся к поставкам нефти или нефтяных продуктов [4]. Были заморожены счета ряда сирийских физических и юридических лиц, высланы сирийские дипломаты из Канады, закрыто посольство Канады в Сирии. Против подобных односторонних мер высказывалась Россия, предпочитающая согласованные коллективные действия.
8 Канада приняла участие в коалиции, борющейся против Исламского государства (ИГ) во главе с США. Российские должностные лица критикуют эту операцию за нелигитимность (решение о военном вмешательстве было принято без обращения сирийских властей за помощью к участникам коалиции), неправомерный выбор целей авиаударов, неэффективность и отсутствие результатов. А посол РФ в Канаде А.Н. Дарчиев прямо назвал западную кампанию по борьбе с ИГ провалившейся операцией и предложил Оттаве объединить усилия в войне с общим врагом, вспомнив опыт сотрудничества в годы Второй мировой войны [5].
9 Канада начала наносить авиаудары по Ираку в октябре 2014г., а по Сирии – в апреле 2015г. Отметим, что Канада стала первым членом НАТО, присоединившимся к бомбардировкам Соединенными Штатами сирийской территории. Военный вклад Канады в войну против ИГ был достаточно скромным. Он состоял из шести истребителей CF-18, одного самолета-заправщика «Полярис», двух самолетов-разведчиков «Аврора», 600 военнослужащих для обеспечения контроля, командования и логистики военной компании. Кроме того, Северном Ираке работали 69 канадских специалистов, проводивших обучение курдских боевиков. По данным на февраль 2016 г., канадские ВВС нанесли 251 авиаудар по объектам ИГ (246- в Ираке и пять - в Сирии) [6].
10 После победы на выборах в октябре 2015 г. либеральное правительство Дж.Трюдо пересмотрело параметры вклада Канады в действия коалиции. Воздушный контингент (истребители – бомбардировщики) возвратился в Канаду, а обучающий персонал будет увеличен втрое. Обязательства в области разведки, заправки и гуманитарной помощи также существенно возрастут. Представители кабинета и дипломаты настойчиво убеждали США и союзников, что их участие в коалиции не только сохранится, но и будет более весомым.
11 Со своей стороны, Оттава осудила начавшиеся в сентябре 2015г. бомбардировки российской авиацией террористических организаций ИГ и "Джебхат ан-Нусра" в Сирии. Заявление С.Харпера, тогда еще занимавшего пост премьер-министра Канады, было сделано во время избирательной кампании 2015г. По словам С.Харпера, «усиление военного вмешательства России в Сирию опасно, и может спровоцировать еще более кровопролитные насильственные акции [7].
12 Столкновение подходов происходило и по иранской проблеме. В период пребывания С.Харпера у власти Канада рассматривала правительство Ирана как наиболее значительную угрозу глобальному миру и безопасности. В адрес иранского правительства постоянно звучали обвинения в связи с его поддержкой режима Б.Асада, развитием ядерной программы, расистской и антисемитской риторикой в отношении Израиля, массовыми и систематическими нарушениями прав человека. За поощрение экстремистских групп Иран был включен Канадой в список стран, оказывающих содействие терроризму. Кроме того, на него распространялись международные санкции, в которых участвовала Канада, а также и односторонние канадские ограничительные меры [8].
13 Перечисленные обстоятельства побудили Оттаву в сентябре 2012г. разорвать дипломатические отношения и закрыть посольство Канады в Иране. Примечательно, что это было сделано во время визита С.Харпера в Россию, по пути на форум АТЭС во Владивостоке. Эксперты и журналисты отмечали несвоевременность, демонстративность и неожиданность такого шага, который выглядел как очередной жест в сторону Израиля и выпад в отношении России, имеющей много точек соприкосновения с Ираном. Бывший посол Канады в Иране Дж.Манди (J. Mundy), и бывший помощник директора канадской Службы безопасности Р. Бойсверт (R. Boisvert) указывали на то, что подобные демарши предпринимаются только в крайних случаях и что обычно Канада не берет на себя лидерство в таких вопросах [9].
14 Антииранская позиция Канады была частью ее общей политики по Ближнему Востоку, ориентированной на безусловную поддержку Израиля. Об ответной реакции Израиля свидетельствует, в частности, следующий факт: С.Харпер был удостоен очень престижной наградыеврейской организации «Призыв совести» (Appeal of Conscience Foundation) и был признан «политиком года».
15 Наряду с разногласиями между Канадой и РФ по международным проблемам, напряженность сохранялась и в двусторонних политических отношениях.Бывший посол Канады в России (2003-2006 г.г.), К.Уэстдал пишет, что с тех пор, как в свою бытность послом в России он представил В.В.Путина и С.Харпера друг другу, никаких попыток развить связи сделано не было. [10] Президент России, по мнению К.Уэстдала, так и остался персоной нон грата для премьер-министра Канады. С. Харпер не нанес ни одного визита В.В.Путину, их встречи проходили лишь в рамках многосторонних форумов. В СМИ муссировались слухи о возможном приезде С.Харпера в Москву до или после саммита АТЭС 2012 г., о его предстоящей игре с В.В.Путиным в хоккей в честь 40-летия суперсерии хоккейных матчей СССР-Канада. Все, однако, ограничилось коротенькой встречей между двумя политическими деятелями «на полях» АТЭС во Владивостоке.
16 На рассматриваемый период пришлось закрытие многих программ, которое в некоторых случаях было стечением обстоятельств, а в других отразило нежелание канадцев продолжать деятельность в России.
17 В марте 2010 г. закончилась канадская Программа технического сотрудничества с Россией (ПТСР), действовавшая в течение 18 лет. За время существования программы в ее рамках был реализован широкий круг проектов, как масштабных, так и небольших, локальных, на общую сумму около 360 млн.кан.долл. ПТСР, несмотря на то, что не все ее задачи были успешно выполнены, была важным и нужным для обеих сторон каналом развития двусторонних связей.
18 Завершилась программа «Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения». Она была принята в 2002 г. на встрече «большой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) по инициативе и при энергичном лоббировании Канады. На реализацию 10-летнего проекта Канада израсходовала около 1 млрд. кан.долл. По оценкам специалистов, глобальное партнерство оказалось одним из самых успешных направлений внешней политики Канады за последние годы, а России позволило значительно снизить расходы на уничтожение военных боеприпасов времен «холодной войны [11]
19 В рамках бюджетных сокращений происходила ликвидация многих других полезных и интересных проектов. Одним из них стала Программа международных исследований Канады (International Studies Research Program), субсидировавшая поездки в Канаду специалистов из различных стран, в том числе из России. Она действовала в течение более 40 лет и позволила ученым и студентам получить ценные знания и навыки. Те же аргументы – необходимость экономии средств – использовались для оправдания закрытия Генерального консульства Канады в Санкт-Петербурге в 2007 г.
20

Сферы сотрудничества

 

Несмотря на весьма скромные масштабы торгово-экономического сотрудничества и определенную напряженность в двусторонних отношениях, в некоторых сферах взаимодействия до украинского кризиса наблюдались определенные подвижки. Несколько крупных канадских компаний участвовали в реализации в России взаимовыгодных проектов в горнорудной промышленности, в сфере транспортного машиностроения и авиационной промышленности, в проектировании и строительстве сложных инфраструктурных объектов. В этой связи можно упомянуть деятельность канадской строительной и инжиниринговой компании «Эс-эн-си Лавалин» и золотодобывающей компании «Кинросс голд», занимающей второе место в России по объёмам добычи золота, а также производителя оборудования для автомобильной промышленности «Магна интернэшнл». Активно работала в России и канадская машиностроительная корпорация «Бомбардье», которая приобрела акции предприятия по производству сигнального оборудования у ОАО «Российские железные дороги», а также участвовала с госкорпорацией «Ростех» в создании совместного предприятия по производству турбовинтовых самолётов в Ульяновске. Взаимовыгодное сотрудничество налаживалось также в сфере добычи нефти и газа, фармацевтики, авиационно-космической промышленности.

21 Плодотворной была также работа первого российско-канадского форума по сельскому хозяйству, состоявшегося в июне 2011 г. Была достигнута договоренность о приобретении российским холдингом "Ростсельмаш" канадского производителя сельскохозяйственной техники и соглашение с компанией из Манитобы о поставках поголовья свиней в Россию. Вторая из упомянутых сделок - крупнейшая в истории российско-канадских связей в области свиноводства.
22 Отметим также подписанные важных двусторонних документов. Среди них договоренности между Росатомом и Комиссией по ядерной безопасности Канады о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также меморандум между правительствами России и Канады о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере предупреждения, предотвращения и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла.
23 Расширялись также культурные обмены между странами. Наиболее яркими эпизодами последнего времени были гастроли в нашей стране канадского Цирка дю Солей, приезд знаменитого поэта, писателя, певца Л. Коэна, участие в Чеховском театральном фестивале и показ спектаклей известного режиссера Р. Лепажа. Продолжалась совместная работа в сфере освоения космоса - российские и канадские астронавты участвовали в проекте Международной космической станции. Была также создана канадо-российская рабочая группа по разработке договора о мирном использовании космического пространства.
24 Развивалось сотрудничество и на арктическом направлении. Несмотря на разногласия между Россией и Канадой по поводу раздела арктического континентального шельфа и статуса хребтов Менделеева и Ломоносова, интересы двух стран в Арктике нередко совпадают. В отличие от США, относящих Северный морской путь и Северо-Западный проход к субъектам международного права, Россия и Канада считают их территориальными водами прибрежных государств. Обе страны подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., чего до сих пор не сделали Соединённые Штаты. Совместная деятельность охватывала следующие сферы: телекоммуникации, строительство, сельское хозяйство, сохранение культуры и традиций коренных народов Севера, охрана окружающей среды и туризм. Кроме того, Россия и Канада – активные члены Арктического совета, контактируют в рамках «полярной пятерки» (Дания, Канада, Норвегия Россия и США). Хорошую основу для взаимодействия России, Канады и других северных стран заложило Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 года.
25 Следует отметить, что после введения Канадой антироссийских санкций в марте 2014г., Канада, которая председательствовала в Арктическом Совете (АС) с 2013 г. по май 2015 г., поначалу вела себя достаточно сдержанно, стараясь не допускать чрезмерного влияния украинской тематики на проходящие обсуждения. Однако в дальнейшем нараставшие российско-канадские разногласия по ситуации на Украине стали влиять на арктическую повестку. Особенно это проявилось в ходе подготовки и проведения сессии министров иностранных дел АС в Икалуите (столице канадской территории Нунавут) в апреле 2015г. Тем не менее, участникам встречи удалось принять ряд рамочных документов и обсудить будущее сотрудничество. Представляется, что Россия и Канада, которые накопили опыт сотрудничества по вопросам экономики Арктики, смогут продолжить его в формате Арктического экономического совета, который был создан в 2014 г. по инициативе Канады, поддержанной другими делегациями, в том числе российской.
26

Назад к «холодной войне»?

 

Так сложилось, однако, что этим позитивным тенденциям не суждено было получить дальнейшего развития. Свою роль сыграли как ухудшение российско-американских отношений, вылившееся в связи с украинскими событиями в открытую конфронтацию, так и позиция самого С.Харпера, сначала демонстративно игнорировавшего российско-канадский вектор, а затем прославившегося своими антироссийскими выпадами. На российско-канадском направлении не было аналога «перезагрузки», произошедшей в российско-американских отношениях, а участие Канады в антироссийских санкциях по существу «свело на нет» многие из прежних достижений и контактов.

27 Антироссийские санкции были введены постановлением о специальных экономических мерах в отношении России от 17 марта 2014 г. Канадское руководство обосновало введение запретов «недопустимыми нарушениями суверенитета и территориальной целостности Украины, которые могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности». В дальнейшем список и параметры санкций обновлялись и расширялись в ходе более чем десяти раундов. [12]
28 Основные усилия Оттавы были сконцентрированы на политико-дипломатических шагах, позволивших проявить лояльность общему курсу союзников и продемонстрировать значение украинского вектора для внешнеполитического курса Канады. Оттава приостановила свое участие в российско-канадской межправительственной экономической комиссии, которая была одним из наиболее важных механизмов двустороннего взаимодействия, и бойкотировала заседания Арктического совета в Москве. С. Харпер решительно настаивал на окончательном и бесповоротном исключении России из «Большой семерки» и обещал заблокировать любые попытки возродить "Большую восьмерку. Канада и Украина были соавторами резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, резко осудившей нарушения Россией международных норм во время событий на Украине.
29 На характер и масштабы антироссийских санкций Канады влияет, прежде всего, позиция Соединённых Штатов, главного игрока в западной кампании против России. Известно, что Канада не только согласовывает свою международную деятельность с Вашингтоном, но нередко напрямую выполняет его поручения. При этом Белый дом может перекладывать на Канаду функции, которые он сам не хочет или по каким-то причинам не может осуществлять.
30 Во-вторых, у Канады есть и собственные задачи в контексте развития энергетического диалога между Россией и Западом. С одной стороны, канадские компании пытаются сохранить и упрочить свои позиции на российском рынке. С другой стороны, стремясь диверсифицировать торговлю топливом, которое почти полностью поставляется в США, канадская правящая элита рассматривает Россию как конкурента и рассчитывает использовать санкции, чтобы вытеснить российские компании из Европы. Напомним, что Канада обладает огромным энергетическим потенциалом и получает существенные дивиденды от продажи нефти и газа. К тому же интерес к европейскому рынку может возрасти в связи с заключением соглашения о поставках российского природного газа в Китай. Оно, скорее всего, нанесёт удар по крупным канадским проектам сжижения газа, рассчитанным на рынок КНР и всего АТР. Наличие этих двух тенденций – к взаимодействию и к соперничеству – определяет зачастую непоследовательный и противоречивый характер политики Оттавы.
31 В-третьих, громогласная политика Харпера объясняется также невысоким уровнем развития российско-канадских деловых связей накануне украинского кризиса и, соответственно, не слишком значительным ожидаемым ущербом для канадской экономики от их прекращения.
32 В-четвёртых, при формировании политики учитывается и реакция украинской диаспоры, выступающей за ужесточение санкций. Это одна из самых активных и сплоченных этнических групп Канады, насчитывающая более 1,2 млн человек (девятая по величине диаспора страны). Канада и прежде уделяла пристальное внимание развитию отношений с Украиной – первой признала её независимость в 1991 г., активно лоббировала в пользу её вступления в НАТО, дважды посылала туда делегации по линии «Сборной Канады» (престижные торговые делегации, состоявшие из политиков первого ранга и крупных бизнесменов). В 2011 г. С. Харпер даже получил награду от Украинского канадского конгресса за «большой вклад в развитие украинской общины.200 канадских военных специалистов обучают подразделения Вооруженных сил Украины навыкам боевых действий, а в июле 2015г. подписано соглашение о свободной торговле между двумя странами. Несмотря на это, большинство украинских организаций Канады недовольны слишком «слабыми» санкциями Оттавы.
33 В-пятых, антироссийская политика Оттавы весьма популярна –весной 2015 г. большинство канадцев высказались за сохранение санкций, а 28% - за их расширение. [13]
34 Отметим, что в целом по масштабам, содержанию и срокам применения, ограничения Канады оказались более умеренными, чем меры, которые использовались другими странами. Вместе с тем по агрессивности риторики С Харпер явно выделялся среди западных лидеров, позволяя себе неоправданно резкие, порой оскорбительные высказывания в адрес РФ и ее руководства.
35

Российско-канадские отношения на перепутье

 

До победы на выборах 2015г. содержание и тональность заявлений Дж. Трюдо, касавшихся российско-канадских отношений, были для Москвы не слишком обнадеживающими. Он обвинял Россию в безответственности, нагнетании конфликтности на Украине и Ближнем Востоке, срыве Минских соглашений, обострении ситуации в Арктике. Встретившись с В.В.Путиным уже в качестве премер-министра Канады на «полях» «Большой двадцатки» в Анталье, Дж. Трюдо призвал президента России «прекратить российское вторжение в Украину и соблюдать минские договоренности по Донбассу».

36 Вместе с тем внутри Либеральной партии росло осознание необходимости размораживания хотя бы части двусторонних контактов. Об этом свидетельствует состоявшаяся в конце апреля 2015г. встреча бывшего премьер-министра Канады Ж.Кретьена с Президентом РФ В.В. Путиным для обсуждения актуальных международных проблем. Ж.Кретьен, который в 2014г. был награжден российским Орденом Дружбы, прибыл в Россию в составе так называемой группы старейшин. [14] Как известно, С.Харпер после начала «санкционной войны» принципиально избегал прямых контактов с В.В. Путиным. Канадские комментаторы расценили факт встречи Ж.Кретьена с российским президентом как «политическую пощёчину», нанесённую главе правительства консерваторов.
37 Заслуживает внимания и другое событие. На пресс-конференции в ходе избирательной кампании 2015г. Ж.Кретьен приветствовал военное вмешательство России в сирийский конфликт, что шло вразрез с позицией тогдашнего премьер-министра С.Харпера. Напомним, что Ж.Кретьен, так же как и другой экс-премьер-министр Канады П.Мартин, активно поддержали Дж.Трюдо в качестве кандидата на пост премьер-министра Канады на выборах 2015г. и оказывали ему консультативную помощь. Консерваторы болезненно отреагировали на выступление Ж.Кретьна, обратившись за разъяснениями в штаб-квартиру Либеральной партии, однако Либералы от комментариев отказались. Оба прецедента свидетельствуют об определенных пророссийских настроениях в верхушке Либеральной партии. Это обстоятельство, а также вклад прошлых либеральных правительств (во главе с П.Э.Трюдо, Ж.Кретьеном) в развитие советско/российско-канадских отношений, дали основания для прогнозирования аналитиками некоторого ослабления наиболее «громких», «одиозных» нот, звучавших в риторике Оттавы в адрес России в последнее десятилетие.
38 Следует отметить, что Дж.Трюдо несколько смягчил тональность заявлений в отношении России во время российско-турецкого инцидента в ноябре 2015г., предложив посредничество Канады в улаживании конфликтной ситуации.
39 Потепление в российско-канадских отношениях наметилось после пресс-конференции министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, который назвал последние годы «периодом утерянных возможностей» для обеих стран. «У нас очень добрые давние отношения. Канада – влиятельный, уважаемый участник международных отношений. У нас во многом общие задачи, совпадающие интересы в том, что касается освоения Арктики и вообще сотрудничества в северных широтах, хороший опыт практического сотрудничества в целом ряде областей: в экономике, торговле, в северных широтах. В наших отношениях периодически были взлеты и падения, но в итоге каждый раз все-таки здравый смысл брал верх», – сказал С.Лавров. [15]
40 Ответ Канады последовал незамедлительно и тоже был доброжелательным. На встрече с журналистами С. Дион, заявил, что «хотя Канада всегда поддерживала Украину, настало время начать работать и с Россией», с которой у Оттавы есть много общих интересов. Отсутствие контактов по данной проблеме не способствует преодолению кризиса и не является помощью Украине, пояснил глава канадского МИДа. Диалог между Канадой и Россией существовал даже в годы холодной войны. «А теперь, из-за политики прежнего правительства, общения практически нет. В это время США, Япония и другие государства поддерживают диалог с Россией». «Все, кроме Канады», – добавил Дион. [16]
41 После такого обмена мнениями канадские СМИ заговорили о «перезагрузке» российско-канадских отношений, сенсационном прорыве, возможной отмене введенных ранее санкций. Этот оптимизм оказался, однако, преждевременным, а ожидания – завышенными. Удар по наметившемуся сближению нанесло заявление Оттавы от 18 марта 2016г. о расширении антироссийских санкций еще на 10 юридических и двух физических лиц.
42 Дальнейший ход событий покажет, какая из тенденций – конфронтационная или направленная на смягчение напряженности, будет преобладать на российско-канадском направлении при правительстве Дж.Трюдо. Добавим, что в пользу второго тренда говорит отказ Оттавы в мае 2016г. принимать канадский аналог «Акта Магнитского». В США Акт Магнитского действует с 2012 г., а в феврале 2016г. Сенат США одобрил законопроект, расширяющий сферу действия «закона Магнитского» на все страны мира - прежде он распространялся только на Россию.
43 Принятие решения по поводу канадского Акта Магнитского проходило в Канаде в обстановке острых политических дискуссий. Еще при правительстве С.Харпера в марте 2015г. Палата общин проголосовала за резолюцию о применении антироссийских санкций в отношении лиц, причастных к делу Магнитского, предложенную депутатом от Либеральной партии И.Котлером. Вопрос был, однако, отложен из-за начавшейся избирательной кампании 2015г. Введение канадского варианта Акта Магнитского стало одним из предвыборных обещаний Либеральной партии. В мае 2016г. парламентарии вернулись к теме Акта Магнитского: законопроект был внесен и в нижнюю, и в верхнюю палаты. На этот раз авторами были представители Консервативной партии Дж.Безан и Р.Андрейчук. К лоббированию в пользу канадского Акта присоединился и генеральный директор Hermitage Capital Management У. Браудер, который, по его словам, является близким другом министра внешней торговли Канады Х.Фрилэнд и нашел в ее лице поддержку.
44 Несмотря на предвыборные обещания, политическую и, судя по сообщениям СМИ, внутрипартийную борьбу, правительство Дж.Трюдо отказалось от принятия Акта. Выступая в парламенте, С.Дион сказал, что действующее в Канаде законодательстве дает достаточно оснований для противодействия нарушениям прав человека. А высокопоставленный чиновник в беседе с журналистами «Глоб энд мейл» добавил, что Акт Магнитского — «плохая идея», так как С.Дион не хочет обострять отношения с Россией и прикладывает усилия для возобновления диалога с Кремлем». К тому же легализация Акта «может навредить канадским компаниям, заинтересованным в деловых связях с Россией». [17]
45 Высказывались и другие соображения относительно мотивов Оттавы. Канадская «Нэшнл Пост» связывает отношение Оттавы к Акту Магнитского с приглашением Канады к участию в Международной группе поддержки Сирии (МГПС). [18] В случае одобрения Канадой этого закона «Россия могла бы наложить вето на вступление Канады в МГПС». Несмотря на то, что канадские официальные лица отвергают такую связь, данное предположение, скорее всего, имеет под собой почву: известно, что участие в решении сирийского конфликта является одним из важных направлений международной политики Трюдо. Решение правительства вызвало критику как внутри Канады – против него выступил, в частности, бывший премьер пров.Онтарио Р.Рэй - так и в США. Реакцию США на «некорректное поведение» Канады выразил бывший посол США в РФ, ныне профессор Стэнфордского университета М.Макфол. Он расценил решение Оттавы как нежелание защищать права человека и усмотрел в нем «проявление слабости». [19]
46 Высказывания М.Макфола были восприняты в Канаде как попытка оказания давления на ее руководство. М.Макфолу ответил уже упоминавшийся выше экс-посол Канады в России К.Уэсдалл, который написал, что Канада стремится к возобновлению взаимодействия с Россией, чтобы отстаивать интересы своей национальной безопасности, чтобы отразить волну новой холодной войны и прекратить "ожесточенную борьбу за Украину". «"Дион рассуждает правильно. Крупный ущерб, который канадская копия "Закона Магнитского" причинила бы нашим интересам в России в сферах безопасности, экономики и других, намного превысит его весьма сомнительную пользу для прав человека"- резюмирует К. Вестдал. [20] Отметим в заключение, что главным фактором, определяющим характер диалога между Москвой и Оттавой, по-прежнему будет состояние российско-американских отношений, которые по оценкам российских специалистов, будут, скорее всего, носить в ближайшем десятилетии характер противостояния. Это во многом связано с ситуацией на Украине и проблемой Крыма, решение которой до сих пор не найдено. Против «оттепели» будет возражать сильное антироссийское, прежде всего, украинское лобби, в Канаде.
47 Надо вместе с тем признать, что экономическая заинтересованность в снятии санкций, присутствующая и у России, и Канады, а также исторические традиции двустороннего диалога являются факторами, которые при благоприятном стечении обстоятельств могут способствовать восстановлению хотя бы некоторых сфер прекращенного российско-канадского взаимодействия. Определенное влияние могут оказать авторитетные политические деятели и эксперты, высказывающиеся в пользу размораживания контактов. Среди них – Ж.Кретьен, бывшие послы Канады в России Дж.Кинзман, К.Уэстдал, , долгое время проработавшие в нашей стране, бывший министр иностранных дел Л.Эсуорзи. Немаловажным фактором, действующим в русле ослабления или сворачивания санкций, может быть позиция бизнес-сообщества Канады, заинтересованного в продолжении сотрудничества с Россией. Показательно, что после объявления первой серии рестрикций против России руководители канадо-российской бизнес-ассоциации и отдельных канадских компаний обратились к правительствам обеих стран с призывами проявлять сдержанность и не наносить ущерб взаимовыгодным экономическим отношениям. Особенно активно лоббировал сбалансированный подход в отношении России глава канадской «Бомбардье» Пьер Бодуа, заказ которой на продажу турбовинтовых самолетов общей каталожной стоимостью около 3,4 млрд. долл. заморожен в связи с введением канадских ограничений. Представляется, что для выхода из тупика потребуется время и продуманные усилия со стороны как российских, так и канадских политических, деловых, научных кругов и общественности, которые могли бы предложить различные сценарии возобновления прерванного диалога.

References

1. Rossijsko-kanadskie torgovo-ehkonomicheskie otnosheniya. Spravochnyj material. 16-06-2014 // Veb sajt MID RF http://archive.mid.ru//ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e7004196dd/852c88fa2fd18a9f43256a2c0049b418?OpenDocument.

2. Rossijsko-kanadskie torgovo-ehkonomicheskie otnosheniya. Spravochnyj material. 21-10-2011// Veb sajt MID RF. http://www.mid.ru/bdomp/ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e7004196dd/449c346b1eecef59c3256e6d002e70cb!OpenDocument

3. Sm.podrobnee: Israelyan E.V.Vneshnepoliticheskaya povestka dnya Kanady.//SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura.2012, №1, str.61-74

4. Special Economic Measures (Syria) Regulations. SOR/2011-114. Registration 2011-05-24 http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/sor-2011-114/FullText.html

5. Tasker, J. Canada should align with Russia to fight ISIS in Syria, ambassador says// CBC News , Oct 07, 2015

6. National Defence and the Canadian Armed Forces. Operation IMPACT – Air Task Force-Iraq airstrikes// Available at: http://www.forces.gc.ca/en/operations-abroad-current/op-impact-airstrikes.page

7. Bailey, I.Chrétien’s support of Russian intervention in Syria draws fire//The Globe and Mail, Oct. 01, 2015

8. V fevrale 2016 g. liberal'noe pravitel'stvo Dzh.Tryudo chastichno snyalo sanktsij v otnoshenii Irana posle togo kak Mezhdunarodnoe agentstvo po atomnoj ehnergii (MAGATEh) ob'yavilo o vypolnenii Tegeranom vsekh uslovij, kasayuschikhsya demontazha yadernoj programmy.

9. D. Schwartz Why Canada severed relations with Iran// CBC News September 8, 2012

10. Ch.Westdal. A Quiet Ruin How did our relationship with Russia become so dysfunctional?// Literary Review, October 2012 http://reviewcanada.ca/essays/2012/10/01/a-quiet-ruin/

11. Volodin D.A. Kanada, Rossiya i programma»global'noe partnerstvo»// SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2009. № 7. S. 35-54

12. Sm. podrobnee: Israelyan E.V. Uchastie Kanady v antirossijskikh sanktsiyakh. //SShA-Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2015,№4, str.64-75

13. Simmons K., Stokes B. Poushter J. The PEW Center Report. June 10,2015 http://www.pewglobal.org/2015/06/10/1-nato-public-opinion-wary-of-russia-leary-of-action-on-ukraine/

14. V nee vkhodyat byvshie glavy gosudarstv ili mezhdunarodnykh organizatsij, vidnye obschestvennye deyateli, zasluzhivshie bol'shoj avtoritet vo vsyom mire, no uzhe ne zanimayuschie ofitsial'nykh postov

15. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannykh del Rossii S.V.Lavrova v khode press-konferentsii po itogam deyatel'nosti rossijskoj diplomatii v 2015 godu, Moskva, 26 yanvarya 2016 goda 116-26-01-2016 // http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2032328

16. Zimonjic , P. Stéphane Dion signals willingness to re-engage with Russia// CBC News Jan 26, 2016. http://www.cbc.ca/news/politics/russia-canada-relations-diplomacy-dion-lavrov-1.3420781

17. Fife, R. Dion rejects law targeting Russian human-rights violators //The Globe and Mail, May 12, 2016

18. Ivison J. Liberals deny appeasing Russians over human rights law for invitation to Syrian talks// National Post, May 17, 2016

19. Westdal Ch.Stéphane Dion is right: Magnitsky-style sanctions make no sense for Canada//The Globe and Mail, May 27, 2016

20. Ibidem

Comments

No posts found

Write a review
Translate